Рабочая программа учебной дисциплины "Экономика"
рабочая программа по теме

Лариса Сергеевна Шипаева

 

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по профессии начального профессионального образования (далее НПО) Мастер по обработке цифровой информации

Организация разработчик:  АУ СПО «Сургутский политехнический колледж»

Разработчики: Шипаева Лариса Сергеевна, преподаватель экономики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автономное  учреждение

профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

«Сургутский политехнический колледж»

                   Структурное подразделение - 4

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий по УПР

_______________ Е.В.Рябошапко

«______»______________2016г.

Рабочая программа учебной дисциплины

ОУД(б).13 «Экономика»

для студентов очной формы обучения

Профессия: 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации

Наименование профиля: технический

Сургут 2016


Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по программе подготовки квалифицированных рабочих (служащих) 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации

Организация разработчик:        АУ СПО «Сургутский политехнический колледж»

Разработчик: Шипаева Лариса Сергеевна

        

Рекомендована профессионально-методическим объединением «Информатика и вычислительная техника», протокол №10 от «__» _______  2016 г.

Согласовано с методической службой  ____________ / И.В.Мирошниченко /


СОДЕРЖАНИЕ

1.        ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД(б).13 «Экономика»        4

2.        СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        5

3.        УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ        9

4.        КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ        10


  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                         ОУД(б).13 «Экономика»
  1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по программе подготовки квалифицированных рабочих (служащих) 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации

Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (повышении квалификации и переподготовке) при наличии профессионального образования в области экономических дисциплин.

  1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:

Общеобразовательный цикл ОУД(б).13

  1. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате изучения обязательной части цикла студент по общеобразовательным дисциплинам должен

уметь:

  • Воспринимать изменения в условиях производства, рыночной экономики и предпринимательства;
  • Находить и использовать необходимую экономическую информацию;

знать:

  • Основы экономики, подходы к анализу экономической ситуации в стране и за рубежом, денежно-кредитную и налоговую политику;
  • Механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях;
  • Законодательство по охране авторских прав.

  1. Количество часов на освоение программы дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося – 86 часа, в том числе:

Обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 57 часов;

Самостоятельной работы обучающегося -  29 часов.


  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                

  1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

86

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

57

В том числе:

Практические занятия

7

Самостоятельная работа учащегося (всего)

29

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета



  1. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы

Объем часов

Уровень освоения

Раздел 1. Основные понятия в экономике.

8

 

Роль и сущность экономики.

Содержание учебного материала.

Задачи предмета экономика. Значение предмета для овладения профессией. Эволюция развития экономической теории. Экономический рост, его источники и измерение. Цикличность экономики: кризисы, последствия. Главные вопросы экономики. Проблема ограниченности ресурсов. Товарные отношения. Товар: свойства, формы. Факторы современного производства. Экономические отношения в обществе.

2

 1

Факторы современного производства

2

1

Главные вопросы экономики.

2

 1

Самостоятельная работа № 1.

«Проблема ограниченности ресурсов»

2

Раздел 2. Факторы современного производства.

10

Ключевые элементы производства.

Содержание учебного материала.

Факторы производства: труд, земля, капитал, информация, предпринимательские способности. Доход, приносимый собственностью. Цель производственной деятельности. Основные этапы производственного процесса. Кривая производственных возможностей. Работа с графиками и таблицами. Решение задач.

2

2

Производственные возможности общества.

2

2

Практическая работа № 1 «Основные понятия в экономике. Факторы современного производства»

2

2

Самостоятельная работа № 2.

«Факторы производства. Ограниченность ресурсов». Подготовка сообщений.

4

2

Раздел 3. Экономические отношения в обществе.

16

Натуральное хозяйство. Товарное хозяйство.

Содержание учебного материала.

Натуральное и товарное хозяйство: основные черты.

Собственность, виды собственности.

Организационно-правовые формы предприятий: ИП, кооператив, АО, унитарное предприятие.  

Типы экономических систем: традиционная, командно-административная, рыночная, смешанная. Характерные черты экономических систем.

 Деньги и денежная система. Сущность денег.  Функции денег. Спрос и предложение денег. Особенности денежной системы России. Электронные средства платежа. Кредит и кредитная система. Формы кредита.

2

2

Собственность. Виды собственности.

2

2

Типы экономических систем и их особенности.

2

2

Типы экономических систем и их особенности.

2

2

Деньги. Виды денег. Функции денег.

2

2

Практическая работа № 2 «Типы экономических систем».

3

2

Самостоятельная работа № 3.

 «Роль денег в обществе. Эволюция возникновения денег». Подготовка сообщений.

3

Раздел 4. Рынок.

18

Рынок: сущность, виды

Содержание учебного материала.

Рынок: сущность, субъекты и объекты рынка. Классификация рынков. Виды рынков. Структура. Взаимодействие спроса, предложения и цены. Понятие и сущность конкуренции. Виды конкурентной борьбы. Модели рынка. Монополия: отрицательные и положительные черты рынка. Спрос: факторы, влияющие на величину спроса. Предложение: факторы, влияющие на величину предложения.

Законы спроса и предложения. Эластичность спроса и предложения. Закон Оукена

2

2

Понятие и сущность конкуренции. Модели рынка.

2

2

Монополия.

2

2

Спрос и предложение. Законы спроса и предложения.

2

2

Эластичность спроса и предложения.

2

2

Организационно-правовые формы предприятий

2

2

Практическая работа № 3 «Рынок. Спрос и предложение».

2

2

Самостоятельная работа № 4.

Работа с задачами и тестами по теме «Рынок». Схематичное выполнение структуры рынка.

2

2

Самостоятельная работа № 5.

Решение задач по теме «Спрос и предложение»

2

2

Раздел 5. Макроэкономика.

24

Показатели уровня экономического развития: ВНП, ВВП, ЧНП.

Содержание учебного материала. Показатели уровня экономического развития: ВНП, ВВП, ЧНП: определения, сущность, практическое применение расчетов. Методы расчета ВНП.

Негативные явления экономики: безработица, сущность, типы, причины возникновения, последствия. Государственное регулирования в области социальной защиты населения. Масштабы безработицы. Государственное регулирование рынка труда. Регулирование рынка труда в России.

Инфляция: сущность, причины, последствия. Виды инфляции. Инфляция как многофакторный процесс. Измерение и показатели инфляции  Взаимосвязь безработицы и инфляции. Антиинфляционная политика государства.

Объекты и направления государственного регулирования экономики.  Госрегулирование сбыта. Внешнеэкономическое регулирование. Формы государственного регулирования экономики. Антициклическое регулирование. Возможности и границы государственного регулирования экономики.

2

2

Экономический рост в обществе: решение задач

2

2

Безработица: сущность, причины. Виды безработицы.

2

2

Инфляция: сущность, причины, последствия. Виды инфляции.

2

2

Взаимосвязь безработицы и инфляции.

2

2

Неравенство доходов. Кривая Лоренца.

Доходы населения и социальная политика. Проблема дифференциации доходов. Кривая Лоренца. Социальная политика государства.

2

2

Самостоятельная работа № 5.

«Показатели уровня экономического развития: ВНП, ВВП, ЧНП».

4

2

Самостоятельная работа № 6.

Выполнение эссе «Безработица равна 100%, если безработный это Вы»

4

2

Самостоятельная работа № 6.

«Причины и последствия неравенства доходов населения».

4

2

Раздел 6. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика.

10

Государственный бюджет. Дефицит и профицит

Содержание учебного материала.

Государственный бюджет. Статьи госбюджета. Проблема внешнего долга. Виды и группы налогов. Основные налоги. Федеральные, региональные и местные налоги. Структура налогообложения. Налоговая ставка и ее виды. Проблемы сбора налогов. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика.

2

2

Налоги.

2

2

Дифференцированный зачет

2

2

Самостоятельная работа № 6.

Выполнить презентации на тему «Государственный бюджет», «Семейный бюджет», «Причины бюджетного дефицита».

4

2

 Всего

86


  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ                        
  1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета общественных дисциплин.

Оборудование учебного кабинета: комплект методической документации, классная доска, наглядные пособия.

Технические средства обучения: ПК, мультимедийный проектор, экран.

  1. Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Соколова, С.В. Основы экономики: учеб.пособие для нач.проф.образования / С.В.Соколова. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 128 с.
  2. Соколова, С.В. Основы экономики: рабочая тетрадь: учеб.пособие / С.В.Соколова. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 96 с.
  3. Борохов, В.Б. Основы рыночной экономики и предпринимательства. Учебно-методическое пособие в 2-х частях. – М.: ИРПО, 2010. – 58 с.

Дополнительные источники:

Интернет – ресурсы:

http://onlinetestpad.com/ru-ru/Go/Proizvodstvo-osnova-ekonomiki-Variant-1-2028/Default.aspx

http://oltest.ru/tests/studentam_mfua/ekonomika/ 

http://bankzadach.ru/ekonomika-predpriyatiya 

http://ru.wikipedia.org/wiki 

http://www.twirpx.com 


  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ  

Контроль и оценка результатов освоения предмета осуществляется преподавателем в процессе проведения практических работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, самостоятельных работ.

Форма проведения консультаций - индивидуальная. Консультации предназначены как для объяснения пройденного материала по учебной дисциплине, так и  заданий по внеаудиторной самостоятельной работе

Результаты обучения

 (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

Воспринимать изменения в условиях производства, рыночной экономики и предпринимательства;

Находить и использовать необходимую экономическую информацию;

Знания: 

Основы экономики, подходы к анализу экономической ситуации в стране и за рубежом, денежно-кредитную и налоговую политику;

Механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях;

Законодательство по охране авторских прав.

Практические работы № 1- 3

Экспертное наблюдение в ходе практических работ;

Отчеты по практическим работам;

Тестирование;

Решение задач;

Самостоятельная работа № 1-6.

Практические работы № 1-3

Экспертное наблюдение в ходе практической работы;

Тестирование;

Решение задач;

Работа над проектами;

Самостоятельная работа № 5-6.

Практические работы № 1-2

Тестирование;

Работа над проектами;

Самостоятельная работа

Тестирование;

Решение задач;

Работа над проектами;

Защита докладов.

Дифференцированный зачет.

Разработчик:

АУ СПО «СПК»                                преподаватель                         Л.С.Шипаева

Эксперт:

 АУ СПО «СПК»                                преподаватель                        ______________