МЕТОДИЧЕСОЕ ПОСОБИЕ по проведению «Урока – экскурсии»
учебно-методический материал на тему

Поликарпова Тамара Николаевна

Существенное значение для  учащихся и студентов имеет показ того, какие высокие требования предъявляет современное производство к научно-технической подготовке профессиональных кадров. С чем конкретно может происходить знакомство обучающихся на промышленном предприятии, когда осуществляется отбор объектов для производственных экскурсий, каково место производственных экскурсий в учебном процессе, кто проводит экскурсию, какими могут быть производственные экскурсии – эти вопросы рассматриваются в методическом пособии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_ekskur2.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

      Введение                                                                                                             4

  1. Методика проведения уроков-экскурсий                                                        4
  2. Место предметной экскурсии в учебном процессе                                        5

2.1 Какими могут быть предметные экскурсии                                                    5

2.2 Ознакомительная экскурсия                                                                             5

3    Методика организации и проведения производственных экскурсий          6

3.1 Производственные или учебные экскурсии                                                   6

4    Знакомство обучающихся с промышленным предприятием                       6

5    Отбор объектов для производственных экскурсий                                       7

5.1 Тематическая экскурсия                                                                                   7

5.2 Профессиографическая экскурсия                                                                  7

5.3 Комплексная экскурсия                                                                                   8

6    Предварительные этапы для проведения урока-экскурсии                         8

7    Типичные ошибки при проведении экскурсии                                            10  

   Заключение                                                                                                         10

   Список литературы                                                                                            10

   Приложение                                                                                                        11

ВВЕДЕНИЕ

Большой  познавательный интерес вызывают у учащихся и студентов экскурсии в лаборатории заводов и фабрик, учебных и научно-исследовательских институтов. В их числе химические лаборатории промышленных предприятий, заводские лаборатории по испытанию свойств металлов, сплавов и синтетических материалов. Здесь обучающиеся встречаются  с применением знакомых им веществ, методов измерений, технологий и поэтому уроки и практические занятия, проводимые в учебном заведении, приобретают в глазах обучающихся практическую значимость.

  1. Методика проведения уроков-экскурсий

Разработка методики проведения уроков-экскурсий выполняется на основе общих дидактических закономерностей, которыми руководствуется преподаватель во время подготовки какого-либо типа урока, однако с учетом особенностей каждого из приведенных видов.

Эффективность урока-экскурсии, прежде всего, зависит от его подготовки преподавателем. Эта работа выполняется в такой последовательности:

  1. Указание темы урока-экскурсии по определенной дисциплине.
  2. Указание его вида.
  3. Составление логической схемы содержания урока-экскурсии  по дисциплине.
  4. Конкретизация содержания соответственно с теми объектами, которые находятся на месте экскурсии.
  5. Указание учебной, развивающей и воспитательной целей данного урока.
  6. Разработка методики проведения урока-экскурсии.
  7. Подготовка учащихся, студентов  к уроку.
  8. Подбор необходимого оборудования.

Текущий урок-экскурсия по дисциплине является однотемным. По дидактической сути, это комбинированный урок, то есть в его границах реализуются все этапы целевого процесса обучения с овладением обучающихся предметным содержанием темы, которая вмещает несколько взаимноупорядоченных элементов знаний. Соответственно макроструктура текущего урока-экскурсии слагается из таких этапов:

  1. Организация группы.
  2. Проверка усвоенных знаний, умений и навыков.
  3. Постановка цели и заданий урока. Общая мотивация.
  4. Усвоение новых знаний, умений и навыков.
  5. Обобщение и систематизация усвоенных знаний, умений и навыков.
  6. Соотношение усвоенных знаний, умений и навыков.
  7. Домашнее задание.
  8. Итоги урока.

Целью текущего урока-экскурсии является формирование у обучающихся понятий и представлений об объектах производства, их взаимосвязях и зависимостях, которые предопределены содержанием темы, а также освоение школьниками тех предметных, учебных и организационных умений, которые объективно возможно и необходимо сформулировать в данной теме.

Специфика текущего однотемного урока-экскурсии обусловлена тем, что усвоение каждого элемента начинается с непосредственного восприятия реальных объектов производства в условиях их существования. Предметы и явления конкретизируют микроструктуру урока.

В последние годы интерес к нетрадиционному обучению в начальном профессиональном образовании значимо усилился. Это связано с социальными преобразованиями, происходящими в нашей стране, которые создали определённые условия для перестроечных процессов в сфере образования, активного внедрения в практику различных педагогических инноваций, авторских программ и учебников.

Уроки-экскурсии могут проводиться преподавателями спецдисциплин совместно, т.к. в ряде производств технологические процессы основываются на одновременном и взаимно согласованном использовании химических, биологических и физических законов и явлений. Например, на экскурсиях в литейный цех обращается внимание на физические принципы плавления и литья металлов и на условия, обеспечивающие их определённый химический состав.

Содержание предметных экскурсий определяется исходя из задач учебного процесса.

  1. Место предметной экскурсии в учебном процессе

Возможны экскурсии, предваряющие изучению темы или раздела курса, или завершающие их изучение (по усмотрению преподавателя).

Кто проводит экскурсию? Обычно это работник службы профориентации предприятия, если такая имеется, или инженер по кадрам с привлечением специалистов на определённых объектах. Но наибольший педагогический эффект достигается в том случае, если в проведении предметной экскурсии принимает участие преподаватель спецдисциплин.

2.1 Какими могут быть предметные экскурсии

В зависимости от целей и содержания экскурсии делятся на:

  • ознакомительные (обзорные);
  • тематические;
  • профессиографические;
  • комплексные.

Выбор того или иного типа экскурсий зависит

  • от содержания и формы предварительной подготовительной работы  учебного заведения;
  • от потребности учебного заведения в дополнении уроков наглядной демонстрацией;
  • от уровней контактов учебного заведения и предприятия;
  • от потребности предприятия в кадрах и его возможностей.

  1. Ознакомительная экскурсия

Ознакомительные экскурсии проводятся для обучащихся первых курсов.

Основные цели ознакомительной экскурсии: ознакомить обучающихся с местом предприятия и отрасли в народном хозяйстве, с условиями характером возможно будущей работы, с историей и перспективами развития предприятия. При этом необходимо называть специальности, задействованные на предприятии, оборудование,  на котором работают специалисты.

Организация нетрадиционного обучения предполагает создание условий для овладения обучающимися приемами умственной деятельности. Овладение ими не только обеспечивает новый уровень усвоения, но и даёт существенные в умственном развитии. Овладев этими приёмами, обучающиеся становятся более самостоятельными в решении различных учебных заданий, могут рационально строить свою деятельность по усвоению новых заданий.

3 Методика организации и проведения

производственных экскурсий

С чем конкретно может происходить знакомство учащихся на промышленном предприятии?

Когда осуществляется отбор объектов для производственных экскурсий?

Каково место производственных экскурсий в учебном процессе?

Кто проводит экскурсию?

Какими могут быть производственные экскурсии?

Что должно предварять экскурсию?

 

3.1 Производственные или учебные экскурсии

Производственные или учебные экскурсии – это одна из многочисленных форм   работы с учащимися. Они имеют большое образовательное, политехническое и воспитательное значение.

Производственная экскурсия служит формой наглядного ознакомления учащихся с техникой и технологией, организацией производства, содержанием труда, условиями труда и пр.

В основном производственные экскурсии рассматриваются как средство формирования и развития у учащихся интереса к различным профессиям. Однако производственные экскурсии – это не только одна из форм внеурочной деятельности педагога по оказанию помощи учащимся в их профессиональном самоопределении. Производственные экскурсии предусматриваются и учебными программами, главным образом по предметам естественно-научного цикла и в связи с производственным обучением.

Основная цель производственных экскурсий – расширение политехнического образования учащихся. Экскурсия на какое-либо предприятие, проводимая в органичной связи с содержанием учебных предметов, помогает учащимся уяснить, что естественные науки являются фундаментом современной техники, показывает неразрывную связь теории и практики в производственной деятельности людей.

 4 Знакомство обучающихся с промышленным предприятием

Это может быть знакомство с принципами устройства и действия машин, станков, технических сооружений, с использованием в технике различных материалов, с технологическими процессами, контрольно-измерительными приборами, с вопросами комплексной механизации, автоматизации и интенсификации производственных процессов.

И не только это. Существенное значение для  учащихся имеет показ того, какие высокие требования предъявляет современное производство к научно-технической подготовке работников. Среди этих требований – умение производить измерения и фиксировать их результаты, снимать пробы и делать правильные выводы о ходе технологического процесса и о качестве продукции, принимать решения для создания оптимальных условий работы.

На производстве учащиеся имеют возможность наблюдать, как естественнонаучные законы действуют в новых для учащихся ситуациях, как они вписываются в строгую последовательность технологических процессов. Эта наблюдаемая последовательность технологических процессов, их научно-теоретическая обоснованность, чёткость, ритмичность,  динамика, точность операций, а также осознание учащимися возможности рационализаторства и изобретательства побуждают их после такой экскурсии к моделированию, конструированию, опытнической работе.

  1. Отбор объектов для производственных экскурсий

Отбор объектов для производственных экскурсий должен осуществляться при планировании учебного материала с соблюдением обязательного условия: экскурсии намечаются только на производство с современной техникой и технологией. Это могут быть предприятия машиностроения, радиоэлектронной промышленности,  металлургии, химической промышленности, транспорта, строительной индустрии, связи и т.д. Полезно также производить экскурсии на предприятия местного значения: на электростанцию, в троллейбусный парк, автомобильное хозяйство, на строительную площадку, телефонную станцию или телецентр; на цементный, стекольный, керамический, спиртовой заводы.

Производственные экскурсии могут проводиться

  • на предприятия в целом;
  • в отдельные цехи;
  • к отдельным техническим объектам.

Важным моментом ознакомительных экскурсий является привитие эмоционально-положительного отношения к предприятию, отрасли, ведущим профессиям. Интерес, уважение к истории предприятия, профессионализму работников, значимости и качеству выпускаемой продукции приводят к повышению активности личности в выборе предприятия. Наоборот, отрицательные эмоции отторгают личность от предприятия, сферы материального производства. Для того чтобы не вызвать негативных эмоций, следует избегать информационной перегрузки. Новизна обстановки сама по себе даёт большую информационную нагрузку. Комментарии у объектов должны быть ёмкими, но краткими, а общая продолжительность ознакомительных экскурсий не должна превышать 45 минут.

  1. Тематическая экскурсия

 Тематическая экскурсия является продолжением уроков по специальным дисциплинам   в качестве наглядной демонстрации изучаемого материала.

Как правило, тематическая экскурсия имеет направленный характер. Например, при изучении способов монтажа на уроках технологии монтажа преподаватель должен рассказать об использовании этой профессии в промышленности. Таким образом, экскурсия будет направлена на ознакомление с трудом монтажника РЭА.

План экскурсии, цель, маршрут экскурсии должны быть согласованы преподавателем с отделом подготовки кадров или со службой профориентации предприятия. После такого рода экскурсии учащиеся выполняют письменный отчет (Приложение А), ответить на заранее поставленные вопросы, написать реферат, принять участие в деловой игре, подготовить фотогалерею по наиболее интересным темам экскурсии (Приложение Б) и пр.

Тематическая экскурсия может быть полезна учащимся, которые проявляют повышенный и устойчивый интерес к какой-либо профессии (группе профессий), к какой-либо сфере производства и хотели бы поближе понаблюдать за работой специалиста.

  1. Профессиографическая экскурсия

 Профессиографическая экскурсия предназначена для учащихся начальных курсов. Ее цель – раскрыть содержание основных профессий предприятия, показать их значимость и взаимосвязь.

Профессиографическая экскурсия необходимо предварять профконсультацией, на основе которой учебная группа разбивается на подгруппы с учетом интересов, склонностей, способностей. Трех тестов (ДДО, опросник профессиональной готовности, карта интересов) достаточно для того, чтобы сформировать подгруппы для экскурсий с общей направленностью интересов. Для правильно подобранных групп материал можно давать более емко, насыщенно, информативно, не опасаясь отсутствия внимания.

Профессиографическая экскурсия требуют от экскурсовода особенно тщательной подготовки, знаний в области психологии труда, педагогики, организации промышленного производства.

В основу разработки содержания профессиографической экскурсии должны быть положены либо профессиограммы, либо профессиографические описания. Однако, далеко не на все профессии существуют вполне достоверные профессиограммы. В случае их отсутствия можно применять следующую схему анализа профессии:

  1. Общие сведения о профессии.

История возникновения социально-экономическое значение и место в народном хозяйстве, перспективны развития, ее связь с другими профессиями.

  1. Характеристика процесса труда.

Сфера деятельности и вид труда, основные орудия труда,  производственные операции, вырабатываемая продукция, виды брака и причины его возникновения, организации труда.

  1. Санитарно-гигиенические.

 Микроклиматические  условия, режим и ритм труда, возможность производственных травм, профессиональные заболевания, медицинские противопоказания.

  1. Требования профессии к физическим и психологическим качествам человека.

Характеристика различных видов восприятия в профессиональной деятельности, физические качества, моторные двигательные действия, интеллектуальная сфера, эмоционально-волевые качества личности, деловые качества, моральные качества, влияние профессии на личность.

  1. Требования к профессиональной подготовке.

Характеристика учебного заведения, длительность обучения, уровень получаемой квалификации, перспективы роста и продвижения по службе.

Профессиографическая экскурсия должна обязательно иметь предваряющий и заключающий уроки.

  1. Комплексная экскурсия

Комплексная экскурсия ориентирована главным образом на учащихся учебных заведений с социальными партнерами. Она характеризуется многоэтапностью и многосторонностью. Ее цель – выделить группу учащихся, серьезно связывающих свое будущее с предприятием. Эта форма предполагает выход за рамки общественно экскурсионной деятельности и своей задачей ставит постепенную интеграцию учащихся в члены коллективы предприятия.

Учащиеся должны быть осведомлены не только о производственной, но и о социально-культурной сфере предприятия, о возможностях профессионального роста, о ступенях профессионализации.

  1. Предварительные этапы для проведения урока-экскурсии

Обязательное обоснование – зачем это нужно, с какой целью мы идем на экскурсию. Заранее необходимо дать хотя бы самые общие сведения о предприятии (Приложение В).

Преподаватель обязательно должен дать учащимся задание (по его усмотрению одно на всех или разные). Например, это может быть ряд вопросов, на которые учащиеся должны получить ответы в ходе экскурсии.

Преподаватель обязательно должен найти время для подведения итогов экскурсии и проверки выполнения заданий. Ответы или определенные разработки  по содержанию экскурсии оцениваются.

В организации непосредственно экскурсии должны быть задействованы две стороны: предприятие и учебное заведение  (Приложение Г).

Предприятие, в лице ответственного за проведение экскурсии:

  • составляет план мероприятия, исходя из возможностей и потребности учебного заведения, цели экскурсии;
  • составляет маршруты для разных типов экскурсий, согласовывает их с отделом Охраны труда;
  • готовит экскурсоводов, проводя с ними методическую учебу.

Учебное заведение, в лице преподавателя или педагога в качестве классного руководителя:

  • разрабатывает и согласовывает план проведения экскурсии;
  • уточняет  цель экскурсии;
  • представляет список учащихся;
  • разрабатывает форму отчета по экскурсии, контрольные вопросы, какие-либо задания, которые должны выполнить учащиеся в течение или после экскурсии;
  • вносит предложение по совершенствованию экскурсионной работы.

Преподаватель обязан провести инструктаж по охране труда при проведении урока – экскурсии (Приложение Д).

Вместе с экскурсоводом сопровождающий преподаватель несет полную ответственность за соблюдение правил охраны труда, техники безопасности.

Каждая экскурсия должна начинаться с инструктажа по правилам ТБ.

Некоторые правила ТБ при проведении экскурсии:

  1. При движении на территории предприятия следуйте по пешеходным дорожкам за экскурсоводом.
  2. Пропускайте внутризаводской транспорт. Не перебегайте дорогу перед ним.
  3. Входите в цех только через двери для прохода людей.
  4. Будьте особо внимательны возле автоматических ворот или дверей.
  5. Пропускайте груз, перемещаемый мостовом краном, стоя в безопасной зоне. Ни в коем случае не стойте под грузом.
  6. Внимательно смотрите под ноги. Опасайтесь выбоин, стружки, масляных пятен.
  7. Не смотрите на пламя сварки.
  8. Не трогайте руками станки, оборудование, провода, стружку.
  9. Самостоятельно не нажимайте на кнопки.
  10. Не подходите к рабочей зоне станков и оборудования.

Для того, чтобы ПЭ была эффективной:

  1. Экскурсовод  должен быть технически грамотным, эрудированным, способным в доступной форме изложить требуемый материал.
  2. Экскурсовод должен знать:
  • цели и задачи экскурсии;
  • общий уровень подготовки и направленности учащихся;
  • методику показа объектов по маршруту;
  • историю и перспективы развития предприятия;
  • взаимодействие всех служб предприятия в процессе производства;
  • общие моменты технологи изготовления изделий.
  1. Экскурсовод должен отразить:
  • Значение той или иной операции в технологическом процессе;
  • Важность заинтересованного, творческого отношения к труду;
  • Влияние правильности профессионального выбора на дальнейшую судьбу.

4. В качестве объектов экскурсии выделяются узловые моменты производства. Мастерство экскурсовода заключается в том,  чтобы, показывая их группе, вызвать живой интерес.

5. В ходе экскурсии необходимо пробудить положительное отношение к предприятию.

6.  Экскурсовод ведёт группу, находясь впереди.

7. В случае грубого нарушения ТБ экскурсовод имеет право прекратить экскурсию и сопроводить группу до проходной.

8. Экскурсовод обязан анализировать прошедшие экскурсии, учитывать ошибки и просчёты при проведении последующих экскурсий.

9. При демонстрации рабочих мест, оборудования, продукции экскурсоводов следует придерживаться линии «  старое – новое – будущее». Это делает экскурсию более насыщенной, а её итог будет более эмоционально положителен. С этой целью важно знакомство с деятельностью рационализаторов и изобретателей.  При этом необходимо показать, как и какими средствами решается конкретная изобретательская задача, каков экономический или иной эффект от внедрения нового получило предприятие. Здесь следует подчеркнуть ещё одну важную линию  «проблема – решение – внедрение».

  1. Типичные ошибки при проведении экскурсии
  1. Плохая разработка маршрута экскурсии (задержки, длинные переходы, демонстрация старого после нового).
  2. Несоответствие моментов демонстрации и объяснения. Если в цехе шумно и сделать пояснения можно только вне его, то следует дать предварительное установочное пояснение и после демонстрации повторить его.
  3. Экскурсия однобоко посвящается какой-либо стороне производства (например, только условиям работ).
  4. Избыточная детализация, использование специальных терминов без объяснения их значения.
  5. Сухость, схематичность, поверхность изложения, не позволяющая сконцентрировать внимания.

 Заключение

Важным моментом  экскурсий является привитие эмоционально-положительного отношения молодого поколения к предприятию, отрасли, ведущим профессиям. Интерес, уважение к истории предприятия, профессионализму работников, значимости и качеству выпускаемой продукции приводят к повышению активности студента в выборе предприятия – заполнение анкеты студента и резюме специалиста (Приложение Е), проведение Дня открытых дверей для выпускных групп колледжа (Приложение Ж). Умело проводимые производственные экскурсии содействуют устранению формализма в преподавании, содействуют осуществлению связи учебных дисциплин с жизнью, техникой, производством.

Список литературы

1 Пономарева Е.А.Еще раз о методах учебной деятельности. Научно-методический журнал «Методист», 2009 № 1.

2  http://www.elara.ru/

3  http://www.abselectro.com/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ПО РАЗДЕЛУ «ПРИМЕРКА»

В рабочей программе производственного обучения по подготовке квалифицированных специалистов специальности  «Дизайн по отраслям (трикотаж)» отведено 21,6 часа на изучение и освоение темы «Примерка...

Об особенностях проведения уроков физической культуры с женскими группами.

Некоторые наблюдения из практики работы с группами, в которых занимаются девушки....

Организация игровых форм проведения урока с использованием средств ИКТ на примере урока по теме «Класс пресмыкающиеся».

Использование ИКТ в процессе обучения позволяют сделать урок интересным и красочным, но и заинтересовать учащихся вовлечением в процесс обучения с помощью игровой деятельности....

Пособия по проведению уроков учебной практики по профессии "Сварщик"

В данных методических разработках предоставлены варианты проведения уроков учебной практики по профессии "Сварщик"...

Методическая разработка проведения урока по МДК 02.02. Бухгалтерская технология проведения и оформления инвентаризации на тему: «Инвентаризация денежных средств в кассе»

Цель данного занятия - формирование знаний о технологии  проведения инвентаризации денежных средств в кассе и оформлении результатов инвентаризации; формирование умений и навыков по оформлению до...

Методическая разработка проведения урока-олимпиады по ПМ.02 Организация и проведение экспертизы и оценки качества товаров и УД Товароведение продовольственных и непродовольственных товаров на тему: "Оценка качества товаров и основы экспертизы"

В основу методической разработки проведения олимпиады легла идея применения игровых технологий. Использование их в учебном процессе позволяет решать практические задачи, развивает профессиональное тво...

«Учебная кухня ресторана - как образовательная технология. Методика проведения уроков-экскурсий на предприятия пищевой отрасли»

В современном российском обществе, переживающем глубокие социальные преобразования, молодежь оказалась одной из самых социально незащищенных групп населения. Молодые люди после получения профессиональ...