Программа ОП.07 "Электронная техника", специальность: 220301Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)
рабочая программа на тему
Программа учебной дисциплины «Электронная техника» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования (далее - СПО) специальности 220301 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)
Разработчик: Филиппова Т.И.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Автономное учреждение
среднего профессионального образования
Ханты – Мансийского автономного округа - Югры
«Сургутский политехнический колледж»
Структурное подразделение – 4
Энергетическое отделение
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий по УПР
____________Е.В.Рябошапко
«________»__________ 2015 г.
Рабочая программа
ОП. 07 «Электронная техника»
для студентов очной формы
Специальность: 220301Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)
Наименование профиля: технический
Сургут 2015
Программа учебной дисциплины «Электронная техника» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования (далее - СПО) специальности 220301 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)
Разработчик: Филиппова Т.И.
Согласовано с методической службой_______________/Е. А. Тостановская/
Рекомендована профессионально – методическим объединением «Энергетика и автоматика», протокол № 9 от «9» июня 2015 г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 7 |
| 14 |
| 15 |
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 220301 «Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)»
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы.
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (программы повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке работников в области электронной техники при наличии среднего (полного) общего образования.
18494 Слесарь по контрольно-измерительным приборам
14919 Наладчик контрольно-измерительных приборов
согласно приложению к ФГОС СПО по специальности 220301 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям) в области автоматики и управления при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.
Учебная дисциплина «Электронная техника» относится к общепрофессиональному циклу основной профессиональной образовательной программы и направлена на обеспечение у обучающихся знаний, умений, навыков необходимых для удовлетворения потребностей рынка труда и с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных федеральным Государственным образовательным стандарт
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- снимать и строить характеристики электронных приборов;
- рассчитывать основные параметры приборов по характеристикам;
- пользоваться справочником по электронным приборам.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен иметь представление:
- о роли и месте знаний по дисциплине «Электронная техника» при освоении смежных дисциплин по выбранной специальности и о сфере профессиональной деятельности;
- о процессах, происходящих в электронных приборах (электронных лампах, транзисторах, тиристорах и т.д.);
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- устройство и принцип работы основных электронных приборов;
- применение электронных приборов в технике.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины.
максимальной учебной нагрузки обучающегося 106 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 72 часа;
лабораторно – практических занятий 34 часа
самостоятельной работы обучающегося 34 часа.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 106 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 72 |
в том числе: | |
лабораторно – практические работы | 34 |
контрольные работы | - |
итоговый зачет | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 34 |
в том числе: | |
Поиск информации по заданной теме из различных источников. Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя. Оформление практических работ. Выполнение индивидуальных заданий. Подготовка к контрольной работе. Проработка учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем. | 6 6 6 16 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
«Электронная техника»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа студентов , курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень усвоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Физические основы полупроводников. | 8 | ||
Введение | Понятие об электронной технике. Связь с другими дисциплинами. | 2 | 1 |
Тема 1.1. Электропроводность беспримесных и примесных полупроводников. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Электрические диаграммы металлов, Применение полупроводников. | 2 | 2 | |
Тема 1.2. Электронно-дырочный переход. Их виды, свойства при разных напряжениях. Ёмкость p-n перехода. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Образование контактной разности потенциалов на границе p и n областей. Свойства электронно-дырочного перехода. | 2 | 2 | |
Тема 1.3. Виды пробоев. Контакт металл- полупроводник. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Причины возникновения теплового пробоя.. Структура контакта металл-полупроводник n – типа. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа | 6 | ||
Самостоятельная работа № 1. «Поиск информации по предложенной теме из различных источников». Самостоятельная работа № 2. « Изучение материала учебника по заданной теме. Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя. Решение задач». | 4 2 | ||
Раздел 2. Полупроводниковые приборы. | 8 | ||
Тема 2.1 Полупроводниковые диоды. Варикапы. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Контактные явления в структуре: металл – диэлектрик – проводник. | 2 | ||
Тема 2.2 Кремниевые стабилитроны. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Устройство плоскостных и точечных диодов и их технология. Свойства стабилитрона | 2 | ||
Практическая работа № 1. «Исследование кремниевого стабилитрона. Снятие характеристик и определение параметров». | 2 | ||
Тема 2.3 Биполярные транзисторы. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Работа транзистора в статическом и динамическом режиме. Основные параметры усилительного каскада. | 2 | ||
Практические работы: | 10 | ||
Практическая работа № 2. «Исследование биполярного транзистора по схеме ОЭ в статическом режиме». | 2 | ||
Практическая работа № 3. «Исследование усилительного каскада на биполярном транзисторе по схеме ОЭ». | 2 | ||
Практическая работа № 3. «Исследование усилительного каскада на биполярном транзисторе по схеме ОЭ». | 2 | ||
Практическая работа № 4. «Расчет параметров биполярного транзистора и стабилитрона». | 2 | ||
Практическая работа № 5. «Исследование полевого транзистора с управляющим р-н переходом». | 2 | ||
Тема 2.4 Полевой транзистор. Тема 2.5. Тиристоры. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Полевой транзистор с управляющим p-n переходом с каналом n – типа. Четырёхслойная структура - p-n- p-n , типы тиристоров. | 2 | 2 | |
Практическая работа № 6. «Исследование тиристоров. Снятие вольт- амперных характеристик при различных токах управления». | 2 | ||
Самостоятельная работа | 4 | ||
Самостоятельная работа № 3. «Изучение материала учебника по заданной теме». Самостоятельная работа № 4. «Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя». | 2 2 | ||
Раздел 3. Электронные лампы. | 2 | ||
Тема 3.1 Виды электронной эмиссии. Электровакуумный диод и триод. Тема 3.2 Многоэлектродные лампы. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Виды электронной эмиссии. Конструкция тетрода, пентода, лучевого тетрода. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа | 6 | ||
Самостоятельная работа № 5. «Выполнение творческих работ». | 6 | ||
Раздел 4. Полупроводниковые фотоэлектронные приборы. | 2 | ||
Тема 4.1 Фоторезисторы и фотогальванические элементы. Тема 4.2 . Фотодиоды. Фототранзисторы. | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Внутренний и внешний фотоэффект. Конструкция фотодиодов. | 2 | ||
Практическая работа № 7. «Исследование фотодиода в двух режимах работы». | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа | 6 | ||
Самостоятельная работа № 6. «Изучение материала учебника по заданной теме». Самостоятельная работа № 7. «Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя». | 2 4 | ||
Раздел 5. Устройства отображения информации. | 6 | ||
Тема 5.1. Буквенно-цифровые индикаторы. | Содержание учебного материала | 2 |
|
Виды разрядов в газе. Применение разрядов в приборах. | 2 | 2 | |
Тема 5.2. Светодиоды. Оптоэлектронные приборы. | Содержание учебного материала | 2 | |
Характеристики и основные параметры светодиодов. Применение светодиодов в оптоэлектронике. | 2 | 2 | |
Практическая работа № 8. Исследование индикаторных приборов: цифровых газоразрядных индикаторов и светодиодов. | 2 | ||
Тема 5.3. Устройства отображения информации на электронно-лучевых трубках. | Содержание учебного материала | 2 | |
Устройство осциллографической электронно-лучевой трубки. Получение изображения на экране. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа | 6 | ||
Самостоятельная работа № 8. «Изучение учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий)». Самостоятельная работа № 9. Выполнение индивидуальных заданий. | 2 4 | ||
Раздел 6. Основы микроэлектроники. | 8 | ||
Тема 6.1. Интегральные схемы - качественно-новая электронная база | Содержание учебного материала | 2 | |
Дать понятие интегральной микросхемы. Преимущества микроэлектроники. | 2 | ||
Тема 6.2. Гибридные интегральные микросхемы (ГИМС). | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Основные конструктивные элементы. Получение пленочных: резисторов, конденсаторов, индуктивных элементов. | |||
Тема 6.3. Полупроводниковые интегральные микросхемы (ПИМС). | Содержание учебного материала | 2 | |
Технологии изготовления схем. Сборка и герметизация БИС. | 2 | 2 | |
Тема 6.4. Аналоговые и цифровые микросхемы. | Содержание учебного материала | 2 | |
Назначение аналоговых микросхем . Простейшие логические операции И, ИЛИ, НЕ. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа студентов | 6 | ||
Самостоятельная работа № 10. « Изучение учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий)». | 6 | ||
Раздел 7. Импульсные устройства. | 4 | ||
Тема 7.1 Виды импульсных сигналов. | Содержание учебного материала | 2 | |
Понятие «импульс». Виды видеоимпульсов. | 2 | 2 | |
Выполнение творческих работ. Подготовка к итоговому зачету | |||
Лабораторные работы | 18 | ||
Лабораторная работа № 1. «Исследование работы полупроводниковых диодов». | 4 | ||
Лабораторная работа № 2. «Cнятие статических характеристик и определение параметров транзисторов в схеме с общей базой». | 4 | ||
Лабораторная работа № 3. «Исследование однофазных выпрямителей». | 4 | ||
Лабораторная работа № 4. « Снятие статических характеристик и определение параметров транзисторов». | 4 | ||
Лабораторная работа № 5. «Снятие характеристики и определение параметров тиристоров». | 2 | ||
Дифференцированный зачет | 2 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебной лаборатории «электронной техники».
Оборудование лаборатории:
- Рабочие места преподавателя и обучающихся.
- Плакаты (стенды) для оформления кабинета.
- Учебные наглядные пособия и презентации по дисциплине (диски, плакаты, слайды).
- Таблицы.
- Приборы.
- Оборудование для практических работ.
Технические средства обучения:
- Демонстрационный (мультимедийный) комплекс.
- Телевизор с видеомагнитофоном и DVD – плеером.
- Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
Основные источники:
- Федосеева, Е.О. Федосеев Г.П «Основы электроники и микроэлектроники» . Москва, «Искусство» 2008. - 238с.
- Герасимов, В.Г «Основы промышленной электроники». Москва, ОИЦ «Академия», 2014 . - 333с.
- Овечник, Ю.А « Полупроводниковые приборы». Москва, ОИЦ «Академия», 2014 г,300с.
- Мокеев, О.К «Полупроводниковые приборы и микросхемы». Москва, ОИЦ «Академия», 2014. - 111с.
- Игумнов, Д.В , Королев Г.В , Громов И.С « Основы микроэлектроники» . Москва, ОИЦ «Академия», 2014. - 248с.
- http://www.rustest.ru Федеральный центр тестирования
- http://vio.uchim.info – Электронный журнал «Вопросы Интернет-образования»..
- http://www.knowed.ru – Учиться легко. Учебные материалы.
11. http://www.uroki.net - всё для учителя
Дополнительные источники:
- Манаев, Е.И « Основы радиоэлектроники. Москва «Радио и Связь» 2008. - 506с.
2. Технические паспорта приборов
3. Инструкции по использованию приборов
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Разработчики:
АУСПО «СПК» преподаватель Т.И. Филиппова