«РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ХИМИЯ»
статья

Дьяченко Елена Анатольевна

Социальный запрос профессиональному образованию, определенный современным обществом говорит о том, что необходимы люди с новым мышлением, умением самостоятельно ставить цели, находить пути их достижения. Развитие обучающегося становится ключевым определением обучения. В последнее время все чаще звучат негативные оценки состояния естественнонаучного образования. Как же решить проблему реализации практической подготовки обучающихся естественным дисциплинам? Что нужно современному выпускнику для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально- экономических условиях жизни? Какую роль должен играть урок, преподаватель, чтобы подготовить обучающихся к полноценной жизни в обществе?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья20.78 КБ

Предварительный просмотр:

«РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ХИМИЯ»

Дьяченко Елена Анатольевна, преподаватель

ГБПОУ РО «КТАУ(КСХТ)»

г. Константиновск, Ростовская обл.

«Только те знания, которые используются, закрепляются в нашем сознании» (Карнеги).

Одним из ведущих направлений модернизации российского образования является усиление роли личности обучающегося в образовании, что требует новых подходов к построению содержания образования и методам его предъявления в учебном процессе. Приоритетной задачей обновления содержания преподавания естественнонаучных дисциплин признается задача усиления их прикладной и практической направленности. Социальный запрос профессиональному образованию, определенный современным обществом говорит о том, что необходимы люди с новым мышлением, умением самостоятельно ставить цели, находить пути их достижения. Развитие обучающегося становится ключевым определением обучения. В последнее время все чаще звучат негативные оценки состояния естественнонаучного образования. Как же решить проблему реализации практической подготовки обучающихся естественным дисциплинам? Что нужно современному выпускнику для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально- экономических условиях жизни? Какую роль должен играть урок, преподаватель, чтобы подготовить обучающихся к полноценной жизни в обществе? Практическая подготовка при реализации естественнонаучной дисциплины химия в Константиновском техникуме агроветтехнологий и управления  организуется путем проведения практических занятий, практикумов, мастер-классов и иных аналогичных видов учебной деятельности, предусматривающих участие обучающихся в выполнении отдельных элементов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. Определив свое педагогическое кредо как «Образование – для жизни!», я стараюсь строить систему своей работы таким образом, чтобы соединить фундаментальные знания по химии с прикладными умениями и навыками. Ведущая идея в моей педагогической практике – максимально раскрыть перед обучающимися спектр приложений химических знаний. Я предлагаю несколько приемов по реализации практической направленности, которые используются мной на уроках в разной степени в зависимости от возраста обучающихся, темы урока, особенностей группы. Все приемы появлялись постепенно, часть из них заимствована из опыта других преподавателей; часть из книг, методических пособий, часть – придумывала сама. Изучение химии в Константиновском техникуме агроветтехнологий и управления направлено не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие личности обучающегося. Важным фактором построения курса химии в профессиональном образовательном учреждении является системный дидактический охват проблем обучения, дающий ответ на вопросы: чему, как и каким образом учить, какие мировоззренческие и воспитательные, личностные качества должны быть достигнуты обучающимися и педагогами? Химия ориентирована на всестороннее изучение химических соединений, среди которых особую значимость приобретают вещества для различных отраслей современного производства. Особое значение должно придаваться созданию новых биологически активных веществ, используемых как лекарственные вещества, добавки к пищевым продуктам, а также к моющим средствам. Поэтому, я  на уроках химии демонстрирую панорамы ее использования в различных сферах, т.е. именно с тех превращений, открытий, технологий, которые способствуют первичной мотивации и возникновению интереса к предмету. Формирование способностей невозможно вне активной, заинтересованной деятельности обучающихся. Среди разнообразных направлений современных методик и технологий на уроках химии я применяю метод проектов. Обучающиеся должны адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах. Константиновский техникум агроветтехнологий и управления создает условия для формирования у обучающихся современных ключевых компетенций: общенаучной, информационной, познавательной, коммуникативной. На мой взгляд, благодаря методу проектов, обучающиеся лучше понимают программный материал, развиваются необходимые учебные навыки, формируются коммуникативные умения, а также развивается творческое мышление. Обучающиеся самостоятельно ориентируются в информационном пространстве. Хочу отметить эффективность данного метода, который развивает у студентов самостоятельность и ответственность, умение работать в группах. Проектная деятельность стала частью учебного процесса в нашем образовательном учреждении на уроках химии и внеклассных занятиях. Накоплен определенный опыт создания творческих проектов по естественнонаучным дисциплинам. При выполнении проектов стараюсь ориентировать студентов на то, что нужно опираться на местный материал, экологическую обстановку, традиции своего региона, своего района, своего образовательного учреждения. Такая работа с использованием метода проектов на уроке и внеурочное время имеет большое образовательное, воспитательное, а также развивающее значение. На специальностях Ветеринария и Кинология естественнонаучная дисциплина химия является профильной, она закладывает фундамент для освоения некоторых общепрофессиональных дисциплин (анатомия и физиология животных, основы микробиологии, основы зоотехнии, ветеринарная фармакология и т. д.) и междисциплинарных курсов (МДК 01.01 «Методика проведения зоогигиенических, профилактических и ветеринарно-санитарных мероприятий», МДК 02.01 «Методика диагностики лечения заболеваний сельскохозяйственных животных», МДК 03.01 «Методика ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов и сырья животного происхождения»).На уроках химии обучающиеся учатся решать задачи с прикладной и практической направленностью. Понимая важность решаемой задачи, обучающиеся получают качественное мотивационное подкрепление своей учебно-познавательной деятельности. Решать экспериментальные задачи можно на каждом уроке в течение всех лет обучения химии при изучении и закреплении нового материала, а также в домашних условиях. Они могут выполняться индивидуально, отдельными группами и всеми обучающимися одновременно. Решая экспериментальные задачи, обучающиеся не только совершенствуют приобретенные ранее умения и навыки, но и учатся применять полученные знания. Это способствует самостоятельному нахождению теоретического решения поставленной задачи с обязательной проверкой опытным путем правильности полученного результата. Интерес обучающихся к такому роду деятельности повышается, если задачи имеют практическую направленность. Одним из условий реализации прикладной направленности обучения является  использование межпредметных связей.   Для этой цели мной используются интегрированные задачи и задания, в которых осуществляется интеграция знаний химии с историей, литературой, биологией, медициной. Привлечение межпредметных связей повышает научность обучения, доступность (теория насыщается практическим содержанием), естественным образом проникают на урок элементы занимательности. Химия – наука экспериментальная. Поэтому стараюсь построить урок так, чтобы в нем как можно больше присутствовал эксперимент. Он необходим для того, чтобы обучающиеся понимали роль химии в окружающей действительности. Майкл Фарадей говорил: “Ни одна наука не нуждается в эксперименте в такой степени как химия. Ее основные законы, теории и выводы опираются на факты. Поэтому постоянный контроль опытом необходим.” Химический эксперимент включает в себя: практические работы, демонстрационные и лабораторные опыты, экспериментальные задачи. Практическая направленность этого вида деятельности создает условия для выработки у обучающихся умений применять полученные знания при решении реальных задач повседневной жизни. Реализация прикладной и практической направленности осуществляется не только на уроках, но и во внеурочное время: на занятиях кружка (куда включены часы с темой «Химия в моей будущей профессии»),  в проектной деятельности, игры, предметные недели, научно-практические конференции, викторины.

В результате такого подхода к методу преподавания дисциплины химия, у обучающихся появляется повышение интереса, осознанного восприятия информации и начальный опыт практического применения знаний в выбранной ими профессии.

Осуществление практической и прикладной направленности в обучении расширяет научно-теоретический кругозор обучающихся, усиливает воспитательное воздействие на их мировоззрение, повышает уровень знаний, формирует у обучающихся экологически грамотное поведение в быту и природе, на производстве, позволяет изменить их отношение к химии:  подводят обучающихся к убеждению, что знание химии не роскошь, а жизненная необходимость.

Список литературы:

  1.   Блинова В.И. ,Сергеев И.С. Как  реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: практическое  пособие.  М: АРКТИ, 2007.
  2.  Демидова М.  Компетентностно - ориентированные задания в научно - естественном образовании. Народное образование. - 2008. № 4
  3. Еремин В.В., Борщевский А.Я. Основы общей и физической химии. -  ИД "Интеллект”,  2012.- 848-850 с.
  4. Качалова Л.П. Педагогические технологии : учеб. пособие Шадринск: ШГПИ, 2001. – 220-230 с.

Требования к предоставляемым работам Для участия в Конференции принимаются статьи, описывающие педагогический опыт применения новых методов и форм в образовании. По направлению 4 возможно предоставление кратких конспектов уроков. Статьи принимаются в формате .docx Объем работы - до 3-х листов, шрифт - Times New Roman, 14 пт, отступ (красная строка) 1,25 Межстрочный интервал – одинарный, выравнивание - по ширине, ориентация - книжная. Заголовок статьи оформляется следующим образом: Первая строка работы - название (шрифт Times New Roman, размер 12, все прописные буквы, полужирный). Вторая строка работы - фамилия, имя, отчество автора, регион, муниципалитет, наименование учреждения, должность автора, выравнивание по правому краю (приложение 2)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ И ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ДИСЦИПЛИНА «ХИМИЯ» общеобразовательного цикла технический профиль

Методические указания для выполнения практических занятий и лабораторных работ  являются частью основной профессиональной образовательной программы государственного бюджетного образовательного уч...

Практическое занятие, как одна из форм реализации компетентностного подхода (в ходе изучения учебной дисциплины «Экономика»)

В докладе отражены понятия, связанные с реализацией новых подходов в образовательном процессе в соответствиии с требованиями ФГОС. Это -  компетенции и компетентностный подход в образовании, кото...

Методические рекомендации к практическим занятиям и по изучению дисциплины «Иностранный язык» для обучающихся специальности 11.02.09 Многоканальные телекоммуникационные системы

Аннотация   Методические рекомендации к практическим занятиям и по изучению дисциплины «Иностранный язык», предназначены для студентов специальности 11.02.09 Многоканальные телекоммуникационные...

Статья "Развитие творческой компетенции при организации исследовательской деятельности в рамках изучения дисциплины «Математика»"

ГБОУ  СПО  « Брянский техникум питания и торговли» главной своей задачей считает подготовку высококвалифицированных конкурентно способных специалистов в сфере торговли и общественного питани...

Реализация разноуровневого дифференцированного обучения при изучении дисциплин «Техническая графика», «Черчение»

При изучении  дисциплины  «Техническая   графика» важно, чтобы каждый обучающийся имел компетенции не только по данной дисциплине, но имел представления о ее роли в будущей професс...

Статья "Реализация комплексного плана противодействия идеологии терроризма в РФ на 2019-2023 гг. в рамках изучения учебных дисциплин "История" и "Обществознание"

     Реализация комплексного плана противодействия идеологии терроризма в РФ на 2019-2023гг. в рамках изучения учебных дисциплин в ОГБПОУ" Смоленский автотранспортный коллед...

Использование инновационных технологий при изучении дисциплин химия и биология

Главной целью инновационных технологий в образовании является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Это становится возможным благодаря внедрению в профессиональную деятельность каче...