Лекции по дисциплине «Экспертиза проектно-сметной документации»
план-конспект урока

Байдина Ирина Александровна

Лекции по  дисциплине «Экспертиза проектно-сметной документации» предназначены для обучающихся по программе дополнительного профессионального образования Сметное дело и экспериза смет

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lektsii_ekspertiza_psd.docx59.89 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

 «Белгородский строительный колледж»

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

по  дисциплине «Экспертиза проектно-сметной документации»

 по программе дополнительного профессионального образования

Сметное дело и экспериза смет

Разработал преподаватель экономических дисциплин   Байдина И.А.

БЕЛГОРОД, 2020

Экспертиза проектно-сметной документации.

Экспертиза проектно-сметной документации является обязательной процедурой при проведении строительства, реконструкции или капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением объектов, перечень которых приведен в Градостроительном кодексе РФ (ст. 49).

Необходимость проведения строительной экспертизы обусловлена требованиями по безопасности и качеству строительных объектов.

Экспертиза может проводиться уполномоченными государственными структурами, а также частными компаниями, имеющими аккредитацию на проведение соответствующих процедур. Экспертизу могут проводить только аттестованные специалисты.

Процедура проведения экспертизы ПСД регламентирована и представляет собой определенный порядок исследования и анализа проектной документации. Для государственных органов регламент проведения экспертизы утвержден Положением Правительства РФ от 05.03.2007 № 145. Негосударственные органы, имеющие право на проведение экспертизы проектной документации, прописывают регламент процедуры внутренним документом, который находится в общем доступе.

Проектная документация имеет три основных стадии подготовки:

  • разработка эскизного проекта – предпроектное предложение (ЭП);
  • разработка проектной документации (ПД);
  • разработка рабочей документации (РД).

Государственная экспертиза проводится только на втором этапе – при разработке комплекта проектной документации. На данной стадии осуществляется контроль соответствия проекта действующим нормам и стандартам, а также требованиям безопасности.

Негосударственная экспертиза может проводиться на любом этапе проектирования, в зависимости от целей исследования проектной документации. В отличие от государственной экспертизы проектной документации, негосударственная экспертиза может не только проверить объект на соответствие действующим нормам и стандартам, но и оценить экономическую целесообразность проекта, проверить актуальность сметной документации, оценить социальный эффект строительства и т.д.

Цели негосударственной экспертизы определяет Заказчик, который составляет соответствующее техническое задание по определенной форме.

Наверх


Правовое обеспечение экспертизы проектной документации.

Деятельность в области экспертизы проектной документации регламентируется Федеральным законодательством РФ, Градостроительным Кодексом РФ и другими действующими нормативными актами. Кодекс определяет объекты, в отношении которых проведение экспертизы обязательно, а также объекты, в отношении которых процедура проведения экспертизы проектной документации не является обязательной (Градостроительный кодекс ст.49).

Экспертизу проектной документации в отношении объектов капитального строительства имеют право осуществлять как государственные уполномоченные органы, так и частные юридические лица, имеющие аккредитацию на осуществление соответствующих видов деятельности (Градостроительный кодекс ст.49-50). Исключение составляют объекты, перечисленные в статье 49, проектная документация по которым подлежит только государственной экспертизе (это особо опасные, технически сложные, уникальные объекты и некоторые другие).

Результатом экспертизы является заключение о соответствии или несоответствии проектной документации действующим техническим регламентам, результатам инженерных изысканий и другим нормативным требованиям. Положительное заключение является основанием для получения разрешения на строительство.

Отрицательное заключение может быть обжаловано в судебном порядке. Также замечания экспертизы могут быть учтены и исправлены, после чего проектная документация может быть направлена на повторную экспертизу (Градостроительный кодекс РФ ст. 49).

Заключения негосударственной экспертизы, выданные юридическим лицом, имеющим соответствующую аккредитацию, согласно с федеральному закону № 337 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», имеют равную юридическую силу с заключениями госэкспертизы.

Требования к юридическому лицу для получения аккредитации на проведение негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий закреплены в Градостроительном кодексе РФ (ст. 50).

Экспертизу проектной документации могут проводить физические лица (эксперты), имеющие действующую аккредитацию на право проведения соответствующих экспертиз. Требования к физическим лицам для получения аккредитации прописаны в Градостроительном кодексе РФ (ст.49.1).

Правовое обеспечение экспертизы проектно-сметной документации.
Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года впервые предписал возможность проведения негосударственной экспертизы проектно-сметной документации. Статья 50 Градостроительного кодекса говорит, что лицо (или лица), осуществляющее подготовку проектной документации может обратиться для проведения экспертизы в негосударственную организацию. Проведение негосударственной экспертизы сопровождается заключением договора. Организация, проводящая негосударственную экспертизу проектно-сметной документации, должна быть аккредитована в определенном порядке, который устанавливается Правительством Российской Федерации.

Следующим шагом утверждения законности негосударственной экспертизы проектно-сметной документации стало Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года, закрепленной под номером 1070. Постановление утвердило следующие прилагаемые документы к градостроительному кодексу:

Положение о порядке проведения негосударственной экспертизы. Это положение на сегодняшний момент утратило силу. Вместо него теперь действует Постановление Правительства РФ от 31 марта 2012 года.

Правила проведения аккредитации юридических лиц на право проведения негосударственной экспертизы проектно-сметной документации. Данные правила были скорректированы Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2012 года.

Правила аккредитации определяют направления негосударственной экспертизы проектно-сметной документации, которые может осуществлять юридическое лицо, получившее аккредитацию. Позднее Минрегиона России выпустило Приказ, содержащий перечень направлений деятельности специалистов по экспертизе проектно-сметной документации:

Схемы планирования земельных участков

Архитектурные решения и объемное планирование

Область конструктивных решений

Организация процесса строительства

Системы водоснабжения, водоотведения и канализации

Газоснабжение

Электрические системы, автоматизированные системы, системы сигнализации

Электроснабжение и потребление электроэнергии

Вопросы охраны окружающей среды

Область противопожарной безопасности

Обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности

Федеральный закон Российской Федерации от 28.11.2011 № 337-ФЗ внес следующие изменения в Градостроительный кодекс: установление порядка аккредитации юридических лиц на право проведения негосударственной экспертизы проектно-сметной документации, определение процедуры ведения государственного реестра организаций, проводящих негосударственную экспертизу проектно-сметной документации. Кроме того, закон определил порядок аттестации и переаттестации лиц на право составления экспертных заключений, процедуру ведения государственного реестра аттестованных (переаттестованных) лиц.

В настоящее время регламент проведения негосударственной экспертизы проектно-сметной документации определяется Градостроительным Кодексом Российской Федерации со всеми внесенными изменениями.

Вопросы, на которые отвечает экспертиза проектно-сметной документации.

Правильно ли применены расценки и коэффициенты при составлении сметы?

Соответствует ли объем выполненных работ проектно-сметным бумагам?

Верно ли выполнены расчеты в смешанных ценах?

Соответствуют ли расчеты в базисных ценах расчетам в текущих ценах?

Правильно ли определены сроки строительства?

Соответствует ли стоимость проектных работ поставленному проектному заданию?

Соответствует ли проектная документация нормативным предписаниям?

Правильно ли будут расходоваться денежные средства?

Завышен ли объем трат на сопутствующие расходы?

Допущены ли ошибки или просчеты при подготовке пакета проектных документов?

Какова финансовая целесообразность проекта?

Какова социальная значимость планируемого строительства?

Какова экономическая привлекательность строительства планируемого здания или сооружения?

Государственная экспертиза проектной документации на особо опасные, технически сложные и уникальные объекты.

Государственная экспертиза проектной документации на особо опасные, технически сложные и уникальные объекты проводится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным правительством российской федерации.

Результатом государственной экспертизы проектной документации на особо опасные, технически сложные и уникальные объекты являются заключение о соответствии или несоответствии техническим регламентам проектной документации на особо опасные, технически сложные объекты, заключение о допустимости реализации проектной документации на уникальные объекты.

Отрицательное заключение государственной экспертизы проектной документации на особо опасные, технически сложные и уникальные объекты может быть обжаловано застройщиком в судебном порядке. Застройщик также вправе повторно направить проектную документацию на государственную экспертизу проектной документации на особо опасные, технически сложные и уникальные объекты после внесения в нее необходимых изменений.

Размер государственной пошлины за проведение государственной экспертизы проектной документации на особо опасные, технически сложные и уникальные объекты устанавливается Правительством Российской Федерации.

Срок проведения государственной экспертизы проектной документации на особо опасные, технически сложные и уникальные объекты определяется сложностью объекта государственной экспертизы, но не должен превышать четырех месяцев.

Порядок проведения государственной экспертизы проектной документации на особо опасные, технически сложные и уникальные объекты определяется Правительством Российской Федерации.

1.2 Сегодня предусмотрены три независимых экспертизы – государственная вневедомственная экспертиза при бывшем Госстрое России, экологическая и промышленная экспертизы. Каждая из них является самостоятельным юридическим лицом и взимает деньги с инвесторов (службы заказчика) за свою подпись и печать, но не несёт при этом никакой ответственности за безопасность и надежность возводимых сооружений.

Согласно Градостроительному кодексу, экспертиза предусматривается для:

проектов документов территориального планированияпроекта генерального плана поселения, проекта генерального плана городского округапроектной документации объектов капитального строительства, за исключением:

отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства);жилых домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки);многоквартирных домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования;отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности;отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, требуется установление санитарно-защитных зон.

Не подлежат государственной экспертизе проектная документация и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, в отношении следующих объектов капитального строительства:а) отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более 3, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства);б) жилые дома с количеством этажей не более 3, состоящие из не более 10 блоков, каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки);в) многоквартирные дома с количеством этажей не более 3, состоящие из не более 4 блок-секций, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования;г) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более 2, общая площадь которых составляет не более 1500 кв. метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности;д) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более 2, общая площадь которых составляет не более 1500 кв. метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется устанавливать санитарно-защитные зоны или требуется устанавливать санитарно-защитные зоны в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты.

Экспертиза проектной документации может проводиться на федеральном уровне или уровне субъектов Российской Федерации.

Так, на федеральном уровне проводится экспертиза проектной документации:

- объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на территориях двух и более субъектов РФ, в исключительной экономической зоне РФ, на континентальном шельфе РФ, во внутренних морских водах, в территориальном море РФ,

- объектов обороны и безопасности, иных объектов, сведения о которых составляют государственную тайну,

- объектов культурного наследия федерального значения (при проведении капитального ремонта в целях их сохранения),

- особо опасных, технически сложных и уникальных объектов.

Государственную экспертизу проектной документации на федеральном уровне проводит Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Росстрой).

 

Предметом государственной экспертизы проектной документации является оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, а также результатам инженерных изысканий.

То есть, государственная экспертиза проводится только в целях установления безопасности планируемого объекта, но никак не экономической целесообразности проекта или его соответствия требованиям градостроительных регламентов.

 

Однако, при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства за счет бюджетных средств предусмотрена обязательная проверка сметной стоимости инвестиционных проектов на предмет эффективности, достоверности и оценки обоснованности использования средств соответствующих бюджетов.

 

Государственная экспертиза проектной документации осуществляется за счет средств заявителя. Оплата услуг по проведению государственной экспертизы производится независимо от результата государственной экспертизы.

 Законодательством предусматривается проведение негосударственной экспертизы проектной документации.

На негосударственную экспертизу застройщик (заказчик) может направить проектную документацию, которые как подлежат, так и не подлежат государственной экспертизе. Однако направление на негосударственную экспертизу проектной документации, в отношении которых предусмотрена государственная экспертиза, не может заменить государственную экспертизу.

 Предмет в каждом конкретном случае проведения экспертизы должен уточняться в договоре, заключаемом застройщиком (заказчиком) и аккредитованной организацией. Это может быть и соответствие проектной документации требованиям безопасности, и экономическая целесообразность проекта, и социальная привлекательность проектируемого объекта и т.д.

1.2 С какой целью осуществляется негосударственная экспертиза проектно-сметной документации? Ход работ негосударственной экспертизы проектно-сметной документации:

  • определяет правильность принятых проектных решений;
  • определяет полноту, комплектность и правильность оформления проектной документации;
  • определяет соответствие произведенных работ по проектированию требованиям технического задания;
  • определяет соответствие данных сметной документации проекта фактическим расценкам и коэффициентам;
  • разделяет сметную документацию на 2 составляющие, на случай ремонта и реконструкцию объекта, которые осуществляется в целях оптимизации налогообложения;
  • оценивает соответствие данных документации проекта и сметы требованиям действующих регламентов: санитарного, эпидемиологического, экологического, норм пожарной безопасности и охране труда;
  • оценивает, соответствует ли проектно-сметная документация данным инженерных изысканий;
  • определяет соответствие документации заданию проектированию, градостроительным регламентам и плановым параметрам земельного участка.

Негосударственная экспертиза проектно-сметной документации может планироваться перед началом строительства, этапами расширения, работ по реконструкции, в периоды технического перевооружения, при консервации и ликвидации объектов, но и после этих работ.

С течением времени качество сметно-проектной документации из чисто технического вопроса перешел в разряд общеэкономического. Работы по оценке проектных шагов в проектных организациях строительства и оценки смет играют важную роль для комплексной оценки качества документации. Методы планирования, распределения и эффективности использования капиталовложений во многом определяются тем, насколько правильно были определены объемы стоимости возведения объектов. Как показывают результаты экспертизы, в последнее время проектно-сметная документация чаще всего не отвечают поставленным требованиям. Постоянно замечается завышение объемов сметной стоимости строительства.

Проведение экспертизы сметно-проектной документации необходимо:

1. Для контроля качества имеющейся документации проектно-сметной, особенно:

  • по выполнению проектировщиками обязательств, которые отражены в материалах договорных и исходно-разрешительных документов;
  • по соответствию произведенных работ по проекту требованиям нормативам документации;
  • по соответствию стоимости, объема и состава выполненных проектных работ спроектированному заданию, требованиям материалов исходно-разрешительных документов и договора;
  • по проверке на подтверждение эффективных проектных решений;
  • соответствию произведенных объемов строительных и монтажных работ проектным и сметам.

2. Негосударственная экспертиза бывает намного шире, чем государственная и наоборот:

  • по возможностям заказа параметров оценки с экономической точки выгодности проекта и социальной значимости сооружения, соответствию требованиям охраны государством объектов культурного наследия, проведению оценки соответствия требованиям экологии;
  • по возможностям заказа экспертизы только некоторого раздела, который состоит из нескольких вариантов, и на основании заключения экспертов выбрать вариант, обеспечивающий наилучшие характеристики.
  • по проверке и оценке нестандартных инновационных решений, не противоречащих правилам конструирования;

3. Материалы заключения исследований негосударственной экспертизы дополняют заявление для получения разрешения на строительство.

Проводя такую экспертизу проектно-сметной документации, в результате рассмотрения проектных документов на различных стадиях их завершения проектирования, легко устанавливаются те ошибки, которые наиболее характерны для документации проектов и смет. Эти ошибки сопряжены, прежде всего:

  • с неверным определением поступающих расходов, себестоимости плана, коэффициентами пересчета в настоящие цены и прочие затраты;
  • с неадекватным подбором подобных объектов;
  • со стоимостью, определённой в смешанных ценах;
  • завышением машино-смен, трудозатрат, стоимостью оборудования и материалов при составлении стоимости смет в действующих ценах методом ресурсов, расходов по транспорту и прочих;
  • завышенными сроками продолжительности строительства, способствующими к повышению затрат на командировочные расходы, сроками вахтового метода работы.

Негосударственную экспертизу проводят, чтобы оценить проектную документацию на соответствие значений инженерных изысканий, а также на соотношение параметрам необходимых требований: экологического, санитарно-эпидемиологического характера, требованиям ядерной, промышленной, радиационной, пожарной и иной безопасности, а также требованиям гос.охраны объектов культурного богатства. В отличие от государственной экспертизы значений инженерных изысканий, проводящей для оценки соответствия этих изысканий определённым техническим регламентам.

В ходе экспертных работ тщательно проверяется соответствие значений инженерных изысканий и документальных материалов проекта требованиям: размещения, организации территории, строительства и эксплуатации, а также проектирования строений, зданий и сооружений, нормативам технических документов и законодательным требованиям.

По действующему законодательству Российской Федерации на негосударственную экспертизу определяется срок в 3 месяца. Отпускается ровно 15 дней для процедуры негосударственной экспертизы, для создания и выдачи плана замечаний по проектным решениям. Если в договоре отмечено, можно устанавливать индивидуальные сроки негосударственной экспертизы. Их можно сократить до 15 дней.В ходе работы негосударственной экспертизы документации проекта допускается быстрое внесение любых необходимых изменений в документацию проекта. Но только в порядке, установленном в договоре.

Результат экспертных работ негосударственной экспертизы по рассмотрению проектно-сметной документации завершается:

  • положительным или отрицательным заключением установленной в РФ формы или Заключением эксперта с исследовательской частью.
  • Заключением негосударственной экспертизы (форму письменного Заключения выдают с замечаниями, рекомендациями по их устранению, выводами).

ЭКСПЕРТИЗА ПРОЕКТНО-СМЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ: ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА

17.11.2016

https://stroimprosto-msk.ru/wp-content/uploads/2016/07/149374-480x360.jpeg

В процессе организации и проведения строительных работ организаторы и участники процесса часто сталкиваются с необходимостью подтверждения имеющегося проекта и сметы, согласования бумаг с вышестоящими инстанциями.

Так, в большинстве случаев требуется экспертиза проектно-сметной документации. В чем особенности этого процесса? Кто проводит согласование? Как организована эта процедура в секторе строительства, и каков порядок? Эти и другие вопросы рассмотрены в статье.

Содержание страницы:

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Если говорить в целом, экспертиза проектно-сметной документации – комплекс мероприятий, который проводится государственными или негосударственными предприятиями, направленный на проверку проектных и сметных бумаг.

Процесс согласования представляет собой переходной этап, разделяющий два участка – подготовительный (составление документов) и практический (реализация проекта в секторе строительства).

Практика показала, что успех (неудачи) при выполнении строительных работ или реконструкции зданий находятся в прямой зависимости от качества составленных бумаг. Экспертиза проектно-сметной документации позволяет на ранней стадии выделить имеющиеся ошибки и обратить на них внимание исполнителя.

Специальная комиссия проводит комплексную проверку (исследование) каждого документа. Без согласования бумаг исполнитель не допускается к началу строительства. При этом порядок и правила не зависят от региона – они действуют на всей территории РФ (в Москве, Астрахани, Санкт-Петербурге и иных населенных пунктах).

В процессе экспертизы специалисты проверяют поступившие бумаги. Отдельное внимание уделяется их соответствию уже существующему техническому заданию, а также действующим нормативным актам. Сама проектная документация – кипа бумаг, в которую входит группа расчетов (в том числе и расходных), применяемых в процессе строительства. От точности вычислений зависит ресурс будущего здания и безопасность людей, которые будут его эксплуатировать.

Что касается проектных документов, они готовятся в четыре этапа:

  • Разрабатывается эскиз. Этот шаг обязателен для получения первоначальной разрешительной документации.
  • Готовится строительный проект. Эти бумаги потребуются для последующего планирования проведения работ.
  • Оформляются рабочие бумаги. Именно на них застройщик ориентируется в процессе строительства. Такие документы являются основой для проведения монтажа и прочих запланированных мероприятий.
  • Делается рабочий проект. Если речь идет о простом здании, то этап совмещает в себе рассмотренные выше работы (подготовку строительного проекта и рабочих бумаг). Если же речь идет о строительстве сложного объекта в Москве или другом городе, то подготовка проводится в более углубленном варианте.

Смотрите также:  Оформление исполнительной документации в строительстве: основные требования

ВИДЫ ЭКСПЕРТИЗЫ

Для успешного согласования готовых бумаг важно разобраться, что представляет собой этот процесс, и какие виды экспертизы на сегодня существуют. Такие знания актуальны и в случае проведения реконструкции, ликвидации или перевооружения объекта.

Выделяется два варианта экспертной проверки:

  • Государственная. В этом случае проведение экспертизы ложится на плечи официальных структур, органов исполнительной власти. Работа, как правило, проводится на 2-м этапе, когда исполнитель готовит проектные документы.
  • Негосударственная. В этом случае проведение всех мероприятий – задача юридических лиц (специальных компаний), которые получили соответствующее разрешение и имеют законное право выполнения таких работ в секторе строительства. Такие организации должны четко следовать правилам проведения экспертизы и соблюдать существующий порядок. Особенность проверки в том, что она проводится на любом из этапов подготовки документов (здесь отсутствуют жесткие критерии).

Появление государственной экспертизы в 2007 году стало настоящим спасением для многих организаций, работающих в секторе строительства. До этого процесс состоял из нескольких ступеней, что занимало много времени у организаторов процесса. Возможность проведения госэкспертизы ускорила бюрократические процедуры, а существующий порядок приобрел прозрачность для всех участников процесса.

Главный исполнительный орган – Росстрой. Если говорить точнее, то в упомянутой структуре имеется подразделение Госэкспертизы России, которое и берет на себя выполнение подобных работ.

После согласования процесса проведения госэкспертизы был утвержден и список объектов, попадающих под проверку. Сюда вошли здания повышенной сложности, объекты, предназначенные для укрепления обороноспособности государства и сооружения культурного наследия. Кроме того, в эту категорию попали строительные конструкции, являющиеся государственной тайной или возведение которых планируется в экономической зоне РФ. Приведенный список объектов строительства в реальности много шире, поэтому такие моменты стоит уточнять заранее.

Смотрите также:  Как снять участок с кадастрового учета — инструкция и рекомендации

Негосударственная экспертиза – некая альтернатива проверке, проводимой государственными органами. В этом случае работу выполняет:

  • Субъект госвласти в регионе, который представляет государство РФ и имеет все полномочия для проведения полного комплекса проверок.
  • Компания (юридическое лицо), имеющая на руках аккредитацию. Последняя должна подтверждать, что организация имеет право на проведение экспертной проверки строительной документации.

В отличие от госэкспертизы, в проверке участвуют менее сложные объекты, не входящие в список сооружений государственного значения. Кроме того, проведение экспертизы в негосударственных структурах допускается для вновь возводимых объектов строительства, где не обязательно обращение к государственным органам власти.

Если проверяющий орган соблюдает порядок, закрепленный на законодательном уровне, то его решение имеет аналогичную силу. При этом Ростехнадзор обязан принимать без каких-либо замечаний оформленные должным образом документы.

КАК ПРОВОДИТСЯ ЭКСПЕРТИЗА?

Отдельного внимания заслуживает порядок проведения экспертной проверки. Как упоминалось, при возведении объектов, имеющих федеральное значение, или в процессе строительства на уровне регионов требуется проведение экспертизы. При этом форма собственности не влияет на необходимость проведения таких процедур в Москве или любом другом населенном пункте РФ.

Экспертиза проводится в отношении технико-экономического обоснования, а список бумаг, передаваемых для проверки исполнительным органом, рассмотрен специальными правилами или действующими нормами РФ в секторе строительства.

Порядок организации экспертизы:

  • Первый этап – прием бумаг, которые необходимы для проверки. Здесь же документы получают номер для последующей фиксации в системе проверяющий организации. Время проведения такой процедуры – 1-3 суток.
  • Второй этап – рассмотрение проекта, к которому организация приступает после подтверждения факта оплаты. Здесь проверяющей структуре дается в распоряжение 26-30 суток. Возможны ситуации, когда в процессе проведения экспертизы уполномоченный орган нуждается в дополнительных изысканиях или расчетах, внесении новых разделов или глубокой переделке любого из них. Здесь экспертный орган обязан сообщить заказчику о выполнении таких работ. Также он сообщает порядок, который будет лежать в основе выполняемой работы.

Смотрите также:  Как снять с кадастрового учета объект недвижимости — инструкция и тонкости

Если исполнитель объекта строительства передал неполный пакет документов, то ему передается уведомление о будущем возврате бумаг.

  • Третий этап – подготовка заключения, которое перенаправляется органам, выдающим окончательный (комплексный) документ. Здесь же заказчик обязуется проанализировать имеющиеся замечания и внести корректировки в проект, устранить недочеты и замечания. Если все корректировки внесены в полном объеме, то проверяющий орган снимает замечания. К слову, на внесение изменений исполнителю выделяется определенное время, прописываемое в соглашении между сторонами.
  • Четвертый этап – оформление заключения. Здесь возможно два варианта – одобрение проектно-сметной документации или же ее отклонение (при необходимости внесения существенных корректировок). Порядок проверки подразумевает передачу документов в двух-трех экземплярах. При этом время на оформление одобрительного заключения составляет до 15 суток, но при условии, что все имеющиеся замечания были исправлены в оговоренный срок.

Сроки экспертизы могут различаться с учетом типа объекта:

  • Для жилищного строительства – 1,5 месяца (45 суток).
  • Для нежилых помещений – до 3 месяцев (90 суток).

Если заказчику выдается отказ (отрицательное заключение), то действующий порядок подразумевает обязательное проведение повторной экспертизы.

Такой вид экспертной оценки проводится в следующих случаях:

  • После внесения изменений в проект, но при условии, что последний ранее был утвержден уполномоченной структурой.
  • При серьезных корректировках в одном или нескольких разделах.
  • Когда требуется добавление новых разделов.

Что касается порядка проведения повторной экспертизы, то он аналогичен первичной проверке, суть которой описана выше.

Проведение экспертизы касательно проектных и сметных документов – важный этап, от прохождения которого зависит надежность будущего сооружения и безопасность людей.

Опытные специалисты проводят полный комплекс проверок и дают ответы на ряд ключевых вопросов – правильно ли расходуются деньги, целесообразен ли проект в финансовом плане, отсутствуют ли нарушения действующих норм и так далее. Все это дает гарантию возведения качественной постройки и отсутствия проблем при получении разрешения на ввод объекта в работу.

Источник: СТРОИМ ПРОСТО

ВВЕДЕНИЕ
Большое количество вопросов появляется при практической реализации Градостроительного кодекса, непосредственно связанной с экспертизой проектно-сметной документации. На сегодняшний момент существует три независимых экспертизы – экологическая, государственная вневедомственная, а также промышленная экспертизы. Все они представляют собой самостоятельное юридическое лицо и взимают деньги с инвесторов за печать и подпись, при этом на них не возложено никакой ответственности за надежность и безопасность сооружений, которые возводятся.
Государственную экспертизу проектно- сметной документации проводит комиссия, в состав которой входят высококвалифицированные специалисты.
На сегодняшний момент достаточно популярными являются специализированные проектно — сметные бюро, имеющие лицензию, а также и само право экспертных работ по документации. Эти бюро относятся к частным организациям, поэтому государственную экспертизу проектно-сметной документации относят к прерогативе специалистов государственных структур.
ПОНЯТИЕ «ПРОЕКТНО-СМЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ»Проектно-сметная документация — комплекс документов, раскрывающих сущность проекта и содержащих обоснование его целесообразности и реализуемости; документация, содержащая текстовые и графические материалы и определяющая архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции и/или технического перевооружения объектов капитального строительства и инженерных коммуникаций.
Содержание и объём проектно-сметной документации для отдельных объектов строительства определяются нормативными документами, инструкциями по разработке проектов и смет.
Градостроительный кодекс РФ устанавливает обязательность разработки проектной и сметной документации для планируемого строительства, реконструкции и капитального ремонта (если при проведении ремонта изменяются конструктивные и несущие элементы, а также объемные характеристики и безопасность здания) объектов коммерческой и промышленной недвижимости в границах земельного участка, на который должным образом оформлены имущественные права инвестора или застройщика. Для частных жилых домов разработки проектной документации не требуется (ст.48 ГСК РФ).
Комплект проектно-сметной документации включает текстовую часть и графическую часть. Комплектность и содержание проектной документации устанавливается Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. N 87 «О составе разделов проектной документации и требования к их содержанию».
Текстовые проектные материалы должны содержать сведения об объекте строительства, перечень принятых инженерно-технических решений, пояснительную записку, ссылки на нормативно-технические документы, регламентирующие подготовку проектной документации, а также проектные расчеты, обосновывающие принятые решения. Графическая часть содержит чертежи, на которых отображаются принятые проектно-технические решения в виде схем, планов и других документов в графической форме.
Графический материал (чертежи) отражает архитектурно-планировочные, конструктивно-компоновочные и технологические решения. Расчётно-пояснительная записка содержит сведения, обосновывающие техническую возможность строительства, надёжность и безопасность работы в конкретных условиях. Сметно-экономическая часть определяет стоимость строительства, обосновывает целесообразность затрат финансовых, материально-технических и трудовых ресурсов.
ЭКСПЕРТИЗА ПРОЕКТНО-СМЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
Экспертиза проектно-сметной документации – важнейший шаг при переходе от этапа планирования непосредственно к выполнению строительных работ. Зачастую судьба успеха или неудачи при строительстве и реконструкции зависит от правильности составления проектно-сметной документации. Экспертиза проектно-сметной документации представляет собой определенный порядок исследований пакета документов, необходимых для начала строительства. Этот комплекс мер по анализу документации предписан нормативными актами и разработан в четком соответствии с техническим заданием, требованиями исходно-разрешительной документации, нормами и правилами, действительными на территории Российской Федерации. Проектная документация представляет собой большой комплект документов, включающий расчеты всех систем, которые будет включать в себя планируемый объект.
Проектная документация имеет четыре основных стадии подготовки:
Разработка эскизного проекта. Производится для получения исходно-разрешительной документации.
Разработка непосредственно проекта строительства. Основной этап планирования строительных работ.
Подготовка рабочей документации – всех бумаг, необходимых для проведения строительных и монтажных мероприятий.
Подготовка рабочего проекта. Эта стадия совмещает в себе две предыдущих. Совмещение второго и третьего этапов возможно при проектировании простых объектов. При планировании больших сложных зданий или сооружений подготовка рабочей и проектной документации проводится отдельно и последовательно.
Государственная экспертиза проводится на втором этапе – при подготовке комплекта проектных документов. Негосударственная экспертиза может быть осуществлена на любом этапе подготовки документации – в зависимости от предмета исследования.
Особое значение экспертиза проектно-сметной документации имеет в области градостроительства.
Государственная экспертиза проектной документации проводится с целью установления безопасности проектируемого здания или сооружения, его соответствия предписаниям технического регламента. При проведении строительства на бюджетные средства осуществляется обязательный контроль сметной стоимости с целью определить достоверность расчетов, эффективность и целесообразность расходования бюджетных денежных средств.
Негосударственная экспертиза проектно-сметной документации проводится также с целью оценки экономической обоснованности проекта, социальной значимости планируемой постройки, а также установления соответствия проекта предписаниям градостроительного регламента. В каждом конкретном случае проведения негосударственной экспертизы четко определяется предмет проведения исследования.
Предмет экспертизы заносится в договор, заключаемый заказчиком проведения экспертизы с аккредитованной организацией. Вот неполный перечень вопросов, которые могут быть предметом проведения исследования:
Финансовая целесообразность и экономическая привлекательность планируемого сооружения.
Социальная значимость планируемого объекта.
Социальная значимость планируемого строительства (предоставление рабочих мест, заложенные в смету расходы на страхование работников, социальная поддержка семей работников и т.д.).
Соответствие проектных документов предписаниям инженерной безопасности объекта.
Правильность проведенных сметных расчетов.
Соответствие проектных документов предписаниям нормативных актов в области строительства.
В большинстве случаев экспертизу проектно-сметной документации проводят несколько экспертов – опытных специалистов в области строительства, планирования, монтажных работ, юриспруденции, управления и экономики. Эксперты обязаны обладать специальными знаниями в своей предметной области, которые дают им право на проведение исследований. Все больший объем в общем количестве анализа проектной и сметной документации отводится доле негосударственной экспертизы. Экспертиза проектно-сметной документации, как правило, распадается на два больших этапа – экспертиза проектной части и тщательное исследование смет. Экспертиза проектных документов – обязательный этап любого строительства. Вследствие допущенных ошибок при подготовке проектных документов уже готовый объект может быть не сдан в эксплуатацию. Экспертиза строительного проекта обнаруживает ошибки, неточности, просчеты, к тому же поможет избежать перерасхода средств из-за выбора неверной схемы финансирования строительства. Исследование смет проводится с целью проверки правильности расходования денежных средств. Зачастую правильно оформленные документы содержат серьезные ошибки в расчетах стоимости строительства и составлении сметных бумаг. Неправильное ведение документации при строительстве может повлечь серьезные штрафные санкции.
ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТНО-СМЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
Объекты федерального значения и объекты, относящиеся к субъектам федерации, проверяются государственной экспертизой. При проведении экспертизы сметы и проекта полномочия, а также компетенцию экспертной комиссии определяет особое положение.
Комиссия проводит экспертизу документации проекта по запросу территориальных структур МЧС или же административных органов власти города, или же экспертиза проводится на основании плана экспертиз проектной документации. Экспертная проверка затрагивает все чертежи и пояснительные записки к разделам проекта, — всю техническую документацию, поэтому состав комиссии формируют опытные люди, которые хорошо знают своё дело.
Специалисты проводят проверку всех позиций сметной документации, определяют целесообразность распределения средств, которые были выделены для осуществления данного проекта, грамотность расчётов, которые были произведены. Также проводится проверка и совпадение расчётов смет с наличием работ и объёмом в соответствии с проектом; сверяются расчёты стоимости с фактическим материалом, который имеется, определяются возможные случаи увеличения стоимости работ, а также материальных затрат.
Эксперты, входящие в состав комиссии, исследуют объект строительства на определённом этапе, определяют стоимость работ, устанавливают объём выполненных работ, а также проводят сравнение с проектными показателями. После окончания строительных или реставрационных работ, эксперты рассчитывают общую стоимость всего фронта работ, которые были произведены по разным (нескольким) сметам, потом сравниваются фактические расходы с теми, которые предложены по сметной документации. Такая экспертиза документации смет и проекта позволяет избежать ряда ошибок и просчётов.
Экспертная комиссия по проектной документации включает:
проверку соотношения документации сметы и проекта требованиям СНиП, СП, ПУЭ;
проверку объёмов работ по строительству, внесенных в документацию, а также их совпадение с предварительным тех. заданием;
экспертизу правильного выбора качества материала,
проверку сметных расчётов, которые были составлены, а также их соотношение к перечню работ, которые были внесены в проект;
проверку грамотности всех расчётов, которые были составлены инженерами;
проверку совпадения материалов для строительства, которые включены в проект и которые были фактически приобретены;
написание отчетов, соответствующих проверкам о результатах работы, которая была проведена экспертами,
проверку требований подрядчика на оценку работ и материалов, соответствующих данной документации сметы и проекта;
Экспертизу документации проекта проводят с целью проверки выполнения представленных разработчиками расчётов и требований технических регламентов:
требования экологических постановлений;
требования санитарно – эпидемиологических документов;
требования правил промышленной безопасности;
нормы государственной охраны в случае проведения работ на объектах культурного наследия;
нормативы Положения о пожарной безопасности и др.
ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТНО-СМЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года впервые предписал возможность проведения негосударственной экспертизы проектно-сметной документации. В статье 50 Градостроительного кодекса говорится, что лицо (или лица), осуществляющее подготовку проектной документации, может обратиться для проведения экспертизы в негосударственную организацию. Проведение негосударственной экспертизы сопровождается заключением договора. Организация, проводящая негосударственную экспертизу проектно-сметной документации, должна быть аккредитована в определенном порядке, который устанавливается Правительством Российской Федерации.
Следующим шагом утверждения законности негосударственной экспертизы проектно-сметной документации стало Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года, закрепленное под номером 1070. Постановление утвердило следующие документы, прилагаемые к Градостроительному кодексу:
Положение о порядке проведения негосударственной экспертизы. Это положение на сегодняшний момент утратило силу. Вместо него теперь действует Постановление Правительства РФ от 31 марта 2012 года.
Правила проведения аккредитации юридических лиц на право проведения негосударственной экспертизы проектно-сметной документации. Данные правила были скорректированы Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2012 года.
Правила аккредитации определяют направления негосударственной экспертизы проектно-сметной документации, которые может осуществлять юридическое лицо, получившее аккредитацию. Позднее Минрегиона России выпустило Приказ, содержащий перечень направлений деятельности специалистов по экспертизе проектно-сметной документации:
Схемы планирования земельных участков.
Архитектурные решения и объемное планирование.
Область конструктивных решений.
Организация процесса строительства.
Системы водоснабжения, водоотведения и канализации.
Газоснабжение.
Электрические системы, автоматизированные системы, системы сигнализации.
Электроснабжение и потребление электроэнергии.
Вопросы охраны окружающей среды.
Область противопожарной безопасности.
Обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности.
Федеральный закон Российской Федерации от 28.11.2011 № 337-ФЗ внес следующие изменения в Градостроительный кодекс: установление порядка аккредитации юридических лиц на право проведения негосударственной экспертизы проектно-сметной документации, определение процедуры ведения государственного реестра организаций, проводящих негосударственную экспертизу проектно-сметной документации. Кроме того, закон определил порядок аттестации и переаттестации лиц на право составления экспертных заключений, процедуру ведения государственного реестра аттестованных (переаттестованных) лиц.
В настоящее время регламент проведения негосударственной экспертизы проектно-сметной документации определяется Градостроительным кодексом Российской Федерации со всеми внесенными изменениями.
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Проектно-сметная_документацияhttp://sudexpa.ru/expertises/ekspertiza-proektno-smetnoi-dokumentatcii/https://monolitkapstroy.ru/ekspertiza-proektno-smetnoy-dokumentatsii-i-ee-provedenie.htmlhttp://sud-expertiza.ru/poryadok-ekspertizy-proektno-smetnoy-dokumentacii/

Экспертиза проектно-сметной документации

Экспертиза проектно-сметной документации – важнейший шаг при переходе от этапа планирования непосредственно к выполнению строительных работ. Зачастую судьба успеха или неудачи при строительстве и реконструкции зависит от правильности составления проектно-сметной документации. Экспертиза проектно-сметной документации представляет собой определенный порядок исследований пакета документов, необходимых для начала строительства. Этот комплекс мер по анализу документации предписан нормативными актами и разработан в четком соответствии с техническим заданием, требованиями исходно-разрешительной документации, нормами и правилами, действительными на территории Российской Федерации. Проектная документация представляет собой большой комплект документов, включающий расчеты всех систем, которые будет включать в себя планируемый объект. Проектная документация имеет четыре основных стадии подготовки:

  1. Разработка эскизного проекта. Производится для получения исходно-разрешительной документации.
  2. Разработка непосредственно проекта строительства. Основной этап планирования строительных работ.
  3. Подготовка рабочей документации – всех бумаг, необходимых для проведения строительных и монтажных мероприятий.
  4. Подготовка рабочего проекта. Эта стадия совмещает в себе две предыдущих. Совмещение второго и третьего этапов возможно при проектировании простых объектов. При планировании больших сложных зданий или сооружений подготовка рабочей и проектной документации проводится отдельно и последовательно.

Государственная экспертиза проводится на втором этапе – при подготовке комплекта проектных документов. Негосударственная экспертиза может быть осуществлена на любом этапе подготовки документации – в зависимости от предмета исследования.

Особое значение экспертиза проектно-сметной документации имеет в области градостроительства. Еще несколько лет назад негосударственной экспертизе проектно-сметной документации отводилась факультативная, незначительная роль. Однако в настоящее время Правительство Российской Федерации прилагает значительные усилия по поддержке негосударственной экспертизы для создания альтернативного института проектной экспертизы. Целью этих мероприятий является в глобальном смысле развитие экономики России путем создания конкуренции на рынке и развития экспертного дела в стране. Развитие негосударственной экспертизы проектно-сметной документации во многом способствует устранению излишней бюрократизации и «семейственности» традиционной государственной экспертизы. Государственная экспертиза проектной документации проводится с целью установления безопасности проектируемого здания или сооружения, его соответствия предписаниям технического регламента. При проведении строительства на бюджетные средства осуществляется обязательный контроль сметной стоимости с целью определить достоверность расчетов, эффективность и целесообразность расходования бюджетных денежных средств.

Негосударственная экспертиза проектно-сметной документации проводится также с целью оценки экономической обоснованности проекта, социальной значимости планируемой постройки, а также установления соответствия проекта предписаниям градостроительного регламента. В каждом конкретном случае проведения негосударственной экспертизы четко определяется предмет проведения исследования. Предмет экспертизы заносится в договор, заключаемый заказчиком проведения экспертизы с аккредитованной организацией. Вот неполный перечень вопросов, которые могут быть предметом проведения исследования:

  • Финансовая целесообразность и экономическая привлекательность планируемого сооружения.
  • Социальная значимость планируемого объекта.
  • Социальная значимость планируемого строительства (предоставление рабочих мест, заложенные в смету расходы на страхование работников, социальная поддержка семей работников и т.д.).
  • Соответствие проектных документов предписаниям инженерной безопасности объекта.
  • Правильность проведенных сметных расчетов.
  • Соответствие проектных документов предписаниям нормативных актов в области строительства.

В большинстве случаев экспертизу проектно-сметной документации проводят несколько экспертов – опытных специалистов в области строительства, планирования, монтажных работ, юриспруденции, управления и экономики. Эксперты обязаны обладать специальными знаниями в своей предметной области, которые дают им право на проведение исследований. Все больший объем в общем количестве анализа проектной и сметной документации отводится доле негосударственной экспертизы. Экспертиза проектно-сметной документации, как правило, распадается на два больших этапа – экспертиза проектной части и тщательное исследование смет. Экспертиза проектных документов – обязательный этап любого строительства. Вследствие допущенных ошибок при подготовке проектных документов уже готовый объект может быть не сдан в эксплуатацию. Экспертиза строительного проекта обнаруживает ошибки, неточности, просчеты, к тому же поможет избежать перерасхода средств из-за выбора неверной схемы финансирования строительства. Исследование смет проводится с целью проверки правильности расходования денежных средств. Избыточные траты средств способен обнаружить только очень опытный специалист в области экспертизы. Зачастую правильно оформленные документы содержат серьезные ошибки в расчетах стоимости строительства и составлении сметных бумаг. Неправильное ведение документации при строительстве может повлечь серьезные штрафные санкции.

В КАКИХ СЛУЧАЯХ НЕОБХОДИМА ЭКСПЕРТИЗА ПРОЕКТНО-СМЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ?

К экспертизе проектно-сметной документации прибегают в случаях, когда при оформлении документации допущены ошибки либо подозревается их наличие. Вот примерный список ситуаций, когда следует провести подобное исследование:

  1. Возникает вопрос о соответствии проведенных проектных работ предписаниям нормативных актов.
  2. Неправильно определены объемы плановой себестоимости, сопутствующих расходов, коэффициентов пересчета цен с учетом инфляции, общих затрат.
  3. Требуется рассчитать стоимость строительства в смешанных, базисных, текущих или прогнозируемых ценах.
  4. Случаи неправильного определения сроков строительства, что приводит к итоговому неоправданному увеличению затрат (ввиду повышения расходов на оплату труда, аренду строительной техники и т.п.).
  5. Требуется установить, соответствуют ли стоимость и объем выполненных проектных работ техническому заданию, задачам проектирования, а также предписаниям исходно-разрешительных и договорных документов.

Согласно методической документации (имеющей рекомендательный характер), расчет стоимости строительства может проводиться в следующих видах цен:

  • Базисным считается уровень цен 2000 г. (согласно ФСНБ-2001 в редакции 2014 г.)
  • Текущие цены. Цены, действительные на момент расчета стоимости строительства. Их еще называют фактическими или актуальными ценами.
  • Прогнозируемые цены. Цены, которые предположительно будут действительными на момент выполнения расчетного объема работ.

Кроме того, расчет стоимости строительства может быть произведен в смешанных ценах – имеется в виду, что расчет выполняется в российских ценах и в ценах, действительных в какой-либо другой стране. Подобные расчеты производятся, если материалы, оборудование или трудовые ресурсы поставляются из-за рубежа. Все расчеты с использованием различных цен чрезвычайно сложны, они должны проводиться квалифицированными специалистами во избежание значительных убытков, а также внезапного возникновения дефицита строительного бюджета. Неправильно рассчитанные цены могут иметь последствия в виде штрафных санкций проверяющих организаций. Сложность расчетов и серьезные последствия допущенных ошибок – еще один аргумент в пользу проведения экспертизы проектно-сметной документации.

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТНО-СМЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года впервые предписал возможность проведения негосударственной экспертизы проектно-сметной документации. В статье 50 Градостроительного кодекса говорится, что лицо (или лица), осуществляющее подготовку проектной документации, может обратиться для проведения экспертизы в негосударственную организацию. Проведение негосударственной экспертизы сопровождается заключением договора. Организация, проводящая негосударственную экспертизу проектно-сметной документации, должна быть аккредитована в определенном порядке, который устанавливается Правительством Российской Федерации.

Следующим шагом утверждения законности негосударственной экспертизы проектно-сметной документации стало Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года, закрепленное под номером 1070. Постановление утвердило следующие документы, прилагаемые к Градостроительному кодексу:

Положение о порядке проведения негосударственной экспертизы. Это положение на сегодняшний момент утратило силу. Вместо него теперь действует Постановление Правительства РФ от 31 марта 2012 года.

Правила проведения аккредитации юридических лиц на право проведения негосударственной экспертизы проектно-сметной документации. Данные правила были скорректированы Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2012 года.

Правила аккредитации определяют направления негосударственной экспертизы проектно-сметной документации, которые может осуществлять юридическое лицо, получившее аккредитацию. Позднее Минрегиона России выпустило Приказ, содержащий перечень направлений деятельности специалистов по экспертизе проектно-сметной документации:

  1. Схемы планирования земельных участков.
  2. Архитектурные решения и объемное планирование.
  3. Область конструктивных решений.
  4. Организация процесса строительства.
  5. Системы водоснабжения, водоотведения и канализации.
  6. Газоснабжение.
  7. Электрические системы, автоматизированные системы, системы сигнализации.
  8. Электроснабжение и потребление электроэнергии.
  9. Вопросы охраны окружающей среды.
  10. Область противопожарной безопасности.
  11. Обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности.

Федеральный закон Российской Федерации от 28.11.2011 № 337-ФЗ внес следующие изменения в Градостроительный кодекс: установление порядка аккредитации юридических лиц на право проведения негосударственной экспертизы проектно-сметной документации, определение процедуры ведения государственного реестра организаций, проводящих негосударственную экспертизу проектно-сметной документации. Кроме того, закон определил порядок аттестации и переаттестации лиц на право составления экспертных заключений, процедуру ведения государственного реестра аттестованных (переаттестованных) лиц.

В настоящее время регламент проведения негосударственной экспертизы проектно-сметной документации определяется Градостроительным кодексом Российской Федерации со всеми внесенными изменениями.

ВОПРОСЫ, НА КОТОРЫЕ ОТВЕЧАЕТ СПЕЦИАЛИСТ В ОБЛАСТИ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТНО-СМЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

  1. Правильно ли применены расценки и коэффициенты при составлении сметы?
  2. Соответствует ли объем выполненных работ проектно-сметным бумагам?
  3. Верно ли выполнены расчеты в смешанных ценах?
  4. Соответствуют ли расчеты в базисных ценах расчетам в текущих ценах?
  5. Правильно ли определены сроки строительства?
  6. Соответствует ли стоимость проектных работ поставленному проектному заданию?
  7. Соответствует ли проектная документация нормативным предписаниям?
  8. Правильно ли будут расходоваться денежные средства?
  9. Завышен ли объем трат на сопутствующие расходы?
  10. Допущены ли ошибки или просчеты при подготовке пакета проектных документов?
  11. Какова финансовая целесообразность проекта?
  12. Какова социальная значимость планируемого строительства?
  13. Какова экономическая привлекательность строительства планируемого здания или сооружения?

Темы: Подряд Взаимоотношения с иными контролирующими органами Автор: Пикалова Анна Глава юридической компании Dls-lex Опыт работы в сфере юриспруденции 21 год. Возглавляет собственную юридическую компанию Dls-lex, оказывающую юридические услуги бизнесу и частным лицам. Опыт собственных публикаций с 2012 года. Перед началом строительства компания-застройщик обязана отправить проектную документацию на экспертизу. Какие требования предъявляет закон, в каких случаях необходимо делать государственную экспертизу, а когда застройщик вправе обратиться в частную организацию. В этой статье Понятие экспертизы Когда экспертизу не проводят Виды экспертизы Образец договора о негосударственной экспертизе Как проводят госэкспертизу Какие нюансы у негосударственной проверки Что входит в понятие экспертизы проектной документации

 На сегодняшний день понятие «экспертиза» как таковое не нашло общего единого определения в законодательстве РФ. Тем не менее, изучив нормативные правовые акты  РФ в сфере экспертной деятельности, можно дать следующее определение: экспертиза – это оценка соответствия чего-либо (объекта, предмета, качества и т. д.) требованиям нормативных правовых документов РФ. В соответствии с Градостроительным кодексом РФ предметом экспертизы проектной документации является: оценка соответствия этой документации требованиям законов и подзаконных актов; проверка достоверности определения сметной стоимости строительства объектов, если такой проверки требует закон. Полезные статьи в журнале «Юрист компании» Экспертиза по подряду не в пользу компании. Как выиграть спор Разделите ответственность за ошибки в техзадании с подрядчиком Досудебные экспертные заключения в земельных спорах и судебная землеустроительная экспертиза: современные проблемы

 В рамках проведения экспертизы выясняют, соответствует ли проектная документация: техническим регламентам; санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды; требованиям государственной охраны объектов культурного наследия; требованиям к безопасному использованию атомной энергии; требованиям промышленной безопасности; требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики; требованиям антитеррористической защищенности объекта, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование; результатам инженерных изысканий, за исключением случаев проведения государственной экспертизы перед возведением объектов капитального строительства. Если в рамках государственной экспертизы проверяют проектную документацию, в отношении которой также проводится государственная экологическая экспертиза, оценка соответствия требованиям в области охраны окружающей среды не осуществляется. Помимо экспертизы проектной документации, проводится экспертиза результатов инженерных изысканий – согласно Градостроительному кодексу РФ, это оценка соответствия результатов изысканий требованиям технических регламентов. Когда для проектной документации не понадобится заключение экспертизы За экспертизой проектной документации компании-застройщику необходимо обращаться при возведении практически всех видов объектов капительного строительства. Исключение составляют: объекты ИЖС, садовые дома; жилые дома с количеством этажей не больше 3, состоящие из нескольких блоков, число которых не превышает 10 и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи; отдельно стоящие капитальные объекты с количеством этажей не больше 2, общая площадь которых составляет не более чем 1500 кв. м и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности. Также не нужна экспертиза для аналогичных объектов, в которых ведут такую деятельность, но для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или в границах участков, на которых расположены такие объекты, установлены данные зоны. По актуальным правилам экспертиза понадобится, если строительство перечисленных объектов планируется осуществлять в границах охранных зон трубопроводов. В одном деле суд не удовлетворил иск общества, которое требовало признать незаконным отказ городской администрации в выдаче разрешения на строительство. Общество не представило заключение экспертизы по проектной документации. Суд отклонил ссылку общества, что случай относится к исключениям, в которых экспертиза не нужна. Проектируемый объект находится в непосредственной близости от жилой застройки. Санитарно-защитная зона попадает как на жилые объекты, так и объекты иного назначения, что не обеспечивает установление зоны в границах участка, на котором планируется строительство (постановление АС Уральского округа от 27.09.2018 № Ф09-5961/18 по делу № А60-53733/2017). Какие виды экспертиз проектной документации существуют В законе выделяют два вида экспертиз проектной документации: государственную и негосударственную. Правительство РФ в постановлении № 145 от 05.03.2007 указало, в каких случаях требуется проведение государственной экспертизы проектной документации. Это необходимо для: Объектов, работы по которым предполагается осуществлять на территориях двух и более субъектов РФ, посольств, консульств и представительств РФ за рубежом, в исключительной экономической зоне РФ, на континентальном шельфе РФ, во внутренних морских водах, в территориальном море РФ, объектов обороны и безопасности, иных объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, автомобильных дорог федерального значения, капитальных объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования или воздушного транспорта (если объект возводят в рамках концессионного соглашения или иных соглашений, по которым у РФ возникнет право собственности на данные объекты). Кроме того, такую экспертизу проводят перед строительством или реконструкцией объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения. Объектов, сметная стоимость работ по которым согласно закону подлежит проверке на предмет достоверности ее определения. Такую проверку проводят в отношении капитальных объектов, если работы финансируют с привлечением средств бюджетов бюджетной системы РФ, средств юридических лиц, созданных РФ, субъектами РФ или муниципальными образованиями, а также юридических лиц, доля РФ, субъектов РФ или муниципальных образований в уставных /складочных капиталах которых составляет более 50 % (письмо Минстроя от 21.04.2017 № 14094-СМ/09). Объектов, работы по которым планируются в границах зон с особыми условиями использования территорий, режим которых предусматривает ограничение размещения таких объектов исходя из оценки их влияния на объект, место, в целях охраны которых установлена зона, или исходя из оценки влияния объекта, места, на размещаемый капитальный объект. А также объектов культурного наследия регионального и местного значения (если при проведении работ по их сохранению затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности указанного объекта). Правило работает и для результатов инженерных изысканий выполненных для подготовки такой документации, а также для документации по проектам на охраняемых природных территориях. Объектов в госсобственности субъектов РФ или в муниципальной собственности, на софинансирование капитальных вложений в которые из федерального или местных бюджетов предоставляются субсидии. Объектов метрополитена, Вооруженных сил РФ, ядерных объектов. На сегодняшней день государственную экспертизу проектной документации проводит Федеральное автономное учреждение Главгосэкспертиза России. В регионах Главгосэкспертиза представлена двенадцатью филиалами. Филиалы расположены на всей территории РФ: Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Хабаровск, Севастополь и т. д. В каких случаях допускают проведение экспертизы проектной документации в негосударственной организации Второй вид экспертизы проектной документации – негосударственная. Она проводится: Если закон требует обязательной экспертизы без уточнения ее вида, изыскания провели и документацию разработали для объекта, который не указан в части 3.4 статьи 49 ГрК РФ, а застройщик выбрал негосударственную экспертизу. Если проведение государственной или негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий или негосударственной экспертизы не является обязательным, но заявитель решил отправить документы на негосударственную проверку. Негосударственную экспертизу проводят юридические лица, у которых есть аккредитация на право проведения проверок соответствующего вида. Получить аккредитацию можно при наличии: По месту основной работы не менее 5 работников, у которых есть аттестация на право подготовки заключений экспертизы проектной документации или экспертизы результатов изысканий. Сайта организации в сети «Интернет». Регламента проведения такой экспертизы, который утвердили приказом руководителя и разместили на сайте. Порядок аккредитации на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и /или негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий устанавливается Правительством РФ. Обладатель аккредитации обязан публиковать на своем сайте: наименование, адрес (место нахождения) и номер контактного телефона компании; состав органов управления; ФИО работников, у которых есть соответствующая аттестация; регламент проведения экспертиз. Информация и документы, размещаемые на сайте организации, должны быть доступны для бесплатного ознакомления. Федеральный орган исполнительной власти, который формирует единую национальную систему аккредитации и контролирует деятельность аккредитованных лиц, ведет государственный реестр юридических лиц, аккредитованных на право проведения негосударственных экспертиз проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий. На сегодняшний день данные функции осуществляет Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация). Служба находится в ведении Минэкономразвития и осуществляет свои полномочия непосредственно, а также через свои территориальные управления и подведомственную организацию (ФАУ «Национальный институт аккредитации»). Сведения, которые содержатся в реестре, размещают на официальном сайте Росаккредитации в бесплатном доступе. Порядок ведения реестра устанавливает Правительство. Порядок организации и проведения негосударственных экспертиз проектной документации или результатов изысканий установили в специальном Положении (утв. постановлением Правительства РФ от 31.03.2012 № 272). Для проведения такой экспертизы заявитель и экспертная организация заключают договор. В договоре определяют: порядок представления документов для экспертизы и устранения замечаний в представленной документации, срок проведения исследования, размер платы.

Источник: https://www.law.ru/article/22421-ekspertiza-proektnoy-dokumentatsii

Лю Как проводят государственную экспертизу проектной документации Для проведения государственной экспертизы одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки проекта, заявитель предоставляет: заявление о проведении государственной экспертизы; проектную документацию на объект капитального строительства; задание на проектирование; результаты инженерных изысканий; задание на выполнение инженерных изысканий; положительное заключение государственной экологической экспертизы; документы в подтверждение полномочий заявителя действовать от имени застройщика (доверенность, решение/протокол); выписку из реестра СРО в области архитектурно-строительного проектирования и (или) инженерных изысканий, членом которой является исполнитель работ; документы, подтверждающие, что для исполнителя работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий не требуется членство в таком СРО, так как это случай, указанный в части 2.1 статьи 47 и части 4.1 статьи 48 ГрК РФ; выписку (выписки) из ЕГРЮЛ; выписку (выписки) из реестра акционеров (если исполнитель работ – АО); договор (договоры) подряда на подготовку проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий. Процедура проведения государственной экспертизы проектной документации состоит из следующих этапов: Представление документов в уполномоченный орган. Орган вправе дополнительно истребовать от заявителя расчеты конструктивных и технологических решений, используемых в проектной документации, а также материалы инженерных изысканий. Указанные расчеты и материалы нужно направить в течение 5 дней после получения запроса. Не допускается истребование от заявителей иных сведений и документов. Аудит полученных документов. Орган проверяет их в течение 3 рабочих дней. В ряде случаев срок проверки не должен превышать 10 рабочих дней. После окончания аудита заявитель получает проект договора с расчетом размера платы за проведение исследования, подписанный со стороны проводившей организации. Учтите, что орган вправе дать мотивированный отказ в принятии документов или направить заявителю решение об оставлении заявления и документов без рассмотрения. Непосредственное проведение экспертизы. Оформление результатов. Решение об оставлении документов без рассмотрения, принимают, если: Исследование должны сделать в иной организации по проведению государственной экспертизы. Документы представлены с нарушением требований постановления № 145. Если такое решение приняли, заявителя уведомят о причинах. Орган вправе отказать заявителю. С 1 июля 2019 года основаниями для отказа в принятии проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, представленных на государственную экспертизу, являются: Отсутствие в документации разделов, которые подлежат включению в ее состав в соответствии с требованиями Правительства РФ. Подготовка документации лицом, которое не соответствует требованиям, указанным в частях 4 и 5 статьи 48 ГрК РФ. Отсутствие результатов инженерных изысканий или отсутствие положительного заключения экспертизы таких результатов, если ее проводили до подачи проектной документации на исследование. Несоответствие результатов изысканий составу и форме, установленным в соответствии с ГрК РФ. Выполнение изысканий, результаты которых направлены на экспертизу лицом, которое не соответствует требованиям закона. Направление не всех документов, предусмотренных Правительством. Направление проектной документации и (или) результатов изысканий не в тот в госорган, который должен проводить экспертизу таких проектов. Как проходит госэкспертиза Сама государственная экспертиза проектной документации: начинается после того, как заявитель передаст документы в подтверждение платы за исследование согласно договору; завершается направлением заявителю заключения. Срок проведения экспертизы определяется сложностью объекта, но не должен превышать 60 дней. В течение не более 45 дней проводится государственная экспертиза: результатов изысканий, которые направлены на исследование до подачи проектной документации на проверку; проектной документации или документации вместе с результатами изысканий в отношении жилых объектов капитального строительства, в том числе со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями, не относящихся к уникальным объектам; документации либо документации вместе с результатами изысканий в отношении объектов капитального строительства, работы по которым будут вести в особых экономических зонах. Законодательством субъектов РФ могут устанавливаться более короткие сроки на исследование в отношении объектов, государственная экспертиза проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий по которым проводится органами исполнительной власти субъектов РФ или подведомственными им государственными учреждениями. Исследовательская структура вправе: истребовать от госорганов, органов местного самоуправления, организаций сведения и документы, необходимые для проведения экспертизы; привлекать к работе иные организации или специалистов на договорной основе. Если исследовательская структура запросила документы и сведения, органы государственной власти, местного самоуправления и организации в срок не позднее 10 дней с даты поступления письменного обращения: направляют испрашиваемое либо письменно уведомляют о невозможности представления с указанием причин. Как оформляют результаты проведения госэкспертизы Итогом экспертизы результатов инженерных изысканий является заключение об их соответствии (положительное заключение) или о несоответствии (отрицательное заключение) требованиям технических регламентов. Итогом экспертизы проектной документации является заключение о ее соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение): результатам изысканий, заданию на проектирование, требованиям закона. Проектная документация не может быть утверждена застройщиком или техническим заказчиком при наличии отрицательного заключения государственной экспертизы проектной документации. В случае несогласия с заключением экспертизы по проектной документации и (или) результатам изысканий застройщик вправе обжаловать его. На это отводят 3 года со дня утверждения заключения. По поводу обжалования обращаются в экспертную комиссию при федеральным органе власти, который занимается выработкой и реализацией госполитики и нормативно-правовым регулированием в сфере строительства, архитектуры, градостроительства. Обращение происходит в порядке, который утвердил этот орган. На сегодняшний день такой орган – это Минрегионразвития. Деятельность комиссии регулирует приказ ведомства № 126 от 23.03.2012. Решение комиссии в подтверждение или против заключения экспертизы является обязательным для структуры, которая проводила исследование и издала заключение. Заявитель вправе обжаловать решение в суде. Например, суд удовлетворил требования учреждения госэкспертизы к обществу о взыскании: стоимости выполненных работ по договору об исследовании, процентов за пользование чужими денежными средствами. При этом суд отклонил доводы общества о том, что выводы эксперта в отношении части проектной документации не соответствуют требованиям технических регламентов и результатам изысканий. Как указал суд, в случае несогласия с заключением заявитель вправе обжаловать его в экспертной комиссии в течение 3 лет (п. 12 ст. 49 ГрК РФ). Ответчик таким правом не воспользовался. Суд признал необоснованными его доводы о некачественности данного заключения (постановление АС Восточно-Сибирского округа от 17.07.2018 № Ф02-3105/2018 по делу № А78-6472/2017). Отрицательное заключение может быть оспорено застройщиком или техническим заказчиком в судебном порядке напрямую, минуя экспертную комиссию. Не допускается выдача заключения экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий до включения сведений о таком заключении в ЕГРЗ. При этом Правительство ввело изменения (постановление № 296 от 21.03.2019). В соответствующие разделы реестра в обязательном порядке включаются сведения: о проектной документации, которую предоставили на экспертизу и по рассмотрении которой организация вынесла заключение; о результатах изысканий для экспертизы; об участке, в пределах которого уже расположен капитальный объект или планируется его расположение; номер и дата выдачи градостроительного плана участка (если документация по линейному объекту – номер и дата документа, которым утверждены бумаги по планировке территории в тех случаях, когда закон требует подготовки таких бумаг). Чем процедура проведения негосударственной экспертизы проектной документации отличается от государственной процедуры Если застройщик обратился за негосударственной экспертизой, то организационные моменты прописывают в договоре. Документы представляют в электронном виде с использованием: официального сайта экспертной организации; в предусмотренных законом случаях – также с использованием личного кабинета на портале «Госуслуги».  При этом: документы подписывает уполномоченное лицо с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи; по формату документы должны соответствовать требованиям, утвержденным Минстроем к формату таких документов. Объектом негосударственной экспертизы являются все разделы проектной документации и (или) результаты инженерных изысканий.  Заключение по результатам проведения негосударственной экспертизы проектной документации выдается в форме электронного документа с помощью сайта организации или сервиса «Личный кабинет» на «Госуслугах» (когда его использование предусмотрено законом). Процедуры проведения негосударственной экспертизы осуществляются в том же порядке, который установлен для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий. В том числе это касается: подготовки заключения, его подписания, утверждения и выдачи заявителю; обжалования; открытия и ведения дел негосударственной экспертизы; ведения реестра выданных экспертных заключений и предоставления сведений из него.

Источник: https://www.law.ru/article/22421-ekspertiza-proektnoy-dokumentatsii

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки.

бое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по учебному предмету "Основы технологии отделочных строительных работ" на тему: "Проектно-сметная документация".

Презентация по учебному предмету "Основы технологии отделочных строительных работ" на тему: "Проектно-сметная документация" для учащихся 1 курса....

Статья "Согласование, экспертиза и утверждение проектно-сметной документации"

Сметная продукция является составной частью проекта входит в состав проекта в виде отдельного раздела.Работы по проектированию выполняются проектными организациями. Разработка проектно-сметной докумен...

Презентация "Составление проектно-сметной документации"

Презентация об этапах составления проектно-сметной документации...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП 08. Проектно – сметное дело основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.06 Строительство и эксплуатация городских путей сообщения

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП 08. Проектно – сметное дело основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена...

Презентация к лекции 7 Уровни и виды нормативной и правовой документации

Презентация к лекции 7 Уровни и виды нормативной и правовой документации...

Лекция для группы 2ГД(11)-18 по учебной дисциплине "Правовое обеспечение профессиональной деятельности" на тему "Система организационно-распорядительной документации"

Лекция для группы 2ГД(11)-18 по учебной дисциплине "Правовое обеспечение профессиональной деятельности" на тему "Система организационно-распорядительной документации"...

Лекции по дисциплине «Составление сметной документации»

Лекции по  дисциплине «Составление сметной документации» предназначены для подготовки обучающихся по программам дополнительного профессионального образования Подготовка сметной докуме...