Методическое руководство по проведению лабораторных опытов по естествознанию (химии).
методическая разработка по теме

Рожкова Наталья Васильевна

Методическое руководство содержит подробный материал по проведению лабораторных опытов по естествознанию (химии).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rukovodstvo_po_provedeniyu.doc116 КБ

Предварительный просмотр:

Руководство по проведению

лабораторных опытов

по естествознанию

(раздел «Химия»)

Разработала: преподаватель естествознания

первой квалификационной категории

Рожкова Наталья Васильевна

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

                                                                                                                                       

Правила техники безопасности при подготовке и проведении

лабораторных работ по химии

                               

Первая помощь при несчастных случаях в лаборатории

Таблица растворимости

Электрохимический ряд напряжения металлов

рН растворов

Определение катионов и анионов

Опыт 1. Зависимость скорости химической реакции от различных факторов (температуры, концентрации веществ, действия катализаторов)

Опыт 2. Реакции обмена в водных растворах электролитов

Опыт 3. Определение рН раствора солей

Опыт 4. Вытеснение хлором брома и йода из состава их солей

Опыт 5. Качественная  реакция на глицерин

Опыт 6. Химические свойства уксусной кислоты: взаимодействие с индикаторами, с металлами (Mg), с основаниями (Cu(OH)2) и основными оксидами (CuO)

Опыт  7. Обратимая  и необратимая денатурация белков

Литература

ВВЕДЕНИЕ

            Данное руководство по проведению лабораторных опытов по естествознанию (раздел «Химия») предназначено для обучающихся НПО.

             По программе предусмотрено 7  обязательных лабораторных опытов.             Работы могут выполняться в маленьких пробирках. Количество взятых веществ указано в каждом  опыте для каждого взятого вещества.

            Прежде чем приступить к выполнению лабораторного опыта, необходимо повторить соответствующие разделы учебника, познакомиться с содержанием лабораторных опытов и правилами техники безопасности. При проведении опытов следует внимательно наблюдать за происходящими изменениями, результаты наблюдений заносить в тетрадь, записи вести кратко, четко, а приборы зарисовывать.

             На первом занятии преподаватель даёт указания по оформлению лабораторных опытов. Обучающиеся  знакомятся с правилами техники безопасности и расписываются в журнале.

ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИИ ЛАБОРАТОРНЫХ ОПЫТОВ ПО ХИМИИ.

                 Опыт с небольшим количеством веществ снижает возможность несчастных случаев до минимума, но не исключает их полностью. Поэтому каждому работающему в химической лаборатории нужно знать и строго выполнять все правила техники безопасности.

  1. Работая в химической  лаборатории, необходимо соблюдать большую осторожность. Помнить, что неаккуратность, невнимательность, недостаточное знакомство с приборами и свойствами химических веществ могут повлечь за собой несчастный случай.
  2. Приступать к выполнению задания можно только после разрешения преподавателя.
  3. Химические реакции выполнять с такими количествами и концентрациями веществ, в такой посуде и приборах, как это указано .
  4. Производить опыты в чистой посуде.
  5. Внимательно прочесть надпись на этикетке, прежде чем взять вещество для опыта.
  6. Все опыты, сопровождающиеся выделением ядовитых, летучих и неприятно пахнущих веществ (например, выпаривание, кипячение растворов кислот, а также растворов, содержащих галогены, аммиак, сероводород и т.д.), проводить в вытяжном шкафу.
  7. Выполняя опыты со взрывчатыми, легко воспламеняющимися веществами или кислотами  и щелочами, помимо соблюдения всех других мер предосторожности, работать стоя. Поджигать выделяющиеся газы и пары можно только после предварительной проверки их на чистоту, так как смесь горючего газа с воздухом взрывается.
  8. Наливая или нагревая реактивы, не наклоняться над сосудом, так как возможно разбрызгивание и даже выброс жидкости. Нагревая пробирки, колбы, стаканы, не держать их отверстием к себе или в сторону находящихся рядом товарищей.
  9. Нюхать выделяющиеся газы издали, помахивая рукой от сосуда к себе.
  10. Реактивы не пробовать на вкус, так как большинство из них ядовиты.
  11. При работе с газоотводной трубкой убирать горелку из-под пробирки с реакционной смесью можно лишь тогда, когда конец газоотводной трубки, опущенный в жидкость, удалён из неё. Если убрать горелку преждевременно, то жидкость засосёт в реакционную пробирку и может произойти разбрызгивание её.
  12. В лабораторной комнате находятся огнетушители, ящик с песком, аптечка с медикаментами.
  13. Держать дальше от огня легковоспламеняющиеся вещества: эфир, бензин, спирт, бензол и др. Если воспламеняется бензин, спирт или эфир, надо немедленно накрыть пламя асбестом или засыпать песком.
  14. Осторожно пользоваться газовыми горелками или спиртовками. Спиртовку не зажигать, наклоняя её к другой горящей спиртовке; гасить спиртовку, накрывая её сверху колпачком.
  15. В случае возникновения пожара в лаборатории немедленно позвонить в пожарную охрану по телефону 01.
  16. В случае ожога лица, рук кислотой или щелочью необходимо оказать пострадавшему первую помощь.

                     После ознакомления с правилами техники безопасности каждый обучающийся должен расписаться  в специальном журнале.

                      С первого же занятия в лаборатории обучающиеся, преподаватель и лаборант должны работать в белых халатах.

ПЕРВАЯ ПОМОШЬ ПРИ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЯХ В ЛАБОРАТОРИИ.

  1. При ранении стеклом убедиться, что в ранке не осталось стекла, быстро протереть ранку ваткой, смоченной спиртом, смазать йодом и забинтовать.
  2. При горячих (термических) ожогах на обожженное место наложить повязку из марли, смоченной концентрированным раствором перманганата калия, или смазать это место мазью от ожогов. Если нет перманганата калия и мази, рекомендуется присыпать обожженное место гидрокарбонатом натрия (питьевой содой) и приложить бинт, смоченный холодной водой.
  3. В случае ожога лица, рук кислотой или щелочью немедленно обмыть поражённое место большим количеством воды (мыть под краном минут пять), а затем:
  • при ожоге кислотами обмыть 2%-ным раствором питьевой соды или слабым раствором нашатырного спирта,
  • при ожоге щелочами обмыть 1%-ным раствором уксусной или лимонной кислоты. В обоих случаях после этого наложить повязку из бинта, смоченного спиртом,
  • при попадании кислоты или щелочи в глаза необходимо промыть их большим количеством воды, а затем:
  • при попадании кислоты промыть разбавленным раствором питьевой соды,
  • при попадании щелочи -1%-ным раствором борной кислоты.
  1. Если необходимо, то пострадавшего, после оказания первой помощи, немедленно доставить в медпункт или в поликлинику.

ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКИЙ РЯД НАПРЯЖЕНИЙ МЕТАЛЛОВ.

Li…Rb…K…Ba…Sr…Ca…Na…Mg…Al…Mn…Zn…Cr…Fe…Cd…Co…Ni…Sn…Rb…H…Sb…Bi…Cu…Hg…Ag…Pd…Pt…Au

рН раствора

В кислых растворах рН меньше 7.

В нейтральных растворах рН равно 7.

В щелочных растворах рН больше 7.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КАТИОНОВ И АНИОНОВ

Определяемый ион

Реактив

Результат реакции

Н+

Индикаторы

Изменение окраски

Ag+

Cl

Белый осадок

Cu2+

OH

S2 –

Синий осадок

Черный осадок

Окрашивание пламени в сине-зеленый цвет.

Fe2+

OH

Белый хлопьевидный осадок, на воздухе зеленеет

Fe3+

OH

Осадок бурого цвета

Zn2+

OH

S2 –

Белый осадок, при избытке ОН- растворяется

Белый осадок

Al3+

OH

Осадок серого цвета, при избытке ОН- растворяется

NH+4

OH

Запах аммиака

Ba2+

SO2 –4

Белый осадок

Окрашивание пламени  в желто-зеленый цвет

Ca2+

CO2 –3

Белый осадок

Окрашивание пламени в кирпично- красный цвет

Na+

 

Цвет пламени желтый(через кобальтовое стекло)

K+

Цвет пламени фиолетовый(через кобальтовое стекло)

Cl

Ag+

H2SO4

Белый осадок

Выделение бесцветного газа с резким запахом(HCI)

Br -

Ag+

H2SO4

Желтоватый осадок

Выделение SO2 и Br2 (бурый цвет)

I-

Ag+

H2SO4

Жёлтый осадок

Выделение H2S и I2 (фиолетовый цвет)

SO2-3

H+

Выделение SO2 –газа с резким запахом, обесцвечивающим раствор фуксина

CO2-3

H+

Выделение газа без запаха, вызывающего помутнение известковой воды

CH3COO-

H2SO4

Появление запаха уксусной кислоты

NO-3

H2SO4   (конц.)

 и Cu

Выделение бурого газа

SO2-4

Ba2+

Белый осадок

PO3-4

Ag+

Жёлтый осадок

OH-

Индикаторы

Изменение окраски индикаторов

Литература

                                     основная

  1. Естествознание 10-11 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией проф. И.Ю.Алексашиной. М.: Просвещение, 2008
  2. Ю.М. Ерохин. Химия. –М., Academa, 2006.
  3. Ф.Г. Фельдман, Г.Е. Рудзитис. Основы общей химии. – М., Просвещение, 2006.
  4. Л.А. Цветков. Органическая химия. – М., Просвещение, 2006.
  5. М.А.Фахретдинова, Н.И.Нагимова, Л.Б.Глазунова. Лабораторные работы и практические занятия в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования. Методические рекомендации. Ульяновск, 2010

                                 дополнительная

  1. В.Е. Липатников, В.А. Скоробогатов. Лабораторные работы по неорганической и органической химии. – М., Высшая школа, 2006.
  2. Справочник по химии. Пособие для учащихся. – М., Просвещение, 2006.
  3. А.В. Суворов, А.Б. Никольский. Общая химия. – С-Пб., Химия, 2007.

Лабораторный опыт №1

Тема: «Зависимость скорости химической реакции от различных факторов (температуры, концентрации веществ, действия катализаторов)»

Цель занятия: убедиться во влиянии температуры, концентрации веществ, катализаторов на скорость химических реакций.

Приборы и реактивы:  крахмальный клейстер, раствор I2 ; раствор K I (0,4 %), HCI(раствор), CuSO4 (раствор); CuCI2 (раствор); H2O2 (раствор); Zn (гран.), пробирки, спиртовка, спички, держатель.

Задания.1. Проведите реакцию раствора иодида калия с пероксидом водорода без нагревания и при нагревании.

2. Проведите реакцию раствора соляной кислоты (разной концентрации) с цинком.

3. Проведите реакцию взаимодействия  гранул цинка с раствором сульфата меди (II) и хлорида меди (II).

Выполнение опыта

1.Предварительно смешайте крахмальный клейстер с раствором иодида калия. Налейте в пробирку 2 мл данной смеси и прибавьте к ней 2 мл раствора пероксида водорода. Немного подождите. Что наблюдаете?

Затем, нагрейте содержимое пробирки  в пламени спиртовки. Что наблюдаете?

Отметьте время изменения цвета раствора. Составьте уравнения реакций. Сделайте обоснованные выводы.

2. В две пробирки поместите по одной грануле цинка. В одну прилейте 1 мл соляной кислоты (1:3), в другую - столько же этой кислоты (1:10).

В какой пробирке активнее протекает реакция? Что влияет на её скорость?

3. В две пробирки поместите по одной грануле цинка. В одну добавьте раствор сульфата меди (II). Что наблюдаете?

В другую пробирку добавьте раствор сульфата меди (II) и 3-4 капли раствора хлорида меди (II). Что наблюдаете?

Отметьте время происходящих изменений. Что влияет на скорость реакции? Составьте уравнения реакций. Сделайте обоснованные выводы.

Лабораторный опыт №2

Тема: «Реакции обмена в водных растворах электролитов »

Цель занятия: научиться проводить реакции обмена в водных растворах электролитов; отмечать наблюдаемые явления; составлять уравнения химической реакции  в молекулярной и ионной формах.

Приборы и реактивы: набор реактивов на каждый стол (где имеются кислоты, щелочи, соли), штатив с пробирками.

Задания.1. Проведите реакцию карбоната натрия с серной кислотой.

2. Проведите реакцию гидроксида натрия с сульфатом цинка.

Выполнение опыта

1. В пробирку налейте 1 мл раствора карбоната натрия и прибавьте 3-4 капли раствора серной кислоты. Содержимое пробирки взболтайте. Что наблюдаете?

 Дайте обоснованный ответ.

 Напишите уравнения данной химической реакции в молекулярной и ионной формах.

2. В пробирку налейте 1 мл раствора гидроксида натрия и прибавьте 1 мл раствора сульфата цинка. Содержимое пробирки взболтайте. Что наблюдаете?

 Дайте обоснованный ответ.

 Напишите уравнения данной химической реакции в молекулярной и ионной формах.

Лабораторный опыт №3

Тема: «Определение рН раствора солей»

Цель занятия: научиться определять рН раствора солей с помощью индикаторов.

Приборы и реактивы: растворы солей №1, 2, 3; индикаторы: универсальные, метилоранж, фенолфталеин, синий лакмус.

Задания.1. Определить реакцию среды в растворах солей  №1, 2, 3, применяя индикаторы: а) универсальные; б)метилоранж; в)фенолфталеин; г)синий лакмус.

2. Составить таблицу на основании лабораторного опыта.

Выполнение опыта

1. К 6-7 каплям раствора соли под № 1 прилейте 1-2 капли синего лакмуса. Происходит ли изменение цвета раствора?

Испытайте данный раствор другими индикаторами.

Проведите аналогичные опыты с растворами солей под №2 и №3. Воспользуйтесь таблицей «Изменение цвета универсального индикатора» и определите, какой характер – кислый или щелочной – имеют исследуемые растворы солей.

2.Занесите результаты проведенных исследований в таблицу.

Индикатор

№1

№2

№3

Универсальный

Фенолфталеин

Метилоранж

Синий лакмус

Лабораторный опыт №4

Тема: «Вытеснение хлором брома и йода из состава их солей»

Цель занятия: убедиться опытным путем, каким образом происходит вытеснение хлором брома и йода из состава их солей; научиться объяснять причину данного процесса.

Приборы и реактивы: раствор бромида калия, раствор иодида калия, хлорная вода, штатив с пробирками.

Задания.1. Подействовать хлором на соединения брома.

2.  Подействовать хлором на соединения йода.

Выполнение опыта

1. Налейте в пробирку раствор бромида калия. Прилейте немного хлорной воды. Что наблюдаете? Вытесняется ли хлором бром из его соединения? Дайте обоснованный ответ.

Напишите уравнение реакции.

2. Налейте в пробирку раствор иодида калия. Прилейте немного хлорной воды. Что наблюдаете? Вытесняется ли хлором йод из его соединения? Дайте обоснованный ответ.

Напишите уравнение реакции.

Лабораторный опыт №5

Тема: «Качественная  реакция на глицерин»

Цель занятия: с помощью качественной реакции научиться распознавать глицерин.

Приборы и реактивы: глицерин, вода, 10%-ные растворы гидроксида натрия и сульфата меди (II),  штатив с пробирками.

Задания.1. Приготовьте раствор глицерина в воде.

2.Проведите качественную реакцию на глицерин.

Выполнение опыта

1. К 0,5 мл воды в пробирке добавьте 2 капли глицерина, содержимое взболтайте. Прибавьте еще каплю глицерина  и снова взболтайте. Прибавьте еще каплю глицерина  и снова взболтайте. Что можно сказать о растворимости глицерина?

2. К полученному раствору глицерина прилейте 2 капли раствора сульфата меди (II) и по каплям добавляйте раствор гидроксида натрия до изменения окраски раствора (щелочь должна быть в избытке). Образуется глицерат меди ярко-синего цвета. Эта реакция является качественной на глицерин (многоатомные спирты).

 Напишите уравнение реакции.

Лабораторный опыт №6

Тема: «Химические свойства уксусной кислоты: взаимодействие с индикаторами, с металлами (Mg), с основаниями (Cu(OH)2) и основными оксидами (CuO)»

Цель занятия: научиться проводить опыты по определению химических свойств уксусной кислоты и подтверждать их протекание уравнениями реакций.

Приборы и реактивы: растворы уксусной кислоты, магний (стружка),  гидроксид меди (II), оксид меди (II), индикатор (лакмус), посуда: пробирки, химические стаканы, штатив для пробирок, спиртовка,  зажим для пробирок.

Задания.1. Проведите  реакцию взаимодействия уксусной кислоты с индикаторами.

2. Проведите  реакцию взаимодействия уксусной кислоты с металлами (Mg).

3. Проведите  реакцию взаимодействия уксусной кислоты с основаниями (Cu(OH)2).

4. Проведите  реакцию взаимодействия уксусной кислоты с основными оксидами (CuO).

Выполнение опыта

1.  В пробирку с уксусной кислотой опустите лакмусовую бумажку. Как изменяет свой цвет лакмусовая бумажка в растворе уксусной кислоты?

2. В пробирку влейте 1 мл раствора уксусной кислоты. Всыпьте немного стружек магния. Что наблюдаете? Как уксусная кислота реагирует с магнием? Напишите уравнения в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде.

3. Прилейте уксусную кислоту в пробирку с гидроксидом меди (II).

Что наблюдаете? Как уксусная кислота взаимодействует с основаниями? Запишите уравнение реакции взаимодействия уксусной кислоты с гидроксидом меди (II).

4. Прилейте уксусную кислоту в пробирку с оксидом меди (II). Что наблюдаете?

При обычных условиях реакция идет очень медленно. Нагрейте  смесь в пламени спиртовки. Что наблюдаете? Как называется образовавшаяся соль? Запишите уравнение реакции взаимодействия уксусной кислоты с оксидом меди (II).

Лабораторный опыт №7

Тема: «Обратимая  и необратимая денатурация белков»

Цель занятия: научиться,  с помощью характерных реакций,  проводить обратимое и необратимое осаждение белков.

Приборы и реактивы: белок куриного яйца, вода, хлорид натрия, спиртовка, держатель, штатив с пробирками.

Задания.1. Провести обратимое осаждение белков.

2.Провести необратимое (необратимую денатурацию) осаждение белков.

Выполнение опыта

1.Приготовьте раствор белка. Для этого белок куриного яйца растворите в 150 мл воды.

 В пробирку налейте 4-5 мл раствора белка.

В другую  пробирку налейте раствор хлорида натрия.

Прилейте раствор хлорида натрия к раствору белка. Что вы наблюдаете?

В эту пробирку добавьте воды. Что наблюдаете? Дайте обоснованный ответ. Изобразите схему происходящей реакции.

2. В пробирку налейте 4-5 мл раствора белка и нагрейте в пламени спиртовки до кипения. Отметьте помутнение раствора. Охладите содержимое пробирки. Разбавьте водой в два раза. Почему раствор белка при нагревании мутнеет? Почему образующийся при нагревании осадок не растворяется при охлаждении и разбавлении водой? Изобразите схему происходящей реакции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания по проведению лабораторной работы по дисциплине "Коррозия и основы гальваностегии"

К питтинговой коррозии склонно подавляющее большинство ме­таллов и конструкционных материалов на их основе. Питгинговая коррозия возникает в морской воде, растворах солей, в охлаждающих системах холод...

Методические рекомендации к проведению лабораторных работ для обучающихся по профессии 260807.01 Повар, кондитер

Методические рекомендациик проведению лабораторных работ для обучающихся по профессии260807.01 Повар, кондитер ПМ 07. Приготовление сладких блюд и напитковМДК «Технология приготовлени...

Методические рекомендации для проведения лабораторно-практических занятий по профессиональному модулю ПМ.04 МДК 04.01 Технология приготовления сложных хлебобулочных, мучных кондитерских изделий

Методические указания для выполнения лабораторных и практических занятий являются частью учебно-методического комплекса для освоения профессионального модуля ПМ.04 Организация процесса приготовления и...

Методические указания к проведению лабораторно-практических занятий по профессиональному модулю ПМ.03 МДК 03.01 Технология приготовления сложной горячей кулинарной продукции

Методические указания для выполнения лабораторных и практических занятий являются частью учебно-методического комплекса для освоения профессионального модуля ПМ.03 Организация процесса приготовления и...

Методические указания при проведении лабораторных работ по дисциплине «ФИЗИКА». Раздел «Электричество».

В настоящем пособии описывается методика проведения лабораторных работ по физике, раздел «Электричество». Преподаватель дает полную информацию, какое использовать оборудование, как провести лабораторн...

Методические указания для проведения лабораторных занятий по дисциплине "Химия"

Предлагается методические  указания для проведения лабораторных занятий по дисциплине "Химия" для студентов 1 курса колледжа....

Методические рекомендации для проведения лабораторных работ по естествознанию

Состав и содержание лабораторно- практических занятий должны быть направлены на формирование общих и профессиональных компетенций. Выполнению практических занятий предшествует проверка знаний обучающ...