Использование инновационных технологий при изучении дисциплин химия и биология
статья

Дьяченко Елена Анатольевна

Главной целью инновационных технологий в образовании является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Это становится возможным благодаря внедрению в профессиональную деятельность качественно новых дидактических и воспитательных программ, предполагающих решение педагогических проблем. Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого «нешаблонного» мышления, развитие обучающихся за счет максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики, - основные цели инновационной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья21.46 КБ

Предварительный просмотр:

Использование инновационных технологий при изучении дисциплин химия и биология.

Дьяченко Елена  Анатольевна, преподаватель естественнонаучных дисциплин

ГБПОУ РО «Константиновский техникум агроветтехнологий и управления(КСХТ)»,

г. Константиновск, Ростовская обл.

В данное время меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, вместо усвоения знаний, усилия направляются на формирование компетентностей. Реорганизация системы профессионального образования в России предполагает переход к таким методам обучения, которые основаны на конструктивном, оперативном подходе, вместо традиционного линейного подхода. Социальный запрос профессиональному образованию, определенный современным обществом говорит о том, что необходимы люди с новым мышлением, умением самостоятельно ставить цели, находить пути их достижения. Главной целью инновационных технологий в образовании является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Это становится возможным благодаря внедрению в профессиональную деятельность качественно новых дидактических и воспитательных программ, предполагающих решение педагогических проблем. Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого «нешаблонного» мышления, развитие обучающихся за счет максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики, - основные цели инновационной деятельности. Инновационная деятельность в образовании направленна на нравственное самосовершенствование человека, важна тем, что способна обеспечивать преобразование всех существующих типов практик в обществе. Образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму и форму существования человека. Целью инновационной деятельности является качественное изменение личности учащегося по сравнению с традиционной системой. [1]

Развитие обучающегося становится ключевым определением обучения. Мы каждый день сталкиваемся с одной проблемой: как научить обучающихся в условиях, когда все меньше студентов мотивированно на учение вообще и на изучение отдельных дисциплин и профессиональных модулей. Запомнить необходимые знания можно либо заставить студента выучить материал, либо заинтересовать его. Проблема восприятия новых научных достижений, понимания и правильного толкования их сегодня, как никогда, связана с проектированием новейших педагогических технологий. Эта проблема остро актуальна, но пока полностью не осознана педагогами.  Активное обучение предполагает использование такой системы методов и приемов, которые направлены, главным образом, не на сообщение обучающимся готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на организацию обучающихся для самостоятельного добывания знаний, освоения умений и навыков в процессе активной познавательной и практической деятельности. При использовании нетрадиционных технологий обучения, которые позволяют студенту непосредственно принимать участие в построении учебного процесса, осуществляет прочное и осознанное усвоение содержания учебных предметов, а также развитие у студентов логического мышления, творческой активности, речевых способностей, умения самостоятельно работать и интеллекта в целом.[3] На своих занятиях я  использую различные современные педагогические технологии в преподавании биологии и химии, что делает уроки интересными, познавательными, дающими возможность студентам раскрыть свой интеллектуальный потенциал. Такие технологии как: проблемное обучение, проектное обучение, тестовые и игровые технологии, технология развития критического мышления, здоровье сберегающие технологии, личностно – ориентированное обучение. Среди разнообразных направлений современных методик и технологий на уроках химии и биологии я применяю метод проектов. Одной из основных целей моей педагогической деятельности является освоение и применение инновационных технологий обучения биологии и химии на информационно-коммуникативной, исследовательской и развивающей основе. В основе химико-биологического образования  лежит принципиально новый курс,  построенный на основе принципов систематичности, преемственности, воспитывающего и  развивающего характера обучения, широкой  дифференциации.

Исследовательская деятельность – самостоятельная деятельность, но преподаватель может управлять процессом проявления и преодоления затруднений, прогнозировать их появление, следовательно, активизировать мировоззренческие позиции в учебном процессе.  

Исследовать – значит видеть то, что видели все, но думать так, как не думал никто. Обучающиеся должны адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах. Константиновский техникум агроветтехнологий и управления создает условия для формирования у обучающихся современных ключевых компетенций: общенаучной, информационной, познавательной, коммуникативной. На мой взгляд, благодаря методу проектов, обучающиеся лучше понимают программный материал, развиваются необходимые учебные навыки, формируются коммуникативные умения, а также развивается творческое мышление. Обучающиеся самостоятельно ориентируются в информационном пространстве. Хочу отметить эффективность данного метода, который развивает у студентов самостоятельность и ответственность, умение работать в группах. [2]

Проектная деятельность стала частью учебного процесса в нашем образовательном учреждении на уроках химии, биологии и внеклассных занятиях. В проектной работе целью обучения становится, прежде всего, развитие у обучающихся учебно-познавательной активности, направленной на освоение нового опыта. Работая над проектом, обучающиеся учатся проводить исследования, вынуждены систематически и четко излагать свои мысли, ориентироваться в большом числе текстовой, графической и цифровой информации, анализировать результаты и представлять новые идеи.  Накоплен определенный опыт создания творческих проектов по естественнонаучным дисциплинам. На уроках химии и биологии для организации проектной деятельности использую и урочные занятия, когда урок полностью посвящен выполнению проекта, когда обучающиеся выполняют проекты во внеурочное время и защищают их на специально отведенном уроке. Сначала я знакомлю студентов с проектами прошлых лет, готовлю небольшие презентации, буклеты, где стараюсь заинтересовать обучающихся заняться исследовательской работой и созданием проекта. Предлагаю примерные темы проектов. Прежде чем предложить составить какой - либо проект, обучающиеся знакомятся с правилами и основами проектной деятельности, с требованиями, предъявляемыми к проектам. Обучающиеся выполняют проект самостоятельно. Преподаватель, в свою очередь, выполняет роль консультанта, а также разрабатывает паспорт проектной работы, который будет являться своеобразной визитной карточкой индивидуального или группового проекта. При выполнении проектов стараюсь ориентировать студентов на то, что нужно опираться на местный материал, экологическую обстановку, традиции своего региона, своего района, своего образовательного учреждения. После выполнения проекта, обучающиеся анализируют свою работу, отмечают неудачи, их причины. Такая работа с использованием метода проектов на уроке и внеурочное время имеет большое образовательное, воспитательное, а также развивающее значение. Метод проектов предоставляет не только преподавателю широчайшие возможности для изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам учебной деятельности, выводя на качественно новый уровень всю систему организации процесса обучения, но и способствует формированию нового типа обучающихся, обладающих набором умений и навыков самостоятельной работы, готовых к сотрудничеству и взаимодействию, наделённых опытом самообразования. Уроки с использованием современных педагогических технологий становятся привычными для обучающихся. А для преподавателей они становятся нормой работы. Очень важно не останавливаться на месте, ставить новые цели и стремиться к их достижению –это основной механизм развития личности как обучающегося, так и преподавателя. Применение современных педагогических технологий позволяют поднять процесс обучения на совершенно другой, современный уровень, даёт широкий простор для творчества, новым методам организации активной и осмысленной работы обучающихся, делая занятия более наглядными и интересными.[5]

Список литературы

  1. Браверман Э.М. Уроки на основе деятельностного подхода Основная школа. – М.: Просвещение, 2012. – 80с.
  2.  Боровских А.В., Розов Н.Х. Деятельностные принципы в педагогике

и педагогическая логика. – М.: Макс Пресс, 2010, с. 66-67.

  1. Воронцов А.Б. и др. Проектная деятельность в основной и старшей школе. – М.: Просвещение, 2010. – 176с.
  2. Качалова Л.П. Педагогические технологии : учеб. пособие Шадринск: ШГПИ, 2001. – 220-230 с.
  3. Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие.– М.: ТЦ Сфера, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии, в изучении дисциплины "Биология".

Различают "полевые" (основанные на реальном фактическом материале) и "кабинетные" (выдуманные) кейсы.К середине прошлого столетия метод конкретных ситуаций приобрел четкий технологический алгори...

Использование инновационных технологий на уроках химии и биологии

Информационное общество меняет классические требования не только к выпускнику, но и к преподавателям и учителям. В связи с этим, каждый преподаватель стремится заинтересовать дисциплиной, соответствов...

Взаимное сотрудничество учителя и учащихся в проектно-исследовательской внеклассной деятельности как фактор мотивации в изучении предметов химия и биология в процессе перехода на ФГОС.

ТЕМА: Взаимное сотрудничество учителя и учащихся в проектно-исследовательской внеклассной деятельностикак фактор мотивации в изучении предметов химия и биология в процессе перехода на ФГОС.СОДЕРЖ...

«Использование игровых технологий при изучении дисциплины «Инженерная графика»

       Дисциплина «Инженерная графика» является одной из основных для специальностей технического профиля, ведь невозможно представить инженера, мастера или квал...