Основная программа профессиональго обучения профессиональной подготовки по профессии 17353 Продавец
рабочая программа

Репина Татьяна Николаевна

Целью реализации программы подготовки является формирование профессиональных компетенций, обеспечивающих получение соответствующей квалификации по Профессия рабочего ««Продавец продовольственных товаров»». Программа направлена на профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессии рабочего, должности служащего.

По результатам профессионального обучения и успешной сдачи квалификационного экзамена слушателю присваивается квалификация «Продавец продовольственных товаров» 2 квалификационного разряда, что подтверждается документом о квалификации (свидетельством о профессии рабочего, должности служащего).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_prod.tsoop_.docx198.46 КБ

Предварительный просмотр:

вппврC:\Users\Администратор\Downloads\Лого ЦОПП.jpg

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БУРЯТСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»

ЦЕНТР ОПЕРЕЖАЮЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

“УТВЕРЖДАЮ”

Руководитель ЦОПП РБ

            __________ М.Ю. Горюнова

“___”  ___________ 2024 г.




ОСНОВНАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

профессиональной подготовки

по  Профессия рабочего

«Продавец продовольственных товаров»

Квалификация: Продавец продовольственных товаров 2 разряда

 


СОДЕРЖАНИЕ

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАМММЫ
  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
  1. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Приложение 1 «Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов»

Приложение 2 «Нормы контактной работы обучающихся с преподавателями»

Приложение 3 «Аннотация основной программы профессионального обучения»


  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
  1. Основные понятия, используемые в настоящей программе

Профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования.

Профессиональное обучение осуществляется по средством реализации:

- программ профессиональной подготовки,

- программ переподготовки рабочих и служащих,

- программ повышения квалификации рабочих и служащих.

Под профессиональным обучением по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих понимается профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего.

Под профессиональным обучением по программам переподготовки рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях получения новой профессии рабочего или новой должности служащего с учетом потребностей производства, вида профессиональной деятельности.

Под профессиональным обучением по программам повышения квалификации рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или имеющейся должности служащего без повышения образовательного уровня.

Обучающийся с особыми образовательными потребностями – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые психолого-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Адаптированная программа профессиональной подготовки – программа подготовки квалифицированных рабочих, адаптированная для обучения лиц с особыми образовательными потребностями с учетом их особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Специальные условия для получения образования – условия обучения, воспитания и развития обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента(помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций. Осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с особыми образовательными потребностями.

Квалификация – уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности;

Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

Вид профессиональной деятельности - совокупность обобщенных трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда.

Обобщенная трудовая функция - совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившихся в результате разделения труда в конкретном производственном или (бизнес-) процессе.

Трудовая функция - система трудовых действий в рамках обобщенной трудовой функции.

Трудовое действие - процесс взаимодействия работника с предметом труда, при котором достигается определенная задача.

Компетенция - динамическая комбинация знаний и умений, способность их применения для успешной профессиональной деятельности.

Перечень сокращений, используемых в тексте:

ПС - профессиональный стандарт;

ЕТКС/ЕКСД (при отсутствии ПС) - Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих / Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих;

ОТФ- обобщенные трудовые функции

ТФ- трудовые функции

МТО - материально-техническое обеспечение

З – знания

У – умения 

ПК – профессиональные компетенции;

ПН – профессиональные навыки

  1. Цель реализации образовательной программы

Целью реализации программы подготовки является формирование профессиональных компетенций, обеспечивающих получение соответствующей квалификации по Профессия рабочего ««Продавец продовольственных товаров»». Программа направлена на профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессии рабочего, должности служащего.

По результатам профессионального обучения и успешной сдачи квалификационного экзамена слушателю присваивается квалификация «Продавец продовольственных товаров» 2 квалификационного разряда, что подтверждается документом о квалификации (свидетельством о профессии рабочего, должности служащего).

Программа ежегодно пересматривается, при необходимости обновляется в части содержания учебных планов, состава и содержания дисциплин, тем, модулей, разделов, учебной и производственной практик (при наличии), контрольно-оценочных средств, методических материалов, обеспечивающих качество подготовки обучающихся.

  1. Нормативно-правовая основа разработки образовательной программы

Программа разработана в соответствии с следующими документами (с учетом следующих документов):

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.07.2023 N534 «Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.07.2023 N 29322);
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 26.08.2020 № 438 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения» (Зарегистрирован 11.09.2020 № 59784);
  • Профессиональный стандарт «ФГОС СПО 38.01.02», регистрационный №723, утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 2 августа 2013 г. (ред. от 13.07.2021) №;
  • Локальные акты ГБПОУ «Бурятский республиканский индустриальный техникум»;
  • Устав ГБПОУ «Бурятский республиканский индустриальный техникум».

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

В результате освоения образовательной программы обучающийся должен освоить профессиональные компетенции, соответствующие трудовым функциям 1 уровня квалификации[1], предусмотренных профессиональным стандартом «ФГОС СПО 38.01.02», утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 2 августа 2013 г. (ред. от 13.07.2021) №:

Описание уровней квалификации

уровень

Показатели уровней квалификации

Основные пути достижения уровня квалификации

Полномочия и ответственность

Характер умений

Характер знаний

1 уровень

Деятельность под руководством

Индивидуальная ответственность

Выполнение стандартных заданий (обычно физический труд)

Применение элементарных фактических знаний и (или) ограниченного круга специальных знаний

Краткосрочное обучение или инструктаж Практический опыт

  1.  Формируемые компетенции:

2.1.        Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Соблюдать правила реализации товаров в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами, стандартами и Правилами продажи товаров.

  1. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
  1. Продажа продовольственных товаров

ПК 1.1. Проверять качество, комплектность, количественные характеристики продовольственных товаров.

ПК 1.2. Осуществлять подготовку, размещение товаров в торговом зале и выкладку на торгово-технологическом оборудовании.

ПК 1.3. Обслуживать покупателей и предоставлять достоверную информацию о качестве, потребительских свойствах товаров, требованиях безопасности их эксплуатации.

ПК 1.4. Осуществлять контроль за сохранностью товарно-материальных ценностей.

  1. Продажа продовольственных товаров

ПК 2.1. Осуществлять приемку товаров и контроль за наличием необходимых сопроводительных документов на поступившие товары.

ПК 2.2. Осуществлять подготовку товаров к продаже, размещение и выкладку.

ПК 2.3. Обслуживать покупателей, консультировать их о пищевой ценности, вкусовых особенностях и свойствах отдельных продовольственных товаров.

ПК 2.4. Соблюдать условия хранения, сроки годности, сроки хранения и сроки реализации продаваемых продуктов.

ПК 2.5. Осуществлять эксплуатацию торгово-технологического оборудования.

ПК 2.6. Осуществлять контроль сохранности товарно-материальных ценностей.

ПК 2.7. Изучать спрос покупателей.

  1. Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями.

ПК 3.1. Соблюдать правила эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ) и выполнять расчетные операции с покупателями.

ПК 3.2. Проверять платежеспособность государственных денежных знаков.

ПК 3.3. Проверять качество и количество продаваемых товаров, качество упаковки, наличие маркировки, правильность цен на товары и услуги.

ПК 3.4. Оформлять документы по кассовым операциям.

ПК 3.5. Осуществлять контроль сохранности товарно-материальных ценностей.

В    условиях    отсутствия    профессиональных    стандартов в профессиональной подготовке по профессии «Продавец продовольственных товаров»,  предполагается  реализовать  в  данной  программе  подготовку к выполнению трудовых функций в соответствии с Единым тарифно- квалификационным справочником работ и профессий рабочих (ЕТКС) (выпуск № 51, утвержден Постановлением Минтруда РФ от 05.03.2004 №30):

Слушатель,        освоивший        программу,        овладеет профессиональными компетенциями, включающими в себя способность:

РО1. Соблюдать требования законодательства в сфере торговли, в том числе правила торгового обслуживания и правила торговли

РО2. Осуществлять        предпродажную        подготовку продовольственных товаров:

  • проводить подготовку товаров к продаже, включая размещение и выкладку товаров по группам, видам, сортам с учетом частоты спроса и удобства работы;
  • проверять        наличие        и        исправность        торгово-технологического оборудования, инвентаря и инструментов;
  • оказывать        помощь        при        осуществлении        управления        текущими запасами, включая переучет, а также участие в инвентаризации;
  • заполнять и прикреплять ярлыки цен.

РО3. Осуществлять продажу продовольственных товаров:

  • обслуживать покупателей, консультировать их о пищевой ценности, вкусовых особенностях и свойствах отдельных продовольственных товаров;
  • соблюдать условия хранения, сроки годности, сроки хранения и сроки реализации продаваемых продуктов;
  • проверять качество и количество продаваемых товаров, качество упаковки,  наличие  маркировки,  правильность  цен  на  товары и услуги;
  • разрешать спорные вопросы с покупателями в отсутствие представителей администрации.

РО4. Производить денежные расчеты с покупателями на контрольно- кассовой технике:

  • соблюдать        правила        эксплуатации        контрольно-кассовой        техники (ККТ) и выполнять расчетные операции с покупателями;
  • проверять платежеспособность государственных денежных знаков;
  • оформлять документы по кассовым операциям;
  • подсчитывать деньги и сдавать их в установленном порядке;

Должен знать:

Код

З.1

-классификацию групп, подгрупп и видов продовольственных товаров;

З.2

-особенности пищевой ценности пищевых продуктов;

З.3

-ассортимент и товароведные характеристики основных групп продовольственных товаров;

З.4

-показатели качества различных групп продовольственных товаров;

З.5

-дефекты продуктов;

З.6

-особенности маркировки, упаковки и хранения отдельных групп продовольственных товаров;

З.7

-классификацию, назначение отдельных видов торгового оборудования;

З.8

-технические требования, предъявляемые к торговому оборудованию;

З.9

-устройство и принцип работы оборудования;

З.10

-типовые правила эксплуатации оборудования;

З.11

-нормативно – технологическую документацию по техническому обслуживанию оборудования;

З.12

-Закон о защите прав потребителей;

З.13

-правила охраны труда

Должен уметь:

Код

У.1

-идентифицировать различные группы, подгруппы и виды продовольственных товаров (зерновых, плодовоовощных, кондитерских, вкусовых, молочных, яичных, пищевых жиров, мясных и рыбных);

У.2

-устанавливать градации качества пищевых продуктов;

У.3

-оценивать качество по органолептическим показателям;

-распознавать дефекты пищевых продуктов;

У.4

-создавать оптимальные условия хранения продовольственных товаров;

У.5

-рассчитывать энергетическую ценность продуктов;

У.6

-производить подготовку измерительного, механического, технологического контрольно – кассового оборудования;

У.7

-использовать в технологическом процессе измерительное, механическое, технологическое контрольно – кассовое оборудование

Должен овладеть профессиональными навыками:

Код

ПН.1

-продажи различных групп продовольственных товаров;

ПН.2

-обслуживания покупателей;

ПН.3

-эксплуатации контрольно-кассовой техники  и расчетов с  покупателями;

  1. Категория обучающихся

К освоению образовательной программы допускаются лица различного возраста, без предъявления требований к уровню образования.

  1. Форма обучения

Форма обучения: очная.

  1. Трудоемкость обучения и срок освоения образовательной программы

Трудоемкость обучения составляет 72 академических часа(ов), включая все виды аудиторной и самостоятельной учебной работы слушателя, а также практику. 

Срок освоения образовательной программы составляет:

____72____ при очной форме обучения;

________ при очно-заочной форме обучения.

Период профессионального обучения (дата начала и окончания) определяется в соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком и расписанием занятий.

Режим занятий.

Продолжительность 1 академического часа 45 минут.

После каждого академического часа необходимо предусмотреть перерыв не менее 5 минут.

При организации режима занятий «с отрывом от производства/обучения» - не более 8 академических часов в день.

При организации режима занятий «без отрыва от производства/обучения» - не более 4 академических часов в день.

При организации режима занятий «с частичным отрывом от производства/обучения» - не более 6 академических часов в день.

  1.  Итоговая аттестация

Профессиональное обучение завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена.

  1. Используемые образовательные технологии

Наименование применяемой образовательной технологии

Краткая характеристика образовательной технологии

Модульная

Учебный материал разбит на информационные блоки-модули. Модуль - совокупность частей учебной дисциплины, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения.

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
  1. Учебный план

Наименование модуля/дисциплины/темы

Трудоемкость всего,

акад. час

Контактная работа[2], акад. час

Практика (учебная/производственная), час.

СРС[3], акад. час

Форма промежуточного/итогового

контроля

Теоретич. занятия

Практич. занятия

Модуль 1. Организация розничной торговли

22

11

5

4

2

Зачет

Модуль 2. Технологические аспекты деятельности в розничной торговле

24

12

6

8

2

Зачет

Модуль 3. Операционные аспекты деятельности продавца розничной торговли

22

12

6

5

2

Зачет

Итоговая аттестация

4

1

1

1

1

Квалификационный экзамен

ИТОГО

72

36

18

18

7

х

Практикоориентированность –   ___50__% (рекомендуется не ниже 80%)

  1. Календарный учебный график

Наименование модуля/дисциплины/темы

Порядковый номер недели/месяца

1

2

3

4

5

6

7

8

Итого

Модуль 1. Организация розничной торговли

24

24

Модуль 2. Технологические аспекты деятельности в розничной торговле

24

24

Модуль 3. Операционные аспекты деятельности продавца розничной торговли

24

24

Итоговая аттестация

ИТОГО

  1. Рабочие программы модулей/дисциплин/тем

Наименование модуля/дисциплины/темы

Содержание, в том числе теоретических занятий (по темам в дидактических единицах), практических занятий (семинаров), наименование и тематика практических и (или) лабораторных работ, самостоятельной работы слушателя, виды работ учебной практики, производственной практики, перечень рекомендуемой литературы

Планируемые результаты обучения

Трудоемкость всего,

акад. час

Модуль 1. Организация розничной торговли

Тема 1.1 Розничная торговая сеть. Товароснабжение

- Розничная торговая сеть и ее размещение

-Специализация и типизация магазинов

-Устройство и планировка магазинов

-Виды покупательского спроса

-Сущность и основные требования, предъявляемые к организации товароснабжения

-Источники поступления товаров

Тема 1.2 Документы, регулирующие отношения в торговле. Вопросы трудового законодательства. Материальная ответственность

-.Трудовой договор, Коллективный договор, Правила торговли, Санитарные правила, ГОСТы

-Закон о защите прав потребителей

-Договор о материальной ответственности

Тема 1.3 Культура и уровни общения в коллективе. Типы

отношений. Правила речевого этикета. Имидж работника торговли

-Деловая  культура, Психология общения

Тема 1.4 Стандарты поведения торгового работника в конфликтных ситуациях

ОК1-ОК7

ПК1.4. ПК2.2-ПК2.7

22

Модуль 2. Технологические аспекты деятельности в розничной торговле

Тема 2.1 Основы товароведения продовольственных товаров

-Зерномучные товары

-Плодоовошные товары

-Вкусовые товары

-Крахмал, сахар, мед , Кондитерские товары

-Молочные товары

-Яйцепродукты

-Пищевые жиры

-Мясо и мясные продукты

-Рыба и рыбные товары

Тема 2.2 Гигиенические требования к качеству и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов

-Качество продовольственных товаров, Маркировка и штриховое кодирование товаров

-Стандартизация, сертификация продовольственных товаров

Тема 2.3 Охрана труда

ОК1-ОК7

ПК1.1, ПК1,3. ПК 2.1

24

Модуль 3. Операционные аспекты деятельности продавца розничной торговли

Тема 3.1 Организация и технология торгового обслуживания в розничной торговле

-Технология приемки товаров в магазине, Хранение товаров

-Подготовка товаров к продаже

-Размещение и выкладка товаров в торговом зале

-Технология продажи товаров

Тема 3.2 Психологические типы клиентов и особенности взаимодействия с ними при обслуживании

Тема 3.3 Основы мерчендайзинга. Основные концепции и принципы размещения и выкладки товаров в торговом зале магазина

Тема 3.4 Соблюдение санитарных норм при организации рабочего места на торговом предприятии.

Тема 3.5 Основы микробиологии и пищевой гигиены

Тема 3.6 Учет движения товаров и тары в торговле Инвентаризация товарно-материальных ценностей

Тема 3.7 Техника вычислений, учет и отчетность

Тема 3.8 Эксплуатация и порядок работы на ККМ

ОК1-ОК7

Пк1.2,ПК3.1-ПК3.5

22

Используемые образовательные технологии

1. Личностно-ориентированные (разноуровневого обучения, коллективного обучения, модульного обучения),

3. Элементы технологии: Игровые, проблемного обучения, с проектной деятельностью

х

х

Перечень рекомендуемых учебных

изданий, интернет-ресурсов,

дополнительной литературы

1.Арустамов Э.А.  Техническое  оснащение  торговых  организаций и охрана труда: учебник. – М.: Издательство «Академия», 2020.

2.Барановский В.А. Продавец: учеб. пособие для уч-ся проф.-техн. училищ / В.А. Барановский, С.Н. Белоусова, Л.И. Рубцова, В.А. Тимофеева. – Ростов н/Д: Феникс, 2019. – 448 c.

3.Вилкова С.А. Товароведение и экспертиза хозяйственных товаров: учебно-практическое пособие / С.А. Вилкова. – М.: Дашков и К, 2019. – 500 c.

4.Голубенко О.А. Товароведение непродовольственных товаров: учеб. пособие / О.А. Голубенко, В.П. Новопавловская, Т.С. Носова. – М.: Альфа-М, 2020. – 208 c.

5.Голубкина Т.С. Розничная торговля продовольственными товарами: Товароведение и технология: учебник / Т.С. Голубкина. – М.: Academia, 2019. – 412 c.

6.ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации.

«Торговля. Термины и определения» (утв. Приказом Росстандарта от 28.08.2013

№ 582-СТ) (ред. от 22.04.2020).

7.ГОСТ Р 51304-99 «Услуги розничной торговли. Общие требования».

8.ГОСТ Р 51305-2009 «Услуги торговли. Требования к персоналу».

9.Гранаткина Н.В. Епифанова М.В. Товароведение продовольственных товаров: Учебник

/ М.В. Епифанова. – М.: Academia, 2019. - 272 c.

        Товароведение        и        организация        торговли продовольственными товарами / Н.В. Гранаткина. – М.: Academia, 2019. – 384 c.

10.Закон РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992 (ред. от 04.06.2019).

11.Косарева Г.С. Контролер-кассир торгового зала: учеб. пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2019.

12.Моисеенко Н.С.Товароведение непродовольственных товаров.– Ростов-н/Д.:Феникс,2020

х

х

3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

  1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Материально-техническое обеспечение (далее – МТО) необходимо для проведения всех видов учебных занятий, промежуточной и итоговой аттестации, предусмотренных учебным планом по программе, и соответствует действующим санитарным и гигиеническим нормам и правилам.

Наименование специализированных помещений

Вид учебной деятельности

Оснащение

учебный кабинет/ …308

Теоретические занятия, практические занятия, консультации

Посадочные места по количеству слушателей;

рабочее место преподавателя; компьютер, мультимедийный проектор, экран, доска;

выход в интернет, др.

Лаборатория/ 308…

Практические занятия, учебная практика

Инструменты, расходные материалы, обеспечивающие выполнение всех видов работ учебной практики, определенных содержанием образовательной программы, в том числе:

- Оборудование: Электронная касса, электронные весы, компьютеры

- Приспособления и инструменты: Инвентарь, посуда, измерители, документация, программа 1С Торговля   + склад

- Расходные материалы: Упаковки товаров, образцы товаров, Упаковочный материал

  1. Использование наглядных пособий и других учебных материалов при реализации программы

1. Презентационный (наглядный) материал к лекционным и практическим занятиям.

2.  Лицензионное программное обеспечение, в том числе: 1С Торговля+склад

3. Федеральная нормативно-правовая документация, в том числе: ГОСТы: ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. «Торговля. Термины и определения» (утв. Приказом Росстандарта от 28.08.2013 № 582-СТ) (ред. от 22.04.2020).

ГОСТ Р 51304-99 «Услуги розничной торговли. Общие требования».

ГОСТ Р 51305-2009 «Услуги торговли. Требования к персоналу».

СанПин "Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов" СанПиН 2.3.2.1078-01,  Федеральный закон от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ"О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации", Закон РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992 (ред. от 04.06.2019).

4. Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы, в том числе: http://consultant.ru/; http://garant.ru/; http://normativ.kontur.ru/; http://kodeks.ru/.

5. Методические материалы по выполнению практических работ: Методические рекомендации по оформлению практических и самостоятельных работ, Инструкционные карты

  1. Кадровое обеспечение программы

К реализации программы привлекаются лица, имеющие:

- среднее профессиональное и/или высшее образование, направление которого соответствует профилю программы;

- опыт решения практических задач по тематике программы.

4. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Оценка качества освоения программы осуществляется в форме промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.

  1.  Промежуточная аттестация

Реализация образовательной программы сопровождается проведением промежуточной аттестации обучающихся в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком на основе оценочных средств.

Промежуточная аттестация по итогам освоения модулей и практики проводится в форме зачета за счет часов, отведенных на их освоение.

Промежуточная аттестация по итогам освоения модулей проводится в форме тестирования, опроса, письменного опроса и т.п.. Промежуточная аттестация по итогам практики - на основании результатов ее прохождения, подтверждаемых положительным аттестационным листом подписанным руководителем практики.

Задания для промежуточной аттестации:

Примерный перечень вопросов и заданий к промежуточной аттестации

Модуль 1 «Организация розничной торговли»

2.

3.

4.

Модуль 2 «Технологические аспекты деятельности в розничной торговле»

Тестовое задание

для  проверки знаний

Профессия: "Продавец продовольственных товаров"

Инструкция: КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Инструкция

        Прочитай внимательно вопросы. Из предложенных вариантов ответов выбери правильный. Тест состоит из задания А и задания Б.

         В заданииА на отдельном листе (в столбик) напиши цифру-номер вопроса и одну букву или цифру, под которой находится выбранный вами ответ. Если будут выписаны две и более буквы или цифры – ответ не засчитывается.

           В задании Б продолжите предложение или впишите пропущенные слова.

Желаем удачи!

-Время выполнения теста - 90 минут. Тест включает 25 позиций.

-Вы получили тест и чистый лист, напишите ваше имя и фамилию на листе.

-В тесте слева даны предложения (1, 2 и т.д.), а справа - варианты выбора. Выберите правильный вариант и отметьте соответствующую букву на выданном чистом листе. Например:

-1. А Б В Г (1 - Б - правильный вариант)

Если Вы ошиблись и хотите исправить ошибку, сделайте так:

-1. А Б В Г (1 - В - ошибка, 1 - Б - правильный вариант).

-Отмечайте правильный выбор только на выданном листе, в тесте ничего не пишите.

Задание А.

1.Какой документ определяет права и обязанности поставщиков и торговых предприятий:

а- договор;     б- накладная;    в- доверенность.

2. Какие продукты содержат много воды:

а- манная крупа, рис;  б- огурцы, арбузы;    в- чай, кофе.

3. Что такое меланж?

а-высушенная яичная смесь;  б-замороженная смесь белков и желтков; в- взбитая яичная масса.

4.Способность весов  исправно и безотказно выполнять свои функции в течение всего срока  эксплуатации это:

а- регулятор тарирования; б- надёжность; в- указатели равновесия.

5. К ассортименту основных видов консервов относятся:

а-куриные;      б-мясные ;             в-растительные.

6. Цена товара в ячейку памяти на весах ВЭ-15Т программируется клавишей:

а- +;         б- М         ;          в- Т .

7. Кто не может являться членом бригады при коллективной материальной ответственности?

а  -лица, не достигшие 18 лет;

б – лица, не прошедшие медицинский осмотр;

в-обслуживающий персонал.

8. Сельдь в майонезной заливке, это

а-консервы ;     б- пресервы;                в-   шпроты.

9. Какие пищевые продукты содержат каротин( провитамин А)

а- пастила, мармелад;  б- сахар, мёд;  в- морковь, абрикосы;  г-грибы, капуста.

10. Приставка кило :

а- увеличивающая,  б- уменьшающая, в- объединяющая

11. Вид инструктажа, на котором учащиеся узнают тему урока:

а- вводный ;  б- текущий;  в- заключительный;     г- инструктаж по охране труда.

12. Масса « нетто» :

а- это вес тары;    б- вес товара вместе с тарой   в- масса   товара без тары.

13. Хорошая обозримость и читаемость весов это:

а- устойчивость ;   б- наглядность ;   в- равновесие весов;  

14. Больше витамина С(аскорбиновой кислоты) содержат :

а- черная смородина, шиповник; б- черная смородина, в- виноград. абрикосы.

15. Нерафинированное масло с осадком продавать:

а- можно;  б- нельзя;  в- можно с разрешения,

16. Товар при приёмке по качеству оценивается методом:

а-визуальным;     б - органолептическим ; в- практическим.

17.  Тушке курицы потрошеной второй категории соответствует маркировка:

а- КЕ 2;      б- КЕЕ2;       в- КР2;     г- КП-2;    

18.  1м 18дм – это число

 а -    простое;      б-  составное;        в- сложное.  

19. На поверхности солёной рыбы появляются желтые пятна,  если её хранили при температуре :

а  25 градусов;  б 2 градуса; в  - 4градуса;  

20. Отчёт кассира на конец рабочего дня ;

а—Х;    б- Z ;   в- А;  

21. Какой клавишей на ККМ « АМС» 100-Ф вводятся деньги покупателя:

а- КЗ ;    б- НЛ;   в-  КР;  

22.- Работа с электронным  журналом на ККМ « Миника» 1102 Ф осуществляется клавишей:

а- С;   б – АН;    в- ПИ;  

Задание Б

23. К  внешним дефектам банок  относят (перечислите дефекты):

_____________________________________________________________________________

24. Продолжите предложение:

Весы устанавливают  на ……………,…………………поверхность.

25. Продолжите предложение.

Обслуживание покупателей должно проходить  на высоком………………

Эталон ответов       тестового  задания

вопрос

ответ

Задание А1.Какой документ определяет права и обязанности поставщиков и торговых предприятий.

А.

2. Какие продукты содержат много воды.

Б.

3.Что такое меланж?

В.

4.Способность весов  исправно и безотказно выполнять свои функции в течение всего срока  эксплуатации это.

Б.

5. К ассортименту основных видов консервов относятся:

Б.

6.Цена товара в ячейку памяти на весах ВЭ-15Т программируется клавишей:

Б.

7. Кто не может являться членом бригады при коллективной материальной ответственности?

А.

8.Сельдь в майонезной заливке, это

Б.

9. Какие пищевые продукты содержат каротин( провитамин А)

В

10.Приставка кило :а- увеличивающая,  б- уменьшающая, в- объединяющая

А

11. Определите вид инструктажа, на котором учащиеся узнают тему урока:

А

12. Масса « нетто» как вы это понимаете?

В

13. Хорошая обозримость и читаемость весов это:

Б

14. Какие плоды содержат больше витамина С(аскорбиновой кислоты)

А.

15. Можно ли продавать нерафинированное масло с осадком?

А

16. Каким методом оцениваются товар при приёмке по качеству?

Б.

17. Какая маркировка соответствует тушке курицы потрошеной второй категории

В

18. 1м 18дм – это число

Б.

19. На поверхности солёной рыбы появляются желтые пятна,  если её хранили при температуре

А.

20.  Отчёт кассира на конец рабочего дня

Б.

21. Какой клавишей на ККМ « АМС» 100-Ф вводятся деньги покупателя:

А

22. Работа с электронным  журналом на ККМ « Миника» 1102 Ф осуществляется клавишей

В

Задание Б

23. К  внешним дефектам банок  относят( перечислите дефекты):

Б бомбаж, хлопушка,

ржавчина

24Продолжите предложение:

Весы устанавливают  на ……………,…………………поверхность.

Ровную, твёрдую

25.Продолжите предложение.

Обслуживание покупателей должно проходить  на высоком………………

культурном

Оценочная шкала:

«5» - 23 – 25 вопросов, КУ 0,9 - 1

«4» - 18– 22  вопросов, КУ 0,7 – 0,8

«3» - 13 – 17 вопросов, КУ 0,6

«2» - менее 12 вопросов, КУ 0,5

Критерии оценки знаний, полученных на теоретических занятиях

Шкалы

Не освоена

Освоена частично

Освоена в основном

Освоена полностью

Неудовлетв.

Удовлетв.

Хорошо

Отлично

Не зачтено

Зачтено

Зачтено

Зачтено

Знать

Менее 50% верных ответов.

Фрагментарные знания и понимание содержания основных тем дисциплины (модуля). Отсутствие знаний и понимания содержания основных дисциплины (модуля)

50%-80% верных ответов.

Общие, но не структурированные знания и понимание содержания основных тем курса, дисциплины (модуля)

80%-90% верных ответов.

Сформированные, но содержащие отдельные пробелы в знаниях и достаточно глубокое понимание содержания основных тем дисциплины (модуля)

90%-100% верных ответов.

Сформированные систематические знания, глубокое понимание содержания основных тем дисциплины (модуля)

Критерии оценки умений и навыков, полученных на практике

Шкалы

Не освоена

Освоена частично

Освоена в основном

Освоена полностью

Неудовлетв.

Удовлетв.

Хорошо

Отлично

Не зачтено

Зачтено

Зачтено

Зачтено

Уметь

Отсутствие сформированных умений / частично освоенные умения по основным темам дисциплины (модуля)

В основном сформированные умения по основным темам дисциплины (модуля). В целом успешные умения, но осуществляемые не систематически

Сформированные умения по основным темам дисциплины (модуля). В целом успешные, но содержащие отдельные пробелы

Полностью сформированные умения по основным темам дисциплины (модуля)

Владеть

Отсутствие сформированных навыков / частично сформированные навыки, фрагментарное их применение

В основном сформированные навыки по основным темам дисциплины (модуля). В целом успешные навыки, но применяемые не систематически

Сформированные навыки по основным темам дисциплины (модуля). В целом успешное применение навыков, но содержащее отдельные пробелы

Полностью сформированные навыки по основным темам дисциплины (модуля). Успешное и систематическое применение навыков

  1.  Итоговая аттестация

Оценка качества освоения программы осуществляется итоговой аттестационной комиссией в виде квалификационного экзамена.

Квалификационный экзамен включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний в пределах квалификационных требований, указанных в соответствующем профессиональном стандарте.

К проведению квалификационного экзамена привлекаются представители работодателей, их объединений и (или) эксперты/специалисты, имеющие опыт решения практических задач по тематике программы.  

Примерный перечень вопросов и заданий теоретической части квалификационного экзамена

Билеты

Для проверки знаний

по квалификационному экзамену  

Профессия: «Продавец продовольственных товаров»

Экзаменационный билет № 1

1.Товароведение. Предмет и задачи.

     2. Каким торговым оборудованием должны быть оснащены предприятия    продовольственной торговли?

    3.Торговая ситуация .В магазин «Мега Титан» поступила партия мясных консервов. При оценке качества установлено, что консервы имеют вздутие крышки и дна банки. Установите, вид дефекта и укажите причину возникновения.

Экзаменационный билет № 2

1.Ассортимент товаров. Определение. Виды, характеристика.

2.Что должна обеспечивать расстановка торгово-технологического и холодильного оборудования?

3.Торговая ситуация .В магазин «Мега Титан» поступила партия мясных консервов. При оценке качества установлено, что консервы имеют деформированные стенки банки, герметичность банок не нарушена. Дайте заключение о качестве товара.

Экзаменационный билет № 3

1. Дайте определение товарному сорту.

2. Из каких материалов должно быть изготовлено торговое оборудование, инвентарь, тара, посуда и упаковка?

3. Торговая ситуацияВ реализацию поступила партия мясных консервов. При оценке качества установлено следующее: на поверхности банок обнаружены красно-бурые пятна на поверхности, бумажная этикетка наклеена ровно, без подтеков клея, надписи четкие. Дайте заключение о качестве товара.

Экзаменационный билет № 4

1.Химический состав. Минеральные вещества.

2. Какой контроль систематически осуществляется на базах, складах, овоще- и фруктохранилищах?

3. ТорговаяситуацияПокупатель выбрал в магазине товар, но денег ему для оплаты не хватило. Имеет ли право покупатель оставить неоплаченный товар на контроле. Если да, то в течение  какого времени

Экзаменационный билет № 5

1.Витамины. Виды. Значение в питании.

      2. Что необходимо иметь на крупных предприятиях продовольственной торговли для хранения однородных пищевых продуктов?

3. Торговая ситуация Придя утром в магазин, покупатели с удивлением обнаружили, что он закрыт на санитарный день. Обязан ли магазин заблаговременно предупреждать покупателей о закрытии магазина на санитарный день.  

Экзаменационный билет № 6

      1.Пищевая ценность продовольственных товаров.

      2. Как должны храниться упаковочные материалы?

      3. Торговая ситуация В магазине самообслуживания при входе в торговый зал продавец попросила оставить все сумки на контроле. Покупатель отказался оставить свою сумочку на контроле. Имеет ли право покупатель проходить в торговый зал с сумочкой.  

Экзаменационный билет № 7

1.Качество продуктов. Понятие, свойства и показатели, характеризующие качество, их особенности, значимость.

2. Как должен храниться уборочный инвентарь торговых, складских и других помещений?

3.ТорговаяситуацияПродавец нагрубила покупателю. Покупатель потребовал Книгу жалоб и предложений. Продавец отказал покупателю, объяснив тем, что в магазине Книги жалоб и предложений нет. Правильно ли поступил продавец.  

Экзаменационный билет № 8

  1.  Дефекты, понятие, классификация, причины и способы устранения.

    2. Каким требованиям должно отвечать качество воды в организациях торговли?

    3. Торговая ситуация Режим работы магазина с 9 до 20 часов. В 20 часов продавец вежливо просит выйти из магазина покупателей, не успевших сделать покупку. Прав ли продавец.  

Экзаменационный билет № 9

1.Товарные потери : виды, причины, мероприятия по сокращению потерь. Порядок списания.

     2. Как должны быть оборудованы помещения для мытья рук во всех   строящихся и реконструируемых организациях торговли?

     3. Торговая ситуация Покупатель требует возврата денег за приобретенный товар с истекшим сроком годности. Продавец - кассир не намерен их отдавать.

Экзаменационный билет № 10

     1. Стандартизация и сертификация продовольственных товаров.

2.Какой вентиляцией оборудуются торговые, складские, вспомогательные и санитарно-бытовые помещения?

     3. Торговая ситуация Покупатель рассчитался за приобретенный товар ветхими деньгами.

Продавец – кассир отказался принять деньги. Прав ли он?

Экзаменационный билет № 11

1. Маркировка. Определение. Информация о  продуктах питания.

      2. Для каких продуктов выделен специализированный транспорт с

маркировкой в соответствии с перевозимыми продуктами?

3. Торговая ситуация Покупатель ошибся в подсчетах за приобретенный товар и предъявил претензии продавцу – кассиру, что его неправильно рассчитали. Действия продавца – кассира?

Экзаменационный билет № 12

     1. Консервирование продуктов: классификация, назначение. Влияние способов консервирования на качество и формирование вкусов. Требования к качеству.

      2. Как перевозится хлеб и хлебобулочные изделия?

      3.Торговая ситуацияВ магазин «Мега Титан» поступила партия мясных консервов. При оценке качества установлено, что консервы имеют вздутие крышки и дна банки. Установите, вид дефекта и укажите причину возникновения.

Экзаменационный билет № 13

 1. Зерномучные товары. Ассортимент. Пищевая ценность . Требования к качеству.

     2. Как перевозятся кремовые кондитерские изделия?

     3.Торговая ситуацияВ магазин «Мега Титан» поступила партия мясных консервов. При оценке качества установлено, что консервы имеют деформированные стенки банки, герметичность банок не нарушена. Дайте заключение о качестве товара.

Экзаменационный билет № 14

1. Крупы, химический состав. Ассортимент, виды. Товарные сорта, условия и сроки хранения, дефекты, причины возникновения. Правила продажи. Требования к качеству.

2. При какой температуре должны храниться и реализоваться скоропортящиеся продукты?

3. Торговая ситуация В реализацию поступила партия мясных консервов. При оценке качества установлено следующее: на поверхности банок обнаружены красно-бурые пятна на поверхности, бумажная этикетка наклеена ровно, без подтеков клея, надписи четкие. Дайте заключение о качестве товара.

Экзаменационный билет № 15

1. Мука: классификация, основные показатели, товарные сорта, условия и сроки хранения, дефекты, причины возникновения. Правила продажи. Требования к качеству.

2. В какой таре и упаковке принимаются пищевые продукты?

3. Торговая ситуация Покупатель ошибся в подсчетах за приобретенный товар и предъявил претензии продавцу – кассиру, что его неправильно рассчитали. Действия продавца – кассира?

Экзаменационный билет № 16

 1. Макаронные изделия: химический состав, пищевая ценность, классификация, основные показатели, требования к качеству. Правила продажи. Требования к качеству.

2. До какого периода должны сохраняться этикетки на таре поставщика?

3. Торговая ситуация С какого дня исчисляется гарантийный срок товара (кроме сезонного)?

Экзаменационный билет № 17.

1. Хлеб и хлебобулочные изделия, химический состав, пищевая ценность.        Ассортимент, виды. Товарные сорта, условия и сроки хранения, дефекты, причины возникновения. Правила продажи. Требования к качеству.

2. Какие правила должны сохраняться при хранении пищевых продуктов?

3.Торговая ситуация.С какого дня исчисляется гарантийный срок товара (кроме сезонного)?

Экзаменационный билет № 18.

1.  Свежие плоды:  классификация, пищевая ценность, химический   состав,  товарное качество, основные показатели качества, хранение, потери, Правила продажи. Требования к качеству.

2. Как храниться мороженое мясо?

3.Торговая ситуацияИмеет ли право потребитель обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен ?  И в какие сроки ?

Экзаменационный билет № 19.

1. Овощи: химический состав, пищевая ценность, классификация, показатели качества, товароведная характеристика. Правила продажи. Требования к качеству.

2. Правила хранение охлажденной рыбы?

3. Торговая ситуация. Возможна ли продажа товара по истечении установленного срока годности?

Экзаменационный билет № 20.

    1. Вкусовые товары. Классификация и пищевые достоинства вкусовых товаров, значение в питании, основные показатели. Негативное воздействие вкусовых товаров на организм. Правила продажи. Требования к качеству.

    2. Как производится хранение сыпучих продуктов?

    3. Торговая ситуация. В течение какого срока продавец обязан заменить товар в случае обнаружения недостатков товара и предъявлении требования о его  замене?

Экзаменационный билет № 21.

     1. Чай, чайные напитки. Ассортимент,  пищевые достоинства,  условия,   сроки хранения, дефекты, причины. Правила продажи. Требования к качеству.

      2. Как производится подготовка, взвешивание и упаковка сырых и готовых к употреблению пищевых продуктов?

      3.Торговая ситуацияДопускается ли продажа товара, в том числе импортного, без информации об обязательном подтверждении его соответствия требованиям, которые обеспечивают безопасность товара?

Экзаменационный билет № 22.

       1. Кофе, кофейные напитки.  Ассортимент,  пищевые достоинства,     условия, сроки хранения, дефекты, причины. Правила продажи. Требования к качеству.

        2. Какой инвентарь использует продавец при отпуске покупателем нефасованных пищевых продуктов?

        3.Торговая ситуация Может ли продавец обусловить приобретение одних товаров

 ( работ, услуг) обязательным приобретением других товаров?

Экзаменационный билет № 23.

        1. Пряности, приправы: ассортимент, основные показатели, пищевые достоинства, кулинарное использование, условия, сроки хранения, дефекты, причины. Правила продажи. У. М.Х. Требования к качеству.

         2.  Какой товар запрещается отпускать покупателям?

         3. Торговая ситуация. Вправе ли продавец (исполнитель) без согласия потребителя выполнять дополнительные услуги  (работы) за плату?

Экзаменационный билет № 24.

         1. Сахар: классификация, значение в питании, пищевые достоинства, дефекты, использование в общественном питании. Правила продажи. У.М.Х. Требования к качеству.

         2. Правила отпуска жидких пищевых продуктов?

         3. Торговая ситуация. Как исчисляется гарантийный срок для сезонных товаров?

Экзаменационный билет № 25.

         1. Кондитерские изделия. Ассортимент, пищевая ценность, классификация, Правила продажи. У. М.Х. Требования к качеству.

         2. Правила пользования торговым инвентарем?

         3. Торговая ситуация. Прав ли продавец, отказывая потребителю в обмене женского  нижнего белья не подошедшего по размеру, по расцветке?

Экзаменационный билет № 26.

         1. Пищевые концентраты: ассортимент, классификация,  значение в питании, химический состав, упаковка, хранение, потери, причины . У.М.Х. Правила продажи. Требования к качеству.

         2. Правила продажи плодоовощной продукции?

         3.ТорговаяситуацияКакие требования может предъявить потребитель продавцу в случае продажи товара ненадлежащего качества?

Экзаменационный билет № 27.

         1. Мед, ассортимент, крахмал, патока. Пищевая ценность. Пороки,  дефекты, причины возникновения. У.М.Х. Правила продажи. Требования к качеству.

        2. При каких условиях не допускается реализация скоропортящихся продуктов в организациях мелкорозничной сети?

        3. Торговая ситуация. Может ли продавец обусловить приобретение одних товаров

 ( работ, услуг) обязательным приобретением других товаров

Экзаменационный билет № 28.

       1. Сахаристые кондитерские изделия: карамель, драже, конфеты, ирис, Дефекты, причины возникновения. У.М.Х. Правила продажи. Требования к качеству.

       2. Условия хранения тары на прилегающей территории мелкорозничной сети?

       3. Торговая ситуация. Имеет ли право потребитель обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен ?  И в какие сроки ?

Экзаменационный билет № 29.

      1. Фруктово-ягодные кондитерские изделия, виды,  показатели качества,  дефекты, причины. У.М.Х. Правила продажи.

      2. При каких условиях допускается реализация комбинированного

 ассортимента товаров в палатках, автолавках, автоприцепах?

      3. Торговая ситуация. Возможна ли продажа товара по истечении установленного срока годности?

Экзаменационный билет № 30.

1. Какао-порошок, шоколад. Ассортимент.  Пищевая ценность. Дефекты, причины, У.М.Х. Правила продажи. Требования к качеству.

2. Как отпускаются хлебобулочные и кондитерские изделия?

3. Торговая ситуация. В течение какого срока продавец обязан заменить товар в случае обнаружения недостатков товара и предъявлении требования о его  замене?

Экзаменационный билет № 31.

 1. Мучные кондитерские изделия: классификация, ассортимент.        Пищевая ценность. Дефекты, причины, хранение . У.М.Х. Правила продажи. Требования к качеству.

2. Какой товар запрещается отпускать покупателям?

3. Торговая ситуацияДопускается ли продажа товара, в том числе импортного, без информации об обязательном подтверждении его соответствия требованиям, которые обеспечивают безопасность товара?

Экзаменационный билет № 32.

   1. Пищевые жиры: классификация, ассортимент,  значение в питании,

Пищевая ценность. Дефекты, причины, хранение . У.М.Х. Правила продажи. Требования к качеству.

2. Как производится реализация тортов в организациях торговли?

3.Торговая ситуацияНа какую информацию имеет право потребитель?

Экзаменационный билет № 33.

    1. Молоко: общие показатели, классификация, пищевая ценность, значение в питании, использование в общественном питании, условия и сроки хранения.

    2. Правила отпуска жидких пищевых продуктов?

    3. Торговая ситуация Вправе ли продавец ( исполнитель) без согласия потребителя выполнять дополнительные услуги( работы) за плату?

Экзаменационный билет № 34.

   1. Молоко и сливки питьевые. Ассортимент.классификация, ассортимент,  значение в питании. Пищевая ценность. Дефекты, причины, хранение . У.М.Х. Правила продажи. Требования к качеству.

   2. Какие требуются условия для продажи яйца в мелкорозничной сети?

   3. Торговая ситуацияПокупательница купила в магазине « Крокус» дорогой крем-лифтинг фирмы «Лореаль». Придя домой обнаружила, что срок годности крема истекает через 3дня. Имел ли право продавец продавать данный товар?

Экзаменационный билет № 35.

 1. Сметана и сметанные продукты: Ассортимент.классификация, ассортимент,  значение в питании. Пищевая ценность. Дефекты, причины, хранение . У.М.Х. Правила продажи. Требования к качеству.

2.Какую одежду должны иметь работники продовольственных магазинов?

3.Торговая ситуация. Покупатель прибрел электрическую щетку. После 3 дней пользования, потребитель требует у продавца заменить ему товар на аналогичный другой формы. Продавец отказывает ему. Прав ли продавец?

Экзаменационный билет № 35.

      1.Творог и творожные изделия.  Ассортимент.классификация, ассортимент,  значение в питании. Пищевая ценность. Дефекты, причины, хранение . У.М.Х. Правила продажи. Требования к качеству.

      2. Какой должна быть санитарная одежда?

     3. Торговая ситуацияС какого дня исчисляется гарантийный срок товара( кроме сезонного)?

Экзаменационный билет № 36.

    1. Масло сливочное. Ассортимент,  значение в питании. Пищевая ценность. Дефекты, причины, хранение . У.М.Х. Правила продажи. Требования к качеству.

   2. Что такое личная гигиена?

   3 Торговая ситуация.Как исчисляется гарантийный срок для сезонных товаров?

Экзаменационный билет № 37.

    1. Яйцо.  Ассортимент, классификация, ассортимент,  значение в питании. Пищевая ценность. Дефекты, причины, хранение . У.М.Х. Правила продажи. Требования к качеству.

    2. Что является хорошей средой для развития микробов?

    3. Торговая ситуация. Прав ли продавец отказывая потребителю в обмене женского  нижнего белья не подошедшего по размеру, по расцветке?

Экзаменационный билет № 38.

     1. Сыры. Ассортимент классификация, пищевая ценность, дефекты,   причины, хранение . У.М.Х. Правила продажи. Требования к качеству.

     2. Как часто нужно мыть руки?

     3.ТорговаяситуацияВо время предпраздничной торговли покупатель приобрела подарочный набор в упаковке с целлофановой оберткой. Проверить содержимое упаковки покупателю отказали. Правильно ли это?

Экзаменационный билет № 39.

1.Мясо: общая характеристика, классификация мяса убойных животных, пищевая ценность, химический состав мяса, оценка качества. Дефекты мяса. Условия и сроки хранения. Правила продажи. Требования к качеству.

2. В каком состоянии должны находиться ногти на руках?

3. Торговая ситуация. В течение какого срока продавец обязан заменить товар в случае обнаружения недостатков товара и предъявлении требования о его  замене?

Экзаменационный билет № 40.

1. Мясные товары. Ассортимент, классификация, ассортимент,  значение в питании. Пищевая ценность. Дефекты, причины, хранение . У.М.Х. Правила продажи. Требования к качеству.

2.Какая одежда относится к санитарной?

3. Торговая ситуация. Как исчисляется гарантийный срок для сезонных товаров?

Экзаменационный билет № 41.

1. Рыба. Классификация и пищевые достоинства рыбы, химический состав. Ассортимент, классификация, ассортимент. Пищевая ценность. Дефекты, причины, хранение . У.М.Х. Правила продажи. Требования к качеству.

2. При каких условиях не допускается реализация скоропортящихся продуктов в организациях мелкорозничной сети?

3.Торговая ситуация. Допускается ли продажа товара, в том числе импортного, без информации об обязательном подтверждении его соответствия требованиям, которые обеспечивают безопасность товара?

Задание 1 ….

Задание 2 ….

Задание 3….

Спецификация заданий для теоретического этапа квалификационного экзамена

Знания, умения, на соответствие которым проводится оценка квалификации

Критерии оценки квалификации

Тип и № задания

1

2

3

Зачтено - 80% верных ответов и более;

Не зачтено – менее 80% верных ответов.  

Или

За каждый ответ начисляется 1 балл. Полученные по результатам оценки баллы суммируются.

Зачтено: 32 – 40 баллов

Не зачтено: менее 32 баллов.

Общая информация по структуре заданий для теоретического этапа квалификационного экзамена:

  • количество заданий с выбором ответа: __
  • количество заданий на установление последовательности:__
  • количество заданий на установление соответствия: __
  • время выполнения заданий для теоретического этапа экзамена: ___ мин.

Примерный перечень заданий к практической квалификационной работе квалификационного экзамена

Задание №1 …

Задание №2 …

Спецификация задания для практического этапа квалификационного экзамена

Профессиональные компетенции, на соответствие которым проводится оценка квалификации 

Критерии оценки квалификации

Формат задания

1

2

3

ПК 1.

ПК 1.

Подготовка инструментов и материалов, оборудования и рабочего места в соответствии с заданием и требованиями охраны труда.

Соблюдение требований безопасности и охраны труда и противопожарной безопасности

Использование средств индивидуальной защиты

Соответствие технологии выполнения работ требованиям задания.

Аккуратность.

Расход материала.

Соблюдение времени выполнения задания.

Качество выполненных работ требованиям задания.

Задание на демонстрацию освоения профессиональных компетенций в реальных условиях

Критерии оценивания компетенций, описание шкал оценивания при проведении квалификационного экзамена.

Шкалы

Не освоена

Освоена частично

Освоена в основном

Освоена полностью

Неудовлетворительно

Удовлетворительно

Хорошо

Отлично

Знать

Фрагментарные знания и понимание содержания основных тем программы. Отсутствие знаний и понимания содержания основных тем программы

Общие, но не структурированные знания и понимание содержания основных программы

Сформированные, но содержащие отдельные пробелы в знаниях и достаточно глубокое понимание содержания основных тем программы

Сформированные систематические знания, глубокое понимание содержания основных программы

Уметь

Отсутствие сформированных умений / частично освоенные умения по основным модулям и темам программы

В основном сформированные умения по основным темам и модулям программы. В целом успешные умения, но осуществляемые не систематически

Сформированные умения по основным темам программы. В целом успешные умения, но содержащие отдельные пробелы

Полностью сформированные умения по основным модулям и темам программы

Владеть

Отсутствие сформированных навыков / частично сформированные навыки, фрагментарное их применение

В основном сформированные навыки по основным модулям и темам программы. В целом успешные навыки, но применяемые не систематически

Сформированные навыки по основным модулям и темам программы. В целом успешное применение навыков, но содержащее отдельные пробелы

Полностью сформированные навыки по основным темам программы. Успешное и систематическое применение навыков

РАЗРАБОТАНО: Центр опережающей профессиональной подготовки Республики Бурятия

Программа разработана рабочей группой экспертов, в составе:

Репина Т.Н.,  преподаватель спец.дисциплин ГБПОУ ГЭТ


Приложение 1

Уровни квалификации

в целях разработки проектов профессиональных стандартов

I. Общие положения

1.1. Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов (далее – Уровни квалификации) разработаны в соответствии с пунктом 6 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23.

1.2. Уровни квалификации применяются при разработке профессиональных стандартов для описания трудовых функций, требований к образованию и обучению работников. Единые требования к квалификации работников, установленные Уровнями квалификации, могут быть расширены и уточнены с учетом специфики видов профессиональной деятельности.

1.3. Уровни квалификации приведены в главе II и содержат описание следующих показателей: «Полномочия и ответственность», «Характер умений», «Характер знаний», «Основные пути достижения уровня квалификации».

Уровни квалификации определяют требования к умениям, знаниям, уровню квалификации в зависимости от полномочий и ответственности работника.

II. Описание уровней квалификации

Уровень

Показатели уровней квалификации

Основные пути достижения

 уровня квалификации

Полномочия

и ответственность

Характер умений

Характер

знаний

1 уровень

Деятельность под руководством

Индивидуальная ответственность

Выполнение стандартных заданий (обычно физический труд)

Применение элементарных фактических знаний и (или) ограниченного круга специальных знаний

Краткосрочное обучение или инструктаж

Практический опыт

2 уровень

Деятельность под руководством с элементами самостоятельности при выполнении знакомых заданий

Индивидуальная ответственность

Выполнение стандартных заданий

Выбор способа действия по инструкции

Корректировка действий с учетом условий их выполнения

Применение специальных знаний

Основные программы профессионального обучения программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих (как правило, не менее 2 месяцев)

Практический опыт

3 уровень

Деятельность под руководством с проявлением самостоятельности при решении типовых практических задач

Планирование собственной деятельности, исходя из поставленной руководителем задачи

Индивидуальная ответственность

Решение типовых практических задач

Выбор способа действия на основе знаний и практического опыта

Корректировка действий с учетом условий их выполнения

Понимание технологических или методических основ решения типовых практических задач

Применение специальных знаний

Основные программы профессионального обучения – программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих (до одного года)

Практический опыт

4 уровень

Деятельность под руководством с проявлением самостоятельности при решении практических задач, требующих анализа ситуации и ее изменений

Планирование собственной деятельности и/или деятельности группы работников, исходя из поставленных задач

Ответственность за решение поставленных задач или результат деятельности группы работников

Решение различных типов практических задач

Выбор способа действия из известных на основе знаний и практического опыта

Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности

Понимание научно-технических или методических основ решения практических задач

Применение специальных знаний

Самостоятельная работа с информацией

Образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих)

Основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих

Практический опыт

5 уровень

Самостоятельная деятельность по решению практических задач, требующих самостоятельного анализа ситуации и ее изменений

Участие в управлении решением поставленных задач в рамках подразделения

Ответственность за решение поставленных задач или результат деятельности группы работников или подразделения

Решение различных типов практических задач с элементами проектирования

Выбор способов решения в изменяющихся (различных) условиях рабочей ситуации

Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности

Применение профессиональных знаний технологического или методического характера

Самостоятельный поиск информации, необходимой для решения поставленных профессиональных задач

Образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена, программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих).

 Основные программы профессионального обучения – программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих

Дополнительные профессиональные программы

Практический опыт

6 уровень

Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели

Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений

Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации

Разработка, внедрение, контроль, оценка и корректировка направлений профессиональной деятельности, технологических или методических решений

Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе, инновационных

Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации

Образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата

Образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки специалистов среднего звена

Дополнительные профессиональные программы

Практический опыт

7 уровень

Определение стратегии, управление процессами и деятельностью, в том числе, инновационной, с принятием решения на уровне крупных организаций или подразделений

Ответственность за результаты деятельности крупных организаций или подразделений

Решение задач развития области профессиональной деятельности и (или) организации с использованием разнообразных методов и технологий, в том числе, инновационных

Разработка новых методов, технологий

Понимание методологических основ профессиональной деятельности

Создание новых знаний прикладного характера в определенной области

Определение источников и поиск информации, необходимой для развития области профессиональной деятельности и /или организации

Образовательные программы высшего образования – программы магистратуры или специалитета

Дополнительные профессиональные программы

Практический опыт

 

8 уровень

Определение стратегии, управление процессами и деятельностью (в том числе, инновационной) с принятием решения на уровне крупных организаций

Ответственность за результаты деятельности крупных организаций и (или) отрасли

Решение задач исследовательского и проектного характера, связанных с повышением эффективности процессов

Создание новых знаний междисциплинарного и межотраслевого характера

Оценка и отбор информации, необходимой для развития области деятельности

Программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки

Образовательные программы высшего образования – программы магистратуры или специалитета

Дополнительные профессиональные программы

Практический опыт

9 уровень

Определение стратегии, управление большими техническими системами, социальными и экономическими процессами

Значительный вклад в определенную область деятельности

Ответственность за результаты деятельности на национальном или международном уровнях

Решение задач методологического, исследовательского и проектного характера, связанных с развитием и повышением эффективности процессов

Создание новых фундаментальных знаний междисциплинарного и межотраслевого характера

Программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки

Дополнительные профессиональные программы

Практический опыт


Приложение 2

Нормы контактной работы обучающихся с преподавателями

Нормы контактной работы обучающихся с преподавателями закреплены в локальном нормативном акте «Положение об организации и осуществлении образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения в Центре опережающей профессиональной подготовки Республики Бурятия» (далее – Положение).

Выписка из Положения:

Учебная деятельность слушателей включает контактную работу с преподавателем и самостоятельную работу.

Контактная работа обучающихся с преподавателем может быть как аудиторной, так и внеаудиторной.

Для планирования занятий по программам профессионального обучения в Центре опережающей профессиональной подготовки установлены единые объемы (нормы) контактной работы.  

При обучении по очной форме предусматривается не менее 70% контактной работы.

При обучении по очно-заочной форме предусматривается не менее 40% контактной работы.

При обучении по заочной форме предусматривается не менее 20% контактной работы.

Распределение часов, выделенных на аудиторные занятия, по видам (теоретические занятия, практические занятия и т.п.) осуществляется разработчиками программы в зависимости от специфики дисциплины (модуля).

Объем практических занятий по отдельным дисциплинам (модулям) может составлять до 100% от общего количества часов аудиторных занятий по дисциплине (модулю).


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БУРЯТСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»

ЦЕНТР ОПЕРЕЖАЮЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

АННОТАЦИЯ

ОСНОВНОЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

профессиональной подготовки

по  Профессия рабочего

«Продавец продовольственных товаров»

Целью реализации программы подготовки является формирование профессиональных компетенций, обеспечивающих получение соответствующей квалификации по Профессия рабочего ««Продавец продовольственных товаров»». Программа направлена на профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессии рабочего, должности служащего.

По результатам профессионального обучения и успешной сдачи квалификационного экзамена слушателю присваивается квалификация «Продавец продовольственных товаров» 2 квалификационного разряда, что подтверждается документом о квалификации (свидетельством о профессии рабочего, должности служащего).

Объем (трудоемкость) образовательной программы составляет 72 академических часа(ов).

Форма обучения: очная.

Срок освоения образовательной программы составляет:

________ при очной форме обучения;

________ при очно-заочной форме обучения.

Период профессионального обучения (дата начала и окончания) определяется в соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком и расписанием занятий.

Категория слушателей: к освоению образовательной программы допускаются лица различного возраста, без предъявления требований к уровню образования.

Форма итоговой аттестации: квалификационный экзамен

Выписка из учебного плана программы

Наименование модуля/дисциплины/темы

Трудоемкость всего, акад. Час

Модуль 1. Организация розничной торговли

22

Модуль 2. Технологические аспекты деятельности в розничной торговле

24

Модуль 3. Операционные аспекты деятельности продавца розничной торговли

22

Итоговая аттестация

4

ИТОГО

72


Кадровое обеспечение программы:

пп

ФИО

Должность в ОО научная степень, научное звание и т.п.

Сфера педагогических и (или) научных интересов

Опыт практической деятельности, опыт педагогической деятельности, стаж работы в сфере

РАЗРАБОТАНО: Центр опережающей профессиональной подготовки Республики Бурятия

Программа разработана рабочей группой экспертов, в составе:

Репина Т.Н.,  преподаватель спец.дисциплин ГБПОУ ГЭТ


[1]. С перечнем уровней квалификации можно ознакомиться в главе II Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» (Приложение 1)

[2] В том числе аудиторная (по видам), с применением ЭО/ДОТ, выездные занятия

[3] Самостоятельная работа слушателя 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа подготовки (переподготовки) по профессии «Продавец продовольственных товаров» (квалификация 2,3 разряд, код профессии 17353)

Программа содержит профессиональную характеристику, учебный план и программы по предметам "Экономика», «Продажа продовольственных товаров», «Основы бухгалтерского учета&ra...

Авторская рабочая программа и КТП по профессии продавец, контролер-кассир по дисциплине "Химия в профессии".

Авторская рабочая программа и КТП по профессии продавец контролер-кассир по дисциплине "Химия в профессии"....

Основная программа профессионального обучения по профессии "13450 Маляр строительный"

Основная программа профессионального обучения по профессии "13450 Маляр строительный".Профессиональная подготовка с учётом стандарта Ворлдскиллс по компетенции "Малярные и декоративные ...

Основная программа профессионального обучения по профессии «12901 Кондитер»

Программа профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих направлена на обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащ...

Контрольно-оценочные срадства по профессии 17353 Продавец продовольственных товаров - 72 часа, 2 разряд

Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для проведения квалификационного экзамена на 2 разряд по профессии 17353 Продавец продовольственных товаров.Итогом экзамена является присвоение 2 раз...