Самостоятельная работа как фактор развития профессионально-педагогической мобильности педагога профессионального обучения
статья

Актуальность исследования.

Высшее образование в России на протяжении последнего десятилетия находится в состоянии непрерывного совершенствования и модернизации. Движущими силами процессов, происходящих в высшей школе являются необходимость ее обновления, сложное материально-экономическое состояние и стремление при этом войти в мировую образовательную систему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа как фактор развития профессионально-педагогической мобильности педагога профессионального обучения

Актуальность исследования.

Высшее образование в России на протяжении последнего десятилетия находится в состоянии непрерывного совершенствования и модернизации. Движущими силами процессов, происходящих в высшей школе являются необходимость ее обновления, сложное материально-экономическое состояние и стремление при этом войти в мировую образовательную систему.

Успех современного образования определяется прежде всего способностью гибкого реагирования на постоянно меняющиеся условия. Государству, обществу необходим специалист, способный гибко перестраивать содержание своей деятельности в связи со сменой требований рынка труда. Появляется потребность в специалистах, умеющих анализировать постоянно меняющиеся социально-экономические тенденции, принимать и реализовать нестандартные решения в ситуации рыночной конкуренции. Именно поэтому подготовка специалистов, способных к профессиональной мобильности, - одна из важнейших задач современного профессионального образования России.

Поворот образования к личности, повышение ее роли в развитии государства и общества знаний, зависимость успеха трудовой карьеры человека от уровня его общей и профессиональной подготовки вызывает необходимость в изменении подхода к целям, содержанию, организационной структуре профессиональной подготовки педагогов профессионального обучения.

Проблемы повышения мобильности как горизонтальной (географической), так и вертикальной (профессиональной), достаточно актуальны. Чтобы в полной мере использовать потенциал специалистов, необходимо повысить их профессиональную мобильность. Современной России нужны специалисты, умеющие и желающие учиться и адаптироваться к новым условиям.

Исследование  проблемы профессионально педагогической мобильности педагогов профессионального обучения в системе высших учебных заведений позволило выявить ряд противоречий:

- между возрастанием роли самостоятельной работы в подготовке специалиста, увеличением доли внеаудиторной самостоятельной работы студентов и неподготовленностью их к активной самообразовательной деятельности;

- между достаточно высоким уровнем разработанности общей теории подготовки специалистов, способных к саморазвитию, самосовершенствованию, и недостаточной разработанностью концептуальных основ подготовки специалиста, способного к профессиональной мобильности.

- между потребностью личности в профессиональном саморазвитии и реальными условиями и средствами формирования педагога профессионального обучения;

- между необходимостью формирования профессионально-педагогической мобильности и отсутствием концептуальной модели обучения и развития студентов педагогических вузов, разработанной в контексте современного высшего образования, ориентированной на развитие умений самопознания, самоорганизации студентов.

-. между применяемыми академическими методами и технологиями профессиональной подготовки и потребностью в использовании жизненного опыта обучающихся в процессе профессиональной подготовки;

- между опережающим характером профессиональной подготовки будущих педагогов и традиционным построением содержания образования;

- между постоянно меняющимися требованиями рынка труда и отсутствием системы самостоятельной работы в процессе подготовки;

- между потребностью в организации пространства, обеспечивающего мобильность студента, и неразработанностью методического материала, обеспечивающего этот процесс.

Тема исследования: «Самостоятельная работа как фактор развития проессионально-педагогической мобильности педагога профессионального обучения»

Объекта исследования - научно-педагогические основы формирования профессионально-педагогической мобильности педагога профессионального обучения

Предмет нашего исследования – самостоятельная работа будущих педагогов  профессионального обучения

Цель исследования - теоретическое обоснование и практическая разработка модели системы самостоятельной работы как фактора развития профессионально-педагогической мобильности

Гипотеза исследования - формирование профессионально-педагогической мобильности будет эффективным, если разработать и внедрить в процесс подготовки педагогов профессионального обучения систему самостоятельной работы.

Исходя из проблемы, объекта, предмета, гипотезы и цели исследования были определены следующие задачи исследования:

- На основе анализа научной литературы уточнить сущность, специфику и особенности организации самостоятельной работы

- Раскрыть содержание понятия «профессионально-педагогическая мобильность», исследовать его структуру, определить его роль и значение для подготовки студентов профессионально-педагогического учебного заведения

- Сконструировать модель системы самостоятельной работы будущих педагогов на основе выделенных педагогических условий.

- Разработать технологию реализации модели системы самостоятельной работы будущих педагогов как совокупности педагогических условий, способствующих внедрению разработанной модели.

- Экспериментально проверить эффективность технологии реализации сконструированной модели.

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс методов исследования: метод теоретического анализа (историко-педагогический, сравнительно-сопоставительный, ретроспективный); методы научного исследования (синтез, анализ, сопоставление, сравнение различных документальных и исследовательских данных); прогностические методы (обобщение независимых характеристик, моделирование педагогического процесса в вузе); обсервационные методы (прямое и косвенное наблюдение, самонаблюдение); социологические методы (анкетирование, тестирование, интервьюирование, беседа, самооценка).

Диссертация имеет следующую структуру:  введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания для выполнения самостоятельной работы по дисциплине «Основы экономики» для студентов очной формы обучения специальности среднего профессионального образования 13.02.02 «Теплоснабжение и теплотехническое оборудование»

Методические указания для выполнения самостоятельной работы составлены в соответствии с программой по учебной дисциплине "Основы экономики" для специальности  СПО 13.02.02 "Теплоснабжение и тепло...

Научно-методическая работа Психологические факторы развития профессионализма педагога в условиях пенитенциарной системы.

  Принцип формирования информационной культуры педагога. Психологические факторы развития профессионализма педагога.  ...

Самостоятельная работа как фактор формирования профессиональных компетенций обучающихся

Переход к новым образовательным стандартам на основе компетентностного подхода, увеличил объем самостоятельной работы студентов в учебной нагрузке в системе профессионального образования. В конц...

Статья 2016 РНПК, п. Селенгинск "Самостоятельная работа как фактор повышения качества профессионального обучения"

Статья 2016 РНПК, п. Селенгинск "Самостоятельная работа как фактор повышения качества профессионального обучения"...

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Professional and pedagogical mobility is necessary for considering as the fundamental principle which realization provides free development of the personality in the professional sphere and life impro...

Методология внедрения профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования (в соавторстве)

В настоящее время для работников всех сфер деятельности России актуальным является вопрос внедрения профессиональных стандартов....

Доклад на ЦМК - "Самостоятельная работа как фактор повышения качества профессионального обучения"

Организация самостоятельной работы и руководство ею – это комплексная работа преподавателей ББМК. Формирование у студентов самостоятельности осуществляется через реализацию двух тесно связанных ...