Методическая разработка темы "Личное финансовое планирование"
методическая разработка

Оводова Ольга Валентиновна

Современное общество дролжно быть развитым, грамотным, в  разнообразных сферах , в том числе  в финансовой. Личный финансовый план- это личная финансовая стратегия, индивидуальный план достижения поставленной финансовой цели. Цель разработки- формирование теоретических и практических навыков в сфере личного финансового планирования, расширения экономического и финансового кругозора.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Оводова Ольга Валентиновна

Преподаватель общепрофессиональных

дисциплин  ОГБПОУ «Ряжский колледж имени

Героя Советского Союза А.М.Серебрякова»

Методическая разработка учебной темы  

Личное финансовое планирование

Составление личного финансового плана

Современное общество должно быть развитым, грамотным в разнообразных сферах, в том числе в финансовой.

Финансовая грамотность – это совокупность знаний, которые позволяют  выработать способность реагировать на изменения рынка и продумывать свои дальнейшие шаги с целью, как минимум сохранения собственных средств, а как максимум для приумножения капитала.

Личный финансовый план – личная финансовая стратегия, индивидуальный план достижения поставленных финансовых целей , т.е.- это один из финансовых инструментов, главная цель которого заключается в помощи анализа и оптимизации денежных потоков, которые присутствуют у каждого человека всю его жизнь. А это как раз дает возможность создать механизм достижения поставленных задач и целей, а также увидеть общую

Цель разработки: формирование теоретических и практических навыков в сфере личного финансового планирования, расширение экономического, финансового кругозора.

Задачи разработки: 

- дать возможность научиться учащимся, студентам, гражданам  самостоятельно решать социально-экономические проблемы в планировании личных  и семейных финансов.

- при помощи практических заданий развить логическое мышление в области  личного финансового планирования.

Целевая аудитория: данная методическая разработка предназначена для широкого круга лиц, желающих научиться ведению личного финансового планирования, а также преподавателей, обучающихся старших классов и СПО.

Место темы  в изучении программы:  тему «Личное финансовое планирование» в  процессе  изучения программ по Экономике или Финансовой грамотности целесообразнее изучать  по окончании изучения материала о бюджете, инвестициях, инфляции, налогах, страховании, банковской системе, т.к. в предложенной теме приходится много говорить о бюджете , и разных вариантах его пополнения, а также о минимизации расходов.

                               Алгоритм создания финансового плана  

       

           Для того , чтобы составить финансовый план  , необходимо:

  1. Определить цель(цель должна быть конкретной).

            Первое правило в составлении финансового плана и первое действие, с которого нужно начать процесс – определение целей, то есть того, чего вы хотите достичь. Они могут быть долгосрочные и краткосрочные. Важные, не важные и глобальные.

            Кроме этого цели должны быть конкретизированы и выражены в денежном эквиваленте, с указанием срока достижения .    При постановке цели нельзя путать желание(мечту)  и цель.

Я хочу купить машину – это желание

 Я хочу купить машину Тойота за 600000 руб, через три года – это цель.

  1. Осознать финансовые возможности (проанализировать доходы и расходы)

Далее необходимо определить свои финансовые возможности, т.е. какими сбережениями вы обладаете на данный момент и что можете делать для достижения поставленных финансовых целей.

Денежные потоки, с которыми каждый из нас имеет дело, двигаются в двух направлениях: к нам (это наши доходы) и от нас (это расходы). Очевидно, для того чтобы нам хватало на жизнь, наши доходы должны быть, по крайней мере, не меньше расходов.

Если расходы равны доходам, то финансы сбалансированы. Не занимаются деньги в долг, но и не делаются сбережения. Если доходы больше, чем расходы, то можно делать сбережения.

  1. Оптимизируем бюджет

Если расходы больше доходов, то наблюдается дефицит бюджета, и в этом случае нужно пересмотреть свои расходы, т.е. уменьшить необязательные траты. А в статье доходов найти возможность дополнительных влияний.

  1. Сопоставить цели с возможностями и составить финансовый план.

Делим стоимость объекта на сумму ежемесячных накоплений и получаем количество месяцев, через которое цель будет достигнута

Например:  машина стоит 600000 руб, ежемесячные накопления составляют 30000 руб, следовательно 600000: 30000 =20 месяцев.(или 1год 8 мес.)

В течении срока достижения финансовой цели может изменяться будущая стоимость товара.

Формулу будущей стоимости, в кратком виде, можно представить вот так:

Будущая стоимость: ЦЕНА х (1 + (темп роста х кол-во лет))

Например, планшет стоит 45 тыс. руб., за последние пару лет его стоимость росла, приблизительно на 15% в год. Желая приобрести планшет уже в следующем году, мы посчитаем его будущую стоимость:

Будущая стоимость = 45 000 х (1 + 0,15 х 1) = 51 750 руб.

                          Схема финансового плана

Личный финансовый план – это один из важных документов в жизни. Чем быстрее люди это будут понимать, тем легче им будет идти к намеченным целям, так как в планировании учитываются все виды ресурсов, включая и время.

При желании можно составлять сразу несколько планов. Например, краткосрочный, чтобы собрать деньги на отпуск и долгосрочный, чтобы купить квартиру.

Но даже небольшая цель, не говоря уже о покупке недвижимости может так и остаться мечтой, если сейчас же не взяться за ручку и бумагу или за программу в компьютере и составить финансовый план и потом ежедневно вносить в него цифры.

Практические задания по теме : Личный финансовый план

  1. Определить правильность постановки цели (ответ обосновать):

1. Семья хочет приобрести автомобиль «Жигули»  ,первоначальной стоимостью 750 тыс.рублей. Примерный срок покупки 5 лет.

2. Молодой человек хочет купить квартиру в Москве, стоимостью  три млн.рублей.

3. Студентка желает купить туристическую путевку в Милан , в 2022 году.

       2.  Преобразите финансовую мечту в финансовую цель, и наоборот :

               1. Я хочу купить путевку на Средиземное море.

               2. Семейная пара хочет купить дачу в Подмосковье за 1300000 рублей, через три года.

              3.  Подросток хочет купить мопед через два года.

        3.   Рассмотрев примеры личных финансовых планов, определите реальные ( ответ обоснуйте):

                1.  Семья Ивановых планирует купить земельный участок за 800000 рублей , срок приобретения – четыре года, имея среднемесячные накопления – 25 000 рублей.

                 2. Имея  32 тысячи ежемесячных накоплений, Смирнов  И.С. собирается приобрести автомобиль BMW за 1200000 руб, через пять лет.

                3. Учащийся пятого класса , имея  100 руб в месяц ,карманных денег, хочет накопить до конца обучения в школе (11класса), 20000 рублей.

               

       4. Рассмотрев примеры личных финансовых планов , ответьте: Что нужно сделать, чтобы достичь цели?

  1. Семья  Петровых  решила накопить на отдых в августе текущего года, начиная с января .

Путевка стоит 120000 руб. Семейный  бюджет  представлен ниже:

Данные

Сумма

Доходы

Расходы

Зарплата папы

23000,00

Оплата за газ

1500,00

Продукты питания

9800,00

Стипендия

2100,00

Налоги

1300,00

Пенсия

12800,00

Оплата секции

1000,00

Транспортные услуги

4400,00

Покупка одежды

12000,00

Зарплата мамы

16000,00

Оплата электроэнергии

2200,00

Развлечения

11500,00

Водоснабжение

1200,00

ИТОГО:

       Распределите доходы и расходы бюджета, рассчитайте возможные накопления за месяц и предложите варианты действий по  достижению цели.

  1. Молодая семья хочет улучшить жилищные условия  , купив двухкомнатную квартиру через  пять лет ,стоимостью  2500000 руб, семейный бюджет за месяц,  составляет :

Данные

Сумма

Доходы

Расходы

Зарплата мужа

85000,00

Оплата за съёмную квартиру

6000,00

Продукты питания

7400,00

Оплата коммунальных услуг

1300,00

Расходы на одежду

7000,00

Зарплата жены

40000,00

Транспортные расходы

1500,00

Культмассовые мероприятия

11000,00

Распределите доходы и расходы бюджета, рассчитайте возможные накопления за год  и предложите варианты действий по  достижению цели.      

  1. Задачи на  определение  будущей   стоимости  товара:

            1. Телевизор  стоит 60000 руб, инфляция по годам составила 18 %, рассчитайте будущую  стоимость телевизора через два года.

             2   Холодильник марки  Атлант  стоит 32000 рублей, три года назад его стоимость составляла 28000, какова величина инфляции за три года?

  1. Телефон марки  Samsung  стоит 18000 руб., определите   его  стоимость через год, при инфляции 11%.

             

Заключение.

На сегодняшний день финансовое благополучие можно назвать одной из самых необходимых и очень важных составляющих залога успешной и счастливой семейной жизни. Незнание в области экономики и личных финансов - причина всевозможных проблем. Если вы хотите узнать, как начать путь к богатству и финансовой независимости, то вам помогут качественное образование, активность, деловая жилка, тонкое чутье и… немного везения. А еще полезно обратиться к опыту тех, кто действительно знает цену деньгам. Из их советов можно извлечь пользу, даже если не планируешь во что-то вкладывать средства. В любом случае финансовая грамотность вам не помешает, поскольку современная жизнь немыслима без денег.

Я призываю вас продолжать повышать уровень экономического образования!

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ

  1. Горяев А., Чумаченко В. УМК «Основы финансовой грамотности». - М: Про-свещение.

  1. Липсиц И. В. Экономика. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов. – М.:

ВИТА-ПРЕСС, 2010. – 272с.

                                                                                                                          Приложение 1.

                                    Образцы решения и возможные варианты ответов.

  1. Определить правильность постановки цели (ответ обосновать):
  1. Цель поставлена верно, т.к.  есть финансовая цель (наименование товара), сроки приобретения и стоимость товара.
  2. Цель поставлена не верно, т.к не указаны сроки выполнения.
  3. Цель поставлена не верно, т.к. не указана цена товара.

      2.  Преобразите финансовую мечту в финансовую цель, и наоборот :

       1. Я хочу купить путевку на Средиземное море- мечта;

              Этим летом , я хочу купить путевку на Средиземное море, за 80000 рублей – цель.

  1. Семейная пара хочет купить дачу в Подмосковье за 1300000 рублей, через три года – цель;

    Семейная пара хочет купить дачу в Подмосковье – мечта.

  1. Подросток хочет купить мопед через два года- мечта;

Подросток хочет купить мопед (марка мопеда) через два года , стоимостью 70000 рублей- цель.

3.Рассмотрев примеры личных финансовых планов, определите реальные ( ответ обоснуйте):

  1. Личный финансовый план реален, т.к. сумма накоплений за четыре года составит 1200000 рублей ( 4х12х25000), что больше стоимости земельного участка.( можно предложить варианты корректировки)
  2. Личный финансовый план реален, т.к. сумма накоплений за пять  лет  составит 1920000 рублей ( 5х12х32000), что больше стоимости автомобиля. .( можно предложить варианты корректировки)
  3. План не реален, т.к. с данными доходами  он сможет накопить 8400рублей. .( можно предложить варианты корректировки)

  1. Рассмотрев примеры личных финансовых планов , ответьте: Что нужно сделать, чтобы достичь цели?

Алгоритм действий : 1. Распределить доходы и расходы

             2.Определить финансовые накопления. 3. Рассчитайте возможность выполнения плана. 4. При невозможности выполнения оптимизируйте бюджет.

           Возможно множество вариантов.

  1. Задачи на  определение  будущей   стоимости  товара:

  1. 81600 руб;
  2. ~ 4,6%
  3. 19980 руб.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Календарно-тематическое планирование по алгебре для студентов 1 курса по специальности "Повар. Кондитер"

В КТП указано: наименование раздела, темы программы, занятия Кол-во часов, № занятия по плану Тип занятия, виды самостоятельной деятельности студентов на уроке, основные и опорные понятия, внеуадиторн...

Методическая разработка Календарно-тематическое планирование по геометрии для студентов 1 курса по специальности "Повар. Кондитер"

В КТП указано: наименование раздела, темы программы, занятия Кол-во часов, № занятия по плану, Тип занятия, виды самостоятельной деятельности студентов на урок, основные и опорные понятия, внеуадиторн...

Методическая разработка на тему "Планирование и методика проведения занятий по вождению автомобилей"

В данной методической разработке представлены ключевые моменты обучения водителей практическим навыкам управления автмобилем с механической коробкой передач...

Методическая разработка "Календарно-тематическое планирование по дисциплине «Авиационная метеорология» (2 семестр).

Тщательное планирование поможет педагогу целенаправленно и своевременно решать стоящие перед обучением задачи. Исходными документами для планирования работы педагога являются учебная нагрузка и учебна...

Методическая разработка "Календарно-тематическое планирование по дисциплине Метеорологическое обеспечение полетов» (4 семестр).

Планирование учебного процесса педагогом осуществляется самостоятельно, опираясь на учебную рабочую программу, по которой работает  Планирование работы позволяет заранее предусмотреть содержание ...

Методическая разработка "Календарно-тематическое планирование по дисциплине « Метеорологическое обеспечение полетов» (3 семестр).

Календарно-тематическое планирование в обязательном порядке включает: общее название темы, количество часов, отведенных на изучение данной темы, название темы каждого урока или содержание учебног...

Методическая разработка урока "Финансовая грамотность - роль денег в экономике или как заработать на жизнь".

laquo;Роль денег в экономике или как заработать на жизнь»ВВЕДЕНИЕТема нашего занятия – Деньги. УРОК «РОЛЬ ДЕНЕГ В ЭКОНОМИКЕ ИЛИ КАК ЗАРАБОТАТЬ НА ЖИЗНЬ?»1ВСТУПЛЕНИЕ...