Информационная компетентность педагога как условие его профессионального развития
статья на тему

Исследуется информационная компетентность в связи с повышением требований к уровню компетентности педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inf._komp.docx17.36 КБ

Предварительный просмотр:

Информационная компетентность педагога как условие его профессионального развития

Современный этап развития образования характеризуется широким внедрением в учебный процесс компьютерных технологий. В информационном обществе XXI века главной ценностью становится самостоятельное приобретение нового знания, полученного благодаря беспрепятственному доступу к информации и наличия базовых умений и компетенций грамотно с ней работать.

Актуальность настоящего исследования определяется: повышением требований к уровню информационной компетентности педагога, связанным с быстрым развитием современных компьютерных технологий и расширением сферы их применения в образовательном процессе; эволюционными тенденциями в системе высшего педагогического образования, связанными с необходимостью развития информационной компетентности педагога; нереализованным потенциалом учебных заведений при подготовке квалифицированных специалистов; недостаточной разработанностью методико-технологического аппарата измерения и оценивания эффективности процесса развития информационной компетентности педагога

Современный педагог должен уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютеров, телекоммуникаций и других средств, т.е. обладать информационной компетентностью. Информационная компетентность педагога – это важнейшее условие его профессионального развития. При этом особое внимание необходимо уделять формированию и развитию информационной компетентности не только педагога, но и обучаемых им студентов всех специализаций и всех направлений подготовки.

Компьютеризация производства выдвинула задачу подготовки специалистов, которые в будущей профессиональной деятельности должны эффективно использовать информационные технологии. Сегодня работодатель заинтересован в таком работнике, который умеет думать самостоятельно, грамотно и творчески подходить к разрешению разнообразных проблем. Современному обществу необходим такой специалист, который умеет непрерывно пополнять свои знания, совершенствовать свою компетентность.

Информационная компетентность педагога складывается из трех компонентов: знать, уметь применять в учебной профессиональной деятельности, самостоятельно работать с информационными и коммуникационными технологиями.

В современных условиях информационная компетентность может быть отнесена к ключевой профессиональной компетенции, так как вхождение страны в Болонское соглашение и углубляющиеся процессы информатизации всех сфер деятельности человека настоятельно способствуют этому процессу. Ключевые профессиональные компетенции - такие компетенции, которыми должен обладать каждый человек и которые можно применять в различных возникающих ситуациях. Совет Европы определил пять групп ключевых компетенций, овладение которыми выступает основным критерием качества образования [1]. В их число входят компетенции, связанные с возникновением общества информации, владением новыми технологиями, пониманием их применения как основы непрерывной подготовки в профессиональном плане. В группе компетенций присутствует информационная компетенция, которая необходима как для учебной деятельности, так и для жизни и работы в условиях современной России.

Понятие «информационная компетентность» достаточно широкое и определяемое на современном этапе развития педагогики неоднозначно. Существуют два основных подхода к определению информационной компетентности. Первый из них базируется только на использовании технологических компьютерных средств в процессах работы с информацией. Второй трактует информационную компетентность как интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности с возможным использованием технологических средств [2]. Следует отметить, что второй подход к определению информационной компетентности более распространен, т.к. в современном мире существует много процессов, где человек работает с информацией без использования компьютерных средств. Хотя очевиден тот факт, что информационные компьютерные технологии занимают всю большее значение в процессах обработки, передачи, хранения информации.

Рассмотрим сущности слов компетентность и информация. В педагогической литературе существуют различные точки зрения на понимание сущности этих понятий.

Компетентность — интегративное качество личности, сформированное на основе совокупности предметных знаний, умений, опыта, отраженных в теоретико-прикладной подготовленности к их реализации в деятельности на уровне функциональной грамотности.

Ключевым основанием, объединяющим исследования по проблеме становления и развития компетентности, с точки зрения Тришиной С. В. [3], является понятие "информация".

"Информация" (от лат. informatio - ознакомление, разъяснение, представление, понятие) - в философском энциклопедическом словаре понятие трактуется следующим образом:

•        сообщение, осведомление о положении дел, сведения о чём-либо, передаваемые людьми;

•        уменьшаемая, снимаемая неопределённость в результате получения сообщений [4].

Информационная компетентность является ключевым термином образовательных стандартов третьего поколения.  

Список литературы

  1. Лебедева М.М. Болонский процесс: проблемы и перспективы / под ред. М.М. Лебедевой. — Москва: Оргсервис-2000, 2006. — ISBN 5-98115-066-1.
  2. Хуторской А.В. Инновации в общеобразовательной школе. Методы обучения. / Российская Академия образования. Москва. 2006 С. 292.
  3. Иванова Т.Ю., Приходько В.И. Теория организации: учебник / Т.Ю. Иванова, В.И. Приходько. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: КНОРУС, 2010. — 432 с. ISBN 978-5-406-00301.
  4. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф. Ильичёв, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалёв, В.Г. Панов - М.: Сов. Энциклопедия, 1983. - 840 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет "Имидж современного педагога как условие формирования профессиональной компетенции"

Профессия педагог – особенная. Педагоги – это те люди, которые всегда на виду, рядом с ними всегда находятся родители, обучающиеся, коллеги. Часто педагог теряет авторитет своих подопечных потому, чт...

Проблемы развития профессиональной компетентности педагога

Профессионально успешная личность, по мнению Н.А. Эверт, должна испытывать потребность в самопознании как способа совершенствования своей деятельности.Готовы ли педагоги школы к самопознанию?...

обобщение педагогического опыта «Проектная деятельность как условие развития коммуникативной компетентности обучающихся начального и среднего профессионального учебного заведения ».

         В связи с переходом к ФГОС второго поколения особо актуальным и необходимыми становятся не только  знания, но и знания о том, как и где их применить. Ещё ...

Роль самообразования в развитии профессиональной компетентности педагога

Статья посвещена важности самообразования для педагогического работника. В ней рассматриваются этапы самообразования педагога-воспитателя, мотивы, побуждающие к нему, даются рекомендации по составлени...

Консультация для педагогов «Создание условий по речевому развитию». Все возраста.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5» Консультация для педагогов «Создание условий по речевому развитию». Подготовила во...

Формирование единой информационной образовательной среды как условие развитие профессиональной компетентности студентов колледжа.

Одним из важнейших направлений развития современного среднего профессионального образования является его информатизация, которая заключается в обеспечении данной сферы образования те...

Доклад на заседание цикловой комиссии на тему: «Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования воспитания и раннего профессионального самоопределения обучающихся в условиях ГОС СПО ЛНР»

В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирае...