Рабочая программа по предмету "Энергосбережение технологических процессов"
рабочая программа на тему

Березина Юлия Юрьевна

      Программа учебной дисциплины «Энергосбережение технологических процессов» является вариативной частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии начального профессионального образования (НПО): 140446.03 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» (по отраслям).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл energosberezhenie_tekhn_protsessov_405_32_chasa.docx50.63 КБ

Предварительный просмотр:

Автономное учреждение

среднего профессионального образования

Ханты – Мансийского автономного округа – Югры

«Сургутский политехнический колледж»

Структурное подразделение – 4

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий по УПР

____________ Е.В.Рябошапко

«__» _______________ 2014г.

Рабочая программа

для студентов  очной формы обучения

Профессия:140446.03 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)» 

МДК.01.03 «Энергосбережение технологических процессов»

Наименования профиля: технический

Сургут 2014 г


Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального Государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по профессии начального профессионального образования (далее - НПО) 140446.03 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию  электрооборудования (по отраслям)»

Разработчик: Березина Юлия Юрьевна, преподаватель общепрофессиональных дисциплин

Рекомендована методическим объединением «Энергетика и автоматика», протокол № ___  от «10»  сентября 2014г.

Эксперт: Мирошниченко И.В., преподаватель специальных дисциплин


СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12


  1. ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины «Энергосбережение технологических процессов» является вариативной частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии начального профессионального образования (НПО): 140446.03 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» (по отраслям).

Рабочая программа учебной дисциплины «Энергосбережение технологических процессов»  может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовки   с учетом   специфики профессий электротехнического профиля.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: МДК 01.03 «Энергосбережение технологических процессов» входит в вариативную часть циклов ОПОП.

1.3. Цели и задачи  – требования к результатам освоения программы дисциплины:

                                                                        

В результате освоения программы дисциплины обучающийся должен  уметь:

  • пользоваться профессиональной терминологией в части энергосбережения;
  • пользоваться нормативно-правовыми документами в рамках профессиональной деятельности;
  • оценивать последствия неэффективного выполнения политики энергосбережения и энергопользования;
  • снимать показания  приборов и вести учет расхода энергоресурсов;
  • определять класс энергетической эффективности  энергопотребляющих устройств на основе с технической документации.

     В результате освоения программы дисциплины обучающийся должен знать:

  • научные основы и понятие энергосбережения и энергоэффективности производства;
  • нормативно-правовые документы по вопросам энергосбережения и эффективного энергопользования в Российской Федерации, округе ХМАО-Югра, муниципалитете;
  • экологические  проблемы топливно-энергетического комплекса  округа;
  • факторы негативного воздействия энергетики на окружающую среду и человека;
  • общие вопросы энергетического обследования предприятий (энергоаудит);
  • современные энергосберегающие методы, технологии, оборудование.

1.4. Количество часов, выделенное на освоение программы учебной дисциплины:

максимальная учебная нагрузка обучающегося  48 часов, в том числе:

обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося     32   часа;

самостоятельная работа обучающегося     16 часов.

2. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

48

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

32

в том числе:

практические занятия

20

лабораторные работы

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

16

в том числе:

подготовка презентации, сообщений, работа с справочной и учебной литературой

12

проведение домашнего энергоаудита

4

Итоговая аттестация в форме  дифференцированного зачета

2

  1. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности, контроль и метрологическое обеспечение средств и систем автоматизации, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9.

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10.

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

ПК 1.1

Проводить обзорный анализ и оценку энергетической эффективности использования электрооборудования

ПК 1.2

Проводить энергетические обследования электрооборудования

ПК 1.3

Выполнять рекомендации и мероприятия по энергосбережению при эксплуатации электрооборудования


                        3. Структура и содержание МДК 01.03 «Энергосбережение технологических процессов»

Наименование разделов междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Основные понятия энергосбережения

12

Тема 1.

Основные понятия энергосбережения

Содержание учебного материала

Актуальность энергосбережения.

Потенциал энергосбережения. Виды энергии. Вторичные энергоресурсы

2

1

Практическая работа   № 1

«Составление терминологического словаря в области   энергосбережения»

2

Практическая работа №2

«Использование электроэнергии» (решение задач)

2

Практическая работа   № 3

 «Изучение основных характеристик и видов современных приборов учета электроэнергии»

2

Самостоятельная работа № 1

«Структура мирового потребления энергии» (подготовка презентации)

4

Раздел 2.

Нетрадиционные источники энергии

44448444

            Тема 2.1

Нетрадиционные и возобновляемые источники энергии

Содержание учебного материала

Потенциал нетрадиционных возобновляемых источников энергии. Ветроэнергетика. Геотермальная энергетика. Солнечная энергетика. Рациональное использование биомассы. Энергетическое использование твердых бытовых отходов. Космическая энергетика. Малая гидроэнергетика. Энергия морей и океанов.

2

66

1

Практическая работа   № 4

 «Выполнение сравнительного анализа нетрадиционных и возобновляемых источников энергии»

2

Самостоятельная работа № 2

1. «Энергетический баланс России» (подготовка презентации)

2. «О негативном воздействии энергосбережении ламп» (подготовка сообщения)

4

Раздел 3.

Нормирование энергосбережения                                                                                          10

Тема 3.1

Нормирование энергосбережения

Содержание учебного материала

Мировая практика нормирования энергосбережения. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 13.11.2009 г. №1715-р): методология, ожидаемые результаты, система реализации. Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской  Федерации" (основные положения). Стратегия социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года: основные положения. Долгосрочная целевая программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре  на 2010 - 2015 годы и на перспективу до 2020 года» (с изменениями от 6 декабря 2010 года): основные положения.

2

1

Тема 3.2

Экологические аспекты энергосбережения

Основные направления экологической политики при развитии ТЭК. Перспективы мирового ТЭК и роль России.

2

Практическая работа   № 5

«Анализ систем энергоснабжения, разработки энергосберегающих мероприятий с оценкой их экономической эффективности»

2

Самостоятельная работа № 3

 «Экологические проблемы, связанные с негативным   воздействием энергетики на окружающую среду и человека» (подготовка презентации или сообщение)

4

Раздел 4.

Система управления энергосбережением

16

Тема 4.1

Система управления энергосбережением на предприятии – энергетический менеджмент

Содержание учебного материала

Рациональный выбор оборудования и приборов, обеспечивающих учет энергоресурсов. Система автоматизированного контроля и учета  энергоресурсов. Организации, подлежащие обязательному энергетическому обследованию: разработка энергетического паспорта  потребителя, порядок заполнения.

             2

1

Практическая работа № 6

 «Составление перечня мероприятий по эффективному использованию оборудования общего назначения на предприятии»

2

Практическая работа № 7

 «Расчет энерго- и финансо- сбережения при эксплуатации энергосберегающих ламп»

2

Тема 4.2

Современные энергосберегающие методы, технологии, оборудование и применение их в практической деятельности

Содержание учебного материала

Направления энергосбережения на предприятии. Совершенствование энергоснабжения. Совершенствование энергоиспользования.  Энергосбережение в повседневной жизни. Класс энергетической эффективности товаров (в том числе из числа бытовых энергопотребляющих устройств, компьютеров, других компьютерных электронных устройств и организационной техники). Индикаторы эффективности энергосберегающей деятельности.

2

Практическая работа № 8

«Работа с технической документацией: расчет и выбор   энергоэффективного оборудования»

2

Практическая работа № 9

 «Выполнения сравнительного анализа эффективности энергопотребления бытовых приборов»

2

Самостоятельная работа № 4

Проведение домашнего энергоаудита.

4

Дифференцированный зачет

2

Всего:

48


3. УСЛОВИЯ  РЕАЛИЗАЦИИ  ДИСЦИПЛИНЫ :

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета  энергосбережения.

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места студентов;
  • рабочее место преподавателя;
  •  компьютер
  • рабочая доска;
  • наглядные пособия (учебники, опорные конспекты-плакаты, стенды, карточки, раздаточный материал).

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Сибикин Ю.Д., Сибикин М.Ю. Технология энергосбережения: Учебник.-М.:ФОРУМ:ИНФРА-М,2006.-352с.-(Профессиональное образование).
  2. Долгосрочная целевая программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре  на 2010 - 2015 годы и на перспективу до 2020 года» (с изменениями от 6 декабря 2010 года).
  3. Журнал «Энергосбережение» ООО ИИП «АВОК-ПРЕСС».

Дополнительные источники:

1. Распоряжение Правительства РФ от 13 ноября 2009 г. N 1715-р «Об утверждении Энергетической стратегии России на период до 2030 года».

2. Распоряжение от 14 ноября 2008 г. № 491-рп  «О стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского округа-Югры до 2020 года».

3. Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской  Федерации ".

4. Письмо ФСТ 11.06.2008 № НБ-3199/12 «О требованиях к инвестиционным программам».

5.Постановление Правительства РФ от 01.12.2009 № 977 «Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики».

6.Постановление Правительства РФ № 168 от 21.марта.2007 г. «О внесении изменений в некоторые постановления правительства РФ по вопросам электроэнергетики».

7. Постановление Правительства РФ от 19 января 2004 г. N 19 «Об утверждении Правил согласования инвестиционных программ субъектов естественных монополий в электроэнергетике».

8.Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 9, ст. 791; 2005, N 1, ст. 130; N 43, ст. 4401; N 47, ст. 4930; N 51, ст. 5526; 2006, N 22, ст. 2522; N 36, ст. 3835; N 37, ст. 3876; 2007, N 1, ст. 282).

9.Постановление Правительства РФ от 26.02.2004 № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в РФ".

10.Постановление Правительства РФ от 14.07.2008 № 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса"

11. Приказ ФСТ РФ от 21.08.2009г. №201-э/1 «О внесении изменений и дополнений в методические указания по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденные приказом федеральной службы по тарифам от 23 октября 2007 г. N 277-Э/7».

12. Приказ Минрегионразвития РФ от 10.10.2007 №№ 99-101 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке инвестиционных, производственных программ ОКК и подготовке технического задания на их разработку».

13. Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

14. Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».

15. Федеральный закон от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».

Интернет-ресурсы:

- http://energyeffect.net

- http://www.abok.ru

- http://e-audit.ru

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися самостоятельной работы.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

  • Умеет

- пользоваться терминологией в части энергосбережения;

Текущий контроль

тестовое задание

Текущий контроль

тестовое задание

- пользоваться нормативно-правовыми документами в рамках профессиональной деятельности;

- оценивать последствия неэффективного выполнения политики энергосбережения и энергопользования;

Практический контроль педагога в форме оценки выполнения практических заданий,

самостоятельной работы

- снимать показания  приборов и вести учет расхода энергоресурсов;

Практический контроль педагога в форме оценки выполнения практических заданий,

самостоятельной работы

- вести учет расхода энергоресурсов;

Практический контроль педагога в форме оценки выполнения практических заданий, самостоятельной работы

- определять класс энергетической эффективности  электрооборудования;

Практический контроль педагога в форме оценки выполнения практических заданий

- работать с технической документацией;

Практический контроль педагога в форме оценки выполнения практических заданий

  • Знает

  • научные основы и понятие энергосбережения и энергоэффективности производства;

Текущий контроль педагога в форме тестирования, оценки выполнения практических заданий, самостоятельной работы

  • нормативно-правовые документы по вопросам энергосбережения и эффективного энергопользования в Российской Федерации, округе Хмао-Югра, муниципалитете.

Текущий контроль педагога в форме тестирования, оценки выполнения практических заданий, самостоятельной работы

  • экологические  проблемы топливно-энергетического комплекса  округа.

Текущий контроль педагога в форме тестирования, оценки выполнения практических заданий, самостоятельной работы

  • факторы негативного воздействия энергетики на окружающую среду и человека.

Текущий контроль педагога в форме тестирования, оценки выполнения практических заданий, самостоятельной работы

  • общие вопросы энергетического обследования предприятий (энергоаудит).

Текущий контроль педагога в форме оценки выполнения практических заданий, самостоятельной работы

  • современные энергосберегающие методы, технологии, оборудование.

Текущий контроль педагога в форме тестирования, оценки выполнения практических заданий

Разработчик: Березина Юлия Юрьевна, преподаватель физики

        

Эксперт: Мирошниченко И.В., преподаватель специальных дисциплин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету Технологическая оснастка спец 151901 Технология машиностроения

Рабочая программа по предмету Технологическая оснастка спец 151901 Технология  машиностроения...

рабочая программа ПМ.03 Технологическая обработка швейных изделий одежды и выполнение их в материале

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессиям среднего  профессионального образования (далее – СПО)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОП.07 ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  ОП.07   ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ...

Рабочая программа "Проведение эстетико-технологических процессов косметических услуг"

Рабочая программа профессионального модуля ПМ.02 «Проведение эстетико-технологических процессов косметических услуг» - является частью основной профессиональной образовательной программы в...

Рабочая программа ПМ04 "Ведение технологического процесса производства изделий из полимерных композитов различного функционального назначения"

В результате изучения профессионального модуля студент должен освоить вид профессиональной деятельности Ведение технологического процесса производства изделий из полимерных композитов различного функц...

Рабочая программа ОП.06 «Технологическое оборудование». Специальность 15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)

Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (д...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И КОММУНИКАЦИИ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  «ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И КОММУНИКАЦИИ»...