2016 ОП 17 Рабочая программа Организация продаж банковских продуктов и услуг специальность 38.02.07 "Банковское дело" (углубленной подготовки)
рабочая программа на тему

Буланова Ирина Леонидовна
Рабочая программа учебной дисциплины «Организация продаж банковских продуктов и услуг (практикум)» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.07 Банковское дело.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«КРАСНОГОРСКИЙ КОЛЛЕДЖ»                                                                                                                     

                                                                                                     

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины

ОП 17.  «Организация продаж банковских

продуктов и услуг (практикум)»

специальность 38.02.07 «Банковское дело»

 

г.Красногорск, 2016г.

РАССМОТРЕНО

на заседании отделения ______________________

Протокол №_____

от "____"_________20___г.

СОГЛАСОВАНО:

на заседании

Методического совета

Протокол №____

от  "___" ________ 20__г.

УТВЕРЖДАЮ

зам.директора по учебной работе

_____________ И.М. Рыжова

"___"_____________ 20___г.

Организация-разработчик:

ГБПОУ МО «КРАСНОГОРСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Разработчик: Преподаватель Буланова И.Л.

                                

Программа разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.07 «Банковское дело», утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 28 июля 2014 г., №837.

Эксперт образовательного учреждения:

ГБПОУ МО

«Красногорский колледж»

Преподаватель

Маркова Т.М.

(место работы)

(занимаемая должность)

(инициалы, фамилия)

Эксперты предприятия:

Бизнес-центр «Красногорский» ПАО «Московский Кредитный Банк»

Советник Вице-Президента Дирекции регионального развития

Чаусянская И.П.

(место работы)

(занимаемая должность)

(инициалы, фамилия)

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ..…..4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ...................6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ ...................14

     4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

         ДИСЦИПЛИНЫ .....................………………………………………………......17

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОДАЖ БАНКОВСКИХ ПРОДУКТОВ

И УСЛУГ (ПРАКТИКУМ)»

  1. Область применения программы

     Рабочая программа учебной дисциплины «Организация продаж банковских продуктов и услуг (практикум)» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.07 Банковское дело.

     

  1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Учебная дисциплина «Организация продаж банковских продуктов и услуг (практикум)» входит в образовательный цикл

  1. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- осуществлять сбор информации о клиентах, производить сегментирование клиентской базы;

- владеть техникой ведения переговоров с клиентами;

- использовать личное имиджевое воздействие на клиента;

- организовывать презентации банковских продуктов и услуг;

- представлять преимущества конкретных банковских продуктов и услуг;

- осуществлять продажу банковских продуктов и услуг;

- осуществлять послепродажное обслуживание клиентов;

- предотвращать и разрешать конфликтные ситуации.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:  

- организацию процесса продаж в банках;

- этапы продаж банковских продуктов и услуг;

- основные каналы продвижения банковских продуктов и услуг;

- каналы и методы привлечения клиентов в банк;

- основные требования к качеству обслуживания клиентов банка;

- принципы и правила установления контактов с клиентами;

- психологические типы клиентов;

- способы выявления потребностей клиентов;

- правила подготовки и проведения эффективной презентации;

- приемы и методы работы с возражениями;

- приемы и методы послепродажного сопровождения клиентов;

- правила поведения в конфликтных ситуациях


Специалист банковского дела должен обладать общими компетенциями (по базовой и углубленной подготовке), включающей в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Развивать культуру межличностного общения, взаимодействия между людьми, устанавливать психологические контакты с учетом межкультурных и этнических различий.

ОК 11. Знать правила техники безопасности, нести ответственность за организацию мероприятий по обеспечению безопасности труда.

Профессиональные компетенции (ПК):

ПК 1.1. Осуществлять расчетно-кассовое обслуживание клиентов.

ПК 1.2. Осуществлять безналичные платежи с использованием различных форм расчетов в национальной и иностранной валютах.

ПК 1.3. Осуществлять расчетное обслуживание счетов бюджетов различных уровней.

ПК 1.4. Осуществлять межбанковские расчеты.

ПК 1.5. Осуществлять международные расчеты по экспортно-импортным операциям.

ПК 1.6. Обслуживать расчетные операции с использованием различных видов платежных карт.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося - 102-часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 72-часа;

     самостоятельной работы обучающегося -30 часов


  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

                 2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

102

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

72

в том числе:

практических работ

72

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

30

Итоговая аттестация в форме

Дифференцируемого зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов

профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень

освоения

1

2

3

4

ОП 17.

Организация продаж банковских продуктов и услуг (практикум)

102

Тема 1.

Характеристика процесса продаж банковских продуктов и услуг

Практические занятия

10

1.

Практическое занятие. Понятия «банковский продукт» и «банковская услуга». Общая характеристика основных видов банковских продуктов и услуг. Конкуренция и конкурентные отношения на рынке банковских продуктов и услуг. Характеристики банковского продукта, влияющие на его конкурентоспособность.  

1

2.

Практическое занятие. Понятие «продажа». Особенности продажи банковских продуктов и услуг. Субъекты и объекты процесса продаж. Базовые модели продаж: продажа, ориентированная на продукт; продажа, ориентированная на клиента. Организация процесса продаж в банке. Особенности организации продаж для частных и корпоративных клиентов. Управление процессом продажи банковских продуктов и услуг. Планирование объемов продаж банковских продуктов и услуг: разработка плана работы с текущими клиентами; плана привлечения новых клиентов.

2

3.

Практическое занятие. Ролевая игра «Распределение функциональных обязанностей между участниками процесса продаж банковских продуктов и услуг».

2

4.

Практическое занятие. Анализ конкурентных преимуществ банка и его продуктов и услуг.

2

5.

Практическое занятие. Выполнение тестовых заданий.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Виды овеществленных результатов самостоятельной работы обучающихся:

- Изучение конспекта лекций, основной и дополнительной литературы; выполнение поисково-аналитического задания по теме «Конкуренция на рынке банковских продуктов и услуг»;  

- Подготовка сообщений на основе материалов периодической печати и интернет-сайтов по темам: «Практика российских банков в сфере организации продажи банковских продуктов и услуг».  Особенности банковского маркетинга, индивидуальное обслуживание клиентов банка, ценообразование на банковские продукты и услуги, имидж банка и потребительские свойства банковского продукта.

4

3

Тема 2. Стратегии продаж банковских продуктов и услуг.

Практические занятия

14

1.

Практическое занятие. Содержание понятия «стратегия продаж». Виды стратегий продаж, их характеристики. Основные этапы формирования и реализации стратегии продаж. Анализ общей конкурентной ситуации, в которой находится банк. SWOT-анализ.

2

2.

Изучение маркетинговых действий конкурентов. Изучение рыночного спроса и предложения на банковские продукты и услуги. Прогнозирование спроса на банковские продукты и услуги.

2

3.

Практическое занятие. Исследование покупательских предпочтений. Формирование конкурентного продуктового предложения. Сегментирование клиентской базы. Позиционирование продукта. Выбор стратегии продаж.

2

4.

Практическое занятие. Каналы продвижения банковских продуктов и услуг. Их особенности преимущества и недостатки.  Стратегии банка по привлечению клиентов. Канады привлечения клиентов. Особенности их применения для различных групп клиентов. Меры, предпринимаемые банками для привлечения клиентов.

2

5.

Практическое занятие. Деловая игра «Новый банковский продукт.  Анализ различных каналов продвижения банковских продуктов и услуг.

2

6.

Практическое занятие. Выполнение заданий по сегментированию клиентской базы банка и позиционированию банковских продуктов.

2

7.

Практическое занятие. Выполнение тестовых заданий.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Виды овеществленных результатов самостоятельной работы обучающихся:

- Изучение конспекта лекций, основной и дополнительной литературы.

- Подготовка сообщений на основе материалов периодической печати и интернет-сайтов по темам: «Практика применения российскими и зарубежными банками различных каналов продвижения банковских продуктов и услуг», «Факторы, влияющие на выбор банком стратегии продаж».  

- Цели и методы сегментирования клиентской базы, роль банковской рекламы, PR, личной продажи и стимулирования сбыта в продажах банковских продуктов и услуг.

6

3

Тема 3. Методы продаж банковских продуктов и услуг.

Практические занятия

14

1.

Практическое занятие. Методы, принципы и формы организации продаж банковских продуктов и услуг. Метод, основанный на удовлетворении имеющихся нужд и запросов. Метод формирования нужд и запросов. Современные методы повышения уровня объема продаж банковских продуктов и услуг. Способы продаж банковских продуктов и услуг: пакетное предложение услуг, кросс-продажи, кобрендинговые программы.

1

2.

Практическое занятие. Обслуживание клиентов персональными менеджерами. Использование информационных технологий в системе продаж банковских продуктов. Дистанционное банковское обслуживание: системы «Клиент-банк» (Интернет-банкинг, on-line banking, direct banking, home banking), системы «Телефон-Банк» (телефонный банкинг, телебанкинг, SMS-banking), устройства банковского самообслуживания.

2

3.

Практическое занятие. Описание различных видов банковских продуктов по схеме ОПЦ (Особенности – Преимущества – Ценности)

2

4.

Практическое занятие. Тренинг на отработку техники продаж по схеме ОПЦ.

2

5.

Практическое занятие. Тренинг «Продажа банковских продуктов» (с применением различных методов продаж).

2

6.

Практическое занятие. Проведение маркетинговых исследований предпочтений клиентов банка и разработка соответствующей техники продаж.

2

7.

Практическое занятие. Проведение маркетинговых исследований предпочтений клиентов банка и разработка соответствующей техники

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Виды овеществленных результатов самостоятельной работы обучающихся:

- Изучение конспекта лекций, учебной и дополнительной литературы.

- Подготовка к практическому занятию.

- Подготовка сообщений на основе материалов периодической печати и интернет-сайтов по темам: «Развитие электронных каналов доставки банковских продуктов», «Современные методы продажи банковских продуктов и услуг», «Активные методы продажи банковских продуктов», «Особенности продажи банковских продуктов корпоративным и розничным клиентам».

6

3

Тема 4. Психологические аспекты процесса продаж банковских продуктов и услуг.

Практические занятия.  

8

1.

Практическое занятие. Коммуникативная природа процесса продаж. Особенности коммуникативного процесса в банках. Структура коммуникативного процесса. Вербальные и невербальные средства коммуникаций. Роль эффективных коммуникаций в продаже банковских продуктов и услуг. Типология клиентов (покупателей) и способы их визуальной оценки. Характерные отличия клиентов разных типов и рекомендации по общению с ними. Потребности клиентов. Способы выявления потребностей клиентов. Поведение клиентов и методы его изучения. Моделирование поведения клиентов. Профессиональные и личностные качества менеджера по продажам банковских продуктов и услуг.

1

2.

Практическое занятие. Тренинг «Определение типа клиента».

2

3.

Практическое занятие. Тренинг на развитие рефлексии и эмпатии.

2

4.

Практическое занятие. Ролевая игра «Проведение конкурса среди менеджеров по продажам»

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Виды овеществленных результатов самостоятельной работы обучающихся:

- Изучение конспекта лекций, учебной и дополнительной литературы.

- Выполнение индивидуальных заданий; подготовка к проведению ролевой игры.

- Подготовка сообщений на основе материалов периодической печати и интернет-сайтов по темам: «Процесс принятия решения о покупке банковских продуктов и услуг корпоративным клиентам», «Принципы и технологии формирования личного имиджа менеджера по продажам», «Психологические аспекты переговорного процесса», «Особенности телефонных продаж».

4

3

Тема 5.  Приемы и методы взаимодействия с клиентом на различных этапах продаж банковских продуктов и услуг

Практические занятия.

18

1.

Практическое занятие. Техника установления контакта с клиентом. Приемы эффективного взаимодействия с незнакомым человеком. Выявление потребности в банковских услугах на основе интереса клиента. Технология работы с «холодным клиентом».

1

2.

Практическое занятие. Технология проведения презентации банковских продуктов и услуг. Работа с возражениями клиентов. Оценка возражений. Методы рассмотрения возражений.

2

3.

Практическое занятие. Приемы и методы завершения продаж. Работа с отказами клиентов. Конфликтные ситуации, возникающие при продажах и приемы их урегулирования. Послепродажные проблемы. Контроль за предоставлением услуги как один из способов предотвращения послепродажных проблем. Стратегии послепродажного обслуживания. Приемы и методы построения эффективной системы обратной связи.

2

4.

Практическое занятие. Тренинг «Техника работы с возражением».

2

5.

Практическое занятие. Тренинг «Эффективное взаимодействие с клиентом».

2

6.

Практическое занятие. Просмотр учебных видеоматериалов с образцами эффективного и неэффективного поведения менеджеров по продажам с последующим анализом.

2

7.

Практическое занятие. Анализ используемых банками скриптов (речевых модулей) при продажах банковских продуктов и услуг.

2

8.

Практическое занятие. Составление поведенческих стандартов обслуживания клиентов на различных этапах продажи конкретного банковского продукта.

2

9.

Практическое занятие. Тренинг «Презентация банковского продукта» (на примерах продаж различных банковских продуктов).  Видеозапись презентации и ее последующий анализ.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Виды овеществленных результатов самостоятельной работы обучающихся:

- Изучение конспекта лекций, учебной и дополнительной литературы.

- Подготовка к практическим занятиям. Разработка презентации.

- Подготовка сообщений на основе материалов периодической печати и интернет-сайтов по вопросам послепродажного обслуживания клиентов

4

3

Тема 6. Качество обслуживания в банке

Практические занятия.

6

1.

Практическое занятие. Понятие «качество обслуживания». Составляющие качественного обслуживания клиентов банка. Применение стандартов ИСО 9000 в банковской деятельности. Система менеджмента качества в российских банках. Стандарты качества обслуживания клиентов в банке (российская и зарубежная практика). Оценка качества обслуживания а банке. Организация взаимодействия подразделений банка для повышения качества обслуживания клиентов.

1

1.

Практическое занятие. Анализ практических примеров качества обслуживания в банке (на основе собранных материалов).

2

2.

Практическое занятие. Выполнение тестовых заданий.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Виды овеществленных результатов самостоятельной работы обучающихся:

- Изучение конспекта лекций, учебной и дополнительной литературы;

- Подготовка к практическому занятию (сбор информации о качестве обслуживания в банках с посещением конкретного банка)

- Подготовка сообщений на основе материалов периодической печати и интернет-сайтов по темам: «Система менеджмента качества в банках», «Современные информационные системы обеспечения работы с клиентами (CMR-системы)»  

6

3

Дифференцированный зачет:

2

Всего:

102


УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины осуществляется в учебном кабинете «Деятельность кредитно-финансовых институтов» №34.

Оборудование учебного кабинета:

 посадочные места по количеству обучающихся;

 рабочее место преподавателя;

 специализированная мебель.

 комплект законодательной и нормативной документации;

 рекомендации по подготовке к практическим и семинарским занятиям;

 рекомендации по написанию рефератов;

 тематика рефератов;

 задания для проведения практических занятий;

 комплект рабочих тетрадей;

 комплект тестовых заданий;

 комплект учебно-наглядных пособий (слайд-фильмов, презентаций, видеофильмов).

Технические средства обучения:

 компьютер с подключением к сети Интернет;

 аудиовизуальные средства обучения;

 интерактивная доска.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

  1. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.94. №51-ФЗ с изменениями.
  2. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.96. №14-ФЗ с изменениями.
  3. Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001. 146-ФЗ с изменениями.
  4. Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ с изменениями.
  5. Налоговый  Кодекс Российской Федерации (часть первая)  от 31.07.98  №146-ФЗ с изменениями.
  6. Налоговый  Кодекс Российской Федерации (часть вторая)  от 05.08.2000 №117-ФЗ с изменениями.
  7. Федеральный закон от 02.12.90 №395-1 «О  банках и банковской деятельности » с изменениями.
  8. Федеральный закон от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» с изменениями.
  9. ГОСТ Р ИСО 10002-2007 «Менеджмент организации. Удовлетворенность потребителя. Руководство по управлению претензиями в организациях» (утв. Приказом Ростехрегулирования от 18.12.2008 №283-ст).
  10. ГОСТ Р ИСО 9000-2008 «Система менеджмента качества. Основные положения и словарь» (утв. Приказом Ростехрегулирования от 18.12.2008 №470-ст).
  11. ГОСТ Р ИСО 9001-2008 «Система менеджмента качества. Основные положения и словарь» (утв. Приказом Ростехрегулирования от 18.12.2008 №471-ст).

Основные учебные и справочные издания:

  1. Продажи и управление бизнесом в розничном банке / А.В. Пухов»: [Электронный ресурс]: ЦИПСиР ; КНОРУС; Москва, 2012.
  2. Банковский менеджмент [Текст] : учебник / под ред. А.А. Максютова. – М. : Альфа-пресс, 2014.
  3. Банковский менеджмент [Текст] : учебник / под ред. Е.Ф. Жукова. – М. : ЮНИТИ, 2013.
  4. Банковский менеджмент [Текст] : учебник / под ред. О.И. Лаврушина. – М. : КНОРУС, 2012.
  5. Владиславлев, Д.Н. Как организовать клиентскую службу банка [Текст] / Д.Н. Владиславлев. – М. : Ось-89, 2012.
  6. Исаев, Р.А. Бизнес-инжиниринг и управление в коммерческом банке [Текст] : практ. пособие / Р.А. Исаев. – М. : Голос-Пресс, 2011.
  7. Котлер, Ф. Основы маркетинга [Текст] : пер. с англ. / Ф. Котлер. – М. : Вильямс, 2010.
  8. Мирсанов, Г.И. Тренинги продаж банковских услуг. Способы и приемы поведения [Текст] / Г.И. Мирсанов, Н.А. Минина, М.Ю. Семилетова. – М. : Когнити-Центр, 2010.
  9. Пухов, А.В. Методология развития банковского розничного бизнеса [Текст] / А.В. Пухов. – М. : Парфѐнов.ру : ЦИПСиР, 2012.
  10. Пухов, А.В. Продажи и управление бизнесом в розничном банке [Текст] / А.В. Пухов. – М. : ЦИПСиР : КНОРУС, 2012.
  11. Розничный банковский бизнес. Бизнес-энциклопедия [Текст]. – М. : ЦИПСиР : Альпина Паблишер, 2010.
  12. Хабаров, В.И, Банковский маркетинг [Текст] : учеб. Пособие / В.И. Хабаров, Н.Ю. Попова. – М. : Маркет ДС, 2011.

 

Дополнительные источники:

  1. Журналы: «Банковское дело», «Банковские услуги», «Деньги и кредит», «NBJ (Национальный Банковский Журнал)», «Организация продаж банковских продуктов», «Маркетинг», «Маркетинг в России и за рубежом».
  2. Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
  3. Справочно-правовая система «Гарант».

 

Интернет-ресурсы:

  1. Информационный банковский портал [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://www.banki.ru
  2. Материалы офицального сайта Банка России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cbr.ru  
  3. Материалы сайта Ассоциации российских банков: Координационный комитет по стандартам качества банковской деятельности. Стандарты качества банковской деятельности (СКБД) Ассоциации российских банков. – Режим доступа: http://www.arb.ru/site/comtetes
  4. Электронный ресурс о банках и финансовом рынке России. – Режим доступа: http://www.bankir.ru
  5. Электронные ресурсы кредитных организаций Российской Федерации в Интернет.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий и контрольных работ.

Оценка качества освоения учебной программы включает текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию.

Текущий контроль проводится в форме устного опроса, выполнения практических и индивидуальных заданий.

Промежуточная аттестация проводится в форме тестирования, итоговая – в форме контрольной работы.

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные

знания)

Коды формируемых профессиональных и общих компетенций

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

- осуществлять сбор информации о клиентах, производить сегментирование клиентской базы;

ОК 1, ОК 2, ОК 4

ПК 1, ПК 2, ПК 3

Текущий контроль на практических занятиях, контроль выполнения индивидуальных заданий.

- владеть техникой ведения переговоров с клиентами;

ОК 1, ОК 2, ОК 4

ПК1, ПК 2, ПК 3

Текущий контроль на практических занятиях.

- использовать личное имиджевое воздействие на клиента;

ОК 1, ОК 2, ОК 4

ПК1, ПК 2, ПК 3

Текущий контроль на практических занятиях.

- организовывать презентации банковских продуктов и услуг;

ОК 1, ОК 2, ОК 4

ПК1, ПК 2, ПК 3

Текущий контроль на практических занятиях, оценка выполнения индивидуальных заданий.

- представлять преимущества конкретных банковских продуктов и услуг;

ОК 1, ОК 2, ОК 4

ПК1, ПК 2, ПК 3

Текущий контроль на практических занятиях, оценка выполнения индивидуальных заданий.

- осуществлять продажу банковских продуктов и услуг;

ОК 1, ОК 2, ОК 4

ПК1, ПК 2, ПК 3

Текущий контроль на практических занятиях.

- осуществлять послепродажное обслуживание клиентов;

ОК 1, ОК 2, ОК 4

ПК1, ПК 2, ПК 3

Текущий контроль на практических занятиях, оценка выполнения индивидуальных

- предотвращать и разрешать конфликтные ситуации

ОК 1, ОК 2, ОК 4

ПК1, ПК 2, ПК 3

Текущий контроль на практических занятиях.

Знания:

- организация процесса продаж в банках;

ОК 1, ОК 2, ОК 4

ПК1, ПК 2, ПК 3

Текущий контроль на практических занятиях, тестирование, проверка домашних заданий, оценка выполнения индивидуальных заданий.

- этапы продаж банковских продуктов и услуг;

ОК 1, ОК 2, ОК 4

ПК1, ПК 2, ПК 3

Текущий контроль на практических занятиях, тестирование.

- основные каналы продвижения банковских продуктов и услуг;

ОК 1, ОК 2, ОК 4

ПК1, ПК 2, ПК 3

Текущий контроль на практических занятиях, тестирование, проверка домашних заданий, оценка выполнения индивидуальных заданий.

- каналы и методы привлечения клиентов в банк;

ОК 1, ОК 2, ОК 4

ПК1, ПК 2, ПК 3

Текущий контроль на практических занятиях, тестирование, проверка домашних заданий, оценка выполнения индивидуальных заданий.

- основные требования к качеству обслуживания клиентов банка;

ОК 1, ОК 2, ОК 4

ПК1, ПК 2, ПК 3

Текущий контроль на практических занятиях, тестирование, проверка домашних заданий, оценка выполнения индивидуальных заданий.

- принципы и правила установления контактов с клиентами;

ОК 1, ОК 2, ОК 4

ПК1, ПК 2, ПК 3

Текущий контроль на практических занятиях.

- психологические типы клиентов;

ОК 1, ОК 2, ОК 4

ПК1, ПК 2, ПК 3

Текущий контроль на практических занятиях, оценка выполнения индивидуальных заданий.

- способы выявления потребностей клиентов;

ОК 1, ОК 2, ОК 4

ПК1, ПК 2, ПК 3

Текущий контроль на практических занятиях, проверка домашних заданий.

- правила подготовки и проведения эффективной презентации;

ОК 1, ОК 2, ОК 4

ПК1, ПК 2, ПК 3

Текущий контроль на практических занятиях, проверка домашних заданий.

- приемы и методы работы с возражениями;

ОК 1, ОК 2, ОК 4

ПК1, ПК 2, ПК 3

Текущий контроль на практических занятиях.

- приемы и методы послепродажного сопровождения клиентов;

ОК 1, ОК 2, ОК 4

ПК1, ПК 2, ПК 3

Текущий контроль на практических занятиях, проверка домашних заданий.

- правила поведения в конфликтных ситуациях.

ОК 1, ОК 2, ОК 4

ПК1, ПК 2, ПК 3

Текущий контроль на практических занятиях, оценка выполнения индивидуальных заданий.

Итоговый контроль осуществляется в форме дифференцированного зачета.


ПРИЛОЖЕНИЯ

Фонд оценочных средств

Контрольно-измерительные материалы по учебной дисциплине «Организация

продажи банковских продуктов и услуг»

1. Выбор стратегии постепенного внедрения услуги на рынок не возможен, когда

• покупатель не знаком с услугой

2. Выделение однородных групп клиентов, на которых ориентирована маркетинговая

программа — это:

• сегментация

3. Группа клиентов, подходящая для продажи им определенного вида товаров и услуг, —

это:

• целевой рынок

4. Деятельность, которая включает в себя планирование производства банковского

продукта, исследование финансового рынка, налаживание коммуникаций, установление

цен, организацию продвижения банковского продукта и развертывание службы

банковского сервиса, — это:

• банковский маркетинг

5. Для изучения существующих и возможных конкурентов специалист по маркетинговым

исследованиям не анализирует:

• внутреннюю информацию

6. Доходность банковских услуг на различных рынках, определяемая со стороны

предложения, — это:

• цена банковских услуг

7. К активному маркетингу относится:

• публикации в прессе информации о банковских услугах

8. К задачам банковского маркетинга относится:

9. К инструментам по продвижению продукта на рынок относится:

10. К классификации спроса на банковские продукты по психфизиологической реакции

покупателей относится:

11. К классификации спроса на банковские продукты по степени удовлетворения

потребностей покупателей относится:

12. К маркетинговому контролю относятся:

• установление стандартов; измерение фактически достигнутых результатов

13. К ценам на новые услуги не относятся цены:

• скользящие

14. На стадии зрелости услуги на рынке банк использует стратегию

• «снятия сливок»

15. Навязывание продукта потребителям в случае отсутствия на него реального спроса —

это:

• «Продажа под давлением»

16. Направленное распространение информации о потребительских свойствах товаров или

услугах с целью создания или увеличения спроса на них — это:

• реклама

17. Неожиданный спрос, когда покупатель, уже сделавший свой выбор под влиянием

советов других

покупателей, знакомых, рекламы или иных факторов, меняет свое решение называется:

• импульсным

18. При отрицательной величине спроса

• размер спроса будет уменьшаться при росте цен

19. При положительной величине спроса

• доходы банка возрастают несмотря на уменьшение цен и, напротив, уменьшаются при

увеличении цен

20. Стратегии, применяемые новыми банками или банками стремящимися изменить свой

имидж,

включают использование новых технологий и кадров с целью повышения качества услуг,

— это:

• новаторские стратегии

21. Сочетание каких трех качеств менеджера по продажам важны для клиента на

начальном этапе взаимодействия?

A. Профильное образование, доскональное знание всех тонкостей продукта,

привлекательный внешний вид.

B. Заинтересованность проблемами клиента, компетентность, точность.

C. Стратегическое мышление, энтузиазм, смелость.

22. Основная задача из сферы деятельности менеджера по продажам:

A. Аналитика.

B. Общение с клиентом.

C. Продажи.

23. Отметьте общие черты между предпринимателем и менеджером по продажам:

A. Менеджер по продажам воспринимает свой район сбыта так же, как предприниматель

свою фирму.

B. Стремление добиваться максимальной прибыли, используя свои умения, знания и

навыки, учитывая перспективу.

C. Степень принятия рисков.

24. Какие три составляющие играют для менеджера по продажам решающую роль в

начале процесса анализа ситуации на рынке?

A. Клиент, продавец, продукт/товар.

B. Структура сегмента рынка, оценка ситуации в нем с учетом продаваемого продукта,

определение регионального сегмента с географической точки зрения.

C. Цены на нефть, политическая ситуация, сезонность.

25. Необходимое условие для продажи нового продукта/услуги:

A. Харизматичность менеджера по продажам.

B. Давно сложившиеся отношения с предполагаемым клиентом.

C. Высокая осведомленность менеджера по продажам о сложившихся на рынке условиях.

26. Основное преимущество для менеджера по продажам при наличии разработанного и

непрерывно пополняемого электронного банка данных:

A. Уверенность в постоянном доступе к самым «свежим» сведениям.

B. Экономия времени.

C. Соответствие профессиональным стандартам.

27. Цель первого телефонного разговора с потенциальным клиентом:

A. Продажа.

B. Создание благоприятного впечатления о себе и своей компании.

C. Достижение договоренности о дальнейшем взаимодействии.

28. Почему в процессе телефонного разговора с клиентом предпочтительнее форма

глаголов настоящего времени, например, «Вы довольны нашей последней поставкой?»

(вместо – «Вы были довольны нашей последней поставкой?»)?

A. Так рекомендуют психологи.

B. Форма настоящего времени сообщает собеседнику, что он является клиентом, а не был

им в прошлом или станет в будущем.

C. Так проще формулировать вопросы при разговоре с клиентом.

29. Какие преимущества получает менеджер по продажам, если с нужным человеком его

соединяет по телефону секретарь?

A. Можно преподнести свое предложение в наиболее выгодном свете.

B. Можно познакомиться с девушкой.

C. Можно собрать дополнительную информацию о потенциальном клиенте.

30. Отправляясь на первую встречу с потенциальным клиентом и не обладая информацией

о традициях данной фирмы относительно служебной одежды сотрудников и их внешнего

вида, менеджер по продажам должен одеться:

A. В дорогой костюм в классическом стиле и использовать броские аксессуары для того,

чтобы наверняка запомниться партнерам.

B. В джинсы и джемпер темных тонов.

C. В не слишком новый, но опрятный и выглаженный костюм в классическом стиле.

31. Демонстрационная папка нужна менеджеру по продажам в процессе общения с

клиентом для:

A. Унификации подхода менеджеров по продажам к процессу переговоров.

B. Ссылок на различные документы и материалы, о которых может зайти речь в процессе

разговора с клиентом.

C. Продвижения своей компании с целью реализации ее стратегических целей.

32. В случае сравнения конкурентов решающее значение имеют два фактора:

A. Соотношение цены и качества предоставляемых товаров.

B. Соотношение цены и количества предоставляемых услуг.

C. Соображения лояльности.

33. Позитивная роль конкуренции заключается в:

A. Регуляции динамики цен.

B. Стимуляции к развитию сервиса.

C. Создании атмосферы гонки.

34. Выгодная цена не всегда является для клиента основным критерием в процессе

принятия решения о сделке по причине:

A. Клиент не умеет считать свои деньги.

B. Запрос клиента предполагает удовлетворение иной выгоды, нежели экономия средств.

C. Клиент пытается манипулировать.

35. Наиболее удачным ответом менеджера по продажам в ситуации, когда клиент

указывает ему на преимущества конкурента, будет:

A. «Вы не правы, и я сейчас расскажу вам, в чем именно».

B. «Давайте обсудим все преимущества наших конкурентов».

C. «Да, у наших коллег есть свои преимущества, а у нас – свои. Давайте поговорим о

наших».

36. Какие свои психологические ресурсы менеджер по продажам должен задействовать в

процессе работы с возражениями?

A. Терпение.

B. Напористость.

C. Красноречие.

37. Каким будет наиболее профессиональный ответ менеджера по продажам на

возражение клиента: «Ваши цены слишком высоки для нас»?

A. «Да, у нас дорого».

B. «Да, вы правы, наши цены довольно высоки, причем это напрямую связано с высоким

качеством нашей продукции».

C. «Ну что вы, разве это дорого? Вы посмотрите на цены у наших конкурентов!»

38. Ключевой клиент – это:

A. Такой, который благодаря соответствующим закупкам обеспечивает фирме и

менеджеру по продажам выполнение значительной части плановых показателей объема

продаж.

B. Представители крупных предприятий.

C. Партнеры, сотрудничающие с фирмой и непосредственно с менеджером по продажам

не менее полутора лет.

39. Какие качества должен обнаружить менеджер по продажам при поступлении

рекламации?

A. Умение парировать агрессивные высказывания.

B. Сострадание и совестливость.

C. Невозмутимость и понимание состояния клиента.

40. Работа по возвращению клиентов – это:

A. Умение выяснить у бывшего или неактивного клиента мотивы его ухода/снижения

активности.

B. Умение приносить извинения за некачественную работу компании.

C. Умение объяснить клиенту, что уход/снижение активности является его стратегической

ошибкой.

21. Задачи менеджера по продажам на многопрофильной выставке:

A. Продавать как можно больше.

B. Устанавливать новые связи и заключать предварительные договоренности.

C. Продвигать свою компанию и ее продукцию.


Планируемые результаты освоения программы учебной дисциплины

Планируемые результаты освоения образовательной программы

Показатели и критерии оценивания результатов обучения

Вид оценочного средства

Неуд.

Удовл.

Хорошо

Отлично

Тестовые задания

Умеет осуществлять сбор информации о клиентах

№ 5, 16, 24, 26

Умеет производить сегментирование клиентской базы

№ 3, 26

Умеет владеть техникой ведения переговоров с клиентами

№ 25-30

Умеет использовать личное имиджевое воздействие на клиента

№ 30, 31, 36

Умеет представлять преимущества конкретных банковских продуктов и услуг

№ 9, 31-33

Умеет предотвращать и разрешать конфликтные ситуации

№ 37

Знает этапы продаж банковских продуктов и услуг

№ 14, 16, 34

Владеет основными каналами продвижения банковских продуктов и услуг

№ 1,2,4, 12-15, 34, 35

Владеет основными каналами и методами привлечения клиентов в банк

№ 27, 40

Знает основные требования к качеству обслуживания клиентов банк

№ 12, 22

Понимает принципы и правила установления контактов с клиентами

№ 22, 23

Знает способы выявления потребностей клиентов

№ 10, 11, 17-20

Знает правила подготовки и проведения эффективной презентации

№ 31, 36

Владеет приемами и методами работы с возражениями

№ 37

Оценка результатов освоения РПД

0-8 баллов

9-12 баллов

13-16 баллов

17-20 баллов


Примерные практические занятия по дисциплине

«Организация продажи банковских продуктов и услуг»

Тренинг 1. Основные направления поиска и привлечения клиентов

Время проведения: 45–60 минут.

Для эффективного поиска и привлечения клиентов полезно ознакомиться с тем, какой стратегии придерживается ваш банк, а значит, и ваше подразделение на рынке, и строить в рамках данной стратегии поиск и переговоры с клиентами. Можно сказать, что маркетинговая стратегия – это путь между банком и клиентом. От того, насколько прямым и широким окажется этот путь, зависит, насколько интенсивным будет рост доходов, получаемых банком. Выделяют 4 основные маркетинговые стратегии:

Стратегии

Характеристика

Стратегия роста

  • Продажа имеющихся банковских услуг на существующих рынках
  • Продажа новых банковских услуг на существующих рынках
  • Продажа имеющихся банковских услуг на новых рынках
  • Продажа новых банковских услуг на новых рынках

Стратегия конкуренции

  • Лидерство по тарифам
  • Выстраивание клиентских цепочек
  • Эксклюзивное обслуживание значимой клиентуры
  • Расширение каналов распространения информации о банке
  • Доминирование по издержкам (расходы, тарифы)
  • Использование просчетов банков-конкурентов

Стратегия лидерства

  • Решение проблем внутренней коммуникации в банке
  • Улучшения качества организации работ с клиентами
  • Создание клиентоориентированного банка

Стратегия приоритетов

  • По банковским услугам и расширению их ассортимента
  • По рыночной нише
  • По имеющимся клиентам
  • По внешней коммерческой среде

Резюме.

 Для того чтобы эффективно заниматься поиском и привлечением клиентов, необходимо понимать, как ваш банк позиционирует себя на рынке и какой стратегии придерживается.

Чаще всего большинство банков придерживается одновременно трех взаимодополняющих стратегий: стратегии роста, стратегии конкуренции, стратегии приоритетов.

 Вопросы для обсуждения

 1. Какой стратегии придерживается ваш банк в области ритейла?

 2. Какова стратегия вашего банка на рынке корпоративных продуктов и услуг?

 3. Как реализуется стратегия лидерства в вашем банке?


2. Ситуационная игра

Время проведения игры: 25–30 минут.

Вводные условия

Представьте, что к вам обратился клиент, являющийся руководителем коммерческой организации. Ему срочно нужен довольно крупный кредит. Клиент согласен с вашими условиями. Он готов получить заемные средства под достаточно высокий процент и работать по кредиту с учетом всех ваших тарифов. Он также хочет перейти к вам на расчетно-кассовое обслуживание, перевести своих сотрудников на зарплатный проект в ваш банк. Единственным условием, которое он выдвигает, является бесплатное предоставление банком всех услуг и продуктов, не связанных с кредитованием. Вы сделали расчет рентабельности этого клиента. Получается, что, если он будет обслуживаться в вашем банке по высоким процентным ставкам и тарифам, то бесплатные РКО и зарплатный проект не сильно снизят выгоду от работы с этим клиентом. Вместе с тем, если начать так работать, то возникает опасный прецедент, последствия которого трудно предсказать. Ведь, не исключено, что и другие клиенты, каким-либо способом разузнав об этом, захотят снижать тарифы или вообще станут претендовать на бесплатное обслуживание.

Задание 

Попытайтесь провести дискуссию на эту тему и выработать оптимальное решение. Здесь следует постараться не упустить данного клиента и в то же время, по возможности, максимально учесть интересы банка. Дискуссия может быть организована в двух вариантах. Вариант первый: в обсуждении принимают участие сторонники и противники привлечения такого клиента в банк. Вариант второй: одна группа участников выступает от имени клиента, а другая от имени банка, и они стремятся договориться.

Примечание 

В ходе этого упражнения полезно опираться на сложившиеся представления о стратегии банка и о том, как привести в соответствие с этой стратегией условия работы с конкретным клиентом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

2016 ОП 17 КОС Организация продаж банковских продуктов и услуг специальность 38.02.07 "Банковское дело" (углубленной подготовки)

Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для проверки результатов освоения ОП 17 «Организация продаж банковских продуктов и услуг» и является частью системы оценки качества освое...

2016 ОП 17 КТП Организация продаж банковских продуктов и услуг специальность 38.02.07 "Банковское дело" (углубленной подготовки)

Составлен на основании программы учебной дисциплины «Организация продаж банковских продуктов и услуг (практикум)» для специальности СПО 38.02.07 «Банковское дело» (углубленной ...

2016 ОП 17 Методические указания Организация продаж Банковских продуктов и услуг специальность 38.02.07 "Банковское дело" (углубленной подготовки)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для самостоятельной работы по дисциплине ОП 17 Организация продаж банковских продуктов и услуг Специальность СПО 38.02.07 Банковское дело ...

Продажа банковских продуктов и услуг

Продажа банковских продуктов и услуг...

Статья на тему "Этапы продаж банковских продуктов"

Краткое содержание материалов по теме "Этапы продаж банковских продуктов"...

Кросс-продажи банковских продуктов на примере банка ПАО "УРАЛСИБ"

В презентационном материале представлена техника кросс-продажи на примере банка ПАО УРАЛСИБ...