интегрированный урок по теме: «Электромонтажные изделия и электроизоляционные материалы. Физика дает ответ».
методическая разработка на тему

Шушакова Галина Николаевна

Ни для кого не секрет, что уровень общей подготовки учащихся очень дифференцирован. Это подтверждает проведенный в начале учебного года входной контроль, который показал, что у учащихся слабо развито пространственное воображение, у некоторых  вызывает затруднение решение простейших арифметических задач, учащиеся владеют низкой техникой чтения и письма. Поэтому, с целью более доступного изложения материала приходится отбирать наиболее эффективные формы и методы обучения.

Предмет «Технология электромонтажных работ» неразрывно связан со знаниями законов и явлений физики. Поэтому возникла идея интеграции предметов на уроке для  развития у учащихся понимания о связях между предметами и явлениями, охватывающими различные области профессиональной деятельности и жизни человека и формирования комплексного подхода к учебным предметам естественно-научного и профессионального циклов, отражающего объективные связи в окружающем мире.

         Тема данного интегрированного урока выбрана не случайно. В учебнике физики тема проводников и диэлектриков выглядит формально и зачастую не имеет реальной практической ценности, тем самым не вызывает особого интереса у учащихся. В учебнике «Технология электромонтажных работ» в основе критерия группирования электромонтажных изделий и электроизоляционных материалов лежит знание физических свойств материалов. Объединение, т.е. интегрирование данных тем, позволило решить ряд важнейших проблем.

         Во-первых, показав практическую значимость знаний физики в получаемой учащимися профессии, мы педагоги двух дисциплин помогаем более глубокому осознанию и усвоению программного материала на уровне применения знаний в новых условиях. Во-вторых, повышаем и развиваем интерес к естественнонаучным дисциплинам, показываем естественную, объективную, межпредметную связь. В-третьих, развиваем научный и технический стиль мышления учащихся, способности к самостоятельному мышлению и анализу, к самостоятельной творческой работе.

Развитию самостоятельности учащихся способствует и игровая деятельность на уроках. Именно эта форма позволяет  активизировать деятельность учащихся и дает возможность каждому вносить посильную лепту в решение поставленной задачи, формируя позитивную самооценку, что совершенно необходимо как для будущего специалиста, так и для молодого человека, вступающего во взрослую жизнь. Вовлечение учащихся в творческий процесс связано с совместной работой над выводами. В этом случае они воспринимаются не как нечто чуждое и ненужное, а, напротив, как результат собственного рассуждения учащихся, как их личное достижение.

Главной задачей любого преподавателя является формирование интереса студентов к их будущей профессии через изучение курса своей дисциплины, убеждение их в том, что приобретенные знания будут необходимы и в повседневной жизни.  Высокая мотивация обучения, ее постоянная поддержка - необходимые условие для прочных и системных знаний учащихся. Повышение качества образования требует от преподавателя проявлять больше изобретательности в обучении, то есть быть не просто учителем, лектором, контролером, а режиссером и сценаристом в организации самостоятельной работы учащихся. Поскольку настоящим профессионалом и успешным человеком может стать только тот, кто способен постоянно самообучаться.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teoreticheskaya_chast.rar1.26 МБ

Предварительный просмотр:

Методический конспект интегрированного урока

Тема: Электромонтажные изделия и электроизоляционные материалы.

Физика дает ответ.

Цели урока:

Обучающие:

- дать представление о конструкции и применении электромонтажных изделий и электроизоляционных материалов;

- организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению физических и технологических понятий и законов;

- приобщать к исследовательской деятельности;

- научить умению обращения с лабораторным оборудованием и технологической документацией при выполнении лабораторно-практической работы.

Развивающие:

- развивать умения систематизировать, сравнивать, анализировать полученные знания, делать выводы, оформлять результаты;

- развивать у учащихся понимание о связях между предметами и явлениями, охватывающими различные области профессиональной деятельности и жизни человека.

Воспитательные:

- активизировать познавательную деятельность учащихся, способствовать формированию устойчивого интереса к предметам.

Цель интегрирования: формировать комплексный подход к учебным предметам физика и технология электромонтажных работ, отражающий объективные связи в окружающем мире.

Тип урока

Комбинированный урок (изучение нового материала + лабораторно-практическая работа)

Вид урока

Урок - путешествие

Формы деятельности учащихся:

Индивидуальная, групповая

Новые слова:

Провод, кабель, шнур, поливинилхлорид, кабельная бумага, кремнийорганическая резина, битум, токопроводящие жилы, изолирующие оболочки, защитные покровы, проводники, диэлектрики, удельное сопротивление.

Виды деятельности:

1.Индивидуальная работа с компьютером и конспектом – схемой.

2. Групповая  экспериментальная деятельность

3. Участие в диалоге.

4. Выполнение дифференцированных заданий.

Комплексно- методическое оснащение урока:

Электронная презентация по теме: «Электромонтажные изделия и электроизоляционные материалы. Физика дает ответ» для индивидуальной работы учащихся.

Инструкционная карта для лабораторно-практического занятия.

Лабораторное оборудование

Конспект – схема урока

Занятие проводится в компьютерном кабинете.

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Вход в игровую деятельность.
  3. Изучение нового материала
  4. Лабораторно-практическая работа.
  5. Дифференцированная самостоятельная работа.
  6. Закрепление пройденного материала (рефлексия).
  7. Домашнее задание.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Методическое обоснование: подготовить учащихся к активному восприятию нового материала предметов естественнонаучного и профессионального циклов, вызвать их интерес к логической связи между данными предметами, побудить учащихся к активной познавательной деятельности.

Преподаватель физики: Вы наверно обратили внимание на то, что сегодняшний урок у вас будут вести два преподавателя.  Мы хотели бы вам доказать, что все  в жизни взаимосвязано. Это касается и вашей профессиональной деятельности, т.е. невозможно изучать технологию электромонтажных работ, не зная  законов физики. А чтобы вам было интересно и вы не заскучали, мы с вами совершим виртуальное путешествие.

Слайд 1 «Путешествие в город Мастеров»

  1. Вход в игровую деятельность.

Методическое обоснование: вовлечь учащихся в процесс обучения посредством игровой деятельности, снять возникающие в процессе обучения познавательные трудности с помощью ИКТ технологий, повысить интерес к изучаемым предметам физики и технологии электромонтажных работ.

Преподаватель технологии: Сегодня наш урок будет не совсем обычным. На уроке технологии мы рассмотрим конструкцию проводов, шнуров и кабелей и с точки зрения физики  постараемся ответить на вопрос «Почему именно эти материалы используют для изготовления данных  изделий?»

А для этого вы отправитесь в путешествие в город Мастеров, в котором вам необходимо найти Священный кубок, который даст вам право следовать дальше по Стране знаний, а чтобы туда добраться вам необходимо будет пройти некоторые испытания и получить заветный ключ от ворот города.

Слайд 2 «Карта маршрута»

Преподаватель технологии: Поможет вам в этом карта, которая будет указывать правильный путь. Во время нашего путешествия вы побываете в Замке Неразгаданных тайн, где откроете для себя тайну о конструкции электромонтажных изделий, посетите Секретную Лабораторию, где проведете занимательные опыты, обратитесь за помощью к  мудрому Хранителю тайн и, наконец, самые мудрые из вас дойдут до города Мастеров и получат Священный кубок.

Слайд 3 «Начало пути»

Преподаватель технологии: Ну что, готовы? Тогда мы начинаем.

  1. Изучение нового материала.

Методическое обоснование: активизировать  мыслительную и самостоятельную деятельность учащихся путем заполнения конспекта-схемы, развивать зрительное и слуховое восприятие материала с помощью презентации и объяснения преподавателя.

Слайд 4 «Замок Неразгаданных тайн»

Преподаватель технологии: Вы попали в Замок неразгаданных тайн, где вам откроется тайна  конструкции  проводов, шнуров и кабелей. Чтобы сохранить эту тайну вам необходимо будет внимательно смотреть, слушать и по ходу объяснения заполнить пустующие места конспекта-схемы, который есть у каждого на столе.

Далее преподаватель объясняет устройство электромонтажных изделий по предложенной схеме.

Задание: учащиеся заполняют пустующие места конспекта-схемы.

Слайд 5 «Конструкция провода»

Провода, кабели и шнуры служат для передачи и распределения электрической энергии, а также для соединения различных электроустановок.

                                                   Провод

        Токопроводящие жилы                     Изолирующая оболочка

    Медь                        алюминий      Резина   полиэтилен Поливинилхлорид

Применяют для монтажа электропроводки и освещения жилых, общественных и производственных помещений                                                                                      

Слайд  6 «Конструкция шнура»

                                                        Шнур

Токопроводящие жилы       изолирующая оболочка      защитные покровы

 Медь         алюминий      резина        пластмасса      х/б ленты            х/б пряжа                                                                                              

                                                                                  Кремнийорганическая  резина

  Обладает повышенной гибкостью токопроводящих многопроволочных жил.

Применяют для присоединения бытовых приборов к электрической сети.                                                

Слайд 7 «Конструкция кабеля»

                                                      Кабель

Токопроводящие жилы      изолирующие оболочки      защитные покровы

Медь        алюминий          

                                            Изолирующие оболочки

Изоляция токопроводящих жил             защита токопроводящих жил

Резина  кабельная   Пластмасса        Свинец  алюминий резина  пластмасса

                бумага                 Защитные покровы

Стальные ленты       оцинкованная проволока    пластмасса      битум

Применяют для передачи и распределения электроэнергии напряжением выше 380 В

Преподаватель технологии: Ну что ж тайну мы с вами открыли и записали для того, чтобы надолго ее запомнить.

Преподаватель технологии: А теперь я предлагаю вам пройти в секретную лабораторию, где вы обратитесь  к  физике и может быть эта наука даст вам ответ на вопрос: «Почему же именно эти материалы применяют для изготовления проводов, шнуров и кабелей?», а поможет вам в этом преподаватель физики Галина Николаевна.

  1. Лабораторно-практическая работа

Методическое обоснование: Вовлечь в активную практическую деятельность; развивать коммуникативные навыки работы в группах; расширять сферу получаемых знаний технологии через физические явления; формировать комплексный подход к учебным предметам, отражающий, объективные связи в профессиональной деятельности и жизни; помочь более глубокому осознанию и усвоению  материала  через межпредметные связи; способствовать развитию умений анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы.

Слайд 8 «Секретная Лаборатория»

Преподаватель физики:  Известный персонаж Гарри Потер прежде чем открыть  в себе  магические способности, прошел множество испытаний. Если и вы хотите обладать такими способностями, я предлагаю вам пройти небольшое испытание.

Сегодня мы проведем небольшой эксперимент, который поможет нам понять, почему же одни материалы используют для токопроводящих жил, а другие используют для изолирующих оболочек.

Но сначала я открою вам небольшой секрет о том, что к основным критериям распределения материалов на токопроводящие жилы и изолирующие оболочки является их физические свойства, основополагающим из которых является  электрическая проводимость. Сейчас я помогу вам убедиться, что  электрическая проводимость у различных материалов разная.

Перед вами на столах находятся материалы, используемые для изготовления электромонтажных изделий. Вам предстоит распределить данные материалы на 2 группы по их проводимости.

А для этого необходимо

  • собрать электрическую цепь, показанную на рисунке,      последовательность соединения элементов цепи указана рядом с рисунком,
  • исследовать проводимость предложенных материалов
  • и заполнить таблицу.
  • Сделать вывод

Задание: учащиеся собирают электрическую цепь, исследуют проводимость материалов, заполняют таблицу, делают вывод.

Преподаватель физики: У меня есть для вас еще один секрет о том, что электрическая проводимость материалов находится в обратной зависимости от физической величины, называемой удельным сопротивлением (чем больше удельное сопротивление, тем меньше данный материал проводит электрический ток). Давайте рассмотрим удельные сопротивления некоторых веществ. Для этого обратимся к таблице, и ответим на вопрос: «Почему из одних материалов изготовляют токопроводящие жилы, а из других изолирующие оболочки?»

Задание: учащиеся изучают таблицы физических свойств электромонтажных материалов, сравнивают, сопоставляют удельное сопротивление материалов и делают вывод.

Слайд 9 «Таблицы»

Преподаватель физики: итак, вы узнали, что одним из критериев выбора материалов для изготовления электромонтажных изделий является удельное сопротивление.

Молодцы, вы справились с данным испытанием, но вас еще ждет немало интересных приключений и открытий. Успехов в дальнейшем пути!

  1. Дифференцированная самостоятельная работа.

Методическое обоснование: выработать умение работать со справочной информацией, умение анализировать, обобщать, делать выводы и их обоснование на основе приобретенных знаний из технологии электромонтажных работ и физики, содействовать целостному и систематизированному восприятию изучаемых по  теме «Электромонтажные изделия и электроизоляционные материалы» вопросов, способствующее развитию широты мышления, развивать способность сопоставлять теорию с практикой.

Слайд 10 «Хранитель тайн»

Преподаватель технологии: Ну, что ж, вот вы и закончили свой эксперимент, и теперь хотелось бы подвести итог нашего путешествия. Для того, чтобы эта тайна стала великой мудростью вам необходимо сделать выводы.  Если вы унесете с собой информацию только ту, что записали то это оценка «3», если вы сделали выводы по проведенному испытанию, то это оценка «4», а великой мудростью эта тайна станет, когда вы соотнесете знания технологии электромонтажных работ и физики, и это будет оценка «5». А для того чтобы правильно выполнить последнее задание на пути в город Мастеров я предлагаю вам обратиться за помощью к мудрому Хранителю тайн.

Задание: учащиеся изучают таблицы и отвечают на вопросы в конспекте-схеме.

Слайд 9 «Таблицы»

  1. Закрепление пройденного материала.

Методическое обоснование: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями по данной теме, создать условия для реальной самооценки учащихся, уверенности в своих знаниях.

Слайд 11 «В добрый путь»

Преподаватель технологии: А теперь необходимо получить заветный ключ от ворот города Мудрецов, а для этого нужно ответить на несколько вопросов. Тому, кто правильно ответит на все вопросы, путь в город открыт. Ну что ж цель достигнута, можете взять кубок.

Задание: учащиеся отвечают на ответы с помощью «электронного тестера».

Слайд 12 «Священный кубок»

  1. Домашнее задание.

Методическое обоснование: развитие интереса к предмету «Технология электромонтажных работ» через связь с окружающим миром.

Преподаватель технологии: Вы наверно уже догадались, чтобы  заполучить кубок необходимо выполнить домашнее задание и тогда он ваш. Удачи!

Задание: учащиеся записывают домашнее задание.

Слайд 13 «Домашнее задание»

Преподаватель технологии: Наше путешествие подошло к концу. До свидания!

Преподаватель физики: Понравилось ли вам наше путешествие? Как вы считаете, так ли необходимо знание  физики в вашей профессиональной деятельности электромонтера?

Учащиеся выражают свое мнение.

КОНСПЕКТ- СХЕМА

по теме «Электрические кабели, провода, шнуры и электроизоляционные материалы»

  • Провода, кабели и шнуры служат для передачи и распределения электрической энергии, а также для соединения различных электроустановок.

                                                         Однопроволочные и многопроволочные

Применяют для монтажа электропроводки и освещения жилых, общественных и производственных помещений

Обладает повышенной гибкостью токопроводящих многопроволочных жил.

Применяют для присоединения бытовых приборов к электрической сети.  

Применяют для передачи и распределения электроэнергии напряжением выше 380 В

ВЫВОД:

  1. Объясните, какие физические свойства материалов принимают во внимание, когда выбирают материал для изготовления токопроводящих жил и изолирующих оболочек.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как вы думаете, почему медь и алюминий применяют для изготовления токопроводящих жил, а серебро и олово не применяют, полиэтилен и резину применяют для изготовления изолирующих оболочек, а стекло и парафин не применяют?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по теме: "Природные источники углеводородов"

Интеграция предметов: химия, биология, физика, география, геология, экология, экологические основы природопользования, история. Тип урока комбинированный, с использованием электронных средс...

Интегрированный урок по теме "Ранения. От А.С.Пушкина до наших дней"

План-конспект открытого урока для 1 курса ССУЗа с интеграцией предметов литература и охрана труда в предмет ОБЖ....

Методическая разработка интегрированного урока по теме: «Сахароза»

Интегрированный урок по химии посвящён теме "Сахароза"...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА по теме «Приготовление тортов»

интегрированный урок-зачет по теме «Приготовление тортов» объединяет в себе обучение одновременно по нескольким предметам, где рассматриваются вопросы, касающиеся данной темы: основной предмет «Т...

Методическая разработка интегрированного урока на тему "Маркетинговая среда вокруг предприятий отрасли печати"

  Интегрированный урок проводился по МДК Основы управления производством полиграфической продукции  (Тема Управление маркетинговой деятельностью в полиграфическом производстве) и ОГСЭ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА проведения интегрированного урока на тему: «Потребности и ожидания рекламодателей и трансляторов рекламных сообщений».

Интегрированный урок проводился по МДК Маркетинг в рекламе (Тема 1. Осуществление маркетинговой деятельности на предприятиях, занимающихся изготовлением рекламного продукта; Тема 2. Рекламная деятельн...

Интегрированный урок по теме: "Аккумуляторные батареи"

Методическая разработка направлена на активизацию познавательной деятельности и формирования общих и профессиональных компетенций студентов на занятиях общепрофессионального и профессионального циклов...