Научно-методическая работа Психологические факторы развития профессионализма педагога в условиях пенитенциарной системы.
учебно-методический материал на тему

Простяков Виктор Александрович

    Принцип формирования информационной культуры педагога. Психологические факторы развития профессионализма педагога.

   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx30.63 КБ

Предварительный просмотр:

Научно-методическая работа

Психологические факторы развития профессионализма педагога в условиях пенитенциарной системы.

                                                                                                                                           Разработал:

Простяков В.А.

Армавир 2015 г.

Содержание

  1. Введение
  2. Принцип формирования информационной культуры педагога.
  3. Психологические факторы развития профессионализма педагога.
  4. Заключение.

Введение.

Изучение возможностей наказания, как средства воздействия на лицо, совершившее преступление, с целью его исправления и перевоспитания, выяснение фактической роли кары и собственно воспитательных средств в деле исправления и перевоспитания лиц, отбывающих наказание, является одним из выражений научного подхода к организации исполнения наказания.

Получение образования – одно из средств исправления людей, преступивших закон, поскольку помогает осуществить их социальную адаптацию после выхода на свободу. Обмен опытом преподавателей спец. технологий и мастеров п/о, полезен для изучения новых направлений работы, организации получения профессионального образования осужденными. Качественные изменения в современном обществе указывают на объективную потребность совершенствования профессиональной подготовки специалистов, формированию к получению и усвоению новых знаний, использование инновационных технологий в их профессиональной деятельности.

Совершенно очевидно, что дальнейшая трансформация начального образования будет связана с все более широким использованием средств информационно-коммуникационных технологий для развития познавательного интереса осужденных. Широкое внедрение информационных технологий в процессе обучения выдвигает требования к уровню подготовки субъекта этой деятельности. Необходимым условием обучения должна стать высокая профессиональная подготовка учителя к применению средств ИКТ в учебно-воспитательном процессе. Формирование этой готовности по меркам сегодняшнего дня должно входить в инвариант подготовки учителем профессионального обучения осужденных.

2.        Принцип формирования информационной культуры педагога.

В условиях перехода к информационному обществу к профессиональной подготовки выпускников учебных заведений предъявляются качественно новые требования (востребованностью выбранной профессии на рынке труда после освобождения, с последующей адаптацией на производстве). Преподаватель должен быть готов к организации и сопровождению образовательного процесса средствами новых информационно-коммуникационных технологий. Профессиональная деятельность преподавателя будет осуществляться в условиях информационного образовательного пространства образовательного учреждения (ОУ), реализованного на базе ИКТ. Очевидно, что дальнейшее развитие образования, так или иначе, будет связано с все более глубоким внедрением ИКТ-технологий для развития познавательной способности осужденных. Несомненно, одной из ключевых компетенций современного специалиста является ИКТ-компетентность.

В настоящее время существуют различные подходы к определению понятия «ИКТ-компетентность учителя». Одни авторы, называя данную компетентность «информационной культурой педагога», считают ее одной из составляющих общей культуры, связанной из составляющих общей культуры, связанной с функционированием информации в обществе (И.Г. Овчинникова, Л.У. Глухова и др.). Другие понимают под информационной культурой новый, неординарный стиль мышления, адекватный требованиям современного информационного общества (Э.Э. Слабудина, А.А. Парахин). Третьи считают ИКТ-компетентность совокупностью знаний, умений и навыков работы с источниками и средствами преобразования информации; умением целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи современные технические средства.

 Анализ многочисленный представлений об ИКТ-компетентности позволяет сформулировать смысл ее формирования, который заключается в том, чтобы сделать значимым процесс постоянного самосовершенствования в области информатизации педагогической деятельности. Чтобы сформировать у педагога культуру комплексного использования информационных технологий, мы должны нынешнего учащегося воспитывать в условиях информационно-насыщенной среды. Можно выделить основные условия формирования ИКТ-компетентности педагога в рамках образовательного процесса.

  • Ежедневная демонстрация преподавателями ОУ мастерства владения ИТ;
  • Организация самостоятельной работы учащихся с учебными материалами и их реализации на учебной практике;
  • Использование ИКТ-технологий в научно-исследовательской деятельности;
  • Организация воспитательной деятельности с использованием современных средств телекоммуникаций.

ИКТ-компетентность должна включать достаточно высокие уровни развития таких свойств и качеств личности человека, которые придают профессиональной деятельности отличительные характеристики (индивидуальный стиль преподавания, авторитет у учащихся и коллег и др.) С.М. Конюшенко выделят следующие характеристики информационной культуры педагога:

  •   мышление (способность анализировать информационные ресурсы и      выявлять их  возможности в решении задач профессиональной педагогической деятельности; проявлять креативность, гибкость, критичность, системность, мобильность, оперативность мышления в ситуациях поиска и обработки необходимой информации);
  •   педагогическое воображение, предвидение и воображение, выражающиеся в способности соотносить  цель деятельности с реальной информацией и возможностями ее преобразования и использования в конкретной профес-сиональной ситуации;
  •   знание информационных технологий, их возможностей в совершенство-вании педагогической деятельности и профессиональном совершенствовании;
  •   мотивация развития информационной культуры (стремление овладеть новейшими информационными технологиями, стремление применять их в своей профессиональной деятельности для решения педагогических задач, стремление изучать передовой опыт в области информатизации образования и передавать собственный опыт своим коллегам и учащимся и т. д.);
  •  терпение и владение собой в ситуациях поиска информации, ее переработки в педагогических целях;
  •  инициативность, смелость, принципиальность в разработке и осуществлении профессиональных проектов на информационной основе;
  •  способность адекватно оценивать собственные достижения в использовании информационных технологий, свой уровень информационной культуры;
  •  способность воспроизводить и осваивать новые знания, виды и формы деятельности в информационной среде;
  •  готовность к коллективной деятельности с использованием новых информа-ционных технологий;
  •  умение общаться с использованием средств телекоммуникаций;
  •  умение ориентироваться в информационной среде;
  •  понимание информационной культуры как одной из ведущих социальных и профессиональных ценностей;
  •  наличие собственной профессиональной позиции, включающей замыслы и идеи по получению и преобразованию информации;
  •  стремление к профессиональному совершенствованию на основе информационных технологий и формирование информационной культуры у своих учеников;
  •  самоанализ и самооценка профессиональной деятельности на основе информатизации.

Одновременно, в исследованиях как зарубежных, так и отечественных ученых подчеркивается, что, несмотря на повсеместное использование средств ИКТ, в том числе и в образовании, главным для современного учителя остается владение педагогической теорией. Именно педагогика определяет, какие технологии и каким образом следует использовать учителю для решения его профессиональных задач. Технологии, в том числе информационные и коммуникационные, - это всего лишь некоторый инструментарий, который используется той или иной педагогической философией. Компьютер или Интернет – это только средства среди многих других, которыми пользуется учитель. В любых технологиях заложены те или иные возможности, но проявиться они могут только в сочетании с педагогическими приемами. Именно объединение педагогики с новыми технологиями создает то мощное средство, которое помогает учителю учить, а ученикам – эффективно учиться.

3.   Психологические факторы развития профессионализма педагога.

Теоретико-прикладные исследования обнаруживают зависимость качество образовательного процесса от профессионализма педагогических работников, в то числе мастеров производственного обучения и преподавателей специальных дисциплин.

Объективно, уровнем профессионализма педагога профессиональной школы обусловлено, во-первых, качество профессионально-образовательного процесса, общекультурное развитие обучающегося – осужденного, продуктивность его социализации, индивидуализации и интеграции в общество, во-вторых, удовлетворенность профессиональной деятельностью, полноценность самореализации педагога.

Термин «профессионализм» достаточно активно используется в психологической, педагогической, социологической, экономической и другой литературе. Как явление, профессионализм педагога существует в реальной педагогической практике и используется в аттестационных процедурах как показатель продуктивности его деятельности. При этом содержание и сущностная характеристика понятия «профессионализм»  не раскрыта полностью до сих пор, что затрудняет выявление психологических факторов и условий, влияющих на его достижение, развитие и совершенствование в профессии.

Научно-практический поиск позволил рассмотреть профессионализм педагога как уровень владения педагогом профессиональной деятельностью, который развивается как структура готовности педагога к профессиональной деятельности, то есть совокупность его потенциала и возможностей реализации и проявляется в компетентности как интегративном личностном ресурсе и составляющих его компетенциях; в субъектности, отражающей меру активности педагога; в инновационности; самореализационности в виде более/менее полного исчерпания личностного и профессионального потенциала; обнаруживается в таких критериях как – успешное применение технологий, опыт преодоления препятствий, внедрение инноваций, продуктивность и результативность профессиональной деятельности; детерминируется психолого-акмеологическими условиями профессионального роста; социальным госзаказом на профессионалов высокой квалификации; ситуациями профессионально-личностного развития; акмеологической средой в профессиональном сообществе; профессиональным  сотрудничеством с коллегами, находящимися на разных уровнях профессионализма; новаторским преобразованием педагогической традиции; профессиональной рефлексией и диалоге со всеми участниками педагогического процесса; психолого-акмеологическими факторами – обучением, взаимоотношениями, креативностью, критичностью, управлением, а также источниками профессионального развития, к которым относится ценностно-смысловая, духовно-нравственная, информационно-интеллектуальная, творческая, волевая и рефлексивная среда.

Обратимся к акмеологическим факторам развития профессионализма педагога, при рассмотрении которых в психологических исследованиях подчеркивают их преимущественно субъективный характер.

Важнейшими акмеологическими факторами считаются индивидуальные предпосылки меры успешности профессиональной деятельности – мотивы, направленность, интересы, компетентность, умелость, а также особенности организации профессиональной среды и взаимодействий, качество управления профессионализм руководителей. В.Г. Зазыкин отмечает, что значимыми акмеологическими факторами являются также стремление к самореализации, высокие личностные и профессиональные стандарты, высокий уровень профессионального восприятия и мышления, престиж профессионализма, а также все субъективное, способствующее росту профессионализма.

Теоретический анализ дал возможность выделить рад показателей (технологичность, инновационность, взаимодействие, субъективность, креативность), обусловливающих развитие профессионализма педагога профессиональной школы, как основы его личностных и профессиональных достижений, социальной защищенности, успешной самореализации в профессии и жизнедеятельности в целом.

Выделенные показатели предварительно интерпретировались как факторы, определяющие развитие профессионализма педагога. Выявлялись также добросовестное отношение к деятельности, умение требовать и добиваться выполнения порученных заданий и т.п. Опросник содержал вопросы, направленные на выявление отношения педагога с учащимися, коллегами, критического взгляда на собственную профессиональную деятельность, формирования у учащихся общеучебных и профессиональных умений, передового опыта профессиональной деятельности, а также творчества в работе педагога.

В результате статистического анализа данных эксперимента были выделенны пять значимых факторов, которые позволили более точно представить источники развития профессионализма педагога: обучение, взаимодействие, творчество, критичность и управление.

В первый фактор «обучение» со значимой весовой нагрузкой вошли такие компоненты как «индивидуальный подход к учащимся», «четкое объяснение материала», «успешное формирование профессиональных навыков и умений у учащихся» и др. Характерно, что факторный анализ выявил значимость индивидуализации обучения, что является признаком педагогического профессионализма.

Во второй фактор «взаимодействие» вошли: «деловые отношения с коллегами», «сотрудничество с учащимися», и др. Данный фактор подчеркивает значимость педагогического диалога, повышающего профессиональный уровень личности.

Третий фактор «творчество» объединил: «самостоятельное усовершенствование учебников и пособий», «создание новых методических приемов», «педагогическое экспериментирование», и др. Значение данного фактора велико в связи с тем, что творческие решения по своей сути являются стратегиями преодоления препятствий на пути к педагогическому результату через инновации.

«Критичность» как фактор содержал: «обязательность и добросовестность», «стабильный уровень ответственности», «следование должностным инструкциям», «требовательность к коллегам и учащимся» и др. Данные компоненты интерпретировались как критичность к себе и другим, необходимая для устойчивой демонстрации профессионализма личности педагога.

Пятый фактор «управление» оказывал влияние на профессионализм за счет умения педагога обеспечивать «результативность учения», «повышения успеваемости», и «формирования учебных и профессиональных умений у учащихся» и др. «Управление», таким образом, заключалось в том, чтобы повысить результаты познавательной деятельности учащихся за счет формирования умений учиться.

Таким образом, выделенные факторы – обучение, взаимодействие, творчество, критичность, управление – в совокупности определяли уровень развития профессионализма педагога. Вместе с тем, их значение не ограничивалось воздействием на личность. Анализ данных факторов позволял осуществить экспертную оценку профессионализма в таких областях как обучение, взаимоотношения, творчество, критичность, управление. Более того, каждая из названных областей являлась индикатором роста педагогического профессионализма, где особое значение имело профессиональное творчество.

Показательно в связи с этим, что сформированность творческих умений педагогов, таких как: самостоятельно, оригинально осмысливать и разрешать профессиональные проблемы, задачи; создавать в учебно-воспитательном процессе ситуации, способствующие развитию учащегося и стимулирующие проявления у него ответственности, творческую активность; разрабатывать и осуществлять средства, способы, приемы обучения и воспитания, отличные от традиционных и др., составляет нижнюю границу среднего уровня развития, где заметны проявления одних умений (обновлять приемы,  способы обучения) и недостаточная сформированность других (создавать и внедрять авторские научно-методические разработки).

Выявленные факторы развития профессионализма педагога повлияли и в значительной степени скорректировали цель, содержание и средства повышения квалификации педагогов. С учетом этих факторов была выявлена совокупность профессионально-педагогических, психологических представлений, знаний и, что особенно важно, умений педагогов, подлежащих развитию, совершенствованию и формированию. Речь идет о таких умениях как: видеть в педагогической ситуации проблему и формулировать педагогическую задачу; выбирать адекватные формы, методы, средства решения задачи; умения создавать условия психологической безопасности и реализации потенциала каждого учащегося, коллег; умения конструктивного взаимодействия, сотрудничества с участниками образовательного процесса; умения управлять своими эмоциональными состояниями, придавать им созидательный характер; умения на вербальном и невербальном уровне воспринимать и интерпретировать получаемую информацию; умения мобилизовать, активизировать учащихся для достижения цели в образовании; умения формировать мотивацию учения, организовывать учебно-познавательную, творческую деятельность учащихся; умения добывать, интерпретировать, преобразовывать, адоптировать информацию к задачам обучения, воспитания, развития учащихся и др., а также умения укреплять свои сильные стороны, устранять слабые; развивать, обогащать свой творческий, интеллектуальный, эмоциональный, коммуникативный, нравственный потенциал; умение «быть личностью», персонализировать в учащихся» составлять индивидуальную программу, алгоритм личностного и профессионального роста.

4.  Заключение.

Результаты экспериментальной работы, проявившиеся в росте профессионализма педагогов, подтвержденные методами математической статистики свидетельствуют о том, что выявленные психологические факторы влияют на овладение профессиональными знаниями и компетенциями, формирование сотрудничества с коллегами и учащимися, творческое обновление педагогических традиций, на критичность оценки себя и других, а также на управляемость процесса педагогического целедостижения и в целом на развитие профессионализма педагогов.

                 

Простяков  Виктор Александрович       род. 31.05.1963 г.  мастер: п/о


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно - методическая разработка "Работа над полифонией"

С первых классов школы учащийся должен познакомиться со всеми видами полифонического письма – подголосочным, контрастным, имитационным – и овладеть элементарными навыками исполнения двух, а затем и тр...

Кружковая работа как фактор развития познавательного интереса и интеллектуальных способностей обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ

Опыт воспитательной деятельности в ГАПОУ СО «СКИПО для инвалидов и лиц с ОВЗ» показывает, что возможно развить творчество у инвалидов и умственно отсталых обучающихся через кружковую работ...

Личность педагога в условиях современного образовательного пространства. Психологические аспекты педагогической деятельности.

Личность педагога в условиях современного образовательного пространства. Психологические аспекты педагогической деятельности....

Самостоятельная работа как фактор развития профессионально-педагогической мобильности педагога профессионального обучения

Актуальность исследования. Высшее образование в России на протяжении последнего десятилетия находится в состоянии непрерывного совершенствования и модернизации. Движущими силами процессов, происходящи...

Педагогические условия развития общих и профессиональных компетенций студентов техникума в единой информационной научно-методической среде.

ФГОС требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, направленных на индивидуальное развитие личности студента. Если ранее оценка результатов обучения была представлена исследо...

Роль психологических факторов риска в развитии патологии сердечно - сосудистой системы

Сердечно - сосудистые заболевания - это группа заболеваний, как сердца, так и сосудов (артерий и вен), обусловленные нарушением их нормального функционирования....

Презентация "Управление учебно-познавательной деятельностью обучающихся в условиях учреждения СПО пенитенциарной системы"

В современных условиях деятельность профессиональных образовательных учреждений в уголовно исправительных колониях  направлена на создание условий, способствующих формированию разносторонней, соц...