Реализация разноуровневого дифференцированного обучения при изучении дисциплин «Техническая графика», «Черчение»
статья на тему

Сосновская Светлана Леонидовна

При изучении  дисциплины  «Техническая   графика» важно, чтобы каждый обучающийся имел компетенции не только по данной дисциплине, но имел представления о ее роли в будущей профессии, формах и методах, проблемах, связанных с развитием, использованием достижений науки, техники, технологии и реального производства.

         При малом количестве учебных часов, ориентация на максимум усвоения учебного материала практически невозможна, что приводит к перегрузке, уровень требований высокий, у обучающегося  пропадает интерес к дисциплине.

        В решении этого вопроса помогает  уровневая дифференциация знаний и умений, целью которой является обеспечение каждому  учащемуся базового уровня подготовки, создание благоприятных условий всем, кто проявляет интерес к обучению, всем, кому  техническая графика как дисциплина дается с трудом.

       Уровневые  и  дифференцированные задания можно использовать практически на каждой теме курса «Техническое черчение». 

       Дифференциация – создание разнообразных условий для обучения учащихся с разным уровнем умственного развития, физического здоровья, по интересам и личностно-психологическим типам (тип мышления, темперамента, характера)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация разноуровневого дифференцированного обучения при изучении дисциплин «Техническая графика», «Черчение»

Преподаватель «Техническая графика», «Черчение» Сосновская С.Л.

СПБ ГБПОУ « промышленно-технологический колледж»

         

При изучении  дисциплины  «Техническая   графика» важно, чтобы каждый обучающийся имел компетенции не только по данной дисциплине, но имел представления о ее роли в будущей профессии, формах и методах, проблемах, связанных с развитием, использованием достижений науки, техники, технологии и реального производства.

         При малом количестве учебных часов, ориентация на максимум усвоения учебного материала практически невозможна, что приводит к перегрузке, уровень требований высокий, у обучающегося  пропадает интерес к дисциплине.

        В решении этого вопроса помогает  уровневая дифференциация знаний и умений, целью которой является обеспечение каждому  учащемуся базового уровня подготовки, создание благоприятных условий всем, кто проявляет интерес к обучению, всем, кому  техническая графика как дисциплина дается с трудом.

       Уровневые  и  дифференцированные задания можно использовать практически на каждой теме курса «Техническое черчение». 

       Дифференциация – создание разнообразных условий для обучения учащихся с разным уровнем умственного развития, физического здоровья, по интересам и личностно-психологическим типам (тип мышления, темперамента, характера)

          Предмет «черчение», наука близкая к математике. И здесь,

как нельзя  важно, чтобы  обучающиеся не переносили свои проблемы из математики на черчение, понимали предмет и выполняли тот уровень, который позволяет им их интеллектуальное развитие. Алгоритм от «простого к сложному» позволяет учащимся с низкой мотивацией к учению, приобрести не только программный запас знаний, но и подняться на творческий  уровень.

       При дифференцированном подходе при одинаковом объеме информации устанавливаются разные уровни требований как при усвоении, так и при контроле.

      Контроль  может проводиться после прохождения темы, раздела и охватывает большой круг вопросов, подлежащих контролю.

      Первый уровень (обучения и контроля)  направлен на опознание, выбор и соответствует выполнению элементарных операций и характеризуется тем, что  учащийся выполняет лишь отдельные операции.

     Второй уровень  направлен на установление причинно-следственных связей, учащийся умеет решать типовые задачи, которые требуют более сложных умственных действий.

     Третий уровень – творческий. Он характеризуется тем, что учащийся выполняет все операции продуманно, последовательно решает нетипичные задачи с переносом на другие темы, разделы технической  графики.

Учащийся должен знать, что за выполнение заданий каждого уровня ставится оценка:

  • за 1 уровень – 3 (удовлетворительно);
  • за 2 уровень – 4 (хорошо);
  • за 3 уровень – 5 (отлично).

    Получив блок вопросов трех уровней, учащийся может приступить к выполнению заданий любого уровня. Обязательное условие – полное и правильное выполнение всех заданий.

    Если правильно и полностью выполнено  задание 2 и 3 уровней, то учащийся  получает соответственно оценки «4» и «5».  Если 1-го – то оценка «3».

     При  желании он  может приступить к выполнению заданий 2-го и, затем 3-го уровня, и может попросить вновь  задание 1-го уровня, но другого варианта, зная, что за правильный ответ этого уровня он дополнительно получит оценку «3».

      Такая свобода выбора вопросов способствует расширению  кругозора учащийся в понимании технической графики, рассматриваемых в теме и способствует выходу на более высокий уровень усвоения. Такой подход увеличивает накопляемость   оценок по разным темам.

Разноуровневый контроль - свобода вопросов из разных уровней.  

Даёт  учащимся уверенность в знаниях, в том числе сложных тем и разделов дисциплины.

Расширяются задачи по определению уровня усвоения для самоконтроля – обучающийся сам определяет, на каком уровне усвоения он находится и сколько баллов (оценку) он получит за правильный ответ. Адекватность самооценки позволяет обеспечить аргументированную оценку знаний учащимся, имеющих разную подготовку по дисциплине « Техническая  графика».


Примеры разноуровневых заданий

Тема: «Графическое оформление чертежей»

Уровни

1 уровень

2 уровень

3 уровень

Масштабы

Масштабы изображения

Определение

Масштабы изображения

Задание:

ГОСТ 2.302-68

Назовите три вида масштабов изображения

Дать определение масштаба

Назовите первые 5 масштабов уменьшения и увеличения.

Какой масштаб является предпочтительным.

Есть ли масштаб 1;3?

Варианты ответов

  • натуральный масштаб;
  • масштаб уменьшения;
  • масштаб увеличения

Масштаб- это отношение линейных размеров изображаемого предмета на чертеже к его натуральным размерам

  • 1:2; 1:2.5; 1:4; 1:5; 1:10;
  • 2:1; 2,5:1; 4:1; 5:1; 10:1.
  • 1:1;
  • нет

Оценка за правильный ответ

Удовлетворительно

Хорошо

Отлично

Тема: «Изображения – виды, разрезы, сечения»

Уровни

1 уровень

 2 уровень

3 уровень

Работа:

 сечения

 Сечения

Различие между сечением и

Разрезом

Разновидности сечений.

Выносной элемент

Задание: дать

определения

Что называется сечением?

Чем отличается сечение от разреза?

Какие сечения применяются на чертежах?

Что называется выносным элементом?

Ответ:

Сечением называется изображение фигуры, получающееся при мысленном рассечении предмета одной или несколькими плоскостями.

На сечении показывается только то, что расположено в секущей плоскости.

Сечение применяется для выявления формы отдельных элементов детали. Все что расположено за секущей плоскостью является лишним.

В разрезе изображается и то, и другое.

Сечения могут быть:

  • наложенные;    
  • вынесенные;
  • симметричные;
  • несимметричные;
  • повернутые;
  • развернутые. Выносным элементом называется изображение, которое требует графического пояснения формы ввиду его мелкого изображения .Выносной элемент изображается обычно увеличено.

Оценка за правильный ответ

Удовлетворительно

Хорошо

Отлично

Тема: «Изображения – виды, разрезы, сечения»

Уровни

1 уровень

 2 уровень

3 уровень

Работа:

 разрезы

Разрезы

Разрезы простые – вертикальные  и горизонтальные

Разрезы сложные

Задание: дать

определения

Что называется разрезом? Что называется местным разрезом?

Что называется простым разрезом?

Что называется сложным разрезом? Какие бывают сложные разрезы?

Что называется местным разрезом?

Ответ:

Разрезом называется изображение предмета, полученное при мысленном рассечении его одной или несколькими секущими плоскостями. Часть предмета, расположенная между наблюдателем и секущей плоскостью, мысленно удаляется, а на плоскости проекций изображается то, что получается в секущей плоскости и что расположено за ней.

Простым разрезом называется разрез, получаемый при применении одной секущей плоскости.

Вертикальными называются разрезы, образованные секущими плоскостями, перпендикулярными горизонтальной плоскости проекций. Горизонтальными – параллельными горизонтальной плоскости проекций.

Сложными называются разрезы, получаемые с помощью двух и более секущих плоскостей.

Сложные разрезы распределяются:

  • на ступенчатые и ломаные;
  • наклонные;
  • горизонтальные, фронтальные, профильные;
  • комбинированные – состоящих из ступенчатого и ломаного

Разрез, служащий для выявления формы предмета лишь в отдельном ограниченном месте, называется местным..

Оценка за правильный ответ

Удовлетворительно

Хорошо

Отлично


Тема: «Шероховатость поверхности»

Уровни

1 уровень

 2 уровень

3 уровень

Сведения о

шероховатости

Определение

Задание: ответить на вопрос

ГОСТ 2.309-73, с изменением №3, от 28.05.02г.

Что называется

шероховатостью?

Расшифровать обозначения

Расшифровать

обозначение

Ответ:

Шероховатость – это совокупность неровностей профилей поверхностей с относительно малыми шагами и измеренную на базовой длине l.

  • Шероховатость, образованная снятием слоя материала;
  • тоже самое, но с указанием технологии;
  • без снятия слоя материала
  • Шероховатость, образованная снятием слоя материала определенным способом;
  • указывает технолог;
  • Обработка – шлифование;
  • Ra – среднее арифметическое отклонение профиля 0,63 мкм;
  • направление обработки – параллельное

Оценка за правильный ответ

Удовлетворительно

Хорошо

Отлично

Тема: «Сборочные чертежи»

Уровни

1 уровень

 2 уровень

3 уровень

Сведения о

спецификации

Назначение

Оформление

Содержание

спецификации

Задание: ответить на вопрос

ГОСТ 2.108-68

Для чего нужна

спецификация?

На каких листах оформляется

спецификация?

Размеры основной надписи?

 Чем определяется состав спецификации?

Содержание

спецификации?

Что указывается в разделе «Документация?»

Ответ:

Спецификация определяет состав сборочной единицы, комплекса или комплекта и необходима для их изготовления, комплектования конструкторских документов и планирования запуска в производство изделий

Спецификация выполняется и оформляется на листах формата А4.

При большом количестве частей изделия спецификация может располагаться на нескольких листах: на первом -  55х185 мм, на следующих – 15х185 мм.

Наличие разделов в спецификации определяется составом изделия.

Спецификация обычно состоит из разделов: «Документация;» «Сборочные единицы»;  «Детали»; «Стандартные изделия»; «Прочие изделия»; «Материалы».

В «Документации» указывается – «Сборочный чертеж»; «Габаритный чертеж»; «Пояснительная записка»; «Технические условия».

Оценка за правильный ответ

Удовлетворительно

Хорошо

Отлично

Тема: «Виды соединения деталей»

Уровни

1 уровень

 2 уровень

3 уровень

Неразъемные

 соединения

(сварное

соединение)

Определение

Типы сварных швов

Вспомогательные знаки

Задание: ответить на вопрос

ГОСТ 2.312-72

Область

применение?

Основные способы сварки?

Назовите основные типы сварных швов.

Способы расположения швов?

Назовите вспомогательные знаки сварных швов, их обозначение?

В чем особенность полки-выноски?

Ответ:

Соединение деталей сваркой широко применяются в технике – соединяются детали машин, механизмов, металлоконструкций, мостов, зданий, сооружений и др.

Применяются два основных способа сварки – сварка плавлением и сварка давлением.

Стандартные швы могут быть:

Стыковое соединение (С)Угловое соединение (У);

Тавровое (Т0;

Внахлестку (Н);Способы расположения швов:односторонние и двухсторонние; сплошные или прерывистые; цепное или шахматное расположение проваренных участков. Швы могут быть усиленными.

 

 - шов прерывистый;

⊿- размерный катет;

Z – шов прерывистый с шахматным расположение;

⊐ - шов по незамкнутой линии;

○ – шов по замкнутой линии. Диаметр знака 3…5 мм.

 - шов выполняется при монтаже изделия.

Стрелка – односторонняя.

Лицевая сторона шва - числитель полки. Обратная сторона – знаменатель полки-выноски.

Оценка за правильный ответ

Удовлетворительно

Хорошо

Отлично



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов модульного обучения при изучении дисциплины «Инженерная графика»

Учебная дисциплина «Инженерная графика» является общепрофессиональной, формирующей базовые умения и знания, необходимые для усвоения специальных дисциплин, тем профессиональных модулей, выполнения сту...

Использования интерактивных технологий в процессе изучения дисциплины Инженерная графика

В данной статье идет речь об изучении предмета Инженерная графика с помощью интерактивных и мультимедийных технологий в системе средне специального образования....

Применение дистанционной формы обучения при изучении дисциплины "Инженерная графика"

Для выполнения графических работ и сдачи их на проверку по дисциплине Инженерная графика необходимо творческое поэтапное освоение программы.Сначала необходимо проработать теоретический материал по ука...

«Возможности повышения качества изучения дисциплины «Инженерная графика» через дидактическое обеспечение дифференциации и индивидуализации обучения»

доклад на тему: Возможности повышения качества изучения дисциплины "Инженерная графика" через дидактическое обеспечение дифференцации и индивидуализации обучающихся...

«Использование игровых технологий при изучении дисциплины «Инженерная графика»

       Дисциплина «Инженерная графика» является одной из основных для специальностей технического профиля, ведь невозможно представить инженера, мастера или квал...

«РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ХИМИЯ»

Социальный запрос профессиональному образованию, определенный современным обществом говорит о том, что необходимы люди с новым мышлением, умением самостоятельно ставить цели, находить пути их достижен...

Рабочая программа учебной дисциплины "Техническая графика" по профессии 15.01.32 Оператор станков с программным управлением

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО, утвержденного Приказом Министерства просвещения России от 9 декабря 2016 г. № 1555( з...