РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ БИОЛОГИЯ (БАЗОВАЯ ДИСЦИПЛИНА) для всех специальностей
рабочая программа по теме

Бормотова Елена Сергеевна

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям СПО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma-1_dlya_vseh.docx69.79 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«КУРСКИЙ МОНТАЖНЫЙ ТЕНИКУМ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

БИОЛОГИЯ

БАЗОВАЯ ДИСЦИПЛИНА

2011г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Биология», одобренной ФГУ «Федеральным институтом развития образования «10» апреля 2008 г., утвержденной директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России «16» апреля 2008 г. и в соответствии с Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) по специальности 280711 «Рациональное использование природохозяйственных комплексов».

Организация-разработчик: ФГОУ «Курский монтажный техникум»

Разработчики:

Бормотова Е.С., преподаватель биологии

_________________________________________________

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)

Заключение Экспертного совета №____________  от «____»__________20__ г.

                                                       номер

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

  1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ

12

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ

14

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Биология

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям СПО 280711 «Рациональное использование природохозяйственных комплексов».

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общеобразовательный цикл, является базовой дисциплиной.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;
  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
  • строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;
  • сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
  • вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
  • биологическую терминологию и символику;

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 117 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  78 часов;

самостоятельной работы обучающегося 39 часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

117

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

78

в том числе:

- лабораторные работы

16

- практические работы

10

- контрольные работы

4

- лекционные занятия

46

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

39

в том числе:

 - реферат, доклад

9

- создание презентационного проекта

16

- работа с творческими заданиями

4

- работа с учебной литературой

3

-подготовка к семинару

7

Итоговая аттестация в форме  - дифференцированного  зачёта                 2


2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины: Биология

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Содержание учебного материала

2

2

1

Предмет и задачи общей биологии.

2

Уровни организации живой материи.

Раздел 1.

УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ

12

Тема 1.1.

Основные положения клеточной теории.

Содержание учебного материала

2

1

Цитология - наука о клетке... Краткая история изучения клетки.

1

2

Краткие сведения из истории изучения клетки

3

Клетка – элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов.

Самостоятельная работа обучающихся:

- с учебной литературой по теме «Краткие сведения из истории изучения клетки. Цитология-наука о клетке».

2

Тема 1.2.

Химическая организация клетки.

Содержание учебного материала 

2

1

Химическая организация клетки.

1

2

Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов.

3

Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке.

Самостоятельная работа обучающихся:

- с учебной  литературой по теме «Содержание химических элементов в клетке, вода и другие неорганические вещества, их роль. Органические вещества клетки. Углеводы, липиды».

-составление рефератов по теме «Белки, аминокислоты. Структура белков, функции белков в клетке. Нуклеиновые кислоты, АТФ, самоудвоение ДНК, типы РНК. Сходство химического состава клеток разных организмов как доказательство их родства»

6

Тема 1.3.

Строение клетки. Вирусы.

Содержание учебного материала 

2

1

Строение и функции клетки.

1

2

Прокариотические и эукариотические клетки.

3

Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение.

4

Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.)

5

Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки.

Лабораторная работа:

№1 «Сравнение строения клеток растений и животных по готовым микропрепаратам».

2

Самостоятельная работа обучающихся:

- составление рефератов по теме «Вирусы, профилактика СПИДа.»

- составление кроссвордов на тему «Клетка».

3

Тема 1.4.

Обмен веществ и энергии в клетке.

Содержание учебного материала

2

1

Обмен веществ и превращение энергии в клетке: пластический и энергетический обмен.

2

Строение и функции хромосом.

3

ДНК – носитель наследственной информации. Репликация ДНК.

3

Ген. Генетический код.

4

Биосинтез белка.

Самостоятельная работа обучающихся:

- био-, макро-, микроэлементы и их роль в жизни растения;

- клетка эукариотических организмов;

- прокариотические организмы и их роль в биоценозах.

4

Обобщение по теме «Учение о клетке»

-защита творческих работ

2

Раздел 2.

ОРГНИЗМ. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ.

6

Тема 2.1.

Формы размножения живых организмов. Деление клетки.

Содержание учебного материала 

2

1

Организм – единое целое. Многообразие организмов.

1

2

Размножение – важнейшее свойство живых организмов.

3

Половое и бесполое размножение.

4

Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение.

Самостоятельная работа обучающихся: 

- составление рефератов по теме «Вредное влияние никотина и алкоголя на онтогенез человека. Мутагенные свойства вредных веществ, накапливающихся в атмосфере. Наследственные заболевания и профилактика»

2

Тема 2.2.

Индивидуальное развитие организмов.

.

Содержание учебного материала.

2

1

Индивидуальное развитие организма.

2

2

Эмбриональный этап онтогенеза. Постэмбриональное развитие.

3

Основные стадии эмбрионального развития. Органогенез

4

Биогенетический закон.

5

Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства.

6

Причины нарушений в развитии организмов.

7

Индивидуальное развитие человека.

8

Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека.

Лабораторная работа:

№2 «Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного  родства».

2

Самостоятельная работа обучающихся:

- влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов;

- влияние курения, употребление алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка;

- наследственная информация и передача ее из поколения в поколение.

- биологическое значение чередования поколений;

- эмбриологические доказательства эволюционного родства животных;

2

Раздел 3.

ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ

12

Тема 3.1

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов.

Содержание учебного материала 

2

1

1

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов.

2

Г.Мендель – основоположник генетики.

3

Генетическая терминология и символика.

Тема 3.2

Основные закономерности наследственности изменчивости.

Содержание учебного материала

2

1

Законы генетики, установленные Г. Менделем.

2

Моногибридное и дигибридное скрещивание

3

Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.

4

Значение генетики для селекции и медицины. Наследственные болезни человека, их  причины и профилактика.

5

Закономерности изменчивости...

6

Наследственная или генотипическая изменчивость.

7

Модификационная изменчивость

Самостоятельная работа обучающихся:

- создание презентационного проекта на одну из тем

«Основные понятия генетики»

«Законы Менделя»

«Модификационная изменчивость»

4

Тема 3.3

Селекция растений, животных и микроорганизмов.

Содержание учебного материала.

2

1

Генетика – теоретическая основа селекции. Одомашнивание животных и выращивание культурных растений – начальные этапы селекции

2

Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.

3

Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор.

4

Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов.

5

Биотехнология, ее достижения и перспективы развития

6

Клонирование животных (проблемы клонирования человека).

Практическая работа: 

№1 «Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания».

№2 «Решение генетических задач».

№3 «Решение генетических задач».

6

Самостоятельная работа обучающихся:

- успехи современной генетики в медицине и здравоохранении;

- центры многообразия и происхождения культурных растений;

- значение изучения предковых форм для современной селекции;

- история происхождения отдельных сортов культурных растений.

4

Обязательная контрольная работа №1за Iсеместр

2

Раздел 4.

ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ.

8

Тема 4.1

Теория эволюции.

Содержание учебного материала.

2

1

1.

История развития эволюционных идей.

2

Значение работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии.

3

Эволюционное учение Ч. Дарвина.

4

Роль эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира.

5

Синтетическая теория эволюции. Доказательства эволюции.

Тема 4.2

Вид и его критерии и структура.

Содержание учебного материала.

2

1.

Концепция вида, его критерии.

2

2

Современные представления о видообразовании (С.С. Четвериков, И.И. Шмальгаузен).

3

Причины вымирания видов.

4

Микроэволюция. Макроэволюция

5

Сохранение биологического многообразия  как основы устойчивости  биосферы и прогрессивного ее развития.

Тема 4.3

Популяция как форма существования вида.

Содержание учебного материала

2

1

Популяция – структурная единица вида и эволюции.

Тема 4.4

Факторы эволюции

Содержание учебного материала

2

1

Естественный отбор. Движущие силы эволюции.

2

Основные направления эволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс.

Самостоятельная работа обучающихся:

- создание презентационного проекта на одну из тем:

«Формирование устойчивых популяций микроорганизмов и вредителей культурных растений к воздействию ядохимикатов как доказательство их адаптивных возможностей».

«Адаптивная радиация организмов (на конкретных примерах) как результат действия естественного отбора».

« Ароморфозы в эволюции позвоночных и беспозвоночных животных».

4

Раздел 5.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ.

8

Тема 5.1

Развитие представлений о происхождении жизни на Земле.

Содержание учебного материала

2

1

Гипотезы происхождения жизни.

1

2

Краткая история развития органического мира.

3

Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

4

Современные гипотезы о происхождении человека.

5

Доказательства родства человека с млекопитающими животными.

6

Эволюция человека.

7

Единство происхождения человеческих рас.

Лабораторная работа: 

№ 3 «Описание особей одного вида по морфологическому критерию».

№ 4 «Приспособление организмов к разным средам обитания (к водной, наземно-воздушной, почвенной)».

№ 5 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека».

6

Самостоятельная работа обучающихся:

- создание презентационного проекта на одну из тем:

«Различные гипотезы происхождения».

«Эволюция приматов и этапы эволюции человека».

 «Человеческие расы».

2

Раздел 6.

ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ

22

Тема 6.1

Предмет и задачи экологии. Экологические факторы.

Содержание учебного материала 

2

1

Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой.

1

2

Экологические факторы, их значение в жизни организмов.

2

Тема 6.2

Структура экосистем.

Содержание учебного материала

2

1

Экологические системы.

3

2

Видовая и пространственная структура  экосистем.

3

Причины устойчивости и смены экосистем. Сукцессии. 

4

Искусственные сообщества – агроэкосистемы и урбоэкосистемы.

Лабораторная работа: 

№ 6 «Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности».

№ 7 «Сравнительное описание одной из естественных природных систем (например, леса) и какой-нибудь агроэкосистемы (например, пшеничного поля)».

Тема 6.3

Круговорот веществ и энергии в экосистемах. Влияние человека на экосистемы.

Содержание учебного материала

2

1

Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах.

2

Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм.

Практическая работа: 

№4 «Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и в агроценозе».

Лабораторная работа: 

№ 8 «Описание и практическое создание искусственной экосистемы (пресноводный аквариум)».

4

Тема 6.4

Учение о биосфере. Биография И. Вернадского.

Содержание учебного материала

2

1

Биосфера – глобальная экосистема.

2

Учение В.И. Вернадского о биосфере.

Тема 6.5

Состав и границы биосферы. Роль живых организмов в биосфере.

Содержание учебного материала

2

1

Роль живых организмов в биосфере. Биомасса.

2

Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере.

Тема 6.6

Основные экологические проблемы современности.

Содержание учебного материала

2

1

Последствия деятельности человека в окружающей среде.

2

Воздействие производственной деятельности в области своей будущей профессии на окружающую среду.

3

Глобальные экологические проблемы и пути их решения.

4

Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы. Ноосфера. Правила поведения людей в окружающей природной среде.

Практическая работа: 

№ 5 « Решение экологических задач»

2

Самостоятельная работа обучающихся:

-творческая работа

Приготовить плакаты на тему: «Правила поведения людей в окружающей природной среде».

4

Раздел 7.

БИОНИКА

2

Тема 7.1

Бионика.

Содержание учебного материала

2

1

Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики, рассматривающее особенности морфофизиологической организации живых организмов  и их использование для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами.

1

2

Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных.

Самостоятельная работа обучающихся:

подготова к зачету

2

Обязательная контрольная работа №2

2

Итоговый урок - Дифференцированный зачет.

2


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета биологии.

Оборудование учебного кабинета:

1.Доска классная

2. Стул преподавателя

3. Стол преподавателя

4 .Столы для студентов

5. Стулья для студентов

6. Компьютер

7. Проектор

8. Интерактивная доска

9. комплект учебно-наглядных пособий по дисциплине «Биология».

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

  1. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. 10 кл. Рабочая тетрадь. - М., 2001.
  2. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10—11 кл.-М., 2001.
  3. Константинов В.М., Рязанова А.П. Общая биология. Учеб. Пособия для СПО. - М., 2002.
  4. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология.1 0        кл. Учебник. - М., 2002.
  5. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 11        кл. Учебник. - М., 2002.
  6. Чебышев Н.В. Биология. Учебник для Ссузов. - М., 2005.

Дополнительные источники:

  1. Константинов В.М., Рязанов А.Г., Фадеева Е.О. Общая биология. -М.,2006.
  2. Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Рувимский А.О. Общая биология. - М., 2000.
  3. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сивоглазов В.И. Биология. Общие закономерности. - М., 1996.

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

При организации образовательного процесса, в условиях реализации компетентностного подхода,  предусматривается использование активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций,  психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

  • объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
  • решать элементарные биологические задачи;
  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
  • сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
  • анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;

Знания:

  • основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
  • строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;
  • сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
  • вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
  • биологическую терминологию и символику.

Работа с учебной литературой

Подготовка презентаций

Выполнение практических работ

Выполнение лабораторных работ

Выполнение лабораторных работ

Выполнение практических работ

Тестирование.

Выполнение практических работ

Работа с учебной литературой

Индивидуальная работа

Тестирование

Устный опрос, дискуссия.

Устный опрос, дискуссия.

Тестирование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и КТП по дисциплине ОБЖ для специальности 24.02.01 "Производство летательных аппаратов" 2015г.

В данном разделе размещены Рабочая программа и КТП по ОБЖ для специальности  24.02.01 "Производство летательных аппаратов" на 2015-2016  уч. г....

Рабочая программа учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ для специальности 19.02.10 «ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ» базовая подготовка

Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 19.02.10 Те...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВЧ.ОПД.08 Психология «профессионального учебного цикла» программы подготовки специалистов среднего звена по специальностям 31.02.02 Акушерское дело базовой подготовки

Разработчик: Перфилова О.В.Эксперты:Внутренняя экспертизаТехническая экспертиза: Мулюкина О.С., методист, ГБОУ СПО НО «НМК"Содержательная экспертиза: Вяжевич Л.П., председатель ЦМК ОПД и пс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА» программы подготовки специалистов среднего звена для всех специальностей технического профиля на базе основного общего образования с получением среднего общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ«Физика»программы подготовки специалистов среднего звенадля всех специальностей технического профиляна базе основного общего образованияс получени...

Рабочая программа учебной практики по дисциплине Инженерная геодезия

Содержание учебной практики по Инженерной геодезии...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО СПОРТИВНОЙ СЕКЦИИ БАСКЕТБОЛ Для всех специальностей и профессий

Рабочая ПРОГРАММа по спортивной секции баскетболДля всех специальностей и профессий...

Рабочая программа учебного модуля по дисциплине ПМ02 Организация и проведение экспертизы и оценки качества товаров по специальности СПО 38.05.02 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

Рабочая программа учебного модуля по дисциплине ПМ02 Организация и проведение экспертизы и оценки качества товаров по специальности СПО 38.05.02 Товароведение и экспертиза качества потребительских тов...