Открытый урок по химии "Энергия и пища"
методическая разработка по теме

Береснева Инна Сергеевна

Данный урок проводится при изучении темы:"Тепловой эффект химической реакции". Цели урока: сформировать понятие энергетической ценности пищи, рассмотреть энергетический баланс организма, показать необходимость создания условий относительного равновесия между энергией потребляемой и расходуемой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon energiya_i_pishcha.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ НПО ПЛ № 10 им. Ю.А. Гагарина г. Люберцы

Методическая разработка по предмету: «Химия»

Тема: «Энергия и пища»

Преподаватель Береснева И.С.

2010-2011 уч. г.

Цели урока: усиление практической направленности темы «Тепловые эффекты химических реакций», актуализация знаний учащихся об энергетике организма. Сформировать понятие энергетической ценности пищи. Рассмотреть энергетический баланс организма. Показать необходимость создания условий относительного равновесия  между энергией потребляемой и расходуемой.

  1. Организационный момент.
  2. Введение в учебную деятельность.

Учитель: В живых организмах протекают биохимические процессы, такие как  работа мышц, поддержание температуры тела, передача первичных импульсов и т.д. Осуществление всех этих процессов требует затраты энергии. А восполняет всю эту затрату – питание.

Учитель называет тему проекта (слайд 1), цели проекта (слайд 2) и ставит учебные  задачи   (слайд 3).

 

Слайд 4

- Какие вещества являются главными компонентами питания?

Учащиеся:  Белки, жиры и углеводы – основные компоненты питания.

Учитель: Какие превращения претерпевают эти вещества в организме?

Учащиеся: В процессе пищеварения белки, жиры и углеводы, являясь сложными веществами, окисляются и распадаются на более простые, и при этом выделяется энергия.  

Учитель: Энергетическая ценность пищи (калорийность) – количество энергии, которое выделяется при окислении белков, жиров и углеводов.

Энергию выражают в ккал/ 100 г продукта.

Слайд 5

- Как рассчитать энергетическую ценность продукта?

- Исходя из состава продукта и калорийности  отдельных компонентов, можно рассчитать энергетическую ценность по формуле:

Е = ∑  ei mi    , где

ei калорийность компонентов

mi – массовая доля компонента, г/100 г

 В таблице 1. приведены  значения калорийности  белков, жиров и углеводов

- Учитель предлагает решить практическую задачу:  рассчитайте энергетическую ценность белого хлеба, если  100 г этого продукта  содержат:   белки- 7,8 г, жиры – 6,1 г и углеводы – 52, 2 г.

Энергетическая ценность большинства продуктов питания давно уже рассчитана. Существует несметное число таблиц и памяток, позволяющих рассчитать число съеденных калорий (таблица 1). Кроме того, на этикетках пищевых продуктов указана их энергетическая ценность.

- Сравните и сделайте вывод относительно энергетической ценности данных продуктов.

Учащиеся: калорийность хлеба больше, чем у молока, т.к

Слайд 6

Как классифицируют продукты питания?

- По калорийности пищевые продукты делятся на 4 группы

1. Особовысокоэнергетичные

2. Высокоэнергетичные

3. Среднеэнергктичные

4. Низкоэнергетичные

- Внимательно прочитайте этикетки пищевых продуктов и найдите сведения об их энергетической ценности, определите, к какой из групп они относятся.

 

Учитель:  Каково же основное назначение пищи?

Учащиеся: Пища- это источник энергии для организма.

Слайд 7

На что же расходуется энергия, которая высвобождается при усвоении пищи?

Энергия, которая образуется при усвоении пищи, расходуется на осуществление трех главных функций: основной обмен, переваривание пищи, мышечная деятельность.

Слайд 8

Что такое основной обмен?

Основной обмен – минимальное количество энергии, необходимое человеку для поддержания жизни в состоянии полного покоя (сон в комфортных условиях)

Слайд 9

Сколько энергии требует переваривание пищи?

Переваривание пищи также требует затрат энергии.

Наибольший расход энергии требуется для переваривания белковой пищи и наименьший – для углеводов.

Слайд 10

Как формируются затраты на мышечную деятельность?

Мышечная деятельность требует различной энергии, которая зависит от физической активности (таблица 2).

Слайд 11.

Каков же суммарный расход энергии?

Суммарный расход энергии на выполнение всех функций, обеспечивающий процессы жизнедеятельности человека с учетом профессиональной деятельности представлены в таблице 3.

Слайд 12

Что говорят ученые?

Слайд 13.

Что показали исследования?

Слайд 14

Выводы

Итак, для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека должно соблюдаться относительное равновесие между энергией, которую человек получает с пищей и которую он расходует.

В случае положительного баланса избыток энергии будет накапливаться в виде жира.

Расчеты показали, что при длительном ежедневном превышении калорийности на 300 ккал, накопление жира составляет 15-30 г в день, а в год – от 5,4 до 10,8 кг


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиада по Информатике, конспект открытого урока, презентация к открытому уроку

Международный конкурс по информатике «Логика и компьютер» Рекомендуемое время выполнения заданий − 120 минут. 1. (2 балла) Какие записи, могут являться формулами в таб...

Открытый урок "Глобальные экологические проблемы" (Материалы к открытому уроку)

Материалы к открытому занятию по дисциплине "Биология" на тему "Глобальные экологические проблемы"...

ОТЧЕТ о проведении открытого урока по дисциплине «Банковское дело» на тему: «ПРОБЛЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА» МЕТОДИКА ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ Участники открытого урока: гр. 24«БД», гр. 31«БД»

ОТЧЕТо  проведении открытого урокапо дисциплине «Банковское дело»на тему: «ПРОБЛЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА» МЕТОДИКА ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДЕЛ...

4.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения четвертого открытого урока от МО муниципального уровня)

4.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения четвертого открытого ...

5.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения пятого открытого урока от МО муниципального уровня)

5.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения  пятого открытог...

2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения второго открытого уро...

Открытый урок по электротехнике. Технологическая карта открытого урока.

Открытый урок по электротехнике. Технологическая карта открытого урока....