Методические рекомендации по проведению открытого классного часа по теме: "Семейный бюджет"
классный час на тему

Галактионова  Жанна Владимировна

Методические рекомендации содержат материал о необходимости планировать бюджет семьи, правилах и методах планирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodichka.doc108.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

               Государственное профессиональное образовательное учреждение

Тульской области

 «Алексинский химико – технологический техникум».

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по проведению  открытого классного часа

Тема: «Семейный бюджет»

Разработал:                                                                                       преподаватель

                                                                                                        экономических    

                                                                                                            дисциплин

                                                                                     Галактионова Ж.В.

                                                                                                                           

                                                                             

         

                                                     г. Алексин  

                                                          2017      

Содержание

  1. План занятия                                                                                                     3                                                                                          
  2. Пояснительная записка                                                                                    5                                                                                                                                                                            
  3. Вступительное слово преподавателя                                                              6                          
  4. Материал мероприятия                                                                                    7                                                    
  5. Заключительное слово преподавателя                                                            13                      

Список литературы                                                                                           14                                                                                                

      Приложения                                                                                                      15                        

1. План мероприятия

Учебная дисциплина: «Финансы, денежное обращение и кредит»

Дата: «__»________2017

Группа: 1 курс, гр. 169

Тема мероприятия: «Семейный бюджет»

Форма мероприятия:  тренинг

Методы обучения: словесные, наглядные

Цели мероприятия:

  • привить интерес к выбранной профессии,
  • повысить финансовую грамотность студентов,
  •   сформировать представление о бюджете семьи; изучить структуру и состояния бюджета семьи; рассмотреть правила и алгоритм составления семейного бюджета;
  •  воспитать бережное отношение к ресурсам,
  • привить навыки элементарных финансовых расчетов;
  • повысить  интерес к занятиям по дисциплине «Экономика»,
  • развить познавательную активность студентов, их творческие и коммуникативные способности,
  • привить навыки самостоятельного поиска необходимой информации, ее обработки и анализа,
  • сформировать у студентов профессионально значимые личные качества: чувство гордости и любви к избранной профессии; ответственность за порученное дело; культуру общения в коллективе;  взаимовыручку.

Оснащение:

  • тематическая презентация по дисциплине, ноутбук, мультимедийное оборудование
  • раздаточный материал
  • тематические газеты

Время: 60 мин

Место: 211


     Ход мероприятия

  1. Вступительное слово преподавателя

2. Семейный бюджет: понятие, причины и алгоритм составления

3. Игра: составление семейного бюджета

4. Правила и методы составления бюджета семьи

6.Основные финансовые ошибки

7. Веселое анкетирование

  1. Заключительное слово преподавателя

  1. Пояснительная записка

     Тренинг – метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений, навыков и социальных установок. Тренинг довольно часто используется, если желаемый результат – это не только получение новой информации, но и применение полученных знаний на практике.

      Тренинг может рассматриваться с разных точек зрения:

 - как форма активного обучения, целью которого является передача знаний, развитие некоторых  навыков и умений;

 - как тренировка, в результате которой происходит формирование и обработка умений и навыков;

  • как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способа решения своих проблем.

     Виды тренингов:

1) навыковый

2) психотерапевтический

3) социально – психологический

4) бизнес – тренинг.

В результате тренинга студенты обучаются правильному поведению в тех или иных ситуациях, закрепляют полученные знания на практике через проигрывание.

     Плюсы тренингов:

 - получение новых знаний,

 - приобретение новых навыков и моделей поведения,

 - приобретение веры в себя,

 - возможность узнать много нового о людях, мире вообще,

 - можно лучше узнать и понять себя.

     Минусы тренингов:

 - не все люди любят раскрывать свои мысли, мечты т.п.,

 -  не все могут отстаивать свою точку зрения.

  1.  Вступительное слово преподавателя

        Преподаватель приветствует обучающихся и приглашенных лиц; сообщает тему мероприятия, подчеркивает ее актуальность;  называет цели мероприятия.

       В каждой семье рано или поздно встает вопрос об экономии и разумном расходовании средств. Случается это, как правило, когда семейная пара задумывается, куда так быстро «утекают» деньги из кошелька. Весь парадокс ситуации заключается в том, что и жена, и муж могут зарабатывать весьма прилично, а денег все равно не хватает. Такая ситуация возникает из–за неправильного управления личными финансами.

       Что же делать?! Выручить может детальный учет финансов, а значит – планирование и последующее соблюдение семейного бюджета.

  1. Материал  внеурочного мероприятия

4.1 Семейный бюджет: понятие, причины и алгоритм составления

Семейный бюджет представляет собой баланс расходов и доходов семьи и используется для характеристики жизни людей.

 Планировать семейный бюджет необходимо по нескольким причинам: -  экономия денежных средств;

  • изменение психологического климата в семье (отношения становятся спокойными, отпадают поводы для трений, обид и ссор);
  • в сохранении вашего финансового благополучия

 -    подготовка подростков  к  самостоятельной семейной жизни.

,

  • воспитание  у детей чувство ответственности за свою семью, своих близких и самостоятельности.

Алгоритм создания

1. Составьте четкое представление о своих доходах. Запишите все свои источники дохода как основные, так и дополнительные (сколько, где  и когда вы получаете). Желательно это сделать не только на месяц, но попробовать просчитать и весь год.

2. Сделайте список своих ежемесячных расходов – вы должны четко представлять структуру своих расходов ( и не только на месяц).

3.  Посчитайте свои доходы и расходы.

Если в результате ваши доходы превысят ваши расходы, вы на правильном пути. Это значит, что вы можете правильно распределять средства по наиболее требуемым статьям расходов. Если же, ваши расходы превысили доходы, то необходимо скорректировать (сократить отдельные статьи расходов, как правило переменную часть).

4. Осуществляйте постоянный контроль за своим семейным бюджетом

     

Начинать рекомендуется с доходов, т.к. это и проще, и приятно

Доход  - это деньги и материальные ценности, получаемые всеми членами семьи от занятий разной деятельностью.

    Статьи семейных доходов:

     - зарплата,                                   - подарки,

     - аванс,                                        - премия,

     - алименты,                                  - приз (выигрыш),

     - возврат налогов,                        - стипендия,

     - дивиденды,                                - приработок,    

     - социальное пособие,                  - пенсия,                                    

     - доход от бизнеса,                       - проценты.

          Расходы – это деньги, которые члены семьи отдают из семейного бюджета. 

Существуют различные классификации расходов. Рассмотрим основные из них.

Классификация расходов по важности:

1. Обязательные  -   это расходы на питание, жилье, товары для дома, лекарства, одежда, транспорт, выплаты по кредиту, страховки и т. д.  – должны составлять не более 50 %

2. Желательные   - это расходы на     развлечение, кружки, интернет, телефон, книги, салоны красоты, косметика, без которых можно обойтись, но при достаточных финансах – они норма.

3. Имиджевые – это расходы товары, стоимость которых пропорциональна доходу, амбициям, положению – путешествия, автомобиль, телефон, одежда

 

   фото данных расходов

Классификация расходов по величине:

1. Мелкие расходы – продукты, проезд, газеты, завтраки в школе, хозяйственные расходы и т.д..

  1. Средние расходы – одежда, развлечения, мелкая бытовая техника и т.д.
  2. Крупные расходы – мебель, ремонт, крупная бытовая техника

   фото данных расходов

Классификация расходов по категориям:

  1. Постоянные расходы – те, которые вы платите каждый месяц и без оплаты которых, вам никак не обойтись. Например, плата за кредит, коммунальные услуги, арендная плата и т.д. Эти расходы по большей части являются существенными и слабо меняются.
  2. Переменные расходы – расходы, которые меняются каждый месяц и включают такие пункту, как бензин, еда, развлечения и подарки.

   фото данных расходов

        Существуют разные варианты дробления расходов бюджета семьи. Я бы советовала начать учет по самым крупным группам. Детализация групп расходов сильно зависит от финансовой ситуации и опыта составления бюджета семьи.

       

 Предлагаю такую группировку расходов:

1.Дом (аренда, налоги, содержание дома).

2.Питание (продукты, кафе, рестораны).

3.Долги (кредиты, долги).

4.Транспорт (автомобиль, такси, общественный транспорт).

5.Счета на услуги (вода, газ, телефон и т.п.).

6.Личные расходы (одежда, медицина, книги, обувь, лекарства, развлечения и т.д.).

7.Другие расходы

Состояния бюджета семьи:

  1. Сбалансированный – ситуация, при которой доходы равны расходам.
  2. Профицитный -  ситуация, при которой доходы превышают  расходы
  3. Дефицитный - ситуация, при которой расходы превышают доходы.

       Если в результате расчетов доходы превышают расходы, вы на правильном пути. Это означает, что вы можете распределить излишние средства по наиболее требуемым статьям бюджета, например, переплата кредита.

      Если же расходы превышают доходы, то нужно сделать некоторые изменения. В данном случае, необходимо обратить внимание на переменные расходы, чтобы найти в них  статьи  для сокращения расходов.

4. 2. Игра: составление семейного бюджета

Образец бюджета семьи

Доходы

Сумма,

     т.р.

Расходы

Сумма,

т.р.

Заработная плата

Питание

Стипендия

Оплата ЖКХ

Пенсия и др. пособия

Транспорт

Подарки

Интернет

Алименты

Питомец

Доходы от предпринимательской деятельности

Бензин

Прочие поступления

Итого

Итого

          Классный руководитель предлагает обучающимся поучиться составлять бюджет семьи в процессе игры. Вся группа делится на «семьи» и каждая «семья» получает карточку с заданием. Время выполнения задания – 20 минут. По истечении указанного времени, студенты и преподаватель обсуждают полученные результаты: проверяют правильность составления бюджета семьи, выявляют ошибки, определяют состояние бюджета и обсуждают возможные способы преодоления дефицита семейного бюджета.

Задание 1.  Каждая семья получает карточку, где указаны члены семьи, предполагаемый размер зарплаты, стипендии, пенсии, источники дополнительных доходов семьи и их размер и заполняют «Доходную часть семейного бюджета».

Задание 2. «Семьи» планируют предстоящие расходы на один месяц исходя из общей суммы предполагаемых доходов, заполняют «Расходную часть семейного бюджета».

Задание 3. Сравнить доходную и расходную части семейного бюджета. Определить какой бюджет получится у каждой «Семьи»: сбалансированный, с дефицитом или избыточный.

  1. 3 Правила и методы составления бюджета семьи

          Существуют гениальные по своей простоте методы планирования бюджета, рассмотрим наиболее эффективные из них.

  1. Схема от Эндрю Тобиаса, автора книги «Единственное руководство по инвестированию, которое когда – либо Вам может понадобиться».
  • избавьтесь от долгов и кредитов,
  • откладывайте на личный счет до 20 %,
  • живите в уловольствие на оставшиеся 80 %.

2. Метод, также состоящий из трех шагов. Делите   общий доход на три части:

  • 20 % - откладывайте на счет,  
  • 30 % - тратьте на то, что пожелаете (хобби, отдых, развлечения и т.д.ю),
  • 50 % - расходуйте на первоочередные вещи (продукты, лекарства, ЖКХ и т.п.).

  1. Метод от Ричарда Дженкинса, автора статей сайта MSN Money. Он предлагает делить доход на 5 частей:
  • 60 % - текущие расходы,
  • 10 % - пенсионные накопления,
  • 10 % - долгосрочные покупки  и выплаты,
  • 10 % - карманные расходы,
  • 10 % - отдых и развлечения.

         Данные схемы позволяют не только планировать семейный бюджет, но и выработать финансовую привычку. После того, как Вы определитесь какого метода  будете придерживаться, заведите себе тетрадь, файл или программу ведения семейного бюджета.

       Сейчас появилось немало электронных программ ведения семейного бюджета. Наиболее известные: «Домашняя бухгалтерия», «Учет наличных», «Family»  и др.   Программы по учету личных финансов можно скачать в Интернете..

Выбирая программу, обратите внимание на  простоту ее использования, возможности получения отчетов за конкретный период и возможность архивирования данных.

         Программы также помогают рисовать  диаграммы по составленным отчетам трат и поступлений. В них предусмотрены подкатегории, которые позволяют не только суммировать расходы, но и увидеть , на какие конкретные товары и услуги потрачено много денег.

         Планируя свои расходы, не забывайте про такие праздники, как 8 марта, Новый год, «23 февраля, дни рождения значимых для Вас людей. Также стоит учитывать некоторое повышение цен на услуги и товары.

       Лучший минимальный срок для планирования – месяц.

Правила планирования семейного бюджета:

А) Внимательно записывайте все траты за месяц (проанализировав их, вы сможете понять, какие траты можно сократить, отложить на покупку или отпуск);

Б) планируйте буквально все покупки (это касается и крупных приобретений, и мелочей);

В) Оставляйте определенную сумму на непредвиденные расходы (из экономии не стоит отказываться совсем от развлечений);

Г) Заручитесь поддержкой всех членов семьи (семья должна быть одной командой, иначе ничего не получится);

Д) Поставьте себе цели.

Цели:

а) конкретные              

б) измеримые            

в) достижимые

г) насущные          

д) определенные (по времени)

  1. .Основные финансовые ошибки

1.Отсутствие «подушки безопасности» - подавляющие большинство людей считают, что какие-то накопления совершенно ни к чему.

2.

Неправильные параметры кредита – кредит должен быть взят в той валюте, в которой Вы получаете зарплату; быть не слишком «длинным» (кредит в 200000 рублей, взятый на 5 лет вместо 2 лет,  приведет к уплате лишних 110000 рублей банку); быть не слишком «большим» (взятые лишние 50000 рублей в кредит приведут к выплате банку 75000 рублей, а может и больше).

3.

Погоня за доходностью – без рисковая доходность выше, чем процент по депозиту не существует.

4.

.Пренебрежение страхованием – в России страхование жизни, здоровья, имущества не популярно, хотя страхование жизни, имущества является залогом уверенности в завтрашнем дне

5.

Пренебрежение налоговыми льготами – очень мало людей в России пользуются всеми видами налоговых выплат.

5 .Веселое анкетирование

Тест. «Мот или жмот» или веселое анкетирование

Тест, который нужно читать не без доброй улыбки и использовать как повод для размышления.

1. Съедаешь ли ты все то, что лежит в твоей тарелке?

(Да - 3 балла; когда как – 2 балла; нет – 1 балл.)

2. Покупаешь ли ты дорогие билеты на концерт или спектакль?

(Да – 1 балл; нет – 3 балла.)

3. Выбрасываешь ли ты сразу чулок (носок), если в нем обнаружилась дыра?

(Да – 1 балл; нет – 4 балла.)

4. Уйдешь ли ты из очереди за модной вещью, если у прилавка выяснится, что товар твоего размера закончился, но есть другие?

(Да – 5 баллов; когда как – 2 балла; нет – 1 балл.)

5. Передариваешь ли вещи, которые подарили тебе?

(Да – 3 балла; когда как – 2 балла; нет – 1 балл.)

6. Как ты будешь копить деньги?

(В сбербанке – 4 балла; другим способом – 3 балла; не будет такой привычки – 1 балл.)

7. Часто ли ты меняешь кошельки и бумажники?

(Да – 1 балл; раз в 2 – 3 года – 2 балла; менять не собираюсь – 4 балла.)

7 – 11 баллов. Сюда попадают те, у кого на руках обычно либо очень малые суммы, либо очень крупные. Первым нужно поискать честный способ зарабатывать денег больше. Вторым – представить свою жизнь после того, как мамины дотации прекратятся. И тем и другим – помнить при выборе профессии, что пока они плохие финансисты.

12 – 16 баллов. Ты человек не скупой, но и не очень щедрый, потому что тебе всегда не будет хватать 50 рублей до стипендии (зарплаты). Вряд ли родители доверяют тебе делать крупные покупки. Если это происходит, то в силу крайней необходимости. Попробуй записывать, на что уходят деньги, - найдешь резервы экономии.

17 – 22 балла. Ты бережешь рубли, отказываясь от мелких и действительно не очень нужных трат. Это похвально. Беря взаймы, всегда будешь знать, из каких доходов будешь возвращать долг. Единственное, что не нравится твоим друзьям и знакомым, - это эпизодически проявляющееся стремление «прокатиться за чужой счет».

23 – 26 баллов. Стремясь экономить, ты будешь очень скуп. Возможно, из – за этого будут портиться отношения с окружающими. И потом, ты много теряешь, отказываясь от лотерейного билета, случайного путешествия или подарка «просто так».

6. Заключительное слово преподавателя

    Преподаватель подводит итоги мероприятия, благодарит участников и приглашенных лиц.

      Также классный руководитель (преподаватель экономических дисциплин) задает студентам домашнее задание: составить бюджет собственной семьи за несколько месяцев, проанализировать изменения его состояния . Свои расчеты студенты должны будут продемонстрировать на практическом занятии по дисциплине: «Экономика».

Список литературы

Материалы следующих интернет – ресурсов:

www.retportal.ru (Расчет бюджета семьи);

www.duh.ru (Бюджет семьи, каким ему быть?);

www.kleo.ru (Семейный бюджет под охраной);

www.yahnuo.ru (Семейка).

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1: Раздаточный материал

Карточка с заданиями

Приложение 2: Отзывы

Приложение 3: Фото отчет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая рекомендация к проведению открытого урока по ОП.03 Административну праву На тему: АДМИНИСТРАТИВНЫЕ НАКАЗАНИЯ

Пояснительная запискаТип урока: комбинированный урок с элементами урока-практикума.Цель урока: обеспечить в ходе урока усвоение и закрепление понятий «административные  наказания ...

Методическая разработка по проведению открытого классного часа «День молодого избирателя»

Методическая  разработка по проведению открытогоклассного часа«День молодого избирателя»...

Методическая рекомендация к проведению открытого урока по теме "Разделение властей в Российской Федерации"

Разделение властей  в РФ Согласно ст 11. Конституция РФ  Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Феде...

Методические рекомендации по проведению открытого внеклассного мероприятия «Конференции «Информационные технологии в профессиональной деятельности»

Конференция, как форма организации учебно-воспитательного процесса, предусматривает присутствие в одной аудитории студентов, которые объединены одной целью — решение определенной теоретической и...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для проведения открытого урока на тему: «Асинхронные машины»

Главным достоинством нетрадиционных форм уроков является развитие и совершенствование профессиональной компетенции обучающихся, расширение по сравнению с базовым уровнем знаний об  асинхронных ма...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для проведения открытого урока на тему: «Однофазные асинхронные двигатели»

Для того чтобы интенсифицировать учебный процесс, возбудить и удержать интерес студентов к учебному труду предлагаю провести комбинированный урок на тему «Однофазные асинхронные двигатели»...