Информационная компетентность педагога как условие его профессионального развития
статья на тему
Исследуется информационная компетентность в связи с повышением требований к уровню компетентности педагога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационная компетентность педагога как условие его профессионального развития
Современный этап развития образования характеризуется широким внедрением в учебный процесс компьютерных технологий. В информационном обществе XXI века главной ценностью становится самостоятельное приобретение нового знания, полученного благодаря беспрепятственному доступу к информации и наличия базовых умений и компетенций грамотно с ней работать.
Актуальность настоящего исследования определяется: повышением требований к уровню информационной компетентности педагога, связанным с быстрым развитием современных компьютерных технологий и расширением сферы их применения в образовательном процессе; эволюционными тенденциями в системе высшего педагогического образования, связанными с необходимостью развития информационной компетентности педагога; нереализованным потенциалом учебных заведений при подготовке квалифицированных специалистов; недостаточной разработанностью методико-технологического аппарата измерения и оценивания эффективности процесса развития информационной компетентности педагога
Современный педагог должен уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютеров, телекоммуникаций и других средств, т.е. обладать информационной компетентностью. Информационная компетентность педагога – это важнейшее условие его профессионального развития. При этом особое внимание необходимо уделять формированию и развитию информационной компетентности не только педагога, но и обучаемых им студентов всех специализаций и всех направлений подготовки.
Компьютеризация производства выдвинула задачу подготовки специалистов, которые в будущей профессиональной деятельности должны эффективно использовать информационные технологии. Сегодня работодатель заинтересован в таком работнике, который умеет думать самостоятельно, грамотно и творчески подходить к разрешению разнообразных проблем. Современному обществу необходим такой специалист, который умеет непрерывно пополнять свои знания, совершенствовать свою компетентность.
Информационная компетентность педагога складывается из трех компонентов: знать, уметь применять в учебной профессиональной деятельности, самостоятельно работать с информационными и коммуникационными технологиями.
В современных условиях информационная компетентность может быть отнесена к ключевой профессиональной компетенции, так как вхождение страны в Болонское соглашение и углубляющиеся процессы информатизации всех сфер деятельности человека настоятельно способствуют этому процессу. Ключевые профессиональные компетенции - такие компетенции, которыми должен обладать каждый человек и которые можно применять в различных возникающих ситуациях. Совет Европы определил пять групп ключевых компетенций, овладение которыми выступает основным критерием качества образования [1]. В их число входят компетенции, связанные с возникновением общества информации, владением новыми технологиями, пониманием их применения как основы непрерывной подготовки в профессиональном плане. В группе компетенций присутствует информационная компетенция, которая необходима как для учебной деятельности, так и для жизни и работы в условиях современной России.
Понятие «информационная компетентность» достаточно широкое и определяемое на современном этапе развития педагогики неоднозначно. Существуют два основных подхода к определению информационной компетентности. Первый из них базируется только на использовании технологических компьютерных средств в процессах работы с информацией. Второй трактует информационную компетентность как интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности с возможным использованием технологических средств [2]. Следует отметить, что второй подход к определению информационной компетентности более распространен, т.к. в современном мире существует много процессов, где человек работает с информацией без использования компьютерных средств. Хотя очевиден тот факт, что информационные компьютерные технологии занимают всю большее значение в процессах обработки, передачи, хранения информации.
Рассмотрим сущности слов компетентность и информация. В педагогической литературе существуют различные точки зрения на понимание сущности этих понятий.
Компетентность — интегративное качество личности, сформированное на основе совокупности предметных знаний, умений, опыта, отраженных в теоретико-прикладной подготовленности к их реализации в деятельности на уровне функциональной грамотности.
Ключевым основанием, объединяющим исследования по проблеме становления и развития компетентности, с точки зрения Тришиной С. В. [3], является понятие "информация".
"Информация" (от лат. informatio - ознакомление, разъяснение, представление, понятие) - в философском энциклопедическом словаре понятие трактуется следующим образом:
• сообщение, осведомление о положении дел, сведения о чём-либо, передаваемые людьми;
• уменьшаемая, снимаемая неопределённость в результате получения сообщений [4].
Информационная компетентность является ключевым термином образовательных стандартов третьего поколения.
Список литературы
- Лебедева М.М. Болонский процесс: проблемы и перспективы / под ред. М.М. Лебедевой. — Москва: Оргсервис-2000, 2006. — ISBN 5-98115-066-1.
- Хуторской А.В. Инновации в общеобразовательной школе. Методы обучения. / Российская Академия образования. Москва. 2006 С. 292.
- Иванова Т.Ю., Приходько В.И. Теория организации: учебник / Т.Ю. Иванова, В.И. Приходько. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: КНОРУС, 2010. — 432 с. ISBN 978-5-406-00301.
- Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф. Ильичёв, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалёв, В.Г. Панов - М.: Сов. Энциклопедия, 1983. - 840 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/20/picture-346753-1416495644.jpg)
Педсовет "Имидж современного педагога как условие формирования профессиональной компетенции"
Профессия педагог – особенная. Педагоги – это те люди, которые всегда на виду, рядом с ними всегда находятся родители, обучающиеся, коллеги. Часто педагог теряет авторитет своих подопечных потому, чт...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/18/picture-429212-1413660941.jpg)
Проблемы развития профессиональной компетентности педагога
Профессионально успешная личность, по мнению Н.А. Эверт, должна испытывать потребность в самопознании как способа совершенствования своей деятельности.Готовы ли педагоги школы к самопознанию?...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/31/picture-660169-1441033385.jpg)
обобщение педагогического опыта «Проектная деятельность как условие развития коммуникативной компетентности обучающихся начального и среднего профессионального учебного заведения ».
В связи с переходом к ФГОС второго поколения особо актуальным и необходимыми становятся не только знания, но и знания о том, как и где их применить. Ещё ...
Роль самообразования в развитии профессиональной компетентности педагога
Статья посвещена важности самообразования для педагогического работника. В ней рассматриваются этапы самообразования педагога-воспитателя, мотивы, побуждающие к нему, даются рекомендации по составлени...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/18/picture-1164320-1568824994.jpg)
Консультация для педагогов «Создание условий по речевому развитию». Все возраста.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5» Консультация для педагогов «Создание условий по речевому развитию». Подготовила во...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/21/picture-1348229-1632218153.jpg)
Формирование единой информационной образовательной среды как условие развитие профессиональной компетентности студентов колледжа.
Одним из важнейших направлений развития современного среднего профессионального образования является его информатизация, которая заключается в обеспечении данной сферы образования те...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/25/picture-1366724-1637821827.jpg)
Доклад на заседание цикловой комиссии на тему: «Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования воспитания и раннего профессионального самоопределения обучающихся в условиях ГОС СПО ЛНР»
В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирае...