Рабочая программа учебной дисциплины «Основы электротехники» для профессии СПО
рабочая программа по теме

Куликов Александр Васильевич

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы электротехники» для профессии СПО 230401 Информационные системы (по отраслям) Количество часов на освоение программы учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 92 часа, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки - 64 часа; самостоятельной работы - 28 часов. Разработчик: преподаватель Куликов А.В.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Смоленское областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

 «Гагаринский аграрно-экономический колледж»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 учебной дисциплины

ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ

для  специальности

230401  Информационные системы (по отраслям)

 

для 3 курса

г. Гагарин

2014 г.

Одобрена                                                                           Утверждена

предметно-цикловой комиссией                                   на заседании педагогического совета                        

информационных     дисциплин                                    СОГБОУ СПО «Гагаринский аграрно-

Протокол № ______  от ____________                        экономический колледж»

Председатель ____________  Ф.И.О.                 Протокол № _____ от ____________

                                                                                          Директор ___________   Ф.И.О.

Рабочая программа «Основы электротехники» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 230401  Информационные системы (по отраслям)

Организация разработчик: СОГБОУ СПО «Гагаринский аграрно-экономический колледж»

Разработчик: преподаватель СОГБОУ СПО «Гагаринский аграрно-экономический колледж» Куликов А.В.

Рецензенты:


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

14


1. ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы электротехники

  1. Область применения  программы

 Программа учебной дисциплины «Основы электротехники» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности  СПО 230401  Информационные системы (по отраслям) в СОГБОУ СПО «Гагаринский аграрно-экономический колледж».

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл, общепрофессиональные дисциплины.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

в  результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

 уметь:

  • применять основные определения и законы теории электрических цепей;
  • уметь учитывать на практике свойства цепей с распределенными параметрами и нелинейных электрических цепей;
  • различать непрерывные и дискретные сигналы и их параметры;

знать:

  • основные характеристики, параметры и элементы электрических цепей при гармоническом воздействии в установившемся режиме;
  • свойства основных электрических RC и RLC- цепочек, цепей с взаимной индукцией;
  • трехфазные электрические цепи;
  • непрерывные и дискретные сигналы;

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 92 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  64 часа;

самостоятельной работы обучающегося 28 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

92

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

64

в том числе:

     практические занятия

28

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

28

в том числе:

ответы на контрольные вопросы учебника;

составление таблиц для систематизации учебного материала;

решение задач и упражнений;
подготовка к выполнению практических занятий, оформление отчетов;

составление конспектов.

Итоговая аттестация в форме  экзамена


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Электрические цепи постоянного тока

Тема 1.1.

Электрический ток. Электрическая цепь

Содержание учебного материала

4

2

1

Электрический ток в проводниках.  Электрическое сопротивление. Закон Ома.

2

Элементы и схемы электрической цепи. Режимы работы цепи. Баланс мощностей.

Самостоятельная работа обучающихся

2

Получение электрической энергии из других видов энергии.

Преобразование электрической энергии в другие виды энергии

Тема 1.2.

Расчет электрических цепей постоянного тока

Содержание учебного материала

4

2

1

Законы Кирхгофа. Неразветвленная электрическая цепь.

2

Разветвленная электрическая цепь с двумя узлами. Общий случай параллельного соединения источников и приемников.

Самостоятельная работа обучающихся

2

ответы на контрольные вопросы учебника; решение задач и упражнений [1], [5].
составление таблицы для систематизации учебного материала


1

2

3

4

Тема 1.3.

Методы анализа сложных электрических цепей постоянного тока

Содержание учебного материала

4

2

1

Метод узловых и контурных уравнений. Метод наложения токов.

2

Метод эквивалентного генератора. Метод контурных токов. Метод узловых напряжений.

Практические  занятия

12

2

1

Расчет пассивных электрических цепей методом преобразования схем.

2

Расчет сложных электрических цепей методом контурных токов.

3

Расчет сложных электрических цепей методом узловых уравнений.

4

Расчет сложных электрических цепей методом узлового напряжения.

5

Расчет сложных электрических цепей методом наложения.

6

Расчет однофазной электрической цепи. Построение потенциальной диаграммы.

Самостоятельная работа обучающихся

6

ответы на контрольные вопросы учебника; решение задач и упражнений [1], [5];

составление отчета к практическим занятиям;
составление таблицы для систематизации учебного материала.

Тема 1.4.

Нелинейные цепи постоянного тока

Содержание учебного материала

2

2

1

Эквивалентные схемы простейших нелинейных цепей. Графический расчет нелинейных электрических цепей.

Самостоятельная работа обучающихся

2

ответы на контрольные вопросы учебника; решение задач и упражнений [1], [5]


1

2

3

4

Раздел 2

Электромагнетизм и электромагнитная индукция

Тема 2.1

Магнитные цепи

Содержание учебного материала

2

2

1

Общие сведения о магнитном поле. Свойства  и применение ферромагнитных материалов. Расчет неразветвленной и разветвленной однородной и  неоднородной магнитной цепи.

Практические  занятия

4

2

1

Расчёт неразветвленной однородной  магнитной цепи

2

Расчёт разветвлённой однородной магнитной цепи.

Самостоятельная работа обучающихся

ответы на контрольные вопросы учебника; решение задач и упражнений;

составление отчета к практическим занятиям

2

Тема 2.2

Электромагнитная индукция

Содержание учебного материала

2

2

1

Электромагнитная индукция. Взаимная индукция и самоиндукция

Самостоятельная работа обучающихся 
составить конспект:  Взаимное преобразование механической и электрической энергии.

2


1

2

3

4

Раздел 3

Электрические цепи переменного тока

Тема 3.1.

Однофазные электрические цепи синусоидального тока.

Содержание учебного материала

2

2

1

Получение синусоидальной ЭДС. Уравнения и графики синусоидальных величин. Векторные диаграммы, построение. Сложение и вычитание векторов. Действующее и среднее значение переменного тока.

Самостоятельная работа обучающихся

2

ответы на контрольные вопросы;
составить  конспект:  Принцип действия генератора переменного тока

Тема 3.2.

Элементы и параметры цепей переменного тока

Содержание учебного материала

4

2

1

Цепь переменного тока с активным сопротивлением: ток, напряжение, мощность. Векторная диаграмма. Цепь переменного тока с индуктивностью. Векторная диаграмма.

2

Цепь переменного тока с емкостью. Векторная диаграмма. Цепь с реальной катушкой индуктивности (I, U, S) и реальным конденсатором.

Самостоятельная работа обучающихся

2

ответы на контрольные вопросы учебника; решение задач и упражнений [1], [5];

составление отчета к практическим занятиям.

Тема 3.3

Расчет электрических цепей переменного тока.

Векторные диаграммы

Содержание учебного материала

2

2

1

Расчет цепей с параллельным соединением ветвей.

Расчет  неразветвленной цепи с произвольным числом  элементов.

Практические занятия

4

2

1

Расчет неразветвленной цепи переменного тока с RLC

2

Расчет разветвленной цепи переменного тока  с RLC

Самостоятельная работа обучающихся

2

ответы на контрольные вопросы учебника; решение задач и упражнений [1], [5];

составление отчета к практическим занятиям


1

2

3

4

Тема 3.4.

Электрические измерения

Содержание учебного материала

2

2

1

Электрические измерения, понятие, методы погрешности. Электроизмерительные приборы: классификация, класс точности, эксплуатационные группы, условия эксплуатации. Электрические измерения в цепях постоянного и переменного тока.

Самостоятельная работа обучающихся

2

Виды и методы электрических измерения.

Электроизмерительные приборы. Измерение электрических величин. Измерение электрических параметров

Тема 3.5.

Резонансные явления в цепях переменного тока

Содержание учебного материала

4

2

1

Колебательный контур. Ток и напряжение колебательного контура. Характеристики колебательного контура

2

Резонанс напряжений. Резонанс токов. Повышение коэффициента мощности источника.

Практические занятия

4

2

Расчет параметров электрической цепи для резонанса токов и напряжений.

Самостоятельная работа обучающихся

2

Ответы на контрольные вопросы учебника [4, с.354]; решение задач [1], [5];

 подготовка к практическим занятиям, составление отчета


1

2

3

4

Тема 3.6

Трехфазные цепи

Содержание учебного материала

4

2

1

Общие сведения о трехфазных системах. Соединение звездой при симметричной нагрузке.

2

Соединение треугольником  при симметричной нагрузке.

Практические занятия

4

2

1

Расчет симметричной трехфазной цепи при соединении звездой

2

Расчет симметричной трехфазной цепи при соединении «треугольником»

Самостоятельная работа обучающихся

2

Решение задач №№ 20.10-20.11, 20.13-20.14, [4, с.396-397], [1], [5];
оформление отчетов практических занятий

Всего

92

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия кабинета по дисциплине «Электротехника»

Оборудование учебного кабинета:

-комплект учебно-наглядных пособий, плакатов;

- интерактивная доска;

- ПК;

-мультимедиа – аппаратура;

- высокоскоростной канал доступа в сеть Интернет;

- программное обеспечение общего и профессионального назначения (операционная система –MS Windows, офисный пакет « MSOffice 2007»);

- комплект учебно–методической документации.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1.БерезкинаТ.Ф., Гусев Н.Г., Масленников В.В. Задачник по общей электротехнике с основами электроники: учеб. для  сред. спец. учеб. заведений. - М.: Высшая школа, 2009-380с. Допущено Министерством  высшей школы и СПО.

2. Глинченко, А. С.  Цифровая обработка сигналов:  курс лекций  – Красноярск: ИПК СФУ, 2008.

3. Данилов И.А., Иванов Л.М. Общая электротехника с основами электроники: учеб. для  сред. спец. учеб. заведений. 3-е изд.- М.: Высшая школа, 2004. -752с. Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ.

4.Евдокимов Ф.Е. Теоретические основы электротехники: учеб. для  сред. спец. учеб. заведений. 7-е издание испр. и доп. – Москва:  Академия, 2004. -495с. Рекомендовано Министерством образования РФ.

5. Задачник по электротехнике: : Учеб.  пособие  для  нач. проф. образования: Учеб. пособие для сред. проф. Образования /П.Н.Новиков, В.Я.Кауфман, О.В.Толчеев и др. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 336с.

6. Электротехника и электроника: учебник для студ. сред. проф. образования /Б. И. Петленко, Ю. М. Иньков, А. В. Крашенинников и др.; под ред. Б. И. Петленко. / 3-е изд. стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 320 с.

Интернет-ресурсы:

1.http\\www .electrokiber. ru

2.http\\ www.amperes. ru

3.http\\ www. rozetkus.ru

4.http\\ theoru-a.ru

5.http\\ btlenergo. ru

6.http\\cool electrics.ru


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

применять основные определения и законы теории электрических цепей;

Устный и тестовый контроль;
решение задач

учитывать на практике свойства цепей с распределенными параметрами и нелинейных электрических цепей;

Решение задач;
экспертная оценка выполнения практических заданий

различать непрерывные и дискретные сигналы и их параметры;

Устный и тестовый контроль знаний

Знания:

основные характеристики, параметры и элементы электрических цепей при гармоническом воздействии в установившемся режиме;

Устный и тестовый контроль знаний;
экспертная оценка выполнения практических заданий

свойства основных электрических RC и RLC- цепочек, цепей с взаимной индукцией;

Устный и тестовый контроль знаний;
решение задач;
экспертная оценка выполнения практических заданий

трехфазные электрические цепи;

Устный и тестовый контроль;
решение задач

понятие линейного четырехполюсника;

Устный и тестовый контроль

основные свойства фильтров; цифровые фильтры

Устный и тестовый контроль знаний

непрерывные и дискретные сигналы;

спектр дискретного сигнала и его анализ.

Устный и тестовый контроль знаний


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа промежуточной аттестации и темы тестирования для семестрового экзамена по учебной дисциплине «Основы электротехники» для профессии СПО

Программа промежуточной аттестации и темы тестирования для семестрового экзамена по учебной дисциплине «Основы электротехники» для профессии СПО 230401 Информационные системы (по отраслям) Количество ...

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы электротехники» для профессии НПО

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы электротехники» для профессии НПО 270802.09 Мастер общестроительных работ. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины: максимальной учебной ...

Рабочая программа учебной дисциплины "Основы электротехники

Рабочая программа учебной дисциплины  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по профессиям среднего профессионального образования (далее – СПО...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ для профессии среднего профессионального образования (СПО) 08.01.07 Мастер общестроительных работ

СОДЕРЖАНИЕ. 31. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭЛЕКТРОТЕХНИКА». 41.1 Область применения рабочей программы.. 41.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 08.01.18 Электро

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по  профессии 08.01.18 Электромонтажник ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования подготовка квалифицированных рабочих, служащих по профессии 35.01.19 «Мастер садово-п

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ  основной профессиональной образовательной программысреднего профессионального образованияподготовка квалифицир...