Методическая разработка открытого урока по дисциплине Менеджмент на тему: Конфликты в трудовом коллективе
методическая разработка

Методическая разраотка включает пояснительную записку, план урока, ход урока, презентацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konflikty_v_trudovom_kollektive.docx50.39 КБ
Файл konflikty_v_trudovom_kollektive.pptx780.86 КБ

Предварительный просмотр:

федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение «Кунгурский техникум-интернат»

Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

Методическая разработка

открытого урока

по дисциплине Менеджмент

для специальности Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

(базовая подготовка)

тема: Конфликты в трудовом коллективе

Преподаватель:

Александрова Жанна Сергеевна

2022

Пояснительная записка

Методическая разработка открытого урока по дисциплине Менеджмент разработана в соответствии с рабочей программой для специальности Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).

Тема занятия: Конфликты в трудовом коллективе.

Конфликт является неотъемлемой частью жизни человека в социуме и его взаимодействия с другими людьми.

Для менеджера любого уровня умение эффективно разрешать и предупреждать производственные и трудовые конфликты является профессиональной компетенцией, а в передовых компаниях умение строить конструктивный конфликт и вовсе фигурирует среди корпоративных ценностей.

Существуют различные виды конфликтных ситуаций, требующих от менеджера соответствующих усилий для их предотвращения и ликвидации.

Признаком назревающего конфликта в коллективе может стать увеличение потерь рабочего времени, снижение производительности труда и его качества. Свидетельством зреющего конфликта является также ослабление трудовой дисциплины.

Перечень последствий конфликтов очень обширен. Их можно разделить на две группы: позитивные и негативные. Они существенным образом сказываются на результативности деятельности предприятия: в первом случае повышая эффективность производства, а во втором снижая ее.

Конфликты создают благоприятную среду для различных стрессовых ситуаций.Для того, чтобы трудовой коллектив мог выполнять стоящие перед ним задачи и являлся командой единомышленников, он должен формироваться и развиваться в обстановке благоприятного психологического климата, что предполагает сочетание взаимного доверия с высокими требованиями членов друг к другу.

План урока

Дисциплина: Менеджмент

Тема урока: Конфликты в трудовом коллективе

Тип урока: комбинированный (изучение нового материала, первичное закрепление знаний, практическая работа обучающихся).

Форма проведения: изучение нового материала с элементами беседы, практическое занятие для закрепления полученных знаний.

Цели урока:

Образовательные:Формирование знаний о природе конфликта, его составляющих, причинах, видах и вариантах управления им.

Развивающие:Развитие умения анализировать, логически мыслить, делать выводы;развитие практических навыков определения причин, видов и последствий конфликтов, а также выбора вариантов их решения.

Воспитательные: Формирование ответственного и творческого отношения к труду, активности и самостоятельности в учебно-трудовой деятельности,
стремление к постоянному развитию профессиональных способностей и мастерства, формирование черт гармонически развитой личности и положительных ценностных ориентаций.

Обеспечение занятия

Подготовка кабинета:обеспечение студентов рабочими местами.

Наглядные пособия:презентация по теме «Конфликты в трудовом коллективе».

Раздаточный материал:конспект, практические задания.

Технические средства:компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Основная литература:Драчева Е.Л., Юликов Л.И., Менеджмент, М.: Издательский центр «Академия», 2018г., 304с.

Ход урока

Организационный момент – приветствие

(слайд 1)

Тема урока «Конфликты в трудовом коллективе»

(слайд 2)

Цель:изучение природы конфликтов и способов управления ими.

Задачи:

  • дать понятие конфликта;
  • рассмотреть основные составляющие конфликта;
  • изучить причины конфликтов;
  • рассмотреть основные виды конфликтов;
  • изучить варианты управления конфликтной ситуацией;
  • указать последствия конфликтов;
  • применить полученные знания на практике.

(слайд 3– 8)

(повторение пройденного материала)

Вопросы:

1. Что такое конфликт?

2. Перечислить основные составляющие конфликта.

3. Что или кто является источником конфликта?

4. Перечислить основные причины конфликтов.

5. Какие виды конфликтов существуют?

6. Важна ли тема конфликтов в системе менеджмента?

7. Каковы могут быть последствия конфликта в организации?

(слайд 9)

Для того, чтобы перейти к изучению следующего вопроса, предлагаю обсудить высказывание:

«Любая система разрушается изнутри неуправляемыми конфликтами»

Вопросы:

- согласны ли вы с высказыванием? Объяснить ответ.

- должен ли менеджер быть специалистом в области управления конфликтами?

Управление конфликтом – это деятельность, направленная на устранение конфликта или коррекция поведения участников конфликта.

Менеджеру необходимо уделять повышенное внимание проблеме управления конфликтами.

(слайд 10)

Управление конфликтами и стрессами - Менеджмент (Драчева Е.Л., 2016)

Основные варианты решения конфликтов

Самооборона – интенсивное стремление защитить свое Я. Этот вариант не учитывает интересы других людей и может привести к изоляции и отчуждению.

  1. Ослабление(обвиняемый старается успокоить другую сторону, снять гнев, раздражение, но проблема остается, в конечном счете, иллюзия мира рушится).
  2. Доминирование (принуждение) (к доминированию прибегает инициатор конфликта, навязывая свою волю, заставляя принять собственную точку зрения любой ценой, при этом его движущими силами является стремление к власти и самоутверждение.).
  3. Уклонение (уход от конфликта, за которым может стоять осторожность и трусость, человек делает вид, что ничего не произошло, но такой уход от проблемы не устраняет конфликт).
  4. Капитуляция (это подчинение силе и авторитету оппонента, в основе лежит страх потерпеть неудачу, поражение, боязнь испортить отношения и т.д.)

Сотрудничество– открытое, откровенное обсуждение волнующих проблем, совместное их решение, при этом важно уметь слушать и слышать другую сторону, вникать в ее состояние и положение с целью достижения взаимопонимания.

  1. Компромисс (объединение конфликтующих сторон путем принятия, до определенной степени, точки зрения оппонента, что означает примирение без побежденных и победителей и дает удовлетворение всем сторонам конфликта).
  2. Взаимодействие (конфликтующие стороны стремятся к установлению общих целей для всех участников, сближению точек зрения и интересов, а также получению обоюдных выгод).

Вопрос: какой из вариантов самый эффективный и правильный?

(слайд 11)

Этапы поиска путей взаимодействия:

1. Признать наличие конфликта.

2. Договориться о процедуре разрешения конфликта.

3. Очертить границы конфликта, признать конфликт «нашей проблемой».

4. Проверить возможные варианты решения конфликта.

5. Прийти к соглашению.

6. Воплотить план в жизнь.

7. Дать оценку принятого решения.

(слайд 12)

Последствия конфликта

Позитивные (функциональные)

Негативные (дисфункциональные)

Повышение заинтересованности в решении проблем предприятия

Снижение производительности труда, неудовлетворенность работой, рост текучести кадров

Стремление к сотрудничеству

Увеличение враждебности между конфликтующими сторонами

Повышение качества принятия решений

Прекращение взаимодействия между участниками конфликта

Создание дополнительных возможностей для обсуждения актуальных проблем

Придание большого значения победе в конфликте, нежели решению реальных проблем

(слайд 13)Физкультминутка

Кейс-задания для закрепления изученного материала

(слайд 14)

Кейс - задание 1.

Производственное подразделение объясняет низкую производительность своих подчиненных неспособностью ремонтной службы достаточно быстро ремонтировать оборудование. Ремонтная служба, в свою очередь, винит кадровую службу, что не взяла на работу новых работников, в которых была необходимость.

Проанализируйте конфликтную ситуацию по следующей схеме:

- причина конфликта;

- вид конфликта;

- последствия конфликта (функциональные и дисфункциональные);

- эффективный путь разрешения конфликта (для каждой из сторон).

(слайд15)

Кейс - задание 2.

Руководитель постоянно находит в работе подчиненного погрешности и ошибки. И, несмотря на то, что работа на 99% сделана очень хорошо, обвиняет подчиненного в провале всего задания. Сотрудник чувствует себя виноватым, начинает извиняться и у него формируется комплекс невозможности выполнить работу по требованиям руководителя.

Проанализируйте конфликтную ситуацию по следующей схеме:

- причина конфликта;

- вид конфликта;

- последствия конфликта (функциональные и дисфункциональные);

- эффективный путь разрешения конфликта (для каждой из сторон).

(слайд 16)

Кейс - задание 3.

Совещание у директора магазина. Подводились итоги работы за 1- квартал текущего года. Ситуация на рынке продаж изменилась, в результате чего на складах фирмы скопилось большое количество нереализованной продукции. Директором фирмы все обвинения за упущения были возложены на коммерческого директора А.И.Петрова. В свою очередь Петров уведомил участников совещания о том, что уже в январе у него появилась тревога по поводу реализации товаров, и поэтому он дал устное указание начальнику отдела маркетинга В.П.Сидорову определить конъюнктуру рынка на февраль и март. Сидоров же на выдвинутые обвинения ответил, что он об этом впервые слышит. Возник конфликт.

Проанализируйте конфликтную ситуацию по следующей схеме:

- причина конфликта;

- вид конфликта;

- последствия конфликта (функциональные и дисфункциональные);

- эффективный путь разрешения конфликта (для каждой из сторон).

(слайд 17)

Кейс - задание 4.

На участок прибыл выпускник профессионального колледжа. Знания хорошие, практики – нет. Проработав год, он подошел к начальнику цеха со словами: «Я проработал год, все оборудование изучил, прошу разрешить мне сдать квалификационный экзамен на более высокий разряд». Мастер участка поддержал молодого человека, сказав, что тот работает хорошо и достоин повышения. Узнав об этом, двое других работников, тоже молодых, но более долго проработавших, идут к начальнику цеха с аналогичной просьбой, но получают отказ. Бригада стала ходатайствовать за них, но услышала от начальника цеха: «Как я сказал, так и будет». Тогда бригада написала жалобу, в которой утверждала, что молодой человек сдружился с мастером и тот содействует ему в незаслуженном повышениии нужно в первую очередь разрешить сдать на разряд тем рабочим, которые проработали дольше.

Проанализируйте конфликтную ситуацию по следующей схеме:

- причина конфликта;

- вид конфликта;

- последствия конфликта (функциональные и дисфункциональные);

- эффективный путь разрешения конфликта (для каждой из сторон).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Конфликты в трудовом коллективе федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение « Кунгурский техникум - интернат» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации Преподаватель: Александрова Жанна Сергеевна

Слайд 2

Цель: изучение природы конфликтов и способов управления ими Задачи: - дать понятие конфликта; - рассмотреть основные составляющие конфликта; - изучить причины конфликтов; - рассмотреть основные виды конфликтов; - изучить варианты управления конфликтной ситуацией; - указать последствия конфликтов; - применить полученные знания на практике.

Слайд 4

Конфликт – это столкновение взглядов, интересов, отсутствие согласия между участниками обмена мнениями.

Слайд 5

Основные элементы конфликта Объекты конфликта Субъекты конфликта Конфликтная ситуация Инцидент Конфликт

Слайд 6

Типы аномальных работников ленивые аморальные бесчувственные злые консерваторы пессимисты беспомощные ожесточенные эмоциональные уклоняющиеся

Слайд 7

Причины конфликта ограниченность ресурсов взаимозави-симость задач различия в целях различия в представлениях и ценностях различия в манере поведения и жизненном опыте неудовлетвори-тельные коммуникации

Слайд 8

Основные виды конфликтов

Слайд 9

«Любая система разрушается изнутри неуправляемыми конфликтами» Управление конфликтом – это деятельность, направленная на устранение конфликта или коррекция поведения участников конфликта.

Слайд 10

Варианты решения конфликтов

Слайд 11

Этапы поиска путей взаимодействия

Слайд 12

Последствия конфликта

Слайд 13

Физкультминутка

Слайд 14

Кейс - задание 1 Производственное подразделение объясняет низкую производительность своих подчиненных неспособностью ремонтной службы достаточно быстро ремонтировать оборудование. Ремонтная служба, в свою очередь, винит кадровую службу, что не взяла на работу новых работников, в которых была необходимость. Проанализируйте конфликтную ситуацию по следующей схеме: - причина конфликта; - вид конфликта; - последствия конфликта (функциональные и дисфункциональные ); - эффективный путь разрешения конфликта (для каждой из сторон).

Слайд 15

Кейс - задание 2 Руководитель постоянно находит в работе подчиненного погрешности и ошибки. И, несмотря на то, что работа на 99% сделана очень хорошо, обвиняет подчиненного в провале всего задания. Сотрудник чувствует себя виноватым, начинает извиняться и у него формируется комплекс невозможности выполнить работу по требованиям руководителя. Проанализируйте конфликтную ситуацию по следующей схеме: - причина конфликта; - вид конфликта; - последствия конфликта (функциональные и дисфункциональные ); - эффективный путь разрешения конфликта (для каждой из сторон).

Слайд 16

Кейс - задание 3 Совещание у директора магазина. Подводились итоги работы за 1- квартал текущего года. Ситуация на рынке продаж изменилась, в результате чего на складах фирмы скопилось большое количество нереализованной продукции. Директором фирмы все обвинения за упущения были возложены на коммерческого директора А.И.Петрова. В свою очередь Петров уведомил участников совещания о том, что уже в январе у него появилась тревога по поводу реализации товаров, и поэтому он дал устное указание начальнику отдела маркетинга В.П.Сидорову определить конъюнктуру рынка на февраль и март. Сидоров же на выдвинутые обвинения ответил, что он об этом впервые слышит. Возник конфликт. Проанализируйте конфликтную ситуацию по следующей схеме: - причина конфликта; - вид конфликта; - последствия конфликта (функциональные и дисфункциональные ); - эффективный путь разрешения конфликта (для каждой из сторон).

Слайд 17

Кейс - задание 4 На участок прибыл выпускник профессионального колледжа. Знания хорошие, практики – нет. Проработав год, подходит к начальнику цеха со словами: «Я проработал год, все оборудование изучил, прошу разрешить мне сдать квалификационный экзамен на более высокий разряд». Мастер участка поддержал молодого человека, сказав, что тот работает хорошо и достоин повышения. Начальник сказал: «Хорошо, готовьте документы». Узнав об этом, двое других работников, тоже молодых, но более долго проработавших, идут к начальнику цеха с аналогичной просьбой, но получают отказ. Бригада пошла ходатайствовать за них, но услышала от начальника цеха: «Как я сказал, так и будет». Тогда бригада написала жалобу, в которой утверждала, что молодой человек сдружился с мастером и тот содействует ему в незаслуженном повышении. Считаем, что нужно в первую очередь разрешить сдать на разряд тем рабочим, которые проработали дольше. Проанализируйте конфликтную ситуацию по следующей схеме: - причина конфликта; - вид конфликта; - последствия конфликта (функциональные и дисфункциональные ); - эффективный путь разрешения конфликта (для каждой из сторон).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока по истории на тему "Эпоха Петра Великого"

В методической разработке урока рассматривается проблема «ЗА  КАКИЕ  ЗАСЛУГИ  ПЕРЕД  ОТЕЧЕСТВОМ  ПЕТР I   НАЗВАН  ВЕЛИКИМ»...

Методическая разработка открытого урока по биологии по теме: «Основные положения эволюционной теории Чарльза Дарвина».

Методическая разработка открытого урока по биологии по теме: «Основные положения эволюционной теории Чарльза Дарвина»....

Методическая разработка открытого урока производственного обучения на тему "Оштукатуривание оконных и дверных откосов".

Основное направление инновационной работы мастера производственного обучения - разработка и апробация Федеральных государственных стандартов. Организация и проведение уроков с внедрением инновационных...

Методическая разработка открытого урока по дисциплине "Обществознание" Тема: «Мораль, категории морали»

Методическая разработка открытого урока по дисциплине  "Обществознание" по теме: «Мораль, категории морали» поможет всем преподавателям при подготовке к уроку по данной тема...

Методическая разработка открытого урока "Время отдыха" по предмету ОП.05 «Трудовое право» для специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения.»

Методическая разработка открытого урока "Время отдыха" предназначена для преподавателей, работающих по дисциплине ОП.05 "Трудовое право" для специальности 400.02.01 Право и организ...