О структурировании самостоятельной работы студентов в учебном процессе колледжа
статья на тему

Шабров Павел Николаевич

Аннотация: в статье рассматриваются предложения автора по нормированию самостоятельной работы студентов колледжа по сложности и временным затратам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шабров Павел Николаевич,

преподаватель специальных дисциплин,

канд. пед. наук, 

СПб ГБПОУ «Колледж метрополитена»,

г. Санкт-Петербург

О структурировании самостоятельной работы студентов в учебном процессе колледжа

Аннотация: в статье рассматриваются предложения автора по нормированию самостоятельной работы студентов колледжа по сложности и временным затратам.

Ключевые слова: самостоятельная работа, нормирование, норма времени, базовая единица, трудоемкость.

        В процессе обучения студентов колледжа важное место отводится их самостоятельной работе. Значимость самостоятельной работы обучающихся раскрыта и подчеркнута во многих источниках и подтверждена педагогическим опытом.  Самостоятельная работа проводится в разнообразных формах (выполнение  заданий, написание и защита рефератов, подготовка докладов, тематическое конспектирование и т.д.), выбор которых осуществляется преподавателем в зависимости от специфики изучаемой дисциплины.  При этом преподаватель находится в достаточно противоречивой ситуации, когда с одной стороны, обучающийся должен выполнить объем самостоятельной работы, достаточный для отработки в необходимой степени предусмотренных ФГОС знаний, умений и навыков, а с другой – эта самостоятельная работа должна быть посильна и выполнима для данного обучающегося, иначе преподавателю придется оказывать этому обучающемуся дополнительную помощь, увеличивая дефицит учебного времени.  Фактически, преподавателю одновременно с процессом календарно-тематического планирования приходится решать довольно сложную задачу ранжирования заданий на самостоятельную работу по объему и трудоемкости, пытаясь субъективно, в меру своего опыта, соотнести объем и сложность этих заданий с задачей своевременного выполнения учебного плана. В этом случае, по нашему мнению, может оказаться весьма полезной процедура шкалирования объема и (или) сложности заданий на самостоятельную работу.  

        В основу идеи шкалирования заданий на самостоятельную работу мы предлагаем ввести т.н. «шкалу операций по выполнению задания», где каждая операция будет означать одно условное деление шкалы. Это дает возможность осуществить своего рода нормирование самостоятельной работы, как по сложности, так и по затрачиваемому времени, возможно, с известной долей условности, но даже такое нормирование может быть полезным, т.к. оно способствует исключению, с одной стороны, снижения требовательности к результатам самостоятельной работы, а с другой -  неоправданной перегрузки обучающихся чрезмерно сложными и (или) объемными заданиями на самостоятельную работу [2]. Поэтому мы предлагаем ввести т.н. базовую единицу трудоемкости задания на самостоятельную работу, соответствующую составлению конспекта по лекционному материалу в течение одного академического часа, без поиска дополнительной информации, решения задач и построения графических объектов.  

        Для определения объема этой базовой единицы трудоемкости мы предлагаем взять скорректированную норму времени на работы по компьютерному набору текста [1].  Для подготовленного пользователя-копирайтера объем выхода печатных листов определен как 28 набранных страниц текста в формате А4 за рабочую смену, или 4 страницы в час, или 1 страницу за 15 минут. Поскольку студент колледжа ни в коей мере не является подготовленным пользователем-копирайтером,  мы предлагаем по результатам наблюдений  эту норму увеличить, как минимум, в 5 раз, что будет соответствовать выполнению 1 страницы любого текста формата А4 (размер 14, межстрочный интервал 1,5) примерно за 1 час 15 мин (1,25 часа).  Именно эту величину мы предлагаем сделать  базовой единицей трудоемкости задания на самостоятельную работу.

        Далее мы предлагаем предусмотреть к этой базовой единице ряд повышающих коэффициентов на сложность задания. Приводимые значения этих коэффициентов носят исключительно рекомендательных характер, и мы приветствуем все конструктивные замечания и уточнения уважаемых коллег на эту тему. Со своей же стороны мы предлагаем следующий примерный ряд т.н. «коэффициентов сложности» К:

- построение графика функции, диаграммы Excel или любого корректируемого вручную графического элемента: К более или равно 1,5;

- самостоятельный поиск информации в пределах учебного материала 1 академического часа: К более или равно 2;

- решение единичной расчетной задачи с применением Excel и (или) редактора формул WORD: К более или равно 3;

- решение комплексной расчетной задачи с применением Excel и (или) редактора формул WORD: К более или равно 5;

- решение единичной расчетно-графической задачи с применением Excel и (или) редактора формул WORD: К более или равно 8;

- решение комплексной расчетно-графической задачи с применением Excel и (или) редактора формул WORD: К более или равно 12;

- наличие элементов, подлежащих машинному вычерчиванию в формате А4: К более или равно 5;

- наличие элементов, подлежащих машинному вычерчиванию в формате А3: К более или равно 8;

- простой самостоятельный проект (объем расчетно-пояснительной записки от 15 до 25 листов, конспективного типа) без особых требований к оформлению и  чертежами (эскизами)  произвольного формата: К более или равно 40;

- простой самостоятельный проект (объем расчетно-пояснительной записки от 15 до 25 листов)  с оформлением по ГОСТ ЕСКД и    чертежами определенного преподавателем формата: К более или равно 75;

- усложненный самостоятельный проект (объем расчетно-пояснительной записки не менее 25 листов)  с оформлением по ГОСТ ЕСКД и    чертежами в определенном преподавателем формате и количестве: К более или равно 75, и т.д.

Приведенные значения коэффициентов сложности применимы к дисциплинам технического характера. По другим направлениям обучения вполне возможно, по нашему мнению, создать подобную классификацию с учетом специфики преподаваемых дисциплин.

Традиционные формы самостоятельной работы (письменные задания, рефераты и т.д.) могут быть достаточно корректно соотнесены с приведенной выше шкалой и единообразно пронормированы по времени, что позволит быстро, конкретно и понятно спланировать самостоятельную работу обучающихся и определить виды отчетности по ней.  Независимо от вида отчетности, мы рекомендуем преподавателям обязать обучающихся  к выполнению всех отчетов по самостоятельной работе в виде рукописных или машинопечатных листов формата А4, подшиваемых по мере выполнения в итоговую именную папку (т.н. «зачетный пакет», туда же подшиваются отчеты по практическим занятиям и лабораторным работам). Для обеспечения своевременности заполнения этого «зачетного пакета» рекомендуется проводить регулярные сверки его содержания (1-2 раза в месяц) и защиту обучающимися всех отчетов, содержащихся в «зачетном пакете». Применение подобного подхода позволит в большей мере систематизировать и планировать самостоятельную работу обучающихся в течение учебного года.

Литература

  1. Единые нормы времени (выработки) на машинописные работы. Под

ред. С.А. Юровского. – М.: Экономика, 1988. – 22 с.

  1. Положение о самостоятельной работе студентов очной формы

обучения в КГТУ им. И. Раззакова. – Кыргызский государственный университет им. И Раззакова, Бишкек, 2015. – 8 с.