Открытый урок с применением ИКТ
план-конспект занятия

Хорошавцева Ольга Анатольевна

Технологическая карта урока по теме "Графическое изображение рядов распределения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 09102019_graficheskoe_izobrazheni_ryadov_raspredeleniya.docx43.71 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О. преподавателя: Хорошавцева Ольга Анатольевна

Группа: СБД-18 Дата: 09.10.2019 г.  Предмет: ОП.02 Статистика

Тема занятия: Графическое изображение рядов распределения

Цель занятия: Проведения анализа рядов распределения на основе их графического изображения.

Тип занятия: Комбинированный с применением компьютерных технологий.

Актуальность занятия заключается в формировании у обучающихся выводов о характере исследования явления на основе собранных и обработанных данных статистического наблюдения.

 Задачи занятия:

  1. Образовательные: Углубление сущности понятия рядов распределения, совершенствование, расширение знаний комбинационной группировки, познакомить обучающихся с графическим изображением рядов распределения.
  2. Развивающие: развить умение анализировать ряды распределения; развитие внимания, умений математически и графически оформлять результаты деятельности, проводить наблюдения, графически оформлять результаты деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практический деятельности.
  3. Воспитательные: воспитание самостоятельности, формирование определенных подходов, позиций, воспитание сотрудничества, умению работать в коллективе, общительности, коммуникативности.

ЗОТ: материал урока соответствует возрастной группе, воссоздание эмоционально-положительной атмосферы на уроке, проветривание помещения

Межпредметные связи: Информационные технологии в профессиональной деятельности, Экономика организации, Математика.

Методы: интерактивные.

Кабинет: Информатики

Продолжительность мероприятия: 45 мин.

Оборудование: мультимедийная установка, ноутбуки, учебники под редакцией В.С.Мхитаряна.

ХОД УРОКА

  1. Организационный этап.

Цель этапа:. Быстрое включение студентов в рабочий ритм. Воспитание ответственности за порученное дело. Подготовка к уроку, осмотр внешнего вида, отметки в журнале, проверка наличия обучающихся, отметила в журнале и сообщила цель занятия и ход урока.

  1. Актуализация знаний.

Преподаватель: На прошлом занятии мы с вами узнали, что в результате обработки и систематизации первичных данных статистического наблюдения получают простейший вид группировки, называемый рядом распределения. В них известна численность единиц наблюдения в группах, представленная в абсолютном и относительном выражении.

Что же из себя представляет ряд распределения?

Студенты дают ответ. Ряд распределения — представляет собой упорядоченное распределение единиц изучаемой совокупности на группы по определенному признаку.

Он характеризует состав (структуру) изучаемого явления, позволяет судить об однородности совокупности, закономерности распределения и границах варьирования единиц совокупности.

Преподаватель: Какие различают ряды распределения в зависимости от признака, положенного в основание построения ряда распределения?

Студенты дают ответ: Атрибутивные и вариационные.

Преподаватель: Чем они отличаются? Приведите примеры.

Студенты дают ответ. Ряды распределения, построенные по качественным признакам, называют атрибутивными. Ряды распределения, построенные по количественному признаку, называют вариационными.

Примером атрибутивных рядов может служить распределение населения по полу, характеру труда, национальности, профессии и т.д.

Примером вариационного ряда может служить распределение населения по возрасту, рабочих - по стажу работы, заработной плате и т.д.

Вариационные ряды распределения состоят из двух элементов: вариантов и частот.

Числовые значения количественного признака в вариационном ряду распределения называются вариантами.

Они могут быть положительными и отрицательными, абсолютными и относительными. Так, при группировке предприятий по результатам хозяйственной деятельности вариантами могут быть положительные (прибыль) или отрицательные (убыток) числа.

Частоты- это численности отдельных вариантов или каждой группы вариационного ряда, т.е. это числа, показывающие, как часто встречаются те или иные варианты в ряду распределения.

Сумма всех частот называется объемом совокупности и определяет число элементов всей совокупности.

Частости- это частоты, выраженные в виде относительных величин (долях единиц или процентах).

Сумма частостей равна единице или 100%. Замена частот частостями позволяет сопоставить вариационные ряды с разным числом наблюдений.

Вариационные ряды в зависимости от характера вариации подразделяются на дискретные и итервальные.

Дискретные вариационные ряды основаны на дискретных (прерывных) признаках, имеющих только целые значения (например, число детей в семье, тарифный разряд служащего).

Интервальные вариационные ряды основаны на непрерывных признаках (принимающих любые, в том числе и дробные, значения).

Преподаватель: Да, правильно. Пожалуйста, посмотрите на экран и скажите ряды каких видов здесь представлены?

Таблица 1. Распределение работников отделения банка по образованию

Образование

Число сотрудников

Удельный вес в общей численности сотрудников, %

Высшее

9

75

Среднеспециальное

3

25

ИТОГО

12

100

Таблица 2. Распределение работников отделения банка по стажу работы

Стаж работы, х лет

Количество человек, f

Удельный вес сотрудников, % к итогу

1

4

27

2

1

7

3

2

13

4

2

13

5

2

13

6

1

7

7

3

20

Всего

15

100

         Таблица 3. Интервальный ряд распределения работников организации по стажу работы

Стаж работы, х лет

Количество человек, f

Удельный вес сотрудников, % к итогу

До 3х лет

5

33

3-5

4

27

5-7

3

20

7 и более

3

20

Всего

15

100

В таком виде характер вариации признака отражается гораздо отчетливее, нежели в ранжированном ряде. Рассматривая интервальный ряд распределения, сразу можно сказать, в каких группах наблюдается скопление случаев, т.е. какой вес является преобладающим.

Преподаватель: Да, вы все верно обозначили. Из представленных примеров нетрудно заметить, что правила построения рядов распределения аналогичны правилам построения группировки данных.

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Напомню цель нашего занятия: Проведения анализа рядов распределения на основе их графического изображения. Урок применения знаний и умений.

Преподаватель: Графическое изображение рядов распределения можно изобразить в виде Полигона, Гистограммы, Кумуляты и Огивы. Откроем учебник на стр 57.

Студенты открывают и вместе с преподавателем обсуждаютграфики построения рядов распределения в виде Полигона, Гистограммы, Кумуляты и Огивы. Читаем стр 57-59 учебника.

  1. Первичное закрепление

Преподаватель: Т.о., кто по математике знает, как строить графики функций, то для этх студентов не будет проблемы в построении Полигона, Гистограммы, Кумуляты и Огивы..

  1. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации

Преподаватель: Но мы с вами живем в современном мире информационных технологий. Поэтому мы построим с вами Полигон, Гистограмму, Кумуляту и Огивы  в виде диаграмм или схем.

Включаем ноутбуки , программу Excel.

Итак, я буду строить вместе с вами.

Задание 1. Построить Полигон распределения студентов по экзаменационному баллу в соответствии с таблицей 1.

Экзаменационный бал

Число студентов, чел

Удельный вес сотрудников, % к итогу

5

16

32

4

23

46

3

7

14

2

4

8

ИТОГО

50

100

Полигон используется при изображении дискретных вариационных рядов.

Рис.1 Полигон распределения студентов по экзаменационному баллу. распределения строительных фирм по среднесписочной численности

Задание 2. Построить Гистограмму распределения строительных фирм по среднесписочной численности работающих соответствии с таблицей 2.

Гистограмма применяется для изображения интервального вариационного ряда.

Таблица 2. Распределение строительных фирм по среднесписочной численности работающих

Численность работающих, чел

Число строительных фирм

Удельный вес сотрудников, % к итогу

100-200

12

15

200-300

18

23

300-400

25

31

400-500

14

17

500-600

11

14

80

100

Рис.2 Гистограмма распределения строительных фирм по среднесписочной численности работающих

Как уже мы с вами узнали, для графического изображения вариационных рядов может использоваться кумулятивная кривая. При помощи кумуляты изображается ряд накопленных частот. Давайте построим кумуляту распределения строительных фирм по среднесписочной численности работающих по данным таблицы 2, добавив столбец со значениями накопленных частот.

Таблица 2. Распределение строительных фирм по среднесписочной численности работающих

Численность работающих, чел

Удельный вес сотрудников, % к итогу

Накопленные частоты

100-200

15

15

200-300

23

38

300-400

31

69

400-500

17

86

500-600

14

100

100

Рис.3 Кумулята  распределения строительных фирм по среднесписочной численности работающих

Если при графическом изображении вариационного ряда в виде кумуляты оси поменять местами, то получим огиву. Давайте ее и построим.

Рис.4 Огива распределения строительных фирм по среднесписочной численности работающих

Преподаватель спрашивает, есть ли какие –либо трудности при построении графиков.

  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению: Стр 61 учебника, задачи 11 и 12 – Вашим дом заданием будет построить ряды расределения в графическом виде.
  2. Рефлексия (подведение итогов занятия)
  • Давайте  подведем итог сегодняшнего занятия.

Графическое изображение рядов распределения позволяет наглядно представить распределение данных статистического наблюдения. Т.е. анализ рядов распределения можно для наглядности проводить на основе их графического изображения. А для этой цели строят ЧТО???


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока с применением ИКТ по Устройству, техническому обслуживанию и ремонту автомобилей. для автомехаников

Методическая разработка открытого урокас применением информационно-компьютерных технологийпо МДК 1. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей.для профессии 23.02.03 «Автомех...

Методическая разработка открытого урока «Область применения древесины в строительстве» по ПМ 01. МДК 01.01. Участие в проектировании архитектурно-конструктивной части проекта здания

Цели урока:- обучающая: расширить знания учащихся вобласти применения древесины;- развивающая: способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить сравнения, делать необходим...

Методическая разработка открытого урока с применением практико-ориентированной технологии по дисциплине ОДП.п.13 Экономика на тему «Валюта»

Методическая разработка открытого урока с применением практико-ориентированной технологии по дисциплине ОДП.п.13 Экономика на тему «Валюта» рекомендована для преподавателей экономических и...

Тема: «Дорожные знаки. Предупреждающие знаки». (открытый урок комплексного применения знаний и умений).

1. Классификация дорожных знаков. 2. Предупреждающие знаки, их назначение. 3. Общий признак предупреждения 4. Правила установки предупреждающих знаков. 5. Название и назначение каждого знака. 6. Дейст...

МР открытого урока с применением элементов технологии стартапа

Методическая разработка урока по теме «Сложные предложения. Составление плана - конспекта по тексту  «Англоговорящие страны» представляет собой  проведения комбинированного...

Открытый урок с применением ИКТ "Приготовление блюд из овощей"

Открытый урок "Приготовление блюд из овощей". План урока, технологические карты, оценочный материал....

Открытый урок с применением ИКТ " Приготовление дрожжевого теста и изделий из него"

План - конспект урока учебной практики с подборкой тестов, технологических карт и схем....