Разработка программ профессионального обучения на сонове профессиональных стандартов
статья на тему

Петракова Наталия Александровна

Рассматривается алгоритм разработки основных профессиональных образовательных программ среднего профессиоанльного образования, программ профессионального обучения и дополнительных профессиоанльных программ с учетом соответствующих профессиоанльных стандартов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Доклад47 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка программ профессионального обучения на основе профессиональных стандартов

       Такое понятие, как «профессиональный стандарт» появилось в Трудовом кодексе ещё в 2012 году. После этого принимались профессиональные стандарты для различных профессий и должностей. Их полный перечень можно посмотреть на сайте Минтруда России. Планируется, что, в будущем, профстандарты заменят различные квалификационные справочники, поскольку многие из них попросту устарели и не отражают современной ситуации на рынке труда.

      Профессиональный стандарт — это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности (ст. 195.1 ТК РФ).

      Предполагается, что профессиональные стандарты станут применяться с 1 июля 2016 г. - именно с этой даты должен вступить в силу Закон    "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" .

    Этот Закон закрепляет порядок применения профстандартов работодателями и устанавливает прямую связь между профессиональными и образовательными стандартами. В частности, Закон определяет, что требования к профессиональным компетенциям, которые содержатся во ФГОС, а также конкретные программы профессионального обучения необходимо формировать на основе профстандартов. На работу по обновлению уже принятых ФГОС и приведение их в соответствие с профстандартами отводится один год с момента вступления в силу данного Закона.

        Рассмотрим алгоритм разработки основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования, программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов.

Разработка программ происходит в несколько этапов:

ШАГ 1. Создание рабочей группы

     Для повышения качества разработки образовательной программы с учетом требований профессиональных стандартов в группу разработчиков наряду с педагогическими работниками и руководителями организации рекомендуется включить представителей работодателей и (или)объединений работодателей.

ШАГ 2. Выбор профессиональных стандартов, с учетом которых будет

разработана профессиональная образовательная программа

      При поиске профессионального стандарта для разработки программы необходимо учитывать, что специальности или профессии профессионального образования может соответствовать:

- один профессиональный стандарт, имеющий одинаковое с программой название;

- часть профессионального стандарта (например, одна из описанных в нем обобщенных трудовых функций);

- несколько профессиональных стандартов, каждый из которых отражает, например, специфику деятельности в той или иной отрасли или описывает одну из квалификаций, осваиваемых при изучении программы.

     Существует несколько вариантов поиска профессионального стандарта. Оптимальным является поиск на сайте Минтруда России (http ://profstandart.rosmintrud.ru/), где размещен национальный реестр профессиональных стандартов, включающий реестр профессиональных стандартов, реестр областей и видов профессиональной деятельности, реестр трудовых функции.

ШАГ 3. Сопоставление федеральных государственных образовательных

стандартов и профессиональных стандартов (выполняется при разработке или

обновлении основных профессиональных образовательных программ и

дополнительных профессиональных программ - программ профессиональной

переподготовки)

            В процессе сопоставления требований ФГОС СПО и профессиональных стандартов необходимо учитывать различия их терминологии, связанные с предметом описания, так:

-  в профессиональных стандартах описывается деятельность; для этого используются термины «вид профессиональной деятельности», «обобщенные трудовые функции», «трудовые функции», «трудовые действия»;

- а в образовательных стандартах приводятся характеристики выпускника, владеющего деятельностью, в качестве ключевого используется термин «компетенция».

      Для анализа из профессиональных стандартов нужно выбрать те обобщенные трудовые функции (ОТФ) и трудовые функции (ТФ), которые соответствуют направленности (профилю) программы и относятся к выбранному на предыдущем шаге данного алгоритма уровню квалификации. Формулировки требований ФГОС СПО и профессиональных стандартов могут формально не совпадать, при сопоставлении необходимо обращать внимание на их смысл, чтобы определить объективную дельту изменений.

     На основании сравнения можно сделать следующие выводы:

-о необходимости углубленного или ознакомительного изучения того или иного профессионального модуля (освоения вида деятельности);

-о необходимости конкретизации, расширения и (или) углубления знаний и умений, предусмотренных ФГОС;

-о необходимости введения в программу СПО дополнительного по отношению к предусмотренным ФГОС вида деятельности (профессионального модуля) и  соответствующих профессиональных компетенций и так далее.

       Сделанные выводы рекомендуется согласовать с работодателями.

ШАГ 4. Формирование результатов освоения программы с учетом

профессионального стандарта

      Сопоставление, проведенное на предыдущем шаге, позволяет составить перечень результатов освоения образовательной программы:

- В профессиональном обучении это профессиональные компетенции (ПК), в том числе необходимые для работы с конкретным оборудованием, технологиями.

- В среднем профессиональном образовании это общие компетенции (ОК) и профессиональные компетенции (ПК), сгруппированные по видам деятельности.

- В дополнительном профессиональном образовании для программ профессиональной переподготовки это новая квалификация и связанные с ней виды профессиональной деятельности, трудовые функции или компетенции, подлежащие совершенствованию, и  новые компетенции;

- для программ повышения квалификации это профессиональные компетенции в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в результате

обучения.

ШАГ 5. Разработка процедур и средств оценки результатов обучения по

программе

      Основным результатом освоения образовательных программ, разработанных с учетом профессиональных стандартов, является профессиональная квалификация.

      Профессиональное обучение завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена. Квалификационный экзамен включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний.

      К проведению квалификационного экзамена привлекаются представители работодателей, их объединений

     При освоении программ СПО оценка профессиональной квалификации

проводится на экзаменах по каждому из осваиваемых профессиональных модулей (промежуточная аттестация) и при защите выпускной квалификационной работы (итоговая аттестация).

     При освоении дополнительных профессиональных программ в  соответствии с законом Об образовании  форма квалификационного экзамена  определяется организацией самостоятельно.

ШАГ 6. Формирование структуры и содержания программы

    Определение структуры программы зависит от ее вида. Так, структура программ СПО в целом определяется соответствующими ФГОС. ФГОС СПО фиксируют структуру программы подробно, с детализацией до модулей, дисциплин, междисциплинарных курсов. Вариативная составляющая программ СПО составляет около 20% общего объема времени для программ подготовки квалифицированных рабочих и около 30% для программ подготовки специалистов среднего звена.

     Для программ СПО определена модульная структура профессионального цикла: каждый вид деятельности, освоение которого предусмотрено программой, изучается в рамках профессионального модуля, интегрирующего теоретическое и практическое обучение.

     При определении содержания программы важно исходить из результатов обучения, определенных на основе ФГОС и с учетом профессионального стандарта.

      Для этого сначала необходимо разработать программу учебной и производственной практики, обеспечивающую формирование всех компетенций. Содержание практики формируется (дополняется, корректируется) так, чтобы оно обеспечивало формирование всех компетенций.

     При необходимости содержание практики может быть разделено на производственную и учебную практики.

     Содержание стажировки определяется организацией с учетом предложений организаций, направляющих специалистов на стажировку.

      Сроки стажировки определяются организацией самостоятельно исходя из целей обучения. Продолжительность стажировки согласовывается с руководителем организации, где она проводится.

      После и с учетом результатов разработки программы практики, а для основных образовательных программ также на основе ФГОС и с учетом примерных программ определяется структура «теоретической части» программы.

      В структуру теоретической части программы будут входить дисциплины, модули, курсы прикладного характера (ориентированные на овладение умениями и знаниями, применяемыми непосредственно в профессиональной деятельности) и фундаментального (создающие основу для понимания закономерностей профессиональной деятельности, развития общей культуры и т.п.).

ШАГ 7. Разработка учебного плана и календарного графика

     На этом шаге по результатам проведенной работы составляется учебный план и календарный график, проводится корректировка часов по всем элементам образовательной программы, определяется их последовательность.

ШАГ 8. Экспертиза образовательной программы

       Данный шаг позволяет обеспечить качество образовательной программы за счет ее оценки всеми участниками образовательного процесса. К экспертизе целесообразно привлечь:

- представителей работодателей и объединений работодателей;

- представителей обучающихся

- педагогов, принимающих участие в реализации образовательной программы, поскольку именно они могут оценить ее дидактическую целесообразность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно- методическая разработка "Программа практики ( для получения первичных профессиональных знаний, по профилю специальности ) учащихся для специальности 030912 "Право и организация социального обеспечения"

Практика для учащихся по специальности 030912 "Право и организация социального обеспечения" является обязательным разделом основной образовательной программы, предусмотренной ФГОС.Практика состоит из ...

Анализ профессионального стандарта «Преподаватель профессионального образования, профессионального обучения и дополнительного профессионального образования»

Законодательно обязательность использования данного профессионального стандарта установлена в части определения требований к квалификации педагогических работников (статью 195.3 Трудового кодекса Росс...

Самостоятельная работа как фактор развития профессионально-педагогической мобильности педагога профессионального обучения

Актуальность исследования. Высшее образование в России на протяжении последнего десятилетия находится в состоянии непрерывного совершенствования и модернизации. Движущими силами процессов, происходящи...

Практика разработки и реализации программ профессионального обучения и дополнительного профессионального образования с использованием сетевых форм взаимодействия на базе мастерских по направлению «Информационные и коммуникационные технологии»

Аннотация: опыт взаимодействия с сетевыми партнерами в рамках дополнительного образования техникума по направлению ИКТ; перспективы развития сетевого взаимодействия с образовательными организациями ра...

Практика реализации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования в ОГА ПОУ «Боровичский техникум строительной индустрии и экономики»

Конкурентным преимуществом техникума является создание 5 мастерских, оснащенных современным оборудованием. Это позволяет внедрять современные технологии обучения и оценки качества. Как результат 116 ч...

Методология внедрения профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования (в соавторстве)

В настоящее время для работников всех сфер деятельности России актуальным является вопрос внедрения профессиональных стандартов....