Главные вкладки

    Рабочая программа по предмету "Основы электротехники".
    учебно-методический материал по теме

    Смирнов Александр Юрьевич

    Рабочая программа по электротехнике.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Государственное автономное образовательное учреждение

    среднего профессионального образования

    Новосибирской области

    «Татарский политехнический техникум»

    Утверждаю

    ЗАМ . ДИРЕКТОРА ПО упр.

    ___________л. в. шВЕДОВА

                                                                                                            «   » _________20___г.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03

    «ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ»

    2012

              Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03. «основы электротехники» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии начального профессионального образования (далее НПО) 150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)  (10 месяцев)

    Организация-разработчик:  Государственное автономное образовательное учреждение

    среднего профессионального образования

    Новосибирской области

    «Татарский политехнический техникум»

    Разработчики:

    Смирнов Александр Юрьевич – преподаватель специальных дисциплин.

    СОДЕРЖАНИЕ

    1.Паспорт программы учебной дисциплины                                                               4

    2.Структура и содержание учебной дисциплины                                                        6

    3.Условия реализации программы учебной дисциплины                                       11

    4.Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины.                      13

    1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    «Основы электротехники»

    1.1. Область применения программы

    Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы и разработал в соответствии с ФГОС по профессии НПО

     150709.02  Сварщик (электросварочные и газосварочные работы) – 10 месяцев

    Примерная программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих

    1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.

    1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

    В результате освоения дисциплины обучающийся должен

     знать:

    1. Единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников;

    2. Методы расчета и измерения основных параметров простых электрических, магнитных и электронных цепей;

    3. Свойства постоянного и переменного электрического тока;

    4. Принципы последовательного и параллельного соединения проводников и источников тока

      5. Электроизмерительные приборы (амперметр, вольтметр), их устройство, принцип действия и правила включения в электрическую цепь

    6. Свойства магнитного поля

    7. Двигатели постоянного и переменного тока, их устройство и принцип действия;

    8. Правила пуска, остановки электродвигателей, установленных на эксплуатируемом оборудовании;

    9. Аппаратуру защиты электродвигателей;

    10. методы защиты от короткого замыкания;

    11. заземление, зануление;

    В результате освоения дисциплины обучающийся должен

     уметь:

     

    1. Читать структурные, монтажные и простые принципиальные электрические схемы;

    2. рассчитывать и измерять основные параметры простых электрических, магнитных и электронных цепей;

    3. Использовать в работе электроизмерительные приборы;

    4. Пускать и останавливать электродвигатели, установленные на эксплуатируемом оборудовании;

    1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

    максимальной учебной нагрузки обучающегося  48  часов, в том числе:

    обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  32 часа;

    самостоятельной работы обучающегося  16 часов.

    2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

    Вид учебной работы

    Объем часов

    Максимальная учебная нагрузка (всего)

    48

    Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

    32

    в том числе:

            практические занятия

    4

            лабораторные работы

    6

    Самостоятельная работа обучающегося (всего)

    16

    Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

    2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы электротехники».

    Наименование разделов и тем

    Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

    Объем часов

    Уровень усвоения

    Тема 1. Единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников

    Содержание учебного материала:

    1

    Единицы измерения силы тока, напряжения, мощности, сопротивления, их физический смысл и связь с другими единицами измерений.

    1

    2

    Тема 2. Методы расчета и измерения основных параметров простых электрических, магнитных и электронных цепей

    Содержание учебного материала:

    2

    Методы расчета и измерения параметров электрических цепей. Погрешности измерения. Класс точности приборов.

    1

    2

    Методы расчета основных параметров магнитных цепей.

    1

    Практические работы

    2

    1. Расчет основных параметров электрической цепи.

    1

    2. Расчет основных параметров магнитных цепей

    1

    Лабораторная работа

    1

    1. Измерение параметров электрических цепей. Прямые и косвенные измерения.

    1

    Тема 3. Свойства постоянного и переменного электрического тока

    Содержание учебного материала:

    1

    Сущность, достоинства и недостатки постоянного и переменного тока.

    1

    2

    Тема 4. Электроизмерительные приборы (амперметр, вольтметр), их устройство, принцип действия и правила включения в электрическую цепь

    Содержание учебного материала:

    1

    Устройство и принцип действия амперметра и вольтметра. Правила включения

    1

    2

    Тема 5. Свойства магнитного поля

    Содержание учебного материала:

    3

    Магнитное поле. Основные понятия и величины.

    1

    2

    Магнитные свойства веществ. Характеристики магнитных материалов.

    1

    Закон электромагнитной индукции. ЭДС индукции в контуре

    1

    Тема 6. Двигатели постоянного и переменного тока, их устройство и принцип действия

    Содержание учебного материала:

    5

    Двигатели постоянного тока. Их устройство и принцип действия.

    1

    Типы электродвигателей постоянного тока. Основные характеристики.

    1

    Асинхронные двигатели. Назначение, устройство, принцип действия.

    1

    Синхронные электродвигатели. Назначение, устройство, принцип действия.

    1

    Однофазные двигатели и двигатели малой мощности. Устройство, принцип действия, назначение и область применения.

    1

    Тема 7.

    Содержание учебного материала:

    5

    Аппараты ручного управления

    1

    2

    Контакторы.

    1

    Защитные электротехнические устройства

    1

    Автоматические воздушные выключатели.

    1

    Пускатели.

    1

    Реле

    1

    Тема 8. Правила пуска, остановки электродвигателей, установленных на эксплуатируемом оборудовании

    Лабораторные работы:

    4

    2

    2. Пуск и остановка двигателей постоянного тока.

    1

    3. Пуск и остановка асинхронных двигателей

    1

    4. Пуск и остановка синхронных двигателей

    1

    5. Пуск и остановка однофазных электродвигателей и электродвигателей малой мощности

    1

    Тема 9. Методы защиты от короткого замыкания

    Содержание учебного материала:

    1

    Виды КЗ. Причины возникновения КЗ. Методы защиты от КЗ.

    1

    2

    Тема 10. Заземление, зануление.

    Содержание учебного материала:

    1

    Заземление электроустановки. Защитное заземление. Виды заземлителей.

    1

    2

    Контрольная работа

    2

    Всего:

    32

    Самостоятельная работа:

         Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам преподавателя). Поиск информации с использованием Интернет-ресурсов в соответствии с инструкцией преподавателя. Выполнение индивидуальной практической работы.

    16

    Всего:

    48

    Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

    1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

    2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

    3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

    3. условия реализации программы дисциплины

    3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

    Реализация программы дисциплины требует наличия  кабинета теоретического  обучения; лаборатории  электротехники.

    Оборудование учебного кабинета:  посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя;  комплект учебно-наглядных пособий; типовые комплекты учебного оборудования

    Технические средства обучения:  Компьютер с лицензионным программным обеспечением и   мультимедиапроектор, интерактивная доска.

     

     

    Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:

    Комплект типового лабораторного оборудования:  Стенды:Электротехника и основы электроники; Электромонтаж в жилых и офисных помещениях. Электробезопастность в электроустановках  до 1000В:  Защитное заземление и зануление. Электрические измерения в системах электроснабжения.        Асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором. Однофазные и трёхфазные трансформаторы. Установившиеся режимы работы электрических сетей. Распределение сети систем электроснабжения.                                 Релейная защита и автоматика в системах электроснабжения.

    Электрически цепи  переменного тока . Электрические цепи постоянного тока.

     

    3.2. Информационное обеспечение обучения

    Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

    Основные источники:

    1. Бутырин П.А., Толчеев О.В., Шикарзянов Ф.Н. «Электротехника»: М.: Издательский центр «Академия»,2008, Серия: Начальное профессиональное образование.

    2. Катаенко Ю.К. «Электротехника»: М, «Академ-центр»,2010.

    3. Федорченко А.А., Сидеев Ю.Г. «Электротехника с основами электроники» учебник для профессиональных училищ, лицеев и студентов колледжей. Издательство Москва 2009 г.

    Дополнительные источники:

    1. Гальперин М.Ф. «Электротехника и электроника», М, Форум,2007.

    2. Дубина А.Г., Орлова С.С. « MS Excel в электротехнике и электронике», С-Пб, «БХВ-Петербург»,2006.

    3. Новиков П.Н. «Задачник по электротехнике», М, «Академия»,2006, Серия: Начальное профессиональное образование.

    4. Прошин В.М. «Рабочая тетрадь для лабораторных и практических работ по электротехнике», М, ИРПО, «Академия»,2008.

    5. Прошин В.М. «Лабораторно – практические работы по электротехнике», М, ИРПО, «Академия»,2008.

    6. Пряшников В.А. «Электротехника в примерах и задачах»(+СД), С-Пб, «Корона»,2006.

     7. Ярочкина Г.В.,Володарская А.А. «Рабочая тетрадь по электротехнике для НПО», М, ИРПО, «Академия»,2008.

    1. Электронные ресурсы:

    1.Электротехника (Электронный ресурс)-Режим доступа http://mexmat.ru 

    2. Электротехника (Электронный ресурс)-Режим доступа  http://mak-arbat.ru 

    3. Электротехника (Электронный ресурс)-Режим доступа    http://toroid.ru

    4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

    Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

     

    Результаты обучения

    (освоенные умения, усвоенные знания)

    Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

    Знания:

     

     

     

    единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников, электрических и магнитных полей;

      экспертная оценка при выполнении лабораторных  и практических   работ; зачет  

     

    сущность и методы измерений электрических величин, конструктивные и технические характеристики измерительных приборов;

      экспертная оценка при выполнении лабораторных  и практических   работ; зачет  

     

    типы и правила графического изображения и составления электрических схем;

      экспертная оценка при выполнении лабораторных  и практических   работ, контрольная работа; зачет  

     

    условные обозначения электротехнических приборов и электрических машин;

    экспертная оценка при выполнении лабораторных  и практических   работ, контрольная работа; зачет  

     

    принципы действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных приборов;

      экспертная оценка при выполнении лабораторных  и практических   работ; зачет  

     

    Принцип действия электрических машин          

      экспертная оценка при выполнении лабораторных  и практических   работ контрольная работа; зачет  

     

    аппаратуры   управления и защиты, схемы электроснабжения;

    экспертная оценка при выполнении лабораторных  и практических   работ контрольная работа; зачет  

     

    двигатели постоянного и переменного тока, их устройство,                 принципы действия, правила пуска,          остановки;

    экспертная оценка при выполнении лабораторных  и практических   работ контрольная работа; зачет  

     

    виды и свойства электротехнических материалов;

    экспертная оценка при выполнении лабораторных  и практических   работ ,контрольная работа; зачет  

     

    правила техники безопасности при  работе с электрическими приборами;

    экспертная оценка при выполнении лабораторных  и практических   работ; зачет  

     

    Умения:

     

    производить контроль параметров работы электрооборудования;

    экспертная оценка при выполнении лабораторных  и практических   работ; зачет  

     

    пускать и останавливать электродвигатели, установленные на эксплуатируемом оборудовании;

    экспертная оценка при выполнении лабораторных  и практических   работ ,контрольная работа; зачет  

     

    рассчитывать параметры, составлять и собирать схемы включения приборов при измерении различных электрических величин, электрических машин и механизмов;

    экспертная оценка при выполнении лабораторных  и практических   работ ,контрольная работа; зачет  

     

    снимать показания работы и пользоваться электрооборудованием с соблюдением норм техники безопасности и правил эксплуатации;

    экспертная оценка при выполнении лабораторных  и практических   работ; зачет  

     

    читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;

    экспертная оценка при выполнении лабораторных  и практических   работ; зачет  

     

     

      Разработчики:

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

    «ТАТАРСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

    ГАОУ СПО НСО ТПТ  преподаватель специальных дисциплин: Смирнов А.Ю.

    Эксперты:

     

    ____________________            ___________________          _________________

        (место работы)              (занимаемая должность)              (инициалы, фамилия)

    ____________________            ___________________          _________________

       (место работы)                 (занимаемая должность)             (инициалы, фамилия)        


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по электротехнике для СПО

    Рабочая программа для радиотехнических специальностей для СПО...

    рабочая программа по дисциплине Электротехника и электроника

    Программа предназначена для студентв 2 курсов специальности 151031 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования. разработана в соответствии со стандартами третьего поколения...

    Рабочая программа по электротехнике для групп НПО

          Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по  профессии НПО  140446.03 «Электромонтёр...

    рабочая программа по "Электротехнике и электронной технике" для технических специальностей СПО

    рабочая программа по "Электротехнике и электронной технике" для технических специальностей СПО...

    Рабочая программа по дисциплине "Электротехника и электронная техника"

    Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования (далее – СПО) по специальности...

    Рабочая программа по дисциплине "Электротехника и электроника"

    Рабочая программа для специальности "Сварочное производство"...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине Электротехника и электроника для специальности 15.02.01 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо дисциплине Электротехника и электроникадля специальности 15.02.01  «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)...