Методическая разработка открытого занятия по дисциплине ОП.07 Налоги и налогообложение
методическая разработка

Методическая разработка

открытого занятия по дисциплине

ОП.07 Налоги и налогообложение.

Тема: «Система налогов и сборов Российской Федерации»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_nalogov_i_sborov_rf_metod._razrabotka.docx59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования и науки Липецкой области

ГОБПОУ «Усманский промышленно-технологический колледж»

Методическая разработка

открытого занятия по дисциплине

ОП.07 Налоги и налогообложение.

Тема: «Система налогов и сборов Российской Федерации»

Преподаватель: Н.А.Фитисова

;n=13

Усмань 2022 г

Занятие разработано для обучающихся второго курса по специальности Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)

Цели занятия – дать понятие системы налогов и изучить принципы построения налоговой системы РФ, рассмотреть виды налогов в РФ, рассмотреть общие условия установления и введения налогов и сборов, научить обучающихся применять полученные знания при решении ситуационных задач, закрепить полученные знания на примерах из жизни. Занятие ориентировано на индивидуальную, групповую деятельность обучающихся. Изучение нового материала предусматривается за счет использования совокупности разнообразных методов, средств обучения, педагогических технологий. Материал урока направлен на развитие самостоятельных навыков работы у студентов.

Тема занятия: Система налогов и сборов Российской Федерации.

Цели занятия (ТДЦ):

Образовательная: закрепление знаний студентов по пройденным темам курса, знакомство студентов с понятием системы налогов и изучение принципов построения налоговой системы РФ, видами налогов и сборов в РФ и общими условиями установления и введения налогов и сборов;

Развивающая: формирование у студентов основ налоговой культуры, способствовать развитию логического мышления, активизировать мыслительную деятельность обучающихся;

Воспитательная: формирование адекватного отношения студентов к налогам, устойчивых интересов к профессии; воспитание экономически грамотного, отвечающего за свои решения гражданина, воспитание профессионально важных качеств: творческая активность, дисциплинированность, потребность в постоянном совершенствовании своих профессиональных знаний и умений.

Тип занятия: интегрированный.

Связь с другими дисциплинами: история, философия, обществознание, экономика, финансы.

Оснащение: индивидуальные разноуровневые карточки-задания, групповые задания, мультимедийная презентация, НК РФ, картинки логического ряда, выдержки из школьных сочинений, цветные жетоны.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, доска.

Ход занятия.

1. Организационный момент (3 мин.).

2. Сообщение темы и целей занятия (7 мин.).

3. Обобщение, закрепление и проверка знаний (20 мин.).

4. Объяснение нового материала (35 мин.):

  • Презентация;
  • Заслушивание сообщения обучающегося (опережающее задание)
  • Самостоятельная работа с Налоговым Кодексом РФ;

5. Закрепление нового материала (15 мин):

  • Первичная проверка понимания изученного;
  • Применение знаний на практике;

#1042;ыставление оценок;

#1044;омашнее задание.

7. Просмотр видеороликов

  1. Организационный момент (3 мин).

Прозвенел звонок наш в срок, начинается урок,

Все ль на месте ?, всё ль в порядке? и учебник и тетрадки

Всели здесь хотят учиться, значит можно всем садиться.

Здравствуйте! Я рада вас всех видеть. Сегодня у нас открытый урок по дисциплине «Налоги и налогообложение». На уроке у нас присутствуют (_________________________________________________________________)

Наша с вами задача продемонстрировать знания, умения, полученные на предыдущих занятиях, умение быстро и качественно усваивать новый материал, разбираться в ситуациях, касающихся налогообложения.

Но прежде всего, давайте отметим отсутствующих и проверим вашу готовность к занятию.

  1. Сообщение темы и целей занятия (7 мин).

Занятие будет проходить в 2 этапа. На первом этапе мы с помощью опроса и выполнения индивидуальных практических заданий обобщим, закрепим и проверим ваши знания по пройденным темам дисциплины. И на втором этапе мы рассмотрим с вами понятие системы налогов, рассмотрим принципы построения налоговой системы РФ, изучим виды налогов и сборов в РФ и познакомимся с общими условиями установления и введения налогов и сборов; т.к. тема нашего сегодняшнего занятия «Система налогов и сборов Российской Федерации» и также попробуем закрепить изученный материал посредством групповой работы. (слайд №1).

  1. Обобщение, закрепление и проверка знаний (20 мин).

Давайте вспомним основные понятия предыдущих занятий.

Как вы заметили, отношение к налогам во все времена было неоднозначным. Даже такой сведущий человек, как Уинстон Черчилль, считал, что хороших налогов не бывает. А американский писатель Холмз назвал налоги ценой за цивилизованное общество. Так что же представляют собой налоги – зло или благо? Мы с вами должны составить об этом свое собственное мнение.

Вы все уже много раз слышали о налогах, у каждого, наверное, есть представление об этом понятии. Если мы с вами поймем сущность налога, то можем дать определение. Главное указать основные признаки. Что же такое налог? (даётся определение налога). А что такое сбор? (даётся определение сбора) Запишите на листочках признаки налога и сбора.

Помните ли вы принципы налогообложения, которые сформулировал Адам Смит. Выполните задание «Запишите название этих принципов».

Зачем же нужно собирать налоги? Каковы их функции в экономике?

Давайте вспомним основные функции налогов и дадим им определение. Выполним задание «Диктант с продолжением»

Функции налогов показывают, каким образом реализуется их общее назначение как инструмента распределения и перераспределения государственных доходов. Выделяют функции налогов:

1. фискальная, которая означает проведение изъятия средств налогоплательщика в пользу государства. Через эту функцию реализуется общественное назначение налогов – формирование денежных ресурсов государства, сосредоточенных в бюджете и внебюджетных фондах, для осуществления функций государства – оборонных, социальных и др.;

2. социальная, которая проявляется путём вмешательства государства в ход социального и экономического развития общества состоит в перераспределении общественных доходов между разными категориями граждан, путём неравного налогообложения;

3. регулирующая, которая проявляется путём вмешательства государства в ход экономического развития общества. Выделяются три подфункции:

• стимулирующая – направлена на развитие определенных социально-экономических процессов и распределяется через систему льгот (изменяется объект налогообложения, уменьшается налогооблагаемая база, понижается ставка);

• дестимулирующая - посредством сознательного увеличения налогового бремени препятствует развитию определенных социально- экономических процессов;

• воспроизводственного назначения – реализуется через платежи за пользование природными ресурсами, на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Они имеют отраслевую принадлежность и предназначены на восстановление ресурсов;

  1. контрольная, которая означает государственный контроль финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц и граждан, организованно осуществляется контроль за источниками доходов и направлениями расходования средств;

Для закрепления функций налогов выполните задание .

А теперь давайте вспомним по каким признакам классифицируются налоги:

-по способу взимания

-в зависимости от субъекта -налогообложения

-по целевой направленности

- в зависимости от уровня бюджета, в который зачисляются налоговые платежи

- в зависимости от срока уплаты

- в зависимости от органа, который устанавливает и вводит налоги в действие.

Выполните задание и укажите как же классифицируются налоги по тем признакам, которые мы с вами перечислили.

А теперь давайте проверим и оценим ваши варианты ответов путём метода взаимопроверки. Посмотрите на экран, где указаны правильные варианты ответов. Выставите оценки друг-другу оценки по пятибалльной шкале.

Объяснение нового материала (35 мин.)

На доске: Самая сложная для понимания в мире вещь – это система налогов.

Альберт Эйнштейн.

1 вопрос. Понятие системы налогов и сборов и принципы, на которых построена налоговая система РФ. Студентки было дано опережающее задание подготовить доклад по данной теме. Группа заслушивает доклад. Конспектируются основные фундаментальные принципы налоговой системы РФ:

обязательность;

определенность;

справедливость;

рациональность;

денежная оценка;

гибкость;

стабильность;

однократность.

Вопрос 2 Виды налогов и сборов в Российской Федерации. Вы, наверное, слышали, какие налоги существуют в России. Ну какие?

А к какому виду они относятся и какие налоги существуют поможет нам разобраться НК РФ (самостоятельная работа с НК РФ, глава 2)

Вопрос 3. Общие условия установления и введения налогов и сборов.

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

объект налогообложения;

налоговая база;

налоговый период;

налоговая ставка;

порядок исчисления налога;

порядок и сроки уплаты налога.

Федеральные налогами и сборы устанавливаются и вводятся в действие Налоговым Кодексом РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.

Региональные налоги устанавливаются, вводятся в действие Налоговым Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ.

Местные налогами и сборами устанавливаются и вводятся в действие Налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

  1. Закрепление нового материала (10 мин).

Итак, мы с вами рассмотрели все вопросы сегодняшнего занятия.

Что же такое система налогов и сборов? Система налогов и сборов – это определенная совокупность налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей, действующих в данном государстве.

Перечислите принципы построения налоговой системы РФ.

В зависимости от органа который устанавливает и вводит налоги в действие они подразделяются на федеральные, региональные и местные. А что такое специальные налоговые режимы? Перечислите их.

Как устанавливаются и вводятся налоги в действие?

Теперь я предлагаю вам выполнить практические задания на сообразительность для закрепления нового материала.

Задание 1 «Разминка»

Задание2 «Четвёртый лишний» т.е. три понятия чем-то объединены, а четвёртое лишнее.

-Налог на имущество организаций;

-Налог на доходы физических лиц;

-Налог на прибыль организаций;

-Налог на добавленную стоимость.

-Налог на прибыль организаций

-Налог на имущество организаций

-Налог на добавленную стоимость

-Налог на имущество физических лиц

Задание 3.

А теперь представим ситуацию, мы все живем с вами в большом городе или небольшом городке. В городе, как правило, очень многие держат собак в доме. Они их выгуливают, недобросовестные владельцы собак могут сделать это и в сквере, и на детской площадке.

Дело в том, что местная власть сама ввела новый налог- сбор с владельцев собак. Правомерно ли это решение? Ответ обоснуйте.

Задание 4.

Законодательный орган субъекта РФ установил ставку налога на доходы физических лиц в размере 15 %. Ставка, указанная в налоговом кодексе, составляет 13%. Правомерно ли это решение? Ответ обоснуйте.

Задание 5.

Дайте характеристику налога на имущество физических лиц по следующим классификационным признакам:

-по способу взимания

-по субъекту налогоплательщику

-по целевой направленности

-по уровню бюджета

Уплата налогов — это обязанность каждого дееспособного гражданина страны. А какие налоги необходимо уплачивать гражданам и предприятиям по каким ставкам в какие сроки мы рассмотрим с вами на следующих уроках.

Итак, мы подошли к финалу нашего занятия. Все ли цели нашего урока мы выполнили?

Ну а теперь давайте определимся с оценками за работу на занятии. Сегодня на уроке получены следующие оценки. (комментирую оценки)

Домашнее задание. Состоит из двух уровней. 1 уровень Выучить наизусть Виды налогов и сборов в РФ. 2 уровень по желанию Составить кроссворд по прошлым темам состоящий не менее чем из12 слов.

Видеоролик «Самые странные налоги в мире»

Большое всем спасибо за работу на уроке. Занятие закончено. До свиданья.

Задания для обобщения , закрепления и проверки знаний предыдущих занятий

__________________________________________________

Ф.И.О. обучающегося

#1059;кажите основные признаки налога:

Какой это платёж_________________________________________________

С кого___________________________________________________________

В какой форме____________________________________________________

В чью пользу______________________________________________________

С какой целью_____________________________________________________

#1059;кажите основные признаки сбора:

Какой это взнос_________________________________________________

С кого___________________________________________________________

За что уплачивается_________________________________________________

Кем осуществляются эти действия_____________________________________________________________________________________________________________________________

#1055;еречислите принципы, сформулированные Адамом Смитом.

#1060;ункции налогов. Диктант с продолжением.

#1057; помощью ________________ функции происходит перераспределение

части финансовых ресурсов общества в пользу_______________________

#1057;оциальная функция проявляется путём вмешательства государства в ход_____________________________ и ________________________________ развития общества путём__________________________________________ __________________________________ различных сумм доходов.

#1056;егулирующая функция проявляется путём вмешательства государства в ход________________________________________ развития общества. Данная функция предполагает влияние налогов на _____________________________ процесс, _________ или рост производства, а также его структуру. Проявляется через подфункции

#1050;онтрольная функция позволяет отслеживать _____________________________ и ___________________________________ поступления налогов в бюджет и внебюджетные фонды. Сопоставлять их величину с __________________________________________.

  1. Укажите как классифицируются налоги по следующим признакам.

1) по уровню управления: __________________________________________

2) по способу взимания____________________________________________

3) по целевой направленности______________________________________

4) по срокам уплаты_______________________________________________

5) по уровню бюджета, в который зачисляются налоговые платежи налоги подразделяются на______________________________________________

Оценка______________

Ф.И.О.проверяющего____________________________

2. Начальная мотивация. Преподаватель: Современный мир, цивилизованное общество,

человеческий опыт, на сегодняшний день не знает более эффективного способа собирания

государством денежных средств, чем налоги. В любом государстве налоги составляют большую

часть доходов государственного бюджета. Налоги и сборы: почему их нужно платить и почему их

платят не все? Ответы на эти вопросы могут быть разными. Но сколько бы раз мы не задавали

себе эти вопросы, история общества может дать один точный ответ: «В истории развития

общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения

своих функций по удовлетворению нужд и потребностей населения ему требуется определенная

сумма денежных средств». Следовательно, без сбора налогов бессмысленным является

существование самого государства.

Налоги имеют столь же древнюю историю, что и государство. В прошлые века правители

проявляли большую изощренность и коварство, чтобы пополнить свою казну. В истории разных

стран существовали самые неожиданные объекты налогообложения: певчие птицы и скаковые

лошади, меха и кружева, фортепиано и холостяки. Всем известна изобретательность в

налогообложении Петра I, который ввел налог на ношение бороды. Этим он хотел убить сразу

двух зайцев: чтобы и деньги в казну потекли, и подданные европейский вид приобрели. Вообще

же петровские экономические и военные реформы требовали очень больших средств, и в России

тогда действовало более сорока различных видов налогов.

Вопросы для разминки.

#1053;алог на доходы физических лиц это местный налог. (нет)

2. Налог на имущество организаций это региональный налог – (да)

3. Транспортный налог это федеральный налог (нет)

4. НДС это федеральный налог (да)

5. Земельный налог устанавливается НК и законами субъектов РФ (нет)

6. НДС устанавливается НК и нормативно-правовыми актами местных органов самоуправления (нет)

Закрепление нового материала.

Задание 2 «Четвёртый лишний» т.е. три понятия чем-то объединены, а четвёртое лишнее.

Что лишнее? Ответ обоснуйте.

-Налог на имущество организаций;

-Налог на доходы физических лиц;

-Налог на прибыль организаций;

-Налог на добавленную стоимость.

Что лишнее? Ответ обоснуйте.

-Налог на прибыль организаций

-Налог на имущество организаций

-Налог на добавленную стоимость

-Налог на имущество физических лиц

Закрепление нового материала.

Задание 3.

А теперь представим ситуацию, мы все живем с вами в большом городе или небольшом городке. В городе, как правило, очень многие держат собак в доме. Они их выгуливают, недобросовестные владельцы собак могут сделать это и в сквере, и на детской площадке.

Дело в том, что местная власть сама ввела новый налог- сбор с владельцев собак. Правомерно ли это решение? Ответ обоснуйте.

Закрепление нового материала.

Задание 4.

Законодательный орган субъекта РФ установил ставку налога на доходы физических лиц в размере 15 %. Ставка, указанная в налоговом кодексе, составляет 13%. Правомерно ли это решение? Ответ обоснуйте.

Задание 5.

Дайте характеристику налога на имущество физических лиц по следующим классификационным признакам:

-по способу взимания

-по субъекту налогоплательщику

-по целевой направленности

-по уровню бюджета

С И С Т Е

М А Н А

Л О Г О

В


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого занятия по дисциплине" Немецкий язык" по теме: «Das Auto. Konstruktionsteile»

Средствами иностранного языка мы не только приобщаем студентов к мировой культуре, к общечеловеческим ценностям и культуре своего народа, но и погружаем в будущую специальность, обучаем п...

Методическая разработка открытого занятия по дисциплине «Статистика» «Выборочный метод наблюдения»

В современном образовании, делающем ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, широко используется игровой метод. В связи с этим для наиболее успешного достижения поставленных целей я н...

Методическая разработка открытого занятия по дисциплине "Обществознание" на тему "Религия"

Тип занятия: урок изучения нового материала.Форма занятия: групповая, с элементами активной лекции.Цели занятия: в ходе изучения нового материала студенты должны…Ø  образовательные: знать определ...

Методическая разработка открытого занятия по дисциплине "Обществознание (включая экономику и право)" тема: "Молодежь как социальная группа".

Методическая разработка открытого занятия по дисциплине Обществознание (включая экономику и проаво).Тема: "Молодежь как главная социальная группа"....

Методическая разработка открытого занятия по дисциплине "Экономика организации" по теме "Прибыль и рентабельность"

Разработка открытого занятия - изучение нового материала  с использованием элементов технологии критического мышления предназанчена для работы со студентами технических специальностей СПО....

Методическая разработка открытого занятия по дисциплине: "Основы горного дела"

Данная методическая разработка является продолжением моих методических исканий в рамках личностно-ориентированного обучения. Лекция-конференция выдерживает те требования, которые предъявляются к занят...

Методическая разработка открытого занятия по дисциплине "Экология" на тему "Особо охраняемые природные территории"

Одним из способов активизации познавательной деятельности студентов является внедрение новых технологий, в частности технологии «логического мышления», которая повышает интерес как к ...