Интеграция математики
статья на тему

Масленникова Елена Петровна

статья "Интеграция математики"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon maslennikova_integratsiya_matematiki.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

ИНТЕГРАЦИЯ МАТЕМАТИКИ

Масленникова Е.П., Меделяева О.М.

Федеральное государственное образовательное

учреждение среднего профессионального образования

«Борисоглебский дорожный техникум»

Важнейшая задача цивилизации –

научить человека мыслить.

Т.Эдисон.

Межпредметные связи играют важную роль в повышении эффективности учебного процесса и уровня подготовки специалистов среднего звена в техникумах, где особенно необходимо органическое сочетание общеобразовательных, общетехнических и специальных дисциплин. Систематическое, целенаправленное использование межпредметных связей в учебном процессе – один из путей интеграции знаний, важный момент реализации задач по повышению эффективности, качества и творческой направленности обучения.

Межпредметные связи позволяют повысить уровень профессиональных знаний студентов. Интеграция знаний из различных предметов осуществляется с помощью интегрированного урока. Система интегрированных уроков лежит в основе интегрированного обучения.

Интегрированный урок – это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов, направленный на рассмотрение и решение какой – либо пограничной проблемы, позволяющий добиться целостного, синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе методы целостного, синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность.

Интеграция уроков математики с историей, астрономией, географией, экономикой, биологией, физикой, геодезией и другими спецдисциплинами позволяет многогранно рассмотреть многие важные явления, связать уроки математики с жизнью, показать богатство и сложность окружающего мира, дать студентам заряд любознательности, творческой энергии.

Опора на математические понятия раскрывает новые аспекты физических, химических, биологических знаний, одновременно математические знания приобретают обобщённый смысл. Не зря говорят: «Математика – царица наук». Она даёт методы изучения другим наукам. Применение математических методов в курсах физики, химии, географии формирует у студентов обобщённые измерительно – вычислительные, графические умения. Этому способствуют перспективные межпредметные связи математики, которые показывают возможные области применения функций, их графиков, векторных величин и так далее.

Математика в общеобразовательном курсе физики занимает значительное место. Математический язык в курсе физики используется как средство выражения законов и следствий из экспериментальных исследований для теоретического обоснования ряда основных положений. Математическая формула служит для краткой записи соотношения между физическими величинами. При этом студенты должны обратить внимание на то, что всякое математическое соотношение имеет реальное физическое содержание.

При формировании математических понятий необходимо усиление интеграции с другими предметами. Так в курсе математики при изучении темы «Тригонометрические функции» используются сведения, полученные учащимися в курсе физики при рассмотрении вопросов «Гармонические колебания», «Колебания маятника», «Разряд конденсатора», «Сложения колебаний». Использование физического материала содействует развитию навыков в применении математического аппарата, даёт возможность применять различные методы для решения прикладных задач, помогает формировать у учащихся представление о роли математики в изучении окружающего мира, видеть разницу между реальным и идеальным, между физическим явлением и математической моделью, вызывает дополнительный интерес и мотивацию к учению.

Опора на математические методы в программах по химии позволяет количественно оценивать закономерности химических процессов, логически обосновать отдельные законы и теории. Большое познавательное значение имеет построение графиков, отражающих, например, зависимости: процентной концентрации раствора от массы растворённого вещества в данной массе раствора, теплового эффекта реакции от массы образовавшегося вещества, полноты окисления вещества от температурных условий, степени диссоциации вещества от концентрации его раствора. Такие графики важны для развития и конкретизации знаний учащихся о графиках и их свойствах. Они в наглядной и обобщённой форме выражают количественные зависимости химических процессов. Для решения многих задач по химии требуется умение решать пропорции, умение сокращать и грамотно вести расчёты, а также округлять числа. При этом происходит обобщение математических и химических знаний и умений учащихся.

В курсе общей биологии при изучении статистических закономерностей модификационной изменчивости учебные программы позволяют ознакомить учащихся с приёмами биостатики. Эти приёмы вычисления средней арифметической величины варьирующего признака построения вариационного ряда и вариационной кривой. Они обоснованы теорией вероятности и позволяют раскрыть учащимся закономерности изменчивости, возникающей у организмов с одной и той же наследственной основой под влиянием разных условий жизни. Важно подчеркнуть практическое значение математического описания варьирования количественных признаков у особей одного вида, одной породы или сорта при их выведении в разных природных климатических районах, а также значение использования биостатики в генетике, селекции, медицине. Математические методы, применяемые в генетики – это в основном методы комбинаторики и теории вероятности.

На старших курсах при изучении таких дисциплин, как изыскание, строительство автомобильных дорог студенты используют знания, полученные из курса изучения математики. Изучив тему «Объем многогранников», можно решить задачу о вычислении объема грунта необходимого при возведении земляного полотна, а также при курсовом и дипломном проектировании. При изучении темы «Тригонометрические функции» полезно провести интегрированный урок математика + геодезия, на котором студенты погружаются в свою будущую профессию. На этом занятии происходит знакомство с основными формами рельефа и изображением горизонталей основных форм рельефа, учатся вычислять значение горизонтального проложения, крутизны линии (заложение откоса),  превышение наклонной линии, а угол уклона определяют с помощью специального прибора – теодолит.

Проработанные и постоянно совершенствуемые межпредметные связи как с общеобразовательными дисциплинами, так и с различными специальными позволяют студентам успешно использовать полученные знания, оказывают благоприятное воздействие на дальнейшую их практическую деятельность и всестороннее развитие личности.

Литература

  1. Журнал «Специалист» №11, 2008, с.18-19.
  2. Плешанова Т.М. Интеграция математики. – http://ipklabdo.lanta-net.ru/ipk_mediawiki/index.php.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер производственного обучения в современных условиях интеграции НПО и СПО. Организация и содержание работы

Семинар "Мастер производственного обучения в современных условиях интеграции НПО и СПО. Организация и содержание работы" адресован организаторам практического профессионального обучения в НПО, СП...

Интеграция англицизмов в современном немецком языке 2

Интеграция англицизмов в современном немецком языке 2...

Рабочая программа ПМ 03. "Участие в интеграции программных модулей"

Рабочая программа профессионального модуля – является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230115 Программирование в компьюте...

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ИНТЕГРАЦИИ УЧЕБНОГО И ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В АЛАТЫРСКОМ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМ ТЕХНИКУМЕ

В современных условиях экономического развития страны на рынке труда  все более востребованы не только высококвалифицированные специалисты, но и творческие личности, способные осуществлять задачи...

ИНТЕГРАЦИЯ: «ЗА» И «ПРОТИВ»

Многие учёные указывали на необходимость создания такой системы обучения, в которой удалось бы органически увязать специальное обучение с обучением детей с нормальным развитием....

Формирование профессиональных компетенций обучающихся с помощью интеграции обучения математики и профессиональных дисциплин в системе среднего профессионального образования

В даной статье говорится об интеграции как об одном из способов формирования профессиональных компетенций обучающихся в системе среднего профессионального образования. С помощью межпредметных связий м...

Интеграция математики и информатики как средство повышения уровня математической подготовки обучающихся

По свидетельствам социологов в настоящее время наше общество перешло на абсолютно новую ступень своего развития. Сегодняшнее общество - это общество информационное. Постоянное общественное развитие пр...