Дифференцированное обучение как средство повышения интереса к предмету
статья на тему

Дифференцированное обучение – актуальная проблема в современном образовательном процессе. Дифференцированное обучение – это работа по одной программе, но на разных уровнях сложности, как в рамках традиционного урока, так и неаудиторной самостоятельной работе, которая широко применяется в системе НПО. Дифференцированный подход позволяет развивать личность каждого обучаемого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsirovannoe_obuchenie.docx17.58 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференцированное обучение как средство повышения
интереса к предмету

Булавина Ирина Николаевна
Преподаватель химии
СПб ГБПОУ РХК

Дифференцированное обучение – актуальная проблема в современном образовательном процессе. Дифференцированное обучение – это работа по одной программе, но на разных уровнях сложности, как в рамках традиционного урока, так и неаудиторной самостоятельной работе, которая широко применяется в системе НПО. Дифференцированный подход позволяет развивать личность каждого обучаемого. В группах, как правило, собраны ребята из разных школ. Поэтому не удивительно, что они по-разному усваивают материал. И у каждого свое понимание важности общеобразовательных предметов, их необходимость, возможности использовать в будущем в своей профессиональной деятельности.

Известный психолог Менжинский Н.А. говорил, что «… эффект обучения зависит не только от его содержания, но и от индивидуальных особенностей личности школьников».

Одна из серьезных проблем современного образования – снижение интереса обучающихся учебе в целом, к предметам, которые не относятся к их профессии. Входной контроль, проводимый на 1 курсе, показал очень низкий средний балл по химии, в 2013 году он составил – 2,8 балла. Задания были составлены по материалам основной школы. У обучающихся возникали затруднения с пониманием задаваемого вопроса. Ребята не могут выделить главную мысль и суть вопроса, отсутствует логика при выборе ответа. На занятиях не все обучающиеся активны, когда идет выбор решения поставленной проблемы, когда требуется преодолеть трудности восприятия нового материала, не могут оценить свою работу и работу товарищей.

Необходимость дифференцированного обучение стоит остро, так как образовательное учреждение должно дать возможность каждому выпускнику получить не только диплом специалиста, но и общеобразовательный минимум на уровне его способностей, возможностей и желания. Желание может появиться, если дать возможность каждому выбрать задание по силе. На мой взгляд, следуют составлять по всем темам разноуровневые задания, которые позволят обучающимся выбрать «свой» вопрос или задание, и постепенно переходить к более сложным. Принцип постепенности необходим, если ставим задачу повышения интереса к предмету. Преодоление незнания – процесс трудоемкий, но преодолев одну ступень, возникает желание подняться выше, быть не слабее остальных.

 Дифференцированный подход к обучению, как показывает практика, приносит в итоге положительный результат.

Дифференцированный подход позволяет реализовать творческие возможности большинства обучающихся.

Можно разнообразить задания:

  • Составление вопросов по изучаемой теме
  • Составление зачетов
  • Подготовка презентаций
  • Выступление, сообщения о жизни и творчестве ученых
  • Составление алгоритмов
  • Работа в малых группах

Интерес к предмету появляется, когда обучающийся понимают предложенный на уроке материал. Учитывая психологическую особенность нашего контингента, важно дать почувствовать каждому обучающемуся, что он может не только разобраться в новой теме, но и помочь товарищам. На занятиях применяю тактику «понял сам – объясни другому», как правило, ребята лучше понимают, когда им объясняет одногруппник. При этом у объясняющего идет закрепление темы.

Дифференцированное обучение предполагает соблюдение следующих условий:

  • Преподаватель хорошо знает сильные и слабые стороны обучающегося
  • Обучающиеся достигли определенного уровня знаний
  • В группе есть коллектив
  • Преподаватель знает интересы ребят

Для обучающихся, увлеченных литературой, можно предложить творческое задание «Сера и ее упоминание в художественной литературе». Пользуясь литературными источниками, можно рассмотреть нахождение серы в природе и ее свойства. При этом устанавливаются межпредметные связи с литературой, историей, с теорией и практикой. Все это способствует развитию логического мышления, умения проводить аналогии, расширяют кругозор обучающихся. Сделать обучение гармоничным, показать единство всех предметов в системе образования. Использование таких заданий позволяет сделать обучение живым и интересным, заинтересовать ребят предметом.

Дифференцированное обучение распространяется не только на работу в аудиторное время, но и внеаудиторные самостоятельные работы.

Список литературы:

  1. Г.П. Хомченко Пособие по химии для поступающих в ВУЗы , М: Новая волна,1997
  2. И.В. Родыгина, М.Ю.Родыгин  Использование художественной литератур при изучении серы, Научно-методических журнал Химия в школе, №8,2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ И КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СПО

Применение метода проектов при изучении "Менеджмента", "Маркетинга" и других спецдисциплин в среднем профессиональном образовании....

Способно ли дифференцированное обучение помочь в развитии интеллектуальных способностей обучающихся.

Как я применяю дифференцированное обучение на уроках  "Технологии изготовления швейных изделий"....

Современные образовательные технологии. Технология дифференцированного обучения.

Одним из основных направлений современного обучения является индивидуализация, где основой является дифференцированный подход в обучении. Что такое дифференциация, дифференцированное обучение и ...

Технология дифференцированного обучения

Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определённую часть учебного процесса....

Технология дифференцированного обучения

Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определённую часть учебного процесса....

Реализация разноуровневого дифференцированного обучения при изучении дисциплин «Техническая графика», «Черчение»

При изучении  дисциплины  «Техническая   графика» важно, чтобы каждый обучающийся имел компетенции не только по данной дисциплине, но имел представления о ее роли в будущей професс...

Дифференцированное обучение как средство реализации индивидуального подхода и повышения учебной мотивации младших школьников

Дифференцированное обучение является одним из средств реализации индивидуального подхода и повышения учебной мотивации школьников. Дифференцированным считается такой учебно-воспитательный процесс, для...