Методическое пособие по обучению чтению технических и научных текстов
методическая разработка на тему
Методическое пособие по обучению чтению технических текстов предназначено для преподавателей и мастеров производственного обучения учреждений начального профессионального образования
1) В педагогической практике последних лет сложилась ситуация, когда развитие читательской компетенции ограничивается фактически начальной школой, в средней школе на уроках естественнонаучных дисциплин тексты учебников, начиная уже с 5-6-го класса, используют общенаучный понятийный аппарат, так как будто навык его формирования уже завершен. Исключения составляют тексты литературных произведений.
2) Не существует общепризнанных методик работы с техническими текстами, на базе которых строится обучение в начальном профессиональном образовании. Современная педагогика сосредотачивается на формировании общекультурных и коммуникативных компетенций, а так же ограничивает читательскую компетенцию сферой анализа художественного текста.
Таким образом, практическая значимость разрабатываемого методического пособия будет заключаться в возможности использования его на уроках НПО и СПО при изучении как общепрофессиональных модулей, так и специальных при активном чтении учебника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 269.5 КБ |
![]() | 1.81 МБ |
Предварительный просмотр:
Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Калининградской области «Колледж сервиса и туризма» |
Методическое пособие по обучению чтению технических текстов: предназначено для преподавателей и мастеров производственного обучения учреждений начального профессионального образования
Тарских Н.А.
Калининград 2013
Содержание
Введение
1. Обоснование дидактической целесообразности предлагаемой методической разработки
1.1 Проблемы формирования читательских компетенций
1.2 Типология приемов работы с текстом
2.2. Примеры заданий для выработки навыка активного чтения
Заключение
Литература
Методическое пособие по обучению чтению технических текстов предназначено для преподавателей и мастеров производственного обучения учреждений начального профессионального образования
- В педагогической практике последних лет сложилась ситуация, когда развитие читательской компетенции ограничивается фактически начальной школой, в средней школе на уроках естественнонаучных дисциплин тексты учебников, начиная уже с 5-6-го класса, используют общенаучный понятийный аппарат, так как будто навык его формирования уже завершен. Исключения составляют тексты литературных произведений.
- Не существует общепризнанных методик работы с техническими текстами, на базе которых строится обучение в начальном профессиональном образовании. Современная педагогика сосредотачивается на формировании общекультурных и коммуникативных компетенций, а так же ограничивает читательскую компетенцию сферой анализа художественного текста.
Таким образом, практическая значимость разрабатываемого методического пособия будет заключаться в возможности использования его на уроках НПО и СПО при изучении как общепрофессиональных модулей так и специальных при активном чтении учебника.
1. Обоснование дидактической целесообразности предлагаемой методической разработки
Проблема формирования читательской компетенции технических текстов имеет надпредметный характер и в той или иной степени описывается педагогикой, инженерной психологией, философией, информатикой, библиографией и семиотикой.
Вся острота проблемы особенностей восприятия учебных текстов вскрылась в России после того, как наша страна приняла участие в исследованиях PIRLS для младшего школьного возраста и PISA для старшего. Исследования 2009 года показали, что Россия не только отстает от ведущих стран по грамотности чтения, но имеет две специфические особенности [4]:
- учащиеся не могут размышлять о прочитанном, а могут только извлекать информацию из текста, как поисковые машины Интернета;
- к 9-му классу способность российских учащихся встраивать прочитанное в свою систему знаний падает почти в половину по сравнению с младшей возрастной группой.
Следовательно, ко времени поступления учащихся в учреждения НПО (СПО) педагоги профессионального образования сталкиваются с неумением учащихся воспринимать специфические тексты учебников, а том числе анализировать эмпирические зависимости, представленные в виде схем, символьных изображений и графиков.
Пытаясь исправить ситуацию, педагоги действуют двумя методами:
- исключают учебники из педагогического процесса, подменяя их своими собственными разработками, фактически сводя подачу учебного материала к «объяснению на пальцах»;
- изобретают собственные учебные материалы, год от года все более напоминающие раскрашенные комиксы.
И тот, и другой путь является тупиковым, так как, чем больше творческих усилий педагоги прикладывают в этом направлении, тем меньше учащиеся способны работать с техническими текстами.
Исследователи российских результатов PISA приходят к выводу, что «именно так устроены наши учебники; так построены вопросы к параграфам» [1]. Вопросы к тексту предназначаются для воспроизведения репродуктивных знаний, именно поэтому российским учащимся нет равных в поиске информации по ключевым словам.
- Типология приемов работы с текстом
Приемов работы с текстом много [1]:
- составление вопросов к нему;
- структуризация особым образом;
- пометки на полях;
- «драмогерменевтика» или видоизмененная театрализация;
- эссе;
- отсроченная догадка;
- кубик Блума;
- оценка текста.
Освоив хотя бы некоторые из них, педагог получает шанс вернуть учебник в урок как дидактическую единицу, а как же получить активное чтение, которого мы и добиваемся на занятиях по спецтехнологии. В идеале, обучившийся приемам активного чтения технических текстов, учащийся получает инструмент для освоения всего объема знаний предлагаемых научной технической литературой.
Поэтому методическое пособие с описанием разработанных дидактических приемов работы с текстом учебного пособия является дидактически целесообразным.
2.2. Примеры заданий для выработки навыка активного чтения
- Составление вопросов к тексту (см. рис. 1) хорошо описано в пособии А. Гина [3].
Суть расширяющего вопроса сводится к рассмотрению материала под другим углом. Сравним три вопроса: репродуктивный - почему воздух надо ионизировать, чтобы возникла сварочная дуга? расширяющий: почему нас не бьет током, всякий раз, когда возникает сварочная дуга?
развивающий: почему во время грозы молния может ударить в дерево или человека, ведь воздух не проводит электрический ток?
- Структуризация текста (см. рис. 2) сводится либо к составлению таблицы, либо графа для выявления смысловых связей между понятиями.
Например, преподаватель может предложить достроить граф вниз, при этом можно только рисовать и подписывать 1-2 -мя словами, то есть составить опорный мини-конспект.
- пометки на полях предполагают встраивание новых знаний в существующую систему учащегося. Для этого надо иметь текст учебника на листочках, в качестве раздаточного материала, где учащийся мог бы подчеркнуть, пометить знаками - знал; –не знал, – участка текста.
Разновидностью такого задания является эссе по заданному тексту, например, написанное в трех - пяти предложениях. «Раньше я слышал только об эмиссии денег, но эмиссия происходит и в металлах. Оказывается, чтобы вырваться с поверхности металла электрону там должно быть жарко примерно как человеку в парилке, ну раз в 40 жарче. Тогда они бегут оттуда, и это называется термоэлектронной эмиссией. Можно и не греть металл, но тогда надо воздействовать на пример электрическим полем, чтобы электрон мог покинуть металл, тогда это называет автоэлектронной эмиссии. Но, так или иначе, принцип один и тот же: надо дать электрону энергию, чтобы он смог удрать из металла »
- Следующий прием называется «драмогерменевтика» или видоизмененная театрализация, его удобно проводить с какими-либо предметами.
До чтения учебника учащимся на мини-группу, или на парту выдаются предметы: веревочку, палочки, что угодно, их задача проиллюстрировать процессы, протекающие в сварочной дуге. Например, с помощью веревочки, на которую дуют можно изобразить явление магнитного дутья.
- Прием «отсроченная догадка» заключается в том, что в начале урока преподаватель приводит какой-либо интересный интригующий факт, который объяснить можно только изучив материал урока по учебнику.
- Кубик Блума – это в таксонометрии (см. рис. 3) Блума – те же вопросы, что и у Гина, но на гранях написаны слова «Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись».
Естественно, что часть из них - репродуктивные. А последние три - развивающие или расширяющие. Юноши, изучающие рабочую специальность, могут и не захотеть играть в кубики, но начало вопросов можно написать на разрезанной бумаге и выдавать как экзаменационные билеты, чистой стороной кверху.
- Оценка текста - это критическое отношение к тексту без его прочтения, а лишь беглый просмотр. Например, до чтения текста задаются вопросы: какой термин чаще всего встречается и почему? Объясните группе без слов, только жестами смысл третьего абзаца и т.д.
Преподаватели специальных и общепрофессиональных дисциплин, как никто иной, знакомы с проблемой отсутствия у учащихся навыков работы с техническими текстами. Поэтому целью разработки было составление методических рекомендаций при работе с текстов учебника.
В процессе написания пособия были решены следующие задачи:
- изучены литературные источники по избранной теме;
- обобщен опыт в области обучения работы с текстом как дидактической единицей учебного материала;
- разработаны методические рекомендации по работе со специальными текстами на уроках спецтехнологии.
Технические тексты изобилуют специальными научными терминами, которые плохо запоминаются и требуют приемов научного абстрагирования, но и для таких текстов вполне можно применять известные в области гуманитарного знания дидактические рецепты: составление вопросов к нему; структуризация особым образом; пометки на полях; «драмогерменевтика» или видоизмененная театрализация и так далее.
Увлечь, завлечь и развлечь не зря имеют общий корень «влечение», влечение к работе с трудными текстами, в итоге, создает большее чувство удовольствие от преодоления сложного материала, чем собственное, пусть захватывающее, выступление преподавателя у доски.
1. Аствацатуров Г.Щ. Техника активно-продуктивного чтения//Педтехника// Дидактор - didaktor.ru// Доступ: http://bit.ly/R4cPVl
2. Беспалько В.П. Природосообразная педагогика– М.: Народное образование, 2008. - 512 с
3. Гин А. Приемы педагогической техники : пособие для учителя / А. А. Гин. — 5-е изд. — М: Вита-Пресс, 2004. — 88 с.
4. Итоги и результаты PISA 2009 в России// eduhelp.info// Доступ: http://bit.ly/Qf5Xr5
5. Педагогическая таксономия Блюма Доступ: http://bit.ly/NnRIz8
6. Шалунова, Марина Геровна. Практикум по методике профессионального обучения : учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] / М. Г. Шалунова, Н. Е. Эрганова ; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. — Екатеринбург : Издательство РГППУ, 2005. — 66 с.
7. Эрганова Н. Е., Введение в технологии профессионального обучения. научное издание : [монография] - Екатеринбург : РГППУ , 2009 - 151 с. ; 22 смПриложения
Рис. 1. Типология вопросов к тексту по А. Гину
Рис. 2. Граф учебный
Рис. 3. Уровни познания по Блуму
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие «Практические занятия по математике» для студентов технических специальностей СПО
Учебно-методическое пособие представляет собой руководство к решению задач по некоторым разделам дисциплины ЕН.01 МАТЕМАТИКА для технических специальностей СПО и предназначено для помощи обучающимся п...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/18/picture-483239-1411054191.jpg)
Методическое пособие для обучающихся "Технические условия на раскрой"
Методическое пособие для обучающихся "Технические условия на раскрой"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/08/picture-238901-1415463089.jpg)
Учебно-методическое пособие курсовой работы для оценки результатов освоения ПМ 02. Организация деятельности коллектива исполнителей для специальности 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» (на базе основного общего образова
Настоящее пособие составлено в соответствии с требованиями к данному виду пособий, представляет собой практические задания для студентов техничсекого отделения. Пособие состоит из содержания, поясните...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/27/picture-800041-1467043650.jpg)
Учебно-методическая пособие на тему: «Технический уход за швейным оборудованием на рабочем месте»
Одно из важных требований правильной эксплуатации швейной машины - это своевременная смазка узлов и механизмов специальным швейным маслом, марка которого указана в руководстве по эксплуатации швейной ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/22/picture-977133-1511355981.jpg)
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО КУРСОВОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ МДК.01.02 ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ И ОБСЛУЖИВАНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО И ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ ПМ.01 Организация технического обслуживания и ремонта электрического и электромеханического о
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО КУРСОВОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ МДК.01.02 ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ И ОБСЛУЖИВАНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО И ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ ПМ.01 Организация техническ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/06/picture-1017915-1549412500.jpg)
Методическое пособие «Технические диктанты, как средство контроля знаний по технической механике»
В данном методическом пособии предлагаются рекомендации по составлению технических диктантов, доказывается актуальность их применения на занятиях как одного из видов фронтального контроля знаний, прив...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/12/picture-591889-1423740917.jpg)
Методическое пособие Разработка урока учебной практики ПМ.01 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» УП.01.01 Учебная практика «Слесарное дело и технические измерения» Тема программы: №3«Разметка плоских поверхностей -6 ч»
Методическое пособие Разработка урока учебной практикиПМ.01 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» УП.01.01 Учебная практика «Слесарное дело и технические измерения»...