РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ БИОЛОГИЯ (ПРОФИЛЬНАЯ ДИСЦИПЛИНА)
рабочая программа по теме

Бормотова Елена Сергеевна

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям СПО 120714 «Земельно-имущественные отношения»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dlya_ekologov.docx82.69 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«КУРСКИЙ МОНТАЖНЫЙ ТЕНИКУМ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

БИОЛОГИЯ

ПРОФИЛЬНАЯ ДИСЦИПЛИНА

2011г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Биология», одобренной ФГУ «Федеральным институтом развития образования «10» апреля 2008 г., утвержденной директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России «16» апреля 2008 г. и в соответствии с Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) по специальности 120714 «Земельно-имущественные отношения»

Организация-разработчик: ФГОУ «Курский монтажный техникум»

Разработчики:

Бормотова Е.С., преподаватель биологии

_________________________________________________

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)

Заключение Экспертного совета №____________  от «____»__________20__ г.

                                                       номер

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

  1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ

12

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ

14

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Биология

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям СПО 120714 «Земельно-имущественные отношения»

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общеобразовательный цикл, является рофильной дисциплиной.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;
  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
  • строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;
  • сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
  • вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
  • биологическую терминологию и символику;

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 221 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 147 часов;

самостоятельной работы обучающегося 74 часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

221

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

147

в том числе:

- лабораторные работы

16

- практические работы

10

-  контрольные работы

4

- семинарские занятия

4

- контрольно - обобщительных занятий

12

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

74

в том числе:

 - реферат, доклад

28

- создание презентационного проекта

20

- работа с творческими заданиями

11

- работа с учебной литературой

5

-подготовка к семинару

10

Итоговая аттестация в форме дифференцированного  зачёта        2


2.2 Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины: Биология

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Содержание учебного материала

2

1

Предмет и задачи общей биологии. Уровни организации живой материи.

Раздел 1.

УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ

20

Тема 1.1.

Основные положения клеточной теории.

Содержание учебного материала

2

1

Краткие сведения из истории изучения клетки.

2

Цитология-наука о клетке.

Самостоятельная работа обучающихся:

- с учебной литературой по теме «Краткие сведения из истории изучения клетки. Цитология-наука о клетке».

2

Тема 1.2.

Неорганические соединения и их значение.

Содержание учебного материала

2

1

Содержание химических элементов в клетке.

2

Вода и другие неорганические вещества, их роль.

Самостоятельная работа обучающихся:

- с учебной  литературой по теме «Содержание химических элементов в клетке, вода и другие неорганические вещества, их роль.»

2

Тема 1.3.

Органические соединения: белки, жиры и углеводы.

Содержание учебного материала

2

1

Называть свойства белков. Объяснять механизм образования первично, вторичной, третичной структуры белков.

2

Знать  характеристику углеводов, входящих в состав  живых организмов, их  функции. Приводить примеры.  

3

Описывать химический состав жиров и липоидов. Характеризовать строение жиров, устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетках.

Самостоятельная работа обучающихся:

Органические вещества клетки. Углеводы, липиды».

-составление рефератов по теме «Белки, аминокислоты. Структура белков, функции белков в клетке.

2

Тема 1.4.

Нуклеиновые кислоты.

Содержание учебного материала

2

1

Знать особенности строения и функционирования нуклеиновых кислот.

2

Выделять различия в строении и функциях ДНК и РНК.

3

Устанавливать взаимосвязь строения и функционирования молекул ДНК в клетке.

4

Знать различные типы РНК, объяснять особенности их строения и функций.

5

Характеризовать свойства генетического кода.

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовить сообщения: Нуклеиновые кислоты, АТФ, самоудвоение ДНК, типы РНК. Сходство химического состава клеток разных организмов как доказательство их родства»

2

Тема 1.5.

Витамины.

Содержание учебного материала

2

1

Виды витамин.

2

Значение витамин  в жизни человека.

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка сообщений по витаминам и их значению.

2

Тема 1.6.

Строение и функции клетки. Прокариотические и эукариотические клетки.

Содержание учебного материала

2

1

Строение клетки, основные структурные компоненты клетки.

2

Строение органоидов клетки и их функции, значение.

3

Дать сравнительную характеристику прокариотической и эукариотической клеткам.

Самостоятельная работа обучающихся:

- работа с ученой литературой;

-анализ проделанной работы;

2

Тема 1.7.

Обмен веществ и энергии в клетке.

Содержание учебного материала

2

1

Пластический обмен.

2

Автотрофы, гетеротрофы.

3

Фотосинтез, его фазы.

4

Результаты фотосинтеза.

5

Биосинтез белков.

Самостоятельная работа обучающихся:

- Творческое задание «Составить кроссворд на тему «Обмен веществ»

- работа с учебной литературой.

2

Тема 1.8.

Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение.

Содержание учебного материала

2

1

Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.)

2

Профилактика вирусных заболеваний.

3

Строение вирусов

Лабораторная работа:

№ 1 «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание».

2

Самостоятельная работа обучающихся:

- составление рефератов по теме «Вирусы, профилактика СПИДа.»

- составление кроссвордов на тему «Клетка».

- оформление лабораторных работ.

- повторить тему «Учение о клетке»

4

Обобщение по теме «Учение о клетке»

-защита творческих работ

2

Раздел 2.

ОРГНИЗМ. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ.

16

Тема 2.1.

Деление клеток.

Содержание учебного материала

2

1

Организм – единое целое. Многообразие организмов.

2

Митоз.

3

Мейоз.

4

Образование половых клеток и оплодотворение.

Самостоятельная работа обучающихся:

- составить таблицу «Сходство и различие митоза и мейоза»»

2

Тема 2.2.

Формы размножения организмов.

Содержание учебного материала

2

1

Дать определение «размножению».

2

Бесполое размножение. Вегетативное размножение.

3

Дать понятие об основных формах размножения организмов.

Самостоятельная работа обучающихся: 

- дать сравнительную характеристику бесполого и полового размножения

- работа с учебной литературой.

4

Тема 2.3.

Эмбриональное развитие организмов.

Содержание учебного материала:

2

1

Эмбриональный этап онтогенеза.

2

Основные стадии эмбрионального развития.

3

Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства.

Самостоятельная работа обучающихся: 

- работа с учебной литературой

2

Тема 2.4.

Постэмбриональное развитие.

Содержание учебного материала: 

2

1

Органогенез.

2

Постэмбриональное развитие.

3

Репродуктивное здоровье.

Самостоятельная работа обучающихся: 

-работа с учебной литературой

2

Тема 2.5.

Индивидуальное развитие человека.

Содержание учебного материала:

2

1

Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства.

2

Причины нарушений в развитии организмов.

3

Репродуктивное здоровье.

Лабораторная работа:

№2 «Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства».

2

Семинарское занятие по теме: Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека.

- защита рефератов.

2

Самостоятельная работа обучающихся: 

подготовка к обобщению по теме «Организм. Индивидуальное развита организмов»

4

Обобщение по теме: «Организм. Индивидуальное развита организмов»

2

Раздел 3.

ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ

Тема 3.1.

Генетика как наука. Основные генетические понятия.

Содержание учебного материала

2

1.

Г.Мендель – основоположник генетики.

2

Предмет, задачи и методы генетики.

3

Наследственность, изменчивость, генотип, фенотип.

4

Гибридологический метод изучения наследственности

Самостоятельная работа обучающихся:

- создание презентационного проекта на одну из тем

«Основные понятия генетики»

«Законы Менделя»

«Модификационная изменчивость»

4

Тема 3.2.

Моногибридное скрещивание, 1-й и 2-й закон Менделя.

Содержание учебного материала

2

1.

Моногибридное скрещивание

2

1-й закон Менделя — закон доминирования

3

2-й закон Менделя - закон расщепления

Тема 3.3.

Дигибридное скрещивание. 3-й закон Менделя.

Содержание учебного материала

2

1

Дигибридное скрещивание

2

Дигибридное и полигибридное скрещивание; третий закон Менделя — закон независимого комбинирования.

3

Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Множественные аллели.

4

Анализирующее скрещивание.

Практическая работа: 

№1 «Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания».

2

Самостоятельная работа обучающихся: 

- составление рефератов

«Мутации, их причины и значение».

«Опасность загрязнения природной среды мутагенами».

« Использование мутаций в селекции для выведения новых форм растений»

4

Тема 3.4.

Сцепленное наследование генов. Генетика пола. Хромосомная теория Моргана.

Содержание учебного материала

2

1

Сцепленное наследование генов Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков. Закон Моргана..

2

Генетика пола.

3

Хромосомная теория Моргана

4

Полное и неполное сцепление генов; расстояние между генами, расположенными в одной хромосоме; генетические карты хромосом

Практическая работа: 

№2 «Решение генетических задач».

№3 «Решение генетических задач».

4

Тема 3.5.

Взаимодействие генов. Генотип и среда

Содержание учебного материала

2

1

Генотип как целостная система

2

Типы взаимодействия генов.

3

Множественное действие генов.

4

Фенотип — результат взаимодействия генотипа и условий окружающей среды.

Самостоятельная работа обучающихся:

- работа с учебной литературой.

2

Тема 3.6.

Основные закономерности наследственности.

Содержание учебного материала

2

1

Основные формы изменчивости.

2

Генотипическая изменчивость.

3

Мутации. Генные, хромосомные, геномные мутации. Свойства мутаций; соматические и генеративные мутации.

4

Причины и частота мутаций; мутагенные факторы.

5

Эволюционная роль мутаций, значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии.

Самостоятельная работа обучающихся:

- создание презентационного проекта на одну из тем:

«Селекция растений», «Селекция животных», «Селекция микроорганизмов», «Основные направления биотехнологии».

2

Тема 3.7.

Основные закономерности изменчивости.

Содержание учебного материала

2

1

Модификационная и наследственная изменчивость.

2

Комбинативная изменчивость.

3

Мутационная изменчивость.

Самостоятельная работа обучающихся:

- подготовить сообщения на темы:

 «Задачи и методы селекции».

«Генетика как научная основа селекции организмов, порода, сорт, штамм».

« Учение Н.И.Вавилова о центрах происхождения культурных растений.»

2

Тема 3.8.

Задачи и методы селекции.

Содержание учебного материала

2

1.

Задачи и методы селекции.

2

Генетика как научная основа селекции организмов, пород, сортов, штаммов.

3

Учение Н.И.Вавилова о центрах происхождения культурных растений.

4

Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости.

Самостоятельная работа обучающихся:

- подготовить сообщения на темы:

«Гибридологический метод в селекции».  «Полиплоидия». « Индуцированный мутагенез». « Клеточная инженерия».

2

Тема 3.9.

Одомашнивание животных и выращивание культурных растений.

Содержание учебного материала

2

1

Селекция растений, искусственный отбор в селекции растений.

2

Гибридологический метод в селекции.

3

Полиплоидия.

4

Индуцированный мутагенез.

5

Клеточная инженерия.

Семинарское занятие:

«Успехи селекции. Селекция микроорганизмов. Биотехнологии».

- защита творческих работ по теме

2

Обобщение по теме «Генетика»

2

Обязательная контрольная работа №1

2

Раздел 4.

ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ.

18

Тема 4.1

Теория эволюции.

Содержание учебного материала 

4

1.

История развития эволюционных идей.

2

Значение работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии.

3

Эволюционное учение Ч. Дарвина.

4

Роль эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира.

5

Синтетическая теория эволюции. Доказательства эволюции.

Самостоятельная работа обучающихся:

- создание презентационного проекта на одну из тем:

«Предпосылки возникновения эволюционной теории Ч.Дарвина»

« Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции».

-подготовить доклад на тему «Биография Дарвина».

2

Тема 4.2

Вид, его критерии и структура.

Содержание учебного материала

2

1

Концепция вида, его критерии.

2

Современные представления о видообразовании (С.С. Четвериков, И.И. Шмальгаузен).

3

Причины вымирания видов.

Тема 4.3

Популяция как форма существования вида.

Содержание учебного материала;

2

1.

Популяция – структурная единица вида и эволюции.

Самостоятельная работа обучающихся:

- создание презентационного проекта на одну из тем:

«Формирование устойчивых популяций микроорганизмов и вредителей культурных растений к воздействию ядохимикатов как доказательство их адаптивных возможностей».

«Адаптивная радиация организмов (на конкретных примерах) как результат действия естественного отбора».

« Ароморфозы в эволюции позвоночных и беспозвоночных животных».

4

Тема 4.4

Факторы эволюции.

Содержание учебного материала

4

1

Естественный отбор. Движущие силы эволюции.

2

Основные направления эволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс.

Самостоятельная работа обучающихся:- создание презентационного проекта на одну из тем:

«Формирование устойчивых популяций микроорганизмов и вредителей культурных растений к воздействию ядохимикатов как доказательство их адаптивных возможностей».

«Адаптивная радиация организмов (на конкретных примерах) как результат действия естественного отбора».

« Ароморфозы в эволюции позвоночных и беспозвоночных животных».

2

Тема 4.5

Микроэволюция.

Содержание учебного материала 

2

1

Главные направления эволюции: биологический прогресс и биологический регресс (А.И.Северцов).

2

Пути достижения биологического прогресса.

Самостоятельная работа обучающихся:

- составление рефератов по теме

«Микроэволюция. Современные представления о видообразовании».

 «Макроэволюция. Главные направления эволюции: биологический прогресс биологический регресс»

2

Тема 4.6

Макроэволюция.

Содержание учебного материала

2

1

Синтетическая теория эволюции. А. Н. Северцов и И. И. Шмальгаузен об основных направлениях эволюции.

2

Гипотезы возникновения жизни на Земле. Эволюция органического мира

3

Причины процветания одних видов и вымирания других в современную эпоху.

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка к обобщению по теме «Эволюционное учение»

2

Обобщение по теме «Эволюционное учение»

2

Раздел 5.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ.

20

Тема 5.1

Гипотезы происхождения жизни.

Содержание учебного материала 

2

1

Донаучные представлении о самозарождении жизни.

3

Опыты Ф. Реди и эксперименты Л.Пастера.

Самостоятельная работа обучающихся:

-подготовить доклад на темы:

«Опыты Ф. Реди».  «Эксперименты Л.Пастера».

2

Тема 5.2

Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

Содержание учебного материала

4

1

Краткая история развития органического мира.

2

Гипотеза Л.И.Опарина.

Лабораторная работа: 

№ 3 «Описание особей одного вида по морфологическому критерию».

№ 4 «Приспособление организмов к разным средам обитания (к водной, наземно-воздушной, почвенной)».

4

Самостоятельная работа обучающихся:

-подготовить доклад на темы:

«Гипотеза Л.И.Опарина».

2

Тема 5.3

Современные гипотезы о происхождении человека.

Содержание учебного материала 

2

1

Теория Ч.Дарвина о происхождении человека.

2

Рудименты, атавизмы;

3

Признаки сходств человека и человекообразной обезьяны.

4

Доказательства родства человека с млекопитающими животными.

5

Движущие силы антропогенеза.

Лабораторная работа:

№5 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека»

2

Тема 5.4

Основные этапы эволюции человека. Единство происхождения человеческих рас.

Содержание учебного материала

4

1

Основные этапы антропогенеза

2

Человеческие расы, их происхождение и единство.

Самостоятельная работа обучающихся:        

- создание презентационного проекта на одну из тем:

«Различные гипотезы происхождения».

«Эволюция приматов и этапы эволюции человека».

 «Человеческие расы».

2

Обобщение по теме «История развития жизни на земле»

2

Раздел 6.

ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ

28

Тема 6.1

Предмет и задачи экологии. Экологические факторы.

Содержание учебного материала 

2

1

Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой.

2

Экологические факторы, их значение в жизни организмов.

Самостоятельная работа обучающихся:

- работа с биологическим словарем – выписать экологические термины в тетрадь.

2

Тема 6.2

Структура экосистем.

Содержание учебного материала

2

1

Экологические системы.

2

Видовая и пространственная структура  экосистем.

3

Причины устойчивости и смены экосистем. Сукцессии. 

4

Искусственные сообщества – агроэкосистемы и урбоэкосистемы.

Лабораторная работа: 

№ 6 «Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности».

№ 7 «Сравнительное описание одной из естественных природных систем (например, леса) и какой-нибудь агроэкосистемы (например, пшеничного поля)».

4

Самостоятельная работа обучающихся:

- создание презентационного проекта на одну из тем:

«Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах».

«Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм».

2

Тема 6.3

Круговорот веществ и энергии в экосистемах. Влияние человека на экосистемы.

Содержание учебного материала

2

1

Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах.

2

Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм.

Практическая работа: 

№4 «Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и в агроценозе».

Лабораторная работа: 

№ 8 «Описание и практическое создание искусственной экосистемы (пресноводный аквариум)».

4

Тема 6.4

Учение о биосфере. Биография И. Вернадского.

Содержание учебного материала

2

1

Биосфера – глобальная экосистема.

2

Учение В.И. Вернадского о биосфере.

3

Глобальные экологические проблемы и пути их решения.

Самостоятельная работа обучающихся:

- подготовка докладов на тему «Глобальные экологические проблемы и пути их решения»

творческая работа

Приготовить плакаты на тему: «Последствия деятельности человека в окружающей среде».

2

Тема 6.5

Состав и границы биосферы. Роль живых организмов в биосфере.

Содержание учебного материала

2

1

Роль живых организмов в биосфере. Биомасса.

2

Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере.

Тема 6.6

Биосфера и человек. Ноосфера.

Содержание учебного материала

4

1

Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы.

2

Ноосфера.

3

Правила поведения людей в окружающей природной среде.

Самостоятельная работа обучающихся:

-творческая работа

Приготовить плакаты на тему: «Правила поведения людей в окружающей природной среде».

2

Тема 6.7

Основные экологические проблемы современности.

Содержание учебного материала

4

1

Последствия деятельности человека в окружающей среде.

2

Воздействие производственной деятельности в области своей будущей профессии на окружающую среду.

3

Глобальные экологические проблемы и пути их решения.

4

Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы. Ноосфера. Правила поведения людей в окружающей природной среде.

Практическая работа: 

№ 5 « Решение экологических задач»

2

Самостоятельная работа обучающихся:

-творческая работа

Приготовить плакаты на тему: «Правила поведения людей в окружающей природной среде».

2

Обобщение по теме «Экология»

2

Раздел 7.

БИОНИКА

6

Тема 7.1

Бионика.

Содержание учебного материала

4

1

Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики, рассматривающее особенности морфофизиологической организации живых организмов  и их использование для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами.

2

Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных.

Защита творческих работ

2

Самостоятельная работа обучающихся:

- создание презентационного проекта на одну из тем:«Бионика»

Подготовка  зачету

2

Обязательная контрольная работа №2

2

Итоговый урок - Дифференцированный зачет.

2


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета биологии.

Оборудование учебного кабинета:

1.Доска классная

2. Стул преподавателя

3. Стол преподавателя

4 .Столы для студентов

5. Стулья для студентов

6. Компьютер

7. Проектор

8. Интерактивная доска

9. комплект учебно-наглядных пособий по дисциплине «Биология».

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

  1. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. 10 кл. Рабочая тетрадь. - М., 2001.
  2. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10—11 кл.-М., 2001.
  3. Константинов В.М., Рязанова А.П. Общая биология. Учеб. Пособия для СПО. - М., 2002.
  4. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология.1 0        кл. Учебник. - М., 2002.
  5. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 11        кл. Учебник. - М., 2002.
  6. Чебышев Н.В. Биология. Учебник для Ссузов. - М., 2005.

Дополнительные источники:

  1. Константинов В.М., Рязанов А.Г., Фадеева Е.О. Общая биология. -М.,2006.
  2. Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Рувимский А.О. Общая биология. - М., 2000.
  3. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сивоглазов В.И. Биология. Общие закономерности. - М., 1996.

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

При организации образовательного процесса, в условиях реализации компетентностного подхода,  предусматривается использование активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций,  психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

  • объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
  • решать элементарные биологические задачи;
  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
  • сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
  • анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;

Знания:

  • основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
  • строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;
  • сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
  • вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
  • биологическую терминологию и символику.

Работа с учебной литературой

Подготовка презентаций

Выполнение практических работ

Выполнение лабораторных работ

Выполнение лабораторных работ

Выполнение практических работ

Тестирование.

Выполнение практических работ

Работа с учебной литературой

Индивидуальная работа

Тестирование

Устный опрос, дискуссия.

Устный опрос, дискуссия.

Тестирование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ является частью основной профессиональной образовательной програ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫРабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ являетс...

Рабочая программа учебной практики по дисциплине Инженерная геодезия

Содержание учебной практики по Инженерной геодезии...

Рабочая программа учебного предмета история (Профильный уровень) для 10-11 классов на 2022-2023 уч.год

Данная рабочая программа разработана на основании ФГОС и Историко-культурного стандарта. Рассчитана на 4 учебных часа в неделю. : 10 кл. -136 часов в год,  11 кл. – 132 часов в год  (и...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.03 МАТЕМАТИКА программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилейПрограмма общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.03 Математика является

Программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.03 Математика является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в  соответствии с требованиями ФГОС среднего общего обр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Русский язык. Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35.02.05 Агрономия.

Рабочая программа  учебной дисциплины «Русский язык» разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования от 17.05.2012 ( с изм. от 29.06.2017), примерной программы, одоб...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Русский язык .Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 26.02.01 Ветеринария, 35.02.15 Кинология.

Рабочая программа  учебной дисциплины «Русский язык» разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования от 17.05.2012 ( с изм. от 29.06.2017), примерной программы, одоб...

Рабочая программа учебного модуля по дисциплине ПМ02 Организация и проведение экспертизы и оценки качества товаров по специальности СПО 38.05.02 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

Рабочая программа учебного модуля по дисциплине ПМ02 Организация и проведение экспертизы и оценки качества товаров по специальности СПО 38.05.02 Товароведение и экспертиза качества потребительских тов...