Программа ОП.07 "Электронная техника", специальность: 220301Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)
рабочая программа на тему

Программа учебной дисциплины «Электронная техника» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС)  среднего профессионального образования (далее - СПО) специальности 220301 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)

Разработчик: Филиппова Т.И.

Скачать:


Предварительный просмотр:

лого СПК_1 Автономное учреждение

среднего профессионального образования

Ханты – Мансийского автономного округа - Югры

«Сургутский политехнический колледж»

Структурное подразделение – 4

Энергетическое отделение

                          УТВЕРЖДАЮ

                Заведующий по  УПР

 ____________Е.В.Рябошапко

 «________»__________ 2015 г.

Рабочая программа

ОП. 07 «Электронная техника»

для студентов очной формы

Специальность: 220301Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)

Наименование профиля: технический

Сургут 2015

Программа учебной дисциплины «Электронная техника» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС)  среднего профессионального образования (далее - СПО) специальности 220301 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)

Разработчик: Филиппова Т.И.

Согласовано с методической службой_______________/Е. А. Тостановская/

  Рекомендована профессионально – методическим объединением «Энергетика и автоматика», протокол №  9 от «9» июня 2015 г.

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

14

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

15


  1. ПАСПОРТ     ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью   основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности    220301 «Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)»

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы.

 Программа учебной дисциплины  может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (программы повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке работников в области  электронной техники  при наличии среднего (полного) общего образования.  

             18494    Слесарь по контрольно-измерительным приборам

14919    Наладчик контрольно-измерительных приборов

согласно приложению к ФГОС СПО по специальности  220301 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)                                                          в области автоматики и управления при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.

        Учебная дисциплина «Электронная техника» относится к общепрофессиональному циклу основной профессиональной образовательной программы        и направлена  на обеспечение у обучающихся   знаний, умений,  навыков необходимых   для  удовлетворения потребностей рынка труда и с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных федеральным Государственным образовательным стандарт        

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • снимать и строить характеристики электронных приборов;
  • рассчитывать основные параметры приборов по характеристикам;
  • пользоваться справочником по электронным приборам.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен иметь представление:

  • о роли и месте знаний по дисциплине «Электронная техника» при освоении смежных дисциплин по выбранной специальности и о сфере профессиональной деятельности;
  • о процессах, происходящих в электронных приборах (электронных лампах, транзисторах, тиристорах и т.д.);

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • устройство  и принцип работы  основных электронных приборов;
  • применение электронных приборов в технике.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины.

максимальной учебной нагрузки обучающегося  106  часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося   72   часа;

лабораторно – практических занятий 34 часа

самостоятельной работы обучающегося    34 часа.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

106

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

72

в том числе:

     лабораторно – практические работы                                                    

34

     контрольные работы

-

     итоговый  зачет

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

34

в том числе:

Поиск информации по заданной теме из различных источников.

Подготовка к   практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя.

Оформление практических  работ.

Выполнение индивидуальных заданий.

Подготовка к контрольной работе.

Проработка учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем.

6

6

 6

16

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта  


2.2.  Тематический план и содержание учебной дисциплины

«Электронная техника»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа студентов , курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень усвоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Физические основы полупроводников.  

8

Введение

Понятие об электронной технике. Связь с другими дисциплинами.

2

1

Тема 1.1.

Электропроводность беспримесных и примесных полупроводников.

Содержание учебного материала

2

2

Электрические диаграммы металлов, Применение полупроводников.

2

2

Тема 1.2. Электронно-дырочный переход. Их виды, свойства при разных напряжениях.

Ёмкость p-n перехода.

Содержание учебного материала

2

2

Образование контактной  разности потенциалов на границе  p и n  областей. Свойства электронно-дырочного перехода.

2

2

Тема 1.3.

Виды пробоев. Контакт металл- полупроводник.

Содержание учебного материала

2

2

Причины возникновения теплового пробоя.. Структура контакта металл-полупроводник n – типа.

2

2

Самостоятельная работа

6

Самостоятельная работа № 1. «Поиск информации по предложенной теме из различных источников».

Самостоятельная работа №  2. « Изучение материала учебника по заданной теме. Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя. Решение задач».

4

2

Раздел 2.

Полупроводниковые  приборы.

8

Тема 2.1 Полупроводниковые  диоды. Варикапы.

Содержание учебного материала

2

2

Контактные явления в структуре: металл – диэлектрик – проводник.

2

Тема 2.2

Кремниевые стабилитроны.

Содержание учебного материала

2

2

Устройство плоскостных и точечных диодов и их технология. Свойства стабилитрона

2

Практическая работа  № 1.  «Исследование кремниевого стабилитрона. Снятие характеристик и определение параметров».

2

Тема 2.3

Биполярные транзисторы.

Содержание учебного материала

2

2

Работа транзистора в статическом и динамическом режиме. Основные параметры  усилительного каскада.

2

Практические работы:

10

Практическая работа  № 2.  «Исследование биполярного транзистора по схеме ОЭ в статическом режиме».

2

Практическая работа № 3.  «Исследование усилительного каскада на биполярном транзисторе по схеме ОЭ».

2

Практическая работа № 3.  «Исследование усилительного каскада на биполярном транзисторе по схеме ОЭ».

2

Практическая работа № 4.  «Расчет параметров биполярного транзистора и стабилитрона».

2

Практическая работа №  5.  «Исследование  полевого транзистора с управляющим р-н переходом».

2

Тема 2.4  

Полевой транзистор.

Тема 2.5. Тиристоры.

Содержание учебного материала

2

2

Полевой транзистор с управляющим p-n переходом с каналом n – типа.

Четырёхслойная структура - p-n- p-n , типы тиристоров.

2

2

Практическая работа №  6. «Исследование тиристоров. Снятие вольт- амперных характеристик при различных токах управления».

2

Самостоятельная работа

4

Самостоятельная работа №  3.  «Изучение материала учебника по заданной теме». Самостоятельная работа №  4.  «Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя».

2

2

Раздел 3.

Электронные лампы.

2

Тема 3.1

Виды электронной эмиссии. Электровакуумный диод и триод.

Тема 3.2

Многоэлектродные лампы.

Содержание учебного материала

2

2

 Виды электронной эмиссии.

Конструкция тетрода, пентода, лучевого тетрода.

2

2

Самостоятельная работа

6

Самостоятельная работа № 5. «Выполнение творческих работ».

6

Раздел 4.

Полупроводниковые фотоэлектронные приборы.

2

Тема 4.1 Фоторезисторы и фотогальванические элементы.                              

Тема 4.2 .  Фотодиоды. Фототранзисторы.

Содержание учебного материала

2

2

Внутренний и внешний фотоэффект.

Конструкция фотодиодов.

2

Практическая работа №  7.  «Исследование фотодиода в двух режимах работы».

2

2

Самостоятельная работа

6

Самостоятельная работа № 6. «Изучение материала учебника по заданной теме».

Самостоятельная работа № 7. «Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя».

2

4

Раздел 5.

Устройства отображения информации.

6

Тема 5.1.

Буквенно-цифровые индикаторы.

Содержание учебного материала

2

 

Виды разрядов в газе.

Применение разрядов в приборах.

2

2

Тема 5.2.

Светодиоды. Оптоэлектронные приборы.

Содержание учебного материала

2

Характеристики и основные параметры светодиодов.

Применение светодиодов в оптоэлектронике.

2

2

Практическая работа № 8.  Исследование индикаторных приборов: цифровых газоразрядных индикаторов и светодиодов.

2

Тема 5.3.

Устройства отображения информации на электронно-лучевых трубках.

Содержание учебного материала

2

 Устройство осциллографической электронно-лучевой трубки.

Получение изображения на экране. 

2

2

Самостоятельная работа

6

Самостоятельная работа  №  8. «Изучение учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий)».

Самостоятельная работа  №  9.  Выполнение индивидуальных заданий.

2

4

Раздел 6.

Основы микроэлектроники.

8

Тема 6.1. Интегральные схемы - качественно-новая электронная база

Содержание учебного материала

2

Дать понятие интегральной микросхемы. Преимущества микроэлектроники.

2

Тема 6.2. Гибридные интегральные микросхемы  (ГИМС).

Содержание учебного материала

2

2

Основные конструктивные элементы.

 Получение пленочных: резисторов, конденсаторов, индуктивных элементов.

Тема 6.3. Полупроводниковые интегральные микросхемы (ПИМС).

Содержание учебного материала

2

Технологии изготовления схем.

 Сборка и герметизация БИС.

2

2

Тема 6.4.  Аналоговые и цифровые микросхемы.

Содержание учебного материала

2

Назначение  аналоговых микросхем .

 Простейшие логические операции И, ИЛИ, НЕ.

2

2

Самостоятельная работа студентов

6

Самостоятельная работа  №  10. « Изучение учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий)».

6

Раздел 7.

 Импульсные устройства.

4

Тема 7.1

Виды импульсных сигналов.

Содержание учебного материала

2

 Понятие «импульс».

 Виды видеоимпульсов.

2

2

Выполнение творческих работ.  Подготовка к  итоговому зачету

Лабораторные работы

18

Лабораторная работа № 1. «Исследование работы полупроводниковых диодов».

4

Лабораторная работа № 2. «Cнятие статических характеристик и определение параметров транзисторов  в схеме с общей базой».

4

Лабораторная работа № 3. «Исследование однофазных выпрямителей».

4

Лабораторная работа № 4. « Снятие статических характеристик и определение параметров  транзисторов».

4

Лабораторная работа № 5.  «Снятие характеристики и определение  параметров тиристоров».

2

Дифференцированный  зачет

2


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1.        Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебной   лаборатории «электронной техники».

Оборудование лаборатории:

  1. Рабочие места преподавателя и обучающихся.
  2. Плакаты (стенды) для оформления кабинета.
  1. Учебные наглядные пособия и презентации по дисциплине (диски, плакаты, слайды).
  2. Таблицы.
  3. Приборы.
  4. Оборудование для практических работ.


Технические средства обучения:        

  1. Демонстрационный (мультимедийный) комплекс.
  2. Телевизор с видеомагнитофоном и DVD – плеером.

  1. Информационное обеспечение обучения.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:

Основные источники:

  1. Федосеева, Е.О. Федосеев Г.П «Основы электроники и микроэлектроники» . Москва, «Искусство» 2008. -  238с.
  2. Герасимов, В.Г «Основы промышленной электроники». Москва, ОИЦ «Академия», 2014 . - 333с.
  3. Овечник, Ю.А « Полупроводниковые приборы». Москва,  ОИЦ «Академия», 2014 г,300с.
  4. Мокеев, О.К «Полупроводниковые приборы и микросхемы». Москва,    ОИЦ «Академия», 2014.  - 111с.
  5. Игумнов, Д.В , Королев Г.В , Громов И.С « Основы микроэлектроники» . Москва, ОИЦ «Академия», 2014. -   248с.
  6. http://www.rustest.ru Федеральный центр тестирования
  7. http://vio.uchim.info  – Электронный журнал «Вопросы Интернет-образования»..
  8. http://www.knowed.ru  – Учиться легко. Учебные материалы.

 11.     http://www.uroki.net  - всё для учителя

Дополнительные источники:

  1. Манаев,  Е.И « Основы радиоэлектроники. Москва «Радио и Связь» 2008. - 506с.

   2.    Технические паспорта приборов

   3.    Инструкции по использованию приборов


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(усвоенные знания, освоенные умения)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:

- пользоваться  измерительными приборами при проведении лабораторных  и профилактических измерений;

-выбирать метод измерения и определять погрешность измерения;

В результате освоения дисциплины студент должен иметь представление:

-о взаимосвязи «Электронной техники»  с другими общеобразовательными и специальными дисциплинами;

-о новейших достижениях и перспективах развития в области электронной техники;

-о парке электронных приборов и возможности их использования.

 

 Оценка устного ответа

Оценка тестирования знаний

Оценка результата практических и лабораторных работ

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

-назначение и возможности использования различных электронных

             приборов;

-методы измерения различных параметров;

-степень влияния электронных приборов на параметры измеряемой цепи.

Оценка результата практических и лабораторных  работ

Оценка устного ответа

Оценка тестирования знаний

Оценка результатов контрольных работ

Оценка дифференцированного зачета

Разработчики:

     АУСПО «СПК» преподаватель             Т.И. Филиппова