Рабочая программа по дисциплине "Электротехника и электронная техника"
рабочая программа на тему

Кравченко Александр Михайлович

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования (далее – СПО) по специальности 261103 Технология текстильных изделий.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektrotehnika_261103.doc233.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент общего и профессионального образования Брянской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Клинцовский текстильный техникум»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Электротехника и электронная техника

2012 г.


Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования (далее – СПО) по специальности 261103 Технология текстильных изделий.

Организация – разработчик : ГБОУ СПО КТТ

Разработчики:

Кравченко А.М.

Ф.И.О. ученая степень, звание, должность,  

преподаватель

Ф.И.О. ученая степень, звание, должность,

Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)

Заключение Экспертного совета № ___ от «__» ___________ 20__ г.


СОДЕРЖАНИЕ

  1. Паспорт программы учебной дисциплины                       4

  1. Структура и содержание учебной дисциплины                6

  1. Условия реализации учебной дисциплины                       11

  1. Контроль и оценка результатов освоения

учебной дисциплины                                                                12       


  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Электротехника и электронная техника

  1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО, входящим в состав укрупненной группы специальности

 261103 «Технология текстильных изделий»

Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке работников в области текстильной промышленности.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.

  1. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- подбирать устройства электронной техники, электрические приборы и оборудование с определенными параметрами и характеристиками;

- правильно эксплуатировать электрооборудование и механизмы передачи движения технологических машин и аппаратов;

- рассчитывать параметры электрических, магнитных цепей;

- снимать показания и пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями;

- собирать электрические схемы;

- читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- классификацию электронных приборов, их устройство и область применения;

- методы расчета и измерения основных параметров электрических, магнитных цепей;

- основные законы электротехники;

- основные правила эксплуатации электрооборудования и методы измерения электрических величин;

- основы теории электрических машин, принцип работы типовых электрических устройств;

- основы физических процессов в проводниках, полупроводниках и диэлектриках;

- параметры электрических схем и единицы их измерения;

- принципы выбора электрических и электронных устройств и приборов;

- принципы действия, устройство, основные характеристики электротехнических и электронных устройств и приборов;

- свойства проводников, полупроводников, электроизоляционных, магнитных материалов;

- способы получения, передачи и использования электрической энергии;

- устройство, принцип действия и основные характеристики электротехнических приборов;

- характеристики и параметры электрических и магнитных полей  

  1.4. Рекомендованное количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки студента – 117 часов, в том числе

обязательной аудиторной учебной нагрузки студента – 78 часов;

самостоятельной работы студента – 39 часов.


  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

117

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

78

в том числе:

лабораторные работы

18

практические занятия

6

контрольные работы

4

Самостоятельная работа студента (всего)

39

в том числе:

индивидуальное проектное задание

-

тематика внеаудиторной самостоятельной работы

39

Итоговая аттестация в форме экзамена


        2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Электротехника и электроника»        

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,

самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем

часов

Уровень

освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Электрические и магнитные цепи

Тема 1.1. Методы расчета цепей постоянного тока

Содержание учебного материала

6

1

Электрическое поле

2

2

Электрический  ток, электрическая цепь, энергия и мощность

3

Электрическое сопротивление и проводимость, законы Ома и Джоуля-Ленца.

4

Законы Кирхгофа, потеря напряжения в проводах

Лабораторные работы

4

1

Виды соединений резисторов

 2

Определение потери напряжения в проводах

Практические занятия

2

Способы соединения конденсаторов

Способы соединения резисторов

Расчет простой цепи постоянного тока.

Контрольные работы

2

Цепи постоянного тока

Самостоятельная работа обучающихся

8

Реферативная работа на тему «Значение электротехники в профессиональной деятельности»

 Подготовка презентационных материалов на тему «Электротехника в повседневной жизни»

Метод эквивалентного генератора

Тема 1.2 Электрические измерения

Содержание учебного материала

4

1

Приборы магнитоэлектрической и электромагнитной систем, измерение "I" и "U"

2

Приборы электродинамической и индукционной систем, измерение "Р" и “R”

Лабораторные работы

2

1

Проверка счетчика электрической энергии

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

-

Способы измерения сопротивлений с помощью омметра

2

Тема 1.3. Однофазные цепи переменного тока

Содержание учебного материала

6

1

Основные понятия переменного тока, цепь с активным сопротивлением, индуктивным сопротивлением, емкостным сопротивлением. Векторные диаграммы.

2

2

Последовательное соединение активного сопротивления, катушки индуктивности   и конденсатора. Векторная диаграмма. Резонанс напряжений

3

Параллельное соединение резистора, катушки индуктивности  и конденсатора. Векторные диаграммы. Резонанс  токов

Лабораторные работы

2

Последовательное соединение активного сопротивления, катушки индуктивности   и конденсатора

Практические занятия

2

1

Расчет последовательного соединения цепей переменного тока

Контрольные работы

2

Цепи переменного тока

Самостоятельная работа обучающихся

4

Параллельное соединение L, R, С

Тема 1.4. Трехфазные цепи  переменного тока

Содержание учебного материала

6

1

Трехфазный ток, трехфазные цепи. Генерирование трехфазной ЭДС

2

2

Соединение потребителей звездой. Векторные диаграммы. Расчет мощности.

3

Соединение потребителей треугольником Векторные диаграммы. Расчет мощности

Лабораторные работы

4

Исследование цепи при соединении звездой

Исследование цепи при соединении треугольником

Практические занятия

2

Расчет цепей при соединении звездой и треугольником.

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

2

Расчет цепи при обрыве одной из фаз

Методы расчета магнитных цепей

Тема 1.5. Электромагнитная индукция.

Содержание учебного материала

6

1

Электромагнитная индукция: явление, закон, правило Ленца.

2

2

Вихревые токи: понятие, учет, использование

3

Самоиндукция: явление, закон, учет, использование

4

Индуктивность: понятие, расчет, единица измерения

5

Взаимоиндукция: понятие, характеристики, единицы измерения

Лабораторные работы

Практические занятия

-

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

Тема 1.6. Электрические машины и трансформаторы

Содержание учебного материала

8

1

Однофазный трансформатор

2

2

Трехфазные и специальные трансформаторы

3

Классификация и устройство машин переменного тока

4

Трехфазный двигатель

5

Однофазный двигатель, синхронные машины

6

Генераторы постоянного тока

7

Двигатели постоянного тока

Лабораторные работы

4

Испытание однофазного трансформатора

Испытание трехфазного двигателя

Практические занятия

2

Нахождение параметров трансформатора по его внешней характеристике и зависимости КПД от нагрузки.

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

4

Машины постоянного тока

Синхронные машины

Раздел 2. Электронные устройства

Тема 2.1. Электронные компоненты

Содержание учебного материала

4

1

Полупроводники, их собственная и примесная проводимость. P-n переход, п/п диод, его характеристики

2

2

Транзистор биполярный, принцип действия, схемы включения. Транзистор полевой, принцип действия, схемы включения.

3

Стабилитрон. Тиристор. Светодиод и диодная матрица.

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

9

Оптоэлектронные приборы

2.2.  Узлы аналоговой электроники

Содержание учебного материала

6

1

Электронные выпрямители

2

2

Сглаживающие фильтры, стабилизаторы

3

Электронные усилители

4

Электронные генераторы и измерительные приборы

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

Источники. Изучение неуправляемых выпрямителей.

Генераторы электрических импульсов.

8

2.3 Структура микропроцессоров

Содержание учебного материала

4

2

Функциональные узлы цифровой электроники.

Дешифраторы, шифраторы, сумматоры, триггеры, регистры, счетчики

Микропроцессор, программное управление

Лабораторные работы

Практические занятия

-

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

2

Двоичная система

Преобразователь кодов.

П/п память

Итого

117

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

  1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
  2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
  3.  – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличие учебного кабинета «Электротехника и электроника» и лаборатории

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно – наглядных пособий «Электротехника и электроника»

- объемные модели металлической кристаллической решетки;

- образцы различных материалов.

Оборудование лаборатории:

-  посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- инструкции к проведению лабораторных работ;

- инструменты;

- приборы и приспособления

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Н.Ю. Морозова  Электротехника и электроник: учебник для студ. сред. проф. образования. Москва изд. центр «Академия», 3-е издание 2010 г.
  2. М.В. Гальперин Электротехника и электроника: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНТРА – М, 2007.  
  3. С.А. Лобзин Электротехника. Лабораторный практикум: учеб. пособие  для студ. сред. проф. образования. Москва изд. центр «Академия», 3-е издание 2010 г

Дополнительные источники:

1. Федорченко А.А., Синдеев Ю.Г. Электротехника с основами электроники: Учебник для учащихся профессиональных училищ, лицеев и студентов колледжей. – М. Издательско – торговая корпорация «Дашков и К», 2007

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

подбирать устройства электронной техники, электрические приборы и оборудование с определенными параметрами и характеристиками

лабораторная работа, внеаудиторная самостоятельная работа

правильно эксплуатировать электрооборудование и механизмы передачи движения технологических машин и аппаратов

лабораторная работа

рассчитывать параметры электрических, магнитных цепей

практическая работа

снимать показания и пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями

лабораторная работа

собирать электрические схемы

лабораторная работа

читать принципиальные, электрические и монтажные схемы

практическая работа, внеаудиторная самостоятельная работа

Знания:

классификацию электронных приборов, их устройство и область применения

лабораторная работа, внеаудиторная самостоятельная работа

методы расчета и измерения основных параметров электрических, магнитных цепей;

внеаудиторная самостоятельная работа

основные законы электротехники

контрольная работа

основные правила эксплуатации электрооборудования и методы измерения электрических величин

лабораторная работа

основы теории электрических машин, принцип работы типовых электрических устройств

лабораторная работа, внеаудиторная самостоятельная работа

основы физических процессов в проводниках, полупроводниках и диэлектриках;

лабораторная работа, внеаудиторная самостоятельная работа

параметры электрических схем и единицы их измерения

контрольная работа

принципы выбора электрических и электронных устройств и приборов

практическая работа

принципы действия, устройство, основные характеристики электротехнических и электронных устройств и приборов

внеаудиторная самостоятельная работа

свойства проводников, полупроводников, электроизоляционных, магнитных материалов

лабораторная работа

способы получения, передачи и использования электрической энергии

внеаудиторная самостоятельная работа

устройство, принцип действия и основные характеристики электротехнических приборов

внеаудиторная самостоятельная работа

характеристики и параметры электрических и магнитных полей  

лабораторная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по "Электротехнике и электронной технике" для технических специальностей СПО

рабочая программа по "Электротехнике и электронной технике" для технических специальностей СПО...

Рабочая программа дисциплины "Электроника и микропроцессорная техника" специальности 23.02.06

АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ Электроника и микропроцессорная техникаЭлектроника и микропроцессорная техника относится к общепрофессиональным дисциплинам обязательной части професс...

Рабочая программа по электротехнике и электронной технике

рабочая программа по электротехнике и электронной технике...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.04 ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОННАЯ ТЕХНИКА ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА специальности 35.02.07 Механизация сельского хозяйства

Рабочая программа учебной дисциплины «Электротехника и электронная техника» может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки)...

Рабочая программа по Электротехника и электронная техника

Рабочая программа по Электротехника и электронная техника...

Рабочая программа профессионального модуля МДК1.01 ТЕХНИКА ПОДГОТОВКИ ХИМИЧЕСКОЙ ПОСУДЫ, ПРИБОРОВ ЛАБОРАТОРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 18.01.02 Лаборант-эколог.

Рабочая программа  профессионального модуля МДК1.01 Техника подготовки химической посуды, приборов и лабораторного оборудования разработана на основе Федерального государственного образовательног...

Рабочая программа профессионального модуля "Эксплуатация сельскохозяйственной техники"

Программа профессионального модуля является частью образовательной программы среднего профессионального образования подготовки специалистов среднего звена специальности 35.02.07 «Механизация сел...