МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для студентов по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по ОП.04 «Документационное обеспечение управления» по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)»
учебно-методическое пособие

Кругляк Людмила Владимировна

Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы разработаны для студентов бюджетного учреждения профессионального образования «Когалымский политехнический колледж» в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов по специальности среднего профессионального образования 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)

Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы адресованы студентам очной формы обучения.                

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Описание: Описание: Описание: \\192.168.0.55\обменник\Свищук\лого колледж.jpg

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХАНТЫ -МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«КОГАЛЫМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

для студентов по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы

по ОП.04 «Документационное обеспечение управления»

по специальности

38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)»

Когалым, 2017 г


Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы разработаны для студентов бюджетного учреждения профессионального образования «Когалымский политехнический колледж» в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов по специальности среднего профессионального образования 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)

Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы адресованы студентам очной формы обучения.                

Организация-разработчик: бюджетного учреждения профессионального образования «Когалымский политехнический колледж»

Разработчики:

Кругляк Людмила Владимировна, преподаватель бюджетного учреждения профессионального образования «Когалымский политехнический колледж»

Рассмотрены и одобрены на заседании МО ______________________________________________________________________________

Протокол № __ от «___» ____________ 2017 г.

Руководитель МО  _________________________________


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

4

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

5

2

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ, ВИДЫ И ТЕМАТИКА ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ОГСЭ.06 ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ

9

3

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

10

4

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

26

5

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ  ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

27


ВВЕДЕНИЕ

Уважаемый студент!

Данные методические указания разработаны в помощь для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы по ОП.04 «Документационное обеспечение управления» по программе подготовки специалистов среднего звена.

Методические указания помогут правильно организовать внеаудиторную самостоятельную работу и рационально использовать свое время при овладении содержанием учебной дисциплины.

К современному специалисту общество предъявляет достаточно широкий перечень требований, среди которых немаловажное значение имеет наличие у выпускников определенных способностей и умения самостоятельно добывать знания из различных источников, систематизировать полученную информацию, давать оценку конкретной ситуации и деятельности в целом.

Формирование такого умения происходит в течение всего периода Вашего обучения в колледже через работу на теоретических и практических занятиях, выполнение контрольных заданий и тестов, решение задач, написание курсовых и выпускных квалификационных работ.

Федеральный государственный образовательный стандарт по специальности среднего профессионального образования 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям) предусматривает около 50% часов из общего количества часов учебной дисциплины на самостоятельную работу студентов. Поэтому система обучения в колледже подразумевает значительную самостоятельность студентов в планировании и организации своей деятельности с целью овладения теоретическими знаниями и закрепления их на практике. 

Внеаудиторная самостоятельная работа является обязательной для каждого студента и определяется учебным планом. Наличие положительной оценки по внеаудиторной самостоятельной работе необходимо для получения зачета по учебной дисциплине. Поэтому своевременно выполняйте и предоставляйте на проверку преподавателю выполненные задания.

Если в процессе выполнения заданий для внеаудиторной самостоятельной работы возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, то можно обратиться за помощью и консультацией к преподавателю для получения разъяснений или указаний в дни проведения консультаций.

Знания, приобретённые в ходе самостоятельной работы, значительно прочнее тех, которые вы получаете во время аудиторного занятия. Самостоятельно можно ликвидировать пробелы в знаниях, расширять временные границы для усвоения знания, творчески подходить к решению практических задач.

Желаем Вам успехов!


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ОП.04 «Документационное обеспечение управления» входит в профессиональный цикл обучения программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям).

В результате освоения ОГСЭ.06 «Проектирование профессиональной карьеры» обучающийся должен уметь:

  • анализировать изменения, происходящие на рынке труда, и учитывать их в своей профессиональной деятельности;
  • строить план карьеры с учетом факторов личной и профессиональной самореализации;
  • составлять резюме и эффективно использовать полученные знания при поиске работы.

знать:

  • ситуацию на рынке труда;
  • содержание понятия «карьера» типологии карьеры, стратегии карьерного роста;
  • основы проектирования карьерного и профессионального роста, личностного развития;
  • основные этапы трудоустройства;
  • принципы составления резюме.

Формируемые общие компетенции:

В соответствии с учебным планом на изучение ОП.04 «Документационное обеспечение управления» отводится 66 часов, в том числе 22 часа – на внеаудиторную самостоятельную работу.

Внеаудиторная самостоятельная работа – планируемая учебная, учебно-исследовательская работа по освоению содержания программы, выполняемая по заданию, при методическом руководстве и контроле педагога, но без его непосредственного участия или при частичном непосредственном участии педагога.

Целью внеаудиторной самостоятельной работы студента является овладение знаниями, умениями, общими и профессиональными компетенциями по специальности.

Задачами внеаудиторной самостоятельной работы по ОП.04 «Документационное обеспечение управления»  являются:

- углубление и систематизация знаний;

- постановка и решение познавательных задач;

- развитие аналитико-синтетических способностей умственной деятельности, умений работы с различной по объёму и виду информацией, учебной и научной литературой;

- практическое применение знаний, умений;

- развитие навыков организации самостоятельного учебного труда и контроля над его эффективностью.

Внеаудиторная самостоятельная работа по ОП.04 «Документационное обеспечение управления» включает следующие виды самостоятельной деятельности:

- составление сводной (обобщающей) таблицы по теме;

- подготовка информационного сообщения;

- написание эссе;

- анализ, систематизация и трансформация информации

Перед выполнением студентом внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки.

При выполнении заданий для внеаудиторной самостоятельной работы можно использовать различные информационные и материально-технические ресурсы колледжа, к которым относятся:

- библиотека с читальным залом;

- учебно-методическая база учебных кабинетов, лабораторий;

- компьютерные кабинеты с возможностью работы в Интернет.

Преподаватель осуществляет систематический контроль выполнения внеаудиторной самостоятельной работы, проводит анализ деятельности обучающегося и результатов самостоятельной работы.

В качестве форм контроля внеаудиторной самостоятельной работы по ОП.04 «Документационное обеспечение управления» используются:

- устный опрос;

- защита реферата;

- защита сообщения;

- устная защита.

Критериями оценок результатов внеаудиторной самостоятельной работы по ОП.04 «Документационное обеспечение управления» являются:

  • проработка материала в соответствии с заданным объемом;
  • степень исполнительности (проработанность всех аспектов задания, оформление материала в соответствии с требованиями, соблюдение установленных сроков представления работы на проверку и т.п.)
  • степень самостоятельности, творческой активности, инициативности студентов, наличие элементов новизны в процессе выполнения заданий;
  • качество освоения учебного материала (умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач, обоснованность и четкость изложения изученного материала и т.д.);
  • достаточная компетентность автора (студента) в раскрываемых вопросах

Оценка 5 «Отлично» ставится, если полностью выполнены все виды заданий, максимально активизировалась самостоятельная работа, студент не допустил ни одной фактической, методической ошибки, обнаружил высокую педагогическую речевую культуру.

Оценка 4 «Хорошо» ставится, если полностью выполнены все виды заданий, но студент все же допустил незначительные фактические и методические ошибки, не всегда грамотно выражались мысли.

Оценка 3 «Удовлетворительно» ставится, если не полностью выполнены все виды заданий, студентом допущены фактические и методические ошибки, но студент, в основном, усвоил материал и у него сформировались необходимые знания, умения и навыки.

Оценка 2 «Неудовлетворительно» ставится, если студент допускал грубые фактические и методические ошибки, не мог систематизировать свой ответ, не показал своей эрудиции.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Оцениваемые навыки

Метод

оценки

Критерии оценки

отлично

хорошо

удовлетворительно

1

Отношение к

работе

Фиксирование

срока сдачи

работы

Работа сдана в

установленные сроки

Работа сдана

позже установленного срока на 1-2 недели

Работа сдана

позже установленного срока на 3-4

недели

2

Самостоятель-

ность при вы-

полнении ра-

боты

Проверка работы

Самостоятельное

выполнение ра-

боты, проявле-

ние творчества,

демонстрация

аналитических

способностей

Работа выполнялась под руководством

преподавателя,

на репродуктивном уровне, в процессе выполнения были

замечания

Работа выполнена

на репродуктивном уровне,

замечания

преподавателя

не устранены

3

Защита рабо-

ты

Собеседование

(защита) при

сдаче работы

Проявляет высокий уровень ус-

воения материала, свободно

владеет техниче-

скими термина-

ми

Допускает незначительные ошибки в изложении мате-

риала и технических терминах

Допускает значительные ошибки  в изложении материала, речь технически неграмотна

Критерии оценки практических и тестовых заданий

80 %  правильных ответов -  «отлично»

70 %  правильных ответов - «хорошо»

50 %  правильных ответов – «удовлетворительно»

менее 50  % правильных ответов – «неудовлетворительно».                                       

Критерии оценки решения педагогических ситуаций

При оценке результатов учитывается конструктивность и обоснованность предложенного Вами способа разрешения сложившейся ситуации, профессиональные умения:

  • оперативно сориентироваться в ситуации и причинах ее возникновения;
  • выбрать обоснованный ориентир для выстраивания собственного поведения,
  • поставить и реализовать педагогические цели и задачи в различных, даже неожиданных ситуациях;
  • учитывать особенности воспитанников;
  • выработать и реализовать способ педагогического воздействия для разрешения сложившейся ситуации;
  • предвидеть результаты воздействия.

2 (неудовлетворительно) – вариант ответа отсутствует или предложенный вариант является антипедагогическим. Предлагается такой вариант решения, при котором проявляющиеся трудности и проблемы детей (нарушение дисциплины, противодействие, конфликтность и т.д.) усилятся. Предложенный вариант может свидетельствовать о попустительстве и равнодушии к происходящему. В ответе может проявиться негативное отношение к другим участникам образовательного процесса, неудовлетворенность собственным социальным положением и др.  

3 (удовлетворительно)  – приведен вариант разрешения ситуации нейтрального типа, это возможный, но не конструктивный  вариант реагирования. Ситуация не станет хуже, но и не улучшится. Воспитательный и обучающий эффект будут минимальными. Ответ не имеет обоснования или приведенное обоснование является не существенным. Решение направлено на то, чтобы «здесь и теперь» ситуация выглядела безпроблемной, а его негативное влияние на поведение и личностные характеристики обучающегося в будущем практически не учитывается.

4 (хорошо)  –  предложенный вариант реагирования направлен на достижение положительного воспитательного и (или) обучающего эффекта. В предлагаемом решении демонстрируется понимающее отношение к детям, учитываются условия проблемной ситуации. Однако предложенное описание не содержит достаточного обоснования, направленность педагога на положительный эффект не подкреплена знаниями об особенностях возраста детей, ведущих потребностях и мотивах, возможных причинах проблемного поведения, последствиях выбранного способа воздействия и др.

5 (отлично) – дан конструктивный вариант реагирования и приведено его качественное  обоснование. Предложенный вариант будет способствовать достижению определенных (указанных педагогом) педагогических целей, формированию позитивных новообразований в форме знаний, умений или качеств личности обучающегося. Обоснование включает анализ педагогической ситуации, изложение  возможных причин ее возникновения, постановку педагогических целей и задач; учет особенностей детей; описание возможных ответных реакций детей и других участников инцидента, предвидение результатов воздействия.

Систематически выполняя предложенные преподавателем задания для внеаудиторной самостоятельной работы, обучающийся овладевает знаниями, умениями, общими и профессиональными компетенциями по специальности, формируется готовность к самообразованию, самостоятельности и ответственности.


2 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ, ВИДЫ И ТЕМАТИКА ВНЕАУДИТОРНОЙ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ  ПО ОП.04 «ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ»

Наименование

раздела, темы

Вид внеаудиторной самостоятельной

работы

Тематика внеаудиторной

самостоятельной работы

Количе

ство

 часов

Раздел 1. Документационное обеспечение управления

Тема 1.1 Делопроизводство - одна из функций управления

Тест 

1. Выполнить тест № 1 «История развития делопроизводства  

1

Тема 1.2 Требования к составлению  и оформлению документа. ГОСТ Р 7.0.97-2016

Анализ, систематизация и трансформация информации

 2. Изучение документа ГОСТ Р 7.0.97-2016 «СИБИД. ОРД. Требования к оформлению документов»

3

Тема 1.3 Автоматизация процессов делопроизводства

3. Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы

2

Раздел 2. Системы документационного обеспечения управления

Тема 2.1

Организационно-распорядительная документация

Анализ, систематизация и трансформация информации

4. Индивидуальное задание «Основные виды ОРД, используемые в будущей профессиональной деятельности».

Выполнение тестового задания № 2

3

Тема 2.2 Информационно-справочная документация

Оформление документа

5. Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы.

3

Тема 2.3 Расчётно-денежная документация

Подготовка информационного сообщения

6. Индивидуальное задание «Способы размещения реквизитов в документах бухгалтерского и комбинированного оформления»

3

Тема 2.4 Документация по личному составу

7. Выполнение домашнего задания

3

Раздел 3. Технология ведения делопроизводства

Тема 3.1 Организация документооборота: приём, обработка, регистрация,

контроль, хранение, НД

8. Изучение нормативно-правовых актов, регламентирующих документооборот

4

9. Творческая работа «Перечни входящей и исходящей документации будущей профессиональной деятельности»

Всего:

22


3 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Тема 1.1 Делопроизводство - одна из функций управления

 

Задание № 1.

Цель: расширение знаний по истории делопроизводства: отбор и систематизация информации; организация работы и проверка качества выполнения работы.

В процессе выполнения теста повторите материал по теме в предложенных источниках

1.  Выполнить тест «История развития делопроизводства  

ТЕСТ № 1 «История развития делопроизводства»

1. На сколько этапов можно разделить развитие делопроизводства?

А) 3         Б) 4         В) 2         Г) 6

2. Как назывались этапы развития делопроизводства?

  1. Приказное, коллежское, современное
  2. Приказное, исполнительное, советское, архивное
  3. Приказное, коллежское, исполнительное, современное
  4. Приказное, коллежское, исполнительное, своевременное

3. В каком веке берет начало приказное делопроизводство?

  1. в 15 веке
  2. в 14 веке
  3. в 16 веке
  4. в 19 веке

4. Как назывались государственные органы власти во время приказного делопроизводства?

  1. губернии
  2. приказные избы
  3. приказы
  4. приговоры

5. Какой документ не издавался в приказном делопроизводстве?

  1. указ, приговор, грамота, отписки, челобитные, акт
  2. указ, приговор, грамота, отписки, челобитные,
  3. указ, приговор, прошения, отписки, челобитные,
  4. указ, памяти, грамота, отписки, челобитные

6. Какая особенность была в приказном делопроизводстве?

  1. Писались на пишущей машине и подклеивались в свитки
  2. Писались от руки и регистрировались
  3. Писались от руки и подклеивались в свитки
  4. Писались от руки, подклеивались и формировались в дела.

7. В каком документе содержались основные Законы России 17 века?

  1. В Указе 2. В Генеральном регламенте
  2. В приказе 4. Соборном уложении

8. Почему делопроизводство называлось коллежское?

По причине создания 12 коллегий

  1. Так назвал Пётр 1
  2. По причине принятия решений коллегиальным органом
  3. По причине принятия решений на основе единоначалия

9. Назовите дату подписания Генерального регламента.

  1. 27 марта 1720 года
  2. 27 февраля 1720 года
  3. 27 февраля 1920 года
  4. 27 февраля 1820 года

10. Что было положительного в приказном делопроизводстве?

  1. Регистрация документов
  2. Формирование документов в дела
  3. Контроль за исполнением документов
  4. Формирование входящих и исходящих документов в свитки

11. Какая должность отсутствовала в канцелярии во время коллежского делопроизводства?

  1. Секретарь-референт
  2. Секретарь
  3. Регистраторы
  4. Копиисты

12. Какой документ не издавался в коллежском делопроизводстве?

  1. Грамоты, повеления, инструкции, приказы
  2. Грамоты, повеления, инструкции, прошения
  3. Грамоты, повеления, инструкции, памяти
  4. Грамоты, повеления, инструкции,

13. В каком году были созданы министерства и сколько?

  1. 8 министерств в 1802 году
  2. 9 министерств в 1702 году
  3. 6 министерств в 1802 году
  4. 8 министерств в 1702 году

14. В каком году была учреждена должность секретаря на Руси?

  1. 23 марта 1720 года
  2. 23 февраля 1941 года
  3. 23 марта 1940 года
  4. 27 февраля 1720 года

15. Что было отрицательного во время исполнительного делопроизводства?

  1. Контроль исполнения документов
  2. Формирование документов в дела
  3. Регистрация документов во всех структурах
  4. Формирование входящих и исходящих документов в свитки

16. В исполнительном делопроизводстве из скольких частей состоял документ?

  1. Вводная и основная
  2. Вводная, основная, законодательная и заключительная
  3. Введение в изложение дела, ссылка на закон и заключительная
  4. Введение в изложение дела, вводная часть и заключительная

17. Какие документы относятся к нормативным документам?

  1. Приказ, акт, протокол, справка, ГОСТ, ГСДОУ, инструкции
  2. ГОСТ, Указы, ГСДОУ, инструкции, Перечень типовых документов
  3. ГОСТ, ГСДОУ, инструкции, Перечень типовых документов
  4. ГОСТ, ГСДОУ, постановление, Перечень типовых документов

18. Делопроизводство это -

  1. Специфическое направление деятельности, которое занимается составлением, оформлением документов, их обработкой и хранением.
  2. Совокупность процессов создания всех видов документов отражающих деятельность учреждения
  3. Зафиксированная информация на материальном носителе с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать
  4. Прохождение документа с момента его создания или получения до отправки или исполнения и направления его в дело

19. Документирование это -

  1. Зафиксированная информация на материальном носителе с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать
  2. Прохождение документа с момента его создания или получения до отправки или исполнения и направления его в дело
  3. Прохождение документа с момента его создания или получения до отправки или исполнения и направления его в дело
  4. Совокупность процессов создания всех видов документов отражающих деятельность учреждения

20. Документ это -

  1. Зафиксированная информация на материальном носителе с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать
  2. Прохождение документа с момента его создания или получения до отправки или исполнения и направления его в дело
  3. Специфическое направление деятельности, которое занимается составлением, оформлением документов, их обработкой и хранением.
  4. Совокупность процессов создания всех видов документов отражающих деятельность учреждения

25. Документооборот это -

  1. Прохождение документа с момента его создания или получения до отправки или исполнения и направления его в дело
  2. Специфическое направление деятельности, которое занимается составлением, оформлением документов, их обработкой и хранением.
  3. Совокупность процессов создания всех видов документов отражающих деятельность учреждения
  4. Зафиксированная информация на материальном носителе с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать

Рекомендуемые источники:

1. Абудадзе Д.Г. Документационное обеспечение управления : учебник и практикум. -  М.: Юрайт, 2019. – 285 с.

2. Басаков М.И. Делопроизводство: учебник для СПО, - изд. 9-е, - Ростов н/Д, издательство «Феникс», 2016, - 376 с.

3. Быкова, Т. А. Документационное обеспечение управления (делопроизводство): уч. пособие /- Москва: ИНФРА-М, 2020. - 304 с. https://new.znanium.com/catalog/product/1070624

4. Гладий, Е. В. Документационное обеспечение управления: уч. пособие/ - Москва :, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 249 с.: https://new.znanium.com/catalog/product/468335

Тема 1.2 Требования к составлению и оформлению документа. ГОСТ Р 7.0.97-2016

Задание № 2.

Цель: закрепление знаний по теме; формирование аналитических умений,

Задание: Изучение документа ГОСТ Р 7.0.97-2016 «СИБИД. ОРД. Требования к оформлению документов»

Повторите изученный материал с использованием конспекта лекции по теме «Организационно-распорядительные документы» и устно ответьте на вопросы.

Вопросы для самопроверки:

  1. Перечислите признаки, по которым классифицируются документы, используемые в организациях. Какие разновидности документов вы знаете? Расшифруйте аббревиатуру ОРД, приведите примеры соответствующих документов.
  2. Каково назначение и область применения ГОСТ Р 7.0.97-2016?
  3. Перечислите состав реквизитов ОРД по ГОСТ Р 7.0.97-2016.
  4. Что представляют собой формуляры ОРД с угловым и продольным расположением постоянных реквизитов? Вы сможете изобразить их от руки?
  5. Что такое «бланк документа»? Какие виды бланков вы знаете?

2. Изучите ГОСТ Р 7.0.97-2016 ««СИБИД. ОРД. Требования к оформлению документов»

Запишите в тетрадь правила оформления реквизитов: адресат; гриф утверждения; резолюция; подпись; гриф согласования; виза согласования; оттиск печати; отметка о заверении копии; отметка об исполнителе; отметка об исполнении документа и направлении его в дело.

Критерии оценки выполнения задания:  

Оценка «5» – полнота использования материала нормативно-правового акта. Логика изложения, наглядность, аккуратность выполнения, читаемость конспекта, грамотность (терминологическая и орфографическая). Самостоятельность при составлении.

Оценка «4» – использование материала нормативно-правового акта не полное. Не достаточно логично изложено, наглядность, аккуратность выполнения, читаемость конспекта, грамотность (терминологическая и орфографическая). Самостоятельность при составлении.

Оценка «3» – использование материала нормативно-правового акта не полное. Не достаточно логично изложено, наглядность, аккуратность выполнения, читаемость конспекта, грамотность (терминологическая и орфографическая). Самостоятельность при составлении. Не разборчивый почерк.

Оценка «2» – использование материала нормативно-правового акта не полное. Не достаточно логично изложено, отсутствуют наглядность, аккуратность выполнения, читаемость конспекта. Допущены ошибки терминологические и орфографические. Не самостоятельность при составлении. Не разборчивый почерк.

Рекомендуемые источники:

Информационно-правовое обеспечение «Система ГАРАНТ»: https://www.garant.ru/

ИПС «Консультант»: http://www.consultant.ru/

Тема 1.3 Автоматизация процессов делопроизводства

Задание № 3.

Цель: закрепление знаний по теме; навыков и умений подготовки использования компьютерных технологий при поиске необходимой информации и ее обработке

Задание: Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы

1. Повторите изученный материал с использованием конспекта лекции по теме «Использование ПЭВМ в делопроизводстве» и устно ответьте на вопросы.

Вопросы для самопроверки:

  1. Каковы принципы внедрения электронного документооборота на предприятии?
  2. В чем состоят основы автоматизации и компьютеризации работы с документами?
  3. Какие задачи документооборота можно решать с помощью ПК?
  4. Каковы основные правила защиты ПК от компьютерных вирусов?
  5. Что такое «средства телекоммуникаций»?
  6. Каковы возможности ПК как средства делового общения?

2. Построение алгоритма поиска работы: записать «цепочку» операций по осуществлению поиска документа; сканирования документа; сохранения документа.

3. Подготовиться к письменному опросу: повторить теоретические вопросы, повторить практические задания на поиск ошибок в различных документах (тетради для ПР)

Рекомендуемые источники:

1. Абудадзе Д.Г. Документационное обеспечение управления : учебник и практикум. -  М.: Юрайт, 2019. – 285 с.

2. Басаков М.И. Делопроизводство: учебник для СПО, - изд. 9-е, - Ростов н/Д, издательство «Феникс», 2016, - 376 с.

3. Быкова, Т. А. Документационное обеспечение управления (делопроизводство): уч. пособие /- Москва: ИНФРА-М, 2020. - 304 с. https://new.znanium.com/catalog/product/1070624

4. Гладий, Е. В. Документационное обеспечение управления: уч. пособие/ - Москва :, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 249 с.: https://new.znanium.com/catalog/product/468335

Тема 2.1 Организационно-распорядительная документация

Задание № 4.

Цель: закрепление знаний и навыка составления и оформления ОРД

Задание:

1. Повторите изученный материал с использованием конспекта лекции по теме «Организационно-правовые документы» и устно ответьте на вопросы.

Вопросы для самопроверки:

  1. Какие документы относятся к распорядительным документам? В каких случаях они составляются?
  2. Назовите основные стадии подготовки распорядительных документов.
  3. Какова структура текста приказа по основной деятельности?
  4. Как оформляется распорядительная часть приказа?
  5. Кто подписывает приказы?
  6. Для чего на приказах ставится отметка об исполнителе?

2. Составьте 10 тестов и эталоны ответов к ним по теме «Организационно-правовые документы». Задание выполните письменно в тетради.

При составлении тестов и эталонов ответов к ним необходимо:

  • изучить информацию по теме;
  • провести ее системный анализ;
  • создать тесты;
  • создать эталоны ответов к ним;
  • представить на контроль в установленный срок.

3. Индивидуальное задание «Основные виды ОРД, используемые в будущей профессиональной деятельности».

Подготовить сообщения по теме «Основные виды ОРД, используемые в будущей профессиональной деятельности».

4. Составить 2-3 вопроса по теме «Основные виды ОРД».

5. Подготовьте правильный вариант приказа по основной деятельности (контрольное итоговое задание из практической работы № 3 «Составление и оформление распорядительных документов (приказы по основной деятельности, выписка из приказа)»), оформите его в соответствии с нормативной базой, с использованием информационных технологий, учитываю нормы и требования к размещению реквизитов документов (прил. 1).

6. Решить тест «Система организационно-распорядительной документации»

ТЕСТ «Система организационно-распорядительной документации»

1. Система ОРД включает в себя виды документов

  1. организационные, распорядительные и информационные
  2. организационные, статистические и распорядительные
  3. организационные, распорядительные и личные
  4. организационные, распорядительные и информационно-справочные

2. Документационная служба в работе с документами руководствуется

  1. нормативными и законодательными актами
  2. инструкцией
  3. должностной инструкцией
  4. документированием

3. Запись информации по установленным правилам называется

  1. личные, официальные, управленческие, графические, машинописные
  2. официальные, географические управленческие, машинописные
  3. управленческие, математические, личные, статистические
  4. географические, управленческие, машинописные, личные

4. Документы делят на

  1. личные, официальные, управленческие, графические, машинописные
  2. официальные, географические, управленческие, машинописные
  3. управленческие, математические, личные, статистические
  4. географические, управленческие, машинописные, личные

5. Документ состоит из

  1. разделов
  2. реквизитов
  3. пунктов
  4. подпунктов

6. Документ приобретает юридическую силу после его

  1. подписания или утверждения
  2. оформления на бланке организации
  3. получения и проставления входящего номера
  4. визирования компетентными органами

7. Юридическая сила создаваемого, хранимого и обрабатываемого документа с помощью ЭВМ может подтверждаться

  1. электронной цифровой подписью
  2. гербовой печатью
  3. гербовым бланком
  4. подписью руководителя

8. Унификация документов это

  1. придание документам юридической силы
  2. расположение реквизитов документов
  3. приведение чего-либо к единообразию, к единой форме
  4. создание документа по ГОСТ Р 7.0.97-2016

9. Сколько групп включает в себя система ОРД

  1. две
  2. три
  3. одну
  4. четыре

10. Реквизит это

  1. отдельная часть документа, оформленная согласно ГОСТа
  2. обязательный элемент оформления официального документа
  3. документ, оформленный по правилам машинописи
  4. наименование отдельной части документа

11. В управленческой практике различают документы

подлинник, копия, черновик, коммерческий документ, выписка

  1. подлинник, машинописный, черновой, дубликат
  2. копия, черновик, дубликат, подлинник, выписка
  3. машиночитаемый, копии, черновик, дубликат

12. Подлинник это

  1. первый экземпляр проекта документа, обладающий юридической силой
  2. подписанный и оформленный согласно ГОСТа документ, обладающий юридической силой
  3. подписанный и оформленный согласно ГОСТа документ, не обладающий юридической силой
  4. первый экземпляр документа

13. Копия это

  1. повторное, абсолютно точное воспроизведение подлинника с пометкой «копия», засвидетельствованное в установленном порядке должностным лицом
  2. второй документ, абсолютно точно воспроизведенный с подлинника с пометкой «копия», засвидетельствованный в установленном порядке должностным лицом
  3. повторное воспроизведение документа засвидетельствованное в установленном порядке должностным лицом
  4. повторное воспроизведение подлинника с пометкой «повторно», засвидетельствованное в установленном порядке должностным лицом

14. Дубликат это

  1. повторный экземпляр подлинника, имеющий юридическую силу
  2. выписка из документа, имеющая юридическую силу
  3. повторный экземпляр подлинника, не имеющий юридической силы
  4. ксерокопия подлинного документа, заверенная подписью и печатью

15. Классификация документов это

  1. деление документов по сходству и различию реквизитов
  2. деление документов на классы по наиболее общим признакам сходства и различия
  3. деление документов на группы по наиболее общим реквизитам и правилам оформления
  4. деление документов на классы по месту составления или из издания

16. Документ имеет юридическую значимость если

  1. оформлен ярким шрифтом по правилам, выдержаны поля, интервалы, текст полон, краток, не имеет двоякого понимания, подписан
  2. оформлен на качественной бумаге, имеет незначительные отступления от ГОСТа, выдержаны правильно интервалы, текст полон, краток и не имеет двоякого понимания
  3. оформлен ярким шрифтом на качественной бумаге по ГОСТу, выдержаны поля, краток, не имеет двоякого понимания, имеет печать
  4. оформлен ярким шрифтом на качественной бумаге по ГОСТу, подписан и имеет печать, выдержаны поля, интервалы, текст полон, краток и не имеет двоякого понимания

17. Преимущества выполненного документа на компьютере перед машинописным это

  1. скорость выполнения, количество копий, формирование дела
  2. аккуратность, скорость, количество копий, сохранность документа
  3. сохранность документа, аккуратность, быстрое подписание
  4. количество копий. формирование, подписание, сохранность документа

18. Основными направлением в совершенствовании документации является

  1. унификация и стандартизация документации
  2. применение унифицированной системы ОРД
  3. применение нормативных документов
  4. применение правил машинописи

19. Цель унификации

привести все документы к одной системе путем применения ЭВМ

  1. быстро и качественно оформить документы, применяя правила
  2. сократить поток документов в организации, применять вычислительную технику для быстрого оформления документов
  3. сокращение количества и повышение качества документов, типизация их форм, снижение трудоемкости обработки, эффективность применения ЭВМ

20. Писчую бумагу унифицировали и разделили на группы А, В, С в

  1. 1920 году
  2. 1900 году
  3. 1925 году
  4. 1903 году

21. Формат А4 имеет размер в мм.

  1. 210х297
  2. 210х295
  3. 148х210
  4. 420х297

22. Классификация документов это

  1. деление документов на классы по наиболее общим признакам сходства и различия
  2. деление документов на группы: организационные, распорядительные и информационно-справочные
  3. повышение оперативности в работе с документами, четкости и ответственности исполнителей
  4. совокупность документов по одному вопросу, помещенных в твердую обложку и соответственно оформленную

23. Цель классификации это

  1. повышение оперативности в работе с документами, четкости и ответственности исполнителей
  2. деление документов на группы: организационные, распорядительные и информационно-справочные
  3. совокупность документов по одному вопросу, помещенных в твердую обложку и соответственно оформленную
  4. деление документов на классы по наиболее общим признакам сходства и различия

24. Первичная ступень классификации называется

  1. дело
  2. стандартизация
  3. подшивка
  4. унификация

25. Сколько документов подшивают в одно дело?

  1. 240 листов
  2. 250 листов
  3. 220 листов
  4. 300 листов

26. Документы классифицируют

  1. по содержанию. по способу фиксации, по наименованию, по сложности, по срокам исполнения, по юридической силе, по видам, по месту составления
  2. по содержанию, по способу фиксации, по наименованию, по сложности, по срокам исполнения, по юридической силе, по датам
  3. по содержанию, по способу фиксации, по наименованию, по сложности, по срокам исполнения, по юридической силе, по индексации
  4. по содержанию, по способу фиксации. по наименованию, по сложности, по срокам исполнения. по юридической силе, по бланкам

27. Первичная классификация документов обеспечивает

  1. быструю печать документа, повышает оперативность работы с документами и ускоряет исполнение и контроль
  2. быстрый поиск документа, повышает оперативность работы с документами и ускоряет исполнение и контроль
  3. оперативность работы с документами и ускоряет исполнение и контроль, позволяет ставить документ на контроль
  4. быстрый поиск документа, повышает оперативность работы с документами и позволяет выполнение документа на ЭВМ

28. Назначение распорядительных документов

  1. являются основанием для принятия решений, помогают обмениваться информацией организациям
  2. помогают классифицировать документы, формировать дело вести контроль за исполнением
  3. регулируют деятельность учреждения, помогают в решении поставленных задач
  4. позволяют организации функционировать, устанавливают ее структуру, определяют должностной и численный состав, устанавливают режим работы, распределяют обязанности

29. Назначение информационно-справочных документов

  1. являются основанием для принятия решений, помогают обмениваться информацией организациям
  2. позволяют организации функционировать, устанавливают ее структуру, определяют должностной и численный состав, устанавливают режим работы, распределяют обязанности
  3. помогают классифицировать документы и формировать в дело
  4. регулируют деятельность учреждения, помогают в решении поставленных задач

30. назначение организационных документов

  1. позволяют организации функционировать, устанавливают ее структуру, определяют должностной и численный состав, устанавливают режим работы, распределяют обязанности
  2. помогают классифицировать документы и формировать в дело
  3. регулируют деятельность учреждения, помогают в решении поставленных задач
  4. являются основанием для принятия решений, помогают обмениваться информацией организациям

Рекомендуемые источники:

1. Абудадзе Д.Г. Документационное обеспечение управления : учебник и практикум. -  М.: Юрайт, 2019. – 285 с.

2. Басаков М.И. Делопроизводство: учебник для СПО, - изд. 9-е, - Ростов н/Д, издательство «Феникс», 2016, - 376 с.

3. Быкова, Т. А. Документационное обеспечение управления (делопроизводство): уч. пособие /- Москва: ИНФРА-М, 2020. - 304 с. https://new.znanium.com/catalog/product/1070624

4. Гладий, Е. В. Документационное обеспечение управления: уч. пособие/ - Москва :, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 249 с.: https://new.znanium.com/catalog/product/468335

Критерии оценки правильности составления и оформления документов:

Оценка «5» - документ составлен и оформлен без ошибок: в наличии все реквизиты документа, соблюдена структура текста документа, оформление соответствует ГОСТ Р 7.0.97-2016, учтены нормы и требования к размещению реквизитов документов.

Оценка «4» - документ составлен и оформлен с незначительными замечаниями: в наличии все реквизиты документа, соблюдена структура текста документа, оформление соответствует ГОСТ Р 7.0.97-2016, но не учтены нормы и требования к размещению реквизитов документов.

Оценка «3» -документ составлен и оформлен с ошибками: пропущены или неверно оформлены отдельные реквизиты документа, соблюдена структура текста документа, оформление соответствует ГОСТ Р 7.0.97-2016;

Оценка «2» - допущены принципиальные ошибки: пропущен ряд реквизитов, не соблюдена структура текста документа, оформление не соответствует ГОСТ Р 7.0.97-2016, нарушены нормы и требования к размещению реквизитов документов.

Тема 2.2 Информационно-справочная документация

Задание № 5.

Цель: закрепление знаний и навыка составления и оформления ИСД

Задание: Проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы

1. Повторите изученный материал с использованием конспекта лекции по теме «Информационно-справочная документация» и устно ответьте на вопросы.

Вопросы для самопроверки:

  1. В какой последовательности оформляется вводная часть текста полного протокола?
  2. По какой схеме строится каждый раздел основной части текста полного протокола?
  3. Кем подписывается протокол?
  4. Какие реквизиты включает в себя протокол?
  5. Что служит поводом для составления акта?
  6. В чем особенности составления и оформления акта?

2. Подготовить правильный вариант акта и полного протокола (задание 71,75, Пожникова Н.М. Практикум по предмету «Документы, корреспонденция и делопроизводство») оформите его в соответствии с нормативной базой, с использованием информационных технологий.

Рекомендуемые источники:

1. Абудадзе Д.Г. Документационное обеспечение управления : учебник и практикум. -  М.: Юрайт, 2019. – 285 с.

2. Басаков М.И. Делопроизводство: учебник для СПО, - изд. 9-е, - Ростов н/Д, издательство «Феникс», 2016, - 376 с.

3. Быкова, Т. А. Документационное обеспечение управления (делопроизводство): уч. пособие /- Москва: ИНФРА-М, 2020. - 304 с. https://new.znanium.com/catalog/product/1070624

4. Гладий, Е. В. Документационное обеспечение управления: уч. пособие/ - Москва :, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 249 с.: https://new.znanium.com/catalog/product/468335

Критерии оценки правильности составления и оформления документов:

Оценка «5» - документ составлен и оформлен без ошибок: в наличии все реквизиты документа, соблюдена структура текста документа, оформление соответствует ГОСТ Р 7.0.97-2016, учтены нормы и требования к размещению реквизитов документов.

Оценка «4» - документ составлен и оформлен с незначительными замечаниями: в наличии все реквизиты документа, соблюдена структура текста документа, оформление соответствует ГОСТ Р 7.0.97-2016, но не учтены нормы и требования к размещению реквизитов документов.

Оценка «3» -документ составлен и оформлен с ошибками: пропущены или неверно оформлены отдельные реквизиты документа, соблюдена структура текста документа, оформление соответствует ГОСТ Р 7.0.97-2016;

Оценка «2» - допущены принципиальные ошибки: пропущен ряд реквизитов, не соблюдена структура текста документа, оформление не соответствует ГОСТ Р 7.0.97-2016, нарушены нормы и требования к размещению реквизитов документов.

Тема 2.3 Расчётно-денежная документация

Задание № 6.

Цель: закрепление знаний системы денежных и финансово-расчетных документов и навыка составления и оформления официальной и личной доверенности

Задание: Индивидуальное задание «Способы размещения реквизитов в документах бухгалтерского и комбинированного оформления»

1. Повторите изученный материал с использованием конспекта лекции по теме «Денежные и финансово-расчетные документы» и устно ответьте на вопросы.

Вопросы для самопроверки:

  1. Дайте общую характеристику документов по финансово-расчетным операциям.
  2. Назовите обязательные реквизиты финансово-расчетных документов.
  3. Перечислите требования, предъявляемые к оформлению и содержания финансово-расчетных документов.
  4. Как оформляются доверенности (личные, официальные)?

2. Оформите официальную и личную доверенности.

3. Составьте опорный конспект на вопрос «Основные виды документов по финансово расчетным операциям: денежный чек, расчетный чек, чековые книжки, счет-фактура, акт ревизии, платежное поручение».

Порядок работы над составлением конспекта:

1. Первичное ознакомление с материалом изучаемой темы по тексту учебника: выделение главного в изучаемом материале, составление обычных кратких записей; подбор к данному тексту опорных сигналов в виде отдельных слов, определённых знаков, графиков, рисунков.

2. Индивидуальное задание «Способы размещения реквизитов в документах бухгалтерского и комбинированного оформления»

3. Составление опорного конспекта.

Критерии оценки опорного конспекта:

Оценка «5» - Полнота использования учебного материала. Объём конспекта – 2 тетрадные страницы или один лист формата А4. Логика изложения (наличие схем, количество смысловых связей между понятиями). Наглядность (наличие рисунков, символов, и пр.); аккуратность выполнения, читаемость конспекта. Грамотность (терминологическая и орфографическая). Отсутствие связанных предложений, только опорные сигналы – слова, словосочетания, символы. Самостоятельность при составлении.

Оценка «4» -Использование учебного материала не полное. Объём конспекта – 2 тетрадные страницы или один лист формата А4. Не достаточно логично изложено (наличие схем, количество смысловых связей между понятиями). Наглядность (наличие рисунков, символов, и пр.); аккуратность выполнения, читаемость конспекта. Грамотность (терминологическая и орфографическая). Отсутствие связанных предложений, только опорные сигналы – слова, словосочетания, символы. Самостоятельность при составлении.

Оценка «3» - Использование учебного материала не полное. Объём конспекта – мене 2 тетрадных страниц или одного листа формата А4. Не достаточно логично изложено (наличие схем, количество смысловых связей между понятиями). Наглядность (наличие рисунков, символов, и пр.; аккуратность выполнения, читаемость конспекта. Грамотность (терминологическая и орфографическая). Отсутствие связанных предложений, только опорные сигналы – слова, словосочетания, символы. Самостоятельность при составлении. Не разборчивый почерк.

Оценка «2» - Использование учебного материала не полное. Объём конспекта – мене 2 тетрадных страниц или одного листа формата А4. Отсутствуют схемы, количество смысловых связей между понятиями. Отсутствует наглядность (наличие рисунков, символов, и пр.; аккуратность выполнения, читаемость конспекта. Допущены ошибки терминологические и орфографические. Отсутствие связанных предложений, только опорные сигналы – слова, словосочетания, символы. Не самостоятельность при составлении. Не разборчивый почерк.

Критерии оценки правильности составления и оформления документов:

Оценка «5» - документ составлен и оформлен без ошибок: в наличии все реквизиты документа, соблюдена структура текста документа, оформление соответствует ГОСТ Р 6.30-2003 УСД ОРД, учтены нормы и требования к размещению реквизитов документов.

Оценка «4» - документ составлен и оформлен с незначительными замечаниями: в наличии все реквизиты документа, соблюдена структура текста документа, оформление соответствует ГОСТ Р 6.30-2003 УСД ОРД, но  не учтены  нормы и требования к размещению реквизитов документов.

Оценка «3» -документ составлен и оформлен с ошибками: пропущены или неверно оформлены отдельные реквизиты документа, соблюдена структура текста документа, оформление соответствует ГОСТ Р 6.30-2003 УСД ОРД;

Оценка «2» - допущены принципиальные ошибки: пропущен ряд реквизитов, не соблюдена структура текста документа, оформление не соответствует ГОСТ Р 6.30-2003 УСД ОРД, нарушены нормы и требования к размещению реквизитов документов.

Рекомендуемые источники:

1. Абудадзе Д.Г. Документационное обеспечение управления : учебник и практикум. -  М.: Юрайт, 2019. – 285 с.

2. Басаков М.И. Делопроизводство: учебник для СПО, - изд. 9-е, - Ростов н/Д, издательство «Феникс», 2016, - 376 с.

3. Быкова, Т. А. Документационное обеспечение управления (делопроизводство): уч. пособие /- Москва: ИНФРА-М, 2020. - 304 с. https://new.znanium.com/catalog/product/1070624

4. Гладий, Е. В. Документационное обеспечение управления: уч. пособие/ - Москва :, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 249 с.: https://new.znanium.com/catalog/product/468335

Тема 2.4 Документация по личному составу

Задание № 7.

Цель: закрепление знаний системы документов по личному составу; требования к составлению и оформлению автобиографии и резюме;

Задание Выполнение домашнего задания

1. Повторите изученный материал с использованием конспекта лекции по теме «Кадровая документация» и устно ответьте на вопросы.

Вопросы для самопроверки:

  1. Какие документы входят в комплекс кадровой документации?
  2. Какие документы представляет гражданин в отдел кадров при приеме на работу?
  3. Какие основные процедуры включаются в технологическую цепочку документирования приема на работу рабочих и служащих?
  4. Как оформляется приказ о приеме на работу?
  5. Какие составные элементы и реквизиты должны быть отражены в автобиографии?
  6. Какие документы должны входить в состав личного дела?

2. Напишите свою автобиографию на листе формата А4, соблюдая правила оформления.

3. Подготовить правильный вариант приказа о прекращении трудового договора с работником ф. № Т-8 (задание 97 Пожникова Н.М. Практикум по предмету «Документы, корреспонденция и делопроизводство»), оформите его в соответствии с нормативной базой.

4. Составьте и оформите резюме на соискание должности после окончания БУ «Когалымский политехнический колледж» по специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)».

Рекомендуемые источники:

1. Абудадзе Д.Г. Документационное обеспечение управления : учебник и практикум. -  М.: Юрайт, 2019. – 285 с.

2. Басаков М.И. Делопроизводство: учебник для СПО, - изд. 9-е, - Ростов н/Д, издательство «Феникс», 2016, - 376 с.

3. Быкова, Т. А. Документационное обеспечение управления (делопроизводство): уч. пособие /- Москва: ИНФРА-М, 2020. - 304 с. https://new.znanium.com/catalog/product/1070624

4. Гладий, Е. В. Документационное обеспечение управления: уч. пособие/ - Москва :, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 249 с.: https://new.znanium.com/catalog/product/468335

Критерии оценки:

Оценка «5» - документ содержит все составные части и реквизиты, сведения  носят информационно-рекламный характер, резюме содержит информацию, которая может повлиять на решение о приеме на вакантную должность. Студентом проявлены самостоятельность, творческий подход.

Оценка «4» - документ содержит все составные части и реквизиты, сведения  носят информационно-рекламный характер, резюме содержит информацию, которая может повлиять на решение о приеме на вакантную должность. Студентом использован основной (базовый) тип резюме.

Оценка «3» - документ содержит не все составные части или реквизиты, резюме содержит недостаточно информации, которая может повлиять на решение о приеме на вакантную должность. Студентом использован основной (базовый) тип резюме.

Оценка «2» - допущены принципиальные ошибки: пропущен ряд реквизитов, не соблюдена структура текста документа, сведения о кандидате на вакантную должность неполные, что мешает принять решение о приеме на работу.

Тема 3.1 Организация документооборота: приём, обработка, регистрация, контроль, хранение, НД

Задание № 8.

Цель: анализ нормативно-правовых актов, регламентирующей документооборот

Задание Изучение регламентирующих документооборот

1. Изучить материал нормативно-правовых актов: ГСДОУ, Инструкция по делопроизводству, Правила ведения делопроизводства и устно ответьте на вопросы.

Вопросы для самопроверки:

  1. Что такое «документооборот» и какова его организация?
  2. Какие потоки документов принято различать в составе документооборота?
  3. Назовите основные этапы документооборота.
  4. Какие существуют организационные формы делопроизводства, и чем они отличаются друг от друга?
  5. Что такое «регистрация документов», и какова ее основная цель?
  6. Какие формы регистрации документов существуют?
  7. Чем отличаются друг от друга разные формы регистрации и в чем их преимущества?

2. В тетради письменно ответьте на вопросы:

  1. Какие документы не подлежат регистрации?
  2. Чем характеризуется смешанная система регистрации?
  3. Как формируется регистрационного номера входящих, исходящих и внутренних документов?
  4. Где проставляются регистрационные номера на входящих документах?
  5. Какие реквизиты включены в регистрационные формы?

3. Повторите изученный материал с использованием конспекта лекции по теме «Исполнение документов. Контроль документов» и устно ответьте на вопросы.

Вопросы для самопроверки:

  1. Какие два аспекта выделяются в контроле исполнения документов?
  2. Кто осуществляет в организации контроль исполнения документов?
  3. Каковая цель контроля исполнения документов?
  4. Какие документы должны быть поставлены на контроль?
  5. Чем индивидуальный срок хранения отличается от типового срока?
  6. Кто имеет право корректировать срок исполнения?
  7. Как оформляется отметка о контроле и где она помещается?
  8. Когда документ считается исполненным?

2. Решите следующие ситуационные профессиональные задачи, часто возникающие в практике работы организаций:

1. Поступившее письмо согласно резолюции руководителя должны исполнять три сотрудника организации. При этом индивидуальный срок исполнения данного документа – пять дней. Что должен предпринять секретарь, чтобы документ был исполнен в установленный срок всеми исполнителями.

2. В небольшой организации принята журнальная (ручная) регистрация приказов руководителя. Очередной приказ содержит пять пунктов с заданиями, исполнить которые должны работники разных структурных подразделений. Какие действия по организации контроля исполнения данного приказа должен выполнить секретарь.

3. Секретарем договорно-правового отдела организации ведется контрольная картотека на заключение с партнерами гражданско-правовые договоры, имеющие различные сроки исполнения (от нескольких дней до нескольких лет). Картотека включает 44 ячейки: с 1-ой по 31-ю – ячейки по числам месяца, 44-я ячейка для не исполненных в срок документов. Определите, зачем в контрольной картотеке этого отдела предусмотрены дополнительно еще 12 ячеек (с 32-ой по 43-ю)?

4. Специалист отдела продаж, получивший от секретаря организации документ, поставленный на контроль, на следующий день был направлен руководителем организации в командировку, из-за чего не смог своевременно исполнить документ. В дальнейшем он обратился секретарю организации с просьбой о перенесении срока исполнения документа в связи с уважительной причиной. Как в данной ситуации должен поступить секретарь? Выберите правильный ответ из приведенных ниже:

А) доложить об этой ситуации руководителю организации, а затем исправить срок исполнения документа в контрольной карточке;

Б) исправить срок исполнения документа самостоятельно с учетом наличия уважительной причины у исполнителя;

В) направить исполнителя на прием к руководителю организации и, получив устное указание руководителя, внести изменения в контрольную карточку;

Г) предложить исполнителю подготовить на имя руководителя организации соответствующую докладную записку и изменить срок исполнения документа на основании резолюции руководителя;

Д) после исполнения документа с опозданием доложить руководителю организации, что исполнитель имел уважительную причину и не должен привлекаться к ответственности за несвоевременное исполнение документа;

Е) предложить исполнителю подготовить соответствующую объяснительную записку и приложить ее к ответному документу, подготовленному с опозданием, для объяснения причины неисполнения документа в установленный срок.

3. Повторите изученный материал с использованием конспекта лекции по теме «Организация оперативного хранения документов» и устно ответьте на вопросы.

Вопросы для самопроверки:

  1. Что происходит с документами после окончания их исполнения?
  2. Дайте определение понятия «дело». Как происходит его формирование?
  3. Что представляет собой номенклатура дел? Как она оформляется?
  4. Назовите виды номенклатуры дел.
  5. Как формируется индекс дела по номенклатуре дел?
  6. Как должен быть сформулирован заголовок дела?
  7. На основании чего происходит определение сроков хранения документов?
  8. Что называют итоговой записью в номенклатуре дел, и по какой форме она составляется?

4. Составьте кроссворд по темам «Понятие документооборота, регистрация документов», «Исполнение документов. Контроль исполнения», «Организация оперативного хранения документа». Составление кроссворда осуществляется во внеаудиторное время, защита пройдет на занятии. Кроссворд оформить в соответствии с методическими рекомендациями.

        Критерии оценки кроссворда:

Оценка «5» выставляется в случае полного выполнения работы, отсутствия ошибок, грамотного текста, точность формулировок и т.д.

Оценка «4» выставляется в случае полного выполнения всего объема работ при наличии несущественных ошибок, не повлиявших на общий результат работы и т.д.

Оценка «3» выставляется в случае недостаточно полного выполнения всех разделов работы, при наличии ошибок, которые не оказали существенного влияния на окончательный результат, при очень ограниченном объеме используемых понятий и т.д.

Оценка «2» выставляется в случае, если допущены принципиальные ошибки, работа выполнена крайне небрежно и т.д.

5. Ниже приведены неверно сформулированные заголовки дел. Покажите их правильный вариант. Ответ запишите в тетрадь:

Приказы по кадрам.

Материалы о проведении производственной практики студентов во II квартале 2008г.

Протоколы аттестационной комиссии.

Годовой финансовый план организации.

Переписка по налогообложению.

Критерии оценивания выполненного задания:

Оценка «5» - все пять заголовков дел сформулированы верно, состав каждого заголовка дела включает все необходимые элементы.

        Оценка «4» - все заголовки дел сформулированы, но состав одного заголовка дела включает не все необходимые элементы или сформулирован неверно.

        Оценка «3» - все заголовки дел сформулированы, но состав двух заголовков дел включает не все необходимые элементы или сформулированы неверно.

        Оценка «2» - все заголовки дел сформулированы, но три заголовка дел сформулированы неверно, отсутствует большая часть элементов, образующих заголовок дела.

Рекомендуемые источники:

1. Абудадзе Д.Г. Документационное обеспечение управления : учебник и практикум. -  М.: Юрайт, 2019. – 285 с.

2. Басаков М.И. Делопроизводство: учебник для СПО, - изд. 9-е, - Ростов н/Д, издательство «Феникс», 2016, - 376 с.

3. Быкова, Т. А. Документационное обеспечение управления (делопроизводство): уч. пособие /- Москва: ИНФРА-М, 2020. - 304 с. https://new.znanium.com/catalog/product/1070624

4. Гладий, Е. В. Документационное обеспечение управления: уч. пособие/ - Москва :, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 249 с.: https://new.znanium.com/catalog/product/468335

Задание № 9.

Цель: расширение знаний; подбор текст в интернет-ресурсах, проверять правильность написания текста с точки зрения правил и стандартов оформления машинописных текстов, расширение знаний и умений самостоятельной работы с использованием современных информационных технологий.

Задание: Творческая работа «Перечни входящей и исходящей документации будущей профессиональной деятельности»

При выполнении работы необходимо раскрыть виды, содержание, структуру и назначение Перечней входящей и исходящей документации будущей профессиональной деятельности.

Работа оформляется на отдельных листах в печатном варианте и помещается в портфолио самостоятельной внеаудиторной работы по ОП.04, либо проверяется в электронном виде на ПК.

Рекомендуемые источники:

1. Абудадзе Д.Г. Документационное обеспечение управления : учебник и практикум. -  М.: Юрайт, 2019. – 285 с.

2. Басаков М.И. Делопроизводство: учебник для СПО, - изд. 9-е, - Ростов н/Д, издательство «Феникс», 2016, - 376 с.

3. Быкова, Т. А. Документационное обеспечение управления (делопроизводство): уч. пособие /- Москва: ИНФРА-М, 2020. - 304 с. https://new.znanium.com/catalog/product/1070624

4. Гладий, Е. В. Документационное обеспечение управления: уч. пособие/ - Москва :, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 249 с.: https://new.znanium.com/catalog/product/468335


4 ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

  • Внимательно выслушайте или прочитайте тему и цели внеаудиторной самостоятельной работы.
  • Обсудите текст задания с преподавателем и группой, задавайте вопросы – нельзя оставлять невыясненными или непонятыми ни одного слова или вопроса.
  • Внимательно прослушайте рекомендации преподавателя по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы.
  • Уточните время, отводимое на выполнение задания, сроки сдачи и форму отчета у преподавателя.
  • Внимательно изучите письменные методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы.
  • Ознакомьтесь со списком литературы и источников по заданной теме внеаудиторной самостоятельной работы.
  • Повторите необходимый для выполнения самостоятельной работы теоретический материал по конспектам лекций и другим источникам, ответьте на вопросы самоконтроля по изученному материалу.
  • Подготовьте все необходимое для выполнения задания, рационально (удобно и правильно) расположите на рабочем столе. Не следует браться за работу, пока не подготовлено рабочее место.
  • Продумайте ход выполнения работы, составьте план, если это необходимо.
  • Если вы делаете сообщение, то обязательно прочтите текст медленно вслух, обращая особое внимание на произношение новых терминов и стараясь запомнить информацию.
  • Если ваша работа связана с использованием компьютера и интернета, проверьте наличие и работоспособность программного обеспечения, необходимого для выполнения задания.
  • Не отвлекайтесь во время выполнения задания на посторонние, не относящиеся к работе, дела.
  • При выполнении самостоятельного практического задания соблюдайте правила техники безопасности и охраны труда.
  • Если при выполнении самостоятельной работы применяется групповое или коллективное выполнение задания, старайтесь поддерживать в коллективе нормальный психологический климат, грамотно распределить обязанности. Вместе проводите анализ и самоконтроль организации самостоятельной работы группы.
  • В процессе выполнения самостоятельной работы обращайтесь за консультациями к преподавателю, чтобы вовремя скорректировать свою деятельность, проверить правильность выполнения задания.
  • По окончании выполнения самостоятельной работы составьте письменный или устный отчет в соответствии с теми методическими указаниями по оформлению отчета, которые  вы получили от преподавателя или в методических указаниях.
  • Сдайте готовую работу преподавателю для проверки точно в срок.
  • Участвуйте в обсуждении и оценке полученных результатов самостоятельной работы.


5 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ  ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Презентация

Презентации Power Point могут быть очень разнообразны: выступление, доклад, демонстрация кинофильма или фотографий, выставка  и т.д Презентация может быть простая, схематичная, она может содержать графики и схемы, множество иллюстраций, изобиловать спецэффектами. Презентация – это сопровождение доклада или выступления и ни в коем случае не его замена. Поэтому сначала необходимо разработать концепцию выступления, а затем уже браться за составление презентации.
Для этого постарайтесь ответить себе на следующие вопросы:

  • Какова цель используемой презентации?
  • Каковы особенности слушателей?
  • Какова продолжительность презентации и планируемое содержание?
  • Создание презентации состоит из трех этапов:

I.      Планирование презентации – это многошаговая процедура, включающая определение целей, изучение аудитории, формирование структуры и логики подачи материала. Планирование презентации включает в себя:

1.      Определение целей.

2.      Сбор информации об аудитории.

3.      Определение основной идеи презентации.

4.      Подбор дополнительной информации.

5.      Планирование выступления.

6.      Создание структуры презентации.

7.      Проверка логики подачи материала.

8.      Подготовка заключения.

II.      Разработка презентации – методологические особенности подготовки слайдов презентации, содержание и соотношение текстовой и графической информации. 

III.      Репетиция презентации – это проверка и отладка созданной презентации.

Требования к оформлению презентаций

В оформлении презентаций можно выделить  два блока: оформление слайдов и представление информации на них. Для создания качественной презентации необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к оформлению данных блоков.

Стиль

Соблюдайте единый стиль оформления

Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.

Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями)

Фон

Для фона предпочтительны холодные тона

Использование цвета

На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста.

Для фона и текста используйте контрастные цвета.

Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования).

Анимационные

эффекты

Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде.

Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде

Оформление слайдов:

Содержание информации

 

Используйте короткие слова и предложения.

Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных.

Заголовки должны привлекать внимание аудитории

Расположение информации  на странице

Предпочтительно горизонтальное расположение информации.

Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней

Шрифты

Для заголовков – не менее 24.

Для информации не менее 18.

Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния.

Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.

Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание.

Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных)

Способы

выделения

информации

Следует использовать:

рамки; границы, заливку;

штриховку, стрелки;

рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов

Объем

информации

Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений.

Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде

Виды слайдов

Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов:

с текстом;

с таблицами;

с диаграммами

Рекомендации к защите            презентации

Соотносите материал печатного доклада с чередованием слайдов презентации. Сделайте пометки в тексте доклада, где нужно сменить слайд

Эссэ

Написание эссе – это вид внеаудиторной самостоятельной работы студентов по написанию сочинения небольшого объёма и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно и обычно неполно (приложение 3). Тематика эссе должна быть актуальной, затрагивающей современные проблемы области изучения дисциплины. Студент должен раскрыть не только суть проблемы, привести различные точки зрения, но и выразить собственные взгляды на неё. Этот вид работы требует от студента умения чётко выражать мысли как в письменной форме, так и посредством логических рассуждений, ясно излагать свою точку зрения.

Эссе, как правило, имеет задание, посвящённое решению одной из проблем, касающейся области учебных или научных интересов дисциплины, общее проблемное поле, на основании чего студент сам формулирует тему. При раскрытии темы он должен проявить оригинальность подхода к решению проблемы, реалистичность, полезность и значимость предложенных идей, яркость, образность, художественную оригинальность изложения.

Затраты времени на подготовку материала зависят от трудности сбора информации, сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку – 4 ч, максимальное количество баллов – 5.

В качестве дополнительного задания планируется заранее и вносится в карту самостоятельной работы в начале изучения дисциплины. Эссе может быть представлено на практическом занятии, на конкурсе студенческих работ, научных конференциях.

Роль преподавателя:

  • помочь в выборе источников по теме;
  • помочь в формулировании темы, цели, выводов;
  • консультировать при затруднениях.

Роль студента:

  • внимательно прочитать задание и сформулировать тему не только актуальную по своему значению, но и оригинальную и интересную по содержанию;
  • подобрать и изучить источники по теме, содержащуюся в них информацию;
  • выбрать главное и второстепенное;
  • составить план эссе;
  • лаконично, но ёмко раскрыть содержание проблемы и свои подходы к её решению;
  • оформить эссе и сдать в установленный срок.

Критерии оценки:

  • новизна, оригинальность идеи, подхода;
  • реалистичность оценки существующего положения дел;
  • полезность и реалистичность предложенной идеи;
  • значимость реализации данной идеи, подхода, широта охвата;
  • художественная выразительность, яркость, образность изложения;
  • грамотность изложения;
  • эссе представлено в срок.

Доклад. Алгоритм составления.

    1. Вначале нужно сформулировать тему так, чтобы она звучала понятно для самого докладчика. Потом собрать доступный материал по ней. Имеется в виду настоящий список используемой литературы, а не тот, который пишут, чтобы произвести впечатление на преподавателя. Студентам рекомендуется использовать от десяти источников. После этого начинается работа с источниками информации.

2  В отдельном файле или отдельной тетрадке выписываются основные положения. Можно сделать табличку: в строчках будут вопросы, а в колонках авторы. Вопросы зависят от темы доклада, но в общих чертах звучат так: "Что нового сказал данный автор по данной теме? На чьи труды опирался? К каким последствия это привело?" После этого этап подготовительной работы можно считать завершенным.

3 Доклад начинайте с правильно оформленного титульного листа, затем следует оглавление, потом введение, основная часть и заключение. Введение может быть совсем коротким, буквально две-три фразы. А может занимать первую страницу. Докладчику нужно обозначить, какую тему он затронул и с чем это связано. Например, « Законодательство в области архивного дела включает в себя различные виды нормативных правовых актов и методических рекомендаций, которые в совокупности представляют собой сложный регулирующий механизм. Основная часть может быть разбита на пункты. В докладе автор практически не имеет права делать свои выводы. Он лишь обобщает и систематизирует то, что написали другие. В заключении докладчик может сказать, что тема требует дальнейшего исследования, либо она отражена неполно, либо укажет, что исследования активно ведутся по сей день.

4 Доклад бывает письменный и устный. Письменный (особенно по гуманитарным дисциплинам) мало чем отличается от реферата. Разве что объем меньше. Устный доклад - это концентрат письменного. Для того, чтобы подготовить устный доклад, нужно сделать подачу материала еще более четкой и внятной. Это достигается за счет терминов, особого построения фраз (научный стиль речи), отсутствия авторских рассуждений. Устный доклад не превышает пятнадцати минут, причем скорость речи докладчика - не чаще ста двадцати слов в минуту.

Аннотация

     Написание аннотации – это вид внеаудиторной самостоятельной работы студентов по написанию краткой характеристики книги, статьи (приложение 4). В ней излагается основное содержание данного произведения, даются сведения о том, для какого круга читателей оно предназначено. Работа над аннотацией помогает ориентироваться в ряде источников на одну тему, а также при подготовке обзора литературы.

Студент должен перечислить основные мысли, проблемы, затронутые автором, его выводы, предложения, определить значимость текста.

Затраты времени на написание аннотации зависят от сложности аннотируемого материала, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку – 4 ч, максимальное количество баллов – 5.

В качестве дополнительного задания написание аннотации планируется заранее и вносится в карту самостоятельной работы в начале изучения дисциплины. Аннотация может быть представлена на практическом занятии или быть проверена преподавателем.

Роль преподавателя:

•        определить источник аннотирования или помочь в его выборе;

  • консультировать при затруднениях.

Роль студента:

  • внимательно изучить информацию;
  • составить план аннотации;

•        кратко отразить основное содержание аннотируемой информации;

  • оформить аннотацию и сдать в установленный срок.

Критерии оценки:

  • содержательность аннотации;
  • точная передача основных положений первоисточника;
  • соответствие оформления требованиям;
  • грамотность изложения;
  • аннотация сдана в срок.

Образец оформления аннотации

АННОТАЦИЯ

на первоисточник (статью, книгу, сочинение и пр.)

Фамилия автора, полное наименование работы, места и год издания

  1. Краткие сведения об авторе.
  2. Вид издания (статья, книга, учебник, сочинение, программа и     пр.).
  3. Целевая аудитория издания.
  4. Цели и задачи издания.
  5. Структура издания и краткий обзор содержания работы.
  6. Основные мысли, проблемы, затронутые автором.
  7. Выводы и предложения автора по решению затронутых
    проблем.
  8. Автор аннотации.

Подготовка информационного сообщения

– это вид внеаудиторной самостоятельной  работы  по  подготовке  небольшого  по  объему  устного сообщения  для  озвучивания  на  занятии.  Сообщаемая  информация  носит

характер  уточнения  или  обобщения,  несет  новизну,  отражает  современный

взгляд по определенным проблемам.

Сообщение  отличается  от  докладов  и  рефератов  не  только  объемом информации, но и ее характером – сообщения дополняют изучаемый вопрос фактическими  или  статистическими  материалами.  Оформляется  задание письменно,  оно  может  включать  элементы  наглядности  (иллюстрации, демонстрацию).

Регламент времени на озвучивание сообщения – до 5 мин.

Роль студента:

- собрать и изучить литературу по теме;

- составить план или графическую структуру сообщения;

- выделить основные понятия;

- ввести в текст дополнительные данные, характеризующие объект изучения;

- оформить текст письменно;

- сдать на контроль преподавателю и озвучить в установленный срок

Структура реферативного сообщения:

1. Тема реферативного сообщения и ее выбор

Основные требования к этой части реферативного сообщения:

Тема должна быть сформулирована грамотно с юридической точки зрения: в названии реферативного сообщения следует определить четкие рамки рассмотрения темы, которые не должны быть слишком широкими или слишком узкими. Следует, по возможности, воздерживаться от использования в названии спорных с научной точки зрения терминов, излишней наукообразности, а также от чрезмерного упрощения, равно как и усложнения формулировок.

2. Оглавление

Сразу после титульного листа должно идти оглавление. Реферативное сообщение должно состоять из четырех основных частей:

- введение,

- основная часть (она может состоять из нескольких глав),

- заключение,

- список использованной литературы.

3. Основные требования к введению

Введение должно включать в себя краткое обоснование актуальности темы реферативного сообщения, которая может быть связана с неразработанностью вопроса в науке, а также с многочисленными теориями и спорами, которые вокруг него возникают. В этой части необходимо также показать, почему данный вопрос может представлять научный интерес и какое может иметь практическое значение. Таким образом, тема реферативного сообщения должна быть актуальна либо с научной точки зрения, либо из практических соображений. Очень важно выделить цель (или несколько целей) и задачи, которые требуется решить для реализации цели. Например, целью может быть показ разных точек зрения на ту или иную правовую проблему, а задачами могут выступать описание ее характеристик с позиции ряда авторов, освещение ее практических последствий и т.д. Обычно одна задача ставится на один параграф реферативного сообщения.

Введение должно содержать также краткий обзор использованной литературы, в котором указывается взятый из того или иного источника материал, анализируются его сильные и слабые стороны. Объем введения обычно составляет 1 страницутекста.

4. Требования к основной части реферативного сообщения.

Основная часть реферативного сообщения содержит материал, который отобран для рассмотрения проблемы. Необходимо обратить внимание на обоснованность распределения материала на параграфы, умение формулировать их название, соблюдение логики изложения. Основная часть реферативного сообщения, кроме содержания, выбранного из разных научных источников, также должна включать в себя собственное мнение автора и самостоятельно сформулированные выводы, опирающиеся на приведенные факты.

5. Требования к заключению.

Заключение – часть реферативного сообщения, в которой формулируются выводы по параграфам, обращается внимание на выполнение поставленных во введении задач и целей (или цели). Заключение должно быть четким, кратким, вытекающим из основной части. Объем заключения –1 страница.

6. Основные требования к списку использованной литературы

Источники должны быть перечислены в алфавитной последовательности (по первым буквам фамилий авторов или по названиям сборников). Необходимо указать место издания, название издательства, год издания.

7. Итоговая оценка за реферативное сообщение выставляется по результатам устной защитной процедуры.

Требования к написанию конспекта.

Конспект (лат. conspectus - обзор, изложение, краткая запись содержания произведения или лекции).

В качестве обязательного составного элемента в него включается план изучаемого произведения.

Конспектирование начинается с составления точного, тщательно продуманного плана. Хорошим можно назвать лишь тот конспект, который построен в полном соответствии с планом произведения. Конспект включает тезисы, которые составляют основу его содержания. Тезисы не содержат фактического материала, приводимого в книге или произведении. Кроме того, в них внимание сосредоточивается на выводах автора, что придает записи некоторую отрывочность. Тезисы характеризуются также большей краткостью, сжатостью и категоричностью. Можно сказать, что конспект – это тезисы в несколько расширенном виде, а главное – дополненные рассуждениями и доказательствами автора. Следовательно, чтобы хорошо конспектировать, нужно научиться правильно составлять план и тезисы. Наконец, в конспект входят и выписки: отдельные выдержки, факты, примеры, цифры, таблицы и схемы, взятые из читаемой книги.

Следует различать запись лекции и конспектирование книги. Отличие состоит в том, что при конспектировании мы работаем с печатным текстом, темп чтения зависит от читающего; можно остановиться, прочитать еще раз и подумать, чего нельзя делать при записи лекции. Следует стремиться, по возможности, все записывать своими словами, так как записанная своими словами мысль уже переработана в сознании читающего и сформулирована им.

Различают два вида конспекта – простой и сложный.

Простой конспект представляет собой сплошную запись без особого анализа и оценки текста. Составление сложного конспекта требует более высокого уровня умения работы с книгой. Здесь необходимы навыки расчленения текста, критического рассмотрения и обобщения прочитанного. Сложный конспект  включает в себя, как уже говорилось выше, план, тезисы, цитаты. Рекомендуется выделять заголовки, подчеркивать наиболее важные положения.

 Приступая к составлению конспекта, надо, прежде всего, указать выходные данные книги (статьи): фамилию автора произведения, полное название работы, год издания, наименование издательства. При конспектировании статей необходимо записать название журнала, газеты или сборника, где статья напечатана. В тексте конспекта следует обязательно отмечать страницы конспектируемой книги, чтобы в случае надобности можно было, руководствуясь конспектом, быстро отыскать в ней нужное место. После окончания работы обучающийся должен самостоятельно сформулировать выводы.

План внеклассного мероприятия имеет следующую структуру:

  1. Цель
  2. Форма мероприятия
  3. Метод проведения
  4. Участники
  5. Оснащение
  6. Ход мероприятия:
  • подготовительный этап;
  • сценарий внеклассного мероприятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания для студентов по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по дисциплине «ЕН.02 Основы компьютерного моделирования»

Методические указания для студентов по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по дисциплине ЕН.02 Основы компьютерного моделирования является частью основной профессиональной образовательной п...

Методические указания для студентов по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по дисциплине «ОП.14 Радиотехнические цепи и сигналы»

Методические указания для студентов по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по дисциплине ОП.14 Радиотехнические цепи и сигналы являются частью основной профессиональной образовательной прог...

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине ОГСЭ.03 Иностранный язык Специальность 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)»

Данные методрекомендации для внеаудиторной работы предназначены для студентов 2- 3 курса специальности "Экономика и бухгалтерский учёт  (по отраслям)"...

Программа учебной дисциплины ОП.04 Документационное обеспечение управления. Специальность 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Программа учебной дисциплины ОП.04 Документационное обеспечение управления. Специальность 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (базовая подготовка) в соответствии ФГОС...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине ОП.02 Финансы, денежное обращение и кредит для специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по учебной  дисциплине ОП 02. Финансы, денежное обращение и кредит  по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерс...