Статья . Наркотический яд.
статья по теме

Михеева Надежда Андреевна

О вреде  алкоголя и других наркотиков на  организм  в  курсе  общей  биологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._biologiya.rar18.1 КБ

Предварительный просмотр:

 

                   Михеева Надежда  Андреевна

                   Преподаватель  биологии,  г. Когалым

                   БУ  «Когалымский политехнический колледж»

                   

                                         СТАТЬЯ

                                   Наркотический яд.

Из  опыта  преподавания  биологии  в 10-11  классах.

О вреде  алкоголя и других наркотиков на  организм  в  курсе  общей  биологии.

        В настоящее  время  на телевидении, в прессе все с большей тревогой ведется  разговор о вреде курения,  злоупотребления алкоголем, об опасных последствиях наркомании. К сожалению, все эти негативные явления получили широкое распространение среди подростков. А потому, учебные  заведения  призваны занимать более активную позицию в пропаганде здорового образа жизни. Большие возможности для этого предоставляет курс  общей  биологии.

       Хочу поделиться опытом  работы   в  изучении темы,  связанной  с  этой  проблемой,  например,   влияние  алкоголя  на  организм.  

        Курс общей биологии позволяет успешно соединить преподавание основ биохимии, генетики и цитологии с антиалкогольным, наркотическим   воспитанием.  В контексте данных дисциплин, пропаганда за трезвый образ жизни приобретает особую доказательность, а, как известно, научно аргументированные знания легче переходят в убеждения. Основная цель антиалкогольного, наркотического воспитания в старших классах состоит  в преодолении укоренившихся представлений об алкоголе, как пищевом продукте. Необходимо сформировать у учащихся  четкое представление о том, что  этиловый спирт – это, прежде всего, цитологический яд. Биологическое действие  этанола на организм человека часто становится причиной отклонений в поведении, вызывает негативные последствия медицинского, экономического, социального характера. Разъяснения этих положений целесообразно включить в учебный материал по общей биологии.

      Алкоголь – ингибитор важнейших биохимических реакций, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность клетки, ее рост, развитие и функционирование. С попаданием алкоголя  в  организм  наблюдается  торможение,  удвоение ДНК, синтез  различных видов РНК,  белка в клетках. В свете этих данных становится понятным, почему у женщин, употребляющих во время беременности спиртные напитки,  часто рождаются неполноценные дети,  отстающие от сверстников в физическом и умственном развитии. Воздействие  алкоголя   приводит к необратимым  процессам.   Эта информация может быть сообщена учащимся при изучении основ цитологии: строения и функций клетки, нуклеиновых кислот, биосинтеза белка.

       Алкоголь нарушает клеточное деление.  Если  в культуру с делящимися  клетками  добавить  некоторое количество этилового спирта,  то  в   присутствии этанола правильное расхождение хромосом  нарушается, хромосомы теряют ориентацию относительно полюсов клетки, вследствие чего распределение хроматид по дочерним клеткам происходит неравномерно.   В результате нарушений внутриклеточного обмена многие клетки погибают;  выжившие имеют нетипичный набор хромосом:  одни из них содержат избыточный хромосомный материал, в других его было меньше нормы. Знание генетической роли хромосом помогает учащимся  сделать вывод о чрезвычайной опасности употребления  алкоголя,  и, особенно для молодого,   растущего организма,  в котором происходит интенсивное деление клеток. Этот материал  целесообразно  привести  учащимся при изучении строения и функций хромосом,  клеточного деления,  гаметогенеза,  хромосомных мутаций.

        Как уже было сказано раннее, этанол, нарушая правильное расхождение хромосом в мейозе, приводит к формированию неполноценных в генетическом отношении гамет. В организме мужчины или женщины, употребляющих спиртные напитки, могут формироваться половые клетки с измененным (увеличенным или уменьшенным) числом хромосом.  При оплодотворении образуется зигота с нарушенным числом хромосом.  Ребенок,  развившийся из такой зиготы,  будет иметь патологический набор хромосом. Синдром Дауна, Клайнфельтера,  Шерешевского – Тернера – вот наиболее часто встречающиеся  заболевания,  связанные с нарушением числа хромосом.

      Многочисленные исследования доказали, что алкоголизм относится к группе болезней с так называемым наследственным предрасположением. Сюда же относятся сердечно–сосудистые, психические, эндокринные заболевания и ряд других.  Особенность этих заболеваний,  в отличие  от  хромосомных  и генных,  заключается в том, что в их развитии важную роль играют условия внешней среды, образ жизни. Специального гена, вызывающего алкоголизм,  нет.  Предрасположенность к алкоголизму, обусловлена не каким-то одним конкретным геном, а зависит от всей системы генотипа. Это положение можно объяснить учащимся после изучения темы «Взаимодействие генов»,  когда  они  узнают, что каждый признак  организма  контролируется  не  отдельным  геном, а  многими, в  конечном  счете – всем генотипом.  Особенность  алкоголизма, как и ряда других заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ, состоит в том, что человек, даже в высшей степени неустойчивый к алкоголю, никогда не заболеет алкоголизмом, если не будет употреблять спиртные напитки.

      Учащиеся должны усвоить, что алкоголизм – это генетическая норма реакции некоторых людей на алкоголь. Генетические различия в норме реакции на это соединение заключатся в том, что один человек становится алкоголиком через несколько месяцев употребления спиртных напитков, другому нужны годы, третьему – десятилетия. У каждого человека своя, обусловленная генотипом, норма реакции на алкоголь.

      Искоренение алкоголизма – проблема не только медицинская, но и социальная. Поэтому кроме биологических основ и последствий этой болезни необходимо раскрывать перед учащимися и другие аспекты проблемы – экономическую, моральную, правовую. Таким образом, проводя антиалкогольную пропаганду, можно не только углубить изучение теоретического материала по общей биологии, но и показать практическую связь этой дисциплины с различными сферами человеческого бытия,  жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личность педагога, как главный фактор, способствующий предупреждению употребления наркотических веществ, в студенческой среде

Личность педагога, как главный фактор, способствующий предупреждению употребления наркотических веществ, в студенческой среде...

Лекционный материал для проведения родительского собрания по профилактике употребления наркотических средств обучающимися

Цель лекции: профилактика употребления наркотиков и ПАВ подростками, информирование родителей о причинах, признаках и лечении наркозависимости у подростков...

Статья на тему "Субъекты борьбы с незаконным оборотом наркотических средств"

"3rd International Scientific Conference European Applied Sciences: modern approaches in scientific researches" публикация статьи...

Автореферат диссертации "Социально-политические проблемы борьбы с незаконным оборотом наркотических средств"

Автореферат диссертации "Социально-политические проблемы борьбы с незаконным оборотом наркотических средств"...

«Организация психолого-педагогического сопровождения психологической безопасности при проведении добровольного медицинского осмотра обучающихся на употребление наркотических средств»

Ключевые слова: безопасность образовательной среды, психологическая безопасность, добровольное тестирование на употребление ПАВ, нормативная база, принципы, подходы и организация тестирования в профес...

Классный час на тему: «Влияние алкоголя, табака и наркотических веществ на организм человека»

Создание условий для осмысления остроты заявленной проблемы для общества, конкретной семьи, конкретного человека и определения активной воспитательной позиции в отношении подрастающего поколения. Полу...

Изготовление порошков с ядовитыми и наркотическими средствами (практ)

Методическая разработка практического занятия "Изготовление порошков с ядовитыми и наркотическими лекарственными средствами" предназначена для самостоятельного (дистанционного) выполнения за...