Рабочая программа по ПМ.02 "Коммерция (по отраслям)"
рабочая программа

Хаева Мария Владимировна

1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

 

Организация и проведение экономической и маркетинговой деятельности

(название программы профессионального модуля)

 

1.1.         Область применения программы

Программа профессионального модуля (далее программа), составленная  в соответствии с ФГОС – является частью ППССЗ в соответствии с ФГОС по специальности  38.02.04 Коммерция (по отраслям), в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): «Организация и проведение экономической и маркетинговой деятельности» и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

 

 

ПК 2.1 – использовать данные бухгалтерского учета для контроля результатов и планирования коммерческой деятельности, проводить учет товаров (сырья, материалов, продукции, тары, других материальных ценностей) и участвовать в их инвентаризации;

ПК 2.2 – оформлять, проверять правильность составления, обеспечивать хранение организационно-распорядительных, товаросопроводительных и иных необходимых документов с использованием автоматизированных систем;

ПК 2.3 – применять в практических ситуациях экономические методы, рассчитывать микроэкономические показатели, анализировать их, а также рынки ресурсов;

ПК 2.4 – определять основные экономические показатели работы организации, цены, заработную плату;

ПК 2.5 – выявлять потребности, виды спроса и соответствующие им типы маркетинга для обеспечения целей организации, формировать спрос и стимулировать сбыт товаров;

ПК 2.6 – обосновывать целесообразность использования и применять маркетинговые коммуникации;

ПК 2.7 – участвовать в проведении маркетинговых исследований рынка, разработке и реализации маркетинговых решений;

ПК 2.8 – реализовывать сбытовую политику организации в пределах своих должностных обязанностей, оценивать конкурентоспособность товаров и конкурентные преимущества организации;

ПК 2.9 – применять методы и приемы анализа финансово-хозяйственной деятельности при осуществлении коммерческой деятельности, осуществлять денежные расчеты с покупателями, составлять финансовые документы и отчеты;

Программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании  по основам выполнения торговых операций на базе основного общего образования.

 

1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

- оформления финансовых документов и отчетов;

- проведения денежных расчетов;

- расчета основных налогов;

- анализа показателей финансово-хозяйственной деятельности торговой организации;

- выявления потребностей (спроса) на товары;

- реализации маркетинговых мероприятий в соответствии с конъюнктурой рынка;

- участия в проведении рекламных акций и кампаний, других маркетинговых коммуникаций;

- анализа маркетинговой среды организации;

уметь:

- составлять финансовые документы и отчеты;

- осуществлять денежные расчеты;

- пользоваться нормативными документами в области налогообложения, регулирующими механизм и порядок налогообложения;

- рассчитывать основные налоги;

- анализировать результаты финансово-хозяйственной деятельности торговых организаций;

- применять методы и приемы финансово-хозяйственной деятельности для разных видов анализа;

- выявлять, формировать и удовлетворять потребности;

- обеспечивать распределение через каналы сбыта и продвижение товаров на рынке с использованием маркетинговых коммуникаций;

- проводить маркетинговые исследования рынка;

- оценивать конкурентоспособность товаров;

знать:

- сущность, функции и роль финансов в экономике, сущность и функции денег, денежного обращения;

- финансирование и денежно-кредитную политику, финансовое планирование и методы финансового контроля;

- основные положения налогового законодательства;

- функции и классификацию налогов;

- организацию налоговой службы;

- методику расчета основных видов налогов;

- методологические основы анализа финансово-хозяйственной деятельности: цели, задачи, методы, приемы, виды; информационное обеспечение, организацию аналитической работы; анализ деятельности организации оптовой и розничной торговли, финансовых результатов деятельности;

- составные элементы маркетинговой деятельности: цели, задачи, принципы, функции, объекты, субъекты;

- средства: удовлетворения потребностей, распределения и продвижения товаров; маркетинговые коммуникации и их характеристику;

- методы изучения рынка, анализа окружающей среды;

- конкурентную среду, виды конкуренции, показатели оценки конкурентоспособности;

- этапы маркетинговых исследований, их результат; управление маркетингом.

 

1.3. Количество часов на освоение программы профессионального модуля:

всего – 465 часов, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 465 часов, включая:

   обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 238 часов;

   самостоятельной работы обучающегося – 119 часов;

            учебной практики – 36 часов;

            производственной практики-72 часа.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon рп ПМ.02994.5 КБ

Предварительный просмотр:

                         ГБПОУ «Сосновский агропромышленный техникум»

   

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

по специальности среднего профессионального образования

38.02.04 Коммерция (по отраслям)

ПМ.02 Организация и проведение экономической и маркетинговой деятельности

2016 г.

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО)

38.02.04                      Коммерция       (по отраслям)

Организация – разработчик:

ГБПОУ «Сосновский агропромышленный техникум»

Разработчики:

Хаева Мария Владимировна,

Ф.И.О.                                                                                                                                    

ГБПОУ «Сосновский агропромышленный техникум»

организация

преподаватель экономических дисциплин первой категории

должность, звание, ученая степень

Рассмотрено  на заседании ПЦК     экономических дисциплин   протокол №    1    от  «___»  августа 2016 г.

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

7

3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

9

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

28

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) 

31


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Организация и проведение экономической и маркетинговой деятельности

(название программы профессионального модуля)

  1. Область применения программы

Программа профессионального модуля (далее программа), составленная  в соответствии с ФГОС – является частью ППССЗ в соответствии с ФГОС по специальности  38.02.04 Коммерция (по отраслям), в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): «Организация и проведение экономической и маркетинговой деятельности» и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК 2.1 – использовать данные бухгалтерского учета для контроля результатов и планирования коммерческой деятельности, проводить учет товаров (сырья, материалов, продукции, тары, других материальных ценностей) и участвовать в их инвентаризации;

ПК 2.2 – оформлять, проверять правильность составления, обеспечивать хранение организационно-распорядительных, товаросопроводительных и иных необходимых документов с использованием автоматизированных систем;

ПК 2.3 – применять в практических ситуациях экономические методы, рассчитывать микроэкономические показатели, анализировать их, а также рынки ресурсов;

ПК 2.4 – определять основные экономические показатели работы организации, цены, заработную плату;

ПК 2.5 – выявлять потребности, виды спроса и соответствующие им типы маркетинга для обеспечения целей организации, формировать спрос и стимулировать сбыт товаров;

ПК 2.6 – обосновывать целесообразность использования и применять маркетинговые коммуникации;

ПК 2.7 – участвовать в проведении маркетинговых исследований рынка, разработке и реализации маркетинговых решений;

ПК 2.8 – реализовывать сбытовую политику организации в пределах своих должностных обязанностей, оценивать конкурентоспособность товаров и конкурентные преимущества организации;

ПК 2.9 – применять методы и приемы анализа финансово-хозяйственной деятельности при осуществлении коммерческой деятельности, осуществлять денежные расчеты с покупателями, составлять финансовые документы и отчеты;

Программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании  по основам выполнения торговых операций на базе основного общего образования.

1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

- оформления финансовых документов и отчетов;

- проведения денежных расчетов;

- расчета основных налогов;

- анализа показателей финансово-хозяйственной деятельности торговой организации;

- выявления потребностей (спроса) на товары;

- реализации маркетинговых мероприятий в соответствии с конъюнктурой рынка;

- участия в проведении рекламных акций и кампаний, других маркетинговых коммуникаций;

- анализа маркетинговой среды организации;

уметь:

- составлять финансовые документы и отчеты;

- осуществлять денежные расчеты;

- пользоваться нормативными документами в области налогообложения, регулирующими механизм и порядок налогообложения;

- рассчитывать основные налоги;

- анализировать результаты финансово-хозяйственной деятельности торговых организаций;

- применять методы и приемы финансово-хозяйственной деятельности для разных видов анализа;

- выявлять, формировать и удовлетворять потребности;

- обеспечивать распределение через каналы сбыта и продвижение товаров на рынке с использованием маркетинговых коммуникаций;

- проводить маркетинговые исследования рынка;

- оценивать конкурентоспособность товаров;

знать:

- сущность, функции и роль финансов в экономике, сущность и функции денег, денежного обращения;

- финансирование и денежно-кредитную политику, финансовое планирование и методы финансового контроля;

- основные положения налогового законодательства;

- функции и классификацию налогов;

- организацию налоговой службы;

- методику расчета основных видов налогов;

- методологические основы анализа финансово-хозяйственной деятельности: цели, задачи, методы, приемы, виды; информационное обеспечение, организацию аналитической работы; анализ деятельности организации оптовой и розничной торговли, финансовых результатов деятельности;

- составные элементы маркетинговой деятельности: цели, задачи, принципы, функции, объекты, субъекты;

- средства: удовлетворения потребностей, распределения и продвижения товаров; маркетинговые коммуникации и их характеристику;

- методы изучения рынка, анализа окружающей среды;

- конкурентную среду, виды конкуренции, показатели оценки конкурентоспособности;

- этапы маркетинговых исследований, их результат; управление маркетингом.

1.3. Количество часов на освоение программы профессионального модуля:

всего – 465 часов, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 465 часов, включая:

        обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 238 часов;

        самостоятельной работы обучающегося – 119 часов;

        учебной практики – 36 часов;

            производственной практики-72 часа.


2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности: «Организация и проведение экономической и маркетинговой деятельности», в том числе профессиональными (ПК), указанными в ФГОС по специальности 38.02.04 «Коммерция» (по отраслям)

Код

Наименование результата обучения

ПК 2.1

Использовать данные бухгалтерского учета для контроля результатов и планирования коммерческой деятельности, проводить учет товаров (сырья, материалов, продукции, тары, других материальных ценностей) и участвовать в их инвентаризации

ПК 2.2

Оформлять, проверять правильность составления, обеспечивать хранение организационно-распорядительных, товаросопроводительных и иных необходимых документов с использованием автоматизированных систем

ПК 2.3

Применять в практических ситуациях экономические методы, рассчитывать микроэкономические показатели, анализировать их, а также рынки ресурсов

ПК 2.4

Определять основные экономические показатели работы организации, цены, заработную плату

ПК 2.5

Выявлять потребности, виды спроса и соответствующие им типы маркетинга для обеспечения целей организации, формировать спрос и стимулировать сбыт товаров

ПК 2.6

Обосновывать целесообразность использования и применять маркетинговые коммуникации

ПК 2.7

Участвовать в проведении маркетинговых исследований рынка, разработке и реализации маркетинговых решений

ПК 2.8

Реализовывать сбытовую политику организации в пределах своих должностных обязанностей, оценивать конкурентоспособность товаров и конкурентные преимущества организации

ПК 2.9

Применять методы и приемы анализа финансово-хозяйственной деятельности при осуществлении коммерческой деятельности, осуществлять денежные расчеты с покупателями, составлять финансовые документы и отчеты


ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5*

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК 10

Логически верно, аргументировано и ясно излагать устную и письменную речь

ОК 12

Соблюдать действующее законодательство и обязательные требования нормативных документов, а также требований стандартов, технических условий


3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

3.1. Тематический план профессионального модуля

Коды профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля

Всего часов

(макс. учебная нагрузка и практики)

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося

Учебная,

часов

Производственная (по профилю специальности),

часов

(если предусмотрена рассредоточенная практика)

Всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

Всего,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ПК 2.1 – 2.3

Раздел 1.  Организация и проведение финансовой политики на предприятии

51

34

10

-

17

-

-

-

ПК 2.1, 2.3

Раздел 2. Применение и контроль налогового законодательства в экономической деятельности предприятия

51

34

14

-

17

-

-

-

ПК 2.1 – 2.4, 2.9

Раздел 3. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия

75

50

26

-

25

-

-

-

ПК 2.1, 2.3, 2.5 – 2.8

Раздел 4. Организация и проведение маркетинговой деятельности на предприятии

180

120

78

-

60

-

-

-

ПК 2.1 – 2.9

Учебная практика, часов

36

36

36

ПК 2.1 – 2.9

Производственная практика (по профилю специальности), часов

108

72

Всего:

465

346

128

-

119

-

36

72


3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала,

 практические занятия,

самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел  1. Организация и проведение финансовой политики на предприятии

51

МДК 02.01. Финансы, налоги и налогообложение

102

Тема 1.1. Введение. Сущность и функции денег. Денежное обращение

Содержание:

6

1.

Содержание междисциплинарного курса и его задачи, связь с другими дисциплинами, с теорией и практикой рыночной экономики

1

2.

Деньги, их необходимость и происхождение

1

3.

Функции денег

1

4.

Роль денег в современной рыночной экономике

1

5.

Виды денег

1

6.

Понятие денежного обращения

2

7.

Наличное и безналичное обращение, их единство и взаимосвязь

2

8.

Закон денежного обращения

2

9.

Денежная масса и скорость обращения денег

2

10.

Инфляция, ее сущность и формы проявления

3

11.

Виды и типы инфляции

3

12.

Формы и методы антиинфляционной политики

3

13.

Денежные фонды организаций

2

14.

Себестоимость и затраты

2

Практические занятия:

2

1.

ПЗ №1. Расчет денежной массы и скорости обращения денег

Тема 1.2. Финансовая политика и финансовая система. Финансовый контроль

Содержание:

6

1.

Социально-экономическая сущность финансов

1

2.

Виды финансовых отношений

2

3.

Функции финансов

2

4.

Финансовые ресурсы и источники их формирования

2

5.

Роль финансов в расширенном воспроизводстве

3

6.

Финансовый рынок и его роль в мобилизации и распределении финансовых ресурсов

3

7.

Финансовая политика, ее задачи и содержание

1

8.

Основные направления финансовой политики государства в условиях рынка

3

9.

Финансовый механизм, его структура и роль в реализации финансовой политики

1

10.

Финансовая система, ее сферы. Финансовые потоки и их взаимосвязь

2

11.

Общее понятие об управлении финансами

1

12.

Органы управления финансами

2

13.

Понятие финансового аппарата, его составные части

2

14.

Понятие финансового контроля, его осуществление

3

Тема 1.3. Государственные финансы: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит

Содержание:

6

1.

Понятие государственных финансов, их роль в организации финансовой системы

1

2.

Основные звенья (составляющие) государственных финансов: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит

2

3.

Государственный бюджет как средство реализации финансовых функций государства

2

4.

Бюджетная система, ее сущность и составляющие

2

5.

Федеральный бюджет, его функции

2

6.

Состав и структура доходов федерального бюджета

3

7.

Сущность налогов, их роль в формировании доходов отдельных звеньев бюджетной системы

2

8.

Состав и структура расходов федерального бюджета

3

9.

Бюджетный дефицит и методы его финансирования

1

10.

Местные бюджеты

2

11.

Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов

1

12.

Ссудный капитал и кредит

1

13.

Основные формы кредита и его классификация

3

14.

Кредитная система

3

15.

Сущность и функции государственного кредита

3

16.

Классификация государственных займов

3

Практические занятия:

4

1.

ПЗ №2. Расчет доходов бюджета и отчислений предприятия во внебюджетные фонды

2.

ПЗ №3. Расчет кредитных отчислений и план погашения кредита

Тема 1.4. Финансы организаций различных форм собственности

Содержание:

6

1.

Влияние различных форм собственности на организацию финансов

1

2.

Основные принципы и факторы, влияющие на организацию финансов

2

3.

Особенности формирования финансовых ресурсов организаций различных форм собственности: финансы организаций, функционирующих на коммерческих началах; финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность; финансы общественных объединений и пр.

3

Практические занятия:

4

1.

ПЗ №4. Расчет суммы прибыли предприятия и ее распределение.

2.

ПЗ №5. Обобщение изученного материала по разделу 1 «Организация и проведение финансовой политики на предприятии». Итоговое тестирование.

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 1. 

  1. Написать не менее 2-х докладов по предложенным темам.
  2. Изучить нормативную документацию по финансам.
  3. Составить структурные схемы, опорный конспект.
  4. Подготовиться к итоговому тестированию по разделу 1.
  5. Решить типовые задачи к экзамену.

17

Примерная тематика домашних заданий

1) Темы докладов:  1. История денежной единицы России.

                          2. Денежные реформы в России.

                          3. Роль денег в современной рыночной экономике.

                        4. Причины и особенности проявления инфляции в РФ.

                                   5. Антиинфляционная политика.

                                   6. Эволюция финансов в процессе развития товарно-денежных отношений.

                                   7. Финансовый рынок и его роль в мобилизации и распределении финансовых ресурсов.

                                      8. Структура доходов и расходов федерального бюджета.

                                      9. Особенности формирования финансовых ресурсов организаций различных форм собственности

2) Ознакомиться с Федеральным законом №371-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов». Проанализировать тенденции прогнозируемых изменений по основным характеристикам бюджета.

3) Составить структурную схему по теме «Классификация видов финансового контроля»

4)  Изучить дополнительную литературу, предложенную преподавателем по теме 1.3 (дидактические единицы 13 – 16), подготовиться к итоговому тестированию.

5) Используя статьи ГК РФ охарактеризовать особенности формирования финансовых ресурсов организаций различных форм собственности: финансы организаций, функционирующих на коммерческих началах; финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность; финансы общественных объединений.

6) Решить типовые задачи к экзамену.

Раздел  2. Применение и контроль налогового законодательства в экономической деятельности предприятия

51

МДК 02.01. Финансы, налоги и налогообложение

102

Тема 2.1. Основы законодательства РФ о налогах и сборах

Содержание:

1

1.

Возникновение и развитие системы налогообложения в России

1

2.

Основные направления налоговой политики государства

1

3.

Законодательство о налогах и сборах

1

4.

Налоговый кодекс РФ

1

5.

Нормативные акты, регулирующие отношения в области налогообложения

3

6.

Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени

3

7.

Порядок внесения изменений в законодательство о налогах и сборах

2

8.

Отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах

1

9.

Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах

1

10.

Налоги как инструмент бюджетного регулирования, их экономическая сущность

1

11.

Функции налогов и сборов

1

12.

Понятие налога и сбора

1

13.

Система налогов и сборов

1

14.

Виды налогов и сборов в РФ

1

15.

Федеральные, региональные и местные налоги и сборы

1

Тема 2.2. Основные принципы налогообложения. Принципы построения налоговой системы в РФ и ее элементы

Содержание: 

1

1.

Принципы налогообложения, сформулированные А. Смитом

1

2.

Кривая Лаффера

1

3.

Понятие налоговой системы

1

4.

Принципы построения налоговой системы, ее структура

1

5.

Характеристика элементов налоговой системы

2

6.

Источники уплаты налогов и сборов

2

7.

Субъекты налоговой системы, их права и обязанности: налогоплательщики и плательщики сборов, налоговые агенты, налоговые органы

2

8.

Цена товара (работы, услуги)

3

9.

Рыночная цена

3

10

Методы определения рыночных цен товаров (работ, услуг)

3

Практические занятия:

1

1.

ПЗ №6.Определение цены товаров (работ, услуг) для целей налогообложения. Изучение методов определения рыночных цен.

Тема 2.3. Федеральные налоги и сборы. Налог на добавленную стоимость (НДС)

Содержание:

1

1.

НДС: плательщики, объект налогообложения, место реализации, налоговая база и особенности ее определения в зависимости от вида деятельности

1

2.

Налоговый и отчетный периоды и ставки

2

3.

Льготы и порядок освобождения от уплаты налога

2

4.

Налоговые вычеты и порядок их применения

2

5.

Порядок исчисления НДС

3

6.

Сроки уплаты налога

2

7.

Методика заполнения и сроки предоставления налоговой декларации в налоговые органы

2

Практические занятия:

1

1.

ПЗ №7. Определение суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет.

Тема 2.4. Акцизы

Содержание:

1

1.

Акцизы: налогоплательщики, подакцизные товары, объект налогообложения

1

2.

Операции, освобождаемые от налогообложения

1

3.

Особенности определения налоговой базы по акцизам

2

4.

Налоговый период

2

5.

Налоговые ставки

2

6.

Налоговые вычеты и порядок их применения

3

7.

Суммы акциза, подлежащие уплате и суммы акциза, подлежащие возврату

3

8.

Сроки и порядок уплаты акциза

3

Практические занятия:

1

1.

ПЗ №8. Решение ситуационных задач по расчету акцизов на отдельные группы и виды товаров.

Тема 2.5. Таможенные пошлины

Содержание:

1

1.

Таможенная пошлина: история возникновения, цели и задачи, плательщики

1

2.

Классификация таможенных пошлин

1

3.

Методы определения таможенной стоимости товара

2

4.

Таможенные платежи

2

5.

Сроки уплаты таможенной пошлины

2

6.

Таможенная декларация

3

Практические занятия:

1

1.

ПЗ №9. Решение ситуационных задач по расчету таможенной пошлины.

Тема 2.6. Налог на прибыль организации

Содержание:

1

1.

Налог на прибыль организации, плательщики, объект налогообложения

2

2.

Порядок определения доходов, классификация доходов

2

3.

Группировка расходов по элементам, внереализационные расходы

2

4.

Порядок признания доходов и расходов при методе начисления, при кассовом методе

2

5.

Порядок определения налоговой базы

2

6.

Налоговые ставки

2

7.

Налоговый и отчетный периоды

2

8.

Порядок исчисления авансовых платежей и налога на прибыль

2

9.

Методика заполнения и сроки представления налоговой декларации в налоговые органы

3

Практические занятия:

1

1.

ПЗ №10. Расчет налоговой базы и налога на прибыль.

Тема 2.7. Налог на доходы физических лиц

Содержание:

2

1.

Налог на доходы физических лиц: плательщики, объект налогообложения, особенности исчисления налоговой базы

1

2.

Налоговый период

2

3.

Доходы, не подлежащие налогообложению

2

4.

Налоговые вычеты: стандартные, социальные, имущественные, профессиональные

2

5.

Налоговые ставки

2

6.

Порядок исчисления и сроки уплаты налога

2

7.

Методика заполнения декларации по налогу на доходы физических лиц и сроки ее представления в налоговые органы

3

Практические занятия:

2

1.

ПЗ №11. Решение ситуационных задач по расчету налога на доходы физических лиц. 

2.

ПЗ №12. Методика заполнения декларации по НДФЛ.

Тема 2.8. Платежи за природные ресурсы

Содержание:

1

1.

Налог на добычу полезных ископаемых: налогоплательщики, объект налогообложения

1

2.

Налоговая база и порядок определения количества добытого полезного ископаемого

1

3.

Налоговый период и налоговые ставки НДПИ

2

4.

Порядок исчисления и сроки уплаты налога

2

5.

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов: плательщики сборов, объекты обложения

2

6.

Ставки сборов

2

7.

Порядок исчисления и сроки уплаты сборов

2

8.

Зачет или возврат сумм сбора по нереализованным лицензиям (разрешениям)

2

9.

Водный налог: налогоплательщики, объекты налогообложения

2

10

Налоговая база по водному налогу

2

11.

Налоговый период

2

12.

Налоговые ставки

2

13.

Порядок исчисления и сроки уплаты водного налога

2

14.

Налоговая декларация

3

15.

Плата за пользование лесным фондом: плательщики, объекты обложения

1

16.

Таксы

2

17.

Лесорубочный билет

2

18.

Льготы по уплате

2

19.

Зачет или возврат сумм платы за пользование лесным фондом

2

20.

Сроки уплаты

2

Практические занятия:

1

1.

ПЗ №13. Решение задач по темам: «Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов. Водный налог. Налог на добычу полезных ископаемых. Исчисление налогов и сроки уплаты в бюджет».

2.

ПЗ №14. Расчёт лесных податей за отпуск древесины на корню.

Тема 2.9. Государственная пошлина

Содержание:

1

1.

Государственная пошлина: плательщики, порядок и сроки уплаты

1

2.

Размеры и особенности уплаты госпошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями

3

3.

Размеры и особенности уплаты госпошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах

3

4.

Размеры и особенности уплаты госпошлины по делам, рассматриваемым Конституционным Судом РФ

3

5.

Размеры и особенности уплаты госпошлины за совершение нотариальных действий

3

6.

Размеры и особенности уплаты госпошлины за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами ЗАГС и иными уполномоченными органами

3

7.

Размеры и особенности уплаты госпошлины за совершение действий, связанных с приобретением гражданства РФ или выходом из него, а также с въездом в РФ или выездом из РФ.

3

8.

Льготы по уплате госпошлины для отдельных категорий физических лиц и организаций

2

9.

Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины

2

10.

Особенности предоставления отсрочки или рассрочки уплаты госпошлины

2

Практические занятия:

1

1.

ПЗ №15. Решение ситуационных задач по расчёту государственной пошлины.

Тема 2.10. Региональные налоги и сборы. Транспортный налог

Содержание 

2

1.

Транспортный налог: налогоплательщики, объект налогообложения

1

2.

Налоговая база, налоговый и отчетный периоды, налоговые ставки

2

3.

Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу

3

4.

Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу

3

5.

Налоговая декларация

3

Практические занятия:

1

1.

ПЗ №16. Решение ситуационных задач по расчёту транспортного налога. Заполнение налоговой декларации.

Тема 2.11. Налог на игорный бизнес

Содержание:

1

1.

Налог на игорный бизнес: налогоплательщики, объекты налогообложения

3

2.

Игорный бизнес, организатор игорного заведения, организатор тотализатора, участник, азартная игра, пари, игровой стол, игровое поле, игровой автомат, касса тотализатора или букмекерской конторы

3

3.

Налоговая база, налоговый период, налоговые ставки

3

4.

Порядок исчисления налога

3

5.

Порядок и сроки уплаты налога

3

Практические занятия:

1

1.

ПЗ №17. Решение задач по расчету налога на игорный бизнес.

Тема 2.12. Налог на имущество организаций

Содержание:

2

1.

Налог на имущество организаций, его значение и место в налоговой системе: плательщики, объект налогообложения, налоговая база, методика расчета среднегодовой стоимости имущества

1

2.

Порядок исчисления и сроки уплаты налога

2

3.

Порядок заполнения налоговой декларации

2

Практические занятия:

1

1.

ПЗ №18. Решение ситуационных задач по расчёту налога на имущество предприятия. Заполнение налоговой декларации.

Тема 2. 13. Местные налоги и сборы. Земельный налог.  Налог на имущество физических лиц

Содержание:

3

1.

Земельный налог, его значение в формировании местного бюджета

1

2.

Налогоплательщики

2

3.

Объект  налогообложения

2

4.

Налоговая база и порядок ее определения

2

5.

Налоговый и отчетный периоды

3

6.

Налоговые ставки

3

7.

Налоговые льготы

3

8.

Принцип исчисления земельного налога

2

9.

Налог на имущество физических лиц и его элементы

2

10.

Законодательство о налоге на имущество физических лиц

3

Практические занятия:

1

1.

ПЗ №19. Расчет налогов за землю и на имущество физических лиц.

Тема 2.14. Специальные налоговые режимы

Содержание:

1

1.

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД): налогоплательщики, объекты налогообложения и налоговая база

1

2.

Налоговый период, налоговая ставка ЕНВД

3

3.

Порядок и сроки уплаты единого налога

3

4.

Упрощенная система налогообложения (УСН): налогоплательщики, объекты налогообложения

1

5.

Порядок и условия начала и прекращения применения УСН

3

6.

Порядок определения доходов и расходов

3

7.

Порядок признания доходов и расходов

3

8.

Налоговая база УСН

3

9.

Налоговый и отчетный периоды УСН

3

10.

Налоговые ставки по УСН

3

11.

Налоговая декларация по УСН, налоговый учет.

3

12.

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН): налогоплательщики, объекты налогообложения.

1

13.

Порядок определения и признания доходов и расходов при ЕСХН

3

14.

Налоговая база ЕСХН

3

15.

Налоговый и отчетный периоды ЕСХН

3

16.

Налоговые ставки по ЕСХН.

3

17.

Порядок исчисления и уплаты ЕСХН

3

Практические занятия (при наличии, указываются темы)

1

1.

ПЗ №20. Решение ситуационных задач по расчету ЕНВД, УСН и ЕСХН.

Тема 2.15. Виды налогового контроля и порядок его проведения. Ответственность за совершение налоговых правонарушений

Содержание:

1

1.

Формы проведения налогового контроля, его значение

1

2.

Сроки и место проведения камеральной проверки

1

3.

Налоговая декларация, порядок внесения дополнений и изменений в налоговую декларацию

3

4.

Порядок и сроки проведения выездной налоговой проверки

1

5.

Порядок и сроки представления в налоговые органы налогоплательщиком письменного объяснения и возражения по акту выездной налоговой проверки

3

7.

Виды налоговых правонарушений и налоговых санкций за их совершение

3

8.

Нарушение сроков постановки на учет в налоговые органы

3

9.

Уклонение от постановки на учет

3

10.

Нарушение сроков предоставления сведений о открытии и закрытии счета в банке

3

11.

Непредставление налоговых деклараций

3

12.

Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения

3

13.

Неуплата или неполная уплата сумм налога

3

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 2. 

  1. Изучение структуры Налогового кодекса РФ.
  2. Поиск и изучение нормативных документов в области налогов и сборов
  3. Самостоятельное изучение отдельных статей НК РФ.
  4. Решение тематических задач к экзамену.
  5. Заполнение налоговых деклараций по образцу.

17

Примерная тематика домашних заданий

  1. Составить схему «Структура НК РФ».
  2. Выписать перечень действующих нормативных актов, регулирующих отношения в области налогообложения в РФ.
  3. Изучить ст. 12-15, 19, 20, 38 – 40, 53 – 60, 218 – 221, 246 – 270,  339, 340, законспектировать тезисами.
  4. Решение задач по темам 2.2 – 2.14.
  5. Заполнить налоговые декларации по НДС, таможенные декларации, по налогу на прибыль, по НДФЛ, транспортному налогу, налогу на имущество организации, УСН.

Раздел  3. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия

75

МДК 02.02. Анализ финансово-хозяйственной деятельности

75

Тема 3.1. Введение. Научные основы экономического анализа и информационное

обеспечение АФХД

Содержание:

2

1.

Содержание курса АФХД, его задачи, связь с другими дисциплинами, с теорией и практикой рыночной экономики

1

2.

Значение дисциплины для подготовки специалистов в условиях многообразия и равноправия различных форм собственности

1

3.

Краткая характеристика развития анализа финансово-хозяйственной деятельности в России

3

4.

Взаимосвязь финансово-хозяйственного анализа и смежных наук

2

5.

Понятие экономической информации; основные требования к экономической информации: достоверность, актуальность, оперативность, точность

1

6.

Виды источников информации

2

7.

Правила подготовки экономической информации к анализу

2

Тема 3.2. Виды финансово-хозяйственного анализа, приемы и методы проведения анализа

Содержание:

4

1.

Общая схема экономического анализа деятельности организации

1

2.

Классификация видов экономического анализа

1

3.

Содержание, задачи и методика проведения текущего анализа

1

4.

Краткая характеристика видов экономического анализа

2

5.

Приемы экономического анализа, их классификация и краткая характеристика

2

6.

Методы экономического анализа, их особенности, краткая характеристика и область применения традиционных методов экономического анализа

2

Практические занятия:

4

1.

ПЗ №1. Решение ситуационных задач с использованием приема цепных подстановок и арифметических разниц.

2.

ПЗ №2. Применение индексного метода в решении ситуационных задач.

3.

ПЗ №3. Применение приема сравнения в решении ситуационных задач.

Тема 3.3. Анализ технико-организационного уровня производства

Содержание:

2

1.

Анализ показателей научно-технического уровня производства, организации производства и труда

1

2.

Оценка влияния технико-организационного уровня на интенсивное использование производственных ресурсов

2

3.

Определение резервов повышения технико-организационного уровня производства

3

Тема 3.4. Анализ производства и реализации продукции

Содержание:

2

1.

Анализ объема производства продукции по стоимостным показателям

2

2.

Анализ производства продукции в натуральном выражении (номенклатура, ассортимент, структура)

2

3.

Анализ ритмичности производства, качества продукции

2

4.

Зависимость между производственным снабжением, процессом производства и реализацией готовой продукции

1

5.

Показатели объема реализации продукции; оценка динамики реализации продукции организации; факторы, влияющие на объем реализации; анализ влияния изменения остатков готовой продукции на складе на объем продаж

2

6.

Резервы увеличения объема реализации, повышения конкурентоспособности продукции организации

3

Практические занятия:

2

1.

ПЗ №4. Анализ ритмичности производства и качества продукции. Решение ситуационных задач

Тема 3.5. Анализ состояния и эффективного использования

основных средств

Содержание:

2

1.

Цели, задачи, источники анализа

1

2.

Анализ движения основных средств

2

3.

Анализ состава и структуры основных средств

2

4.

Оценка технического состояния основных средств

1

5.

Показатели эффективности использования основных средств

2

6.

Анализ эффективности использования основных средств

2

7.

Оценка влияния экстенсивного и интенсивного использования средств труда на приращение объема производства и реализации продукции

2

8.

Резервы повышения эффективности использования основных средств

3

Практические занятия:

4

1.

ПЗ №5. Оценка состояния и структуры основных средств. Решение ситуационных задач

2.

ПЗ №6. Показатели эффективности использования основных средств

3.

ПЗ №7. Анализ эффективности использования основных средств. Решение ситуационных задач

Тема 3.6. Анализ эффективности использования

 материальных  ресурсов

Содержание:

4

1.

Анализ объема, ритмичности, комплектности поставок

2

2.

Изучение причин невыполнения договорных обязательств поставщиками

3

3.

Анализ использования сырья и материалов в производстве, соблюдения норм расхода

2

4.

Показатели эффективности использования предметов труда: материалоотдача; материалоемкость, их расчет

2

5.

Основные направления экономии материальных ресурсов

2

6.

Оценка влияния экстенсивности и интенсивности использования материальных ресурсов на приращение объема выпуска продукции

2

Практические занятия:

4

1.

ПЗ №8. Анализ состояния производственных запасов.

2.

ПЗ №9. Анализ эффективности использования материальных ресурсов.

3.

ПЗ №10. Анализ и оценка влияния экстенсивности и интенсивности использования материальных ресурсов на приращение объема выпуска продукции.

Тема 3.7. Анализ использования трудовых ресурсов

Содержание:

2

1.

Цели, задачи, источники анализа

1

2.

Анализ численности, состава, структуры кадров и уровня их квалификации

2

3.

Анализ движения рабочей силы. Изучение форм, динамики и причин движения рабочей силы

2

4.

Анализ производительности труда

2

5.

Выявление резервов повышения производительности труда и их влияние на увеличение объема производства и реализации продукции

3

6.

Анализ использования рабочего времени

2

Практические занятия:

2

1.

ПЗ №11. Анализ численности работников и производительности их труда.

2.

ПЗ №12. Анализ использования рабочего времени.

Тема 3.8. Анализ затрат на производство

Содержание:

2

1.

Внешние и внутренние факторы, влияющие на себестоимость продукции

1

2.

Факторный анализ себестоимости продукции

1

3.

Взаимосвязь затрат на производство, объема реализации и прибыли

2

4.

Методы расчета порога рентабельности (критической точки реализации)

2

5.

Определение и оценка показателей себестоимость продукции

2

6.

Расчет структуры затрат

2

7.

Анализ себестоимости по отдельным статьям и элементам затрат

2

8.

Резервы снижения себестоимости продукции

3

Практические занятия:

4

1.

ПЗ №13. Расчет влияния факторов на себестоимость продукции.

2.

ПЗ №14. Расчет порога рентабельности производства.

3.

ПЗ №15. Анализ взаимосвязи издержек, цены на продукцию и рентабельности производства (цо-2).

Тема 3.9. Анализ финансовых результатов деятельности

организации (предприятия)

Содержание:

2

1.

Формирование и расчет показателей прибыли от продаж, прибыли до налогообложения, чистой прибыли

2

2.

Анализ и оценка динамики, уровня и структуры прибыли

2

3.

Экономические факторы, влияющие на величину прибыли

3

4.

Факторный анализ прибыли от продаж, прибыли до налогообложения

2

5.

Система показателей рентабельности, их характеристика и факторный анализ рентабельности

2

6.

Резервы увеличения прибыли, повышения рентабельности

3

Практические занятия:

2

1.

ПЗ №16. Расчет и анализ балансовой прибыли.

2.

ПЗ №17. Анализ уровня и динамики рентабельности предприятия.

Тема 3.10. Оценка финансового состояния  и деловой активности организации (предприятия)

Содержание:

2

1.

Система показателей, характеризующих финансовое состояние

1

2.

Экспресс-анализ финансового состояния, этапы экспресс-анализа

1

3.

Детализированный анализ финансового состояния, его цель, основные этапы

2

4.

Выявление «больных» статей отчетности

2

5.

Анализ имущественного положения

2

6.

Оценка структуры, состава и динамики собственных оборотных средств

2

7.

Расчет, анализ и оценка показателей финансовой устойчивости организации

2

8.

Характеристика типов финансовой устойчивости

2

9.

Понятие ликвидности организации, ликвидности активов, платежеспособности организации

1

10.

Анализ финансовых коэффициентов и их группировка по экономическому смыслу

2

11.

Показатели деловой активности. Общая оценка финансового положения и меры по его улучшению

2

12.

Методы прогнозирования возможного банкротства (несостоятельности) организации

3

Практические занятия:

4

1.

ПЗ №18. Анализ и оценка финансового состояния на основе чтения и анализа бухгалтерской отчетности.

2.

ПЗ №19. Анализ платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия

3.

ПЗ №20. Комплексный анализ финансового состояния предприятия.

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 3.

  1. Подготовка докладов по теме «История развития АФХД в России»
  2. Изучение приемов и методов, применяемых в экономическом анализе.
  3. Составление опорных схем и конспектов.
  4. Определение резервов повышения технико-организационного уровня производства.
  5. Формулировка выводов к задачам, составление подробного анализа расчетов задач.
  6. Разработка путей повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции и самого предприятия.
  7. Решение задач к экзамену.

25

Примерная тематика домашних заданий

  1. Подготовка докладов к семинару на тему «История развития АФХД в России».
  2. Закрепить понятия «метод цепных подстановок», «прием сравнения», «индексный метод» через решение ситуационных задач.
  3. Составить опорные схемы «Система показателей комплексного экономического анализа», «Показатели эффективности использования материальных ресурсов», «Резервы роста прибыли и рентабельности».
  4. Составить опорные конспекты по темам: «Роль трудовых ресурсов в деятельности предприятия», «Методики проведения анализа финансового состояния предприятия».
  5. Составить план резервов повышения ТО уровня производства.
  6. Написание подробного факторного анализа к задачам, выполненным на практических работах.
  7. Составить план повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции и предприятия.
  8. Решение типовых задач по темам 3.2, 3.4 – 3.10.

Раздел  4. Организация и проведение маркетинговой деятельности

180

МДК 02.03. Маркетинг

180

Тема 4.1. Ведение. Предмет, цели и задачи междисциплинарного курса «Маркетинг»

Содержание:

2

1.

Понятия: маркетинг, рынок, конъюнктура рынка

2

2.

Предмет курса, его цели и задачи

1

3.

Значение курса в подготовке специалистов экономических специальностей

1

4.

Цели и задачи маркетинга

2

Тема 4.2. Концепции рыночной экономики

Содержание:

2

1.

История возникновения и основные этапы развития маркетинга

2

2.

Необходимость возникновения и совершенствования маркетинга в современных условиях

2

3.

Основные концепции развития рыночных отношений, их отличительные особенности

2

4.

Маркетинг как одна из концепций, его сущность. Социально-этичный маркетинг: понятие.

2

Практические занятия:

2

1.

Семинарское занятие по теме «Эволюция маркетинговых концепций»

Тема 4.3. Структура маркетинговой деятельности и классификация маркетинга

Содержание:

2

1.

Классический комплекс маркетинга

2

2.

Ключевые элементы: товар, цена, сбыт, стимулирование; понятие, назначение

2

3.

Составляющие элементы структуры маркетинговой деятельности: цели и задачи, функции, принципы, классификация, объекты, субъекты, окружающая среда, средства, методы, стратегия и тактика, исследование, организация и управление (краткий перечень структурных элементов)

1

4.

Классификационные признаки.

2

5.

Основные виды маркетинга по сфере применения: микро-, макро-, мета-, микс-, социальный маркетинг; по приоритетности задач: дифференцированный, недифференцированный, функциональный, товарно-ориентированный, потребительно-ориентированный, интегрированный и концентрированный

2

6.

Группы маркетинга в зависимости от широты охвата рынка: массовый, сегментированный и множественный

2

7.

Краткая характеристика отдельных видов маркетинга

3

Тема 4.4. Сегментирование рынка

Содержание:

4

1.

Основные понятия: сегментирование, сегмент и ниша рынка

2

2.

Назначение сегментирования

2

3.

Признаки сегментирования потребительского рынка: географические, демографические, социально-экономические, психографические, поведенческие

2

4.

Критерии выбора сегмента рынка: количественные параметры, доступность сегмента для предприятия, существенность сегмента, прибыльность, совместимость с рынком основных конкурентов, эффективность работы на выбранный сегмент рынка, защищенность выбранного сегмента от конкуренции

1

5.

Позиционирование товара: понятие, назначение, условия правильного позиционирования товара на рынке, альтернативные способы позиционирования товаров

2

Практические занятия:

2

1.

Сегметнтирование рынка. Позиционирование товара.

Тема 4.5. Объекты  и субъекты маркетинговой деятельности

Содержание:

4

1.

Объекты: нужда, потребность, спрос

2

2.

Определение понятий, их общность и различия

2

3.

Классификация потребностей: физиологические, социальные, психические, интеллектуальные и духовные; приоритетность потребностей

2

4.

Краткая характеристика отдельных видов и разновидностей потребностей

3

5.

Виды спроса, их краткая характеристика

2

6.

Маркетинговые мероприятия при разных видах спроса

2

7.

Типы маркетинга в зависимости от вида спроса: конверсионный, стимулирующий, развивающий, ремаркетинг, синхромаркетинг, поддерживающий, противодействующий

2

8.

Субъекты: юридические и физические лица, осуществляющие маркетинговую деятельность

2

9.

Службы и отделы маркетинга в организациях, специализированные маркетинговые организации (фирмы)

3

10.

Положение об отделе маркетинга

3

11.

Требования к специалисту по маркетингу

3

12.

Нормативные документы, регламентирующие указанные требования.

3

13.

Организационная структура управления маркетингом: функциональная, товарно-функциональная, рыночно-функциональная и др.

3

14.

Взаимосвязь отдела маркетинга с руководством, другими структурными подразделениями организации (бухгалтерией, финансово-экономическими службами и др.)

3

15.

Международные и национальные организации по маркетингу

3

16.

Потребители: понятие, различие понятий в российских и международных нормативных документах

2

Практические занятия:

2

1.

Объекты маркетинговой деятельности.

Тема 4.6. Окружающая среда маркетинга

Содержание:

2

1.

Окружающая среда маркетинга: понятие, виды; факторы, формирующие ОС

2

2.

Микросреда маркетинга: понятие

2

3.

Субъекты и контролируемые факторы, формирующие микросреду организации

2

4.

Макросреда маркетинга: понятие

2

5.

Субъекты и неконтролируемые факторы, формирующие макросреду организации

2

6.

Разновидности макросреды: демографическая, социальная, экономическая, природная, конкурентная, правовая, научно-техническая (технологическая) культурная

2

7.

Краткая характеристика разных сред

2

8.

Макросреда и конъюнктура рынка

2

Практические занятия:

2

1.

Комплекс маркетинга и внешняя среда.

Тема 4.7. Конкурентная среда

Содержание:

4

1.

Основные понятия: конкуренция, конкурентная среда, конкурентоспособность организации и товаров, конкурентные преимущества

2

2.

Конкуренция: обоснование необходимости в рыночных условиях, виды, их характерные признаки.

2

3.

Конкурентная среда: характерные черты, условия возникновения, способы создания и поддержания

2

4.

Антимонопольное законодательство.

3

5.

Государственная поддержка малого предпринимательства

3

6.

Конкурентоспособность организаций и товаров: критерии оценки, их конкурентные преимущества

2

Практические занятия:

2

1.

Конкуренция. Конкурентоспособность фирмы, товара.

Тема 4. 8. Ценовая политика фирмы

Содержание:

4

1.

Основные понятия: цена, ценовая политика и стратегия ценообразования

2

2.

Цели, задачи и направления формирования цен

2

3.

Назначение цен в маркетинге

2

4.

Классификация цен по месту их установления, степени развития конкурентной среды

2

5.

Факторы, влияющие на формирование цен

2

6.

Стратегия ценообразования: формулирование целей, определение последовательности реализации целей

2

7.

Особенности стратегии ценообразования на новые и известные товары

2

8.

Виды цен, характерные для разных стратегий, основания для выбора стратегий ценообразования

2

Практические занятия:

4

1.

Определение безубыточной цены.

2.

Факторы, влияющие на изменение цен (цо-1).

Тема 4.9. Сбытовая политика фирмы

Содержание:

4

1.

Основные понятия: сбыт, распределение, реализация товаров, сбытовая политика

2

2.

Цели, задачи и основные направления сбытовой политики

2

3.

Виды сбыта

2

4.

Средства сбыта: каналы распространения, распределения, их виды (прямые, косвенные, смешанные), ширина, функции, уровни, их возможности

2

5.

Критерии выбора каналов сбыта

2

6.

Системы сбыта

2

7.

Торговые посредники: виды и типы

2

8.

Краткая характеристика посредников разных типов

2

9.

Факторы, влияющие на выбор посредников

3

10.

Анализ и оценка эффективности сбытовой политики

3

Практические занятия:

4

1.

Выбор канала сбыта.

2.

Определение численности торгового персонала (размер службы сбыта).

Тема 4.10. Жизненный цикл товара

Содержание:

2

1.

Маркетинговое понятие товара

2

2.

Товар как важнейшее средство удовлетворения потребностей

2

3.

ЖЦТ, его основные этапы

2

4.

Специфика ЖЦТ разных групп

2

5.

Разработка новых товаров в организациях производителей: обоснование необходимости, этапы

2

6.

Уровни товара и его подкрепление

2

Практические занятия:

4

1.

Определение вида ЖЦТ и его фаз с помощью графического метода.

2.

Решения относительно товарных линий.

Тема 4.11. Методы и средства маркетинга

Содержание:

4

1.

Классификация методов маркетинга

2

2.

Методы изучения рынка

2

3.

Назначение, разновидности методов, их возможности, достоинства и недостатки

2

4.

Методика проведения наблюдений и опросов, виды и разновидности опросов

2

5.

Методы формирования спроса и стимулирования сбыта (ФОСТИСС): виды, назначение

3

6.

Информационные методы: реклама, пропаганда, консультации

2

7.

Личная продажа, моральное и материальное стимулирование, паблик рилейшенз (PR); возможности, достоинства и недостатки

2

8.

Аналитические методы: анализ и оценка окружающей среды, анализ поведения потребителей

2

9.

Методы прогнозирования потребностей на рынке: назначение, разновидности, возможности

2

10.

Классификация средств маркетинга: средства удовлетворения потребностей; средства стимулирования сбыта

2

Практические занятия:

4

1.

Разработка упаковки и этикетки нового товара. Штриховое кодирование товара.

2.

Анализ услуг компании.

4

4

Тема 4.12. Реклама

Содержание:

6

1.

Реклама: понятие, назначение

2

2.

Цели, задачи и функции рекламы

2

3.

История возникновения и совершенствования рекламы

3

4.

Требования к рекламе

3

5.

Правовые основы рекламной деятельности

3

6.

Классификация рекламы по характеру, форме информации, назначению и носителям рекламной информации

2

7.

Модель потребительского восприятия рекламы

2

8.

Рекламная кампания фирмы

3

9.

Выбор видов и носителей рекламы

3

10.

Структура рекламы

2

11.

Правила рекламы

2

12.

Организация рекламной кампании

3

13.

Эффективность рекламы разных видов

2

14.

Факторы, влияющие на эффективность рекламы

2

15.

Методы оценки эффективности рекламы

2

Практические занятия:

2

1.

Организация рекламной кампании.

4

4

4

4

4

4

Тема 4.13. Маркетинговые исследования рынка

Содержание:

4

1.

Маркетинговые исследования: понятие, цели и задачи, объекты

1

2.

Особенности маркетинговых исследований

2

3.

Виды исследований

2

4.

Схема маркетинговых исследований: установление проблемы и формулирование целей исследования, сбор, анализ информации, оценка результатов, применение полученных результатов для принятия решений

2

5.

Маркетинговая информация

2

6.

Маркетинговая информационная система (МИС)

2

7.

Использование бухгалтерской отчетности, отчетов менеджеров, других структурных подразделений при сборе маркетинговой информации

2

8.

Маркетинговые исследования товарных рынков: определение емкости, конъюнктурные и прогностические исследования, исследования конкурентной среды, выявление потребностей и средств для их удовлетворения, определение каналов  товародвижения и сбыта

2

9.

Значение маркетинговых исследований для определения специфики отдельных сегментов товарного рынка, для оптимизации ассортимента товаров, повышения их качества, разработки сбалансированного перечня информационных и сервисных услуг

2

Практические занятия:

2

1.

Анализ привлекательности рынка.

4

4

Тема 4.14. Стратегия и планирование маркетинга

Содержание:

2

1.

Стратегическое планирование

2

2.

Определение корпоративной миссии

2

3.

Стратегические бизнес-единицы (СБЕ)

1

4.

Бизнес-миссия. SWOT-анализ

2

5.

Сущность и содержание маркетингового плана

2

4

4

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 4. 

  1. Составление опорных схем, конспектов, графиков по темам.
  2. Изучение различных ценовых стратегий.
  3. Предварительная подготовка к практической работе по теме 4.12.
  4. Изучение ФЗ-108 «О рекламе» от 18.07.95.
  5. Проведение SWOT-анализа.

60

Примерная тематика домашних заданий

  1. Составить опорные конспекты, схемы и графики по темам:

- «Маркетинг и смежные дисциплины. Межпредметные связи»;

- «Домаркетинговые и маркетинговые концепции»;

- «Характеристика видов маркетинга»;

- «Критерии сегментирования рынка»;

- «Контролируемые и неконтролируемые факторы окружающей среды маркетинга»;

- «Конкурентные стратегии»;

- «Факторы, влияющие на выбор посредника»;

- «Виды ЖЦТ»;

- «Информационные методы маркетинга»;

2)  Самостоятельное изучение темы «Различные стратегии ценообразования».

3)  Организация рекламной кампании. Выбор медиа-средств для рекламы. Подготовка к практической работе.

4)  Изучить ФЗ-108 «О рекламе».

5)  Провести SWOT-анализ предприятия

72

Всего

465


4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы модуля предполагает наличие учебного кабинета маркетинга, АФХД, финансов и налогообложения.

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий.

Технические средства обучения:

компьютер с лицензионным программным обеспечением, мультимедиа- проектор.

Реализация программы модуля предполагает обязательную производственную практику (по профилю специальности).

4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

Федеральные законы и кодексы:

  1. Гражданский кодекс РФ.
  2. Налоговый кодекс РФ. Части первая и вторая (последняя редакция).
  3. Бюджетный кодекс РФ.
  4. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01: Приказ Минфина России от 30.03.2001 №26н

Учебники и учебные пособия:

  1. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие. М. В. Мельник, Е. Б. Герасимова. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2014.
  2.  Маркетинг. Е. Н. Кнышова. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2013.
  3. Маркетинг менеджмент. Ф. Котлер. – СПб.: Питер, 2014.
  4. Практикум по дисциплине «Маркетинг» для студентов СПО, обучающихся по специальностям 080000 «Экономика и управление». – Тамбов: Некоммерческое партнерство «Техникум экономики и предпринимательства», 2009.
  5. Налоги и налогообложение: Учебник / Под ред. Д. Г. Черника. – 3-е изд. М.: МЦФЕР, 2006.
  6. Финансы и кредит: Учебно-методический комплекс. Т. П. Николаева. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008.
  7. Программа по практике по профилю специальности в рамках изучения профессионального модуля ПМ 02 «Организация и проведение экономической и маркетинговой деятельности». О. Ю. Малина. – Тамбов: Некоммерческое партнерство «Техникум экономики и предпринимательства», 2012.

Дополнительные источники:

  1. Федеральный закон «О государственном бюджете» (последнее издание).
  2. Закон РФ «О налогах на имущество физических лиц» от 09.12.1991 № 2003-1
  3. Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товара»  от 23.09.92.
  4. Законы субъектов РФ «О налоге на имущество организации // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
  5. Законы субъектов РФ «О транспортном налоге» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
  6. Федеральный закон «О защите прав потребителей», ФЗ-2 от 09.01.96 с изменениями и дополнениями.
  7. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации», ФЗ-24 от 20.02.95.
  8. Федеральный закон «О рекламе», ФЗ-108 от 18.07.95.
  9. Маркетинг: Учебное пособие. А. В. Лукина. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006.
  10. Налоги за 14 дней : экспресс-курс / С. С. Молчанов. – 9-е изд., перераб. и доп. – М.: Эксмо, 2011.
  11. Экономический анализ: Учебное пособие, практикум, тесты. Г.В. Шадрина. Московский государственный университет экономики статистики и информатики. – М., 2007.

Интернет-ресурсы:

  1. http://be5.biz/service/map (Институт экономики и права Ивана Кушнира: электронные учебники по экономике).
  2. http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2003070 (Коллекция учебников по всем экономическим дисциплинам).
  3. http://www.consultant.ru//

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

Занятия при изучении данного модуля проводятся в учебных кабинетах. Производственная практика проводится концентрированно, в соответствии с программой модуля на торговых предприятиях. В процессе проведения практики преподавателем оказывается консультационная помощь студентам.

        Освоению данного модуля должно предшествовать изучение следующих дисциплин: математика, статистика, экономическая теория, экономика организации, менеджмент (по отраслям), профессиональный модуль ПМ 01 «Организация и управление торгово-сбытовой деятельностью».

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

        Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого модуля.

Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой: преподаватель I категории; работник предприятия, имеющий на 1-2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников, прошедший стажировку в профильных организациях не реже одного раза в три года.


5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 2.1. Использовать данные бухгалтерского учета для контроля результатов и планирования коммерческой деятельности, проводить учет товаров (сырья, материалов, продукции, тары, других материальных ценностей) и участвовать в их инвентаризации

- использование бухгалтерской отчетности для контроля результатов и планирования коммерческой деятельности;

- анализ расчетов, их обоснование;

- участие в инвентаризации на предприятии;

- осуществление учета товаров

1. Тестирование.

2. Экспертная оценка выполнения практических заданий на занятиях и/или экзамене.

3. Экспертная оценка отчета по производственной  практике.

ПК 2.2. Оформлять, проверять правильность составления, обеспечивать хранение организационно-распорядительных, товаросопроводительных и иных необходимых документов с использованием автоматизированных систем

-  демонстрация умений соблюдения требований к оформлению и составлению необходимых документов;

- демонстрация умений пользования автоматизированных систем с применением их в профессиональной деятельности

1. Экспертная оценка выполнения практических заданий на занятиях и/или экзамене.

2. Экспертная оценка отчета по производственной  практике.

ПК 2.3. Применять в практических ситуациях экономические методы, рассчитывать микроэкономические показатели, анализировать их, а также рынки ресурсов

- демонстрация знаний и умений применять экономические методы в расчетах;

- расчет и анализ микроэкономических показателей;

- анализ рынков ресурсов

1. Экспертная оценка выполнения практических работ.

2. экспертная оценка отчета по производственной практике.

ПК 2.4. Определять основные экономические показатели работы организации, цены, заработную плату

- идентификация основных экономических показателей предприятия;

- демонстрация навыков расчета и анализа цены товара, заработной платы работников

1. Экспертная оценка выполнения практических работ.

2. Экспертная оценка отчета по производственной практике

ПК 2.5. Выявлять потребности, виды спроса и соответствующие им типы маркетинга для обеспечения целей организации, формировать спрос и стимулировать сбыт товаров

- проведение маркетинговых исследований по выявлению потребностей и определению видов спроса и типов маркетинга;

- участие в рекламной кампании предприятия с целью формирования спроса и стимулирования сбыта

1. Тестирование.

2. Экспертная оценка выполнения практических работ.

3. Экспертная оценка отчета по производственной практике.

ПК 2.6. Обосновывать целесообразность использования и применять маркетинговые коммуникации

- анализ маркетинговых коммуникаций и демонстрация навыков их использования

1. Экспертная оценка выполнения практических работ.

2. Экспертная оценка отчета по производственной практике.

ПК 2.7. Участвовать в проведении маркетинговых исследований рынка, разработке и реализации маркетинговых решений

- проведение маркетинговых исследований рынка;

- анализ результатов и разработка маркетинговых решений

1. Экспертная оценка отчета по производственной практике.

ПК 2.8. Реализовывать сбытовую политику организации в пределах своих должностных обязанностей, оценивать конкурентоспособность товаров и конкурентные преимущества организации

- проведение маркетинговых исследований на предмет конкурентоспособности фирмы, товаров;

- участие в сбытовой деятельности организации

1. Экспертная оценка выполнения практических работ.

2. Экспертная оценка отчета по производственной практике.

ПК 2.9. Применять методы и приемы анализа финансово-хозяйственной деятельности при осуществлении коммерческой деятельности, осуществлять денежные расчеты с покупателями, составлять финансовые документы и отчеты

- демонстрация навыков применения методов и приемов АФХД;

- демонстрация умений соблюдения требований к оформлению и составлению финансовых документов;

- осуществление денежных расчетов с покупателями

1. Экспертная оценка выполнения практических работ.

2. Экспертная оценка отчета по производственной практике.

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

демонстрация интереса к будущей профессии:

- создание портфолио студента

Анализ портфолио студента

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

- демонстрация способности выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач;

- оценка эффективности и качества выполнения задания руководителя

Экспертная оценка выполнения практических работ

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

- демонстрация способности выбора и применения методов и способов решения ситуационных задач

Наблюдение и оценка способности к принятию решений в образовательном процессе

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

- эффективный поиск  информации, необходимой для успешного прохождения производственной практики на предприятии;

- использование различных источников по теме модуля, включая электронные и СМИ

Анализ отчета студента по производственной практике

Анализ портфолио студента

ОК 5. Использовать информа-ционно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

- демонстрация способности использовать современные информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

Наблюдение и оценка способности в образовательном процессе, анализ отчета студента по производственной практике

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

- взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения и прохождения производственной практики;

- проявление взаимной поддержки, делового партнерства

Наблюдение и оценка способности работать в команде;

отчет по производственной практике

ОК 7. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

- формулирование целей и задач профессионального и личностного развития

Наблюдение и оценка способности к самообразованию  в образовательном процессе

ОК 10. Логически верно, аргументировано и ясно излагать устную и письменную речь

- демонстрация способности логически верно и аргументировано изъясняться;

- демонстрация умения  ясно излагать устную и письменную речь

Экспертная оценка выполнения практических работ, промежуточная и итоговая  государственная аттестация

ОК 12. Соблюдать действующее законодательство и обязательные требования нормативных документов, а также требований стандартов, технических условий

- демонстрация умения применять

законодательные акты, нормативные и методические материалы, а также требования стандартов, технических условий

Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, в процессе производственной практики;

экспертная оценка портфолио студента


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ОП.06 Экономика отрасли

Рабочая  программа по  ОП.06 Экономика отраслипредназначена для  подготовки рабочих  по професии "Элетросварщик"...

Рабочая программа по дисциплине "Основы экономики отрасли и правовое обеспечение профессиональной деятельности"

Рабочая программа учебной дисциплины разработана Программа  учебной  дисциплины  разработана  в  соответствии  с ФГОС по специальностям СПО....

Рабочая программа по предмету Основы экономики отрасли и предприятия

Рабочая программа для профессии 17531 Рабочий зеленого хозяйства...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ МЕНЕДЖМЕНТ ПО ОТРАСЛЯМ

Рабочая программа учебной дисциплины Менеджмент (по отраслям) для коммерческого иотделения...

Рабочая программа ОП.03 Менеджмент (по отраслям) для специальности 38.02.04 КОММЕРЦИЯ (по отраслям)

Рабочая программа по дисциплине Менеджмент (по отраслям) является частью ППССЗ в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.04 КОММЕРЦИЯ (по отраслям)...