Рабочая программа учебной дисциплины Экономика
рабочая программа

Павлова Вера Геннадьевна

Рабочая программа учебной дисциплины Экономика на основе ФГОС третьего поколения по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_1k9_2019.doc280.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования и науки

Тамбовской области

МБОУ «Жердевская» СОШ

Утверждаю

Директор ТОГБПОУ «Жердевский колледж

сахарной промышленности»

_________________А.Н.Каширин

«____»________________2019 г.

Утверждаю

Директор МБОУ

 «Жердевская» СОШ  ______________Г.В.Голубева

«____»______________2019 г.

                                                                                   

Рабочая программа учебной дисциплины

Экономика

Жердевка

2019


Рабочая программа учебной дисциплины Экономика разработана на основе ФГОС третьего поколения по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям)

 

Организация – разработчик: МБОУ «Жердевская» СОШ;

                                                  ТОГБПОУ «Жердевский колледж сахарной

                                                  промышленности»

Разработчик:

Павлова В.Г., преподаватель ТОГБПОУ  «Жердевский колледж сахарной промышленности»

Рецензенты:

Голикова Н.М. преподаватель, ТОГБПОУ «Жердевский колледж сахарной промышленности»

Меняйлова Г.И. , Казначей региона  ООО РУСАГРО-Тамбов филиал «Жердевский»

Согласовано

Зам.директора

ТОГБПОУ «Жердевский

колледж сахарной  промышленности»  ___________________Л.В.Иноземцева

Согласовано

Зам.директора по учебно-воспитательной  

работе    МБОУ   «Жердевская»    СОШ ___________________Н.С.Лесникова

 

Содержание

стр.

  1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины

4

  1. Структура и содержание учебной дисциплины

5

  1. Условия реализации  учебной дисциплины

11

  1. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

12


1. Паспорт программы учебной дисциплины

Экономика

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины  разработана на основании примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.04 Коммерция (по отраслям)

1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: общеобразовательный цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

 приводить примеры факторов производства и факторных доходов, общественных благ, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;

описывать действие рыночного механизма, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета в России, экономический рост, глобализацию мировой экономки;

объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, проблемы международной торговли.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 108 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  72 часов;

самостоятельной работы обучающегося 36 часов.

2. Структура и содержание учебной дисциплины

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

108

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

72

в том числе:

     лабораторные  работы

-

     практические занятия

30

     контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

36

   реферат

доклад

16

20

Итоговая аттестация в форме экзамена

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Экономика

                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Тема1.

Потребности. Блага. Экономические ресурсы.

Содержание учебного материала

6

1

2

3

4

Экономические потребности общества.

Свободные и экономические блага.

Экономические ресурсы.

Ограниченность ресурсов. Границы производственных возможностей.

2

Лабораторные работы

-

Практическое занятие 1

1. Расчет альтернативной стоимости

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

Доклады на тему: «Альтернативные затраты»

2

Тема 2.

Факторы производства и факторные доходы

Содержание учебного материала

6

1

2

3

4

5

Факторы производства и факторные доходы.

Заработная плата.

Прибыль. Структура прибыли. Рентабельность.

Земельная рента.

Процент. Теории происхождения процента.

2

Лабораторные работы

-

Практическое занятие 2

1. Расчет факторных доходов

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

Рефераты на тему: «Основные теории происхождения процента»

2

Тема 3.

Типы экономических систем

Содержание учебного материала

4

1

2

3

4

Традиционная экономическая система.

Рыночная экономическая система.

Командная экономическая система.

Смешанная экономическая система.

2

Лабораторные работы

-

Практическое занятие

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

Рефераты на тему: «Модели смешанной экономики»

2

Тема 4.

Собственность. Конкуренция.

Содержание учебного материала

8

1

2

3

4

Собственность как экономическая категория.

Формы собственности: государственная, муниципальная, частная.

Конкуренция и ее виды.

Антимонопольная политика государства.

2

Лабораторные работы

-

Практическое занятие 3

1. Определения типа рыночных структур

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

Доклады по темам: «Совершенная конкуренция. Монополия. Олигополия. Монополистическая конкуренция.»

4

Тема 5.

Семейный бюджет

Содержание учебного материала

8

1

2

3

4

5

Семейный бюджет. Источники доходов семьи.

Основные статьи расходов.

Реальная и номинальная заработная плата.

Рациональный потребитель

Потребительское равновесие

3

Лабораторные работы

-

Практическое занятие 4

Расчет семейного бюджета.

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

Реферат на тему: Семейный бюджет.

2

Тема 6

Рыночный механизм. Рыночное равновесие.

Содержание учебного материала

8

1

2

3

4

5

Круговорот производства и обмена продукции в экономической системе.

Закон спроса. Эластичность спроса.

Закон предложения. Эластичность предложения.

Концепция равновесия рынка. Устойчивость равновесия.

Рыночные структуры.

3

Лабораторные работы

-

Практическое занятие 5,6

1. Анализ спроса и предложения

2. Определение рыночного равновесия.

4

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

Доклады на тему Эластичность спроса.

2

Тема 7

Предприятие. Предпринимательство

Содержание учебного материала

4

1

2

3

4

Предприятие. Основные признаки предприятия.

Предпринимательская деятельность, ее виды.

Структура целей организации, ее миссия.

Классификация предприятий

2

Лабораторные работы

-

Практическое занятие

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

Реферат на тему Предпринимательство – составная часть рыночной экономики.

2

Тема 8 Организационно-правовые формы предприятий

Содержание учебного материала

6

1

2

3

Хозяйствующие общества и товарищества.

Акционерные общества. Производственные кооперативы.

Объединения предприятий

3

Лабораторные работы

-

Практическое занятие

1.Решение ситуаций

2. Определение организационно-правовых форм предпринимательства

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

Тема самостоятельной работы Объединения предприятий

2

Тема 9 Имущество и капитал предприятия

Содержание учебного материала

10

1

2

3

4

5

Имущество предприятия

Основной капитал.

Оборотный капитал.

Выручка. Издержки.

Доход

2

Лабораторные работы

-

Практическое занятие

1. Расчет основного капитала

2. Расчет оборотного капитала

4

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

Презентации на тему Основной и оборотный капитал

2

Тема 10

Ценные бумаги. Фондовый рынок.

Содержание учебного материала

4

1

2

3

4

5

6

Ценные бумаги и их виды.

Акции.

Облигации.

Рынок ценных бумаг. Первичный и вторичный рынок.

Фондовая биржа и ее функции.

Аккумуляция капитала. Межотраслевые переливы капитала.

1

Лабораторные работы

-

Практическое занятие

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

Самостоятельное изучение темы: Биржи России.

2

Тема 11 Рынок труда.

Оплата труда

Содержание учебного материала

8

1

2

3

4

5

Фактор труд и его цена.

Рынок труда и его субъекты. Цена труда.

Номинальная и реальная заработная плата.

Организация оплаты труда.

Формы и поощрительные системы оплаты труда.

1

Лабораторные работы

-

Практическое занятие

1. Расчет заработной платы

4

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

Рефераты на тему: Формы и системы оплаты труда, их разновидность, преимущества и недостатки.

2

Тема 12.

Безработица. Политика государства в области занятости.

Содержание учебного материала

6

1

2

3

4

5

6

Безработица. Виды безработицы.

Управление занятостью.

Политика государства в области занятости населения.

Правовая основа деятельности профсоюзов.

Гарантии и защита прав профсоюзов.

Обязанности профсоюзов.

2

Лабораторные работы

-

Практическое занятие

1. Расчет уровня безработицы.

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

Доклады на тему: Безработица в современной России.

2

Тема 13

Понятие денег и их роль в экономике

Содержание учебного материала

6

1

2

3

4

5

6

Деньги, их сущность и функции.

Проблема ликвидности.

Закон денежного обращения.

Денежный запас.

Банки

Банковская система

2

Лабораторные работы

-

Практическое занятие

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

Доклады на тему: Роль денег в экономике.

 2

Тема 14

Инфляция.

Содержание учебного материала

6

1

2

3

4

Инфляция, ее типы.

Причины возникновения инфляции.

Инфляция спроса. Инфляция предложения.

Государственная система антиинфляционных мер.

1

Лабораторные работы

-

Практическое занятие

1. Определение инфляции и ее измерение

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

Доклады на тему: Социально-экономические последствия инфляции.

2

Тема 15

Роль государства в экономике. Налоги.

Содержание учебного материала

6

1

2

3

4

5

Государство как рыночный субъект. Экономические функции государства.

Правовое регулирование экономики.

Финансовое регулирование.

Система налогообложения.

Понятие налогов. Виды налогов.

2

Лабораторные работы

-

Практическое занятие

1. Расчет налогов

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

Доклады на тему: Принципы и цели государственного регулирования экономики.

2

Тема 16

ВВП. Экономический рост. Экономические циклы.

Содержание учебного материала

6

1

2

3

4

5

6

Понятие ВВП. Цели национального производства и состав ВВП.

Методы расчета ВВП.

Неравенство доходов и его измерение.

Номинальный и реальный ВВП.

Экономический цикл.

Факторы экономического роста.

3

Лабораторные работы

-

Практическое занятие

1.Расчет ВВП

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

Реферат на тему: ВВП как основной показатель эффективности национальной экономики.

2

Тема 17

Международная торговля.

Содержание учебного материала

6

1

2

3

4

Международная торговля и мировой рынок.

Международное разделение труда.

Международная торговая политика.

Причины ограничений в международной торговле.

2

Лабораторные работы

-

Практическое занятие

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

Рефераты на тему Государственная политика в области международной торговли

2

Всего:

108

3. Условия реализации учебной дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «экономических дисциплин»; компьютерного класса.

Оборудование учебного кабинета: доска, рабочее место студентов и преподавателя.

Технические средства обучения: микрокалькуляторы, интерактивная доска.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

  1. А.С.Булатов. Экономика. Учебник. – М.: Экономистъ, 2016.- 831с.
  2. О.Ю.Мамедов. Современная экономика. Учебное пособие. – Ростов на Дону: Феникс,2015– 410 с.

        3. Н.А.Сафронов. Экономика предприятия. М.: «Юрист», 2016

Дополнительные источники:

1. В.Я.Горфинкель, В.А.Швандар. Экономика предприятия. М.: ЮНИТИ-ДАНА,2016

2. В.Я.Горфинкель, В.А. Швандар. Предпринимательство. М.: ЮНИТИ_ДАНА,2016

3. А.Л.Куликов. Цены и ценообразование. Учебное пособие. М.: Изд-во  Проспект, 2015

4. Ю.А.Осипов. Основы предпринимательского дела. М. : Изд-во БЕК, 2017

5. А.С.Пелих. Экономика отрасли. Ростов –на –Дону : «Феникс», 2015

6. Т.А.Слепнева. Цены и ценообразование. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2015

7. Б.М.Смитиенко, В.К.Поспелова. Внешнеэкономическая деятельность. М.: 2015

4.Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся

умеет:

 приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;

описывать: действие рыночного механизма, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета в России, экономический рост, глобализацию мировой экономки;

объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, проблемы международной торговли.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся

знает:

функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста.

тестирование;

по результатам индивидуальных устных ответов и письменных работ

по результатам устных ответов

экспертная оценка выполнения практических занятий

по результатам тестов, устных ответов

проверка письменных работ;

устные опросы;

 тестирование;

 проверка заданий практических работ;

экзамен


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины "Экономика"

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по профессии начального профессионального образования (далее НПО)...

Рабочая программа учебной дисциплины "Экономика отрасли"

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Государственного образовательного стандарта (далее ГОС) среднего профессионального образования (далее СПО) по специальности 220301 «Авт...

Рабочая программа учебной дисциплины "Экономика организации"

Рабочая  программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО 080114 Экономика и бухгалтерский уч...

Рабочая программа учебной дисциплины "Экономика предприятия" для специальности "Конструирование,моделирование и технология швейных изделий"

Рабочая программа учебной дисциплины "Экономика предприятия" для специальности 262019  Конструирование, моделирование и технология швейных изделий...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины "Экономика организации" специальность 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА                 учебной  дисциплины  Экономика организации специальность38.02.01 ...

Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика организации» основной профессиональной образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих профессия 38.01.02 Продавец, контролер-кассир

Программа дисциплины «Экономика организации» предусматривает изучение комплекса экономических проблем, позволяет подробно ознакомиться с экономическими аспектами деятельности фирмы, органи...