Открытие электрической дуги
статья на тему

Худякова Светлана Ивановна

В статье говорится о том, кем и как была открыта электрическая дуга

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytie_elektricheskoy_dugi.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытие электрической дуги

Изобретение итальянским физиком Алессандро Вольтой источника постоянного электрического тока, получившего название «вольтов столб», подтолкнуло многих ученых мира к проведению экспериментов с этим устройством. В России таким ученым стал профессор  Санкт-Петербургской медико-хирургической академии Василий Владимирович Петров.

Василий Петров родился 19 июля 1761 года в городе Обояни Курской губернии. Грамоте он обучался у местного дьячка. Позже родные отвезли Василия Петрова в Харьков в духовную школу "повышенного" типа, носившую название "коллегиум". Но юноша имел горячее стремление серьезно изучить физику и математику. Он бросил Харьковский коллегиум, переехал в Петербург и стал студентом учительской семинарии. В 1788 году, не окончив курса, Василий Владимирович уехал в Сибирь, в город Барнаул, на должность учителя физики и математики в Колыванско-Воскресенском горном училище.

Никогда еще до тех пор в Барнауле никто так живо и увлекательно не преподавал точные науки. Слух о замечательном педагоге дошел до столицы, и в 1793 году Петрова пригласили преподавать физику в Петербургскую медико-хирургическую академию.

Не прекращая ни на один день преподавательской и педагогической деятельности в академии, Петров изобрел и построил оригинальные электростатические машины, с помощью которых изучал электрические явления в среде различных газов и в вакууме, доказал возможность электризации металлов трением (1801), исследовал люминесценцию различных животных организмов и минералов .

По публикациям французского физика Вольта, он построил самый большой для того времени источник электрического тока — гальваническую батарею из 4200 медных и цинковых кружков диаметром около полутора дюймов каждый (приблизительно 38 мм) и толщиной около 2,5 мм. Между металлическими кружками прокладывались не суконные, как у Вольты, а картонные диски, пропитанные раствором хлорида аммония (нашатыря). Каждый элемент состоял из трех кружков: медного, картонного и цинкового, которые укладывались в столбик, по десять и более элементов.

Впервые открыл существование зависимости силы тока в проводнике от площади его поперечного сечения и осуществил параллельное соединение приемников электрического тока, изучал химическое действие тока и электропроводности различных тел и самых различных веществ. Попутно изобрел способ изоляции проводников сургучом или воском.

Когда Петров Соединял концы построенной им батареи, то всякий раз между ними проскакивала сильная искра, напоминавшая разряд молнии. "А нельзя ли искру батареи обратить в долгий свет для общей пользы?" - неоднократно спрашивал себя ученый.

...Холодно. На термометре - минус пять. О неблагоустройстве физического кабинета и отсутствии здесь отопления ученый послал начальству несколько рапортов, но которую зиму все оставалось без изменений.

Немного отогревшись в учительской, Василий Владимирович снова направился в свой холодный кабинет, намереваясь продолжить опыты по изучению проводимости льда. По дороге он вспомнил, что в шкафу кабинета уже несколько дней хранятся древесные угли, которые по его просьбе отжег ему из палок истопник академии: профессор давно хотел исследовать электрическую проводимость угля. И вот, боясь, чтобы уголь не отсырел, Василий Владимирович решил не откладывать дальше опыт и произвести его тотчас же.

На стеклянную пластину профессор положил угольный стержень и к его концам присоединил длинные куски изолированного провода.

Случайно дернув провод, ученый нечаянно надломил уголек. Аккуратно уложил обломки угольной палочки, прижав концы друг к другу, стал присоединять провода к батарее. Едва только успел присоединить второй конец, как его глазам представилась невиданная картина. В месте перелома немного разошедшиеся от сотрясения половинки угля быстро раскалились, потом вспыхнули ярким белым светом, от которого стало ослепительно светло во всех уголках кабинета. Несколько секунд Василий Владимирович стоял, словно в забытьи, с разведенными в стороны руками и щурился от внезапно возникшего яркого, невиданного света, подобного солнцу. Он пришел в себя только после того, как раздался треск лопающейся стеклянной пластины и прекрасное белое пламя исчезло.

В лицо приятно дохнуло теплом. Жар шел от стекла, сильно нагретого электрическим пламенем, вспыхнувшим между углями. Профессор осторожно стал приближать удерживаемый в руке остаток угля ко второму, лежавшему на стекле. Когда угли соприкоснулись, послышался легкий треск, Василий Владимирович стал их разводить. И вот, когда расстояние достигло 4-6 миллиметров, между ними проскочила яркая голубая искра, и снова вспыхнуло ослепительное пламя. Профессор стал еще более удалять один из углей. Выгнутое пламя чуть-чуть растянулось и погасло - угли выгорели. Надобно положить новые...

В пламени этого света легко раскалились, а потом и вовсе сгорели железная проволочка, гвоздь и даже тонкая медная пластинка. Из этого Василий Владимирович заключил, что "жар электрического пламени очень силен"...

Это произошло 23 ноября 1802 года... Позднее профессор Петров провел не одну серию опытов с электрической дугой, благодаря которым обосновал возможность и по сути дела изобрел способы сварки металлов с помощью электрической дуги. плавления металлов с помощью угольных электродов, восстановления металлов из окислов.

Администрация академии, узнав об этом открытии, предложила профессору произвести опыт воспламенения электрическим пламенем пороха в пушке. И он блестяще удался. Через некоторое время электрический запал пороха и взрывчатки стал широко применяться в Российской армии.

Открытие профессора Петрова подняло авторитет физики, как науки в академии. Благодаря ему Василий Владимирович сумел добиться средств на переоборудование физического кабинета и пополнение его новыми приборами.

К сожалению, научный труд был написан и издан только на русском языке и не стал широко известен на Западе. Возможно, поэтому официально честь открытия электрической дуги мировой наукой признается за английским ученым Дэви, который "открыл" это явление десять лет спустя.

А какова же судьба открытий русского ученого? Как и всякие опередившие свою эпоху изобретения, они были на время забыты. Электрическая дуга Петрова для нужд освещения чуть было не получила путевку в жизнь через сорок лет после его смерти в виде "свечи" русского изобретателя Яблочкова, которую вскоре сменили электрические лампы накаливания. Однако идеи нашего земляка воплотились, правда, лишь в XX веке. Это в первую очередь войсковые прожекторы с дуговыми угольными светильниками и, конечно, всем хорошо известные газосветные трубчатые светильники дневного света и пестрая гамма газосветных трубок, используемых в рекламных панелях.

Способ электросварки металлов спустя 55 лет после смерти Петрова был повторно изобретен русским инженером Славяновым и органично вошел в технику сегодняшнего дня. А во всех сталеплавильных заводах сегодня уверенно работают на принципе Петрова дуговые электрические плавильные печи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок на тему: "Постоянный электрический ток"

Открытый урок на тему: "Постоянный электрический ток"...

Методическая разработка открытого урока "Первая помощь при поражении электрическим током" для специальности СПО 270802 "Строительство и эксплуатация зданий и сооружений"

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА«Первая помощь при поражении электрическим током»По профессиональному модулю ПМ.03 «Организация деятельности структурных подразделений при выполнении строительно...

открытый урок по теме "сварочная дуга"

Тема урока:    "Сварочная дуга" Цели урока: Обучение:    Повторить тему «Сварочный пост для дуговой сварки»;Понять смысл электродуговой сварки,...

Электрическая дуга

Электрическая дуга - презентация....

Открытый урок.Тема Выполнение расчёта электрических сетей и электрического освещения

Специфика урока заключается в том, что студенты применяют знания и умения, полученные на уроках теоретического обучения, непосредственно на практике, приобретая навыки работы нормативной документацией...

Практическое занятие Электрическая дуга и способы её гашения

Практическое  занятие   на  тему  "Электрическая  дуга  и  способы  её  гашения"  проводится  при  изучении  по МДК 01.0...

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия "Курская Дуга"

Данная тема традиционно актуальна, так как роль Курской битвы, грандиозного сражения Великой Отечественной войны, переоценить нельзя. 75-летие Победы советского народа в Курской битве.Любовь к своему ...