Разработка вариативной части образовательной ППКРС по профессии 35.01.15 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в с)х производстве
учебно-методический материал на тему

Данькин В.П.

Для более качественного освоения профессии сельского электрика была разработана вариативная часть образовательной ПП КРС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1._tl_osnovnoy.doc164.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗРАБОТКА ВАРИАТИВНОЙ ЧАСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

программы подготовки квалифицированных

рабочих, служащих

по профессии 35.01.15. Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в с/х производстве

Востребованность выпускников образовательных учреждений на рынке труда является одним из важнейших показателей эффективности образования. К сожалению, на данный момент уровень подготовленных специалистов и уровень требований работодателей зачастую не совпадают. Молодые специалисты с удивлением обнаруживают, что часть того, чему их учили, на практике в учебных заведениях просто не востребовано, при этом многому приходится «доучиваться» на месте. Такая ситуация не удовлетворяет обе стороны: молодые специалисты вынуждены существенно  «наверстывать упущенное», работодатели – вкладывать дополнительные средства и время, чтобы получить специалистов требуемого уровня квалификации.

Представляется логичным следующее разрешение этой ситуации – работодатель формализует и сообщает сфере образования свои требования к уровню компетенций необходимых ему работников, образовательные учреждения с учетом этих требований осуществляют подготовку специалистов, востребованных на рынке труда и способных быстро включиться в производственный процесс. Этому процессу должны соответствовать профессиональный и образовательный стандарты.

Принимая во внимание выше сказанное, для более качественной подготовки сельских электромонтёров, коль ОУ не вправе повлиять на инвариантную часть программы обучения, было принято решение о разработке вариативной части основной профессиональной образовательной программы (ПП КРС). Она формируется с учетом требований участников образовательного процесса: профессионального образовательного учреждения, обучающихся, работодателей, и рынка образовательных услуг.

Согласно требований к структуре ППКРС (раздел 6 ФГОС) вариативная часть составляет около 20 % от общего объема времени, отведенного на освоение программы.

Объем нагрузки вариативной части ПП КРС использован на увеличение объема теоретической и практической подготовки путем введения:

- новой учебной дисциплины «Автоматизация производства на основе радиоэлектронной техники»;

- дополнительных тем к профессиональным модулям инвариантной части ППКРС, а именно:

ПМ. 02 – тема «Электрические схемы освещения»;

ПМ. 03 – темы «Релейно-контактные схемы» и «Схемы управления электроприводом и технологическим оборудованием в сельскохозяйственном производстве».

- новый модуль ПМ. 04. Применение электроэнергии в сельскохозяйственном производстве.

Освоение  программы обучения предполагает перераспределение объема времени по всем профессиональным модулям и учебной практики. При этом общий объем нагрузки, установленный ФГОС, остается неизменным.

Разработка вариативной части ПП КРС состояла из следующих этапов:

1. Формирование рабочей группвной правовой базы (ФГОС, ПС, квалификационных характеристик, НРК, ОКЗ, ОКВЭД).

3. Определение специфики ПОУ.

4. Проведение анализа потребностей в умениях.

5. Разработка структуры вариативной части ПП КРС.

6. Разработка содержания вариативной части ПП КРС – программ дисциплин и их разделов, профессиональных модулей.

7. Определение требований к условиям реализации вариативной части.

Перед началом формирования вариативной части ПП КРС, согласно требованиям ФГОС, была определена специфика профессиональной образовательной программы с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и отдельных работодателей.

К основным факторам, определяющим специфику ПП КРС и влияющим на формирование ее вариативной части, были отнесены:

– состояние и перспективы развития сельскохозяйственного производства в Брянской области;

– существующие и прогнозируемые требования рынка труда и работодателей сельскохозяйственных производств к общим и профессиональным компетенциям выпускников по профессии 35.01.15 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве;

– требования обучающихся к образовательной программе (предложения бывших, запросы поступающих на обучение по профессии).

Перечень сокращений, принятых в работе:

МДК - междисциплинарный курс;

НПО — начальное профессиональное образование;

НРК - национальная рамка квалификаций;

ОКВЭД - общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОКЗ - общероссийский классификатор занятий;

ПП КРС – программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих;

ОУ - образовательное учреждение;

ПС - профессиональный стандарт;

СПО — среднее профессиональное образование;

ФГОС - федеральный государственный образовательный стандарт.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПЕРЕЧЕНЬ ДИСЦИПЛИН, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ  И ПРАКТИК

(Без учёта «Водитель автомобиля категории «С»)

ППКРС по профессии 35.01.15 Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве представляет собой комплекс нормативно-методической документации, регламентирующей содержание, организацию и оценку результатов подготовки обучающихся.

         Основная цель подготовки по программе: прошедший подготовку и  итоговую аттестацию должен быть готов к профессиональной деятельности в организациях (на предприятиях) различной отраслевой направленности независимо от их организационно-правовых форм.

ППКРС предполагает изучение следующих учебных дисциплин и профессиональных модулей (без учета «Водитель автомобиля категории «С»):

Инвариантная часть

Индекс дисциплины, профессионального модуля, практики по ФГОС

Наименование циклов, разделов и программ

ОП.01

Основы технического черчения.

ОП.02

Основы электротехники.

ОП.03

Техническая механика с основами технических измерений.

ОП.04

Основы материаловедения и технология общеслесарных работ.

ОП.05

Безопасность жизнедеятельности.

ПМ.01

Монтаж, ТО и ремонт производственных силовых и осветительных электроустановок.

ПМ.02

Обслуживание и ремонт электроустановок.

ПМ.03

Ремонт и наладка электродвигателей, генераторов, трансформаторов, пускорегулирующей и защитной аппаратуры.

ПМ.04

Монтаж и обслуживание ВЛЭП напряжением 0.4 кВ и 10 кВ.

УП.05

Учебная практика (производственное обучение)

С учетом вариативной части

Индекс дисциплины, профессионального модуля, практики по ФГОС

Наименование циклов, разделов и программ

ОП.01

Основы технического черчения.

ОП.02

Основы электротехники.

ОП.03

Техническая механика с основами технических измерений.

ОП.04

Основы материаловедения и технология общеслесарных работ.

ОП.05

Безопасность жизнедеятельности.

ОП.06

Автоматизация производства на основе радиоэлектронной техники

ПМ.01

Монтаж и обслуживание линий  электропередач напряжением 0.4 кВ и 10 кВ.

ПМ.02

Монтаж, обслуживание и ремонт электропроводок и осветительных электроустановок.

ПМ.03

Монтаж, обслуживание, ремонт и наладка производственных силовых электроустановок.

ПМ.04

Применение электроэнергии в сельскохозяйственном производстве.

УП.05

Учебная практика (производственное обучение)

Вариативная часть

Индекс дисциплины, профессионального модуля, практики по ФГОС

Наименование циклов, разделов и программ

ОП.02

Основы электротехники (добавлено число часов на освоение отдельных тем).

ОП.06

Автоматизация производства на основе радиоэлектронной техники -новый предмет.

ПМ.02

Монтаж, обслуживание и ремонт электропроводок и осветительных электроустановок - введена новая тема «Схемы электрического освещения.

ПМ.03

Монтаж, обслуживание, ремонт и наладка производственных силовых электроустановок - введены новые темы: «Схемы управления электроприводом и технологическим оборудованием в с/х производстве», «Релейно-контактные схемы электрооборудования».

ПМ.04

Применение электроэнергии в сельскохозяйственном производстве -  новый профессиональный модуль,  ПМ.

БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

1. Инвариантная часть

 (Без учёта «Водитель автомобиля категории «С»)

по профессии 35.01.15 Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве

Индекс

Элементы учебного процесса, в т.ч. учебные дисциплины, профессиональные модули, междисциплинарные курсы

Время в неделях

Макс.

учебнаянагруз-ка обучающегося, час.

Обязательная учебная нагрузка

Реко-мен-дуемый курс изучения

Всего

В том числе

лабор. и практ. заня-тий

1

2

3

4

5

6

8

ОП.00

Общепрофессиональный цикл

296

208

ОП.01.

Основы технического черчения

50

34

I

ОП.02.

Основы электротехники

96

62

I

ОП.03.

Техническая механика с основами технических измерений

50

34

I

ОП.04.

Основы материаловедения и технология общеслесарных работ

50

34

I

ОП. 05.

Безопасность жизнедеятельности

50

44

I

П.00

Профессиональный цикл

786

524

ПМ.01

Монтаж, ТО и ремонт производственных силовых и осветительных электроустановок

216

144

МДК.01.01

Обслуживание и ремонт электропроводок

180

120

   I

ПМ.02

Технология обслуживания и ремонта внутренних и наружных силовых и осветительных электропроводок

180

120

МДК.02.01

Технология обслуживания и ремонта внутренних и наружных силовых и осветительных электропроводок

194

132

I

ПМ.03

Ремонт и наладка электродвигателей, генераторов, трансформаторов,  пускорегулирующей и защитной аппаратуры                                        

210

140

МДК.03.01

Технология наладки электродвигателей, генераторов, трансформаторов, пускорегулирующей и защитной аппаратуры                      

90

60

II

МДК.03.02

Технология капитального ремонта электродвигателей, генераторов, трансформаторов    

120

80

ПМ.04

Монтаж и обслуживание воздушных линий электропередач напряжением 0,4 кВ и 10 кВ

180

120

МДК.04.01

Технология монтажа и технического обслуживания воздушных линий электропередач напряжением 0,4 кВ и 10 кВ

180

120

III

УП.00

Учебная практика (производственное обучение)

360

360

ПП.00

Производственная практика

ПА.00

Промежуточная аттестация

2. Базисный учебный план с учетом вариативной части

(Без учёта «Водитель автомобиля категории «С»)

по профессии 35.01.15 Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве

Индекс

Элементы учебного процесса, в т.ч. учебные дисциплины, профессиональные модули, междисциплинарные курсы

Время в неделях

Макс.

учебнаянагруз-ка обучающегося, час.

Обязательная учебная нагрузка

Реко-мен-дуемый курс изучения

Всего

В том числе

лабор. и практ. заня-тий

1

2

3

4

5

6

8

ОП.00

Общепрофессиональный цикл

418

294

ОП.01.

Основы технического черчения

50

34

I

ОП.02.

Основы электротехники

152

104

I

ОП.03.

Техническая механика с основами технических измерений

50

34

I

ОП.04.

Основы материаловедения и технология общеслесарных работ

50

34

I

ОП. 05.

Безопасность жизнедеятельности

50

44

I

ОП. 06.

Автоматизация производства на основе радиоэлектронной техники

66

44

П.00

Профессиональный цикл

657

438

ПМ.01

Монтаж и обслуживание линий  электропередач напряжением 0.4 кВ и 10 кВ.

75

50

МДК.01.01

Технология монтажа, ТО и ремонта производственных силовых и осветительных электроустановок

75

50

   I

ПМ.02

Монтаж, обслуживание и ремонт силовых электроустановок и  осветительных электроустановок.

216

144

МДК.02.01

Технология обслуживания и ремонта внутренних и наружных силовых и осветительных электропроводок и осветительных электроустановок

216

144

I

ПМ.03

Монтаж, обслуживание, ремонт и наладка производственных силовых электроустановок.

212

140

МДК.03.01

Технология монтажа, обслуживания и ремонта производственных силовых электроустановок.

165

110

II

МДК.03.02

Технология наладки производственных силовых электроустановок

45

30

III

ПМ.04

Применение электроэнергии в сельскохозяйственном производстве.

156

104

МДК.04.01

Технология эксплуатации электрооборудования в сельскохозяйственном производстве.

156

104

III

УП.00

Учебная практика (производственное обучение)

360

360

ПП.00

Производственная практика

ПА.00

Промежуточная аттестация