Расчет производственной программы по эксплуатации подвижного состава
план-конспект занятия

Билык Анна Николаевна

Лекция

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx40.74 КБ

Предварительный просмотр:

 Исходным разделом техтрансфинплана является план перевозок, который разрабатывается службой эксплуатации предприятия. Он служит для определения планового уровня отдельных технико-эксплуатационных и финансовых показателей. План перевозок разрабатывается по видам перевозок и перевозимых грузов с учетом основных положений Устава автомобильного транспорта, который регламентирует права и обязанности предприятия автомобильного транспорта (ПАТ) и клиентов, пользующихся услугами предприятия.

В соответствии с договором на перевозку ПАТ обязано: своевременно обеспечивать перевозки грузов; подавать подвижной состав в исправном состоянии; гарантировать доставку груза и выдавать его уполномоченному; определять тип подвижного состава; экспедировать груз; требовать у грузоотправителя товарно-транспортную накладную; в случае взятых обязательств осуществлять погрузочно-разгрузочные операции; производить загрузку автомобиля до полного использования его грузоподъемности; наращивать борта при перевозке легковесных грузов; при сдаче груза проверять массу, его состояние в случаях:

а) неисправного кузова или исправного, но с поврежденными пломбами;

б) прибытия скоропортящегося груза с нарушением сроков его доставки;

в) прибытия груза, погруженного автотранспортным предприятием со склада грузовой станции;

г) выдачи груза со склада грузовой автостанции; доставлять груз по кратчайшему маршруту;

д) при обязательстве — хранить груз на своем складе.

Грузоотправитель (грузополучатель) обязан: предоставлять грузы в срок; выдавать товарно-транспортные документы или оприходовать груз (грузополучатель); до прибытия автомобиля подготовить груз и товарно-транспортные документы; при возможности упаковывать груз в тару; при массовых перевозках обеспечить его прием и выдачу ежедневно не менее чем в две смены, в том числе в выходные и праздничные дни; осуществлять погрузку, разгрузку, укрытие, увязку, развязку груза; максимально механизировать погрузочно-разгрузочные работы, ликвидировать простои; определять массу груза и очищать кузов (грузоотправитель).

ПАТ осуществляют перевозку грузов и пассажиров, оказывают услуги в соответствии с планом и договорами, на основе полного хозяйственного расчета, самофинансирования, сочетания централизованного руководства и самостоятельности предприятия.

В рыночных условиях хозяйствования правильные договорные взаимоотношения ПАТ с клиентурой должны строиться на основе взаимной ответственности за выполнение договорных обязательств и государственных заказов.

Исходным документом для составления плана перевозок грузов служат контрольные показатели, заявки клиентуры, в которых указываются реквизиты грузоотправителя, пункт отправления, наименование груза, род упаковки, количество и масса груза, пункт назначения, наименование и адрес получателя, тип подвижного состава, чьими средствами осуществляется погрузка и разгрузка, режимы работы клиентуры в местах погрузки и разгрузки.

Важным разделом плана перевозок является раздел централизованных перевозок, который разрабатывается по видам грузов и грузоотправителям. В этом случае с клиентурой составляется специальный договор на централизованные перевозки грузов, в котором строго регламентируются обязательства грузоотправителя, ПАТ и грузополучателя.

Централизованные грузовые перевозки — это такая организационная система, которая характеризуется следующими признаками:

♦ сочетание перевозки с транспортно-экспедиционным обслуживанием;

♦ выполнение перевозок по согласованным графикам;

♦ выполнение автотранспортным предприятием всего объема автоперевозок;

♦ заключение годового договора на перевозку грузов в основном по отправительскому принципу;

♦ распределение обязанностей по погрузке и разгрузке;

♦ осуществление всех расчетов за перевозку со стороной, заключающей договор.

План перевозок по видам грузов составляется раздельно для городских (районных) и междугородных перевозок. К междугородным перевозкам грузов относятся перевозки, которые осуществляются за пределы населенного пункта на расстояние более 50 км. В плане междугородных перевозок указываются наименование автомобильной дороги, реквизиты отправителя и получателя, вид груза, количество его в тоннах, расстояние перевозок. Специальным разделом в этом плане является планирование междугородных перевозок.



После определения объема перевозок грузов для каждого пункта составляется транспортный баланс, по которому определяют размеры ввоза и вывоза основных грузов в течение года с разбивкой по кварталам и уточнение сезонности перевозок.

На основании полученных данных по главным пунктам погрузки и разгрузки целесообразно разработать транспортные карточки-характеристики, включающие примерно следующие данные: общую характеристику объекта, размер годового объема перевозок с разбивкой по кварталам, расстояние до основных пунктов вывоза и завоза, дорожные условия на основных направлениях перевозок и состояние подъездных путей, режим работы объекта и возможность организации работы круглосуточно, характеристику условий погрузки и разгрузки, финансовые реквизиты.

Важным этапом разработки плана перевозок является распределение грузов по отдельным типам подвижного состава с учетом условия рациональной его эксплуатации. В этом случае используются опыт работы службы эксплуатации, а также данные анализа работы подвижного состава в отчетном периоде.

Производственная программа по эксплуатации автомобильного парка рассчитывается исходя из провозных его возможностей — объема перевозок и грузооборота, которые может осуществить ПАТ в планируемом году имеющимся парком. При этом следует учитывать пополнение и выбытие автомобилей и прицепов, а также следующие показатели: коэффициент выпуска на линию, средняя продолжительность пребывания автомобиля и прицепа в наряде, время на погрузочно-разгрузочные работы, техническая скорость, коэффициенты использования пробега и грузоподъемности, выработка в тоннах и тонно-километрах на среднесписочную тонну автомобиля и бортового прицепа.

Для расчета провозных возможностей необходимо предварительно определить среднесписочное количество автомобилей и бортовых прицепов.

Разработка производственной программы предполагает выявление провозных возможностей и внутренних резервов ПАТ, необходимых для выполнения плана перевозок грузов и пассажиров.

Под провозными возможностями автомобильного парка понимают объем перевозок и грузооборот, которые может обеспечить ПАТ в планируемом году при максимальном использовании материальных и трудовых ресурсов.

Объем перевозок грузов и грузооборот для «сдельных» автомобилей определяют умножением среднесписочного числа автомобилей на среднюю грузоподъемность и на производительность одной среднесписочной автомобиле-тонны соответственно в тоннах и тонно-километрах.

Для определения числа автомобилей на ПАТ рассчитывают число дней пребывания на предприятии поступающих и выбывающих автомобилей.

При реконструкции ПАТ после определения потребного количества (среднемесячного) подвижного состава производится его сопоставление с имеющимся парком с учетом поступления и выбытия в планируемом периоде.

Расчет количества подвижного состава (среднесписочного) по маркам на планируемый год производится по формуле:

АСР.СП = [(АП – АВ) · ДК + АДП + АДВ] / ДК ,

где АП — количество автомобилей (прицепов) на начало планируемого периода;

АВ — количество выбывающих автомобилей (прицепов) за период;

АДП — количество автомобиле-дней (прицепо-дней) пребывания в предприятии вновь поступающих автомобилей (прицепов);

АДВ — количество автомобиле-дней (прицепо-дней) пребывания в предприятии выбывающих автомобилей (прицепов).

Так как поступление и выбытие автомобилей планируется по кварталам года и точно установить дни поступления и выбытия их не представляется возможным, то принято условно считать, что автомобили поступают и выбывают в середине того квартала, на который запланировано их поступление или выбывание. В этом случае количество дней работы поступающих и выбывающих автомобилей определяется умножением количества поступающих или выбывающих автомобилей на число дней их эксплуатации в ПАТ. С этой целью определяется количество дней пребывания на предприятии автомобилей, поступающих в разные кварталы года.

С учетом количества календарных дней в кварталах года автомобили, поступающие в I квартале, будут находиться на предприятии:

ДП1КВ = 90/2 + 91 + 92 + 92 = 320 дней;

во II квартале:

ДП2КВ = 91/2 + 92 + 92 = 230 дней;

в III квартале:

ДП3КВ = 92/2 + 92 = 138 дней;

в IV квартале:

ДП4КВ = 92/2 = 46 дней.

Аналогично этому определяют количество дней пребывания в ПАТ выбывающих в разные кварталы года автомобилей. Это количество дней равно для автомобилей, выбывающих в I квартале, — 45, во II - 136, в III - 227 и в IV- 319дней.

Сопоставив потребное среднесписочное количество подвижного состава с имеющимся в ПАТ, с учетом поступления и выбывания необходимо:

· при излишке подвижного состава увеличить плановый объем перевозок;

· при недостатке подвижного состава разработать организационно-технические мероприятия, обеспечивающие увеличение провозных возможностей ПАТ, или отказаться от обслуживания части клиентуры.

В связи с тем, что ПАТ осуществляет перевозку различных видов грузов, требующих наличия соответствующего подвижного состава, среднесписочный парк автомобилей определяют по типам и моделям.

Общую грузоподъемность автомобилей определяют суммированием произведений среднесписочного числа автомобилей по моделям в планируемом периоде на номинальную грузоподъемность соответствующей модели автомобиля. В тех случаях, когда в технической характеристике завода-изготовителя указана разная грузоподъемность автомобиля (для дорог с твердым покрытием и грунтовых), для расчетов принимают грузоподъемность, установленную для дорог с твердым покрытием.

Среднюю грузоподъемность qСР рассчитывают путем деления общей грузоподъемности на среднесписочное число автомобилей данной марки.

Технико-эксплуатационные показатели устанавливают с учетом отчетных данных за предшествующий период, а также на основе изучения показателей работы передовых водителей и ремонтных рабочих ПАТ по увеличению выпуска автомобилей на линию (за счет снижения автомобиле-дней простоя автомобилей в ремонте и автомобиле-дней простоя исправных автомобилей), повышению скоростей движения и улучшению использования грузоподъемности автомобилей. Учитывают также внедрение наиболее совершенных методов технического обслуживания (ТО), текущего ремонта (ТР) подвижного состава, среднее расстояние перевозок, организацию работ по выдаче и приему грузов, организацию перевозочного процесса и другие факторы.

Коэффициент выпуска автомобилей на линию определяют как отношение автомобиле-дней работы подвижного состава АДР к автомобиле-дням нахождения в хозяйстве АДХ:

άВ = АДР / АДХ.

Автомобиле-дни нахождения подвижного состава в хозяйстве:

АДХСПДК.

Коэффициент технической готовности автомобилей:

άТ = АДТ / АДХ;

АДТ = АДХ - АДТО - АДТР,КР,

где АДТ — автомобиле-дни технически исправного подвижного состава;

АДТ0, АДТР, КР — автомобиле-дни пребывания соответственно в техническом обслуживании, текущем и капитальном ремонтах (КР).

Автомобиле-дни простоя включают автомобиле-дни в ТО, ТР и КР, в выходные и праздничные дни:

АДПР = АДТ0 + АДТР, КР + АДВ,

где АДВ — автомобиле-дни простоя в выходные и праздничные дни. Автомобиле-дни в работе представляют собой разницу между автомобиле-днями в хозяйстве и автомобиле-днями в простое:

АДР =АДХ - АДПР.

Коэффициент использования пробега ß определяется по маркам автомобилей и зависит от взаимного расположения ПАТ, грузоотправителей и грузополучателей, от организации перевозки грузов с учетом возможной маршрутизации, загрузки в обратном направлении и т.д. Значение ß планируют с учетом достигнутых ПАТ результатов и намечаемых мероприятий по снижению порожних пробегов автомобилей. Расчетная формула для ß выглядит следующим образом:

ß = LГР / LОБЩ,

где LГР — пробег с грузом данной марки подвижного состава, км;

LОБЩ - общий пробег всех автомобилей данной марки, км.

Общий пробег автомобилей складывается из производительного (с грузом) и непроизводительного пробегов. Непроизводительный пробег включает в себя пробег без груза и нулевой пробег от гаража до пункта первой загрузки и от последнего места разгрузки до гаража.

Коэффициент использования грузоподъемности γ показывает степень использования номинальной грузоподъемности автомобилей и планируется по маркам автомобилей исходя из номенклатуры перевозимого груза и его класса, величины партии груза.

Различают коэффициенты статического γСТ и динамического уДИН использования грузоподъемности. Коэффициент статического использования грузоподъемности представляет собой отношение планируемого объема перевозок грузов в тоннах QПЛ к количеству груза, которое можно было перевезти при полном использовании грузоподъемности автомобилей QB03M:

γСТ = QПЛ / QB03M.

В практике планирования и анализа работы ПАТ производственную программу и план эксплуатации подвижного состава рассчитывают через коэффициент динамического использования грузоподъемности.

Коэффициент «динамического использования грузоподъемности определяют как отношение планируемого грузооборота к возможному РВОЗМ:

γДИН = РПЛ / РB03M;

Возможный грузооборот, ткм:

РB03M = LВОЗМ qСР,

гдеqСР – средняя грузоподъемность данной марки подвижного состава, т.

Для автомобилей, работа которых планируется в автотонно-часах, рассчитывают не коэффициент использования грузоподъемности, а норму загрузки до полной вместимости.

Время пребывания автомобиля в наряде Тн устанавливают исходя из режима работы обслуживаемой клиентуры с учетом анализа уровня этого показателя за отчетный период и возможности увеличения сменности работы автомобилей. Время в наряде складывается из времени движения автомобиля, времени простоя под погрузкой-разгрузкой в течение дня и времени, необходимого для подъезда к первому месту загрузки и возврата с линии.

Исходя из времени в наряде определяют плановые автомоби-ле-часы в работе:

АЧРАБ=АДРТН.

Для планирования величины средней технической скорости vT необходимо проанализировать отчетные данные за текущий год и учесть мероприятия, намечаемые в плане технического развития и организации производства, позволяющие повысить этот показатель. Расчетная формула для VT (км/ч) имеет следующий вид:

VТ = LОБЩ / АЧДВ,

где АЧДВ — автомобиле-часы движения,ч.

Среднюю техническую скорость определяют по каждой марке подвижного состава.

Для автомобилей, работа которых планируется в автотонно-часах, устанавливают расчетную норму пробега (в час для каждого маршрута).

Нормы времени простоя под погрузкой-разгрузкой предусмотрены Едиными нормами выработки и оплаты труда водителей автомобилей. При планировании этого показателя необходимо учитывать фактические простои под погрузкой-разгрузкой в текущем году и возможности их сокращения. Автомобиле-часы простоя под погрузкой-разгрузкой определяют как разность между автомобиле-часами в работе и автомобиле-часами в движении:

АЧПР = АЧР – АЧДВ.

Время простоя под погрузкой-разгрузкой на одну ездку (ч) рассчитывают как общее время простоя, деленное на число ездок с грузом nЕГ:

tПР = АЧПР / nЕГ.

В то же время простой под погрузкой и разгрузкой за одну ездку tП-Р, ч, зависит от способа производства погрузочно-разгрузочных работ, вида груза и определяется нормой времени погрузки и выгрузки 1 т, НТ, мин, грузоподъемностью автомобиля (автоцистерны) q и значением коэффициента использования грузоподъемности γ.

tП-Р = НТ / 60 q γ.

Общее время простоя учитывает не только продолжительность погрузки-разгрузки, но и время на сопутствующие и вспомогательные работы. При определении этого показателя необходимо учитывать фактические данные и возможности сокращения простоев.

Общее время простоя вычисляют путем умножения норм времени на погрузку-разгрузку 1 т груза на плановый объем перевозок.

Число ездок с грузом:

nЕГ = QПЛ / (qСР γ),

где γ — плановый коэффициент использования грузоподъемности.

Время одной ездки tE, ч, складывается из времени движения с грузом и без груза tДВ и времени простоя в пунктах погрузки и разгрузки tП-Р:

tE = tДВ + tП-Р = IЕГ / (ß · VТ) + tП-Р.

Тогда среднесуточное число ездок с грузом nЕГ может быть определено по формуле:

nЕГ = ТН / tE = ТН· ß · VТ / (IЕГ + tП-Р· ß · VТ).

Среднее расстояние перевозки 1 т груза (км) определяют делением планируемого грузооборота РПЛ на планируемый объем перевозок QПЛ:

IЕГ = РПЛ / QПЛ.

Средняя длина ездки с грузом, км:

IЕГ = LГР / nЕГ.

Установив все перечисленные технико-эксплуатационные показатели по каждой марке автомобилей, определяют среднесуточный пробег, км:

LСС = nЕГ IЕГ / ß = ТН VТ IЕГ / (IЕГ + tП-Р · ß VТ).

Общий пробег, км:

LОБЩ = АДРАБ LСС.

Пробег с грузом, км:

LГР = LОБЩ · ß.

Суточная производительность автомобиля QT. СУТ, т:

QT. СУТ = nЕГ q γ.

Годовая производительность QT. ГОД, т:

QT. ГОД = QT. СУТ ДК ·άВ.

Производительность автомобиля за рабочий день WTKM, ткм:

WTKM = q γ ß LСС.

Производительность автомобиля за рабочий день WT, т:

WT = WTKM / tСР.

Часовая производительность WЧи себестоимость 1 ткм СТКМ, ткм/ч:

WЧ = (qН YСТ ·VТ ß IГР) / (IГР + tП-Р + VТ ß)

СТКМ = (1 / qН YСТ) (СПЕР/ß + СПОС/ VТ ß + СПОС tП-Р/ IГР)

или

СТКМ = САД/ WTKM

Выработка на одну среднесписочную автомобиле-тонну: в тонно-километрах:

WTKM = ДК άВ ß γ IГРТН VТ / (IГР+ VТ ß tП-Р).

в тоннах:

WT = ДК άВ ß γС ТН VТ / (IГР+ VТ ß tП-Р).

Объем перевозок (т) м грузооборот (ткм) по отдельным маркам «сдельных» автомобилей:

Q = q АСП WT;

Р = q АСП WTКМ.

Объем перевозок и грузооборот в целом по ПАТ определяют как сумму объемов перевозок и грузооборотов по всем маркам подвижного состава.

Расчеты объема перевозок и грузооборота по прицепам выполняют в том же порядке. При этом количество прицепо-дней работы устанавливают на основании анализа отчетных данных по периодам года с учетом улучшения использования бортовых прицепов.

По грузовым автомобилям, работа которых учитывается в часах, ПАТ, располагая перечнем подлежащих обследованию грузоотправителей, все расчеты по этим показателям производят в соответствии с порядком, указанным выше.

Условно объем перевозок почасовых автомобилей за год, т:

Q = АЧРАБ · к,

где АЧРАБ — плановые автомобиле-часы работы почасовых автомобилей;

к — коэффициент пересчета автомобиле-часов в тонны, определяется на основании действующих инструкций Госкомстата (к = 0,5).

Условно грузооборот почасовых автомобилей, ткм:

Р = Q · I,

где I — среднее расстояние перевозки 1 т груза по почасовым автомобилям, км.

Объем перевозок автомобилей, работа которых учитывается в автотонно-часах, рассчитывают в тоннах в соответствии с договорами, заключенными по данному виду перевозок.

Объем перевозок грузов в платных автотонно-часах определяют путем умножения суммарного нормативного времени движения автомобиля (автопоезда) с грузом и нормативного времени простоя его под погрузкой-разгрузкой за одну ездку на число ездок и номинальную грузоподъемность автомобиля:

АТЧ = (I / VP + tП-Р) · nЕГ · q,

где VР — расчетная норма пробега, км/ч.

Число ездок рассчитывают путем деления объема перевозок в тоннах, установленного в договоре, на количество груза, доставляемого автомобилем (автопоездом) за одну ездку, с учетом класса груза. Нормативное время движения автомобиля с грузом на одну ездку определяют путем деления длины ездки с грузом на расчетную норму пробега автомобиля (автопоезда). Расчетную норму пробега автомобиля и нормативное время устанавливают по Единым нормам времени на перевозку грузов автомобильным транспортом.

Выполненный объем перевозок грузов в платных автотонно-часах определяют как сумму автотонно-часов за время движения с грузом по нормам и за время фактического простоя его в пунктах погрузки-разгрузки за вычетом в половинном размере времени задержки автомобиля в этих пунктах по вине грузоотправителей и грузополучателей сверх установленных норм.

В тех случаях, когда ПАТ выделяет подвижной состав большей грузоподъемности, чем определено договором (заявкой), выполненные автотонно-часы учитывают по грузоподъемности автомобиля, определенной договором. При предоставлении автомобиля меньшей грузоподъемности, чем определено договором, выполненные платные автотонно-часы учитывают по фактической грузоподъемности автомобиля.

Полученные данные по грузообороту и объему перевозок в целом по ПАТ сравнивают с утвержденными показателями на планируемый год. В случае отклонений от утвержденных объемов ПАТ изыскивают дополнительные возможности для улучшения отдельных технико-эксплуатационных показателей.

По окончании расчетов по данному разделу трансфинплана должно соблюдаться равенство:

QУТВ = QРАСЧ.

Контрольные вопросы

1. Какие показатели используются для выбора оптимального типа подвижного состава для данных условий перевозок?

2. Что включает в себя понятие производственной мощности предприятия?

3. План перевозок, его основные разделы и показатели.

4. Цель разработки и содержание производственной программы по эксплуатации подвижного состава.

5. Методы расчета основных показателей производственной программы по эксплуатации подвижного состава.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01.ЭКСПЛУАТАЦИЯ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА (тепловозы дизель- поезда )

Рабочая программа профессионального модуля ПМ.01.Эксплуатация и техническое обслуживание подвижного осстава( тепловозы и  дизель-поезда) состоит из : 1) МДК.01.02.Эксплуатация подвижного состава(...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01.ЭКСПЛУАТАЦИЯ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА (тепловозы дизель- поезда )

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01.ЭКСПЛУАТАЦИЯ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА (тепловозы  дизель- поезда ) состоит из: 1) МДК.01.01. Конструкция, техническое обслужи...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК по специальности среднего профессионального образования 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог, 2016 г

Рабочая программа учебной дисциплины «Иностранный язык», разработана на основе примерной программы «Английский язык для профессиональных образовательных организаций», одобрена Научно-методическим сове...

Методы фронтальной и индивидуальной проверки знаний обучающихся на занятиях по МДК.01.02. Эксплуатация подвижного состава (тепловозы и дизель-поезда) и обеспечение безопасности движения поездов

Методы фронтальной и индивидуальной проверки знаний обучающихся  на занятиях по МДК.01.02. Эксплуатация подвижного состава (тепловозы и дизель-поезда) и обеспечение безопасности движения пое...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности » для специальности 23.02.06 «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог»

Рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» является частью программы подготовки специалистов среднего звена (основной профессиональной образовательной программы)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ ЛОКОМОТИВНОЙ ТЯГИ для студентов, обучающихся по целевым направлениям филиалов ОАО «РЖД», по специальности: 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог (тепловозы и дизель –поезда)

Рабочая программа  учебной дисциплины  «Основы локомотивной тяги» разработана на основе дополнительной профессиональной  образовательной программы ( очной  и заочной фо...

в помощь студентам по специальности СПО 23.02.06 «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог» на базе основного общего образования с получением среднего общего образования срок обучения 3 года 10 мес.

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПрограмма общеобразовательной учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначена для изучения ОБЖ в  СПб ГБ ПОУ «Электромеханический...