Внеклассное мероприятие, посвященное 113 годовщине со дня рождения поэта Мусы Джалиля.«Твой подвиг не забудется в веках!»
классный час

Миннебаева Рауза Гусмановна

Познакомить учащихся с биографией,  творчеством поэта Мусы Джалиля. Воспитывать у учащихся чувство патриотизма, гражданского долга, чувство любви к Родине, чувство гордости за русский народ, прививать интерес   к литературе, музыке, искусству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл musa_dzhalil.docx64.48 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РТ

«Казанский авиационно-технический колледж им.П.В.Дементьева»

«Твой подвиг не забудется в веках!»

Внеклассное  мероприятие, посвященное  113 годовщине со дня рождения поэта Мусы Джалиля.

г.Казань, 2019г.

Тема: «Твой подвиг не забудется в веках!»

Внеклассное  мероприятие, посвященное  113 годовщине со дня рождения поэта Мусы Джалиля.

Цель: познакомить учащихся с биографией,  творчеством поэта Мусы Джалиля

Задачи:

Воспитывающие:

воспитывать у учащихся чувство патриотизма, гражданского долга;

воспитывать у учащихся чувство любви к Родине, чувство гордости за русский народ;

прививать интерес у учащихся к литературе, музыке, искусству

Оформление:

  1. Портрет М.Джалиля, рядом – живые цветы,свеча. Под портретом – строки из стихотворения пота «Мои песни» (1943г.):

Песня меня научила свободе,

Песня борцом умереть мне велит.

Жизнь моя песней звенела в народе,

Смерть моя песней борьбы прозвучит.

  1. Книжная выставка произведений М.Джалиля.
  2. Презентация
  3. Сигналы радио,аудиозапись песен А.Александрова «Облака», « День Победы», «Журавли», фрагменты из фильмов «Взятие рейхстага», фильмы о войне.

Вступление

1 нче алып баручы. Исәнмесез! Хәерле көн, хөрмәтле укытучылар, укучылар һәм кунаклар! Бүген татар халкының каһарман улы патриот-шагыйрь  Муса Җәлилнең тууына 113 ел. Студентлар тарафыннан әзерләнгән әдәби-музыкаль кичәгә рәхим итегез!

2 нче алып баручы.  Добрый день, уважаемые учителя, дорогие студенты! Начинаем литературно-музыкальный вечер, посвященный 113-летию со дня рождения героя-поэта Мусы Джалиля – полное имя –Муса Мустафович Залилов.

1 ведущий.  В холодный зимний день 15 февраля 1906г. в селе Мустафино Оренбургской области в семье Мустафы абый и Рахили апа появляется на свет маленький Муса. С детства он был очень подвижным, жизнелюбивым: любил играть, смеяться, ходить в лес, купаться в озере. В 6 лет с братом Ибрагимом начинает учиться в медресе. Очень способный Муса быстро переходит из класса в класс, подрастает...

2 ведущий. В те годы все четыре класса сельского мектебе занимались в одной комнате. Впереди сидели ученики первого класса. Во втором ряду — второклассники, затем третий и четвертый классы. Учитель обычно давал задания одному классу, потом другому, одновременно занимаясь со всеми четырьмя классами. Прошло примерно полтора-два месяца, и учитель стал замечать, что Мусе скучно с одноклассниками. Он быстро научился читать, писать и считать, то и дело поднимал руку, когда Габдулла-эфенди Усманов (первый учитель) задавал вопросы второму ряду.Учитель решил пересадить Мусу на второй ряд, к второклассникам. Вскоре, однако, Муса догнал и второклассников и уже тянул руку, когда давали задания ученикам третьего класса. Учителю не оставалось ничего другого, как пересадить мальчика на третий, а затем и на четвертый ряд. Так за один учебный год Муса закончил четыре класса!

1 ведущий. Очень способный Муса с детства сочиняет стихи. В 13 лет его стихотворение под названием «Счастье» было напечатано в газете

“Счастье”

Если б саблю я взял, если б ринулся с ней,
Красный фронт защищая, сметать богачей,
Если б место нашлось мне в шеренге друзей,
Если б саблей лихой я рубил палачей,
Если б враг отступил перед силой моей,
Если б шел я вперед все смелей и смелей,
Если б грудь обожгло мне горячим свинцом,
Если пуля засела бы в сердце моем,
Если б смерть, не давая подняться с земли,
Придавила меня кулаком, -
Я бы счастьем считал эту гибель в бою,
Славу смерти геройской я в песне пою.
Друг-рабочий, винтовку возьми - и в поход!
Жизнь отдай, если надо, за волю свою.

2 ведущий. Около деревни Мусы растилается сказочно красивый лес. Маленький Муса очень любил слушать голоса птиц. Печальный голос кукушки запомнился надолго и позднее поэт напишет стихотворение  об этой птице - “Күке” («Кукушка»). Почему же так тоскует эта птица?

-(2.)(Аудиозапись “Кошлар тавышы”)

Чтец:                    «Күке» шигыре

                          Калын урманда, гел кичкә каршы,

       Ишетелә моңлы бер кош тавышы

                          -        Кәккүк, кәккүк, кәккүк!

                          Ул салмак кына кабатлый шуны,

                          Шул аның җыры, шул аның моңы:

                          -        Кәккүк, кәккүк, кәккүк!

                          Ул ялгыз яши, чыгармый бала.

                          Менә шунлыктан ямансу аңа:

                          -        Кәккүк, кәккүк, кәккүк!

1 ведущий: До войны Джалиль был редактором детского журнала. Он очень любил свою дочь Чулпан, детей и много писал для них.

“Первый урок”.

Чтец:        “Беренче дәрес” шигыре

Без бу ел гына

Мәктәпкә килдек.

Аңарчы һаман

Бакчада идек.

Мәктәп өр-яңа,

Анда парталар,

Алар күңелне

Эчкә тарталар.

Кулыбызда безнең

Яңа әлифба.

Менә монсы “а”,

Менә монсы “ба”.

Без хәрефләрдән

Сүзләр ясыйбыз,

Шуннан соң җырлап

Укый башлыйбыз:

Ат,

     ата,

           арта,

Ат арба тарта.

Ата, аналар

Атта баралар.

Нинди зур бәхет,

Нинди үзгәреш!

Бигрәк күңелле

Беренче дәрес!

 Чтец:                Стихотворение « Храбрый заяц» Перевод Б. Сулимого

                      Заяц в сугробе, продрогший сидит,

Уши обвисли, и хвостик дрожит.

Ну-ка возьми его, в школу с собой.

Чтобы в тепле, отогрелся косой.

Заяц, однако, был вовсе не трус,

Глянул сердито “Без Вас обойдусь!”

Прыгнул – и только, следы на снегу:

Сам отогреюсь – в лесу на бегу!

  • Где же ты, заяц?
  • По лесу бегу!
  • Где ты, смельчак?
  • Обгоняю пургу!
  • Где ты, ау?
  • Средь зеленых лугов!
  • Где ты, ау?
  • Среди желтых песков!

Дальнего мы не боимся пути,

Храброго зайца хотим мы найти!

2 ведущий:  Муса Джалиль посвящает Родине весь свой талант, энергию и саму жизнь . Муса Джалиль жил единой жизнью со своим народом. В 1920 году по инициативе Мусы в Мустафино возникает комсомольская ячейка. Кипучий, деятельный по натуре, Муса становится признанным вожаком сельской молодежи. Его выбирают членом волостного комитета РКСМ, посылают делегатом на губернскую конференцию комсомола.

Чтец :    

Это мой идеал, это высшая цель –                                                                                Быть с народом, вести его светлой тропой.                                                                    Жизнь моя для народа, все силы ему.                                                                                    За народ свой я голову, может, сложу –                                                               Собираюсь служить до могилы ему.                                                                      («Слово поэта свободы», 1920 г.)

1 ведущий:

В 1027 году он был избран членом Центрального комиета ВЛКСМ.

В 1931 году Джалиль заканчивает Московский государственный университет. Работает редактором детских журналов.

С  1939 по 1941 годы работал ответственным секретарём в Союзе писателей Татарской АССР.

(5) Слышится мелодия песни А.А.Александрова «Священная война»

2 ведущий:

Война.

 Воскресным июньским утром, таким ясным и солнечным, Муса должен был поехать с семьёй на дачу к друзьям. Они стояли на перроне, ждали электричку, когда по радио объявили, что началась война.

Когда они приехали за город и вышли на нужной станции, его друзья радостно с улыбками встречали Мусу и махали издалека руками. Как бы не хотелось ему этого делать, но пришлось сообщить страшную новость о войне. Весь день друзья провели вместе, не ложились спать до утра. Расставаясь, Джалиль произнёс: «После войны кого-то из нас уже не будет…»

1 ведущий:

Наутро он явился в военкомат с заявлением отправить его на фронт. Но сразу Мусу не забрали, сказали каждому ждать своей очереди. Повестка пришла Джалилю 13 июля. В Татарии как раз формировался артиллерийский полк, туда он и попал. Оттуда его направили в городок Мензелинск, где в течение полугода он учился на курсах политруков, дальше воюет в рядах защитников нашей Родины от немецких захватчиков. А между боями пишет.

Чтец:         Окоп мой узкий, он сегодня грань                                                                         Враждебных двух миров.                                                                                                     Здесь мрак и свет                                                                                                       Сошлись, здесь человечества судьба                                                                        Решается на сотни сотен лет.                                                                                     («Письмо из окопа», 1941 г.)

Чтец:         Чтоб нашего счастья врагам не отдать,                                                                              Тебя я покинул, родная…                                                                                                         Я – раненый – грудью вперед упаду,                                                                              Дорогу врагу преграждая.                                                                                        («Прощай, моя умница»,1941 г.)

Чтец:                            Красная ромашка        

– Вот какое вышло дело.                                                                                                                                                         Ночью битва здесь кипела,                                                                                                  И плечо в плечо со мной                                                                                                    Тут лежал боец-герой.                                                                                                         Он с врагами стал сражаться,                                                                                               Он один, а их пятнадцать.                                                                                                     Он их бил, не отступил,                                                                                                Только утром ранен был.                                                                                               Кровь из раны заструилась,                                                                                                  Я в крови его умылась.                                                                                                       Он ушел, его здесь нет –                                                                                                   Мне одной встречать рассвет,                                                                                                     И теперь, по нем горюя,                                                                                                    Как Чулпан -звезда горю я.

Чтец:         Клянусь тебе, родина, свято и твердо,                                                                           Клянусь тебе раной своей:                                                                                             Пока не разбиты фашистские орды,                                                                                          Не видеть мне солнца лучей.                                                                                          («Из госпиталя», 1941

2 ведущий. 

Плен

В июне 1942 года, пробиваясь из окружения с другими офицерами и солдатами, Муса попал в гитлеровское окружение и получил тяжёлое ранение в грудь. Он находился без сознания и попал в немецкий плен. В советской армии Джалиль с этого момента считался пропавшим без вести, а на самом деле начались его длинные скитания по немецким тюрьмам и лагерям : Шпандау, Моабит, Плётцезее.

1 ведущий:

Он особенно понял, что такое фронтовое товарищество и братство. Больных и раненых фашисты убивали, выискивали среди заключённых евреев и политруков. Товарищи всячески поддерживали Джалиля, никто не выдал, что он политрук, раненого его буквально переносили из лагеря в лагерь, а во время тяжёлых работ специально оставляли его дневальным по бараку.

2 ведущий:

 Поправившись от ранения, Муса оказывал всяческую помощь и поддержку своим товарищам по лагерям, последний кусочек хлеба он делил с нуждающимися. Но самое главное, огрызком карандаша на клочках бумаги Джалиль писал стихи и по вечерам читал их пленным, патриотическая поэзия о Родине помогала заключённым переживать все унижения и трудности.

Чтец.  «Прости , Родина!» перевод И.Френкеля

Прости меня, твоего рядового,                                                                                    Самую малую часть твою.                                                                                                    Прости за то, что я не умер                                                                                                  Смертью солдата в жарком бою.  

Кто посмеет сказать, что я тебя предал?

Кто хоть в чем –нибудь бросит упрек?

Волхов – свидетель: я не струсил,

Пылинку жизни моей не берег.                                                                                                                                                                                                           Судьба посмеялась надо мной:                                                                                          Смерть обошла – прошла стороной.                                                                                                 Последний миг – и выстрела нет!                                                                         Мне изменил мой пистолет…

Что делать?  

Отказался от слова,

От последнего слова друг-пистолет.

Враг мне сковал полуметровые руки,

Пыль занесла мой кровавый след…                                                                      

1 ведущий:

  Скорее всего поэма была о том единственном патроне, который политрук оставлял для себя на самый страшный случай . Но судьба поэта повернулась иначе .

После поражения под Сталинградом фашисты задумали создание легиона из советских военнопленных не русской национальности, думая , что смогут с ними сотрудничать. Чтобы продолжать борьбу с врагом военнопленные подпольщики дали согласие, Муса Джалиль вступил в легион «Идель-Урал», немцы назначили его ответственным за культурно-просветительную работу. Ему приходилась ездить по лагерям. Пользуясь моментом , он вербовал все новых и новых людей в подпольную организацию. Он даже смог установить связи с подпольщиками из Берлина под руководством Бушманова Н.С.

2 ведущий:

Готовилось всеобщее восстание военнопленных на 14 августа.

Чтец:                 Только одна у меня надежда:                                                                                         Будет август. Во мгле ночной                                                                                                  Гнев мой к врагу и любовь к отчизне -                                                                                         Выйдет из плена вместе со мной.                                                                                             Последняя песня,1943.

Планировавшееся восстание 14 августа не состоялось. По доносу провокатора в ночь на  12 августа 1943 года гитлеровские солдаты окружили барак и  сделали обыск. Были  найдены листовки. Джалиля и его товарищей арестовали и отправили в Моабитскую  тюрьму, выйти из которой не было никакой надежды. Тянулись долгие месяцы  следствия,  допросов,  пыток. Но ничто не могло сломить воли поэта и его сподвижников.

Чтец :                   стихотворения «Варварство»    

        

Сердце с последним дыханием жизни
Выполнит твердую клятву свою:
Песни всегда посвящал я отчизне,
Ныне отчизне я жизнь отдаю.
Пел я, весеннюю свежесть почуя,
Пел я, вступая за родину в бой.
Вот и последнюю песню пишу я,
Видя топор палача над собой.
Песня меня научила свободе,
Песня борцом умереть мне велит.
Жизнь моя песней звенела в народе,
Смерть моя песней борьбы прозвучит.

2 ведущий:

 Суд  над группой Джалиля состоялся  в марте 1944 года. 67 стихотворений написано поэтом после вынесения ему смертного приговора. Но все они посвящены жизни, в каждом  слове, в каждой строке бьется живое сердце поэта.
Чтец:

Если жизнь проходит без следа,

В низости, в неволе, что за честь!

Лишь в свободе жизни красота!

Лишь в отважном сердце вечность есть!

Если кровь твоя за Родину лилась,

Ты в народе не умрешь, джигит,

Кровь предателя струится в грязь,

Кровь отважного в сердцах горит.

Умирая, не умрет герой —

Мужество останется в веках

1 ведущий:

 «Когда приходит мысль о смерти, то думаешь так: есть еще жизнь за смертью. Есть жизнь в сознании, в памяти народа. Если я при жизни делал что-то важное, бессмертное, то этим я заслужил эту другую жизнь – «жизнь после смерти», - так писал М. Джалиль в последние дни своей жизни.  

Чтец:                       («Палачу»,1943 г.)

Не преклоню колен, палач, перед тобою,

Хотя я узник твой, я раб в тюрьме твоей.

Придет мой час -- умру. Но знай: умру я стоя,

Хотя ты голову отрубишь мне, злодей.

Увы, не тысячу, а только сто в сраженье

Я уничтожить смог подобных палачей.

За это, возвратясь, я попрошу прощенья,

Колена преклонив, у родины моей.

2 ведущий:

 Муса Джалиль и его десять соратников:

           Гайнан Кормаш

           Фоат Сайфулмулюков

           Абдулла Алиш

           Фоат Булатов

           Гариф Шабаев

           Ахмет Симай

           Абдулла Батталов

           Зиннат Хасанов

           Ахат Атнашев

           Галланур Бохараев

были казнены в 12 часов 06 минут 25 августа 1944 года.

Голос диктора (обращаясь к зрителям):                                                                                               Люди, на минуту встаньте!                                                                                               (Минута молчания.)

  (6.) Песня «Облака»

 (8.) Показ кинокадров о штурме рейхстага, затем проекция фотоснимка «Взятие рейхстага».      

 - (7.) Звучит запись об окружении Берлина.

                                                                                                                           (9)Звучит мелодия песни Д. Тухманова «День Победы».                                                     Из-за экрана выходит советский солдат. Музыка стихает.

Признание

В 1946 году в Советском Союзе на поэта было заведено розыскное дело по обвинению в измене Родине и сотрудничестве с гитлеровцами. В 1947 году он попал в списки особо опасных преступников.

В 1946 году в Союз писателей Татарстана пришёл бывший военнопленный Терегулов Нигмат и передал тетрадку со стихами Мусы Джалиля, которую доверил ему поэт, а он смог вынести её из немецкого лагеря. Спустя год в Брюсселе в советское консульство передали второй блокнот со стихами Джалиля. Андре Тиммерманс, участник сопротивления из Бельгии, сумел вынести бесценный блокнот из Моабитской тюрьмы. Он видел поэта перед казнью, тот попросил его передать на Родину стихи.

«Моабитские тетради» — это удивительнейший литературный памятник нашей эпохи. Маленькие, не больше ладони тетрадки. На листочках, как маковые зернышки, буквы, которые не прочесть без увеличительного стекла.

Голос диктора                

Указ Президиума Верховного Совета СССР.                                                                                За исключительную стойкость и мужество, проявленные в боях с немецко -фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне, присвоить посмертно поэту Мусе Джалилю (Залилову Мусе Мустафовичу) звание Героя Советского Союза.

(12.) На фоне песни Журавли» (музыка Я. Френкеля, слова Р. Гамзатова).

Чтец :        

Когда пройдет, как песня, жизнь моя,                                                                         Когда замолкну, близких покидая,                                                                                    Не думайте, что умер я, друзья, –                                                                                         В сердцах миллионов буду жить всегда я.                                                               Родник в земле похоронить нельзя,                                                                        Частицей станет он морской стихии.                                                                                  Я буду улыбаться вам, друзья,                                                                                             И петь вам буду, люди дорогие!

2 ведущий:

 Имя Мусы Джалиля золотыми буквами написано на страницах истории человечества. Его имя веками будет гореть в сердце народа. И наше поколение тоже будет гордиться своим героем.

 Мы помним! (все)

1 ведущий: 

На этом наш вечер подошел к концу. Спасибо за внимание!

                                                                         

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект" Я поэт критик" День рождения.

Задание для проекта - сочинить стихотворение с использованием  литературных приемов....

Литературная гостиная, посвященная 125-летию со дня рождения Б.Пастернака «Поэты не рождаются случайно…»

Литературная гостиная, посвященная 125-летию  со дня рождения  Б.Пастернака «Поэты не рождаются случайно…»Презентация http://www.authorstream.com/Presentation/malnadiva-2393921/...

Внеклассное мероприятие, посвящённое 125-летию со дня рождения основоположника мордовской литературы, поэта Захара Федоровича Дорофеева

Захар Фёдорович Дорофеев останется в нашей памяти сыном мордовской земли, который положил начало мордовской поэзии, Учителем с большой буквы, который сделал очень много для того, чтобы Россия и весь м...

Материалы для подготовки студенческой научно-практической конференции по дисциплине: «История» по теме: « 120 годовщина со дня рождения Г.К.Жукова»

Материалы для подготовки студенческой научно-практической конференции по дисциплине: «История» по теме: « 120 годовщина со дня рождения Г.К.Жукова»...

Мастер - класс «Петербург серебряного века» (Образ Петербурга в творчестве поэтов серебряного века, 11 класс).

Урок-мастерская—это не только технология, не толькометодология, но и новая философия, с мастерской связанаиная система отношений учителя и ученикаВ работе мастерской важен не только результат тв...