МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО профессиональному модулю ПМ02 ПРОВЕРКА И НАЛАДКА ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ
методическая разработка

В связи с введением в образовательный процесс нового Федерального государственного образовательного стандарта все более актуальной становится задача организации самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа определяется как индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства педагога, но по его заданиям и под его контролем. Самостоятельная работа студентов является одной из основных форм внеаудиторной работы при реализации учебных планов и программ. По профессиональному модулю ПМ02 Проверка и наладка электрооборудования» практикуются следующие виды и формы самостоятельной работы студентов - отработка изучаемого материала по печатным и электронным источникам, конспектам лекций изучение лекционного материала по конспекту с использованием рекомендованной литературы завершение практических работ и оформление отчётов подготовка информационных сообщений, докладов. Самостоятельная работа может проходить в лекционном кабинете, компьютерном зале, дома. Целью самостоятельной работы студентов является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности. Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня. Студент в процессе обучения должен не только освоить учебную программу, но и приобрести навыки самостоятельной работы. Студенту предоставляется возможность работать во время учебы более самостоятельно, чем учащимся в средней школе. Студент должен уметь планировать и выполнять свою работу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vsr_pm_02.docx69.3 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования

Областное государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение

 «Белгородский машиностроительный техникум»

Рассмотрено

цикловой комиссией

Протокол заседания № __

от «____»____________2021г.

Председатель цикловой комиссии

__________/Мельникова Р.И./

Согласовано

Зам.директора по УМР

_________/Гоман Н.В./

«__»___________2021 г.

Утверждаю

Зам.директора по УР

________ /Шевченко Т.А../ «____»____________2021 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО профессиональному модулю ПМ02

ПРОВЕРКА И НАЛАДКА ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ

для специальности/профессии 13.01.10 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)»

срок обучения 2 года 10 мес

БЕЛГОРОД 2021

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка                                                                        3

Перечень видов внеаудиторной самостоятельной работы                                4

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы                10

Критерии оценки внеаудиторной самостоятельной работы студентов                        16                                                                        

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В связи с введением в образовательный процесс нового Федерального государственного образовательного стандарта все более актуальной становится задача организации самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа определяется как индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства педагога, но по его заданиям и под его контролем.

Самостоятельная работа студентов является одной из основных форм внеаудиторной работы при реализации учебных планов и программ.   По профессиональному модулю ПМ02 «Проверка и наладка электрооборудования» практикуются следующие виды и формы самостоятельной работы студентов:

- отработка изучаемого материала по печатным и электронным источникам, конспектам лекций;

- изучение лекционного материала по конспекту с использованием рекомендованной литературы;

- завершение практических работ и оформление отчётов;

- подготовка информационных сообщений, докладов.

Самостоятельная работа может проходить в лекционном кабинете, компьютерном зале, дома.                  

Целью самостоятельной работы студентов является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности.

Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня. 

Студент в процессе обучения должен не только освоить учебную программу, но и приобрести навыки самостоятельной работы. Студенту предоставляется возможность работать во время учебы более самостоятельно, чем учащимся в средней школе. Студент должен уметь планировать и выполнять свою работу.

Максимальное количество часов на профессиональный модуль, предусмотренное учебным планом, составляет - 759 часов, в том числе:

обязательная аудиторная нагрузка обучающегося составляет 170 часов;

самостоятельная работа обучающегося - 85 часов, включая консультации – 45 часов

Удельный вес самостоятельной работы составляет по времени 50% от количества аудиторных часов, отведённых на изучение дисциплины.  Самостоятельная работа студентов является обязательной для каждого студента и определяется учебным планом. 

При определении содержания самостоятельной работы студентов следует учитывать их уровень самостоятельности и требования к уровню самостоятельности выпускников для того, чтобы за период обучения искомый уровень был достигнут. 

Для организации самостоятельной работы необходимы следующие условия:

  • готовность студентов к самостоятельному труду;
  • наличие и доступность необходимого учебно-методического и справочного материала; 
  • консультационная помощь.

Формы самостоятельной работы студентов определяются при разработке рабочих программ учебных дисциплин содержанием учебной дисциплины, учитывая степень подготовленности студентов. 

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по профессиональному модулю ПМ02 «Проверка и наладка электрооборудования» предназначены для студентов 1-2 курсов.

Перед выполнением студентами внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки.

В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы студентов используются самоотчеты, тестирование, практические и контрольные работы.

         Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:

  • уровень освоения студентом учебного материала;
  • умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
  • сформированность общеучебных умений;
  • уровень умения активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике
  • обоснованность и четкость изложения ответа;
  • оформление материала в соответствии с требованиями.
  • уровень умения четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия;
  • уровень умения определить, проанализировать альтернативные возможности, варианты действий;
  • уровень умения сформулировать собственную позицию, оценку и аргументировать ее.

Задания для внеаудиторной самостоятельной работы рассчитаны на  85 часов.

ПЕРЕЧЕНЬ ВИДОВ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Название темы

Кол-во часов

Вид и содержание самостоятельной работы

Форма контроля

МДК 02.01. Организация и технология проверки электрооборудования

63

Тема 1

Общие вопросы испытания  и наладки ЭО

4

Работа с конспектом и дополнительными источниками информации

Устный опрос

Тема 2

Испытание и наладка  электрических сетей и осветительных ЭУ

2

Подготовка к практическим занятиям,  оформление отчетов и подготовка к защите

Защита ПР

1

Работа с конспектом и дополнительными источниками информации

Устный опрос

Тема 3

Организация и технология проверки  пускозащитной аппаратуры напряжением до 1000В

3

Работа с конспектом и дополнительными  источниками информации

Устный  опрос

1

Подготовка к практическим занятиям,  оформление отчетов и подготовка к защите

Защита ПР

3

Подготовка доклада на тему (по выбору):

  • Проверка и наладка УЗО.
  • Проверка, наладка и регулировка электромагнитных реле.

Публичное выступление

Тема 4  

Организация и технология проверки кабельных ЛЭП

2

Работа с конспектом и дополнительными источниками информации

Устный опрос

Тема 5

Организация и технология проверки воздушных ЛЭП

2

Работа с конспектом и дополнительными источниками информации

Устный опрос

Тема 6

Рационализация эксплуатации ЭУ и эксплуатация конденсаторных установок

2

Работа с конспектом и дополнительными источниками информации

Устный опрос

Тема 7    

Организация эксплуатации и проверки трансформаторов

4

Работа с конспектом и дополнительными источниками информации

Устный опрос

2

Подготовка к контрольной работе

Проверка КР

Тема 8

Технология проверки и наладки электрических машин

2

Работа с конспектом и дополнительными  источниками информации

Устный опрос

3

Подготовка к практическим занятиям,  оформление отчетов и подготовка к защите

Защита ПР

2

Подготовка к контрольной работе по теме

Проверка КР

1

Подготовка к экзамену

Экзамен

Тема 9

Технология проверки аппаратов и РУ в сетях напряжением  выше 1000В

1

Работа с конспектом и дополнительными источниками информации

Устный опрос

1

Подготовка к практическим занятиям,  оформление отчетов и подготовка к защите

Защита ПР

Тема 10

Основные правила  безопасности и электробезопасности

1

Работа с конспектом и дополнительными источниками информации

Устный опрос

1

Подготовка к экзамену

Экзамен

Консультации

1

№1: Испытание и проверка изоляции

1

№2:  Схемы управления освещением

1

№3:  Наладка светильников с люминесцентными лампами и лампами ДРЛ

1

№4:  Методика проверки качества состояния токоведущих частей

1

№5: Определение мест повреждения в КЛЭП

1

№6: Профилактические испытания ВЛЭП

1

№7: Дефектация трансформаторов

1

№8: Испытания трансформаторов

1

№9:Трансформаторное масло

1

№10: Подготовка к контрольной работе по теме 1.7

1

№11: Конструкция и принцип работы электрических машин постоянного и переменного тока

1

№12: Испытание электрических машин

1

№13:  Выбор аппаратов управления и защиты

1

№14: Подготовка к контрольной работе по теме 1.8

1

№15: Работа над ошибками

1

№16: Основное электрооборудование высоковольтных РУ

1

№17: Эксплуатация электрооборудования РУ

1

№18: Оперативные переключения

1

№19: Испытания электрооборудования РУ

1

№20: Подготовка к экзамену

1

№21: Требования безопасности при обслуживании электроустановок

1

№22: Меры безопасности при аварийном состоянии электроустановок

1

№23: Защитное заземление и зануление

1

№24: Предэкзаменационная консультация МДК02.01

1

№25  Предэкзаменационная консультация МДК02.01

МДК.02.02.  

Контрольно-измерительные приборы

22

2

Работа с конспектом и дополнительными источниками информации  

Устный опрос

Консультации

1

№1: Основы метрологии

Устный опрос

1

№2: Устройство электроизмерительных приборов

Устный опрос

1

№3: Защиты практической работы №1

Защита ПР

1

№4: Защиты практической работы №2

Защита ПР

1

№5:  Измерение сопротивления

Устный опрос

1

№6: Защиты практической работы №3

1

№7:  Измерение мощности

Устный опрос

1

№8:  Измерение параметров электротехнических устройств

Устный опрос

1

№9: Защиты практической работы №4

Защита ПР

1

№10: Защиты практической работы №5

Защита ПР

1

№11: Измерительные трансформаторы

Устный опрос

1

№12: Защиты практической работы №6

Защита ПР

1

№13: Защиты практической работы №7

Защита ПР

1

№14: Электронные измерительные приборы

Устный опрос

1

№15:  Измерительные усилители

Устный опрос

1

№16: Защиты практической работы №8

Защита ПР

1

№17: Подготовка к дифференцированному зачету

ДЗ

1

№18: Защиты практической работы №9

Защита ПР

1

№19: Поверка контрольно-измерительных приборов

Устный опрос

1

№20: Подготовка к дифференцированному зачету

ДЗ

Итого

85

МДК 02.01.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕРКИ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ

Тема 1.1  

Общие вопросы испытания  и наладки электрооборудования

Самостоятельная работа обучающихся при изучении темы:

  1. Работа с конспектом и дополнительными источниками информации

Цель работы: 

  1. Усвоить и закрепить знание общих вопросов испытания и наладки электрооборудования;
  2. Привитие навыков работы с дополнительными источниками информации
  3. Развить понимание о необходимости соблюдения правил безопасности и электробезопасности при испытании и проверке электрооборудования

Тема 1.2

Испытание и наладка  электрических сетей и осветительных электроустановок

Самостоятельная работа обучающихся при изучении темы:

  1. Подготовка к практическим занятиям, оформление отчета с использованием методических рекомендаций преподавателя.        
  2. Работа с конспектом и дополнительными источниками информации

Цель работы:

1.         Усвоить и закрепить знания технологии проверки  электрических сетей и осветительных электроустановок

2.         Закрепить навыки и умения проверки и наладки электрических сетей и осветительных электроустановок

3.  Развитие  творческого мышления

3.         Привитие навыков работы с дополнительными источниками информации

Критерии оценки: правильность выполнения и оформления отчета, соблюдение рекомендаций, аккуратность.

Тема 1.3

Организация и технология проверки  пускозащитной аппаратуры

напряжением до 1000В

Самостоятельная работа обучающихся при изучении темы:

  1. Подготовка к практическим занятиям  и оформление отчетов с использованием методических рекомендаций преподавателя    
  2. Работа с конспектом и дополнительными источниками информации
  3. Подготовка доклада на тему (по выбору):  

•         Проверка и наладка УЗО.        

•         Проверка, наладка и регулировка электромагнитных реле.

Цель работы:

1.        Усвоить и закрепить знания технологии проверки  пускозащитной аппаратуры

2.        Закрепление навыков проверки и наладки пускозащитной аппаратуры,

3.  Развитие  творческого и технического мышления

4. Привитие навыков поиска информации в источниках разного типа и умения работы с дополнительными источниками информации

Критерии оценки: глубина отражение темы, правильность выполнения и оформления отчета, соблюдение рекомендаций, аккуратность..

Тема 1.4  

Организация и технология проверки кабельных линий электропередачи        

Самостоятельная работа обучающихся при изучении темы:

  1.  Работа с конспектом и дополнительными источниками информации  

Цель работы:

1.         Усвоить и закрепить знания технологии проверки  кабельных линий электропередач

2.         Привитие навыков поиска информации в источниках разного типа и умения работы с
    дополнительными источниками информации

Тема 1.5

Организация и технология проверки воздушных линий электропередач

Самостоятельная работа обучающихся при изучении темы:

  1. Работа с конспектом и дополнительными источниками информации

Цель работы:

1.        Усвоить и закрепить знания технологии проверки  воздушных линий электропередач

2.         Привитие навыков поиска информации в источниках разного типа и умения работы с
    дополнительными источниками информации

Тема 1.6

Рационализация эксплуатации электроустановок и эксплуатация конденсаторных установок

Самостоятельная работа обучающихся при изучении темы:

1.         Работа с конспектом и дополнительными источниками информации  

Цель работы:

1.         Усвоить и закрепить знания особенностей эксплуатации электроустановок и конденсаторных  
     установок

2.         Привитие навыков поиска информации в источниках разного типа и умения работы с
     дополнительными источниками информации

Тема 1.7

Организация эксплуатации и проверки трансформаторов

Самостоятельная работа обучающихся при изучении темы:

1.         Подготовка к контрольной работе

2.         Работа с конспектом и дополнительными источниками информации

Цель работы:

1.         Усвоить и закрепить знания особенностей эксплуатации трансформаторов

2.         Привитие навыков поиска информации в источниках разного типа и умения работы с  
     дополнительными источниками информации

Критерии оценки: правильность выполнения контрольной работы

Тема 1.8  

Технология проверки и наладки электрических машин

Самостоятельная работа обучающихся при изучении темы:

1.        Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций
    преподавателя, оформление отчётов

2.        Работа с конспектом и дополнительными источниками информации

3.  Подготовка к контрольной работе

4.  Подготовка к экзамену

Цель работы:

1.         Усвоить и закрепить знания особенностей проверки и наладки электрических машин

2.         Закрепление навыков  проверки электрических машин

3.   Развитие  творческого мышления

4.   Привитие навыков поиска информации в источниках разного типа и умения работы с
     дополнительными источниками информации

Критерии оценки: правильность выполнения и оформления отчетов, соблюдение рекомендаций, правильность выполнения контрольной работы

Тема 1.9  

Технология проверки аппаратов и распределительных устройств в сетях напряжением  выше 1000В

Самостоятельная работа обучающихся при изучении темы:

1.        Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций
    преподавателя, оформление отчётов и подготовка к защите

2.  Работа с конспектом и дополнительными источниками информации  

Цель работы:

1.         Усвоить и закрепить знания особенностей проверки и наладки аппаратов и РУ в сетях
    напряжением  выше 1000В

2.         Развитие  творческого мышления

3.  Привитие навыков поиска информации в источниках разного типа и умения работы с
    дополнительными источниками информации

Критерии оценки: правильность выполнения и оформления отчетов, соблюдение рекомендаций, аккуратность.

Тема 1.10

Основные правила безопасности и электробезопасности

Самостоятельная работа обучающихся при изучении темы:

  1. Работа с конспектом и дополнительными источниками информации  
  2. Подготовка к экзамену

Цель работы:

1.         Закрепить знания правил безопасности и электробезопасности при организации и проверке электрооборудования

2.         Привитие навыков поиска информации в источниках разного типа и умения работы с
    дополнительными источниками информации

                

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

НАД ИЗУЧАЕМЫМ  МАТЕРИАЛОМ

Прежде чем приступить к изучению темы, необходимо получить общее представление о месте и значении темы в изучаемом курсе. Такой подход  помогает быстро находить нужный материал к каждому из вопросов, не задерживаясь на второстепенном.

Начиная подготовку к самостоятельной работе над изучаемым материалом, необходимо, прежде всего, выделить страницы в конспекте занятий, разделы учебников и учебных пособий. Затем следует поработать с дополнительной литературой, сделать записи по рекомендованным источникам.

Необходимо помнить, что на занятии обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы обучающийся должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.

Заканчивать подготовку следует составлением конспекта. Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым темам.

При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю, но перед консультацией необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.

Записи имеют первостепенное значение для самостоятельной работы. Они помогают:

  1. понять построение изучаемого материала,
  2. выделить основные положения и проследить их логику.

Ведение записей способствует превращению чтения в активный процесс, мобилизует, наряду со зрительной, и моторную память. Следует помнить: у обучающегося, систематически ведущего записи, создается свой индивидуальный фонд подсобных материалов для быстрого повторения прочитанного, для мобилизации накопленных знаний.

Большое значение имеет совершенствование навыков конспектирования. Можно рекомендовать обучающимся следующие основные формы записи: план (простой и развернутый), выписки, тезисы. Результаты конспектирования могут быть представлены в различных формах.

План – это схема прочитанного материала, краткий (или подробный) перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Подробно составленный план вполне заменяет конспект.

Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:

План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.

Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.

Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.

Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то теме или вопросу.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПРИ ПОДГОТОВКЕ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ

Письменные контрольные работы являются обязательной формой организации учебного процесса: и  как форма обучения, так и форма контроля знаний, умений и навыков обучаемых.

Цели выполнения работ:

●  систематизация, закрепление и углубление теоретических знаний и умений применять их для решения конкретных практических задач;

●  развитие навыков самостоятельной  работы (работа с научной и справочной литературой, интерпретация полученных результатов, их правильное изложение и оформление).

Как лучше всего подготовиться к контрольной работе? Самое главное - дать себе установку на подготовку, подумать о том какие эмоции ты будешь испытывать, когда получишь хорошую отметку, как расскажешь родителям и друзьям о своих заслугах. Затем нужно хорошо сосредоточиться на деле, ведь обязательно появится сотня отвлекающих факторов, а это куда веселее и интереснее, чем подготовка к контрольной. Поэтому лучше как следует оборудовать свое место для занятий, убрав из поля зрения те предметы, которые будут отвлекать тебя от подготовки.
         А чтобы подготовка прошла наиболее плодотворно следует составить план, в котором следует четко прописать то, что нужно сделать за сегодня, какие параграфы прочитать, какие задачи решить, особенным пунктом внести то, что получается плохо и над чем надо хорошенько поработать.
 Составьте список теоретических вопросов, по которым будет проводиться контрольная работа.

Следует также выбрать источники, по которым ты будешь готовиться. Это могут быть книги или аудио и видеоматериалы, может в подготовке помогут и родители, если они хорошо разбираются в заданной теме, или ты будешь готовиться с другом. Убедитесь в том, что весь излагаемый материал понятен и усвоен, а нужные формулы и определения выучены.

Хорошо написанная контрольная работа – это результат хорошей подготовки

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНУ И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОМУ ЗАЧЕТУ

Формой промежуточной аттестации по  МДК02.01 «Организация и технология проверки электрооборудования» и МДК02.02 «Контрольно-измерительные приборы» в соответствии с государственным образовательным стандартом осуществляется в форме экзамена и дифференцированного зачета. С базовыми вопросами обучающийся вправе ознакомиться в любой период обучения. Перечень вопросов соответствует учебной программе, которая разрабатывается преподавателем, а затем утверждается на заседании методической комиссии.

Обновленный перечень вопросов выдается обучающимся перед началом экзаменационной сессии. Билеты обучающимся не выдаются.

Экзамен принимает преподаватель, которому было поручено вести курс лекций. Присутствие на экзаменах посторонних лиц без разрешения директора техникума или заместителя по учебной работе не допускается.

Цель экзамена — проверка и оценка уровня полученных обучающимся  специальных  знаний, умений и навыков, необходимых для квалифицированной работы по профессии, а также умения логически мыслить, аргументировать избранную позицию, реагировать на дополнительные вопросы, Оценке подлежит также правильность и грамотность речи обучающегося.

Дополнительной целью экзамена является формирование у обучающихся таких качеств, как организованность, ответственность, трудолюбие, принципиальность, самостоятельность.

Таким образом, экзамен по МДК проверяет сложившуюся у обучающегося систему знаний и умений и играет большую роль в подготовке будущего специалиста, способствует получению фундаментальной подготовки в области энергетики, энергетического машиностроения и электротехники.

Допуск к сдаче экзамена обучающийся получает после того как выполнены и защищены все практические работы, самостоятельная работа выполнена в полном объеме и в указанный срок.

При подготовке к экзамену обучающемуся необходимо правильно и рационально  распланировать свое время, чтобы успеть на качественно высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Обучающийся должен начинать подготовку к экзамену задолго до его проведения, лучше с самого начала лекционного курса дисциплине.

На экзамене обучающиеся получают экзаменационный билет, который включает в себя вопросы и задания из различных разделов дисциплины. Обучающийся может один раз заменить экзаменационный билет, однако, при замене экзаменационного билета оценка, выставляемая по итогам ответа обучающегося, автоматически снижается на 1 балл.

В аудитории при подготовке к ответу обучающиеся делают необходимые записи по каждому вопросу на выданных листах бумаги. На подготовку к ответу, который проводится в устной форме, обучающемуся отводится до 45 минут.

Время, отводимое на ответ, по объему не должно превышать 15 – 20 минут.

После завершения ответа обучающемуся  членами экзаменационной комиссии могут быть заданы уточняющие и дополнительные вопросы в пределах перечня, вынесенного на экзамен.

Оценка знаний обучающихся производится по пятибалльной шкале:

Оценка «Отлично» выставляется за полный безошибочный ответ на вопросы экзаменационного билета и дополнительные вопросы членов экзаменационной комиссии. Обучающийся должен правильно определять понятия и категории, свободно ориентироваться в теоретическом и практическом материале.

Оценка «Хорошо» выставляется за правильные и достаточно полные ответы на вопросы экзаменационного билета, не содержащие ошибок и упущений. У обучающегося возникли затруднения при ответе на дополнительные вопросы членов. При решении профессиональных задач на теоретическом уровне допущены отдельные ошибки.

Оценка «Удовлетворительно» выставляется при недостаточно полном ответе на вопросы экзаменационного билета, при наличии ошибок и пробелов в знаниях обучающегося. У обучающегося возникали серьезные затруднения при ответе на дополнительные вопросы. При решении профессиональных задач на теоретическом уровне допущены многочисленные ошибки.

Оценка «Неудовлетворительно» выставляется в случае отсутствия необходимых теоретических знаний по дисциплине. Обучающийся не способен к решению профессиональных задач. 

Как правило, оценка «неудовлетворительно» выставляется обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании учебного заведения без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.

Обучающийся, не сдавший экзамен, допускается к нему повторно один раз. Срок повторной сдачи устанавливает преподаватель по согласованию с зам. директора по учебной работе.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ВОПРОСОВ

МДК02.01

  1. Укажите возможную причину подгорания контактов электромагнитных коммутационных аппаратов?
  2. В какие цвета окрашиваются шины электроустановок при переменном токе?        
  3. Укажите основные защитные средства, применяемые в электроустановках напряжением до 1000В:
  4. Укажите буквенное обозначение магнитного  пускателя на электрических схемах
  5. Можно ли трехфазный асинхронный двигатель включить в однофазную сеть?
  6. Укажите, какие проверки могут выявить внутренние повреждения силового трансформатора?
  7. Когда выполняется проверка осветительной сети на правильное зажигание ламп?
  8. Для чего служит короткозамкнутый виток на торцевых частях сердечника                          электромагнита?
  9. Перечислите организационные мероприятия, обеспечивающие безопасность работ в электроустановках?
  10. Последовательность действий при испытаниях кабеля?
  11. Каким образом присоединяются к сети заземления элементы электроустановки, подлежащие заземлению?
  12. Внутренняя проводка цеха выполнена по схеме «звезда», напряжением 380/220 В.  Поясните, куда необходимо подключить силовое оборудование, рассчитанное на напряжение 380В.
  13. Дайте характеристику реле теплового и его назначение.
  14. Укажите дополнительные защитные средства, применяемые в электроустановках  напряжением до 1000В?
  15. Какое напряжение применяется в помещениях с повышенной опасностью и в особо опасных для питания переносных (ручных) электрических светильниках?
  16. Какова роль газовой защиты трансформатора?        
  17. Назовите основные исходные данные для расчета сетей?
  18. Каково назначение , устройство и принцип работы разрядников?
  19. Укажите возможную причину вибрации магнитопровода контактора?
  20. С какой целью в силовых трансформаторах между слоями витков обмоток оставляют промежутки (вертикальные каналы)?
  21. Как ведет себя ротор двигателя при пуске, если имеется обрыв одной из фаз?
  22. Почему магнитопровод трансформатора набирают из отдельных листов специальной трансформаторной стали?
  23. Поясните, какие операции относятся к малому ремонту электрооборудования?
  24. Можно ли устанавливать предохранители в нулевом рабочем проводе в сетях с заземленной нейтралью?
  25. Укажите причины сильного гудения магнитного пускателя при включении?
  26. При появлении сигнала в газовом реле меняется цвет. При каком цвете газа можно оставить трансформатор в рабочем состоянии?
  27. Какую функцию управления электрической цепи обеспечивает пакетный  выключатель?
  28. Как изменить направление вращения магнитного поля статора асинхронного трёхфазного двигателя?        
  29. Для чего необходим стартер в схемах включения люминесцентных ламп?
  30. Последовательность действий при проверке предохранителей?
  31. Требования, предъявляемые к трансформаторному маслу?
  32. Наладка магнитных пускателей
  33. Перечислите послеремонтные испытания асинхронного двигателя?
  34. Перечислите послеремонтные испытания силового трансформатора?
  35. Условия выбора аппаратов управления?
  36. Условия выбора аппаратов защиты?
  37. Каким образом производится замер сопротивления изоляции силовых кабелей?
  38. Порядок разделки концов силового кабеля?
  39. Последовательность проверки автоматического выключателя?
  40. Способы повышения надежности электроснабжения?

                

ВОПРОСЫ К ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОМУ ЗАЧЕТУ

МДК02.02

  1. Необходимо измерить силу тока в лампе и напряжение на ней. Как следует включить вольтметр и амперметр в цепь?
  2. Каким прибором измеряется электрическая энергия?
  3. Что измеряет омметр?
  4. Как нужно включить шунт по отношению к амперметру, чтобы расширить пределы его измерения?
  5. Что такое чувствительность контрольно-измерительного прибора?
  6. Формула для подсчета добавочного сопротивления для  расширения  пределов измерения вольтметра?
  7. Прибор, преобразующий неэлектрические величины в электрические для их измерения?
  8. Достоинства приборов магнитоэлектрической системы?
  9. Формула подсчета величины сопротивления шунта для расширения пределов измерения  силы тока амперметром?
  10.  Как измеряют сопротивление изоляции линии электропередач?
  11.  Дайте определение приведенной погрешности измерений?
  12.  Для чего применяют измерительные трансформаторы тока?
  13.  Какую мощность измеряет ваттметр?
  14.  Какой прибор используют измерения количества потребляемой электрической энергии?
  15.  Определите, приборы какой системы могут измерять только переменные ток и  
    напряжения?
  16.  На чем основан принцип действия электроизмерительного прибора электродинамической    
      системы?
  17.  Определите, приборы какой системы могут измерять и постоянные,  и переменные  ток и  
      напряжения?
  18.  Как необходимо подключить амперметр, чтобы произвести измерения?  
  19.  Что измеряет мегомметр?
  20.  Дайте определение точности электроизмерительного прибора?
  21.  На чем основан принцип действия электроизмерительного прибора  электромагнитной  
       системы?
  22.  Для чего служит фазометр?
  23.  Необходимо измерить силу тока в лампе и напряжение на ней. Как следует
      включить вольтметр и амперметр в цепь?
  24.  Как чаще всего измеряют индуктивность и емкость в электрических цепях?
  25.  Для чего применяют измерительные трансформаторы напряжения?
  26.  Как правильно подключить шунт к амперметру?
  27.  На чем основан принцип действия электроизмерительного прибора индукционной  системы?
  28.  Норма величины сопротивления изоляции, ниже которой эксплуатация не допускается?
  29.  Назовите основные характеристики электроизмерительных приборов?
  30.  Каким прибором измеряется электрическая энергия?
  31.  Какой прибор применяют для измерения сопротивления изоляции электрических машин и  
      агрегатов?

        

ЗАДАНИЯ К ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОМУ ЗАЧЕТУ

МДК02.02

  1. Амперметр имеет внутренне сопротивление 0,016 Ом. Показания прибора нужно увеличить в 5 раз. Определить сопротивление шунта. Нарисовать схему включения шунта к амперметру.
  2. Вольтметр включен через измерительный трансформатор 3000/100 В. Определить напряжение на стороне высоковольтных шин, если вольтметр показал 85 В. Нарисовать схему включения измерительного трансформатора.
  3. Дать полную характеристику электроизмерительному прибору по его шкале
  4. К трансформатору тока 400/5 присоединен амперметр. Определить его показания при токе в первичной цепи 350А. Нарисовать схему включения измерительного трансформатора.
  5. Внутренне сопротивление вольтметра 0,6 кОм. Шкала рассчитана на 60В. Нужно измерить напряжение до 300В. Определить величину добавочного сопротивления. Нарисовать схему включения добавочного сопротивления.
  6. Для трансформатора напряжения с числом витков первичной и вторичной                обмоток 3000 и 30 соответственно известно напряжение на вторичной обмотке - 160В. Чему равно действительное напряжение в электрической цепи. Нарисовать схему включения измерительного трансформатора.
  7.  Определить сопротивление шунта к амперметру на 5А с внутренним сопротивлением 0,006 Ом, необходимого для измерения тока 20А. Нарисовать схему включения шунта к амперметру.
  8. Амперметр на 10А, шкала которого имеет 100 делений, включен через трансформатор тока 500/5А. Показания амперметра 42 деления. Определить ток в первичной цепи трансформатора. Нарисовать схему включения измерительного трансформатора.
  9.  Вольтметром со шкалой 15В нужно измерить напряжение 120В. Определить добавочное сопротивление, если внутреннее сопротивление вольтметра 2кОм. Нарисовать схему включения добавочного сопротивления.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Сибикин Ю.Д. Техническое обслуживание, ремонт электрооборудования и сетей промышленных предприятий / Ю. Д. Сибикин, М. Ю. В 2 книгах Книга 1;2 – Издательский центр «Академия». 2014
  2. Акимова Н.А. Монтаж, техническая эксплуатация электрического и электромеханического оборудования: Учебник для студ. учреждений сред.проф. образования / Н.А.Акимова, Н.Ф. Котеленец; под общ. ред. Н.Ф.Котеленца. -М.: Издательский центр «Академия». 2017 – 304 с.
  3. Сидорова Л.Г. Сборка, монтаж, регулировка и ремонт узлов и механизмов оборудования, агрегатов, машин, станков и другого электрооборудования промышленных организаций учебник для студ. учреждений сред. проф. образования /- М.; Издательский центр «Академия». 2016. - 320 с.
  4. Панфилов В.А. Электрические измерения: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования . – 10-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия». 2015 – 288 с.
  5. Соколова Г.М. Электрическое и электромеханическое оборудование: Общепромышленные механизмы и бытовая техника: учеб. пособие для студ. сред. проф. Образования/ Е.М.Соколова. – 8-еизд.стер. –М.: Издательский центр «Академия». 2017
  6. Сибикин Ю.Д. Электробезопасность при эксплуатации  электроустановок промышленных предприятий/ Ю.Д.Сибикин,    М.ЮСибикин: М. Издательство «Академия». 2019
  7. Сибикин Ю.Д.  Безопасность труда при монтаже, обслуживании и ремонте электрооборудования промышленных предприятий: справочник / Ю.Д.Сибикин, - М. : КНОРУС, 2011
  8. Электрические аппараты: учебное пособие6 для студ.учреждений сред.проф.образования / (О.В.Девочкин, В.В.Лохнин, Е.Н.Смолин) – 2-е изд., стер.- М.; Издательский центр «Академия». 2011
  9. И. Захарова, Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей/И.Захарова, Т.Алексеева, Е.Русанова, Л.Устрикова ,    Издательство «ДЕАН», 2009
  10. Техник-электрик/ сост.: В.А.Барановский, Е.А.Банников. – Минск: Современная школа, 2009 – (серия «Профессиональное образование»)
  11. Макаренко Н,  Правила устройства электроустановок/ Н.Макаренко, Л.Устрикова, В.Эйхман 7-е издание,  Издательство «ДЕАН»,  2011

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:

-  уровень освоения обучающимся учебного материала;

-  умение обучающегося использовать теоретические знания при выполнении  

   практических задач;

-  сформированность общеучебных умений;

-  обоснованность и четкость изложения ответа;

-  оформление материала в соответствии с требованиями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по профессиональному модулю ПМ.02. ФОРМОВКА КОЛБАСНЫХ ИЗДЕЛИЙ по подготовке квалифицированных рабочих, служащих по профессии 19.01.14. «Оператор процессов колбасного производства».

Методические рекомендации содержат указания по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по профессиональному модулю ПМ.02. Формовка колбасных изделий. Настоящие рекомендации по выполнению с...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ по профессиональному модулю ПМ.03 Участие в интеграции программных модулей

Методические рекомендации  по выполнению курсовой работы разработаны по профессиональному модулю ПМ.03 «Участие в интеграции программных модулей»  для междисциплинарного курса МД...

Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по профессиональному модулю ПМ.03 Управление ассортиментом, оценка качества, обеспечение сохраняемости товаров по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям)

Методические рекомендации предназначены для студентов с целью систематизации подготовки и выполнению курсовой работы по специяльности 38.02.04 Коммерция (по отраслям)...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ ПМ.03 Организация, проведение и контроль работ по эксплуатации систем газораспределения и газопотребления для специальности 08.02.08

  В методической разработке «Методические указания для выполнения самостоятельной работы по профессиональному модулю ПМ.03 Организация, проведение и контроль работ по эксплуатации си...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по выполнению практических работ по профессиональному модулю ПМ.03 Выполнение каменных работ», программы подготовки по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ» квалификации Каменщик, электросварщик ручной сварки

Методические указания предназначены для проведения практических работ по междисциплинарному курсу МДК. 03.01.Технология выполнения каменных работ ПМ.03.  Выполнение каменных работ....