МР по выполнению СР по дисциплине ОП.04 Основы электроники
методическая разработка

Трифонова Людмила Александровна

МР по выполнению СР по дисциплине ОП.04 Основы электроники

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mr_srs_osn.elektroniki_mnepgz.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия)

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Республики Саха (Якутия)

«Сунтарский технологический колледж»

Методические рекомендации

по выполнению самостоятельной работы

по учебной дисциплине

ОП.04 Основы электроника

для студентов очной формы обучения группы

08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий

Сунтар, 2021

Самостоятельные работы учебной дисциплины разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) специальности 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий.

Организация - разработчик: ГБПОУ РС (Я) «Сунтарский технологический колледж»

        Разработчик: Трифонова Людмила Александровна, преподаватель ГБПОУ РС (Я) «Сунтарский технологический колледж»

Содержание

Пояснительная записка ………………………………………………………………….4

  1. Методические рекомендации по выполнению различных видов самостоятельной внеаудиторной работы……………………………………………………………….5                            
  2. Методические рекомендации по составлению конспектов ………………………5
  3. Самостоятельная работа студентов при решении задач…………………………..6
  4. Методические рекомендации по составлению реферата ……..…………………..7
  5. Методические рекомендации по составлению презентаций…..…………………..9
  6. Методические рекомендации по составлению докладов….…..…………………..10
  7. Перечень тем и видов самостоятельных работ……………………………….…….11

Список рекомендуемой литературы……………………………………………………..12

ПОЯСНИТЕЛЬННАЯ ЗАПИСКА

К современному специалисту общество предъявляет широкий перечень требований, среди которых немаловажное значение имеет умение самостоятельно добывать знания из различных источников, систематизировать полученную информацию, давать оценку конкретной ситуации. Формирование такого умения происходит в течение всего периода обучения через организацию самостоятельной работы. Самостоятельная работа способствует активизации творческого потенциала личности, развитию мобильности будущего высококвалифицированного специалиста.

Задачи самостоятельной работы:

- систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

- углубление и расширение теоретических знаний;

- формирование умений использовать справочную документацию и специальную литературу;

- развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

- формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

- умение использовать материал, собранный и полученный в ходе самостоятельных занятий для эффективной подготовки к итоговым зачетам и экзаменам.

Самостоятельная работа студентов является обязательной для каждого студента и определяется рабочим учебным планом и рабочей программой дисциплины. Время, отводимое на внеаудиторную деятельность студентов, находится в пределах 25-30% от объема времени, отведенного на нагрузку по дисциплине.

Самостоятельная работа осуществляется индивидуально в зависимости от цели, объема, конкретной тематики работы, уровня сложности, уровня умений студентов.

Формы контроля: - проверка выполненной работы преподавателем; - отчет-защита студента по выполненной работе; - семинарские или контрольные занятия.

Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы являются:

- уровень освоения учебного материала; - умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач; - сформированность общеучебных умений; - обоснованность и четкость изложения ответа; - оформление материала в соответствии с требованиями.

Методические рекомендации по выполнению различных видов самостоятельной внеаудиторной работы

Все типы заданий, выполняемых студентами в процессе самостоятельной работы, так или иначе, содержат установку на приобретение и закрепление определенного Федеральным Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования объема знаний, а также на формирование в рамках этих знаний некоторых навыков мыслительных операций - умения оценивать, анализировать, сравнивать, комментировать и т.д. Результаты самостоятельной работы студенты заносят в рабочую тетрадь, выданную им вначале изучения дисциплины, раз в неделю показывают результат своей деятельности. Готовая рабочая тетрадь сдается в распечатанном варианте на последнем занятии.

Методические рекомендации по составлению конспектов

Конспект – сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности. Конспект аккумулирует в себе предыдущие виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание книги, статьи. Поэтому умение составлять план, тезисы, делать выписки и другие записи определяет и технологию составления конспекта.

Цель выполнения конспектов

  • научить студентов самостоятельно пользоваться учебной и нормативной литературной;
  • дать возможность приобрести умения и навыки излагать материал по конкретным вопросам;
  • документально установить уровень знания пройденного материала.

Задания для выполнения конспектов раздаются преподавателем.

Рекомендации по составлению конспектов:

  1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;
  2. Выделите главное, составьте план;
  3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;
  4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
  5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.

В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.

Овладение навыками конспектирования требует от студента целеустремленности, повседневной самостоятельной работы.

Критерии качества составленных конспектов

  1. Правильное раскрытие содержания основных вопросов темы.
  2. Обоснованность и четкость изложения ответа.
  3. Самостоятельность суждений, выводов.

Самостоятельная работа студентов при решении задач

В процессе изучения физики наряду с некоторыми теоретическими сведениями студенты овладевают определенными приемами решения задач. Обычно с такими приемами знакомит сам преподаватель, показывая решение задач нового образца. Наиболее эффективным при этом является такой подход, при котором преподаватель раскрывает перед студентами технологию решения задачи, показывает, чем мотивировано применение некоторого метода решения, чем обусловлен выбор того или иного пути.

Работа над задачей тоже может быть полностью самостоятельной работой студентов. Она преследует несколько целей:

  •  продолжить формирование умений самостоятельно изучать текст, который в данном случае представляет собой задачу;
  •  обучить рассуждениям;
  •  обучить оформлению решения задач. К тому же студенты будут знать, что у них имеется образец рассуждений и оформления задачи, к которому они могут обратиться при решении другой задачи или при проверке правильности своего решения.

Непременным условием усвоения новых теоретических сведений и овладения новыми приемами решения задач является выполнение студентами тренировочных упражнений, в ходе которого приобретенные знания становятся полным достоянием студентов. Как известно, существуют две формы организации такой тренировочной работы — фронтальная работа и самостоятельная работа. Фронтальная работа на уроках физики — это традиционная, давно сложившаяся форма. Схематически ее можно описать так: один из студентов выполняет задание на доске, остальные выполняют это же задание в тетрадях. Самостоятельная работа студентов на уроке состоит в выполнении без помощи преподавателя и товарищей некоторого задания.

Большие возможности для подготовки студентов к творческому труду и самостоятельному пополнению знаний имеет самостоятельное выполнение заданий. В этом случае студент без какой-либо помощи должен наметить пути решения, правильно выполнить все построения, преобразования, вычисления и т. п. В таком случае мысль студента работает наиболее интенсивно. Он приобретает практический навык работы в ситуации, с которой ему неоднократно придется сталкиваться в последующей трудовой деятельности. Вместе с тем самостоятельная работа студентов на уроках физики имеет и свои недостатки. Усилия студента могут оказаться напрасными и не привести к результату, если он недостаточно подготовлен к решению поставленной задачи. Студент не слышит комментариев к решению, а рассуждения, которые он проводит мысленно, могут быть не всегда правильными и достаточно полными, причем возможности обнаружить это студент не имеет. Вообще при самостоятельном выполнении заданий мыслительные процессы не могут быть проконтролированы преподавателем. Поэтому даже верный ответ может оказаться случайным. Исправление ошибок, допущенных при самостоятельной работе, происходит в ходе ее проверки по окончании всей работы. Поэтому, выполняя упражнение самостоятельно, студент, не усвоивший материал, может повторять одну и ту же ошибку от примера к примеру и невольно закрепить неправильный алгоритм.

 Методические рекомендации по составлению реферата

Реферат представляет собой краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда или трудов специалистов по избранной теме, обзор литературы определенного направления. Такой обзор должен давать представление о современном состоянии изученности той или иной научной проблемы, включая сопоставление точек зрения специалистов, и сопровождаться собственной оценкой их достоверности и убедительности. В отличие от научных статей, диссертаций, монографий, имеющих целью получения нового знания в ходе самостоятельного исследования и введение его в научный оборот посредством опубликования, реферат не предполагает изложения самостоятельных научных результатов. Его задача - обобщить достигнутое другими, самостоятельно изложить проблему на базе фактов почерпнутых из литературы.

  Структура реферата

  1. Титульный лист  (ПРИЛОЖЕНИЕ)
  2. Содержание (оглавление)
  3. Введение
  4. Основной текст
  5. Заключение (или выводы)
  6. Список использованной литературы
  7. Приложения (по усмотрению автора)                                                                                  Примечание. Рефераты, выдвигаемые на выставку творческих работ студентов СГПЭК, должны иметь отзыв руководителя и  рекомендацию предметной (цикловой) комиссии

Оглавление (содержание) включает перечень всех частей и рубрик работы студента, а также номера соответствующих им страниц текста. Во введении должна быть обоснована актуальность темы, сформулированы цели работы и основные вопросы, которые предполагается раскрыть в реферате, а также должно быть указано, с использованием каких материалов выполнена работа - дается краткая характеристика использованной литературы с точки зрения полноты освещения в ней избранной темы. Объем введения не должен превышать 1-1,5 страницы. Основной текст. В этой части излагается содержание темы. В заключении обобщается изложенный в основной части материал, формулируются общие выводы, указывается, что нового лично для себя вынес автор реферата из работы над ним. Делая выводы, необходимо учитывать опубликованные в литературе различные точки зрения на изложенную в работе проблему, сопоставить их и отметить, какая из них больше импонирует автору реферата. Во всей работе, особенно во введении и заключении, должно присутствовать личное отношение автора к раскрываемым вопросам. Заключение по объему, как правило, не должно превышать введения. Составление списка использованной литературы и источников. Сведения об использованных источниках приводятся в соответствии с требованием ГОСТа. Каждый источник указывается строго в соответствии с его наименованием и нумеруется. В списке литературы для каждого источника приводятся: фамилии и инициалы автора, полное название, место издания (город), издательство, год издания. Например, Данилов А. А. История России IX-XIX вв. Справочные материалы. М.: Владос, 1997. Если место и год издания неизвестны, после названия произведения или источника указывается: Без м. и г. издания. Содержание и оформление приложений. В приложения рекомендуется включать материал, который по разным причинам не приведен в основном тексте работы: заимствованные из литературы или самостоятельно составленные автором реферата таблицы, схемы, графики, диаграммы, карты, именной, тематический или географический указатель, словарь терминов, фотографии, ксерокопии, рисунки. Страницы приложения продолжают сквозную нумерацию реферата. Само приложение нумеруется арабскими цифрами, чтобы на него можно было сослаться в конце соответствующей фразы текста.

Виды рефератов. Обзорные - созданные на основе нескольких первоисточников. Монографические  -  созданные на основе одного первоисточника.

Титульный лист реферата

Рассмотрено и одобрено                                        УТВЕРЖДАЮ

на заседании предметной (цикловой)                   Председатель П(Ц)К

комиссии_______________________                   _______________________

_______________________________                  

Протокол № ____ от «___»_______200   г.

РЕФЕРАТ

Дисциплина:                                   _____________________________________________________

Тема: _________________________________________________________

______________________________________________________________________

Составитель:_______________________

Сунтар 20…

Методические рекомендации по составлению презентаций

Презентация (от английского слова - представление) – это набор цветных картинок-слайдов на определенную тему, который хранится в файле специального формата с расширением РР. Термин «презентация» (иногда говорят «слайд-фильм») связывают, прежде всего, с информационными и рекламными функциями картинок, которые рассчитаны на определенную категорию зрителей (пользователей).

При создании презентации следует придерживаться

  1. Основных рекомендаций по дизайну презентации;
  2. Правил шрифтового оформления;
  3. Основных правил компьютерного набора текста.

Правила оформления презентации

Правило № 1: Обратите внимание на качество картинок. Картинки должны быть крупными, четкими. Не пытайтесь растягивать мелкие картинки через весь слайд: это приведет к ее пикселизации и значительному ухудшению качества. На одном слайде — не более трех картинок, чтобы не рассеивать внимание и не перегружать зрение. Картинка должна нести смысловую нагрузку, а не просто занимать место на слайде.

Правило № 2. Не перегружайте презентацию текстом. Максимально сжатые тезисы, не более трех на одном слайде. Текст не должен повторять то, что говорят, возможно, лишь краткое изложение сути сказанного.

Правило № 3. Оформление текста. Текст должен быть четким, достаточно крупным, не сливаться с фоном.

Правило № 4. Настройка анимации. Порой составитель презентации, как будто играя в интересную игру, перегружает презентацию анимационными эффектами. Это отвлекает и бывает очень тяжело для глаз. Используйте минимум эффектов, берите только самые простые. Особенно утомляют такие эффекты как вылет, вращение, собирание из элементов, увеличение, изменение шрифта или цвета.

Правило № 5. Смена слайдов. Здесь тоже обращаем внимание, как сменяются слайды. Лучше не использовать здесь эффекты анимации совсем. Когда слайды сменяются, наезжая друг на друга или собираясь из отдельных полос, начинает просто рябить в глазах. Берегите свое зрение и зрения ваших слушателей.

При оценивании презентации учитываются как дизайн и оформление презентации, так и ее содержание. Критерии оценивания приведены в Таблице 1. По каждому разделу презентация оценивается отдельно.

Критерии оценки презентации

Таблица 1

Оценка

5

4

3

2

Содержание

Работа полностью завершена 

 Почти полностью сделаны наиболее важные компоненты работы

Не все важнейшие компоненты работы выполнены

Работа сделана фрагментарно и с помощью учителя

Работа демонстрирует глубокое понимание описываемых процессов 

Работа демонстрирует понимание основных моментов, хотя некоторые детали не уточняются

Работа демонстрирует понимание, но неполное

Работа демонстрирует минимальное понимание

Даны интересные дискуссионные материалы. Грамотно используется научная лексика

Научная лексика используется, но иногда не корректно.

Научная терминология или используется мало или используется некорректно. 

Минимум дискуссионных материалов. Минимум научных терминов

Дизайн

Дизайн логичен и очевиден 

Дизайн есть 

Дизайн случайный

Дизайн не ясен

Все параметры шрифта хорошо подобраны (текст хорошо читается)

Параметры шрифта подобраны. Шрифт читаем.

Параметры шрифта недостаточно хорошо подобраны, могут мешать восприятию

Параметры не подобраны. Делают текст трудночитаемым

Грамотность

Нет ошибок: ни грамматических, ни синтаксических

Минимальное количество ошибок 

Есть ошибки, мешающие восприятию

Много ошибок, делающих материал трудночитаемым 

Методические рекомендации по оформлению докладов

Внеаудиторная самостоятельная работа в форме доклада является индивидуальной самостоятельно выполненной работой студента.

Доклад  должен содержать следующие структурные элементы:

  1. Название доклада
  2. ФИО и группа студента
  3. План
  4. Введение
  5. Основная часть
  6. Заключение
  7. Список литературы

Рекомендуемый объем доклада составляет не более 3-5 страниц машинописного текста.

Оформление доклада

  • Поля: левое - 30 мм, правое - 10 мм, верхнее - 20 мм, нижнее - 20 мм;
  • Шрифт размером 14 пт, гарнитурой TimesNewRoman;
  • Междустрочный интервал – полуторный;
  • Отступ красной строки - 1,25 см;
  • Выравнивание текста - по ширине.
  • Заголовок темы по центру в верхнем регистре, ФИО по центру.
  • Список использованных источников должен формироваться в алфавитном порядке по фамилии авторов

Доклад оценивается по системе

Оценка "отлично" выставляется за доклад, который носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами.

Оценка "хорошо" выставляется за грамотно выполненный во всех отношениях доклад при наличии небольших недочетов в его содержании или оформлении.

Оценка "удовлетворительно" выставляется за доклад, который удовлетворяет всем предъявляемым требованиям, но отличается поверхностью, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы.

Оценка "неудовлетворительно" выставляется за доклад, который не носит исследовательского характера, не содержит анализа источников и подходов по выбранной теме, выводы носят декларативный характер.

Перечень тем и видов самостоятельных работ

№ и название темы

Тема и вид самостоятельной работы

час

1

Базовая конфигурация персональных компьютеров, микропроцессоров, программируемых контроллеров.

Написать реферат:

Базовая конфигурация персональных компьютеров, Базовая конфигурация микропроцессоров, Базовая конфигурация программируемых контроллеров.

3

2

Стабилизаторы напряжения. Параметрические стабилизаторы.

Сделать конспект:

Стабилизаторы напряжения. Параметрические стабилизаторы.

2

3

Интегральные стабилизаторы напряжения и тока.

Написать доклад на тему: Интегральные стабилизаторы напряжения и тока.

2

ИТОГО

7

Консультация

1

Рекомендуемая литература

Основные источники

  1. Иванов В.Н., Мартынова И.О. Электроника и микропроцессорная техника - М.: «Академия», 2016
  2. Иванов И.И., Соловьев Г.И., Фролов В.Я. Электротехника и основы электроники (9-е изд. стер.) -  Спб.: Лань, 2017
  3. Миловзоров, О. В.   Основы электроники : учебник для СПО  — 6-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019.
  4. Немцов М.В. Немцова М.Л. Электротехника и электроника -М.: Академия, 2018

Электронные издания (электронные ресурсы)

  1. Информационный портал. (Режим доступа): URL:  http://s-x-e-m-a.ru/links.html  (дата обращения: 18.11.2018).
  2. Информационный портал. (Режим доступа): URL: https://www.ruselectronic.com/ (дата обращения: 18.11.2018).
  3. Информационный портал. (Режим доступа): URL:  http://mp16.ru/ (дата обращения: 18.11.2018).
  4. Информационный портал. (Режим доступа): URL:  http://lessonradio.narod.ru/ (дата обращения: 18.11.2018).

Дополнительные источники:

  1. ГОСТ 2.743-82 (Т52) Элементы цифровой техники.
  2. ГОСТ 2.730-73 Полупроводниковые приборы.
  3. ГОСТ 2.743-82 (Т52) Элементы цифровой техники.
  4. ГОСТ 2.730-73 Полупроводниковые приборы.
  5. Гальперин М.В. Электронная техника - М.: Форум-Инфра-М, 2018
  6. Готлиб И. Источники питания электронной аппаратуры. Теория и практика -М.: ПОСТМАРКЕТ, 2000г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольно-оценочные средства для профессии 230103.04 Наладчик аппаратного и программного обеспечения по ОП.03 Основы электроники и цифровой схемотехники

Контрольно-оценочные средства для профессии 230103.04 Наладчик аппаратного и программного обеспечения  по ОП.03 Основы электроники и цифровой схемотехники...

"Электротехника и электроника" (Основы электроники). Расчетные работы

Методические указания для выполнения прктических (расчетных) работ. Дисциплина: Электротехника и электроника (Электроника и электротехника). Раздел: Основы электроники. Технические специальности СПО...

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ по учебной дисциплине ОП.05 Электротехника и основы электроники

Комплект оценочных средств предназначен для проверки результатов освоения дисциплины ОП.05 Электротехника и основы электроники основной профессиональной образовательной программы по специальности 15.0...

Методические указания по выполнению практических работ дисциплина ОП.03 Основы патологии

Методические указания по выполнению практических работ разработаны для студентов 2 курса очной формы обучения, обучающихся по программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 34.02.01...

Методические рекомендации для студентов по выполнению практических работ по дисциплине ОП,01 Основы технического черчения на тему: "Основные правила выполнения чертежей"

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по учебной дисциплине ОП.01. Основы технического черчения для профессии 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйстве...

рабочая программа дисциплины ОП.04 Основы электроники для специальности 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация промышленных и гражданских зданий

рабочая программа дисциплины ОП.04 Основы электроники для специальности 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация промышленных и гражданских зданий...

КОС по дисциплине ОП.06 Основы электроники для специальности 08.02.09 МНЭЭПГЗ

КОС по дисциплине ОП.06 Основы электроники для специальности 08.02.09 МНЭЭПГЗ...