Методическое пособие по обучению чтению технических и научных текстов
методическая разработка на тему

Тарских Наталья Александровна

Методическое пособие по обучению  чтению технических текстов предназначено для преподавателей и мастеров производственного обучения  учреждений начального профессионального образования

1)    В педагогической практике последних лет  сложилась ситуация, когда развитие  читательской компетенции ограничивается фактически начальной школой, в средней школе на уроках естественнонаучных дисциплин тексты учебников, начиная уже с 5-6-го класса,  используют общенаучный понятийный аппарат, так как будто навык его формирования уже завершен. Исключения составляют тексты литературных произведений.

2)    Не существует общепризнанных методик работы  с техническими текстами, на базе которых строится обучение в начальном профессиональном образовании. Современная педагогика сосредотачивается на формировании общекультурных и коммуникативных  компетенций, а так же ограничивает читательскую компетенцию сферой анализа художественного текста.

Таким образом, практическая значимость разрабатываемого методического пособия будет заключаться в возможности использования его на уроках НПО и СПО при изучении как общепрофессиональных модулей, так и специальных  при активном чтении учебника. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Текст в формате doc 269.5 КБ
Office presentation icon tekhnika_aktivnogo_chteniya_uchebnika.ppt1.81 МБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное образовательное  учреждение

среднего профессионального образования  Калининградской области

         «Колледж сервиса и туризма»

Методическое пособие по обучению  чтению технических текстов:  предназначено для преподавателей и мастеров производственного обучения  учреждений начального профессионального образования

Тарских Н.А.

Калининград 2013


Содержание

Введение        

1. Обоснование дидактической целесообразности предлагаемой методической разработки        

1.1        Проблемы формирования читательских компетенций        

1.2        Типология приемов работы с текстом        

2.2. Примеры заданий для выработки навыка активного чтения        

Заключение        

Литература        


Введение

Методическое пособие по обучению  чтению технических текстов предназначено для преподавателей и мастеров производственного обучения  учреждений начального профессионального образования

  1. В педагогической практике последних лет  сложилась ситуация, когда развитие  читательской компетенции ограничивается фактически начальной школой, в средней школе на уроках естественнонаучных дисциплин тексты учебников, начиная уже с 5-6-го класса,  используют общенаучный понятийный аппарат, так как будто навык его формирования уже завершен. Исключения составляют тексты литературных произведений.
  2. Не существует общепризнанных методик работы  с техническими текстами, на базе которых строится обучение в начальном профессиональном образовании. Современная педагогика сосредотачивается на формировании общекультурных и коммуникативных  компетенций, а так же ограничивает читательскую компетенцию сферой анализа художественного текста.

Таким образом, практическая значимость разрабатываемого методического пособия будет заключаться в возможности использования его на уроках НПО и СПО при изучении как общепрофессиональных модулей так и специальных  при активном чтении учебника.


1. Обоснование дидактической целесообразности предлагаемой методической разработки

  1. Проблемы формирования читательских компетенций

Проблема формирования читательской компетенции технических текстов имеет надпредметный характер и в той или  иной степени описывается педагогикой, инженерной психологией, философией, информатикой, библиографией и семиотикой.

Вся острота проблемы особенностей восприятия учебных текстов вскрылась в России после того, как наша страна приняла участие в исследованиях  PIRLS для младшего школьного возраста и PISA для старшего. Исследования 2009 года показали, что Россия не только  отстает от ведущих стран по грамотности чтения, но имеет две специфические особенности [4]:

  1. учащиеся не могут размышлять о прочитанном, а могут только извлекать информацию из текста, как поисковые машины Интернета;
  2. к 9-му классу способность российских учащихся встраивать прочитанное в свою систему знаний падает почти в половину по сравнению с младшей возрастной группой.

Следовательно, ко времени поступления учащихся в учреждения НПО (СПО) педагоги  профессионального образования сталкиваются с неумением учащихся  воспринимать специфические тексты учебников, а том числе анализировать эмпирические зависимости, представленные в виде схем, символьных изображений и графиков.

Пытаясь исправить ситуацию, педагоги действуют двумя методами:

  1. исключают учебники из педагогического процесса, подменяя их своими собственными разработками, фактически сводя подачу учебного материала к «объяснению на пальцах»;
  2. изобретают собственные учебные материалы, год от года все более напоминающие раскрашенные комиксы.

И тот, и другой путь является тупиковым, так как, чем больше творческих  усилий педагоги прикладывают в этом направлении, тем меньше учащиеся способны работать с техническими текстами.

Исследователи российских результатов PISA приходят к выводу, что «именно так устроены наши учебники; так построены вопросы к параграфам» [1].  Вопросы к тексту предназначаются для воспроизведения репродуктивных знаний, именно поэтому российским учащимся нет равных в поиске информации по ключевым словам.  


  1. Типология приемов работы с текстом

Приемов работы с текстом много [1]:

  • составление вопросов к нему;
  • структуризация особым образом;
  • пометки на полях;
  • «драмогерменевтика» или видоизмененная театрализация;
  • эссе;
  • отсроченная догадка;
  • кубик Блума;
  • оценка текста.

Освоив хотя бы некоторые из них, педагог получает шанс вернуть учебник в урок как дидактическую единицу, а как же  получить активное чтение, которого мы и добиваемся на занятиях по спецтехнологии. В идеале, обучившийся  приемам активного чтения технических текстов, учащийся получает инструмент для освоения всего объема знаний предлагаемых научной технической литературой.

Поэтому методическое пособие с описанием разработанных дидактических приемов работы с текстом учебного пособия является дидактически целесообразным.


2.2. Примеры заданий для выработки навыка активного чтения

  1. Составление вопросов к тексту (см. рис. 1) хорошо описано в пособии А. Гина [3].

Суть расширяющего вопроса сводится к рассмотрению материала под другим углом. Сравним три вопроса: репродуктивный - почему воздух надо ионизировать, чтобы возникла сварочная дуга? расширяющий: почему нас не бьет током, всякий раз, когда возникает   сварочная дуга?

развивающий: почему во время грозы молния может ударить в дерево или человека, ведь воздух не проводит электрический ток?

  1. Структуризация текста (см. рис. 2) сводится либо к составлению таблицы, либо графа для выявления смысловых связей между понятиями.

Например, преподаватель может предложить достроить граф вниз, при этом можно только рисовать и подписывать 1-2 -мя словами, то есть составить опорный мини-конспект.

  1. пометки на полях  предполагают встраивание новых знаний в существующую систему учащегося. Для этого надо иметь текст учебника на листочках, в качестве раздаточного материала, где учащийся мог бы  подчеркнуть,  пометить знаками - знал; не знал, – участка текста.

Разновидностью такого задания является эссе по заданному тексту, например, написанное в трех - пяти предложениях. «Раньше я слышал только об эмиссии денег, но эмиссия происходит и в металлах. Оказывается, чтобы вырваться с поверхности металла электрону там должно быть жарко примерно как человеку в парилке, ну раз в 40 жарче. Тогда они бегут оттуда, и это называется термоэлектронной эмиссией. Можно и не греть металл, но тогда надо воздействовать на пример электрическим полем, чтобы электрон мог покинуть металл, тогда это называет автоэлектронной эмиссии. Но, так или иначе, принцип один и тот же: надо дать электрону энергию,  чтобы он смог удрать из металла »

  1. Следующий прием называется  «драмогерменевтика» или видоизмененная театрализация, его удобно проводить с какими-либо предметами.

До чтения учебника учащимся на мини-группу, или на парту выдаются предметы: веревочку, палочки, что угодно, их задача проиллюстрировать  процессы,  протекающие в сварочной дуге. Например, с помощью веревочки, на которую дуют можно изобразить явление магнитного дутья.

  1. Прием «отсроченная догадка» заключается в том, что в начале урока преподаватель приводит какой-либо интересный интригующий факт, который объяснить можно только изучив материал урока по учебнику.
  2. Кубик Блума –  это в таксонометрии  (см. рис. 3) Блума  –  те же вопросы, что и у Гина, но на гранях написаны слова «Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись».

Естественно, что часть из них - репродуктивные. А последние три - развивающие или расширяющие. Юноши, изучающие рабочую специальность, могут и не захотеть играть в кубики, но начало вопросов можно написать на разрезанной бумаге и выдавать как экзаменационные билеты, чистой стороной кверху.

  1. Оценка текста - это критическое отношение к тексту без его прочтения, а лишь беглый просмотр. Например, до чтения текста задаются вопросы: какой термин чаще всего встречается и  почему?  Объясните группе без слов, только жестами смысл третьего абзаца и т.д.

Заключение

Преподаватели специальных  и общепрофессиональных дисциплин, как никто иной, знакомы с проблемой отсутствия у учащихся навыков работы с техническими текстами. Поэтому целью разработки было составление методических рекомендаций при работе с текстов учебника.

В процессе написания пособия были  решены следующие задачи:

  • изучены литературные источники по избранной теме;
  • обобщен опыт в области обучения работы с текстом как дидактической единицей учебного материала;
  • разработаны методические рекомендации по работе со специальными текстами на уроках спецтехнологии.

Технические тексты изобилуют специальными научными терминами, которые плохо запоминаются и требуют приемов научного абстрагирования, но  и для таких текстов вполне можно применять известные в области гуманитарного знания дидактические рецепты:   составление вопросов к нему;         структуризация особым образом;         пометки на полях; «драмогерменевтика» или видоизмененная театрализация  и так далее.

 Увлечь, завлечь и развлечь не зря имеют общий корень «влечение», влечение к работе с трудными текстами, в итоге,  создает большее чувство удовольствие от преодоления сложного материала, чем собственное, пусть захватывающее,  выступление  преподавателя у доски.


 Литература

1. Аствацатуров Г.Щ. Техника активно-продуктивного чтения//Педтехника// Дидактор - didaktor.ru// Доступ: http://bit.ly/R4cPVl 

2. Беспалько В.П. Природосообразная педагогика– М.: Народное образование, 2008. - 512 с

3. Гин А. Приемы педагогической техники : пособие для учителя / А. А. Гин. — 5-е изд. — М: Вита-Пресс, 2004. — 88 с.

4. Итоги и результаты PISA 2009 в России// eduhelp.info// Доступ: http://bit.ly/Qf5Xr5 

5. Педагогическая таксономия Блюма Доступ:  http://bit.ly/NnRIz8 

6. Шалунова, Марина Геровна. Практикум по методике профессионального обучения : учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] / М. Г. Шалунова, Н. Е. Эрганова ; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. — Екатеринбург : Издательство РГППУ, 2005. — 66 с.

7. Эрганова Н. Е., Введение в технологии профессионального обучения. научное издание : [монография] - Екатеринбург : РГППУ , 2009 - 151 с. ; 22 смПриложения

Рис. 1. Типология вопросов к тексту по А. Гину

Рис. 2. Граф учебный

Рис. 3. Уровни познания по Блуму


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие «Практические занятия по математике» для студентов технических специальностей СПО

Учебно-методическое пособие представляет собой руководство к решению задач по некоторым разделам дисциплины ЕН.01 МАТЕМАТИКА для технических специальностей СПО и предназначено для помощи обучающимся п...

Методическое пособие для обучающихся "Технические условия на раскрой"

Методическое пособие для обучающихся "Технические условия на раскрой"...

Учебно-методическое пособие курсовой работы для оценки результатов освоения ПМ 02. Организация деятельности коллектива исполнителей для специальности 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» (на базе основного общего образова

Настоящее пособие составлено в соответствии с требованиями к данному виду пособий, представляет собой практические задания для студентов техничсекого отделения. Пособие состоит из содержания, поясните...

Учебно-методическая пособие на тему: «Технический уход за швейным оборудованием на рабочем месте»

Одно из важных требований правильной эксплуатации швейной машины - это своевременная смазка узлов и механизмов специальным швейным маслом, марка которого указана в руководстве по эксплуатации швейной ...

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО КУРСОВОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ МДК.01.02 ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ И ОБСЛУЖИВАНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО И ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ ПМ.01 Организация технического обслуживания и ремонта электрического и электромеханического о

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО КУРСОВОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ МДК.01.02 ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ И ОБСЛУЖИВАНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО И ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ ПМ.01 Организация техническ...

Методическое пособие «Технические диктанты, как средство контроля знаний по технической механике»

В данном методическом пособии предлагаются рекомендации по составлению технических диктантов, доказывается актуальность их применения на занятиях как одного из видов фронтального контроля знаний, прив...

Методическое пособие Разработка урока учебной практики ПМ.01 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» УП.01.01 Учебная практика «Слесарное дело и технические измерения» Тема программы: №3«Разметка плоских поверхностей -6 ч»

Методическое пособие Разработка урока учебной практикиПМ.01 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» УП.01.01 Учебная практика «Слесарное дело и технические измерения»...