Особенности педагогической коммуникации и передачи сообщения в условиях аудиторного обучения
учебно-методический материал

Особенности педагогической коммуникации и передачи сообщения в условиях аудиторного обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota.docx44.08 КБ

Предварительный просмотр:

Промежуточная аттестация

1.Слушатель: Лебедь Елена Владимировна

2.Тема лекции: «Особенности педагогической коммуникации и передачи сообщения в условиях аудиторного обучения».

3.Учебные и воспитательные цели лекции:

 3.1. Обучающая: овладение  научными знаниями в области педагогической коммуникации,  изучение особенностей аудиторной передачи сообщения, специфики передачи сообщения в речевом аспекте, методов управления аудиторией, развитие у студентов умений и навыков коммуникативной деятельности как особого вида профессиональной активности; целенаправленное освоение продуктивных форм деловой и межличностной коммуникации в системе обучения.

2. Развивающая: активизация мыслительной деятельности, овладение коммуникативными компетенциями по направлению профессиональной подготовки учителя, преподавателя.

3. Воспитательная: формирование  научного подхода в образовании и воспитании,   ценностных установок и профессиональных качеств.

4. Приемы, методы, технологии обучения

 Метод устного изложения, метод упражнений, метод закрепления устного материала, а также метод проверки и оценки знаний, умений и навыков. Использование материальных и идеальных средств обучения. 

         5.Основное содержание лекции

Таблица 1.

Содержание лекции

Время (мин.)

Приемы, методы, технологии обучения; виды деятельности

1

2

3

Вступительная часть

Актуальность и необходимость изучения педагогических коммуникаций определяется рядом причин. Ученые давно доказали, что успешность педагогической деятельности во многом зависит от коммуникативной культуры педагога, в частности от его коммуникативно-речевых умений. Анализ деятельности образовательных учреждений показывает, что коммуникация является особым видом профессионально-педагогической активности. Для педагога сегодня важно не только овладеть формами, средствами, приемами коммуникации, изучить наработанный опыт, но найти индивидуальный способ их применения, оптимального сочетания в каждой конкретной педагогической ситуации.

Каждому педагогу необходимо в смысловом отношении объединить личностную и информационную стороны коммуникации, лишь в единстве способные обеспечить ее педагогическое предназначение.

Сегодня проблема коммуникативной деятельности в образовании – это проблема качества:

- информации, которую предлагает педагог своим подопечным;

- учебных текстов, с которыми работают участники образовательного процесса;

- педагогического общения;

- результатов воспитания и обучения;

- эффективности педагогического взаимодействия на межличностном и межкультурном уровнях;

- владения современными средствами коммуникации;

- социального партнерства в сфере образования;

- профессионального имиджа работников образования и образовательной сферы в целом;

- профессиональной подготовки педагога;

-  взаимопонимания всех участников образовательного процесса.

Возможности современного общества открывают перед педагогом перспективу широкого использования в своей деятельности всего богатства коммуникативных средств и информационно-коммуникационных технологий. Вместе с тем наблюдения убеждают, что в реальной образовательной практике осознанно используется лишь малая толика того, что способно обеспечить взрослым и детям, педагогам и учащимся, воспитателям и воспитанникам обмен информацией, основанный на подлинном взаимопонимании.

до 15 мин.

Метод устного изложения

Основная часть

До 60 мин.

  1. Особенности аудиторной передачи сообщения.

Знание особенностей передачи сообщений помогает преподавателю правильно организовать процесс обучения. Опираясь на психологические свойства человека, коммуникативный процесс имеет свою специфику, учёт которой необходим для лучшего усвоения материала учащимися.

Остановимся на некоторых основных закономерностях коммуникативного процесса в системе "преподаватель - аудитория".

Известно, что в процессе преподавания большое значение имеет мастерство педагога. Чем лучше преподаватель владеет педагогическими приемами подачи информации, тем лучше и глубже учащиеся усваивают предлагаемый курс. Процесс передачи знаний связан с определенными трудностями, как подачи самого материала, так и его усвоения. Известно, что один и тот же курс может быть прочитан преподавателями, владеющими (или не владеющими) соответствующими приёмами и способами передачи знаний. В самом общем виде, ситуацию аудиторной передачи сообщения можно представить в следующем виде:

преподаватель ==> сообщение ==> аудитория

    <== обратная связь <==

Уточним некоторые особенности лекционного сообщения, по сравнению с передачей информации по каналам связи массового (технического) типа.

1. В лекционной ситуации речь преподавателя является разновидностью прямой коммуникации, когда между оратором и аудиторией нет пространственных или временных преград, следствием чего является синхронность восприятия речи.

2. В лекционной ситуации характерно наличие "обратной связи", т.е. возможность воспринимать реакцию аудитории непосредственно во время выступления и при необходимости корректировать его.

3. В лекционной ситуации возможно отчётливое проявление личных качеств оратора и их эмоциональное воздействие на аудиторию.

4. Речь преподавателя характеризуется комплексностью в использовании различных знаковых систем:
-лингвистической(язык);
-паралингвистической(интонация);
- кинетической (мимика, жесты).

5. И, наконец, в лекционной ситуации довольно точно известен адресат сообщения, когда преподаватель имеет определенное представление о составе и особенностях аудитории, к которой он обращается. В этом смысле лекционное сообщение занимает промежуточное положение между межличностной коммуникацией, имеющей самый точный адрес, и массовой коммуникацией с весьма неопределенным адресом.

Рассмотрим виды обратной связи. Она может быть:

1. Линейной - преподаватель получает сведения о реализации речи по слуховому каналу в виде реплик слушателей, шума в аудитории и т.д.

2. Нелинейной - преподаватель получает сведения о реализации речи по каналу невербальной коммуникации. Наблюдая за мимикой и жестами молчащей аудитории, опытный преподаватель безошибочно определяет характер её реакции. Улыбка, кивок головы в знак согласия, выражение интереса в глазах или, наоборот, пожимание плечами, отсутствующий взор и т.д. - всё это решающим образом влияет на поведение оратора и даёт ему возможность ориентации и коррекции.

3. Внутренней - преподаватель анализирует свою собственную роль и корректирует её, сравнивая с внутренним эталоном, в соответствии с собственным стандартом.

4. Внешней - преподаватель сопоставляет задание с поведением аудитории и её реакции на сообщение.

Психологические исследования показывают, что обратная связь, возможность наблюдать аудиторию, а также слышать звуки собственного голоса положительно влияют на весь ход речи. Благодаря обратной связи отношение "преподаватель - аудитория" превращается в процесс взаимостимуляции, сотрудничества, в особый вид коллективного творчества. Наоборот, перерывы в обратной связи вызывают неуверенность в речи и поведении преподавателя, снижают эффективность занятия. Таким образом, наличие обратной связи составляет важное преимущество в системе коммуникации "преподаватель - аудитория", дающее возможность опытному лектору успешно управлять аудиторией.

В процессе самого чтения лекции, точнее, в последовательности предъявления учебного материала, имеется несколько основных особенностей. Так, для лучшей организации внимания возможно использование следующих приёмов: вызывание интереса, связанного с личным мотивами слушателей, постановка практической проблемности лекций, обращение к опыту и знаниям слушателей, учёт специфики аудитории - её возраста, психических особенностей и т.д.

При чтении лекции обязательно следует учитывать так называемый "эффект начала", который заключается в том, что первые 8-15 минут лекции наиболее важны для организации внимания аудитории. Поэтому необходимо концентрировать мотивационно-проблемные ситуации именно в этот период. В середине лекции наступает утомление аудитории, что ведёт к затруднению восприятия материала. Поэтому следует правильно уловить начало утомления и попытаться каким-то образом снять эту усталость, отвлечь аудиторию, временно переключить её на другую деятельность ("освежить внимание").

Необходимо также учитывать, что в соответствии с "эффектом ряда" материал середины лекции запоминается хуже, чем начало и конец, поэтому его необходимо подкреплять более сильными средствами, как правило, или облегченным способом введения информации, или сильным личным или эмоциональным подкреплением, т.е. давать более яркий, но не столь перегруженный информацией материал, чем в начале и конце. Иногда, если позволяет ситуация, для уменьшения "эффекта ряда" следует просто сделать перерыв, разбив этим предъявляемый ряд информации на два меньших отрезка, что повысит усвоение. Повторение также улучшает запоминание.

Далее, имеется "эффект конца" - каким образом закончить лекцию? Здесь желательно не только закрепление только что прочитанного материала, но и актуализация направленности на будущие знания, или на будущий личный или эмоциональный интерес слушателя.

25

Методы устного изложения, упражнений, закрепления. Работа с видеоматериалами

  1. Общая схема лекционного сообщения.

Самая общая схема лекционного сообщения подразделяется на докоммуникативную фазу (подготовка к лекции) и коммуникативную фазу (речевые сообщения, непосредственная передача знания во время реализации развернутого лекционного замысла). Каждая из этих фаз включает определённое количество более мелких операций; докоммуникативная фаза включает пять таких фаз, коммуникативная фаза включает три основных и две дополнительные фазы: основные относятся непосредственно к лекционному сообщению, а дополнительные - к поведению оратора.

Изобразим эти фазы в виде такой схемы:

Докоммуникативная фаза (подготовка к лекции)

Коммуникативная фаза 
(речевое сообщение)

1. Выбор темы, определение цели

1. Управление аудиторией

2. Подбор, подготовка материалов

2. Уровень информативной насыщенности источника

3. Логическая организация лекции (композиция и план)

3. Общая картина поведения оратора

4. Выбор доказательств, системы аргументирования

4. Ответы на вопросы и искусство спора

5. Работа над языком и стилем

5. Техника произнесения речи, индивидуальная специфика оратора

Схема дана так, что каждому отрезку докоммуникативной фазы соответствует (насколько это возможно в реализации сообщения) определенный оперативный отрезок коммуникативной фазы. Во всяком случае, это соответствие дано в схеме для того, чтобы показать, на какую операцию докоммуникативной фазы опирается, в общих чертах, операция коммуникативной фазы. Разумеется, жёсткой фиксации здесь нет, и в действительности все они составляют единое динамическое целое, непрерывно переходя друг в друга. Однако предложенную схему ни в коем случае нельзя воспринимать как шаблон. В реальности процесс воплощения первоначального замысла в речь может выглядеть и иначе. Всё зависит от индивидуального подхода и опыта преподавателя.

Рассмотрим самые общие рекомендации для подготовки речевого сообщения.

  1. Цель лекции.
  2. Она может быть следующей:
    -побуждающая;
    -информативная;
    - развлекательная.

Каждая цель по-своему определяет направленность сообщения, но в системе "преподаватель - аудитория" чаще всего используется информативная речь. Однако, в некоторых случаях не следует избегать элементов агитации (побуждения) и даже элементов юмора и шутки (развлекательный тип), применяемых в малых дозах в середине лекции для снятия утомления, освежения внимания и уменьшения общей психической нагрузки аудитории.

2. Главная тема. Она наиболее информативно насыщена, должна иметь тщательно разработанный конкретный план.

3. Усиление воздействия. Может быть, ссылка на различные отзывы, на мнение авторитетов, выдающихся людей, крупных ученых.

Кроме того, может быть использовано обращение к ассоциациям: а) положительным, к тому, что вызывает приятные ощущения, эстетические переживания; б) отрицательным, например, отказ студента от использования лекционного материала можно ассоциировать с провалом на экзамене.

4. Заключение. Как уже говорилось, на этом этапе лекции должно быть дано обобщение основных идей, поставлена далеко идущая цель, и, по возможности, должна быть сформирована длительная сильная мотивация или положительная установка по отношению к материалу сообщения.

  1. Управление аудиторией.

Переходим теперь к специфике непосредственной передачи сообщения в речевом аспекте, т.е. к особенностям речевого построения сообщения.

Известно, что задача сосредоточения внимания слушателей решается, прежде всего, вступительной частью, однако, овладеть вниманием мало - необходимо удержать его на протяжении всей лекции. Устойчивость внимания в большинстве случае является результатом слияния произвольного и непроизвольного внимания аудитории. Одним из важнейших условий такого слияния является педагогическое мастерство преподавателя, а также соответствие содержания выступления интересам и установкам аудитории. Однако устойчивость внимания зависит от ряда следующих факторов:

1. Речь должна быть хорошо организована логически.

2. Речь, в которой содержится нечто новое, любопытное для аудитории, удерживает внимание слушателей сильнее, чем речь, где новизна отсутствует.

3. Лекция, в содержание которой включены конфликтные ситуации, а также в которой подача фактов или идей дана в противопоставлении, в значительной мере поддерживает внимание слушателей.

4. Конкретное в речи привлекает внимание сильнее, чем абстрактное. Поэтому с целью поддержания внимания желательно чередовать абстрактные рассуждения с конкретными фактами, примерами, иллюстрациями.

5. Аудитория, как правило, акцентирует свое внимание на тех моментах лекции, которые "подчеркивает" преподаватель. При этом, конечно, для повторения наиболее важных выводов или мыслей всякий раз следует искать новую, оригинальную форму, избегая однообразия.

6. Во время чтения лекции преподаватель должен постоянно поддерживать зрительный контакт с аудиторией в целях воздействия на неё и получения обратной информации от слушателей. Однако наличие зрительного контакта глаз отнюдь не означает, что преподаватель в данный момент видит всех и каждого. Но впечатление такого контакта с каждым слушателем создается в том случае, если лектор во время лекции будет переводить медленно взор от одной части аудитории к другой, от передних рядов к задним, не оставляя без внимания никого из слушателей. Однако не следует слишком долго задерживать взгляд на одном из слушателей, выбрав его в качестве определенного "барометра". Это может смутить слушателя или, наоборот, будучи польщен столь исключительным вниманием, он может реагировать слишком эмоционально на речь, невольно стараясь "угодить" преподавателю.

О сосредоточенности внимания аудитории свидетельствует тишина в зале, спокойные позы и внимательные взоры слушателей, устремленные на преподавателя. Однако если слушатели начинают отвлекаться, глаза их теряют выражение интереса, в аудитории поднимается легкий шум, то для восстановления утраченного внимания следует прибегнуть к определенным приемам. Перечислим некоторые из них.

1. Голосовые приемы. Для активизации внимания аудитории достаточно бывает усилить громкость речи или повысить тон голоса. Иногда можно использовать обратный прием: понижение громкости вплоть до шепота или понижение тона голоса. В некоторых случаях можно использовать изменение темпа речи, особенно её замедление.

2. Жест и движения. Эмоциональный или указующий жест помогает сосредоточить внимание аудитории. Причем движение лектора вперед, по направлению к слушателям, как правило, усиливает внимание, в то время как движение назад дает определенную разрядку.

3. Пауза. Рассчитанная и умело выдержанная пауза в середине лекции часто может оказать "гипнотизирующее" влияние на аудиторию, сосредоточивая её внимание на нужном месте речи. Нередко пауза действует даже сильнее, чем голосовые приемы.

4. Вопросы, которыми прерывается речь, всегда вносят определенную разрядку, обостряют внимание аудитории, заставляют её думать вместе с преподавателем.

5. Неожиданный перерыв мысли. Как правило, внимание аудитории восстанавливается, если преподаватель неожиданно прерывает начатую мысль и, некоторое время, поговорив о другом, вновь возвращается к тексту, недоговоренному ранее. Кстати, подобный прием можно использовать и для того, чтобы возвратиться к тому месту речи, которое было случайно пропущено преподавателем ("Да, чуть было не забыл…").

6. Наглядные средства. Иллюстрации, диаграммы, графики не только обладают информативной значимостью, но и помогают переключить или восстановить внимание аудитории, так как смена слухового восприятия на зрительное обязательно привлекает непроизвольное внимание.

Таким образом, мы рассмотрели самые общие закономерности передачи сообщений в аудиторной ситуации. Все они должны с необходимостью учитываться преподавателями в их профессиональной деятельности.

Заключительная часть

Наблюдения показывают, что в реальной образовательной практике осознанно используется лишь малая толика того, что способно обеспечить педагогам и учащимся, обмен информацией, основанный на подлинном взаимопонимании. Владение системными педагогическими знаниями по основам моделирования и управления коммуникативной деятельности, имеет практическую ценность, так как способствуют становлению педагога как творческого участника коммуникации и реализации концепций коммуникативных систем.

Переход к рыночным отношениям, вхождение в мировую экономическую систему, интенсивное развитие международных контактов потребовали от системы внимания к подготовке будущих специалистов к коммуникативной деятельности, культуре делового общения. Различным аспектам общения, коммуникативной деятельности, коммуникативной культуры, коммуникативно-речевых умений посвящено немало работ Л.А., Аухадеевой, Р.К. Бикмухаметова, Л.А. Воловича, В.Г. Казанской, Н.В. Крыловой, Ю.А. Миславского, и др.

Целевая психолого-педагогическая подготовка к коммуникативной деятельности в условиях аудиторного обучения позволяет психологически настроить и подготовить преподавателей к применению разработанного комплекса педагогических методов и средств по развитию коммуникативно-речевых умений, а студентам даёт возможность четко представить пути и способы развития у себя значимых коммуникативно-речевых умений, осознанно концентрировать усилия на развитии сильных сторон и преодолении слабых сторон коммуникативной деятельности.

Коммуникативная обстановка достигается специальными умениями, приемами, учетом социально-личностных факторов, коммуникативным поведением участников коммуникативного акта, включая и преподавателя. К специальным умениям относятся те, которые позволяют снять напряжение и создать ситуацию открытости.

          Что касается особенностей коммуникативного общения в условиях аудиторного обучениято вся аудитория (и преподаватель, и слушатели) включены в одну и ту же деятельность. Получаемая слушателями информация связана с их потребностями получения профессионального образования и уровнем подготовленности к ее восприятию. Взаимодействие сторон осуществляется в зависимости от целей, содержания образования, форм организации, методов и средств обучения, характера оценивания результатов учебной деятельности. Каждый участник воспринимает аудиторию как партнеров по совместной деятельности.

до 15 мин.

Методы устного изложения, упражнений, закрепления. Работа с видеоматериалами

6. Фонд оценочных средств

Тест.

1.Обмен информацией, в результате которого происходит процесс передачи информации интеллектуального и эмоционального содержания от отправителя к получателю?

а) коммуникация

б) общение

в) событие

г) встреча

2.Предметом коммуникации являются:

а) отношения между людьми

б) информация в разных её формах

в) люди и технические устройства

г) мобильная связь

3.В результате общения происходит:

а) передача и приём необходимого информационного сообщения

б) обмен ценностями

в) отношения между людьми

г) обмен материальными ценностями

4.Что относится к вербальной коммуникации?

а) речь

б) письмо

в) жесты

г) мимика

5. Речь преподавателя характеризуется использованием следующих знаковых систем:
а) лингвистической
б) знаковой

в) кинетической

г) декартовой

6. Виды обратной связи:

а) линейная

б) обратная

в) внешняя

г) положительная

7. Что представляет собой «эффект ряда»?

а) необходимо контролировать последние ряды в аудитории

б) материал середины лекции запоминается хуже

в) материал окончания лекции запоминается хуже

г) в каждом ряду аудитории находится одинаковое число слушателей

8. Докоммуникативная фаза лекционного сообщения это: 

а) речевые сообщения

б) непосредственная передача знания во время реализации развернутого лекционного замысла

в) подготовка к лекции

г) приветствие аудитории

9. Цель лекции может быть следующей:

а) побуждающая
б) информативная
в) увеселительная

г) нормативная

10.Перечислить правильные коммуникативные диады:

а) преподаватель – аудитория

б) отправитель-адресат

в) родитель-преподаватель

г) коммуникатор-рецепиент

11. Условия слияния произвольного и непроизвольного внимания аудитории:

а) мастерство преподавателя

б) соответствие содержания выступления интересам и установкам аудитории

в) возраст слушателей

г) численность аудитории

12. Жесты и движения преподавателя помогают:

а) восприятию материала

б) сосредоточить внимание аудитории

в) изложению материала

г) создать благоприятный психологический климат

13. Наглядные средства: иллюстрации, диаграммы, графики

 а) обладают информативной значимостью

б) отвлекают внимание

в) помогают переключить или восстановить внимание аудитории

г) не рекомендуется использовать в ходе лекции

14. Межсубъектность педагогической коммуникации обусловлена:

а) способностью к инициативному мышлению

б) совместным развитием педагогов друг с другом

в) совместным развитием слушателей друг с другом

г) возможностью взаимодействия сознаний, интеллектов, психик, чувств, воли её субъектов

15. Коммуникативное поле – это…

а) реальные границы распространения коммуникативного влияния , которое в данный момент способен обеспечить отправитель сообщения

б) пространственно-временные характеристики коммуникативного воздействия

в) информационно- коммуникационная среда

г) поле взаимодействия педагогов

7. Литература

7.1. основная литература

7.1.1.Введенская, Л. А., Павлова, Л. Г. Деловая риторика: учебное пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова. – Ростов на Дону: Феникс, 2010.- 488.

7.1.2.Колтунова, М. В. Язык и деловое общение: нормы риторики, этикет: учебное пособие / М. В. Колтунова. – М.: Экономика.  2000/-271 c.

7.1.3.Кузноцов, И. Н. Современная деловая риторика: учебное пособие / М.: Россбух, 2010. 320 c.

7.1.4.Кузнецов, И. Н.  Деловое общение: учебное пособие / М.: Дашков и К, 2013/- 528 c.

7.1.5.Сидоров, П. Н. Деловое общение: [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов /  П. Н. Сидоров.- М.: Инфра, 2013.-384 c.

7.1.1. Горянина В.А. Психология общения. - М.: Академия, 2002.

7.2. дополнительная литература :

7.2.1.Бороздина, Г. В. Психология делового общения: учебник / Г. В. Бороздина,- 2-е изд.- М.: Инфра. 2009. 295 с.

7.2.2.Поваляева, М. А. Психология и этика делового общения / М.А. Поваляева, Р-нД: Феникс. 2004.352 с.  

7.2.3.Сопер П.Л. Основы искусства речи. / П.Л. Сопер - М.: Феникс, 2006. -448с

7.2.4.Краевский В.В. Общие основы педагогики: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.

7.2.5.Повалява  М.А., Психология обучения и воспитания, -М.: Феникс, 2007

8. Темы рефератов

8.1. Сущность, модели педагогической коммуникации.

8.2. Свойства, функции, принципы и уровни коммуникативной деятельности педагога.

8.3. Коммуникативные действия педагога по формированию содержания сообщений в условиях аудиторного обучения.

   8.4. Специфика и основные формы организации коммуникации в пространстве Интернета. Этика коммуникативного поведения в сети. 

9. Вопросы к обсуждению на семинаре

9.1.Характеристика функций, свойств и принципов коммуникативной деятельности педагога.

9.2.Анализ основных моделей педагогической коммуникации.

9.3.Обратная связь: сущность и структура. Условия предоставления эффективной обратной связи.

9.4.Формирование профессионального поведения педагога в системе педагогической коммуникации.

9.5.Характеристика и особенности вербальных и невербальных средств коммуникативной деятельности педагога.

10. Таблица для самоанализа

Степень реализации критерия:

0 баллов – не реализован;

1 балл – слабо реализован;

1,5 баллов – реализован частично;

2 балла – полностью реализован.

Таблица 2.

Блок

Критерии оценки

Баллы

Итого

1. Цели занятия

Конкретность

2

8

Четкость и лаконичность формулировки

1,5

Реальность и целесообразность

1,5

Сложность и достигаемость

1,5

Профессиональная направленность

1,5

2. Подготовленность занятия

Планирование и наличие конспекта лекции

1,5

4,5

Материальная обеспеченность

1,5

Подготовленность студентов к занятиям

1,5

3.Оценка содержания

научность

Соответствие между современным состоянием науки и изучаемого предмета

1,5

5,5

Анализ методологии достижений, поисков данной науки и динамики развития в ближайшие годы. Актуальность темы и связь с жизнью и будущей профессией студента

1,5

Степень новизны проблемы и приведенной учебной информации. Изложение материала лекции отличен от изложения материала учебного пособия

1,5

Необходимость и достаточность использования

математического аппарата

1

доступность

Посильность и оптимальность объема изучаемого материала. Разъяснение новых терминов и понятий

2

5

Соблюдение правил направленности изложения: от простого к сложному, от известного к неизвестному, от близкого к удаленному

1,5

Соблюдения принципа взвешенности подбора фактов в лекции. Подбираемые факты актуальные и близкие к реальной жизни

1,5

систематичность

Во время лекции сопровождается основная идея излагаемого материала

1,5

7

Осуществление межпредметных и внутрипредметных связей

1,5

Материал обобщается, выделяются главные мысли и выводы

1,5

Стройность изложения материала по содержанию и внешней формы подачи, осуществляется рубрикация темы и вопроса

1,5

Используются систематизирующие и обобщающие таблицы. Подводится итог

1

ответственность

Освещение темы или проблемы носит законченный характер

1,5

8,5

Знание особенностей будущей профессии студентов

2

Использование приёмов для повышения мотивации к изучению темы. Создание проблемных ситуаций. Используются приёмы эвристической беседы. Используются приёмы поддержания внимания с помощью риторических вопросов, шуток,

экскурсов в историю и пр.

1,5

Повторение, установки на длительность запоминания, выделения опорных пунктов для запоминания. Установление ассоциаций

1,5

Степень соблюдения правил охраны труда и техники безопасности преподавателем и студентами в ходе занятия

2

4. Оценка эффективности и способов деятельности преподавателя и студентов

Рациональность и эффективность использования времени занятий

1,5

12,5

Оптимальность темпа, чередования и смены видов деятельности

2

Степень рациональности и эффективности использования методов и организационных форм работы по активизации студенческого интереса. Задействование различных видов памяти

2

Степень целесообразности и эффективности использования наглядности и ТСО

2

Уровень обратной связи со всеми студентами в ходе занятия

1,5

Эффективность контроля за работой студентов

2

Привитие студентам навыков самостоятельной работы

1,5

Всего балов

51


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Особенности формирования профессионально значимых качеств обучающихся в условиях модульного обучения".

Модульная система обладает определёнными преимуществами:  1) гибкостью с учётом индивидуальных способностей обучаемых и их особенностей;  2) ориентированностью на четкую конечную ц...

Особенности образовательной среды учреждения, как условие профессионального обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в ГАПОУ СО «СКИПО для инвалидов и лиц с ОВЗ»

Решение проблемы внутренней доступности образовательного пространства комплекса-интерната для лиц со специальными образовательными потребностями достигается специальной формой организации учебного про...

Особенности образовательной среды учреждения, как условие профессионального обучения инвалидов и лиц с ОВЗ

Решение проблемы внутренней доступности образовательного пространства комплекса-интерната для лиц со специальными образовательными потребностями достигается специальной формой организации учебно...

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСКНИКОВ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ КОЛЛЕДЖЕ.

Адаптация - универсальное явление в жизни человека и живых существ вообще, выражающееся в процессе приспособления к новым изменившимся условиям. В отличие от животных, у которых адаптация выражается в...

2.7. Особенности публичной коммуникации

Базовая краткая информация/рекомендации для СРС студентов 3 курса специальности Лечебное дело по теме учебной дисциплины Основы деловой культуры. Может  быть использована как для самоподготовки с...

Особенности педагогической коммуникации и передачи сообщения в условиях аудиторного обучения

Особенности педагогической коммуникации и передачи сообщения в условиях аудиторного обучения...