Экономика образования
статья

Доброева Нина Дмитриевна

Своеобразие отрасли экономики образования заключается в следующем:

- это единственная отрасль, которая удовлетворяет запросы населения в образовательных услугах и специализируется на воспроизводстве главной производительной силы общества – квалифицированных работников для всех отраслей материального и нематериального производства;

- уровень образования населения выступает одним из главных показателей благосостояния народа страны.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekonomika_obrazovaniya.doc82.27 КБ

Предварительный просмотр:

                 Экономика образования

        В настоящий момент быстро развивается новое направление экономической науки – экономика образования. В ее рамках изучаются пути совершенствования ресурсного обеспечения образовательных учреждений, проводится оценка эффективности вложений в образование, анализируется воздействие образования на экономический рост.

        В самом общем виде подходы к трактовке образования были сформулированы еще в работах представителей школы классической политической экономики У. Петти, А. Смита, Д. Рикардо и К. Маркса.Т. Р. Мальтус увязывал образование с законами роста народонаселения, Ж. Б. Сэй – с источниками производительности факторов производства, Дж. Маккуллох – с теорией производства и распределения. Дж. Милль рассматривал образование в качестве панацеи от дегенерации рабочих вследствие губительного процесса разделения труда. В экономическом подходе к образованию выделяется два основных направления – неоклассическое и кейнсианское. В соответствии с первым образование понимается как свободное предпринимательство и фактически отождествляется с экономико-производственным процессом. Становясь полноправным субъектом рынка, образование полностью подчиняется действию рыночных механизмов.

         К. Д. Ушинский, обосновывая необходимость открытия ремесленных школ, указывал, что их создание позволит решить экономические (приведение ремесла в соответствие с требованиями технического процесса), социальные (обеспечение промышленности отечественными специалистами), нравственные и воспитательные (ликвидация системы ученичества и образование детей, рабочих) задачи.

Экономика образования как наука изучает отношения, возникающие в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ и услуг, создаваемых в сфере образования. Объект изучения экономики образования как науки – сфера образования. Предметом экономики образования как науки является специфика производительных сил и производственных отношений в данной сфере. Она исследует и выявляет особенности действия экономических законов и категорий в сфере обучения и воспитания подрастающего поколения, подготовки квалифицированной рабочей силы, повышения образовательного и культурно-технического уровня населения. Отношения в сфере образования имеют свои особенности, которые проявляются, в частности, в отношениях собственности, обмене деятельности с работниками других отраслей, способах и формах возмещения затрат труда, реализации хозяйственного механизма и т.д.  Особенности отношений в сфере образования проявляются в ограниченных возможностях использования коммерческих отношений. Специфической чертой отношений собственности в отрасли образования является высокий удельный вес присвоения интеллектуальной собственности. Под интеллектуальной собственностью подразумеваются социально-экономические и правовые отношения по поводу владения, распоряжения и пользования продуктом интеллектуального труда.

Обучающиеся, студенты, слушатели – не просто материальные носители образовательных услуг, не только их пользователи в процессе труда, но и их единственные конечные потребители.  

В современных условиях быстро развивается процесс отмирания одних профессий, на замену которым приходят новые сложные, интегрированные, наукоемкие. Значительно расширилось количество профессий для непроизводственной, социальной и рыночной сфер экономики;

Изменяется содержание работы и в традиционных профессиях: развитие частного сектора в сфере обслуживания обусловили необходимость подготовки кадров по профессиям. В условиях перехода к рыночной экономике профессиональное образование все больше ориентируется на удовлетворение потребностей рынка труда.

В Законе Российской Федерации «Об образовании» (2013 г.) образование определяется как общественно значимое благо, под которым понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, семьи, общества, государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций, определенных объема и сложности

        Образовательные услуги имеют свои особенности: - экономический эффект (отдача) от образовательной услуги может проявиться только через определенный промежуток времени; - в большинстве случаев имеет место коллективное потребление услуги (класс, аудитория); - наличие обратной связи между производителями и потребителями услуг; - неэластичный спрос и высокие цены на образовательные услуги, объясняющиеся высокими издержками и монопольным положением производителя. Перед наукой «экономика образования» ставятся следующие задачи: - систематизация знаний об образовании; - установление экономических закономерностей и причинно - следственных связей между экономическими процессами и явлениями в сфере образования.

Своеобразие отрасли экономики образования заключается в следующем:

 - это единственная отрасль, которая удовлетворяет запросы населения в образовательных услугах и специализируется на воспроизводстве главной производительной силы общества – квалифицированных работников для всех отраслей материального и нематериального производства;

- уровень образования населения выступает одним из главных показателей благосостояния народа страны.

Образование, высокий интеллект, профессиональное мастерство, творческая активность – это основные признаки человека XXI века, показатели его благополучия, качества жизни общества.

Экономика образования – это не только отрасль, но еще и наука.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа учебной дисциплины "Основы экономики" по специальности среднего профессионального образования 13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование

Программа учебной дисциплины «Основы экономики» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальн...

Практикум по дисциплине "Основы экономики" по специальности среднего профессионального образования 13.02.02 «Теплоснабжение и теплотехническое оборудование»

Настоящий сборник предназначен в качестве методического пособия при проведении практических работ по программе дисциплины «Основы эко-номики» для специальности  13.02.02 «Теплоснабжение и теплоте...

ПЛАН ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ХИМИЯ по специальности среднего профессионального образования базовой подготовки 080114 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям) (на базе основного общего образования)

Тема: «ТИПЫ  ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ».Цель урока: повторить классификацию веществ, типы химических реакций и признак их классификации, научить учащихся применять полученные знания о типах химических р...

Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика» для специальностей среднего профессионального образования социально-экономического профиля.

Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика»  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессиональног...

Методические указания для выполнения самостоятельной работы по дисциплине «Основы экономики» для студентов очной формы обучения специальности среднего профессионального образования 13.02.02 «Теплоснабжение и теплотехническое оборудование»

Методические указания для выполнения самостоятельной работы составлены в соответствии с программой по учебной дисциплине "Основы экономики" для специальности  СПО 13.02.02 "Теплоснабжение и тепло...

Экономика организации. Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов среднего профессионального образования заочной формы обучения специальности 38.02.01 "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям("

Методические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине "Экономика организации" для студентов заочной формы обучения специальности "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)" дают возм...