Соединение проводников
календарно-тематическое планирование на тему

Цель: познакомить с параллельным, последовательным и смешанным соединением; закрепить и углубить знания учащихся при расчетах простейших электрических цепей

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_resheniya_zadach.docx136.3 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ №5»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

урока на тему «Соединение проводников»

по предмету «Физика»

(группа специальности «Электрик судовой», I курс)

Разработал:

Корякина А.К.

2011

Тема: «Соединение проводников»

Цель: познакомить с параллельным, последовательным и смешанным соединением; закрепить и углубить знания учащихся при расчетах простейших электрических цепей

Демонстрационное оборудование: провода, амперметры(3), вольтметры(3), источник питания, резисторы(2), ключ

Оснащение: ноутбук, проектор, экран, 10 компьютеров

ППС:

  1. Лабораторные работы по физике. 11 класс. ООО «Дрофа», 2006; ООО «Квазар-Микро», 2006
  2. Физика. 7-11 класс. Школьный репетитор. ООО «Питер Пресс», 2008

Ход урока:

I. Демонстрация последовательного и параллельного соединения проводников

I.1 Последовательное соединение проводников

  1. Собирается схема электрической цепи:

Амперметры, включенные в разные точки этой цепи, показывают одинаковую силу тока. Учащиеся делают вывод: при последовательном соединении проводников сила тока во всех  частях одинакова. (Данные заносятся в таблицу)

  1. Включаются в цепь вольтметры так, чтобы они измеряли напряжение на каждом из проводников, а также полное напряжение на них:

Учащиеся, после наблюдения делают вывод: при последовательном сопротивлении проводников напряжение в цепи равно сумме напряжений на каждом проводнике. (Данные записывают в таблицу)

На основании закона Ома: U1=IR1 , U2=IR2 . Следовательно, =

Вывод: U~R

Подставляя U=I(R1 +R2). Если общее сопротивление цепи равно R, то U=IR.

Тогда R=R1+R2 (формула заносится в таблицу)

Вывод: общее сопротивление цепи, состоящей из 2-х последовательно соединенных проводников, равно сумме их сопротивлений.

I. 2 Параллельное соединение проводников

Представляется схема:

После опыта учащиеся записывают выводы:

  1. Сила тока в неразветвленной цепи равна сумме сил токов в ее ветвях
  2. Напряжения в параллельно соединенных участках цепи одинаковы
  3. По закону Ома для каждой ветви

I1=  ,   I2=

Разделив почленно первое из этих соотношений на второе, получим:

 =

Вывод: силы токов в параллельно соединенных участках цепи обратно пропорциональны их сопротивлениям.

Если общее сопротивление разветвленной цепи с параллельно соединенными участками обозначить R, то по закону Ома

I = . Силы токов в параллельных ветвях складываются, поэтому   =   +  .  

Сокращая это выражение на U, получаем:    =   +  

Вывод: при параллельном соединении проводников величина, обратная общему сопротивлению цепи, равна сумме величин, обратных сопротивлениям.

Таблица «Соединение проводников»

Параллельное соединение проводников

Последовательное соединение проводников

I =I1 + I2 + I3 +…+ IN

I= I1 =I2 =I3 =…=IN

U= U 1 = U 2 = U3 =…= UN

U= U1 +U2 + U3 +…+ UN

R=R1 +R2 +R 3 +…+RN

II.     Виртуальная лабораторная работа «Исследование смешанного соединения проводников»

Задание к схеме 1:

  1. Соберите электрическую схему

  1. Замкните ключ, щелкнув на нем курсором;
  2. Снимите показания амперметра (при необходимости измените сопротивление реостата. передвинув курсором его ползунок)

Задание к схеме 2:

  1. Соберите электрическую схему

  1. Замкните ключ, щелкнув на нем курсором;
  2. Снимите показания вольтметра(при необходимости измените сопротивление реостата передвинув курсором его ползунок)

Задание к схеме 3:

  1. Соберите электрическую схему

  1. Замкните ключ, щелкнув на нем курсором;
  2. Снимите показания вольтметра(при необходимости измените сопротивление реостата передвинув курсором его ползунок)

Задание к схеме 4:

  1. Соберите электрическую схему

  1. Замкните ключ, щелкнув на нем курсором;
  2. Снимите показания вольтметра(при необходимости измените сопротивление реостата передвинув курсором его ползунок)

После выполнения работы учащимся предлагаются вопросы:

Как изменятся показания амперметра при движении реостата вправо(влево)? Чем это объясняется?

III. Решение задач (задачи из компакт - диска «Физика. 7-11 класс.». Школьный репетитор. ООО «Питер Пресс», 2008. В случае затруднения учащихся, решение задачи демонстрируется на экране )

№705. Определить общее сопротивление цепи, изображенной на рисунке. Сопротивления R1=R2=R5=R6=1 Ом. Сопротивление R3= 10 Ом. Сопротивление R4=8 Ом. (Ответ 7 Ом)

№712. К источнику тока с напряжением U=12В подсоединены две лампочки, как показано на схеме ниже. Сопротивление участков цепи равно r1=r2=r3=r4=r =1,5 Ом. Сопротивление лампочек равно R=36 Ом. Определить напряжение тока на лампочках. (Ответ: U1 =10,34В; U2=9,54В

№715. Три резистора включены по схеме, изображенной на рисунке. Если резисторы включены в цепь в точке А и В, то сопротивление в цепи будет R=20 Ом, а если в точках А и С, то сопротивление в цепи будет R0 =15Ом. Найти сопротивление резистора r2, если известно, что r1 =2 r2

IV. Домашнее задание:

  1. §55 Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б.;
  2. Л.А. Кирик «Электричество и магнетизм», Самостоятельная работа №11, вариант «А»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Последовательное соединение проводников

Тип: усвоение и закрепление новых знаний...

Практическое занятие:Последовательное и параллельное соединение проводников.

Практическое занятие: Последовательное и параллельное соединение проводников.Тип урока:  Урок - практикумЦель: (С точки зрения усвоения знаний)  создать условия для вторичного осмысления уже...

Сценарий открытия недели профессии "Профессии проводник пассажирского вагона", Газета, посвященная недели профессии проводник, кроссворд

Вагоны везут пассажиров в плацкарте,В купейных вагонах, в нарядных СВДороги железные нити по картеПо всей протянулись огромной стране....

методическая разработка -конспект открытого урока последовательное соединение проводников

Конспект урока по теме "Последовательное соединение проводников"...