РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ. 07 БИОЛОГИЯ
календарно-тематическое планирование на тему

Легоцкая Наталья Владиславовна

Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» разработана на основе примерной программы учебной дисциплины  «Биология»  для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования (одобрена ФГУ «Федеральный институт развития образования» Минобрнауки России, 2008 г.) по  профессии  среднего профессионального образования 35.01.13 «Тракторист – машинист сельскохозяйственного производства»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_biologiya_traktorist.doc220 КБ

Предварительный просмотр:

 Министерство образования и науки

Краснодарского края

Государственное бюджетное  профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«Курганинский аграрно-технологический техникум»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДБ. 07 БИОЛОГИЯ

по профессии  35.01.13 «Тракторист – машинист сельскохозяйственного производства»

г. Курганинск, х. Красное Поле, 2014 г.

Рассмотрено и одобрено на заседании методического объединения «Программист» и  «Общеобразовательных дисциплин по профильным, математическим  и естественнонаучным  дисциплинам»

Протокол № 1от «28» августа  2014 г.

Руководитель

_______________________Е.А. Бондаренко

                     Утверждаю:

Директор ГБПОУ  КК  « КАТТ»

___________________П.Ф. Середа

«_____» ________________ 2014 г.

 

Утверждена  на заседании педагогического совета

протокол № 1  от «29» августа 2014 г.

Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» разработана на основе примерной программы учебной дисциплины  «Биология»  для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования (одобрена ФГУ «Федеральный институт развития образования» Минобрнауки России, 2008 г.) по  профессии  среднего профессионального образования 35.01.13 «Тракторист – машинист сельскохозяйственного производства», утвержденного приказом Министерства  образования  и науки Российской Федерации № 740  от «02» августа 2014 г.,  зарегистрирован Минюст  РФ № 29506    от 20 августа 2014 г.). 

Организация разработчик: Государственное бюджетное  профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Курганинский аграрно-технологический техникум».

Разработчик:                                Легоцкая Н.В., преподаватель,

                                                              ГБПОУ КК «КАТТ»                  ___________

                                                            (подпись)

Рецензенты:                                

                                                  Шепель А.В., зам. директора по НМР

ГБОУ СПО «КАТТ» КК

Квалификация по диплому:

                                                             к.п.н                                            ___________

                                                          (подпись)

Белогурова Л.И., заместитель директора по УВР,  учитель, первой  категории

МАОУ СОШ № 4 г. Курганинска

Квалификация по диплому:

Учитель химии и биологии

___________

                                                          (подпись)

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

15


  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДб 07 «Биология»

1.1. Область применения рабочей программы

           Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС  по профессии  СПО 35.01.13 Тракторист – машинист сельскохозяйственного производства.

                Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» разработана на основе примерной программы учебной дисциплины  «Биология»  для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования (одобрена ФГУ «Федеральный институт развития образования» Минобрнауки России, 2008 г.) по  профессии  среднего профессионального образования 35.01.13 Тракторист – машинист сельскохозяйственного производства,  утвержденного приказом Министерства  образования  и науки Российской Федерации № 740  от «02» августа 2014 г.,  зарегистрирован Минюст  РФ № 29506    от 20 августа 2014 г.).

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

                Учебная дисциплина «Биология» относится к  базовой общеобразовательной подготовке.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате изучения учебной дисциплины «Биология» студент должен:

знать/понимать

  • основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
  • строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;
  • сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование  приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
  • вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
  • биологическую терминологию и символику;

        уметь

  • объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной  картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;
  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
  • сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
  • анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;
  • оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;
  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

1.4.  Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

       максимальная учебная нагрузка студента - 120 часов, в том числе:

       обязательная аудиторная учебная нагрузка  - 80 часов;

        самостоятельная работа студента  – 40 часов.


2.  СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

120

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

80

в том числе:

практические занятия

15

Самостоятельная работа студента (всего)

40

Итоговая аттестация в форме  дифференцированного зачета                                             


2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОДб. 07 «Биология»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала,  практические работы, самостоятельная работа студентов

Объем часов

Уровень освоения

Введение

Содержание учебного материала

2

1

Краткая история развития биологии.

Методы исследования в биологии. Сущность жизни и свойства живого.

2

Раздел № 1. Учение о клетке

17

Тема 1.1.  Учение о клетке

Содержание учебного материала

10

1,2

История изучения клетки. Клеточная теория. Химическая организация клетки. Строение и функции клетки. Прокариотические и эукариотические клетки.

Вирусы. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Строение и функции хромосом. Ген. Генетический код. Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме. Жизненный цикл клетки. Митоз.

8

Практические занятия:

2

2,3

ЛПЗ № 1 Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.

ЛПЗ № 2 Сравнение  строения клеток растений и животных под микроскопом, их описание.

Самостоятельная работа за  раздел № 1

7

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

СР № 1 Подготовить презентацию по теме: Вирусы.

СР № 4 Подготовить презентацию по теме: Формы размножения организмов.

СР № 6 Подготовить реферат по теме: «Дифференцировка клеток».

3

Тематика домашней работы:

СР № 2 Составить таблицу: «Строение и функции органелл клетки».

СР № 3 Составить таблицу: «отличия в строении клеток прокариотов и эукариотов».

СР № 5 Составить модель «Строение молекулы ДНК».

СР № 7 Зарисовать схему митоза.

4

Раздел № 2  Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов

15

Тема 2.1.   Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов. 

Содержание учебного материала

9

2

Организм – единое целое. Формы размножения организмов. Бесполое и половое  размножение. Мейоз. Образование половых клеток. Индивидуальное      развитие организмов. Основные стадии эмбрионального развития. Постэмбриональное развитие организмов. Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека.

8

Практические занятия:

1

3

ЛПЗ № 3 Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных.

Самостоятельная работа за раздел № 2

6

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

СР № 10 Составить презентацию: «Ученые- основоположники современной эмбриологии».

СР № 11 Подготовить презентацию по теме: «Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных».

СР № 12 Написание реферата по теме: «Репродуктивное здоровье. Причины, приводящие к бесплодию человека».

2

Тематика домашней работы:

СР № 8 Составить схему дробления оплодотворённой яйцеклетки.

СР №  9 Нарисовать дидактические карточки с фазами мейоза, указав сходство и различие с митозом.

СР № 13 Самостоятельно законспектировать кратко тему: Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека.

4

Раздел  № 3 Основы генетики и селекции

27

Тема 3.1.  Основы генетики и селекции.

Содержание учебного материала

18

1,2

Генетика – как наука. Генетическая символика и терминология. Законы генетики. Моногибридное и дигибридное скрещивание. Хромосомная теория наследственности. Генетика пола. Наследственные болезни человека, их  причины и профилактика. Закономерности изменчивости. Наследственная или генотипическая изменчивость. Модификационная изменчивость. Одомашнивание животных и выращивание культурных растений. Основные методы селекции. Достижения современной селекции. Биотехнология, достижения, перспективы развития.

13

Практические занятия:

5

2,3

ЛПЗ № 4 Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания.

ЛПЗ № 5 Решение генетических задач.

ЛПЗ № 6 Решение генетических задач.

ЛПЗ № 7 Анализ фенотипической изменчивости.

ЛПЗ № 8 Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм.

Самостоятельная работа за раздел № 3

9

Тематика внеаудиторной работы:

СР № 14 Подготовить реферат по теме: «Наследственные болезни человека, их  причины и профилактика».

СР № 19 Написание реферата или создание презентации: «Одомашнивание животных и выращивание культурных растений».

СР № 20 Написание реферата или создание презентации о значении ГМО для современной медицины.

СР № 21 Подготовка доклада по теме: Мутагены в нашей жизни.

СР № 22 Подготовить рефераты по теме: Виды отбора в природе.

5

Тематика домашней работы:

СР  № 15Составить схемы  дигибридного скрещивания.

СР № 16 Самостоятельное решение генетических задач.

СР № 17 Самостоятельное решение генетических задач.

СР № 18 Привести по 5 собственных примеров генных мутаций, хромосомных мутаций, геномных мутаций.

4

Раздел № 4. Эволюционное учение

 

23

Тема 4.1. Эволюционное учение

Содержание учебного материала

17

1,2

История развития эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка. Эволюционное учение  Ч. Дарвина. Естественный отбор. Роль эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира. Концепция вида, его критерии. Популяция – структурная единицы вида и эволюции. Движущие силы эволюции. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании. Макроэволюция. Доказательства эволюции. Сохранение биологического многообразия  как основы устойчивости  биосферы и прогрессивного ее развития. Причины вымирания видов. Основные направления эволюционного прогресса.  Биологический прогресс и биологический регресс.

Самостоятельная работа за раздел № 4

6

Тематика внеаудиторной работы:

СР № 25 Подготовить презентацию «Эволюционные факторы».

СР № 26 Реферат по теме: Составление микроэволюционной характеристики вида.

СР № 27Реферат по теме: Макроэволюция.

СР № 28 Написание реферата на тему «Эволюция взглядов Ч. Дарвина и их современная оценка».

4

Тематика домашней работы:

СР № 23 Заполнение таблицы: «Сравнение взглядов К. Линнея и Ж.Б. Ламарка».

СР № 24 Составить опорный конспект: Естественный отбор.

2

Раздел № 5  История развития жизни на Земле

 

11

Тема 5.1.  История развития жизни на Земле.

Содержание учебного материала

7

1-2

Гипотезы происхождения жизни. Краткая история развития органического мира.

Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Современные гипотезы о происхождении человека. Эволюция человека. Единство происхождения человеческих рас.

4

Практические занятия:

3

3

ЛПЗ № 9 Описание особей одного вида по морфологическому критерию.

ЛПЗ № 10 Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека

ЛПЗ № 11 Приспособление организмов к разным средам обитания (к водной, наземно-воздушной, почвенной).

Самостоятельная работа за раздел № 5

4

Тематика внеаудиторной работы:

СР № 29 Написание рефератов на тему: Доказательства невозможности самозарождения жизни.

СР № 32Написать доклад по теме: Экологические факторы, их значение в жизни организма.

2

Тематика домашней работы:

СР № 30 Написание научно –биологической сказки :«Происхождение жизни».

СР № 31 Заполнить таблицы: человеческие расы.

2

Раздел  № 6 Основы экологии.

20

Тема 6.1. Основы экологии.

Содержание учебного материала

13

1,2

Экология- наука о взаимоотношениях организмов, видов и сообществ с окружающей средой. Экологические факторы, их значение в жизни организма. Экологические системы. Межвидовые взаимоотношения в экосистемах. Пищевые связи. Круговорот веществ энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Сукцессии. Искусственные сообщества. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Биосфера – глобальная экосистема. Роль живых организмов в биосфере. Круговорот важнейших биогенных элементов в биосфере. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Ноосфера. Экскурсии на экосистемы города и районы.

9

Практические занятия:

4

2,3

ЛПЗ № 12 Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности.

ЛПЗ № 13 Сравнительное описание одной из естественных природных систем.

ЛПЗ № 14 Описание и практическое создание искусственной экосистемы.

ЛПЗ № 15 Решение экологических задач.

Самостоятельная работа по разделу № 6

7

Тематика внеаудиторной работы:

СР №  34 Написать реферат по теме «Исторический анализ экологических взаимоотношений человечества и природы».

СР № 36 Презентация по теме: «Экосистемы города и района».

СР № 38 Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности.

3

Тематика домашней работы:

СР № 33 Кратко законспектировать тему: Экологические факторы, их значение в жизни организма.

СР № 33 Описать Межвидовые взаимоотношения в экосистемах.

СР № 35 Составление таблицы «Роль компонентов биосферы».

СР № 37 Решение экологических задач: Роль правительственных  и общественных  экологических организаций   в современных развитых странах.

4

Раздел  № 7 Бионика

5

Тема 7.1. Бионика.

Содержание учебного материала

4

1-2

 Экскурсия: многообразие видов и сортов. Естественные и искусственные экосистемы своего района. Бионика, как одно из направлений биологии и кибернетики.

2

Дифференцированный зачет.

2

Самостоятельная работа по разделу № 7

1

Тематика внеаудиторной работы

СР № 39 Презентация на тему «Биомеханика естественных и искусственных органов, механические аспекты биоматериалов».

1

Тематика домашней работы:

Работа с учебником.

ВСЕГО:

120


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

 Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Биологии и основ экологии»

Оборудование учебного кабинета:                                                                                                       - посадочные места по количеству  обучающихся;                                                                                    - рабочее место преподавателя;                                                                                                                  - комплект учебно-наглядных пособий «Биология».

- микроскопы: ЛОМО, Микромед Р-1, Микромед С-12;

- гистологические препараты.

Технические средства обучения:

- компьютер с выходом в сеть Интернет;

- видеопроектор;

- презентации;

- видеофильмы;

- электронные пособия.

3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основная литература:

  1. Мамонтов С. Г., Захаров В. Б. Биология М: Высшая школа 2010 г
  2. Костантинов В.М., Резанов А.Г. Биология М:Академия. 2010 г
  3. Тупикин Е.И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельностью М.: Издательский центр «Академия», 2010г.
  4. Общая биология под редакцией Полянского Ю. И.. Учебник для 10 - 11 классов общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение». 2009г.

Дополнительная литература:

  1. Ярыгин В. Н. Биология для поступающих в вузы. М: Высшая школа 1995
  2. Киселева Э. А. Книга для чтения по дарвинизму М: Просвещение 1970
  3. Гуляев Г. В. Генетика. М: Колос 1984
  4. Мамонтов С. Г. Биология для поступающих в вузы. М: Высшая школа 1991  
  5. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. 10 кл. Рабочая тетрадь. – М., 2001.
  6. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10—  11 кл. – М., 2001.
  7. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 10 кл. Учебник. – М., 2002.
  8. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 11 кл. Учебник. – М., 2002.
  9. Чебышев Н.В. Биология. Учебник для Ссузов. – М., 2005.

  1. Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Рувимский А.О. Общая биология. – М., 2003.
  2. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сивоглазов В.И. Биология. Общие закономерности. – М., 1996.
  3. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология 3 т. М. Мир, 2007
  4. Дмитриева Т. А. Биология М. Дрофа 2003 (учебник)
  5. Колесников С.И. Общая биология. Серия среднее профессиональное образование. Ростов-на-Дону. Феникс. 2005
  6. Малышкина В.В. Пособие для подготовки к экзамену Биология Санкт

Петербург «Тригон» 2004

  1. Мамонтов С.Г. Биология М. Просвещение 2008 (учебник)

    17  Общая биология: Учеб. для 10 - 11 кл. с углубл. изучением биологии в шк./ Л.В.Высоцкая, С.М.Глаголев, Г.М.Дымшиц и др.; Под ред. В.К.Шумного и др. - М.: Просвещение, 2001. -462 с.

    18  Спицын        И. П.Сборник задач и тестов по генетике, цитологии и молекулярной биологии. Тамбов. Издательство ТГУ 2000

  1. Шевченко        В.А., Топорнина Н.А., Стволинская Н.С. /Генетика человека: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 240 с.

Интернет-ресурсы:

http://fp.edu.ru/p1.html (Интернет-справочник «Все об учебниках»).
www.bio.1september.ru;

www.bio.nature.ru;

www.edios.ru;

www.km.ru/educftion

Академик. Словари и энциклопедии. http://dic.academic.ru/

Большая советская энциклопедия. http://bse.sci-lib.com

Воокs Gid. Электронная библиотека. http://www.booksgid.com

Глобалтека. Глобальная библиотека научных ресурсов. http://globalteka.ru/index.html

Единое окно доступа к образовательным ресурсам. http://window.edu.ru

Книги. http://www.ozon.ru/context/div_book/

Лучшая учебная литература. http://st-books.ru

Российский образовательный портал. Доступность, качество, эффективность. http://www.school.edu.ru/default.asp

Электронная библиотечная система http://book.ru/

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Знания:

  •  - основные положения биологических теорий (клеточная; эволюционная теория Ч.Дарвина);
  • - учения В.И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
  • - строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
  • - сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие естественного и искусственного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах и биосфере;
  • - вклад выдающихся учёных  в развитие биологической науки;

- биологическую терминологию и символику

-оценка результатов выполнения практических работ;

-оценка результатов устного чтения;

-оценка выполнения домашней работы, контрольных  работ.

Дифференцированный зачет.

  • Умения:

  •  - анализировать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека,  глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в          окружающей среде;
  •  - объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы;
  • - взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

- описывать особей видов по морфологическому критерию;

  • - выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
  • - сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

  • - находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать.
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
  • - соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
  • - оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

-оценка результатов выполнения практических работ;

-оценка результатов устного чтения;

-оценка выполнения домашней работы, контрольных  работ.

Дифференцированный зачет.