Дистанционное обучение ДОУ Тема № 25
материал

Жевтуних Елена Васильевна

Электронный документооборот

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 18_elektronnyy_dokumentooborot.docx26.45 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКУМЕНТООБОРОТ

Электронный документооборот - это движение электронных документов на предприятии и деятельность по организации этого движения. При этом, как правило, подразумевается полный цикл автоматизации движения документа (от получения или порождения до отправки или перевода в архив) и существенное (вплоть до нуля) сокращение объема использования бумажных документов. При этом электронный и безбумажный документооборот — не одно и то же, так как и электронный документооборот может оперировать (зачастую так и происходит) в том числе образами (отсканированными оригиналами) бумажных документов. Не всегда очевидна разница двух понятий: «делопроизводство» и «документооборот».

Документооборот — деятельность по организации движения документов на предприятии с момента их создания или получения до завершения исполнения: отправки из организации и (или) направления в архив (ГОСТ Р 51141-98).

Таким образом, можно говорить о том, что документооборот входит в круг задач делопроизводства.

Как правило, СЭД включают в себя не только автоматизацию документооборота, но многие элементы автоматизации делопроизводство, поэтому в большинстве случаев мы можем говорить о системе электронного документооборота и делопроизводства (СЭДД).

Система электронного документооборота (СЭД). Организация документооборота на предприятии

Работа СЭД строится вокруг одного базового понятия — Документ.

Именно документ является «единицей информации» в СЭД.


Система документооборота обеспечивает 
фундаментальные операции с документами:

  • хранение
  • аудит
  • движение документов по исполнителям в организации
  • выполнение бизнес-процессов, к которым эти документы имеют отношение.

В организации, где внедрен ЭДО и используется система управления документооборотом, документ является и базовым инструментом управления. Здесь нет просто решений, поручений или приказов — есть документы, содержащие эти самые приказы, решения, поручения и т. д., то есть все управление в организации осуществляется через документы. Как следствие, многие задачи, которые выполняются сотрудниками, точно так же привязаны к документам.

  • Любой документ в системе документооборота снабжается «карточкой», подобной, например, библиотечной. Состав информации о документе (атрибутов документа, полей карточки) определяется типом и видом документа, их доступность для просмотра и редактирования — правами доступа к документу и его состоянием в рамках бизнес-процесса
  • Любой документ может иметь один или несколько прикрепленных файлов — это могут быть как проекты новых документов, так и отсканированные образы существующих
  • Любой документ может быть связан с другими документами, что обеспечивает целостность информационного поля организации
  • Любой документ может быть найден по его атрибутам или, при наличии такой функциональности, по вхождению текста в прикрепленные файлы (полнотекстовый поиск)

Таким образом организация документооборота на предприятии с применением СЭД дает все необходимое для своевременного принятия решений, реагирования на ситуации и упорядоченной стабильной работы:

  • категоризация документов по типам и видам
  • снабжение каждого типа или вида документа любыми необходимыми атрибутами
  • заданные бизнес-процессы обработки документов
  • механизмы управления задачами и контроля их выполнения
  • надежное хранилище документов с возможностями атрибутивного и полнотекстого поиска

Стоит отметить, что различные СЭД взаимодействуют между собой в рамках единой системы межведомственного электронного документооборота (МЭДО) и единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Участниками МЭДО являются Администрация Президента РФ, Аппарат Правительства РФ, Федеральные органы исполнительной власти, а также иные государственные органы. Основной принцип МЭДО — это интеграция участников и транспортной системы, обеспечивающей защищенный обмен электронными сообщениями.

Внедрение электронного документооборота. Зачем нужны разработка и внедрение СЭД

Если подходить к идее внедрения электронного документооборота (ЭДО) в организации с обычных позиций, то напрашиваются примерно такие вопросы:

  • Что мы получим от внедрения ЭДО?
  • Чем плоха работа с бумагой?
  • Каков экономический эффект внедрения ЭДО?
  • Как скоро окупится это капиталовложение?

Попытаемся ответить на эти вопросы. Сначала просто опишем, какие изменения принесет внедрение СЭД на предприятии:

  • процессы обработки документов могут частично измениться и стать более жесткими
  • количество бумажных документов сократится
  • выполнение задач станет более четким и управляемым
  • отчеты по работе с документами и исполнительской дисциплине можно будет получать оперативно в любое время
  • сотрудники, работающие с документами, должны будут обучиться выполнению всех действий в электронном виде.

Основная выгода от внедрения ЭДО — это повышение эффективности деятельности организации (здесь под эффективностью мы понимаем отношение достигаемого результата к затратам на его достижение — формула в данном контексте скорее умозрительная, нежели математическая). Исходя из этого понимания, повышать эффективность деятельности организации можно двумя способами: уменьшая затраты и/или увеличивая результат. Как правило, СЭД позволяет реализовать оба варианта. Образно говоря, внедрение ЭДО с использованием подходящей СЭД дает организации возможность меньше тратить и больше зарабатывать.


Рассмотрим сначала возможности
снижения затрат:

  • Сокращение затрат на бумажные документы
  • Сокращение непроизводительных затрат рабочего времени сотрудников
  • Ускорение информационных потоков

Теперь о результатах:

  • Повышение управляемости организации за счет упорядоченности и прозрачности документопотоков
  • Повышение скорости и качества принятия решений
  • Повышение уровня исполнительской дисциплины и эффективности работы сотрудников, рабочих групп, организации в целом

Организация электронного документооборота с различных точек зрения

Руководители:

  • оперативное получения информации, необходимой для принятия решения
  • оперативный контроль исполнительской дисциплины

Cекретари, референты и помощники:

  • быстрый поиск документов
  • высокая точность поиска документов
  • облегчение контроля исполнительской дисциплины
  • упрощение подготовки всевозможных событий, мероприятий
  • ускорение подготовки, согласования и утверждения итоговых документов

Финансово-бухгалтерские службы:

  • повышение скорости движения документов, например, из филиалов в головную организацию
  • снижение риска утери документов
  • экономия времени при подборке документов для проведения сверок расчетов или проверок надзорных органов

Юридическая служба:

  • снижение трудоемкости работы по подготовке документов
  • эффективный контроль сроков
  • быстрый поиск необходимых нормативных документов

Задачи, решаемые автоматизацией документооборота. Корпоративный документооборот

  • Регистрация входящей корреспонденции (первичных, повторных документов, ответов на запросы от юридических лиц, приказов, распоряжений, писем вышестоящих организаций, служебных (докладных) записок на имя руководителя от структурных подразделений)
  • Регистрация исходящей корреспонденции (ответов на входящие документы, запросов, уведомлений, исходящих служебных (докладных) записок от структурных подразделений на имя руководителя)
  • Работа с такими типами документов, как: приказы, распоряжения, договоры, внутренние нормативные документы, финансовые документы, служебные записки, заявления, протоколы и заявки, и т.д. управление которыми автоматизировано от момента инициации и создания проекта документа до момента исполнения, включая процесс согласования и утверждения
  • Актуальная информация о ходе работы с документом (статусы документа, история событий)
  • Контроль исполнительской дисциплины
  • Формирование, представление на экране и печать выходных форм в виде карточек, справок, отчетов, протоколов
  • Поиск документов по значениям соответствующих атрибутов
  • Набор функций для поддержки работы с организационно-распорядительными документами
  • Различные виды статистической отчетности
  • Прозрачный механизм заместителей
  • Работа с шаблонами документов
  • «Подписка» на документы
  • Разграничение прав доступа к документам
  • Возможность построения матрицы доступа к документам и функциям системы на основании оргштатной структуры организации
  • Надежное хранение документов в структурированном хранилище.

Вопросы для самоконтроля:

По итогам проведенного занятия ответьте на вопросы:

  1. Дайте определения понятиям «Делопроизводство» и «Документооборот»;
  1. Назовите основные виды документооборота;
  2. Основные требования для осуществления процесса внедрения электронного   документооборота?;
  3. Основные достоинства и недостатки применения ЭДО?;
  4. С какими проблемами может столкнуться руководство (сотрудники) при внедрении СЭДО;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционное обучение ДОУ Тема № 23

Теоретический материал...