Методическая разработка внеклассного мероприятия "Будущая профессия глазами студентов" для студентов специальности: 38.02.01. "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)"
методическая разработка на тему

Валиулина Анастасия Владимировна

Методическая разработка по проведению внеклассного мероприятия по теме: "Будущая профессия глазами студентов" для студентов специальности: 38.02.01 "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_bu.doc678.5 КБ

Предварительный просмотр:

 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБПОУ "Сахалинский промышленно-экономический техникум"

Методическая разработка

по проведению внеклассного мероприятия

тема:  «Будущая профессия глазами студентов»

для студентов специальности 080114 (38.02.01) Экономика и

бухгалтерский учет (по отраслям)

Автор: А.В.Никитина

Южно-Сахалинск

2015

Пояснительная записка

Южно-Сахалинский промышленно-экономический техникум готовит специалистов экономика и бухгалтерский учет. Это востребованная специальность на рынке труда, имеющие большие перспективы в развитии.

Бухгалтерский учет – это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии имущества, обязательств организации и изменениях (движении денежных средств) путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями  в процессе их деятельности.

Социально – экономические преобразования, происходящие в России в начале XXI века, требуют существенного изменения содержания подготовки специалистов  экономики и бухгалтерского учета, вооруженных знаниями современных экономических наук, владеющих основами бухгалтерского учета, способных применять более эффективные методы работы и воздействия на деятельность предприятий в условиях рынка.

В современном обществе к бухгалтеру предъявляются новые требования, связанные с внедрением новых технологий. Специалисты должны свободно использовать различные информационные системы в профессиональной деятельности, которые сегодня играют важную роль в процессе оказания услуг. А также владеть коммуникативными качествами, информационной культурой, анализировать и оценивать информацию. Уметь работать в коллективе и команде. Быть творчески активными и мобильными специалистами, что позволит им быть конкурентоспособными.

         Внеклассное мероприятие  «Будущая профессия глазами студентов» для студентов первого курса специальности 080114 (38.02.01) «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»  направлено на повышение интереса к выбранной профессии. Содержание мероприятия  включает в себя  изучение истории  бухгалтерского учета, построение модели древнего бухгалтера;  определение   привлекательности профессии бухгалтер; мифы и рифы профессии бухгалтера; построение модели современного бухгалтера. Для проведения внеклассного мероприятия выбран читальный зал, атмосфера которой позволит создать торжественную обстановку, задействовать группу первого курса ОБ-1401 и двух студентов второго курса ОБ-1301 в качестве ведущих мероприятия. Обеспечить  техническое сопровождение, использовать магнитную доску.  

Цель:

Оптимизация знаний  о будущей профессии и повышение к ней интереса,  развитие умений работы в коллективе.

Задачи:

-  Актуализация знаний о выбранной профессии.

-  Знакомство с историей возникновения бухгалтерского учета.

-  Развитие навыков работы в коллективе.

-  Воспитание ответственности за выполнение работы каждого члена коллектива.

- Повышение интереса к специальности через изучение привлекательности профессии и рассмотрении ее особенностей.

Форма:

Внеклассное мероприятие в форме презентации с элементами построения моделей в малых группах.

Средства:

- экран;

- проектор;

- ноутбук;

- фото и видео аппаратура;

- магнитная доска, магниты;

Методическое оснащение:

- презентация «Истории бухгалтерского учета»;

- презентация  «Чем привлекательна профессия бухгалтер»;

  1.      - презентация  «Мифы и рифы профессии бухгалтера?»;
  2.      - раздаточный материал для построения моделей бухгалтеров.

 Ход  внеклассного  мероприятия

  1. Организационный момент
  2. Участники внеклассного мероприятия рассаживаются полукругом за четыре стола, таким образом, группа разбивается на четыре малые подгруппы.
  3. Внеклассное мероприятие «Будущая профессия глазами студентов»

№ Этапа

Содержание этапа

Регламент времени

1

История бухгалтерского учета

25 мин.

2

Построение модели древнего бухгалтера  

10 мин.

Презентация модели каждой группой

4 мин. по 1 мин.на группу

3

Чем привлекательна профессия бухгалтер?

7

4

Мифы и рифы профессии бухгалтера

7

5

Построение модели современного бухгалтера

10 мин.

Презентация модели каждой группой

4 мин. по 1 мин.на группу

6

Сравнение модели современного бухгалтера с древним бухгалтером

5 мин.

  1. Подведение итогов мероприятия. Формулирование выводов.

Раздаточный материал для организации мероприятия:

- карточки с цитатами на каждый стол;

- листы А-3;

- маркер, скотч, ножницы;

- листы с надписями слов по теме мероприятия.

 

Организационный момент Вступительное слово 

Добрый день уважаемые студенты!

В рамках декады экономических дисциплин, мы проводим сегодня мероприятие,  посвященное специальности «Бухгалтерский учет»

Данная специальность является востребованной во всех сферах экономики, так как невозможно представить себе предприятие без ведения бухгалтерского учета. И вы, уважаемые студенты в будущем, получив, квалификацию специалиста бухгалтер станете непосредственными участниками всех производственных процессов.

Сегодня мы познакомимся с историей возникновения бухгалтерского учета, с особенностями современного бухгалтера. Вы сможете построить модели древнего и современного бухгалтеров.

Итак, познакомят вас с историей возникновения бухгалтерского учета студенты третьего курса…………..

Первый этап   История бухгалтерского учета

Верное было давным давно найдено. Оно связывало благородные умы человечества между собой. Коснись этой древней правды.

                                                                                Гете

 История науки (от греч. ictoria — повествование, рассказ об узнанном, исследованном) — отражение  многовекового развития познавательной деятельности человечества. Она позволяет показать процесс становления проблем и их решений, научить объективно оценивать новое. Изучая историю, бухгалтер не может ее изменить, но способен переосмыслить.

 Пифагор говорил: «Начало — половина целого». То же самое можно сказать и относительно зарождения учета. Он возник вместе с человеческой цивилизацией 6 тысяч лет тому назад. И первые его шаги имели огромные последствия для истории. Потребности хозяйственной жизни вызвали развитие учета, что в свою очередь стимулировало рост цивилизации, особенно таких неотъемлемых ее частей, как письменность и математика. Первые следы развитых систем учета находят в долинах рек Тигр, Нил, Евфрат.

В Древнем Египте несколько тысяч лет тому назад научились делать папирус, на свитках которого регистрировались факты хозяйственной жизни, проводились инвентаризация имущества и текущий учет получения и выдачи серебра, хлеба и т. д. На папирусе три лица отмечали число ценностей к отпуску, фактический отпуск, выявление отклонений. На документах на отпуск стояла разрешительная резолюция. По окончании дня составлялся отчет. Значительным моментом материального учета было ежедневное выведение остатков.

  Древний Египет — родина счетоводства на свитках папируса, в то время, как в Вавилонии впервые стали вести учет на карточках, сделанных из мягкой и влажной глины в виде пластинок-«таблеток». Тростниковой палочкой на этих пластинках делали надписи и хранили их в глиняных кувшинах или тростниковых корзинах. Среди сохранившихся первичных «документов» встречаются «наряды» на выполнение работ, ведомости расходов на «заработную плату». При учете материальных ценностей раздельно группировались приходные и расходные документы, выводилось «сальдо».

В Персии расцвет учета приходился на 522—486 гг. до н. э. Оплата работы осуществлялась натурой и деньгами по «требованию-наряду». Находившиеся в разъездах чиновники предъявляли письма (командировочные удостоверения) и получали продовольствие по нормам. Бухгалтеры и контролеры регистрировали и факты хозяйственной жизни, и анонимные письма, и назывались торжественно — «глаза и уши царя».

Во времена античного мира учет делает шаг вперед. В Древней Греции учет ведется на дощечках, выбеленных гипсом, или на папирусе. Греция стала родиной первого счетного прибора — абака, доски с желобками, по которым передвигались камешки. Каждый из желобков предназначался для отделения числового ряда. В Древней Греции велся учет материальных ценностей, и только богатые люди назначались на должности с материальной ответственностью. Государству были выгодны недостачи: если кто-то украл 5 драхм, он отдавал государству 50, т. е. покрывал недостачу в 10-кратном размере. Для доказательства достоверности отчетов проводились инвентаризации. Текущий учет велся в хронологическом порядке, производилась разноска хронологических записей.

Чиновники и контролеры составляли отчеты о доходах и расходах государства. В государственном хозяйстве встречались зачетные платежи.

Документы о платежах распределялись и хранились по срокам. Получение денег, вычеркивание плательщиков, возвращение списков, сведения о просроченных платежах и неплательщиках способствовали возникновению линейной и нелинейной записи.

В Афинах отчетность носила публичный характер, данные выставлялись вдоль дорог, в народном собрании. Разграничивались учетные и контрольные функции. Ревизор имел равные права с «главным бухгалтером» и в то же время не зависел от него.

В Риме записи в учете выполнялись на холсте, папирусе, пергаменте, на деревянных, покрытых воском дощечках. Основные достижения проявились в создании системы учетных регистров. В древнеримской бухгалтерии первая книга предназначалась для ежедневной записи фактов хозяйственной жизни: эту книгу в дальнейшем называют мемориалом. Появляются книги-кодексы. При регистрации долгов впервые возникают термины «дебет» и «кредит», но двусторонняя форма расположения чисел носит случайный характер, а не принцип двойной записи. В Риме развивается бюджетный учет; сметные ассигнования и их исполнение отражаются в книге, которую можно рассматривать как первый баланс государственного хозяйства.

Во времена империи систематические записи получили широкое развитие, особенно в финансовом ведомстве в связи с учетом налогов. Открывался лицевой счет на каждого налогоплательщика. В строительстве при оценке сооружений учитывали износ. В промышленном учете калькуляции в то время не было. Был создан аппарат ревизоров и контролеров. Римляне гордились своим учетом, систематизировали его.

В средние века возникла профессия странствующих писцов, составляющих отчеты; инвентарные описи содержат более систематизированные записи; появляются специальные трактаты. В одном из них указано, что «прежде всего подотчетное лицо должно присягнуть в том, что представляет верный и законный отчет в полученных доходах за счет господина и что в свой свиток он включил только законные расходы с полным соблюдением интересов господина. Точно так же и писец должен присягнуть в честном составлении отчета».

В Англии зародился учетный регистр шахматной формы, а в основу учета была положена инвентарная опись.

К ХШ в. в Западной Европе сложилась определенная система учета кассовых операций. В кассовых книгах отражался учет прихода и расхода. Лица, на которых возлагали ведение кассовых книг, приносили присягу. Для любого исправления записей необходимо было специальное постановление, исправление производил специальный нотариус. Господствующей в Европе была простая бухгалтерия, которая существовала в учете купцов, ведущемся в хронологическом порядке в записных книжках. В Германии и Голландии учет велся как семейная хроника. До XIV в. коммерческий учет отставал от учета в монастырском и государственном хозяйствах. В учете допускалась масса ошибок, что объясняется как сознательной фальсификацией, так и неумением точно считать, часто довольствуясь приближенным счетом. Только в XX в. возник принцип учетной достоверности.

   В XV—ХУШ вв. двойная бухгалтерия получает признание в Европе. У истоков итальянской бухгалтерии мы находим регистры Древнего Рима. Когда кодекс стали вести в денежном измерении, он превратился в главную книгу; когда в нее вписали счет капитала, появилась двойная запись. Затем появились типографские книги. Возникновение печатной бухгалтерии связано с двумя именами: Бенедетто Кортульи и Луки Пачоли.

   Б. Кортульи — автор книги «О торговле и совершенном купце», в одной из глав которой он пишет о двойной бухгалтерии. Шли годы, век сменялся веком, появляются новые определения бухгалтерского учета.

     Немецкий бухгалтер В. Швайкер писал: «Бухгалтерия есть не что иное, как искусная запись, или описание торговых и иных сделок, домашнего хозяйства, доходов, ренты и тому подобных операций при получении, покупке, отсылке, продаже и других явлениях, которая правильным и искусным способом примененная могла бы безошибочно, немедленно и без затруднений привести к конечному результату».

   Большим   достижением   В.   Швайкера   было   то,   что   он   попытался сгруппировать все факты хозяйственной жизни торгового предприятия и свести их к 150 стандартным проводкам.

   В разработках английских бухгалтеров выделяются амортизация, формы счетоводства и теория счетов.

  Во Франции Ф. Кенэ писал, что учет «является одной из отраслей управления, отличающейся крайней сложностью и наиболее склонной к неустройствам». Ф. Менигр впервые ввел сложную проводку. Ж. Савари настаивал на необходимости ведения как основных, так и вспомогательных книг. Таким образом, он делил счета на синтетические и аналитические.

     Американская форма счетоводства XVIII—XIX вв. впервые предложила начала теории бухгалтерского учета. Бухгалтер Э. Дегранж считал необходимым объединить хронологические и систематические записи в книгу-журнал. В 1673 г. М. де ла Порт ввел во французский язык слово «comptabilite» — «счетоводство», которое с тех пор используется во Франции и вошло в другие языки, в том числе и русский.

  Постепенно учет становится предметом научной деятельности. Первые ученые-бухгалтеры показали недостаточность применяемых форм и стали конструировать специальные категории. В конце XIX в. из практики выделилась теория, появились новые методологии, вычислительные приборы и аппараты. В конце XIX в. — начале XX в. учет становится наукой.

  Учет в России формировался и испытывал влияние европейской бухгалтерской мысли. Учет велся в монастырях, поместьях, домашнем хозяйстве, торговле и ростовщичестве, строительстве и промышленном производстве. В монастырях существовал сложный порядок распределения обязанностей и учета: материальная ответственность за все ценности распределялась солидарно с казначеем; казначей хранил ключи от складов; смотритель опечатывал склады. Для денежных доходов открывалась книга, где указывались дата, источник поступления, расход смотрителем или казначеем. Велись книги сведений об урожае, списании продуктов.

 В поместьях учет начинается с XVII в. Объект учета — крепостные. Учет крепостных велся как синтетический, а скота, инвентаря — как аналитический. Проводилась инвентаризация людей и ценностей. Записи велись или на бирках, или в книге. Отработанное на барщине время регистрировалось в табеле. Кроме табеля велись: 1) хлебная книга; 2) денежная тетрадь; 3) тетрадь учета поборов с мужиков; 4) домашний журнал о жалобах, побегах, сведения о рождении и смерти крестьян.

В домашнем хозяйстве основу учета составляла смета. Во второй половине XVIII в. в учете возникает направление в создании науки домоводства. Предлагалось ведение ежедневной книги-журнала движения провизии и с записями о выделении провизии для господ и слуг. По окончании месяца выводились остатки, т.е. подводились итоги.

В торговле в средневековой России применялся контокоррент. Он возник в кредитных предприятиях. Контокоррентные счета вели в карточках. В учете товаров преобладал партионный метод, в розничной торговлеучет велся по стоимостной схеме. Начиная с XVI в. проводилась сверка расчетов, а в конце XVI — начале XVII в. появился первый труд о торговле. В 1834 г. бухгалтерский учет уже регламентировался Законом о порядке ведения купцами торговых книг, в котором отражались порядок и форма учета в торговле (оптовой, розничной и мелочной торговли). В учете   велись   книги:    1)   товарная,   2)   кассовая,   3)   расчетная,   4) документальная, в которой перечислялись акции, векселя и т. д. В оптовых предприятиях   необходимо   было   вести:  

1)   журнал   хронологической регистрации;

2)    книги счетов;

3)    книги корреспонденции;

4)    Главную книгу.

Значительные изменения в организации учета произошли при Петре I, который уделял большое внимание подготовке в специальных школах грамотных людей, знающих счет и умеющих вести учетные книги. Для изучения счетоводства по европейскому образцу за границу посылали специальных лиц, переводили на русский язык книги по коммерческому делу. Петр I добивался не только точного учета государственных доходов и расходов, но и правильного ведения учета на казенных заводах. Была создана «Ревизий-коллегия».

В XX в. усилились тенденции развития экономических аспектов учета. Бухгалтерия сблизилась со статистикой, и их методы стали взаимно обогащать друг друга; стали широко использоваться математические методы и разнообразные средства вычислительной техники.

В немецкой школе на первом месте стояли четыре проблемы: балансоведение, формы счетоводства, учет затрат и применение вычислительной техники.

Французская школа в отличие от немецкой, утратившей связи с юриспруденцией, никогда этих связей не порывала. Крупнейшие представители французской школы шли от юридического представления к экономическому.

В 1944 г. французский ученый Жан-Батист Дюмарше предложил международный герб бухгалтеров, состоявший из трех фигур: солнца — бухгалтерский учет освещает хозяйственную деятельность; весов — баланс; кривой Бер-нулли, символизирующей, что учет, однажды возникнув, будет существовать вечно, и девиза «наука, доверие, независимость». В 1946 г. Ж.-Б. Дюмарше умер, а Международный конгресс бухгалтеров в том же году утвердил этот герб как интернациональную эмблему счетных работников.

Школа итальянских бухгалтеров в XX в. уже не создавала, а старалась сохранять и совершенствовать богатое наследие предшественников.

Англо-американская школа отличалась от европейской сугубо практическим, очень простым по идеям подходом к решению бухгалтерских задач, всеобщим запретом на всякую унификацию, высоким престижем ученой профессии. Все это способствовало широкому распространению англо-американской бухгалтерии в мире.

Во всей системе учета России вплоть до XIX в. отсутствуют даже намеки на какое-либо теоретическое осмысление. Развитие капитализма в первой половине столетия приводит к стиранию границ, сложившихся между системами учета различных отраслей народного хозяйства. Двойная бухгалтерия из торговли стала проникать в другие отрасли хозяйства, проявились преимущества системы промышленного счетоводства перед торговым учетом. В XIX—XX в., формировались новые идеи, которые получили распространение и международное признание. Отечественные достижения в области бухгалтерского учета отвечали уровню мировых стандартов, а во многом и превосходили их. Анализ, теория информации, теория управления, использование современных средств вычислительной техники и т. д. во многом способствовали совершенствованию учета.

Известные люди профессии бухгалтер

"...кто в делах своих не умеет быть хорошим бухгалтером, тот будет бродить как слепой в потемках наугад, и не миновать ему больших убытков..."

Лука Пачоли

Лука Пачоли

(1445-1515)

Биографический очерк

        Он родился в 1445 г. в Борго СанСеполькро. Этот маленький провинциальный городок, принадлежал — Флоренции, городу-республике, хотя в этническом и географическом отношении его следует отнести к северной Умбрии. Борго СанСеполькро упирается в правый берег Тибра, воды которого текут к Риму; с другой стороны городок прилепился к огромной горе — Монте Казале.

Сан-Сеполькро(карта)

Рисунок - Карта Италии. Борго СанСеполькро (на карте Сансеполькро, подчеркнут белой линией).

      В городе жили ремесленники, а на горе, в монастыре, построенном в Х111 в. францисканцами,— монахи нищенствующего ордена, именовавшие себя, согласно воле папы Гонория III (1216— 1227), миноритами.

Францисканский монастырь

Рисунок - Францисканский монастырь.

      Уважаемое в городе семейство возглавлял Бартоломео Пачоли, отец трех сыновей; одного из них звали Лука. В детстве мальчик помогал местному торговцу Фолько де Бельфольчи [57, с. 36). Большое влияние на воспитание и образование Луки оказал его дядя по матери — Бенедетто, капитан армии Альфонса V (1416 — 1458). Будущего бухгалтера и математика отдали учиться в мастерскую художника Пьеро делла Франческа (1416—1492), слава которого гремела по всей Италии.

      Это была первая встреча маленького мальчика с великим человеком — художником и математиком. Как свойственно людям эпохи Возрождения, учитель Л. Пачоли не был только художником, и мастерская его напоминала

скорее своеобразный «университет культуры», чем школу живописи. В созданном Пьеро делла Франческа мире, как и в мастерских других крупных художников XV века, ученики знакомились не только с приемами и методами живописи, скульптуры и архитектуры, но и с основами точных наук. У Пьеро делла Франческа царит железный закон чисел, поэтому он так ясен и логичен. Его господствующая сила человеческий разум вся и все себе подчиняющий, внутренняя просветленность и стоическая бесстрастность. Ученики, по мере своих сил и способностей, должны были приобщаться к ясному и логичному миру учителя.

           Судя по тому, что мы известно о Л. Пачоли, можно предположить, что чувство прекрасного было глубоко присуще ему. Вместе с тем он не был и, очевидно, не мог быть человеком искусства. Франческа был художником и ученым, но только вторая ипостась учителя нашла отзвук в сердце ученика. Юный Лука Пачоли, прирожденный математик, он был влюблен в мир чисел, число представлялось ему, как и его учителю, неким универсальным ключом, одновременно открывающим доступ к истине и красоте. На первом месте стоит истина, занятия наукой посвящены ей.

Памятник Пьеро делла Франческа

Рисунок - Памятник Пьеро делла Франческа.

       До девятнадцати лет Л. Пачоли работает и учится в мастерской, потом расстается с учителем и переезжает в Венецию. Он поселился на острове Гвидека — одном из 70 островов, на которых расположилась сильнейшая морская и колониальная держава тогдашней Европы.

        В новом для него городе Лука Пачоли становится воспитателем трех сыновей богатого купца Антонио де Ромпиази: Бартало, Франческа, Паоло Воспитывая детей, он учит их тому, что знает и понимает сам; часто он учится вместе со своими учениками, посещая публичные лекции знаменитого математика Доменико Брагадино, помогает отцу учеников в ведении конторских книг, приобретая первые навыки в деле, в историю которого ему суждено будет вписать несколько замечательных страниц. У Ромпиази Л. Пачоли не только воспитывал детей, но, как он потом скажет, «путешествовал на кораблях, перевозящих товары».

        В 1470 г. он закончил свою первую книгу — учебник коммерческой арифметики, написанный для своих воспитанников. В том же году Л. Пачоли.

прервал карьеру воспитателя и уехал в Рим.

        В те времена карта Италии представляла собой мозаику маленьких и враждебных друг другу государств. Древний Рим, центр всего католического мира, был вместе с тем и столицей Папской области — одного из государств Италии. Взгляду Луки Пачоли предстали многочисленные руины старой столицы, огромное число обветшалых средневековых зданий, готовых рухнуть в любую минуту, и немногочисленные постройки новых великих зодчих Италии. Одним из зачинателей нового архитектурного стиля был Леон Баттиста Альберти (1404 — 1472) — архитектор, ученый, писатель, музыкант.

        В доме Альберти, скорее всего по просьбе Пьеро делла Франческа, был принят и поселился Л. Пачоли. Так он встретился со вторым на своем жизненном пути великим человеком. Беседы с ним и совместные занятия оказали большое влияние на духовный мир математика и бухгалтера. Его взгляды характеризует то, что влюбленный в мир чисел, Л. Пачоли повторит за Пифагором мысль о том, что число лежит в основе вселенной.

        В доме Альберти Л. Пачоли познакомился с семьей Ровере. Ее глава — Франческа делла Ровере — был генералом ордена францисканцев и в 1471 г. стал папой под именем Сикста IV. Полагают, что Л. Пачоли провел в Риме не более двух лет.

        В 1472 г. Л. Пачоли было 27 лет, он постригся в монахи и уходил из мирской жизни, чтобы отдать себя науке. Ради этого стал монахом-францисканцем. Выбор был продиктован научными традициями, сложившимися в ордене и семейными обстоятельствами — оба брата Луки Пачоли тоже были францисканцами.

        После пострижения он живет на родине — в Сан Сеполькро. Его учитель Пьеро делла Франчсска пишет в 1475 г. картину "Мадонна со святыми", среди святых доминиканский монах Пьеро Мартир (Петр Мученик); считают, что моделью послужил Л. Пачоли.

Мадонна со святыми. Пьеро делла Франческа

Рисунок -  Картина  "Мадонна со святыми"

Второй этап     Построение модели древнего бухгалтера

         Уважаемые студенты, вам предлагается построить модель древнего бухгалтера. Для этого  необходимо на листе бумаги А-3 изобразить маркером человека и прикрепить к нему, при помощи скотча надписи, нанесенные на цветную бумагу,  характеризующие исторический период времени появления науки бухгалтерский учет.

Студентам выдается:

- лист А-3;

- скотч;

- ножницы;

- маркер;

- листы с надписями: счеты, папирус, свиток, «глаза и уши царя», гипс, абака, холст, пергамент, Книги-кодексы, дебет, кредит, монастырь, поместье, казначей, проводка,  ноутбук, калькулятор, программа 1-С.

На построении модели вам отводиться 7 минут. И на презентацию 1 минута.

Третий этап Чем привлекательна профессия бухгалтер?

        Чем привлекательна профессия бухгалтера?

       Многие    считают     работу    бухгалтера     рутинной     и    скучной.
Сплошные    цифры,     постоянно      повторяющиеся    операции,  отсутствие творчества.
     Но это далеко не так, в этой профессии  множество плюсов:

1. Развивается   логическое  мышление.   Японские  кроссворды  и   ребусы «отдыхают»  по  сравнению с  формированием   проводок!   И  если  первое – хобби,  то в  работе умение  правильно  все   «увязать» очень высоко ценится. Конечно, со   временем    перестаешь   задумываться   о том,       как и почему выбираешь    тот   или   иной   счет,   действуя   «на автомате».

2. Вырабатываются навыки. Повторенье – мать ученья. И то, что сначала делалось с трудом, после  нескольких   попыток занимает   совсем   немного времени. За счет этого в рабочем дне можно выкроить время для отдыха и самообразования.  

3. Улучшается самодисциплина. В бухгалтерии важна любая мелочь, любая деталь. Поневоле привыкаешь делать все тщательно и на совесть. Все должно сходиться    «копейка   в   копейку»!    Приняв   эту   установку  как данность, начинаешь тщательнее планировать и контролировать и личный бюджет, что удерживает от непродуманных трат.

4. Постоянный поток новой информации. Если Вы «дружите» с цифрами, за сухими документами и отчетами можно увидеть интереснейшую картину ведения бизнеса. Ведь все хозяйственные операции фирмы «проходят» через руки   бухгалтера.   Человек,   склонный   к   анализу,  может  отследить   по бухгалтерии   эффективность   управленческих   решений      руководства. Бухгалтер видит, насколько прибыльна фирма. Для него не будет сюрпризом известие о закрытии    компании или    сокращении штата,   поэтому   можно успеть     подготовиться    и    вовремя    сменить    работу.

     Кроме   того,   современная   жизнь   требует    от  бухгалтера гибкости и постоянного   повышения   квалификации. На   этой   должности приходится постоянно учиться, так   как   меняется законодательство, появляются новые инструменты,   программы   и     технологии.   В общем, скучать  не придется.

5. Стабильность. Во-первых, примерный объем работы заранее известен и поддается планированию. Редко приходится делать что-то «на вчера». Во-вторых, спрос на    специалистов всегда   остается высоким. Даже в 40-50 лет бухгалтеру  не   грозит     отказ  на  новой вакансии. Наоборот,   опыт   всегда работает  на  Вас.

6. Общение.   Бухгалтеру   приходится   иметь   дело  с    множеством людей. Вырабатывается уверенность    себе, умение  говорить «нет»,  настаивать  на своем  и    находить   подход    к разным   собеседникам.

7. Власть. Вы имеете право потребовать отчет даже у руководства фирмы. А простые  сотрудники будут заинтересованы в хороших отношениях с Вами – от Вас многое зависит.   Например,   вовремя   ли   оплачены   счета,   выдана зарплата  и   т.д.

8. Возможность работать на себя. Сейчас    многие   небольшие   компании отдают ведение бухгалтерии «на сторону». Став хорошим специалистом, Вы можете взять  на обслуживание    одну или несколько фирм.   При   этом   Вы будете  сами  распоряжаться  своим временем,  да  и  доход возрастет. А если задумаетесь об открытии  собственного   бизнеса, бухгалтерские  тонкости не будут   для     Вас      «темным лесом».

    Замечательный    поэт     Борис     Чичибабин     всю    жизнь    проработал бухгалтером в трамвайно-троллейбусном управлении. Как видите, бухгалтер – не   обязательно    придирчивый    зануда,   который   умеет только копаться в бумагах.

Четвертый этап    Мифы и рифы профессии бухгалтера

       Мифы и рифы профессии бухгалтера  

       Давайте поговорим о специальности   "Экономика  и   бухгалтерский учет". "Дебет с кредитом - это не для меня", - скажете Вы? Не спешите! Если возникают такого   рода ассоциации,   это  верный признак того, что ваши познания о профессиональной подготовке бухгалтеров  не только не   соответствуют   реальности, а  прямо    противоположны ей.

     Миф 1.   Профессия "бухгалтер" объединяет несовместимое.       

    На первый     взгляд,    это     действительно  так.   Бухгалтер  ведет учет, обслуживает   прохождение    финансовых    потоков    внутри предприятия. Аудитор   проверяет,    насколько    результаты     финансовой    отчетности соответствуют реальному состоянию дел на фирме.  То  есть его функции - независимая оценка, анализ и контроль бухгалтерской деятельности. Но на самом   деле    бухучет    и    аудит  -   не     два противоположных "полюса". Возникновение    связки    "бухгалтер -  аудитор"    вполне      закономерно.

         Миф 2. Учебные планы по специальности - сплошная математика.
        Математики там, конечно, много.   Но   не стоит все "математически" драматизировать. На сегодняшний   день в учебных    планах    достигнута унификация по специальностям   в      рамках одного направления. То есть, независимо от   выбранной   конкретной     специальности (бухучет и аудит, экономика, менеджмент и т.д.), на первых этапах преподаются три основных блока дисциплин.  Они  обязательны  для  всех  экономических   профессий.

1. Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины. Этот блок включает в себя историю,  культурологию, право, психологию,   педагогику, русский язык и культуру речи, философию, политологию. Все это развивает человека как личность и вырабатывает мировоззренческие позиции.

2. Общие математические и естественно-научные дисциплины. Данный цикл предметов состоит, конечно же, из математики, информатики, предполагает изучение разных видов информационных технологий в экономике и пакета несложных прикладных программ.

3. Общепрофессиональные дисциплины. Они едины для всех экономических направлений, независимо от специальности.    Это   та основная база, которая формирует    экономическое   мышление:   экономическая    теория,   менеджмент,    маркетинг, статистика, экономика    предприятия.   На этом этапе будущие специалисты изучают    только   "азбуку"   своей   профессии.

4. Специальные дисциплины. Этот цикл дисциплин изучается на следующем этапе   обучения    и   включает   предметы  для   конкретных специализаций: бухгалтерский   финансовый   учет,   бухгалтерский   управленческий    учет, бухгалтерская финансовая отчетность, комплексный экономический анализ хозяйственной    деятельности,   аудит,    анализ    финансовой    отчетности, лабораторный   практикум    по   бухучету.   Здесь        углубляются    знания студента   в   избранной им сфере. Так   постепенно   разрастается    дерево профессиональных   знаний   бухгалтера:   прочный   ствол     базовых общепрофессиональных    дисциплин.
      
      Миф 3.       Профессия бухгалтера - рутинная работа, в ней нет ни капли творчества.
     Да,   в   основном    эта    деятельность связана с цифрами и документами. Никуда от них не денешься. Именно     поэтому существуют     определенные "требования" к "кандидатам" на звание бухгалтера:
- Математические способности
- Аналитический склад ума
- Самостоятельность и автономность работы
- Усидчивость
- Скрупулезность.
   Тем не менее, бухучет - не сухая отчетность.  Сегодня бухгалтер   должен привносить в  свою  работу  элементы творчества,  чтобы   в  рамках закона планировать  деятельность  предприятия   и   добиваться    положительного финансового результата. Поэтому современные учебные планы насыщены юридическими дисциплинами.

     
Миф 4.   Хороший   бухгалтер - это тот, кто может увести в "тень" финансовые потоки.
       Хороший   бухгалтер     - это, в   первую   очередь,   тот, кто  не приведет предприятие под серьезные налоговые санкции. Теневые финансовые потоки, как известно, "протекают" в двух шагах от наказания налоговыми органами за нарушения в области бухучета. В то же время, хороший бухгалтер - это не тот, кто слепо следует букве закона. У грамотного специалиста вопрос ухода от налогов сводится к тому, что,   если  законодательство     имеет   какие-то пробелы,  ими   нужно  воспользоваться  и правильно все документировать.

        Миф 5.   Диплом   бухгалтера  - еще   не   ключ трудоустройству.

    Сегодня на рынке труда востребованы только те специалисты, которые имеют  опыт   работы.   Он   у    выпускников   колледжей,  вузов   он  отсутствует. Опыт   работы   -    это всегда  хорошо. Но его отсутствие - не повод для отчаяния. Обычно  после преддипломной практики  большинство     выпускников       можно   считать    трудоустроенными.    Потенциальные работодатели оценивают практику на своем предприятии как опыт работы.
        А   может   быть,   эта    профессия   -   ваше   призвание?    Тогда  желаем вам    успехов   в   выбранной     деятельности.

Пятый этап    Построение модели современного бухгалтера

Уважаемые студенты, вам предлагается построить модель современного бухгалтера. Для этого  необходимо на листе бумаги А-3 изобразить маркером человека и прикрепить к нему, при помощи скотча надписи, нанесенные на цветную бумагу,  характеризующие  современного бухгалтера.

Студентам выдается:

- лист А-3;

- скотч;

- ножницы;

- маркер;

- листы с надписями: счеты, папирус, свиток, «глаза и уши царя», дебет, кредит, программа 1-С, налоговый инспектор, аудитор, проводки, гибкость, постоянное повышение квалификации, программы, технологии, математические способности, аналитический склад ума, самостоятельность, усидчивость,  нормативные документы.

На построении модели вам отводиться 7 минут. И на презентацию 1 минута.

Шестой этап     Сравнение современного бухгалтера с древним

Уважаемые студенты, давайте сравним современного бухгалтера с его предшественниками. Назовите отличительные черты современного бухгалтера от древнего? В чем особенность современного бухгалтера? Вам понравилось сегодняшнее мероприятие, что вы узнали нового? Надеюсь интерес к выбранной вами профессии бухгалтер повысился.

Приложение 1

Доклады

Первый этап   История бухгалтерского учета

Доклад № 1

Верное было давным давно найдено. Оно связывало благородные умы человечества между собой. Коснись этой древней правды.

                                                                                Гете

 История науки (от греч. ictoria — повествование, рассказ об узнанном, исследованном) — отражение  многовекового развития познавательной деятельности человечества. Она позволяет показать процесс становления проблем и их решений, научить объективно оценивать новое. Изучая историю, бухгалтер не может ее изменить, но способен переосмыслить.

 Пифагор говорил: «Начало — половина целого». То же самое можно сказать и относительно зарождения учета. Он возник вместе с человеческой цивилизацией 6 тысяч лет тому назад. И первые его шаги имели огромные последствия для истории. Потребности хозяйственной жизни вызвали развитие учета, что в свою очередь стимулировало рост цивилизации, особенно таких неотъемлемых ее частей, как письменность и математика. Первые следы развитых систем учета находят в долинах рек Тигр, Нил, Евфрат.

В Древнем Египте несколько тысяч лет тому назад научились делать папирус, на свитках которого регистрировались факты хозяйственной жизни, проводились инвентаризация имущества и текущий учет получения и выдачи серебра, хлеба и т. д. На папирусе три лица отмечали число ценностей к отпуску, фактический отпуск, выявление отклонений. На документах на отпуск стояла разрешительная резолюция. По окончании дня составлялся отчет. Значительным моментом материального учета было ежедневное выведение остатков.

  Древний Египет — родина счетоводства на свитках папируса, в то время, как в Вавилонии впервые стали вести учет на карточках, сделанных из мягкой и влажной глины в виде пластинок-«таблеток». Тростниковой палочкой на этих пластинках делали надписи и хранили их в глиняных кувшинах или тростниковых корзинах. Среди сохранившихся первичных «документов» встречаются «наряды» на выполнение работ, ведомости расходов на «заработную плату». При учете материальных ценностей раздельно группировались приходные и расходные документы, выводилось «сальдо».

Доклад № 2

В Персии расцвет учета приходился на 522—486 гг. до н. э. Оплата работы осуществлялась натурой и деньгами по «требованию-наряду». Находившиеся в разъездах чиновники предъявляли письма (командировочные удостоверения) и получали продовольствие по нормам. Бухгалтеры и контролеры регистрировали и факты хозяйственной жизни, и анонимные письма, и назывались торжественно — «глаза и уши царя».

Во времена античного мира учет делает шаг вперед. В Древней Греции учет ведется на дощечках, выбеленных гипсом, или на папирусе. Греция стала родиной первого счетного прибора — абака, доски с желобками, по которым передвигались камешки. Каждый из желобков предназначался для отделения числового ряда. В Древней Греции велся учет материальных ценностей, и только богатые люди назначались на должности с материальной ответственностью. Государству были выгодны недостачи: если кто-то украл 5 драхм, он отдавал государству 50, т. е. покрывал недостачу в 10-кратном размере. Для доказательства достоверности отчетов проводились инвентаризации. Текущий учет велся в хронологическом порядке, производилась разноска хронологических записей.

Чиновники и контролеры составляли отчеты о доходах и расходах государства. В государственном хозяйстве встречались зачетные платежи.

Документы о платежах распределялись и хранились по срокам. Получение денег, вычеркивание плательщиков, возвращение списков, сведения о просроченных платежах и неплательщиках способствовали возникновению линейной и нелинейной записи.

В Афинах отчетность носила публичный характер, данные выставлялись вдоль дорог, в народном собрании. Разграничивались учетные и контрольные функции. Ревизор имел равные права с «главным бухгалтером» и в то же время не зависел от него.

В Риме записи в учете выполнялись на холсте, папирусе, пергаменте, на деревянных, покрытых воском дощечках. Основные достижения проявились в создании системы учетных регистров. В древнеримской бухгалтерии первая книга предназначалась для ежедневной записи фактов хозяйственной жизни: эту книгу в дальнейшем называют мемориалом. Появляются книги-кодексы. При регистрации долгов впервые возникают термины «дебет» и «кредит», но двусторонняя форма расположения чисел носит случайный характер, а не принцип двойной записи. В Риме развивается бюджетный учет; сметные ассигнования и их исполнение отражаются в книге, которую можно рассматривать как первый баланс государственного хозяйства.

Доклад № 1

Во времена империи систематические записи получили широкое развитие, особенно в финансовом ведомстве в связи с учетом налогов. Открывался лицевой счет на каждого налогоплательщика. В строительстве при оценке сооружений учитывали износ. В промышленном учете калькуляции в то время не было. Был создан аппарат ревизоров и контролеров. Римляне гордились своим учетом, систематизировали его.

В средние века возникла профессия странствующих писцов, составляющих отчеты; инвентарные описи содержат более систематизированные записи; появляются специальные трактаты. В одном из них указано, что «прежде всего подотчетное лицо должно присягнуть в том, что представляет верный и законный отчет в полученных доходах за счет господина и что в свой свиток он включил только законные расходы с полным соблюдением интересов господина. Точно так же и писец должен присягнуть в честном составлении отчета».

В Англии зародился учетный регистр шахматной формы, а в основу учета была положена инвентарная опись.

К ХШ в. в Западной Европе сложилась определенная система учета кассовых операций. В кассовых книгах отражался учет прихода и расхода. Лица, на которых возлагали ведение кассовых книг, приносили присягу. Для любого исправления записей необходимо было специальное постановление, исправление производил специальный нотариус. Господствующей в Европе была простая бухгалтерия, которая существовала в учете купцов, ведущемся в хронологическом порядке в записных книжках. В Германии и Голландии учет велся как семейная хроника. До XIV в. коммерческий учет отставал от учета в монастырском и государственном хозяйствах. В учете допускалась масса ошибок, что объясняется как сознательной фальсификацией, так и неумением точно считать, часто довольствуясь приближенным счетом. Только в XX в. возник принцип учетной достоверности.

   В XV—ХУШ вв. двойная бухгалтерия получает признание в Европе. У истоков итальянской бухгалтерии мы находим регистры Древнего Рима. Когда кодекс стали вести в денежном измерении, он превратился в главную книгу; когда в нее вписали счет капитала, появилась двойная запись. Затем появились типографские книги. Возникновение печатной бухгалтерии связано с двумя именами: Бенедетто Кортульи и Луки Пачоли.

   Б. Кортульи — автор книги «О торговле и совершенном купце», в одной из глав которой он пишет о двойной бухгалтерии. Шли годы, век сменялся веком, появляются новые определения бухгалтерского учета.

 

   Доклад № 2 

Немецкий бухгалтер В. Швайкер писал: «Бухгалтерия есть не что иное, как искусная запись, или описание торговых и иных сделок, домашнего хозяйства, доходов, ренты и тому подобных операций при получении, покупке, отсылке, продаже и других явлениях, которая правильным и искусным способом примененная могла бы безошибочно, немедленно и без затруднений привести к конечному результату».

   Большим   достижением   В.   Швайкера   было   то,   что   он   попытался сгруппировать все факты хозяйственной жизни торгового предприятия и свести их к 150 стандартным проводкам.

   В разработках английских бухгалтеров выделяются амортизация, формы счетоводства и теория счетов.

  Во Франции Ф. Кенэ писал, что учет «является одной из отраслей управления, отличающейся крайней сложностью и наиболее склонной к неустройствам». Ф. Менигр впервые ввел сложную проводку. Ж. Савари настаивал на необходимости ведения как основных, так и вспомогательных книг. Таким образом, он делил счета на синтетические и аналитические.

     Американская форма счетоводства XVIII—XIX вв. впервые предложила начала теории бухгалтерского учета. Бухгалтер Э. Дегранж считал необходимым объединить хронологические и систематические записи в книгу-журнал. В 1673 г. М. де ла Порт ввел во французский язык слово «comptabilite» — «счетоводство», которое с тех пор используется во Франции и вошло в другие языки, в том числе и русский. Постепенно учет становится предметом научной деятельности. Первые ученые-бухгалтеры показали недостаточность применяемых форм и стали конструировать специальные категории. В конце XIX в. из практики выделилась теория, появились новые методологии, вычислительные приборы и аппараты. В конце XIX в. — начале XX в. учет становится наукой.

  Учет в России формировался и испытывал влияние европейской бухгалтерской мысли. Учет велся в монастырях, поместьях, домашнем хозяйстве, торговле и ростовщичестве, строительстве и промышленном производстве. В монастырях существовал сложный порядок распределения обязанностей и учета: материальная ответственность за все ценности распределялась солидарно с казначеем; казначей хранил ключи от складов; смотритель опечатывал склады. Для денежных доходов открывалась книга, где указывались дата, источник поступления, расход смотрителем или казначеем. Велись книги сведений об урожае, списании продуктов.

Доклад №1

 В поместьях учет начинается с XVII в. Объект учета — крепостные. Учет крепостных велся как синтетический, а скота, инвентаря — как аналитический. Проводилась инвентаризация людей и ценностей. Записи велись или на бирках, или в книге. Отработанное на барщине время регистрировалось в табеле. Кроме табеля велись: 1) хлебная книга; 2) денежная тетрадь; 3) тетрадь учета поборов с мужиков; 4) домашний журнал о жалобах, побегах, сведения о рождении и смерти крестьян. В домашнем хозяйстве основу учета составляла смета. Во второй половине XVIII в. в учете возникает направление в создании науки домоводства. Предлагалось ведение ежедневной книги-журнала движения провизии и с записями о выделении провизии для господ и слуг. По окончании месяца выводились остатки, т.е. подводились итоги. В торговле в средневековой России применялся контокоррент. Он возник в кредитных предприятиях. Контокоррентные счета вели в карточках. В учете товаров преобладал партионный метод, в розничной торговлеучет велся по стоимостной схеме. Начиная с XVI в. проводилась сверка расчетов, а в конце XVI — начале XVII в. появился первый труд о торговле. В 1834 г. бухгалтерский учет уже регламентировался Законом о порядке ведения купцами торговых книг, в котором отражались порядок и форма учета в торговле (оптовой, розничной и мелочной торговли). В учете   велись   книги:    1)   товарная,   2)   кассовая,   3)   расчетная,   4) документальная, в которой перечислялись акции, векселя и т. д. В оптовых предприятиях   необходимо   было   вести:   1)   журнал   хронологической регистрации; 2)    книги счетов; 3)    книги корреспонденции; 4)    Главную книгу.

Доклад № 2 Значительные изменения в организации учета произошли при Петре I, который уделял большое внимание подготовке в специальных школах грамотных людей, знающих счет и умеющих вести учетные книги. Для изучения счетоводства по европейскому образцу за границу посылали специальных лиц, переводили на русский язык книги по коммерческому делу. Петр I добивался не только точного учета государственных доходов и расходов, но и правильного ведения учета на казенных заводах. Была создана «Ревизий-коллегия».

В XX в. усилились тенденции развития экономических аспектов учета. Бухгалтерия сблизилась со статистикой, и их методы стали взаимно обогащать друг друга; стали широко использоваться математические методы и разнообразные средства вычислительной техники. В немецкой школе на первом месте стояли четыре проблемы: балансоведение, формы счетоводства, учет затрат и применение вычислительной техники.

Французская школа в отличие от немецкой, утратившей связи с юриспруденцией, никогда этих связей не порывала. Крупнейшие представители французской школы шли от юридического представления к экономическому. В 1944 г. французский ученый Жан-Батист Дюмарше предложил международный герб бухгалтеров, состоявший из трех фигур: солнца — бухгалтерский учет освещает хозяйственную деятельность; весов — баланс; кривой Бер-нулли, символизирующей, что учет, однажды возникнув, будет существовать вечно, и девиза «наука, доверие, независимость». В 1946 г. Ж.-Б. Дюмарше умер, а Международный конгресс бухгалтеров в том же году утвердил этот герб как интернациональную эмблему счетных работников. Школа итальянских бухгалтеров в XX в. уже не создавала, а старалась сохранять и совершенствовать богатое наследие предшественников.

Англо-американская школа отличалась от европейской сугубо практическим, очень простым по идеям подходом к решению бухгалтерских задач, всеобщим запретом на всякую унификацию, высоким престижем ученой профессии. Все это способствовало широкому распространению англо-американской бухгалтерии в мире. Во всей системе учета России вплоть до XIX в. отсутствуют даже намеки на какое-либо теоретическое осмысление. Развитие капитализма в первой половине столетия приводит к стиранию границ, сложившихся между системами учета различных отраслей народного хозяйства. Двойная бухгалтерия из торговли стала проникать в другие отрасли хозяйства, проявились преимущества системы промышленного счетоводства перед торговым учетом. В XIX—XX в., формировались новые идеи, которые получили распространение и международное признание. Отечественные достижения в области бухгалтерского учета отвечали уровню мировых стандартов, а во многом и превосходили их. Анализ, теория информации, теория управления, использование современных средств вычислительной техники и т. д. во многом способствовали совершенствованию учета.

Доклад № 1      Известные люди профессии бухгалтер

"...кто в делах своих не умеет быть хорошим бухгалтером, тот будет бродить как слепой в потемках наугад, и не миновать ему больших убытков..."

Лука Пачоли

       Он родился в 1445 г. в Борго СанСеполькро. Этот маленький провинциальный городок, принадлежал — Флоренции, городу-республике, хотя в этническом и географическом отношении его следует отнести к северной Умбрии. Борго СанСеполькро упирается в правый берег Тибра, воды которого текут к Риму; с другой стороны городок прилепился к огромной горе — Монте Казале.

      В городе жили ремесленники, а на горе, в монастыре, построенном в Х111 в. францисканцами,— монахи нищенствующего ордена, именовавшие себя, согласно воле папы Гонория III (1216— 1227), миноритами.

      Уважаемое в городе семейство возглавлял Бартоломео Пачоли, отец трех сыновей; одного из них звали Лука. В детстве мальчик помогал местному торговцу Фолько де Бельфольчи [57, с. 36). Большое влияние на воспитание и образование Луки оказал его дядя по матери — Бенедетто, капитан армии Альфонса V (1416 — 1458). Будущего бухгалтера и математика отдали учиться в мастерскую художника Пьеро делла Франческа (1416—1492), слава которого гремела по всей Италии.

      Это была первая встреча маленького мальчика с великим человеком — художником и математиком. Как свойственно людям эпохи Возрождения, учитель Л. Пачоли не был только художником, и мастерская его напоминала

скорее своеобразный «университет культуры», чем школу живописи. В созданном Пьеро делла Франческа мире, как и в мастерских других крупных художников XV века, ученики знакомились не только с приемами и методами живописи, скульптуры и архитектуры, но и с основами точных наук. У Пьеро делла Франческа царит железный закон чисел, поэтому он так ясен и логичен. Его господствующая сила человеческий разум вся и все себе подчиняющий, внутренняя просветленность и стоическая бесстрастность. Ученики, по мере своих сил и способностей, должны были приобщаться к ясному и логичному миру учителя.

           Судя по тому, что мы известно о Л. Пачоли, можно предположить, что чувство прекрасного было глубоко присуще ему. Вместе с тем он не был и, очевидно, не мог быть человеком искусства. Франческа был художником и ученым, но только вторая ипостась учителя нашла отзвук в сердце ученика. Юный Лука Пачоли, прирожденный математик, он был влюблен в мир чисел, число представлялось ему, как и его учителю, неким универсальным ключом, одновременно открывающим доступ к истине и красоте. На первом месте стоит истина, занятия наукой посвящены ей.

Доклад № 2  До девятнадцати лет Л. Пачоли работает и учится в мастерской, потом расстается с учителем и переезжает в Венецию. Он поселился на острове Гвидека — одном из 70 островов, на которых расположилась сильнейшая морская и колониальная держава тогдашней Европы. В новом для него городе Лука Пачоли становится воспитателем трех сыновей богатого купца Антонио де Ромпиази: Бартало, Франческа, Паоло Воспитывая детей, он учит их тому, что знает и понимает сам; часто он учится вместе со своими учениками, посещая публичные лекции знаменитого математика Доменико Брагадино, помогает отцу учеников в ведении конторских книг, приобретая первые навыки в деле, в историю которого ему суждено будет вписать несколько замечательных страниц. У Ромпиази Л. Пачоли не только воспитывал детей, но, как он потом скажет, «путешествовал на кораблях, перевозящих товары».

        В 1470 г. он закончил свою первую книгу — учебник коммерческой арифметики, написанный для своих воспитанников. В том же году Л. Пачоли. прервал карьеру воспитателя и уехал в Рим.

        В те времена карта Италии представляла собой мозаику маленьких и враждебных друг другу государств. Древний Рим, центр всего католического мира, был вместе с тем и столицей Папской области — одного из государств Италии. Взгляду Луки Пачоли предстали многочисленные руины старой столицы, огромное число обветшалых средневековых зданий, готовых рухнуть в любую минуту, и немногочисленные постройки новых великих зодчих Италии. Одним из зачинателей нового архитектурного стиля был Леон Баттиста Альберти (1404 — 1472) — архитектор, ученый, писатель, музыкант. В доме Альберти, скорее всего по просьбе Пьеро делла Франческа, был принят и поселился Л. Пачоли. Так он встретился со вторым на своем жизненном пути великим человеком. Беседы с ним и совместные занятия оказали большое влияние на духовный мир математика и бухгалтера. Его взгляды характеризует то, что влюбленный в мир чисел, Л. Пачоли повторит за Пифагором мысль о том, что число лежит в основе вселенной. В доме Альберти Л. Пачоли познакомился с семьей Ровере. Ее глава — Франческа делла Ровере — был генералом ордена францисканцев и в 1471 г. стал папой под именем Сикста IV. Полагают, что Л. Пачоли провел в Риме не более двух лет.   В 1472 г. Л. Пачоли было 27 лет, он постригся в монахи и уходил из мирской жизни, чтобы отдать себя науке. Ради этого стал монахом-францисканцем. Выбор был продиктован научными традициями, сложившимися в ордене и семейными обстоятельствами — оба брата Луки Пачоли тоже были францисканцами.

        После пострижения он живет на родине — в Сан Сеполькро. Его учитель Пьеро делла Франчсска пишет в 1475 г. картину "Мадонна со святыми", среди святых доминиканский монах Пьеро Мартир (Петр Мученик); считают, что моделью послужил Л. Пачоли.

Доклад № 1    Третий этап Чем привлекательна профессия бухгалтер?

        Чем привлекательна профессия бухгалтера?

       Многие    считают     работу    бухгалтера     рутинной     и    скучной.
Сплошные    цифры,     постоянно      повторяющиеся    операции,  отсутствие творчества. Но это далеко не так, в этой профессии  множество плюсов:


1. Развивается   логическое  мышление.   Японские  кроссворды  и   ребусы «отдыхают»  по  сравнению с  формированием   проводок!   И  если  первое – хобби,  то в  работе умение  правильно  все   «увязать» очень высоко ценится. Конечно, со   временем    перестаешь   задумываться   о том,       как и почему выбираешь    тот   или   иной   счет,   действуя   «на автомате».


2. Вырабатываются навыки. Повторенье – мать ученья. И то, что сначала делалось с трудом, после  нескольких   попыток занимает   совсем   немного времени. За счет этого в рабочем дне можно выкроить время для отдыха и самообразования.  


3. Улучшается самодисциплина. В бухгалтерии важна любая мелочь, любая деталь. Поневоле привыкаешь делать все тщательно и на совесть. Все должно сходиться    «копейка   в   копейку»!    Приняв   эту   установку  как данность, начинаешь тщательнее планировать и контролировать и личный бюджет, что удерживает от непродуманных трат.


4. Постоянный поток новой информации. Если Вы «дружите» с цифрами, за сухими документами и отчетами можно увидеть интереснейшую картину ведения бизнеса. Ведь все хозяйственные операции фирмы «проходят» через руки   бухгалтера.   Человек,   склонный   к   анализу,  может  отследить   по бухгалтерии   эффективность   управленческих   решений      руководства. Бухгалтер видит, насколько прибыльна фирма. Для него не будет сюрпризом известие о закрытии    компании или    сокращении штата,   поэтому   можно успеть     подготовиться    и    вовремя    сменить    работу.
     Кроме   того,   современная   жизнь   требует    от  бухгалтера гибкости и постоянного   повышения   квалификации. На   этой   должности приходится постоянно учиться, так   как   меняется законодательство, появляются новые инструменты,   программы   и     технологии.   В общем, скучать  не придется.


5. Стабильность. Во-первых, примерный объем работы заранее известен и поддается планированию. Редко приходится делать что-то «на вчера». Во-вторых, спрос на    специалистов всегда   остается высоким. Даже в 40-50 лет бухгалтеру  не   грозит     отказ  на  новой вакансии. Наоборот,   опыт   всегда работает  на  Вас.
6. Общение.   Бухгалтеру   приходится   иметь   дело  с    множеством людей. Вырабатывается уверенность    себе, умение  говорить «нет»,  настаивать  на своем  и    находить   подход    к разным   собеседникам.
7. Власть. Вы имеете право потребовать отчет даже у руководства фирмы. А простые  сотрудники будут заинтересованы в хороших отношениях с Вами – от Вас многое зависит.   Например,   вовремя   ли   оплачены   счета,   выдана зарплата  и   т.д.

8. Возможность работать на себя. Сейчас    многие   небольшие   компании отдают ведение бухгалтерии «на сторону». Став хорошим специалистом, Вы можете взять  на обслуживание    одну или несколько фирм.   При   этом   Вы будете  сами  распоряжаться  своим временем,  да  и  доход возрастет. А если задумаетесь об открытии  собственного   бизнеса, бухгалтерские  тонкости не будут   для     Вас      «темным лесом».

    Замечательный    поэт     Борис     Чичибабин     всю    жизнь    проработал бухгалтером в трамвайно-троллейбусном управлении. Как видите, бухгалтер – не   обязательно    придирчивый    зануда,   который   умеет только копаться в бумагах.

Доклад № 2    Четвертый этап    Мифы и рифы профессии бухгалтера

       Мифы и рифы профессии бухгалтера  

       Давайте поговорим о специальности   "Экономика  и   бухгалтерский учет". "Дебет с кредитом - это не для меня", - скажете Вы? Не спешите! Если возникают такого   рода ассоциации,   это  верный признак того, что ваши познания о профессиональной подготовке бухгалтеров  не только не   соответствуют   реальности, а  прямо    противоположны ей.

     Миф 1.   Профессия "бухгалтер" объединяет несовместимое.       

    На первый     взгляд,    это     действительно  так.   Бухгалтер  ведет учет, обслуживает   прохождение    финансовых    потоков    внутри предприятия. Аудитор   проверяет,    насколько    результаты     финансовой    отчетности соответствуют реальному состоянию дел на фирме.  То  есть его функции - независимая оценка, анализ и контроль бухгалтерской деятельности. Но на самом   деле    бухучет    и    аудит  -   не     два противоположных "полюса". Возникновение    связки    "бухгалтер -  аудитор"    вполне      закономерно.

         Миф 2. Учебные планы по специальности - сплошная математика.
        Математики там, конечно, много.   Но   не стоит все "математически" драматизировать. На сегодняшний   день в учебных    планах    достигнута унификация по специальностям   в      рамках одного направления. То есть, независимо от   выбранной   конкретной     специальности (бухучет и аудит, экономика, менеджмент и т.д.), на первых этапах преподаются три основных блока дисциплин.  Они  обязательны  для  всех  экономических   профессий.

1. Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины. Этот блок включает в себя историю,  культурологию, право, психологию,   педагогику, русский язык и культуру речи, философию, политологию. Все это развивает человека как личность и вырабатывает мировоззренческие позиции.

2. Общие математические и естественно-научные дисциплины. Данный цикл предметов состоит, конечно же, из математики, информатики, предполагает изучение разных видов информационных технологий в экономике и пакета несложных прикладных программ.

3. Общепрофессиональные дисциплины. Они едины для всех экономических направлений, независимо от специальности.    Это   та основная база, которая формирует    экономическое   мышление:   экономическая    теория,   менеджмент,    маркетинг, статистика, экономика    предприятия.   На этом этапе будущие специалисты изучают    только   "азбуку"   своей   профессии.

4. Специальные дисциплины. Этот цикл дисциплин изучается на следующем этапе   обучения    и   включает   предметы  для   конкретных специализаций: бухгалтерский   финансовый   учет,   бухгалтерский   управленческий    учет, бухгалтерская финансовая отчетность, комплексный экономический анализ хозяйственной    деятельности,   аудит,    анализ    финансовой    отчетности, лабораторный   практикум    по   бухучету.   Здесь        углубляются    знания студента   в   избранной им сфере. Так   постепенно   разрастается    дерево профессиональных   знаний   бухгалтера:   прочный   ствол     базовых общепрофессиональных    дисциплин.
      
      Миф 3.       Профессия бухгалтера - рутинная работа, в ней нет ни капли творчества.
     Да,   в   основном    эта    деятельность связана с цифрами и документами. Никуда от них не денешься. Именно     поэтому существуют     определенные "требования" к "кандидатам" на звание бухгалтера:
- Математические способности
- Аналитический склад ума
- Самостоятельность и автономность работы
- Усидчивость
- Скрупулезность.
   Тем не менее, бухучет - не сухая отчетность.  Сегодня бухгалтер   должен привносить в  свою  работу  элементы творчества,  чтобы   в  рамках закона планировать  деятельность  предприятия   и   добиваться    положительного финансового результата. Поэтому современные учебные планы насыщены юридическими дисциплинами.

     
Миф 4.   Хороший   бухгалтер - это тот, кто может увести в "тень" финансовые потоки.
       Хороший   бухгалтер     - это, в   первую   очередь,   тот, кто  не приведет предприятие под серьезные налоговые санкции. Теневые финансовые потоки, как известно, "протекают" в двух шагах от наказания налоговыми органами за нарушения в области бухучета. В то же время, хороший бухгалтер - это не тот, кто слепо следует букве закона. У грамотного специалиста вопрос ухода от налогов сводится к тому, что,   если  законодательство     имеет   какие-то пробелы,  ими   нужно  воспользоваться  и правильно все документировать.

        Миф 5.   Диплом   бухгалтера  - еще   не   ключ трудоустройству.

    Сегодня на рынке труда востребованы только те специалисты, которые имеют  опыт   работы.   Он   у    выпускников   колледжей,  вузов   он  отсутствует. Опыт   работы   -    это всегда  хорошо. Но его отсутствие - не повод для отчаяния. Обычно  после преддипломной практики  большинство     выпускников       можно   считать    трудоустроенными.    Потенциальные работодатели оценивают практику на своем предприятии как опыт работы.
        А   может   быть,   эта    профессия   -   ваше   призвание?    Тогда  желаем вам    успехов   в   выбранной     деятельности.

Приложение 2

Раздаточный материал для второго этапа

 счеты                                папирус                               свиток  

 

 «глаза и уши царя»            гипс                      абака              холст  

________________________________________________________

 пергамент                          Книги-кодексы                        дебет

_________________________________________________________

кредит                                   монастырь                        поместье

 казначей                                проводка                         ноутбук

           

 калькулятор                         программа 1-С.

__________________________________________________________

 

Раздаточный материал для пятого этапа

счеты                                папирус                                      свиток ________________________________________________________

 «глаза и уши царя»                        дебет                          кредит

__________________________________________________________

 программа 1-С                                     налоговый инспектор

__________________________________________________________

аудитор                                 проводки                           гибкость

_________________________________________________________  

постоянное повышение квалификации                       программы

__________________________________________________________

 технологии                                         математические способности

_________________________________________________________

 аналитический склад ума                               самостоятельность

_________________________________________________________

 

усидчивость                                           нормативные документы

__________________________________________________________ 

 

Приложение 3

Цитаты

Верное было давным давно найдено. Оно связывало благородные умы человечества между собой. Коснись этой древней правды.

                                                                                                                   Гете

_________________________________________________________________

"...кто в делах своих не умеет быть хорошим бухгалтером, тот будет бродить как слепой в потемках наугад, и не миновать ему больших убытков..."

Лука Пачоли

__________________________________________________________

Литература

  1. Бородина В.В., Родионова Н.П. Теория бухгалтерского учета / В.В. Бородина, Н.П. Родионова / М.: ИД «Форум»: ИНФРА –М, 2012. -128С.
  2. Гальчина О.Н., Т.А. Пожидаева Теория экономического анализа/ О.Н.Гадьчина, Т.А.Пожидаева/Изд.центр IPR MEDIA www.iprmedia.ru
  3. Каморджанова Н. А., Карташова И. В. Бухгалтерский учет. Краткий курс./ Н. А.Каморджанова, И. В. Карташова/ Питер, 2011. — 320 с. — ISBN 978-5-91180-661-3.
  4. Официальный сайт МинФина РФ, раздел бухгалтерский учет. www1.minfin.ru/ru/accountind/accountind


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие по МДК. 04.02 Основы анализа бухгалтерской отчетности для студентов специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов с целью оказания помощи в изучении теоретического материала, выполнения самостоятельных и практических работ, третьей части курсовой работы по П...

Методическое пособие по дисциплине " Аудит" для студентов специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Учебно-методическое пособие, устанавливающее базовые знания, необходимые для получения профессиональных навыков специалистов и организации самостоятельной работы студентов, задания для практических ра...

Методические указания по анализу оборотных средств для студентов специальности 38.02.01. "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)"

Учебным процессом предусмотрено изучение теоретического материала и привитие практических навыков по решению задач и проблемных ситуаций в области анализа оборотных средств предприятия.Данная методиче...

Рабочая программа учебной практики ПМ.05.Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих специальность 38.02.01. Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Рабочая программа учебной практики - является частью программы подготовки специалистов среднего звена,  разработанной в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.01  Экономика и бухгалтерск...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 38.02.01 «ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ)» ПО ПМ 05.01 ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ НАЛОГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В методических рекомендациях для студентов раскрываются требования, предъявляемые к написанию и оформлению курсовой работы, а также к презентации и защите работы...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «Экономическая теория» для студентов специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию...

Методические указания по выполнению курсовой работы студентами специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) по МДК 04.01 Технология составления бухгалтерской отчетности

Целью курсовой работы является углубленное изучение на основе анализа действующего законодательства по бухгалтерскому  и налоговому учету и научно-методической литературы материала изучаемых проф...