Статья. Текущее состояние рынка ОСАГО и перспективы его развития
статья

Хадонова Бэла Таймуразовна

Состояние рынка ОСАГО, тенденции и перспективы развития

Скачать:


Предварительный просмотр:

Хадонова Бэла

Преподаватель

СПб ГБПОУ «Колледж автоматизации производственных процессов  и прикладных информационных систем»

Ключевые слова:  ОСАГО, электронный полис ОСАГО, проблемы рынка ОСАГО, поддельные полисы ОСАГО, замена полисов ОСАГО.

Аннотация. В статье рассматривается состояние рынка ОСАГО, приводятся показатели  страховых премий и выплат в разрезе основных игроков рынка, освещаются  изменения в ОСАГО - введение электронного полиса, предстоящая замена полисов, выявляются основные проблемы и перспективы  развития рынка ОСАГО.

Текущее состояние рынка ОСАГО и перспективы его развития.

Трансформация, произошедшая в последние годы в отрасли страхования, стала основанием для активизации страхового рынка в Российской Федерации.  Изменения в такой важной отрасли страхования как ОСАГО назревали давно. Из-за ряда обстоятельств отрасль ОСАГО впала в глубочайший кризис, причиной которого стали  несовершенство законодательной базы рынка ОСАГО, сокращение темпов роста сбора страховых премий, связанная с ней высокая убыточность и, как следствие, низкая рентабельность собственных средств.  

Урегулирование страхового случая по Европротоколу также нуждалось в пересмотре.  Действующие ограничения по размеру ущерба не способствовали самостоятельному оформлению документов для получения страховой компенсации без вызова представителей ГИБДД. Данное обстоятельство серьезно нагружало компетентные органы и осложняло ситуацию на дорогах.

Нельзя не отметить и достаточно высокую долю судебных споров из-за получения страхователем отказа в страховой выплате.  Данные и многие другие проблемы диктовали необходимость их решения, что стало причиной кардинальных перемен, произошедших в системе ОСАГО во второй половине 2014 года.

 Изменение страхового законодательства, ужесточение регулирования страхового рынка со стороны государства, изменение тарифов и лимитов ответственности при страховании автогражданской ответственности, новые возможности оформления полисов ОСАГО через интернет, непростая общая экономическая ситуация в стране – все это в совокупности спровоцировало обострение конкуренции среди основных игроков отрасли, заставляя их искать новые решения для оздоровления страхового рынка.

Новшества коснулись как автолюбителей, так и страховщиков и протекают в весьма непростой экономической ситуации в стране. Действие экономических санкций сказывается на таком важном направлении деятельности страховщиков, как перестрахование рисков за рубежом. Ведь для поиска новых партнеров необходимо время, т.к. перестраховочный бизнес строится на основе долгосрочных доверительных отношений. Прежде всего, это касается тех, кто страхует риски предприятий, оказавшихся под действием санкций.

Сложности экономического развития заметно отражаются на развитии страхового рынка и деятельности страховых компаний. Демпинг, агрессивность, непрозрачность, низкий стандарт качества оказания услуг, как следствие - мошенничество, большое количество поддельных полисов ОСАГО – далеко не весь перечень проблем  страхового рынка. Все это, прежде всего, отражается на потребителе страховых услуг – страхователе.

Однако при всей сложности ситуации, страховая отрасль продолжает развиваться. Те страховые компании, которые правильно выстраивают свою финансовую политику по формированию страховых резервов, капитализации и изменению инвестиционной деятельности имеют возможность для сохранения темпов роста своего развития.

Что же ждет страховой рынок в ближайшее время? Какие решения могут его оздоровить? Какие прогнозы можно сделать  по развитию страхового рынка? Эти и другие вопросы беспокоят многих. Попытаемся нащупать благоприятные предпосылки развития страхового рынка.

Один из позитивных моментов, на мой взгляд, это то, что Центральный банк предпринимает ряд действий, направленных на трансформацию и оздоровление страхового рынка. Страховое сообщество признает более активную деятельность Центробанка, чем прежнего регулятора ФСФР, которая приносит уже свои плоды: с начала 2016 года санкциям со стороны Центробанка подверглись более 50 страховщиков за различные нарушения. Ужесточаются требования к финансовой устойчивости страховщика: размеру активов, формированию резервов и т.д.

Не менее обнадеживающий фактор – это ожидания крупных страховщиков, которые выражаются в планировании роста на уровне 10%. И здесь не возможно не сказать об изменениях тарифов по ОСАГО, которое стало основанием для такого позитивного ожидания. Пересмотр территориальных коэффициентов благоприятствует тем страховщикам, которые имеют обширную филиальную сеть,  а тарифный коридор предоставляет возможность для конкуренции на рынке ОСАГО.

Увеличение тарифов по ОСАГО явилось вынужденной, но необходимой мерой, продиктованной временем. Ведь в течение 11 лет функционирования системы ОСАГО, ни разу не проводилась индексация тарифов и увеличение стоимости ремонта автомобиля на фоне снижения курса рубля. Повышение тарифов обосновано и другими факторами, главный из которых увеличение максимального размера страхового возмещения, предусмотренного по полису ОСАГО. А это означает, что повысились не только тарифы по ОСАГО, значительно повысилась и ответственность страховщика за взятые на себя обязательства. Так, на сегодняшний день лимит ответственности страховщика по полису ОСАГО составляет 500 000 рублей по риску нанесения вреда жизни и здоровью каждого пострадавшего  при ДТП и 400 000 рублей по риску нанесения материального ущерба на каждое транспортное средство, которому причинен ущерб.

Приведу самые свежие данные по сборам страховых премий и объему выплат по ОСАГО на основе данных интернет сайта Агентства страховых новостей на  29 марта 2016 года.

Выплаты по ОСАГО стали расти почти так же, как премии. В январе-феврале 2016 года страховщики собрали 28,9 млрд. рублей премий по ОСАГО, что на 38% больше прошлогоднего показателя. При этом выплаты выросли на 36%, до 20,3 млрд. рублей. Об этом свидетельствуют данные Российского союза автостраховщиков (РСА) (Табл.1).

Таблица 1 - Сборы и выплаты страховщиков ОСАГО за январь и февраль 2016 г.

Место

Компания

Премии, руб.

Кол-во договоров

Средняя премия, руб.

Кол-во убытков

Выплаты, руб.

Средняя выплата, руб.

заявл.

урег.

1

Росгосстрах (ПАО)

7 752 974 279

1 430 003

5 422

156 839

134 009

8 484 015 792

63 309

2

РЕСО-Гарантия

3 883 224 999

552 662

7 026

44 750

39 915

2 156 805 065

54 035

3

Ингосстрах

3 040 775 527

412 047

7 380

23 833

18 676

989 993 604

53 009

4

ВСК

2 717 082 228

422 939

6 424

34 757

28 235

1 570 229 033

55 613

5

АльфаСтрахование

1 617 656 100

233 197

6 937

18 779

14 158

844 088 595

59 619

6

СОГАЗ

1 192 097 134

187 432

6 360

14 702

11 788

524 185 827

44 468

7

Согласие

910 337 435

154 007

5 911

11 350

11 366

510 729 290

44 935

8

УралСиб

783 903 552

126 733

6 185

11 757

9 894

507 428 360

51 286

9

МАКС

694 320 336

109 290

6 353

9 767

7 732

499 394 795

64 588

10

Южурал-АСКО

608 478 442

103 599

5 873

8 477

8 365

467 780 767

55 921

11

Ренессанс Страхование

562 999 320

69 804

8 065

6 326

5 465

325 772 374

59 611

12

Югория

431 721 402

72 570

5 949

5 874

5 508

262 412 673

47 642

13

МСК СТРАЖ

350 663 716

59 378

5 906

3 994

3 454

198 553 394

57 485

14

НАСКО ТАТАРСТАН

292 296 950

50 189

5 824

4 091

3 280

160 766 944

49 014

15

АСКО

230 039 060

40 978

5 614

2 834

2 450

151 248 665

61 734

16

Зетта Страхование

212 200 011

34 565

6 139

2 869

2 650

141 258 808

53 305

17

НСГ- РОСЭНЕРГО

208 031 127

49 570

4 197

2 132

2 093

106 988 653

51 117

18

Надежда

198 805 539

35 202

5 648

2 875

2 814

148 948 583

52 931

19

Московия

181 976 225

33 747

5 392

1 883

1 718

80 407 805

46 803

20

ЭНЕРГОГАРАНТ

177 563 060

32 841

5 407

2 893

2 492

119 336 757

47 888

21

ЖАСО

170 857 636

28 727

5 948

5 746

5 474

291 238 388

53 204

22

Объединенная страховая компания

156 605 644

22 265

7 034

2 047

2 097

112 153 034

53 483

23

Итиль Армеец

155 898 908

17 593

8 861

1 160

1 041

102 432 667

98 398

24

МСЦ

154 245 243

24 813

6 216

2 147

2 139

132 225 641

61 817

25

Поволжский страховой альянс

146 916 179

26 523

5 539

2 109

2 134

116 810 150

54 738

26

ЭНИ

137 721 518

29 475

4 672

881

202

10 620 532

52 577

27

РЕЗОНАНС

113 656 110

17 863

6 363

549

414

24 095 186

58 201

28

Гелиос

112 414 157

21 411

5 250

1 001

945

49 458 284

52 337

29

СЕРВИСРЕЗЕРВ

95 567 302

17 492

5 463

1 426

1 416

52 767 595

37 265

30

Чулпан

92 718 604

15 554

5 961

1 170

907

41 335 668

45 574

31

ЭРГО

86 550 494

11 639

7 436

941

804

41 742 499

51 919

32

ГАЙДЕ

82 511 604

10 291

8 018

746

641

38 350 815

59 830

33

Либерти Страхование

78 720 498

12 864

6 119

1 224

1 192

60 380 210

50 655

34

Подмосковье

76 932 071

11 940

6 443

845

642

39 668 423

61 789

35

ХОСКА

72 138 466

12 302

5 864

295

254

14 544 577

57 262

36

Сургутнефтегаз

71 403 899

7 923

9 012

900

835

34 109 292

40 849

37

Сибирский Дом Страхования

70 687 598

12 101

5 841

1 150

1 063

50 064 783

47 098

38

Талисман

68 773 670

9 860

6 975

772

719

47 262 760

65 734

39

ЕВРОИНС

66 370 202

14 800

4 484

562

471

27 984 685

59 415

40

Ангара

61 306 579

12 326

4 974

735

730

44 585 144

61 076

41

Сибирский спас

52 079 810

8 550

6 091

812

765

39 709 281

51 908

42

ИНТАЧ СТРАХОВАНИЕ

49 209 654

5 402

9 110

484

494

31 823 161

64 419

43

ВТБ Страхование

47 167 840

6 352

7 426

689

672

35 666 089

53 075

44

Мегарусс-Д

47 161 335

6 485

7 272

546

490

27 213 368

55 537

45

Стерх

46 120 467

11 399

4 046

477

447

23 306 121

52 139

46

Инвестиции и Финансы

45 243 094

3 801

11 903

615

518

33 834 228

65 317

47

Двадцать первый век

44 809 833

9 045

4 954

406

294

17 421 700

59 257

48

ДАЛЬАКФЕС

44 217 835

7 005

6 312

407

381

21 545 640

56 550

49

ЮЖУРАЛЖАСО

43 555 495

6 635

6 565

993

504

26 336 967

52 256

50

Астро-Волга

35 191 690

5 885

5 980

594

537

28 815 326

53 660

51

Вектор

34 307 941

4 387

7 820

215

391

25 135 055

64 284

52

БИН Страхование

34 268 787

5 711

6 000

1 119

734

54 347 716

74 043

53

ПРОМИНСТРАХ

33 379 025

4 631

7 208

656

692

36 199 454

52 311

54

Капитал Страхование

29 385 481

4 573

6 426

312

266

13 114 259

49 302

55

Адонис

29 192 537

5 862

4 980

311

331

13 477 801

40 718

56

БАСК

27 979 066

5 125

5 459

307

304

16 232 518

53 396

57

ПАРИ

26 305 364

3 206

8 205

264

238

11 417 374

47 972

58

Страховая бизнес группа

23 199 145

3 099

7 486

707

498

24 309 562

48 814

59

Тинькофф Страхование

16 850 967

1 872

9 002

85

58

4 951 307

85 367

60

ПОЛИС-ГАРАНТ

14 878 550

1 376

10 813

160

176

8 911 197

50 632

61

Центральное Страховое Общество

13 134 325

1 893

6 938

346

216

9 578 224

44 344

62

РЕГИОНГАРАНТ

13 080 305

1 829

7 152

238

184

10 685 777

58 075

63

Паритет-СК

12 774 489

1 664

7 677

144

149

7 024 703

47 146

64

ЯКОРЬ

12 531 400

1 877

6 676

216

138

6 877 761

49 839

65

Абсолют Страхование

6 699 828

639

10 485

114

88

3 819 211

43 400

66

Медэкспресс

6 293 384

827

7 610

130

93

4 385 379

47 155

67

Мед-Гарант

4 857 381

652

7 450

17

17

714 113

42 007

68

Геополис

4 533 414

412

11 003

40

40

2 150 157

53 754

69

Антал-Страхование

4 181 570

489

8 551

77

45

3 433 727

76 305

70

Страховая группа МСК

4 102 679

454

9 037

828

1 227

107 036 760

87 235

71

Спасские ворота

3 376 949

412

8 196

19

21

835 617

39 791

72

ГЕФЕСТ

2 380 517

227

10 487

120

143

4 862 448

34 003

73

Транснефть

1 249 271

66

18 928

467

438

21 858 584

49 905

74

Боровицкое страховое общество

866 050

100

8 661

3

2

32 930

16 465

75

Альянс

594 699

63

9 440

359

661

53 387 532

80 768

76

БЛАГОСОСТОЯНИЕ ОС

13 631

2

6 816

-

-

-

-

77

Д2 Страхование

10 674

1

10 674

5

6

583 591

97 265

78

Геворстрах

-

-

-

-

-

24 468

-

79

ГУТА-Страхование

-

-

-

95

346

19 679 000

56 876

80

ЖАСКО

-

-

-

47

26

1 351 009

51 962

81

Национальная Страховая Группа1

-

-

-

9

3

312 593

104 198

82

Региональная страховая компания2

-

-

-

-

-

-

-

83

Шанс

-

-

-

8

4

248 109

62 027

 

Итого

28 934 327 306

4 670 523

6 195

410 629

352 819

20 334 825 934

57 635

         По словам президента РСА Игоря Юргенса, значительный рост выплат по ОСАГО обусловлен, прежде всего, троекратным расширением лимита покрытия вреда имуществу (со 120 тыс. руб. до 400 тыс. руб.), произошедшим в октябре 2014 года. Также,  на рост выплат повлияло введение единой методики оценки ущерба при ДТП и ценовых справочников для расчета стоимости ремонта автомобилей в рамках ОСАГО. [1]

Рост выплат по ОСАГО почти догнал рост премий. Средняя премия ОСАГО выросла на 43% ‒ до 6 195 тыс. р. Средняя выплата увеличилась на 45% и составила 57 635 р. Количество заключенных договоров сократилось на 3% или 164 тыс. штук и составило 4,670 млн. против 4,834 млн. годом ранее (Рис.1).

             Рисунок 1 - Рост страховых премий и страховых выплат по ОСАГО

Как отразятся на страховом рынке изменения в ОСАГО? Этот вопрос стал предметом активного обсуждения среди специалистов и полемики в СМИ.

Результаты этих изменений можно наблюдать уже сегодня:

  • рынок ОСАГО в целом стал более прозрачным и стабильным.
  • усовершенствовалось урегулирование страхового случая по системе европротокола: увеличился размер страховой выплаты с 25 тысяч рублей до 50 тысяч рублей на всей территории РФ, а в Москве и Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях  до 400 тысяч рублей.
  • снизилась доля судебных споров и выплат в ОСАГО в результате действия претензионного периода, при котором страхователь при несогласии с решением страховщика о страховой выплате обязан сначала обратиться с претензией  в свою страховую компанию. Лишь в случае, если не удается решить спорный вопрос со страховщиком, клиент обращается в суд.

Стоит отметить, что все изменения, произошедшие в обязательном страховании автогражданской ответственности - повышение тарифов,  повышение лимитов ответственности страховщика,  совершенствования урегулирования страховых случаев по системе европротокола, ужесточение надзора Центрального банка над качеством оказываемых услуг - в конечном итоге,  направлены на улучшение качества работы страховых компаний, увеличение степени защищенности страхователей. Хотя основные проблемы пока остаются неразрешимыми. Одна из них – высокая убыточность.

Несмотря на повышение тарифов и ряд других принятых мер, ОСАГО остается убыточным видом страхования. Ни страховые организации, ни регулятор страховой отрасли не ориентируются на покрытие убытков в ОСАГО за счет прибыли по другим рентабельным видам страхования. Такие решения могли бы привести к подрыву финансовой стабильности страховщиков, что в конечном итоге отразилось бы на их добросовестной работе, качестве оказываемых страховых услуг.

Поиск решения по сокращению своей убыточности в ОСАГО, стремление оптимизировать затраты,  подталкивает страховщиков находить не всегда оправданные и адекватные средства борьбы с убыточностью, использование страховщиками различных инструментов для ограничения принятия на страхование заведомо убыточных сегментов страхового рынка ОСАГО. Это создает трудности для тех страхователей, которые с одной стороны обязаны иметь полис ОСАГО, а с другой стороны – испытывают затруднения в его приобретении.

На решение этой проблемы направлено решения Центробанка о введении с 1 июля 2015 года возможности приобретения полиса ОСАГО через Интернет. Весь процесс оформления полиса происходит в электронном виде и включает в себя следующий порядок:

1.Страхователь заполняет заявление на сайте страховой компании, вносит все необходимые данные.

2. Страховщик, получая данные, направляет запрос в РСА для их проверки (информацию по стажу и возрасту водителей, по наличию убытков, показателю КБМ, данным диагностической карты и т.д.).

3. Если все данные указываются верно, клиенту выставляется счет, который оплачивается при помощи платежных систем Visa и MasterCard.

4. После оплаты счета, страхователю высылается электронный полис на адрес электронной почты.  Со стороны страхователя физического лица договор подписывается простой электронно-цифровой подписью (ЭЦП), или усиленной ЭЦП – юридическим лицом.  В свою очередь, страховщик подписывает созданный электронный полис ОСАГО собственной усиленной ЭЦП.

5. В случае, если клиент указывает недостоверные сведения, в получении полиса ему будет отказано.

6. Далее РСА передает информацию по заключенному договору ОСАГО  в ГИБДД.  Сотрудник ГИБДД может проверить полис ОСАГО  посредством мобильного устройства с выходом в интернет, введя его номер в регистрационную базу. Аналогично можно проверить полис при регистрации автомобиля в ГИБДД.

Покупка полиса через Интернет значительно облегчает жизнь автолюбителей и имеет ряд преимуществ:

  • не нужно посещать офис страховой компании
  • не требуется предварительного осмотра транспортного средства
  • при утрате полиса его легко можно восстановить в личном кабинете на сайте СК
  • существенная экономия времени при пролонгации договора
  • удобный канал для потребителей услуг по интернету

В заключении хочется отметить еще одну важную проблему российской страховой отрасли – это низкая страховая культура населения. Многие не понимают важности страхования, надеются на русское «авось». Необходимо активнее проводить работу по повышению грамотности населения в области страхования.

Список использованных источников.

1.Агентство страховых новостей.//Публикация «Выплаты по ОСАГО стали расти почти так же, как премии». АСН по данным РСА. Опубликовано 29.03.2016//http://www.asn-news.ru

2.Исследовательский холдинг Ромир // Публикация  - Результаты   исследования по ОСАГО в части введения электронного полиса ОСАГО. Опубликовано 29.03.2016 г. // http://romir.ru

3.Исследовательский холдинг Ромир // Публикация  «Новые проблемы ОСАГО - поддельные полисы».  Опубликовано 02.02.2016 г. // http://romir.ru

4.Исследовательский холдинг Ромир //Результаты   исследования по ОСАГО в части предстоящей замены полисов ОСАГО «Российские автовладельцы позитивно восприняли предстоящую замену полисов ОСАГО». Опубликовано 29.03.2016 г.// http://romir.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Состояние и перспективы развития экологического образования и воспитания в Тульской области

Анализ современного состояния экологического образования и экологического воспитания. Обозначение перспективных направлений развития...

Доклад студента Иванчиченко В.С. на тему "Космос, перспективы его развития и влияние на повседневную жизнь людей."

Доклад к городской  конференции посвященной 55-летию полета Ю.Гагарина в космос....

Статья"Организация внеурочной деятельности.Опыт,проблемы,перспективы"

Внеурочная деятельность - является составной частью учебно –воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается   сегодня пре...

Статья "Требования современного рынка труда по подготовке ветеринарных специалистов среднего звена"

Современный рынок труда предъявляет к выпускникам средних специальных учебных заведений высокие требования. Востребованность ветеринарных специалистов продиктована сложной политической и экономической...

Статья обучающегося на тему: Влияние этилового спирта на развитие и жизнедеятельность живых организмов

Алкоголизм сегодня - острейшая социальная и медицинская проблема международного масштаба. В настоящее время во многих странах мира потребление алкоголя становится серьезным препятствием для их социаль...

История развития ЭВМ и перспективы их развития

Приводится история развития ЭВМ, поколения ЭВМ и перспективы развития электронно-вычислительных машин...

2016 Всероссийская научно - практическая конференция " Инновационные направления развития среднего медицинского образования", г. Тюмень, статья "Новые подходы в организации воспитательной работы и развитие студенческого самоуправления"

2016 Всероссийская научно - практическая конференция " Инновационные направления развития среднего медицинского образования", г. Тюмень, статья "Новые подходы в организации  ...