Выступление на заседании МК
статья по теме
Использование информационно – коммуникативных технологий на уроках биологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_zasedanii_metodicheskoy_komissii.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема
Использование информационно – коммуникативных технологий на уроках биологии.
Подготовил:
Преподаватель биологии и химии
БУ СПО «Нижневартовский строительный колледж»
Керимов М.К.
Нижневартовск 2010 г.
“Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а ее однообразием”
К.Д. Ушинский
В настоящее время в России идет становление новой системы образования. В современную жизнь независимо от нашего желания, сознания и воли вторглись новые информационные технологии. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Традиционные способы передачи информации уступают место использованию информационно-коммуникативным технологиям. В этих условиях преподавателю необходимо ориентироваться в широком спектре инновационных технологий.
В последнее время отмечают падение интереса студентов к изучению естественнонаучных дисциплин. И это печально, поскольку именно они дают знания о Земле как о природном теле, они формируют правильное восприятие окружающего мира. Они играют значительную роль и в формировании личности в целом. Падение интереса к изучению естественнонаучных дисциплин вызвано в первую очередь применением довольно старых наглядных материалов, однообразным использованием учебников, таблиц, схем. Одним из способов повышения интереса к дисциплинам естественнонаучного цикла, углубления знаний студентов по этим предметам является использование современных информационных технологий, в частности компьютерных, на различных стадиях учебного процесса
Всё большее количество студентов являются владельцами компьютера. Используя интерес к технике, можно облегчить задачи обучения. Обширные перспективы открывает технология демонстрации информации через проектор в виде презентации, созданной в программе Power Point.
В изучении курса биологии выделяется несколько основных направлений, где оправдано использование компьютера:
- наглядное представление объектов и явлений биомира;
- система тестового контроля
- подготовка к ЕГЭ
- проведение лабораторных и практических работ.
Выделяют восемь типов компьютерных средств, которые используют в обучении на основании их функционального назначения.
- Презентации – это электронные диафильмы, которые могут включать в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности. Для создания презентаций используются такие программные средства, как Power Point. Эти компьютерные средства интересны тем, что их может создать любой учитель, имеющий доступ к персональному компьютеру. Кроме того, презентации активно используются и для представления ученических проектов.
- Электронные энциклопедии – являются аналогами обычных справочно-информационных изданий – энциклопедий, словарей, справочников и т.д. В отличие от своих бумажных аналогов они обладают дополнительными свойствами и возможностями:
- они обычно поддерживают удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям;
- удобная система навигации на основе гиперссылок;
- возможность включать в себя аудио- и видеофрагменты.
- Дидактические материалы – сборники задач, диктантов, упражнений, а также примеров рефератов и сочинений.
- Программы-тренажеры выполняют функции дидактических материалов и могут отслеживать ход решения и сообщать об ошибках.
- Программные системы контроля знаний, к которым относятся опросники и тесты. Главное их достоинство – быстрая удобная, беспристрастная и автоматизированная обработка полученных результатов. Главный недостаток – негибкая система ответов, не позволяющая испытуемому проявить свои творческие способности.
- Электронные учебники и учебные курсы –Например, обучаемому сначала предлагается просмотреть обучающий курс (презентация), затем проставить виртуальный эксперимент на основе знаний, полученных при просмотре обучающего курса (система виртуального эксперимента) и в завершение он должен ответить на набор вопросов и/или решить несколько задач (программные системы контроля знаний).
- Обучающие игры и развивающие программы – это интерактивные программы с игровым сценарием. Выполняя разнообразные задания в процессе игры, студенты развивают двигательные навыки, пространственное воображение, память.
8. Использование ресурсов сети Интернет.
Интернет несет громадный потенциал образовательных услуг (электронная почта, поисковые системы, электронные конференции) и становится составной частью современного образования. Получая из Интернет учебную информацию, студенты приобретают навыки: целенаправленно находить информацию и систематизировать ее; видеть информацию в целом, а не фрагментами, выделять главное в информационном сообщении.
Сегодня я хочу предоставить вашему вниманию некоторые свои наработки использования компьютера на уроках.
Широкое использование анимации
делает обучение более наглядным, понятным и запоминающимся.
Виртуальные экскурсии значительно расширяют кругозор студентов и облегчают понимание сути процессов.
Тестирование
один из эффективных способов контроля знаний студентов. С компьютерной программой, предложенной преподавателем студент получает возможность работать в удобном ему темпе и обращать особое внимание на те вопросы темы, которые вызывают затруднения именно у него.
Проведение эксперимента, лабораторных и практических работ. Здесь компьютер может стать эффективным помощником преподавателю. Конечно, проведение опытов естественным путем обладает неоспоримым преимуществом, но иногда в курсе биологии нет возможности провести некоторые исследования, или отсутствует необходимое оборудование. Использование компьютера позволяет все-таки провести эти работы. Отчет о работе студент оформляет в тетради, а эксперимент наблюдает на экране.
Использование мультимедийных презентаций
Презентация - форма подачи материала в виде слайдов, на которых могут быть представлены таблицы, схемы, рисунки, иллюстрации, аудио- и видеоматериалы.
Презентация позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов. Удачно вписываются презентации в лекционно-семинарскую систему обучения.
Технический потенциал программы Power Point позволяет сделать лекцию содержательной, интересной, наглядной, интерактивной.
Виды презентаций.
1. Презентация - основа урока, его "скелет". Необходимо выделить этапы урока, четко выстроив логику рассуждения от постановки цели к выводу.
В соответствии с этапами урока определяется содержание текстового и мультимедийного материала (схемы, таблицы, тексты, иллюстрации, аудио- и видео - фрагменты). Создаются слайды в соответствии с планом урока, в программе Power Point.
2. Презентация часть урока. Необходимо четко сформулировать цель использования презентации, отобрать и оформить материал. В данном случае нужно ограничить время показа презентации, продумать варианты работы с презентацией на уроке: вопросы и задания учащимся.
3. Презентация - творческая работа студента или группы студентов. Необходимо точно сформулировать цель работы, определить контекст работы в структуре урока, обсудить содержание и форму презентации, время на ее защиту. С презентацией, созданной студентом, лучше познакомиться заранее.
Презентация может быть как сопровождение при защите реферата.
Презентация может быть как «конечный продукт» проектной деятельности на уроке.
4. Презентация - обобщающие уроки
С помощью презентации можно подготовить и обобщающие уроки. Задача такого урока - собрать все наблюдения, сделанные в процессе обучения, в единую систему целостного восприятия темы, но уже на уровне более глубокого понимания.
Схемы, таблицы, тезисное расположение материала позволяют представить изученный материал целостно. Кроме того, выводы и схемы могут появляться постепенно, после обсуждения или опроса учащихся. Благодаря презентации можно все время контролировать работу группы.
5. Презентация практические и лабораторные работы.
(Демонстрация уроков.
Проверка домашнего задания.
Фрагмент урока: выводы.
Объяснение материала и закрепление.)
Преимущества ИКТ для студентов:
- Делает занятия интересными.
- Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развивает личные и социальные качества.
- Понимание более сложного материала приходит в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала.
При помощи персонального компьютера студент может...
1. Готовить домашние задания:
просматривать энциклопедии на CD-ROM, интерактивно познавая окружающий мир.
2. Представлять свои идеи:
пользоваться удобными приложениями для создания визуальных презентаций.
3. Готовиться к экзаменам:
сделать компьютер "репетитором", делающим обучение интереснее, быстрее и эффективнее.
4. Вести исследовательскую работу:
пользоваться обширными ресурсами предельно актуальных информационных ресурсов Интернета в любое время.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на заседании ЦМК по теме "Артериальное давление"
Материалы для выступления на заседании ЦМК Специальных дисциплин № 4 препдставляют собой подборку актуальных минформационных материалов по проблеме артериальное давление, алгоритмов измерения и профес...
Выступление на заседании ЦМК по теме "Контрольно-оценочные средства"
Из опыта работы над контрольно оценочными средствами по профессиональному модулю : «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих и должностям служащих» по специальностям Акушерско...
Выступление на заседании предметно-цикловой комиссии
Компетентностный подход к выполнению и защите выпускной квалификационной работы...
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАСЕДАНИИ ПЦК «Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения на примере общеобразовательных дисциплин» Коммуникативные действия
Материал содержит презентацию и теоретические выкладки по теме. Выкладки получились весьма забавны и вполне научно логичны...
Выступление на заседании П(Ц)К на тему «Формы итогового контроля на уроках ОБЖ и БЖ»
В современной педагогике обучение, в наиболее общем смысле, характеризуется, как процесс активного целенаправленного взаимодействия между обучающим и обучаемым, учителем и учеником, в результате котор...
Выступление на заседании кафедры
Рекомендации по оформлению методических указаний...
Выступление на заседании МЦК на тему "Электронные УМК"
В нашу жизнь и педагогическую деятельность прочно вошли информационные технологии, для которых компьютер выступает не только как средство обучения, но и как средство рационального размещения и распред...