интерактивные уроки
методическая разработка

Репина Татьяна Николаевна

Деловая игра

Ролевая игра

Викторина

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon titul.list_azbuka_potrebitelya.doc56 КБ
Файл delovaya_igra.docx88.48 КБ
Файл prezentatsiya_na_urok.pptx1.34 МБ

Предварительный просмотр:

Министерство  образования и науки РБ

ГБПОУ  “Гусиноозерский энергетический техникум”

Учебно-программная документация

2.5. Учебный процесс

СК-УПД-МР-2.5.- 20

Методическая разработка деловой игры по МДК 05.02 « Ведение кассовых операций»   специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Рассмотрено на заседании   ПЦК                                                                          УТВЕЖДАЮ            

«Экономика и бухгалтерский учет»                                   И.О. заместителя директора по УР

Протокол №   ___________                                                                              

                                                                                                        «___»                              2020г.

«___» ____________  2020г.                                                        ________ Л.В.Белых

____________Т.Н.Репина                                                                  

Методическая разработка

деловой игры по МДК 05.02 «Ведение кассовых операций»

специальности 38.02.01

Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)



Предварительный просмотр:

Министерство по образованию и науки РБ

СК- УПД-МР-2.5.-20

ГБПОУ  «Гусиноозерский энергетический техникум»

лист

листов всего

Методическая разработка деловой игры по МДК 05.02  «Ведение кассовых операций»  специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

        

-  -

Экземпляр №_______

Пояснительная  записка

Эпиграф: «   Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти, к отупляющей, никому не нужной, вредной для здоровья и для умственного развития зубрёжке…  Хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире. Наблюдать, думать, рассуждать, переживать радость труда и гордиться созданным, творить красоту и радость для людей и находить в этом творении счастье».

В. А. Сухомлинский.

Цель: просветить обучающихся относительно их прав и обязанностей как потребителей, познакомить их с существующей в России системой защиты прав потребителей при формировании ОК6:

«Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами»

Задачи:

  1. Научить обучающихся находить и анализировать информацию, предназначенную для потребителей.
  2. Объяснить основные экономические и юридические понятия, имеющие отношение к потребительскому поведению.
  3. Научить грамотно вести себя в типичных потребительских ситуациях.
  4. Дать представление о способах воздействия бизнеса на потребителей. Критически оценивать рекламную информацию.
  5. Воспитывать у обучающихся организованность, деловитость, культуру потребления, самостоятельность и смелость в защите своих прав.

Оборудование:

  • персональный компьютер;
  • интерактивная доска;
  • презентация;
  • диск с демонстрационными материалами;
  • раздаточный материал.

Использованные источники и литература:

  1. Азбука потребителя: Учебное пособие по элективному курсу  общеобразоват. учрежд.: Предпрофильная подготовка учащихся. / В.Д.Симоненко, Т.А.Степанченко. 2-е изд. -М.: Вита-Пресс, 2006. 64с.: ил.
  2. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей». -М.: Изд-во ОМЕГА-Л., 2006. 48с.
  3. Защита прав потребителя: практическое руководство с образцами заявлений/ Д.А.Щирский. -М.: Эксмо, 2007. 192с.
  4. Правила торговли. /Е.С.Урумова. -М.: Эксмо, 2008. 112с.

Ход урока

Субъективационно-мотивационный этап. Изучение нового материала

Добрый день, ребята! Рада вас видеть! Сегодня мы посвятим наш урок очень интересной и актуальной для всех теме.

Население нашей планеты составляет свыше 7 млрд. человек. И каждый человек строго индивидуален. Цвет кожи, глаз, рост, возраст, характер, профессия, социальное положение отличают нас друг от друга. Но есть моменты, которые объединяют нас. Например, ... . А что это может быть?

- То, что все мы потребители. Кто же такой потребитель? Какие он имеет права? Это вы узнаете на нашем уроке. Также мы с вами постараемся получить практические навыки пользования правами потребителя.

Кто же такой потребитель? (Человек покупающий что-либо в магазине, на рынке и т.д.)  

Вывод. Потребитель – гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Из этого следует, что организации не являются потребителями. Попробуйте это объяснить? (Интересы фирм и организаций защищают квалифицированные юристы, а граждане- потребители могут рассчитывать только на себя.)

Как вы думаете, существует ли документ, на основании которого потребитель мог бы защищать свои права? (Законы РФ.)

- Верно. Действует Закон РФ «О защите прав потребителей», который является гарантом наших прав. Именно его статьи защитят от недобросовестных продавцов и производителей.

- Есть ли у потребителей какой-либо документ, удостоверяющий его статус? (Это кассовые чеки.)

Основные документы, которые вам пригодятся при отстаивании своих прав, – это товарный или кассовый чек, договор.

История потребительского движения насчитывает не один десяток лет. Человечеством накоплен большой опыт по защите прав потребителей. Разработаны и приняты законы, гарантирующие права потребителей, созданы специальные организации, занимающиеся защитой этих прав. И сейчас трудно поверить, что ещё XIX веке о правах потребителей даже не задумывались.

Прообразом современных организаций выступающих в защиту прав потребителей, была независимая Лига потребителей, созданная 1891 г. В Нью-Йорке.

1954 г. – Нидерландский союз потребителей.

15 марта 1962 г. Президент США Джон Ф. Кеннеди, выступая перед Конгрессом США, сформулировал последовательный ряд прав потребителей:

  • право на безопасность;
  • право на информацию;
  • право на выбор;
  • право быть выслушанным.

Общемировое признание права потребителей получили в резолюции Генеральной ассамблеи ООН №39/248 от 9 апреля 1985 г.– где были закреплены уже 8 прав потребителей. Практически все эти права нашли свое отражение в действующем российском законодательстве о защите прав потребителей, который принят 7 февраля 1992 года и он постоянно совершенствуется:

  • на просвещение в области защиты своих прав (ст.3);
  • на надлежащее качество товаров (ст.4);
  • на безопасность товара (ст.7);
  • на информацию (ст. 8-10);
  • на возмещение морального вреда (ст.15);
  • на судебную защиту (ст.17);
  • на государственную, общественную защиту (ст. 40-46).

Согласно ст. 18, потребитель, которому продан товар с недостатками, если они не были оговорены в договоре с продавцом, вправе по своему выбору потребовать:

  • безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление средствами потребителя либо третьего лица;
  • соразмерного уменьшения покупной цены;
  • замену на товар аналогичной марки (модели);
  • замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
  • расторжения договора и возмещения понесенных убытков.

Недостатки бывают: явные (могут быть обнаружены при визуальном осмотре), скрытые (выявляются при эксплуатации товара), существенные.

Как же определить какой недостаток является существенным (слайд). Существенный недостаток товара (услуги, работы) – неустранимый недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.

Но здесь существует одна важная оговорка: потребитель может предъявить только одно из перечисленных в 18 ст. требований, продавец не вправе навязывать свое мнение.

- Часто возникают ситуации, когда уже после совершения покупки потребитель понимает, что товар не удовлетворяет его потребности в полной мере. Например, мебель не подходит под интерьер комнаты или диван не помещается на отведенном ему пространстве. В этом случае согласно ст. 25 Закона РФ «О защите прав потребителей» покупатель имеет право на обмен товара надлежащего качества. Однако следует помнить, что:

  • обмену подлежат только непродовольственные товары надлежащего качества;
  • потребитель может обменять товар только на аналогичный приобретённому, но другой расцветки, фасона, формы, габаритов;
  • потребитель имеет право обменять товар лишь в течение 14 дней, не считая дня его покупки;
  • обмену подлежат только те товары, которые не были в употреблении, не потеряли свой товарный вид и потребительские свойства, а также при условии, что сохранены пломбы, фабричные ярлыки, товарный или кассовый чек, выданный потребителю вместе с проданным товаром;
  • просьба об обмене товара может быть направлена только продавцу, у которого был приобретен товар.

Но не все товары надлежащего качества подлежат обмену. Перечень таких товаров утвержден Правительством РФ.

На технически сложные товары и товары, предназначенные для длительного пользования, устанавливается срок службы  товара. Он определяет период, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечить потребителю возможность использования товара (работы) по назначению и нести ответственность за существенные недостатки, возникшие по его вине. При выявлении существенного недостатка в течение срока службы потребитель вправе потребовать безвозмездно устранить недостаток.

Срок годности  – период, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению. Если именно такой товар был приобретен потребителем, то он должен быть заменен продавцом на аналогичный, на который не истек срок годности, или покупателю должна быть возвращена стоимость товара. Если такой товар был употреблен и вследствие этого был причинен вред его здоровью или имуществу, то продавец должен нести ответственность в соответствии с законом (заплатить за лечение и за моральный вред).

Гарантийный срок  – определяет период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе, услуге) недостатка изготовитель (исполнитель, продавец) обязан удовлетворить требования потребителя, установленные ст.18 Закона РФ « О защите прав потребителей».

Существует перечень технически сложных товаров. В отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков. Продавец обязан заменить такой товар в течение 7 дней со дня предъявления указанного требования потребителем. В отношении товаров длительного пользования продавец обязан при предъявлении потребителем указанного требования в трехдневный срок безвозмездно предоставить потребителю аналогичный товар, если нет возможности предоставить требуемый товар в течение 7 дней, обеспечить доставку за свой счет. Но существует перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара.

Закрепление

Итак, покупая товар. Не забывайте о том, что, прежде всего, он должен быть качественным.

Возможны ситуации, когда качественный товар в результате эксплуатации теряет свои потребительские качества. Конечно, возможен производственный брак, но, как правило, в такой ситуации дело в невнимательности или лени потребителя. Ведь на ярлыках одежды указаны правила стирки и сушки, а в инструкции правила эксплуатации.

Тщательно изучайте все символы на этикетках и ярлыках, внимательно читайте инструкцию и не стесняйтесь задавать вопросы продавцу. Сейчас мы с вами проведем маленький конкурс, с целью проверить, как хорошо вы разбираетесь в мире символов и знаков, законов.

(Ребята разбиваются на 4 команды.) (Игра по презентации приложение 1)

1 задание: «Прочитай символ» (Приложение 2).
2 задание: «Разреши ситуацию».

3 задание: «Лото потребителя».
3 задание: «Решите кроссворд» (
Приложение 3).

4. игра с болельщиками:

Ведущий: Пока жюри подводит итоги конкурса, я хочу провести игру с болельщиками. За каждый правильный ответ (по поднятой руке) дается звездочка. У кого больше всего звездочек – получает маленький поощрительный приз.

1.Торговая сделка, натуральный обмен (бартер).

2. Вес товара без упаковки (нетто).

3. Уменьшение начальной цены товара или услуг (скидка).

4.То, что взято с последующей отдачей (долг).

5. Ввоз в страну иностранных товаров (импорт).

6. Как называются иностранные деньги (валюта).

7. Соперничество, состязание на рынке (конкуренция).

8. Объявление, извещение по телевидению, на радио о товаре, услуге (реклама).

9. То, что является предметом торговли (товар).

10. Стоимость товара, перенесенная в деньги (цена).

11. Бог торговли в Древней Греции (Гермес).

12. “Двигатель торговли” (реклама).

Выводы, подведение итогов

«Свои способности человек может узнать, только шлифуя их» (Сенека).

Трудно не согласиться с автором эпиграфа, если предложенные ситуации вы апробировали на практике. Мы не подводим окончательные итоги и не спешим ставить точку. Советую вам углубить свои знания и поупражняться дальше в своих умениях, ведь недаром говорят: «Ученье – путь к уменью».

Помните, грамотный потребитель это-тот, кто:

  • всегда честен с собой и окружающими и соблюдает законы;
  • разумно распоряжается имеющимися средствами;
  • всегда читает инструкцию и следует ей;
  • сохраняет товарные, кассовые чеки, гарантийные талоны и квитанции;
  • предъявляет только обоснованные претензии и доводит начатое дело до конца.

И главное, грамотным потребителем может считать себя лишь тот, кто знает свои права и не боится применять их на практике. Если все вышеперечисленные качества вы обнаружили у себя, значит, вы можете с гордостью носить статус грамотного потребителя.

Домашнее задание

Принести образцы инструкций, символов на этикетках одежды и обуви. Выучить определения, изучить Закон РФ «О защите прав потребителя».

Рефлексия

- Что вам понравилось на уроке? Что нового и полезного вы на нем узнали?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: Разработка учебного занятия по дисциплине «Основы экономики» с целью формирования ОК студентов на основе современных подходов Тема учебного занятия: «Азбука потребителя» Выполнил: Репина Т.Н.- преподаватель ГБПОУ « Гусиноозерский энергетический техникум»

Слайд 2

« Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти, к отупляющей, никому не нужной, вредной для здоровья и для умственного развития зубрёжке… Хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире. Наблюдать, думать, рассуждать, переживать радость труда и гордиться созданным, творить красоту и радость для людей и находить в этом творении счастье ». В. А . СУХОМЛИНСКИЙ

Слайд 3

Модернизация образования формирование у студентов гражданской ответственности и правового сознания, духовности и культуры, инициативности и самостоятельности, толерантности , способности к успешной социализации в обществе, активной адаптации на рынке труда. Новые задачи:

Слайд 4

Компетенции- это интегративная целостность знаний, умений и навыков, обеспечивающих профессиональную деятельность; это способность человека реализовывать на практике свою компетентность.

Слайд 5

Обновление целей и содержания образования: Знания, Умения, Навыки Компетенции: информационная, социальная , коммуникативная , когнитивная, предметная

Слайд 6

Цель учебного занятия: Формирование ОК 6 «Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами». Образовательные Развивающие задачи Воспитательные

Слайд 7

Основные этапы учебного занятия: Организационный момент. Вступительное слово преподавателя (мотивация). Постановка цели и задач урока. Представление команд. Ход урока. Подведение итогов. Рефлексия. Домашнее задание.

Слайд 8

Деловая игра «Азбука потребителя»

Слайд 9

Кто же такой потребитель? Потребитель – гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Слайд 10

Как вы думаете, существует ли документ, на основании которого потребитель мог бы защищать свои права? Действует Закон РФ «О защите прав потребителей», который является гарантом наших прав. Именно его статьи защитят от недобросовестных продавцов и производителей.

Слайд 11

Торговый центр «КИП» Бутик « Знатоки рекламы» Бутик «Буква закона» Бутик «Грамотный истец» Бутик « Юридическая консультация» Бутик « Разминка » Бутик « В мире товаров» Классный информированный потребитель

Слайд 12

Бутик «Разминка» Период, в течение которого изготовитель обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара по назначению и нести ответственность за существенные недостатки, возникшие по его вине. Срок службы Гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних или иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. потребитель

Слайд 13

Бутик «Юридическая консультация» Командам предлагается просмотреть 3 видеосюжета о ситуациях, связанных с нарушением прав потребителя, и предложить свой вариант решения данной ситуации, пошагово описав, какие действия необходимо предпринять для помощи потребителю. Оценка правильности ответов производится на основании решения предлагаемого в видеосюжете, который просматривается после ответов данных командами.

Слайд 14

Бутик «Буква закона» Команды получают раздаточный материал: 3 ситуативные задачи и соответствующие выдержки статей из закона «О защите прав потребителей». Задание: представить ситуации и найти из них правильный выход, пользуясь полученными нормативными материалами. Купив внуку творожный сырок, потребитель Перцова обнаружила, что на упаковке отмечен только срок годности и нет даты изготовления. Продавец отказался вернуть деньги, утверждая, что сырок свежий. Каковы могут быть действия потребителя на основе его прав?

Слайд 15

Бутик «В мире товаров» Потребителям важна информация о товаре, его производителе и продавце. Самым доступным источником информации о товаре является сам товар. Знания о том, что говорится о товаре на упаковках и ярлыках, понадобится в этом конкурсе. Задание: прочитать информацию о товаре по ярлыкам и в роли продавца дать рекомендации потенциальному покупателю как правильно эксплуатировать товар и ухаживать за ним. От каждой команды участвует один человек. 1 2 3 4 5 6

Слайд 16

Бутик «Знатоки рекламы» Студентам необходимо определить вид рекламы и рекламные приемы при просмотре видеосюжетов, печатных изданий и страниц интернет-сайтов.

Слайд 17

Бутик «Грамотный истец» Студентам предстоит найти ошибки в претензии или исковом заявлении, для чего каждая команда получает образец-памятку составления претензии или искового заявления для работы с заданием.

Слайд 18

Составление искового заявления. Родители подарили своему сыну Сергею телевизор, купленный ими в магазине 24 января 2020 г. со сроком гарантии 1 год. 8 февраля 2021г . телевизор загорелся, в результате чего сгорела мебель на сумму 20 тыс. рублей. Сергей обратился в магазин с требованием возместить имущественный вред. Администрация магазина ему отказала. Сергей составил исковое заявление в суд. Правильно ли оно составлено? В народный суд Селенгинского района г. Гусиноозерск Истец: Панкратов Сергей Иванович, проживающий по адресу: ул. Клименко д.6, кв3., Ответчик: ООО «Мир видео», адрес: ул. Павловского, д. 11 Исковое заявление 24 января 2020 г. в вашем магазине был куплен телевизор марки « Sony ». 8 февраля 2021 г. телевизор загорелся, в результате чего сгорела мебель. На следующий день я обратился в магазин с требованием возмещения мне вреда в полном объеме, как говорится об этом в законе «О защите прав потребителей». Администрация магазина отказалась возместить мне ущерб. Прошу: Истребовать с магазина сумму на покрытие причинённого мне вреда. Выплатить мне компенсацию морального вреда в размере 10 тыс. рублей. 5 марта 2021г . (С.И. Панкратов)

Слайд 19

. Деятельность преподавателя Деятельность студентов Формирование активной гражданской позиции студентов освоение студентами комплекса необходимых для социально-активной жизни знаний, ценностных ориентиров, способов деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный интерактивный урок по спец. дисциплине столярно-плотничные работы и предмету обществознание

Одно из направлений совершенствования обучения в образовании – это организация и проведение интегрированных уроков, или уроков интегрированного содержания разных дисциплин и логических взаимосвязей. В...

Интерактивный урок "Твой выбор"

Данная презентация предназначена для профориентации школьников в медицине...

Наработки по русскому языку УМК "Школа России" Интерактивный-урок

Дпнные разрабтки помогут учителям при проведении уроков...

Интерактивный урок "Смекалка советских солдат во время Великой Отечественной войны"

Интерактивный урок проводится в форме "мозговой штурм". Это позволяет давть возможность поучаствовать в решении задач каждому учащемуся....

интерактивные уроки

Деловая играРолевая играВикторина...

интерактивные уроки

Деловая играРолевая играВикторина...